Занятия у логопеда

Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Содержание

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.



Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А.В.

Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:

Логопедические задания на букву Р

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л:

Логопедические задания на букву Л

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Ш:

Логопедические задания на букву Ш

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию.

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Рейтинг автора 4 Автор статьи Федорова Екатерина логопед-дефектолог Написано статей 32

Алёна Сирина
Конспект логопедического занятия «Звук и буква С»

Конспект логопедического занятия «Звук и буква С»

Цель – развитие представлений о звуке и букве С.

Задачи:

Образовательные: Уточнение артикуляции и звучания звука . Закрепить правильное произношение звука в слогах, словах, соотнесение звука и буквы. Развитие звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка деления слов на слоги. Активизировать и обогащать словарь по теме «Фрукты, ягоды». Развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных.

Коррекционные: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умения работать в группе.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, карточка с буквой, картинка-символ «Насос», индивидуальные карточки, карандаши, фишки красного, синего, зеленого цвета, мяч.

Ход занятия:

Этап занятия Деятельность логопеда Деятельность детей

Орг. момент — Сядет тот, кого я назову.

— Наши глазки … (внимательно смотрят, наши ушки (внимательно слушают, наши руки нам (не мешают, а (помогают). Дети внимательно слушают логопеда, отвечают на вопрос и садятся на свои места

Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять. Дети выполняют движения согласно тексту

Артикуляционная гимнастика Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Будем с ним сейчас играть,упражнения выполнять: «Часики», «Заборчик», «Окошко», «Лопатка», «Иголочка», «Лошадка». Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Работа по теме занятия- Воздух выходит из насоса и свистит: «ссс.»

— Какой звук мы слышим? (Звук .)

Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (Резкое отрывистое произнесение звука вслед за логопедом).

— Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком .

— В каком положении губы, язык?

Характеристика звука – согласный, глухой, твёрдый.

Игра «Кто самый внимательный?»

— Хлопните в ладоши, когда услышите звук .

с, с, н, а, в, з, ж, с, у, д, с, с.

са, мо, су, лы, ар, ос, ус, по, сы, жа, со

сумка, кот, сапоги, бусы, лыжи, нос

Игра «Песенка Сороки».

— Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук . Для этого она придумала интересную игру. Давайте с ней поиграем. Повторяйте слоги-песенки сороки. Постарайтесь не ошибаться. Произнесите звук отчетливо

Работа по карточкам.

— Помогите мальчику назвать картинки и обвести их, в названии которых есть звук

(сапоги, стул, часы, кукла, кубики)

Соотнесение звука и буквы.

— На что похожа буква С?

Села мышка в уголок.

Съела бублика кусок.

Полумесяц в небе тёмном

Буквой «С» повис над домом.

— Построим из пальцев букву «С». (Из большого и указательного пальцев левой руки.)

Упражнение «Найди букву»

— Найдите букву С,с в каждом ряду. Обведите карандашом букву С,с.

С-? С А У С О С А О С У

с-? с м о у с а с о у с

Упражнение «Обведи букву».

— Обведите пальчиком букву С. Напишите букву по пунктиру.

Прописывание в тетради.

Упражнение «Волшебная дорожка».

— Помогите Коту в сапогах дойти до замка. Для этого прочитайте слоги и слова на камнях дорожки. Дети дают характеристику звука

Хлопают в ладоши

Отвечают на вопросы логопеда

Работают по карточкам

Физ. минутка Левой ручкой по плечу

Правой ручкой – покручу.

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка. Дети выполняют задание по тексту

Закрепление материала по теме занятия Игра «Четвертый лишний»

Абрикос, слива, ананас, смородина

Игра «Составь слово» (СОК)

(сумка, осы, кошка)

Игра «Какой сок приготовил Буратино?»

— Буратино угощал своих друзей соком из абрикосов, ананаса, сливы и смородины. Помогите назвать, какие соки у него получились.

Сок из абрикосов – абрикосовый

Из ананаса – ананасовый.

Из смородины – смородиновый.

Из сливы – сливовый.

— Какой звук мы слышим в словах? (Звук .)

Звуковой анализ слова сок.

— Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово сок.

Игра «Веселый поезд»

— Помогите пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Назовите каждого пассажира, выделяя звук . Прохлопайте в ладоши количество слогов в каждом слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет. Проведите линию-дорожку от каждого пассажира

к его вагончику. Дети выполняют задание логопеда

Итог занятия С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Звук гласный или согласный? Дети отвечают на вопросы логопеда

Перед началом артикуляционной гимнастики желательно провести самомассаж лица.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучить кровоснабжение артикуляторных органов,
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек
• Научить ребенка удерживать определенную артикулятрную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции.
Артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя перед зеркалом, чтобы визуально контролировать выполнение упражнений. Здесь мы приводим комплекс универсальных упражнений для губ и языка, которые выполняются при нарушении основных групп звуков. Гимнастика в структуре логопедического занятия не должна занимать много времени. На этапе подготовки к постановке звуков – это может быть и половина занятия. В случаях, когда у ребенка дизартрия или ринолалия, обязательно проводите логопедический массаж и дыхательные упражнения.

«Улыбка» («заборчик»)

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижниу зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

«Трубочка» («хоботок»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2

«Домик открывается»(«бегемотик)

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами или на на нижней губе.4. «Любопытный язычок»
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз

«Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз

«Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке во время выполнения этого упражнения следует проглаживать язычок шпателем по направлению от уздечки к кончику по нижней стороне языка)
В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели».

«Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд

«Бульдог»

Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5 секунд

«Хомяк»

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

«Кружок»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны , плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» -правая щека – «обезьянка «– левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.

«Накажем непослушный язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..» . Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед – назад. Упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.

«Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз

«Покусаем язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад. Это упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.

«Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Дуем на лопаточку»

Вывести язык в положение «Лопаточка» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ваты. Модно «порисовать» зондом для постановки свистящих звуков желобок по центру языка. Упражнение хорошо готовит язык к постановке свистящих звуков. Его следует выполнять после того, как получилась «лопаточка»

«Горка» («мостик»)

«Ветерок дует с горки»

Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно иплавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, прикрыть рот, оставив между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук С. (не показывайте образец!)

«Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен. Упражнение полезно при межзубном сигматизме. При этом полезно использовать вестибулярную пластинку с заслонкой

«Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. Рекомендуют при подготовке языка к постановке свистящих звуков.

«Жуем блинчик»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз. Полезно для подготовки языка к постановке С.

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение 10 «Накажем непослушный язычок». Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд. Рекомендуется в период подготовки языка к постановке шипящих и соноров

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна. Упражнение помогает в подготовке к постановке шипящих и соноров.

«Ступеньки»

(чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.

«Фокус»

Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх. Упражнение отлично помогает научиться говорить шипящие и соноры.

«Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.

«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол. Упражнение хорошо вырабатывает подъем языка вверх для шипящих и соноров

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо

«Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка – получим звук, отдаленно напоминающий Р

«Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

«Грибок»

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки.

«Гармошка»

Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку.

«Кучер»

Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами. Наденьте маску. Ребенок здорово плюется во время выполнения этого, подготовительного к звуку Р, упражнения.

«Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10

«Маятник»

Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы

«Индюк» («болтушка»)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»

«Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок» . Упражнение полезно делать при работе над шипящими и свистящими звуками

«Пароход»

Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: » ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец! Это упражнение является базовым для постановки звука Л.

МБОУ «Сухаревская СОШ» НМР РТ

Учитель начальных классов

Гиниятуллина Э.И.

Игры и упражнения для детей с нарушениями речи.
Развитие дыхания ( Физиологическое дыхание )
Поиграем животиками
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Описание упражнения
Вариант 1
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают –
животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто
она качается на качелях.
Вариант 2
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох — 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или
музыкальные звуки (до –ре — ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.
Назови по порядку( Речевое дыхание )
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.
Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,
три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам
среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.
Ах, как пахнет!
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование : ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!
Мимика
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
«Плакса» — зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» — надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» — приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» — оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» — нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие
сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.
Подарок

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.
Раздумье
Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд разыгрывается под музыку.
Артикуляция
Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
«Прятки» — чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
«Вкусное варенье» — круговое скользящее движение языка по губам;
«Футбол» — движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
«Язычок сердиться» — упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.
Часики
Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на
«раз» — к левому уголку рта, на «два» — к правому. В данном упражнении
счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию — «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.
Качели
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на
«раз» — поднимается к носу, на «два» — опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».
Развитие голоса Далеко и близко

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание упражнения
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то
кажется тихим и его трудно расслышать.
Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом
(это может быть голос животного, например, — му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.
Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.
Тишина
Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Описание упражнения
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина,
тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…
Лягушки и кукушки
Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.
Описание упражнения
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.
Ква, ква — (произносится низким голосом)
урчат лягушки.
Ку – ку — (произносится высоким голосом)
кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом),
ку – ку (произносим высоким голосом).
Ква –ква ( произносим низким голосом),
ку – ку ( произносим высоким голосом).
Темп речи Большие ноги шли по дороге
Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения
Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,
и медленно говорят: » ТОП – ТОП».
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.
Карусели
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись
Карусели
(говорить в медленном темпе)
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.
Упражнение можно выполнять под музыку.
Развитие ритма речи Выдели слово

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
Оборудование: четыре карточки с цифрами: » 1234″, «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена
жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.
Описание упражнения
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот
эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом
надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет
звучать наша фраза: » Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» — это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво,
а не петь и не танцевать.
И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» — фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.
Развитие мелодика интонационной композиции речи Узнай по интонации
Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
Описание упражнения
Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
удивленного – Ах! Ах! Ах!
больного – Ох! Ох! Ох!
веселого – Эх! Эх! Эх!
недовольного – Ай! Ай! Ай!
испуганного – Ой! Ой! Ой!
сердитого – Ай –я — яй!
Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.
После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.
Развитие тонких движений рук Разминка
Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.
Описание упражнения
Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом:
Похлопаем в ладошки,
похлопаем немножко,
(хлопать в ладоши)
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо!
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики
все ровненько сидят.
Тук-тук молотком,
мы построим птичкам дом.
(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)
Тук-тук молотком,
поселяйтесь птички в нем!
Бум-бум барабан,
что за шум и тарарам?
(Стучать кулачками по коленям попеременно.)
Бум-бум барабан,
просыпайтесь по утрам!
Ду – ду — ду, ду – ду — ду —
вот какая дудка!
(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)
Ду – ду ду, ду –ду – ду –
вот такая дудка!
По – е – ха – ли по – ти – хо – неч — ку,
(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)
По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…
И быстренько, и быстренько,
(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько…
И при – е — ха – ли !
(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)
«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые
друг от друга по смыслу части.
Развитие внимания — Упражнения на распределение внимания Передай

Цель: распределение внимания.
Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).
Описание упражнения
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.
Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.
Зоопарк

Цель: распределение внимания.
Описание упражнения
Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,
третьи – лошадками, а четвертые — птицами.
Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были
назначены в начале игры при распределение ролей.
Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы — машут руками – «крыльями».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *