Зарядка для 2 лет

Елена Ковалева
Комплексы утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) на весь учебный год

Содержание

Комплекс утренней гимнастики – сентябрь — I

1.»ЛАДОШКИ»

И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу.

Выполнение: руки вперед, ладони вверх; сказать: «Вот» – опустить руки.

Повторить: 5 раз.

2. «ГДЕ КОЛЕНИ?»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки за спиной.

Выполнение: наклон вперед; руки на колени (приучать выпрямлять ноги); сказать: «Тут» – выпрямиться.

Повторить: 4 раза.

3. «ВЕЛОСИПЕД»

И. п. : лежа на спине, руки и ноги выпрямлены.

Выполнение: сгибание и разгибание ног в коленях — «поехали на велосипеде» – опустить ноги.

Повторить: 2—3 раза, чередуя с дыхательными упражнениями.

4. «ШАГАЮТ НОЖКИ»

И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу.

Выполнение: шагать, высоко поднимая колени, размахивая руками.

Комплекс утренней гимнастики – сентябрь — II

1. «ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки внизу.

Выполнение: наклоны в стороны, руки вверху.

Повторить: 5-6 раз.

2. «СОБИРАЕМ ГРИБЫ»

И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу.

Выполнение: присесть; изобразить собирание грибов; выпрямиться.

Повторить: 5-6 раз.

3. «ЛИСТОЧКИ»

И. п. : лежа на спине, руки свободно.

Выполнение: перевернуться на живот, повернуться на спину.

Повторить: 5-6 раз.

4. «ЗАЙЧИКИ»

И. п. : произвольно, руки перед грудью.

Выполнение: прыжки на месте.

Повторить: 8-10 раз, чередуя с ходьбой.

5. «ШАГАЮТ НОЖКИ»

И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу.

Выполнение: шагать, высоко поднимая колени, размахивая руками.

Комплекс утренней гимнастики – октябрь — I

1. «ПОКАЖИ ФЛАЖОК»

И. п. : ноги слегка расставить, флажок опущен.

Выполнение: флажок вперед, сказать «вот», опустить флажок, выпрямиться.

Повторить: 5-6 раз.

2. «ПОКАЖИ ФЛАЖОК»

И. п. : ноги на ширине плеч, флажок вниз.

Выполнение: флажок вперед, наклон, сказать «вот», опустить флажок, выпрямиться.

Повторить: 3-4 раза.

3. «НОГУ ЧЕРЕЗ ФЛАЖОК»

И. п. : сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног, руки упор сзади.

Выполнение: перенести через флажок правую (левую) ногу, вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

4. «ПОДПРЫГИВАНИЕ»

И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз.

Выполнение: пружинки и 8 подпрыгиваний и встряхивание флажком.

Повторить: 3 раза, чередуя с ходьбой.

Комплекс утренней гимнастики – октябрь — II

1. «ВЫШЕ ФЛАГ»

И. п. : ноги слегка расставить, флажок опущен.

Выполнение: флажок вверх, посмотреть и через стороны опустить, сказать «вниз».

Повторить: 5-6 раз.

2. «ПОКАЗАТЬ И ПОМАХАТЬ»

И. п. : ноги на ширине плеч, флажок назад.

Выполнение: флажок вперед, помахать, наклониться, выпрямиться, помахать, опустить.

Повторить: 5-6 раз.

3. «НЕ ЗАДЕНЬ»

И. п. : сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног, руки упор сзади.

Выполнение: поднять правую (левую) ногу, опустить, не задев флажок.

Повторить: 5-6 раз.

4. «ПОДПРЫГИВАНИЕ»

И. п. : ноги слегка расставить, флажки на полу.

Выполнение: 8 подпрыгиваний.

Повторить: 3 раза, чередуя с ходьбой на месте, не задевая флажки.

Комплекс утренней гимнастики – ноябрь — I

1. «МЯЧ ВПЕРЕД»

И. п. : ноги слегка расставить, мяч опущен.

Выполнение: мяч вперед, опустить, сказать «вниз».

Повторить: 5-6 раз.

2. «ПОКАЖИ МЯЧ»

И. п. : ноги врозь, мяч опущен.

Выполнение: наклон вперед, мяч вперед, сказать «вот», опустить мяч.

Повторить: 5-6 раз.

3. «ВЫШЕ МЯЧ»

И. п. : сидя на пятках, мяч опущен.

Выполнение: подняться на колени, мяч вверх, посмотреть, опустить.

Повторить: 5-6 раз.

4. «МЯЧИК ОТДЫХАЕТ»

И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс, мяч на полу.

Выполнение: 4 пружинки, 8 подпрыгиваний, ходьба вокруг мяча.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – ноябрь — II

1. «ДАЛЬШЕ ВПЕРЕД»

И. п. : ноги слегка расставить, мяч перед грудью.

Выполнение: руки вперед, вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

2. «КАТАЕМ»

И. п. : сидя, ноги врозь, руки за спину, мяч на полу.

Выполнение: наклон вперед, покатать мяч вперед к себе, вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

3. «ПОГЛАДИМ»

И. п. : ноги слегка расставить, мяч на полу.

Выполнение: присесть, погладить, сказать «гладкий», выпрямиться.

Повторить: 5-6 раз.

4. «ВЕСЕЛЫЕ МЯЧИКИ»

И. п. : ноги слегка расставить, мяч опущен.

Выполнение: 8 подпрыгиваний и ходьба на месте, подняв мяч.

Повторить: 3 раз.

Комплекс утренней гимнастики – декабрь — I

1. «ВЫШЕ ГАНТЕЛИ»

И. п. : ноги слегка расставить, гантели вниз.

Выполнение: гантели через стороны вверх, опустить, сказать «вниз».

Повторить: 5-6 раз.

2. «ПОКАЖИ ГАНТЕЛИ»

И. п. : ноги слегка расставлены, гантели за спиной.

Выполнение: гантели вперед, сказать «вот», вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

3. «ПОКАЖЕМ ДРУГ ДРУГУ»

И. п. : ноги врозь, гантели у пояса.

Выполнение: поворот в сторону, показать гантели, сказать «вот», вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

4. «МЯЧИКИ»

И. п. : ноги слегка расставить, гантели опущены.

Выполнение: 2 пружинки, 8подпрыгиваний и ходьба.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – декабрь — II

1. «КАЧЕЛИ»

И. п. : ноги слегка расставить, гантели внизу.

Выполнение: взмахи рук вперед-назад, говорить «ух». После 4 движений пауза.

Повторить: 5-6 раз.

2. «САМОЛЕТ»

И. п. : ноги врозь, гантели вниз.

Выполнение: гантели в стороны, наклониться вперед – полетел, выпрямиться, гантели опустить – прилетел.

Повторить: 5-6 раз.

3. «ПОИГРАЙ ВВЕРХУ»

И. п. : сидя, гантели опущены.

Выполнение: согнуть ноги, гантели вверх, поиграть, опустить, выпрямить ноги.

Повторить: 5-6 раз.

4. «ПОДПРЫГИВАНИЕ»

И. п. : ноги слегка расставить, гантели внизу.

Выполнение: 4 пружинки, 8 подпрыгиваний, затем ходьба.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – январь — I

1. «ПЛАТОЧЕК ВПЕРЕД»

И. п. : ноги слегка расставить, платочек опущена, держать за верхнюю часть с боков.

Выполнение: платочек вперед, опуская, сказать «вниз».

Повторить: 5-6 раз.

2. «СПРЯЧЕМСЯ»

И. п. : ноги врозь, платочек опущен.

Выполнение: наклон вперед, платочек перед лицом – спрятались, опустить платочек, выпрямиться.

Повторить: 5-6 раз.

3. «СЕСТЬ И ВСТАТЬ»

И. п. : ноги слегка расставить, платочек на полу.

Выполнение: сесть на платочек, сказать «сели», встать.

Повторить: 4-5 раз.

4. «ПОДПРЫГИВАНИЕ»

И. п. : ноги слегка расставить, платочек на полу.

Выполнение: 8 подпрыгиваний на месте и ходьба вокруг платочка.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – январь — II

1. «ДО СВИДАНИЯ»

И. п. : ноги слегка расставить, платочек опущен.

Выполнение: платочек вверх, помахать, посмотреть, опустить. После 2 повторений переложить платочек в другую руку.

Повторить: 3 раза.

2. «НА КОЛЕНИ»

И. п. : ноги врозь, платочек вверх.

Выполнение: наклон вперед, платочек к коленям, вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

3. «НЕ УРОНИ»

И. п. : сидя, платочек на коленях, руки упор с боку.

Выполнение: согнуть и выпрямить ноги.

Повторить: 5-6 раз.

4. «ВОКРУГ ПЛАТОЧКА»

И. п. : ноги слегка расставить, платочек на полу.

Выполнение: подняться на носки, обойти вокруг платочка в одну и другую сторону.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – февраль — I

1. «МЯЧ ВПЕРЕД»

И. п. : ноги слегка расставить, мяч опущен.

Выполнение: мяч вперед, опустить, сказать «вниз».

Повторить: 5-6 раз.

2. «ПОКАЖИ МЯЧ»

И. п. : ноги врозь, мяч опущен.

Выполнение: наклон вперед, мяч вперед, посмотреть, опустить.

Повторить: 5-6 раз.

3. «ВЫШЕ МЯЧ»

И. п. : сидя на пятках, мяч опущен.

Выполнение: подняться на колени, мяч вверх, посмотреть, опустить.

Повторить: 5-6 раз.

4. «МЯЧ ОТДЫХАЕТ»

И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс, мяч на полу.

Выполнение: 4 пружинки и 8 подпрыгиваний, ходьба вокруг мяча.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – февраль — II

1. «ДАЛЬШЕ ВПЕРЕД»

И. п. : ноги слегка расставить, мяч перед грудью.

Выполнение: руки вперед, вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

2. «КАТАЕМ»

И. п. : сидя, ноги врозь, руки за спину, мяч на полу.

Выполнение: наклон вперед, покатать мяч вперед, к себе, вернуться в и. п.

Повторить: 4-5 раз.

3. «ПОГЛАДИМ»

И. п. : ноги слегка расставить, мяч на полу.

Выполнение: присесть, погладить, сказать «гладкий», выпрямиться.

Повторить: 5-6 раз.

4. «ВЕСЕЛЫЕ МЯЧИКИ»

И. п. : ноги слегка расставить, мяч опущен.

Выполнение: 8 подпрыгиваний и ходьба на месте, подняв мяч.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – март — I

1. «ПОКАЖИ КУБИКИ»

И. п. : ноги слегка расставить, кубики за спину.

Выполнение: кубики вперед, сказать «вот», спрятать за спину.

Повторить: 5-6 раз.

2. «ПОКАЖЕМ ДРУГ ДРУГУ»

И. п. : ноги врозь, кубики у пояса.

Выполнение: поворот в сторону, показать кубики, сказать «вот», вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

3. «НЕТ КУБИКОВ»

И. п. : сидя кубики в стороны.

Выполнение: кубики к животу, согнутыми ногами прикрыть кубики, сказать «нет», выпрямиться.

Повторить: 5-6 раз.

4. «МЯЧИКИ»

И. п. : ноги слегка расставить, кубики опущены.

Выполнение: 2 пружинки, 8 подпрыгиваний и ходьба.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – март — II

1. «КУБИКИ ВМЕСТЕ»

И. п. : ноги слегка расставить, кубики за спину.

Выполнение: кубики вперед, постучать, сказать «тук-тук», спрятать кубики за спину.

Повторить: 5-6 раз.

2. «ПОЛОЖИ И ВОЗЬМИ»

И. п. : сидя, ноги врозь, кубики у плеч.

Выполнение: наклон вперед, положить кубики у пяток, руки к плечам. Так же взять кубики.

Повторить: 5-6 раз.

3. «НЕТ КУБИКОВ»

И. п. : сидя, кубики в стороны.

Выполнение: кубики к животу, согнутыми ногами прикрыть кубики, опустить голову, сказать «нет».

Повторить: 5-6 раз.

4. «ОСТОРОЖНО И ЛЕГКО»

И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз, кубики на полу с боков.

Выполнение: 2 пружинки, 8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой на месте.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – апрель — I

1. «ИГРАЕМ»

И. п. : ноги слегка расставить, ленточка опущена.

Выполнение: помахать, вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

2. «ПЕРЕДАЙ ЛЕНТОЧКУ»

И. п. : ноги врозь, ленточка опущена.

Выполнение: помахать над головой, переложить в другую руку, наклониться, переложить в другую руку, вернуться в и. п.

Повторить: 3-4 раза.

3. «СОГНИ НОГИ»

И. п. : сидя, ноги вперед, ленточка между ног.

Выполнение: согнуть ноги, выпрямить, не задевая ленточки.

Повторить: 5-6 раз.

4. «ЛЕНТОЧКАМ ВЕСЕЛО»

И. п. : ноги слегка расставить, ленточки опущены.

Выполнение: 8 подпрыгиваний с взмахом ленточек.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – апрель — II

1. «ПОМАШИ ВНИЗУ»

И. п. : ноги слегка расставить, ленточку вверх.

Выполнение: опустить ленточку вниз, помахать, поднять вверх.

Повторить: 5-6 раз.

2. «ПОМАШИ ВНИЗУ»

И. п. : ноги врозь ленточка за спиной.

Выполнение: наклон вперед, помахать, сказать «вниз», спрятать ленточку за спину. Передать в другую руку.

Повторить: 5-6 раз.

3. «НОГУ ЧЕРЕЗ ЛЕНТОЧКУ»

И. п. : сидя, ноги врозь, ленточка на полу между ног, руки упор сзади.

Выполнение: перенести через ленточку правую (левую) ногу, вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

4. «НОГАМ И ЛЕНТОЧКЕ ВЕСЕЛО»

И. п. : ноги слегка расставить, ленточка опущена.

Выполнение: 8 подпрыгиваний и ходьба с взмахом ленточки.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – май — I

1. «ПОКАЖИ РУКИ»

И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз.

Выполнение: руки вперед, выпрямить, вниз, сказать, «вниз».

Повторить: 5-6 раз.

2. «ГДЕ КОЛЕНИ»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки за спину.

Выполнение: наклон вперед, ладони на колени, выпрямиться.

Повторить: 5-6 раз.

3. «ШАГАЮТ НАШИ НОЖКИ»

И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз.

Выполнение: высоко попеременно поднимать ноги, размахивая руками.

Повторить: 5-7 сек., 3 раза.

4. «ПОДПРЫГИВАНИЕ»

И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс.

Выполнение: 8-10 подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой.

Повторить: 3 раза.

Комплекс утренней гимнастики – май — II

1. «ШАРИК»

И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину.

Выполнение: согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать шарик, развести руки в стороны, выпрямить – надули, руки вверх, посмотреть – улетел, вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

2. «ГДЕ КОЛЕНИ»

И. п. : сидя, ноги врозь, руки упор сзади.

Выполнение: наклон вперед, ладони на колени, выпрямиться, говорить «вот».

Повторить: 5-6 раз.

3. «СПРЯЧЬ ГОЛОВУ»

И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину.

Выполнение: присесть, обхватить колени, голову опустить, вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

4. «МЯЧИКИ»

И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз.

Выполнение: 4 пружинки и 8 подпрыгиваний – прыгают мячики, чередуя с ходьбой.

Повторить: 3 раза.

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики

после дневного сна

для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс №1

1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)

— Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. ( 3-4 раза)

— Игра » Зима и лето» ( напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал » Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал » Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло . (3-4раз)

— Самомассаж ладоней ( «Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями » умыть» лицо. ( 3-4раз)

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

— Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

— И.п.- сидя на стульчиках. » Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)

— И. п. — сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«У меня спина прямая» И.п. — узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

«У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» ( наклоны вперед)

» Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» ( действия в соответствии с текстом)

» Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» ( повороты туловища-руки на поясе).

» Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)

» Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» ( повороты туловища)

» Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» ( действия в соответствии с текстом)

» Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс №2

1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)

— И.п.:-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди ( не поднимая головы), носки потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз)

2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)

— Ходьба друг за другом ( босиком)

«На огород мы наш пойдём.

Овощей там наберём».

— (Ходьба на носках)

«Дорога коротка, узка.

Идём, ступая мы с носка!

— (Приставной шаг боком с » пружинкой)

«По бордюру мы идём

Приседаем мы на нём»

— (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)

«Усталые ножки

Шли по дорожке».

— (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. ( 6-8- раз)

«На камушек мы сели,

Сели, посидели».

(Погладить мышцы ног и ступни)

«Ножки отдыхают,

Мышцы расслабляют»

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Подсолнух» — Посреди двора золотая голова.

И.п. — о.с.1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2- вернуться в исходное положение.

«Морковь» — За кудрявую косу

Ее из норки я тащу. И.п.- стоя на коленях. 1- наклон вперёд, руки вперед- вниз; 2- вернуться в и.п.

«Репка» — » Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок».

И.п.- с прямыми ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.

«Картошка» —

И зелён, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко — под кустом картошка.

И.п. — лёжа на спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.

«Капуста» —

Лоскуток на лоскуток- зелёная заплатка,

1- согнуть ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.

«Пугало»

«Кто стоит на палке

С бородою из мочалки

Ветер дует- он шумит,

Ногами дёргает, скрипит»

Прыжки на двух ногах, руки- в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.

5. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой).

Комплекс №3

1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)

— (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)

А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!

Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !

— (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)

Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!

Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

— (Бесшумная ходьба на цыпочках)

«Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка

Еле слышно- топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп»

– (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)

«Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой»

— (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).

«Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, еще подскок».

— (Громко мяукают и убегают на стульчики)

«А потом мяукает «Мяу»!

Я в свой домик убегаю!»

Самомассаж стоп

И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая » щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Поза сердитой кошки» И.п,- встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник.( 10-15 секунд)

«Поза доброй кошки» И.п. — то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице ( 10-15 секунд)

» Хвостик» И.п. — то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как » кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.

«Кошка- царапушка». И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос — кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..).- выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше — Бом-бом, бом-бом!

По весёлой звонкой крыше — Бом-бом, бом-бом! ( встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)

— Дома, дома посидите — Бом-бом, бом-бом!

Никуда не выходите — Бом-бом, бом-бом!( постукивание пальчиками)

— Почитайте, поиграйте — Бом-бом, бом-бом!

А уйду, тогда гуляйте… Бом-бом, бом-бом!( поколачивание кулачками)

— Повторение 1 куплета ( поглаживание ладошками)

4. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой)

Комплекс №4

1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин.)

— Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)

И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.

— Игра » Зима и лето». (напряжение и расслабление мышц»)

И.п.- лёжа на спине. На сигнал » Зима !» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал » Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

— Игра на внимание » Тропинка». По команде воспитателя » тропинка», дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз. По команде » Кочка», дети направляются к центру круга, подняв соединённые руки вверх. На слово » Кочки», дети приседают, положив руки на голову.

Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить ( 4-5 раз)

» Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперед на пятку, затем на носок и убрать под стул ( 4-5- раз)

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

— Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты ( «лапки»). «Скачут, скачут во лесочке Зайцы — серые клубочки». – Прыжки вперед-назад «Прыг-скок, прыг-скок- — Встать прямо, руки опустить. «Встал зайчонок на пенёк Всех построил по порядку Стал показывать зарядку — Шаг на месте «раз, шагают все на месте. — Руками перед собой выполняют движение «ножницы» «Два!» Руками машут вместе. Присесть. Встать. «Три!» Присели, дружно встали! — Почесать за ухом. «Все за ушком почесали» — Выпрямиться. «На четыре потянулись» — Прогнуться, наклониться вперед «Пять! Прогнулись и нагнулись» «Шесть! Все встали снова в ряд» — Маршируют по кругу. «Зашагали как отряд»

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс №5

1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)

— Потягивание. И.п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую, левую руку вверх, тянуться, отпустить. ( тоже самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой)

— «Отдыхаем» И.п. — лёжа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Упражнение с обручами.

Дети встают в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч другого ребёнка. Получается замкнутый круг — » карусель». На слова » Еле-еле

еле-еле завертелись карусели» — все начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова » А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!- все бегут, на слова » Тише!, тише, не спешите, карусель остановите!»- дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать карусель, а с обручем выполнить упражнения.

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

— дети весело идут, они обручи несут.

(идти друг за другом, держа на плече обруч)

— Стали обруч поднимать, стали обруч опускать ( поднять обруч вверх и опустить вниз)

— Вот в окошко посмотрели ,

И все дружненько присели (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)

— Дружно сделаем наклон,

И все спиночку прогнём (наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)

— Вправо обруч повернём, влево обруч повернём ( повороты вправо, влево обручем)

— Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем ( продеть обруч сверху вниз)

— Ручками его возьмём, ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)

— Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем ( прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)

4. Массаж спины

Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом » паровозиком»,

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине весёлой звонкой крыше

Бом! Бом! Бром!

Дома , дома, посидите- Постукивание пальчиками

Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите- Бом! Бом! Бом!

Почитайте , поиграйте- Поколачивание кулачками

Бом! Бом! Бом! А уйду — тогда гуляйте- Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше Бом! Бом! Бом!

5. Водные процедуры (умывание , обливание рук прохладной водой)

Комплекс №6

1. Гимнастика в постели.

И.п.- ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди ( не поднимая голову), носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение.

— И.п.- лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.

2. Самомассаж, предотвращающий простуду (2-3 мин.)

Воспитатель: Выпал снег, но вот досада- Не готовы мы к зиме Простужаться нам не надо Сделаем массаж себе!

(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):

— Утка крякает, зовёт всех утят с собою,

(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)

— А за ними кот идёт, словно к водопою.

(Указательными пальцами растирать крылья носа)

— У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!

(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)

— Не смотри ты на утят-

Не умеешь плавать!

(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Лыжник»: имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5 минут

«Дерево»: ноги и туловище стоят неподвижно, а руки и пальцы имитируют колебание ветвей на ветру. Стоят деревья в инее-

То белые, то синие.

» Птица»: рука выводится вперед на 45 от туловища, большим пальцем вниз. Затем отводится вверх и в сторону.

На деревья посмотри-

Прилетели снегири.

» Будут на зиму дрова»: встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков.

Приговаривая:

Мы сейчас бревно распилим, Пилим- пилим, пилим-пилим

Раз-два, Раз-два!

Будут на зиму дрова’

4. Водные процедуры. (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс №7

1. Гимнастика в постели (2-Змин.)

— И. п. — лёжа на спине, голова , туловище, ноги- на одной прямой линии, руки вдоль туловища, прижать подбородок к груди. Носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем другой; макушка стремиться в противоположную сторону; вернуться в исходное положение.

— И.п.- лёжа на животе, руки вверх. Голова опирается лбом: потянуться, макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить таз, оттягивая его в противоположную, вернуться в и.п.

2. Оздоровительный массаж всего тела (2-3 мин.)

(делать быстрые, частые хлопки на соответствующие слова):

— Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потёрли руки,

А потом ладошкой в лоб-

Хлоп-хлоп-хлоп.

-Щёки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка дружно, не зевать:

Раз- два- три-четыре-пять.

— Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

— А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

— Постучим и тут и там,

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться !

Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим.

Хлопаем, как можно выше.

3. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Выполнять круговые движения в одну и другую сторону большими пальцами ног.

Дети должны взять платочек от воспитателя пальцами ног и удержать на весу.

Дети расстилают платочек на полу и пальцами сначала правой ноги собирают его и поднимают, удерживая пальцами ноги; затем, то же самое делают пальцами левой ноги.

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс №8

1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)

— Отдыхаем! — И.п. — лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Детям загадывается загадка: Он пасётся на лугу,

Ест зелёную траву.

Только скажешь ему: «Но!»

Понесётся он легко. (Конь)

2. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Почки-листочки» И.п.- поднять руки вперёд. Пальцы сжать в кулак — » почки» разжать кулаками — » распустились листочки».Поднять руки вверх и повторить то же самое;

Наклоны в стороны;

» Где берёзка, где рябина?» И.п. — ноги расставлены на ширине плеч, руки внизу повороты в стороны, руки отвести в ту же сторону;

«Достань веточку»: высокие прыжки с хлопками над головой, чередуя с ходьбой.

3. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.

Ходьба с разными положениями стоп — на внешней стороне стопы, со сведёнными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно раздвинутыми носками ног.

Ходьба боком по толстому шнуру.

Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс №9

1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)

— «Отдыхаем» И.п.- лежа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

2. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждет! (Ходьба по кругу)

Мы шагаем друг за другом, Летом и весенним лугом.

Мы походим на носках. (Ходьба на носках, подняв руки вверх)

Мы идем на пятках, вот проверили осанку, и свели лопатки. (Ходьба на пятках, спрятав руки за спину)

Крылья пёстрые мелькают, в поле бабочки летают. (Лёгкий бег на носках, делая плавные махи руками)

Раз, два, три, четыре, полетели, закружились. (Кружение на носках на месте).

Тишина стоит вокруг,

Вышли мы сейчас на луг. (ходьба с высоким подъёмом колена)

Мы растём, растём , мы цветём, цветём. (Берут по цветку в каждую руку, поднимают их вверх и опускают до уровня груди)

Взмах цветком туда-сюда, делай раз и делай два. (Повороты вправо- влево с отведением цветка в сторону)

Аккуратно нужно сесть, чтоб цветочки не задеть. (Глубокое приседание, вытягивая руки с цветками вперед, ставят цветы в вазу)

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. (Наклоны вниз)

А теперь легли все дружно, делать так руками нужно. (Лёжа на животе , поднимают верхнюю часть туловища, и делают руками круговые движения, как при плавании)

Видим, скачут на опушке Две весёлые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать нужно на носок. (Прыжки на носках)

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой — раз, левой — раз,

Посмотрите все на нас. (Шаг марша)

3. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить ( 4-5 раз)

«Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперёд на пятку, затем на носок и убрать под стул (4-5 раз)

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Литература:

1. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. — С-Петербург: Детство- пресс, 2005.

2. Козырева О.А. Лечебная физкультура для дошкольников.- Москва: Просвещение, 2006 .

3.Тульчинская В.Д. Здоровый ребёнок.- Москва: АНМИ, 1998.

4. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. – Дошкольное воспитание. 2007

15 упражнений для бодрости детского тела и духа

***

Потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся (тянем руки вверх).

Поехали в лес на поезде (бежим по кругу, руки крутим впереди себя, как паровозики).

Приехали в лес, вдохнём свежего воздуха. (Вдох и выдох)

Сова

Полянка

На полянке красота, (руки в стороны)
На полянке суета, (бежим на месте)
Бабочки порхают (руки в стороны и вперёд)
И жуки летают – жжжжжжж. (крутимся вокруг своей оси)
И кузнечик скачет прыг, скок. (прыгаем)
Прыг, прыг, задержался на миг
И опять поскакал и упал. (падаем)

Собираем цветочки и складываем на поднос (поднос держим высоко, чтобы ребёнок потянулся).

Ёжик

Кто на полянке появился?
Колюч он, но не ёлочка
В иголках, но не сосенка
В клубок свернуться может (приседаем)
Так кто же это? Ёжик
(Катаем ребёнка, придерживая ножки)
Поползли как ёжик.
Маленький ёжик
Четверо ножек
Ёжик по лесу ползёт
Песенку поёт: Фуфти, фуфти, фуфти, фу
Самый сильный я в лесу
Но боюсь одну лису.

Покажем лису

Вот бежит лисичка (лапки впереди, повороты и приседаем)
Рыжая сестричка,
Ищет, где же зайка,
Зайка попрыгайка (дети ищут зайку).

Зайка

Скачет зайка маленький (прыгаем)
Около завалинки
Быстро скачет зайка,
Зайка попрыгайка.

Медведь

В лесу живёт ёжик, лисичка, зайка, а ещё кто живёт?
Лапу он зимой сосёт
А ещё он любит мёд
Может страшно зареветь
Как зовут его? Медведь
Шёл медведь к броду (шагаем)
Влез на колоду (высоко шагаем)
Уж он мок, мок (наклоны вперёд, руками до пола)
Уж он кис, кис, кис (руки на пояс, наклоны в стороны)
Вымок (правая рука вверх), выкис (другая вверх)
Влез на колоду (две руки вверх)
И бултых в воду (прыгаем).

Прыжки на шарике

Сидели два медведя на тоненьком суку
Один читал газету, другой молол муку
Раз куку, два куку –
Оба шлепнулись в муку (падаем с шарика)
Стряхиваем муку: отряхнём ножки, ручки и носик, плечики, потрясём попкой, головкой.

Игры с шариком

Мишки больше всего любят с мячиком играть.
(ребёнок ложится на спинку, мячик катаем сверху вниз, ребёнок поднимается за шариком)
А ножками можешь мячик держать?
(мячик между ног, вверх, вниз)
Катаемся на животе, отжимаемся. Вот как мишки любят играть с мячиком.

Ягодки

С ветки ягодку снимаю и в лукошко собираю (кладу ребёнку между ног,
потом беру пальцы ребёнка и разминаю и складываю в лукошко)
Ягод полное лукошко!
Мы попробуем немножко (ребёнок берёт ягодки пальчиками).

За такую зарядку можно ягодками полакомиться.

Поезд едет домой (бежим по кругу, руки крутим впереди себя, как паровозики).

Поезд мчится и свистит
И колёсами стучит
Чу-чу, чу-чу –
Всех до дома докачу!

Пускаем мыльные пузыри (дыхательная гимнастика).

Зарядка взята из комплекса упражнений по временам года «Зарядка с котом Тимошей».

Движение – это жизнь, а для маленького ребенка – еще и развитие. Гимнастика для детей 3-4 лет нужна для укрепления мышечного корсета и правильного формирования опорно-двигательного аппарата, осанки. Двигательная активность стимулирует иммунитет и мозговую деятельность малышей. Ее польза огромна, а противопоказаний практически нет. Но как заниматься с малышом дома, какие упражнения подходят для возраста 3-4 лет?

Занятия гимнастикой дома

Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.

Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:

  • укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
  • обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
  • улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
  • ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
  • стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.

Противопоказания

Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:

  • острых заболеваниях, обострении хронических;
  • кровотечении или угрозе такового;
  • боли;
  • онкологических заболеваниях.

Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.

Когда и как проводить?

Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух. Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»). Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).

Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?

  1. Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
  2. Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
  3. Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
  4. Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.

Упражнения для детей 3-4 лет

Любая гимнастика начинается с разминки. Это могут быть движения руками вверх-вниз, потягивания, ходьба по кругу (на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стоп), наклоны головы вперед-назад, к плечам. Разогревающая часть длится 4-5 минут. Затем приступают к основным упражнениям. Завершают гимнастику спокойной ходьбой. Для нормализации дыхания ребенку предлагают сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки в стороны и вверх. На выдохе нужно вернуться в исходное положение. Длительность завершающего этапа – 1-2 минуты.

Упражнения для детей 3-4 лет, основная часть:

  1. Бег с поднятием колен. Ребенок бежит по кругу, стараясь поднять коленки как можно выше. Длительность выполнения – 1 минута.
  2. Пятки к ягодицам. Суть упражнения в том, чтобы при беге поджать колено так, чтобы стопа дотронулась до попы. Выполняется в течение 1 минуты.
  3. Ходьба на присядках. Ребенок садится на корточки, руки на поясе. Нужно пройти так 1-2 небольших круга (40-60 секунд).
  4. Ходьба по перекладине. Необходимый атрибут – невысокая устойчивая лавочка шириной от 30 см и длиной от 1 м. Можно заменить лавочку сложенным в несколько раз ковриком. Ребенок проходит туда и обратно, подняв руки по сторонам на уровне грудной клетки.
  5. Прыжки через невысокие препятствия. Для упражнения хорошо подходят гимнастические обручи, которые выкладывают впритык друг к другу. Ребенок перепрыгивает двумя ногами, делает шаг и снова совершает прыжок. Количество прыжков – 6-10. Также полосу препятствий можно сделать их скакалок, палочек, расположенных на расстоянии 50-70 см друг от друга.
  6. Наклоны вперед. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ребенок потягивается вверх, поднимая руки, а затем наклоняется вниз. Ручки должны коснуться носочков, а колени – остаться ровными. Длительность упражнения – 40 секунд, или 6-8 повторов.
  7. Выпады в стороны. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Нужно потянуться левой рукой и головой максимально в правую сторону, оставив нижнюю часть тела неподвижной. После 6-7 повторов выпады делаются правой рукой в левую сторону.
  8. «Велосипед». Всем известное упражнение. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги и делает синхронные круговые движения, напоминающие езду на велосипеде. Длительность выполнения – 1 минута.
  9. Поднятие ног. Позиция – лежа на спине, руки лежат вдоль тела. Ребенок приподнимает обе ноги вверх с ровными коленями. Количество повторов – 6-9.
  10. «Ножницы». Исходная позиция та же. Ребенок поднимает ровные ноги вверх, а затем разводит в стороны и скрещивает. Упражнение повторяют 5-7 раз.
  11. «Лодочка». Малыш лежит на животе, ручки перед собой. Нужно поднять руки и ноги вверх, задействуя мышцы спины. «Лодочку» делают 5-7 раз.
  12. «Планка». Исходное положение – упор лежа на руки. Ребенок стоит так 15-20 секунд.
  13. «Кошечка». Необходимо стать на коленки, а ладошками упереться в пол. Сначала делают прогиб и округление спины 6-9 раз. Затем имитируют потягивание кошки, медленно присаживаясь назад и не отрывая ладоней от пола. Количество повторов – 6-9.

Раз в 2-3 недели комплекс упражнений нужно корректировать, усложнять, добавлять новые элементы. Так гимнастика не надоест малышу, и он будет выполнять ее с удовольствием. Можно добавить движения с картинок, представленных ниже. Все они прекрасно подходят для возраста 3-4 года.

Гимнастика в игровой форме

С 3-летним ребенком лучше заниматься зарядкой со стишками. Например, малышам придется по нраву следующий комплекс упражнений:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

(наклоны головы к плечам)

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(круговые движения головой)

Медвежата мед искали

И в лесу, и в бору,

(наклоны в стороны, рука делает козырек у лба)

На лугах и в цветах,

На малиновых кустах.

(наклоны вниз к полу)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(покачивания вытянутыми вверху руками на носочках)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

(круговые движения тазом, руки на поясе)

Много меда набирали,

Ложками его черпали,

(наклоны вперед сидя на полу, ноги по сторонам)

Мягким хлебом заедали,

Мятным чаем запивали.

(ребенок показывает, как он ест)

А потом они плясали

Вот так, вот так,

(пружинящие приседания с поворотом туловища)

Лапы выше поднимали

Вот так, вот так.

(подскоки с поднятием колен)

Также можно проводить и другие игры с элементами гимнастики. Например, такие:

Занятия гимнастикой благотворно влияют на растущий организм. Ребенок развивается гармонично, у него формируется правильная осанка, повышается иммунитет. Домашние упражнения для девочек и мальчиков могут послужить стартом спортивной карьеры. В возрасте 3-4 лет тренеры принимают детей в секции художественной и спортивной гимнастики. В любом случае, выбирая те или иные движения, нужно учитывать предпочтения малыша, его физические возможности, состояние здоровья в данный момент. Занятия должны приносить удовольствие и дарить заряд бодрости на весь день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *