Задания по теме семья

Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме «СЕМЬЯ”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА: «СЕМЬЯ”.

Цель: — расширение и активизация словаря.
Задачи: — формировать понятие семья;
— употреблять предлоги в речи в, из;
— учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
— учить подбирать слова – антонимы;
— развитие ориентировки на листе бумаги;
— употреблять существительные в творительном падеже;
— развивать мелкую моторику.
Оборудование: картина с изображением членов семьи, мяч, картинки «Что куда”.
Ход занятия:

Материал с сайта www.logoped.ru Материал с сайта www.logoped.ru — Девочка поставила цветы в вазу. Куда девочка поставила цветы? (в вазу)
— Где стоят цветы? (Цветы стоят в вазе.)
— Девочка вынула цветы из вазы. Откуда девочка вынула цветы? (из вазы)
— Девочка вошла в домик. Куда вошла девочка? (в домик)
— Где сидит девочка? (Девочка сидит в доме.)
— Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка? (из домика)
— Девочка убрала мишку в шкаф. Куда девочка убрала мишку? (в шкаф)
— Где сидит мишка? (Мишка сидит в шкафу.)
— Девочка достала мишку из шкафа. Откуда девочка достала мишку? (из шкафа)
8. Игра «Кто чем действует”.(по картинкам)
Мальчик ест ложкой. Папа пилит пилой.
Девочка причесывается расчёской. Девочка копает лопатой.
Мальчик ловит рыбу удочкой. Мама гладит утюгом.
Девочка рисует карандашом.
9. Выкладывание из геометрических фигур картинки «семья”.
10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Что понравилось?

ТЕМА: «СЕМЬЯ”.

Цель: — развитие связной речи.
Задачи: — закрепить умение подбирать слова – антонимы;
— закрепить понятия старше – младше;
— учить употреблять в речи притяжательные прилагательные;
— обучение пересказу;
— развивать мелкую моторику, зрительную память.
Оборудование: картина с изображением членов семьи, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Это вся моя семья.
2. Игра «Кто старше (младше)?”(составление предложений с союзом а) Кто старше девочка или мама? Мама старше, а дочка младше. Кто младше мальчик или мама? Мальчик младше, а мама старше.
Кто старше девочка или дедушка? Дедушка старше, а девочка младше.
Кто младше мальчик или бабушка? Мальчик младше, а бабушка старше.
Кто старше мама или бабушка? Бабушка старше, а мама младше.

Материал с сайта www.logoped.ru 3.Игра «Запомни и скажи” (по картине)
Внимательно посмотреть на картину 2-3 минуты. Картину убираем.
Сколько человек на картине? (5)
Где сидят дети? (на полу, у стола)
Чем играют дети? (кубиками)
Что висит на стене? (картина)
Что делает бабушка? ()
Что у мамы в руках? ()
У папы усы или борода? ()
4. Игра «Чей, чья, чьё, чьи”.
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)
5. Физкультминутка.
Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
Игра «Рука, ухо, нос”.
Игра «Наоборот”(с мячом)
Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый — (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой).
6. Пересказ рассказа «Как Маша стала большой” (Е. Пермяк)
Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы как у тети Клавы зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить.
Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили.
Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.
А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:
— Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет.
Стали маленькую Машу называть большой.
1 – чтение
Материал с сайта www.logoped.ru 2 – ответы на вопросы по тексту
3 – повторное чтение
4 – пересказы детей.
7. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Чей рассказ понравился
больше всего?

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
У моей прабабушки была традиция — каждый день в шесть часов вечера садиться пить чай.
И не важно, что творилось за окном: зима или лето, дождь или снег, путч или похороны очередного партийного лидера. Шестичасовой чай на одной отдельно взятой кухне — это святое.
Из-за этого каждый вечер превращался в небольшой праздник, которого можно было радостно ждать, как лис в «Маленьком принце» Экзюпери:
» Лучше приходи всегда в один, и тот же час, — попросил лис Маленького принца. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью. А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.»
Психологи утверждают, что традиции сплачивают семью. Если это, конечно, полезные традиции, а не вредные 🙂
А какие традиции есть в вашей семье?

Демонстрационный материал «Моя семья» с множеством заданий
Замечательная сказка «Солёные ножки»
Как пересочинить сказку, например «Красную шапочку»
Как устроить выставку семейных портретов дома
коллекция картинок на тему
содержание лексической темы
серия конспектов занятий
Игры с матрёшками для малышей
дид. игра «Семья»
пазлы «Папа, мама и малыш»
пазлы «Семья»
книжка «Зайкин день» про День рождения

Семейная игра «К СОЖАЛЕНИЮ — К СЧАСТЬЮ..»
Кто-то начинает историю, а потом она может длиться до бесконечности:
«Однажды семья отправилась в поход. К сожалению… начался дождь.
К счастью… младшая дочка захватила с собой зонтик.
К сожалению… зонтик сломался, а дождь всё сильнее.
К счастью… её брат умел чинить зонтики.
К сожалению… он оставил дома все необходимые инструменты.
К счастью… и т.д.»
По очереди предлагайте различные выдуманные проблемы и ищите возможности их решения. В эту игру можно играть всей семьёй. Она особенно к месту во время долгих поездок.
грамматический практикум»Моя семья»:
Цель: — Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-; — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Мамина помощница
Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными. «А что же ты свои вещи не убрала?» — спросила мама. «Я уже очень устала» — ответила мамина помощница.
Вопросы к тексту: — Кто решил навести порядок? — Чью кружку вымыла Маша? — А чью чашку? — Чьи очки она протёрла? — Чей был зонтик? — Чей фартук Маша повесила на кухне? — Чьи были газеты? — Чью обувь она поставила в ряд? — Чьи игрушки остались не убранными?

«Дедушка сапожник» подвижная игра.
Цель: развивать внимание. Дети стоят в кругу, в центре «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему. Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги. Дед: Подождите, дети, потерял очки! Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь? Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош. Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошел? Дед: Подождите, дети, я очки нашел! Дед догоняет детей, кого поймает, то и водит. «Дедушка Мазай» подвижная игра. Цель: развивать воображение, смекалку. Дети идут в хороводе, водящий в центре. Дети: Здравствуйте, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Мазай: Здравствуйте, дети, где вы были, что делали? Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! Дети показывают действия, Мазай должен отгадать их.
Игра «Бабушка, распутай нас!»
Эта игра рассчитана не только на подвижность, но и на смекалку. Интересней она становится тогда, когда в ней принимает участие как можно больше детей. Условие: Все становятся в круг, взявшись за руки, и пока судья (в игре – бабушка) отворачивается, все участники должны переплестись между собой так, чтобы их сложно было распутать, но по правилам руки расцеплять нельзя. Если бабушке удается распутать всех детей так, чтобы вновь образовался круг в первозданном своем виде, то игра считается завершенной.
«Бабушка Маланья»
Задачи: учить становиться в круг, выполнять движения в соответствии с текстом, показом. Описание игры: дети берутся за руки, образуют круг, взрослый произносит слова:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей,
Вот с такими глазами,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На неё глядели,
Делали вот так…
Под эти слова дети сначала идут в одну сторону по кругу, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «Круглые глаза». «Большой нос», большую голову, бороду и т.п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В конце они повторяют за ведущим любое движение: сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, покачаться из стороны в сторону и т.д. Игра: «Чья это вещь?» Для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?» Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки. Игра с мячом: «Назови ласково» Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи. Мама – мамочка Папа – папочка Бабушка – бабулечка Дедушка – дедулечка Брат – братишка Сестра – сестричка (Можно рассмотреть семейный альбом, называя ласково членов семьи.) Подвижная игра «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья»

Цель: Научить детей бегу, держась за руки, точно повторяя движения водящего. Развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
подвижная игра «Дедушка- рожок»
подвижная игра «Раю-раю»
супер идея для семейной игры
Пальчиковые гимнастики:
«Моя семья»(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Вот и вся моя семья.
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
«Мальчик-пальчик»
(Пальцы сжаты в кулачок)
— Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
— С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая
Да весёлая.
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются.
Две Дашки у кашки
Питаются.
Две Ульки в люльке
Качаются.
Ритмичные хлопки в ладоши и
удары кулачками попеременно.
Загнуть большие пальцы на обеих руках.
Загнуть указательные пальцы
на обеих руках.
Загнуть средние пальцы.
Загнуть безымянные пальцы.
Загнуть мизинцы.

«Неделька»

готовая цветная аппликация: скачай и склей
скачать красивый цветной шаблон
коллекция картинок :

В понедельник мы стирали,
А во вторник — подметали.
В среду мы пекли калач,
А в четверг играли в мяч.
В пятницу полы мы мыли,
А в субботу торт купили.
В воскресенье, в воскресенье
Мы пойдём на день рожденья.



1 коллекция идей на тему с pinterest
2 коллекция идей
варианты семейного дерева:

Дети выполняют движения в соответствии со смыслом текста стихотворения,
выражают соответствующие эмоции, проявляя фантазию.

картинки для вырезания

Лексическая тема:

«Семья»

Задание 1. «Подбери признак»

Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная,

заботливая…

Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый…

Бабушка (какая?) — …

Дедушка (какой?) — …

Задание 2. Игра «Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы? — дочка

Кто мальчик для мамы? — сын

Кто мальчик для девочки? — брат

Кто мама для папы? — …

Кто девочка для дедушки? — …

Кто мальчик для бабушки? — …

Кто мама для бабушки? — ….

Кто папа для мамы? — …

Кто папа для бабушки? — …

Задание 3. Игра «Кто старше (младше)?»

Папа — сын — папа старше, а сын младше

Папа — дедушка — …….

Дядя — племянник — ……

Внук — дедушка — …….

Мама – дочка — ……

Задание 4. Игра «Наоборот»

Мальчик полный – мальчик худой

Сильный – слабый

Человек больной – здоровый

Пожилой – молодой

Веселый – грустный

Старший – младший

Толстый – тонкий

Высокий – низкий

Взрослая – маленькая

Добрый – злой

Задание 5. Игра «Чей, чья, чьё, чьи”.

Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин

Папа носит галстук. Галстук чей? – папин

У мамы есть шарф. Шарф чей? — ….

У Пети есть мяч. Мяч чей? — …

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? — …

Мама носит шляпу. Шляпа чья? — …

Таня носит платье. Платье чьё? — ….

Папа надел пальто. Пальто чьё? — …

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? — …

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? — …

Задание 6. Игра «Назови ласково»

Брат — братик

Дед — дедушка

Мама — …

Папа — …

Дочка — …

Бабушка — …

Сын -…

Задание 7. «Посчитай»

Один брат, три брата, 5 братьев

Одна сестра, три сестры, 5 сестёр

Одна бабушка, ……., …..…

Один дед, …….., ………

Одна дочка, …….., ……..

Одна тётя, …….., ……..

Задание 8. Игра «Назови много»

Брат — братья

Сестра – сёстры

Мама — …….

Бабушка — …..

Дядя — …..

Сын — …..

Дочь — ……

Внук — ……

Внучка — ……

Задание 9. Загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша… (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)

Домашние задания по лексической теме «Праздник мам, Женские профессии» способствуют постепенному количественному и качественному росту словаря ребенка, а также нормализации грамматического строя речи. Упражнения и дидактические игры ориентируют родителей в объеме информации, которую должен усвоить их ребенок в процессе логопедических занятий.

Лексическая тема «Праздник мам, Женские профессии»

1. Провести беседу о том, что в первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Кем может работать мама (женские профессии)?

2. Подбор прилагательных:

Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т.д.
Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т.д.
Сестренка, какая? – маленькая, веселая и т.д.

3. Подбор слов – действий:

Что умеет делать мам? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т.д.
Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т.д.
Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т.д.

4. Согласование существительных с числительными:

Одна мама, две мамы, пять мам.
Одна бабушка, две бабушки, пять бабушек.
Одна сестра, две сестры, пять сестер.
Одна учительница, две учительницы, пять учительниц.
Один продавец, два продавца, пять продавцов и т.д.

5. Словообразование (приставочные глаголы):

Мама что делает? – гладит. Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит.

6. Закончи предложение (склонение существительного):

У каждого малыша есть …(мама). Каждый человек любит свою … На свете очень трудно жить без … На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы… Я люблю гулять со своей … Я очень горжусь своей…

7. Составление рассказа-описания о маме (бабушке, сестренке) по плану:

Как зовут (имя, отчество), возраст, внешность, профессия, за что ты ее любишь, чем ей помогаешь?

8. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану:

  • Как зовут (ИО)?
  • Кто старше, кто младше?
  • Кто ты маме, а кто бабушке?
  • Внешность, профессия.
  • Кто что делает по дому?
  • Как ты помогаешь?

9. Прочитайте и разберите стихотворение:

«Кто кому кто?»

10. Выучите стихотворение:

Все хожу, все думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть, конфет?»- Нет!
Аленький цветочек-огонек!

Королева Елена Валерьевна,
учитель-логопед,
детский сад №1655 комбинированного вида
с логопедическими группами, г. Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *