Открытый урок по математике
Тема: «Прямоугольник. Квадрат.»
(2 класс)
Учитель: Солодовникова Т.М.
г. Алейск 2016 г.
Тип урока: «Открытие нового знания». Особенности данного урока. Урок проводится в конце II четверти и продолжает линию изучения геометрического материала. Дети знакомы с понятиями «прямой угол», умеют его находить.
Тема урока: «Прямоугольник. Квадрат».
Цели урока :
-
Уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат»; выявить основные свойства прямоугольника и квадрата.
-
Учить распознавать эти фигуры на основе существенных свойств.
— Формировать навыки изображения и вычисления периметра этих
фигур.
-
Развивать вычислительные навыки, умения решать задачи.
-
Повторить и закрепить изученный материал.
-
Развивать гибкость мышления, познавательный интерес, творческие способности.
-
Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, культуру учебного труда.
Планируемые достижения на уроке:
-
знать, что такое прямоугольник и квадрат;
-
уметь распознавать их в окружающих предметах или их частях;
— уметь чертить квадрат и прямоугольник, вычислять их периметр.
Оборудование: учебник Математика 2 класс (II) часть Л.Г. Петерсон
«Ювента» — 2004 г., демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел дружок звонок
Начинается урок.
Добрый день уважаемые гости и дети! Мне приятно вас видеть сегодня в нашем классе.
Давайте подарим друг другу улыбку.
На части не делится солнце лучистое
И землю на части нельзя поделить
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
Улыбка помогает улучшить настроение, а с хорошим настроением мы можем справиться с самой трудной задачей и добиться хороших результатов.
II. Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы с вами совершим интересное путешествие, если быстро и правильно ответим на мои вопросы. Отвечая на вопросы, вы будете открывать букву.
-
Какие геометрические фигуры вы знаете?
-
Точка, отрезок, луч, прямая, ломаная.
-
-
А это что?
-
Геометрические фигуры.
-
А как они называются
-
Прямой угол, острый угол, тупой угол. Показв
Хорошо. А еще? Учитель показывает рисунок
-
-
Все стороны равны.
— Ребята, а это что ?
-
Это ломаная, состоящая из звеньев
-
А что такое многоугольник? Это и есть замкнутая ломаная. Три звена — треугольник, Четыре звена — четырехугольник, 100 звеньев — 100 угольник.
Вот теперь, проверив свои силы, мы отправляемся в страну
ГЕОМЕТРИЯ
III. Постановка цели урока
Посмотрите на доску.
-
А среди четырехугольников все ли одинаковые?
-
Нет.
— Найдите те, у которых только прямые углы и называются они —
прямоугольники.
-
А посмотрите на эту фигуру (учитель показывает на квадрат), чем она не похожа на остальные прямоугольники?
-
У нее все стороны равны, углы прямые.
-
Как ее называют?
-
Квадрат.
— Верно, сегодня мы познакомимся со свойствами прямоугольника и
квадрата, научимся их узнавать, чертить и вычислять периметр.
IV. «Открытие» нового знания
— Откройте ст. 50 № 1. Прочитайте задание. Ребята с помощью чего мы
можем определить прямой угол?
(На парте у каждого лежит клочок бумаги и, перегнув на 4 части, дети готовят прямой угол)
Задание выполняется по вариантам. Дети вымеряют все углы и стороны.
-
Все углы прямые? — Да.
-
А что можете сказать про стороны?
-
Противоположно лежащие стороны одинаковые. Все согласны?
-
Да, стороны равны.
-
Да действительно противоположные стороны равны.
-
Отметь.
— Большая сторона — длина
Меньшая сторона-ширина
Учитель указывает на чертеж:.
-
А что вы можете сказать про эту фигуру? (указывает на квадрат)
-
Все стороны равны.
■
— Значит квадрат — это особый прямоугольник у которого все стороны
равны.
-
Молодцы, хорошо. №2 стр. 50.
-
Прочитайте задание. Что нужно сделать?
-
Значит квадрат является частью прямоугольника. № 3 стр. 51.
На доске чертеж.
-
Cколько квадратов на рисунке с
-
А сколько прямоугольников? Назовите их. № 4 стр. 51. в тетради
-
Прочитайте задание.
-
Сколько сторон будем измерять и какие?
-
Только две, верхнюю и боковую.
-
У прямоугольника противоположные стороны равны.
-
Чему равен периметр?
-
Молодцы ребята! Физкультминутка (про стрекозу) VI. Первичное закрепление
Задание дается по вариантам в тетрадь.
Два ученика у доски.
Идет самопроверка.
№ 6 стр. 51.
А в это время на другой части доски № 6 (б) выполняет ученик.
— Прочитайте задачу № 6 (б), посмотрите вено ли ее решил Коля на
доске.
(Если останется время, мы дадим № 7 самостоятельно)
VII. Повторение изученного
— Чтобы возвратиться из путешествия мы должны справиться с заданием № 10, подобрав ключ к нужному замку, когда из двух половинок соберется прямоугольник.
VIII. Итог урока
Рефлексия.
-
Что нового узнали о том, чем квадрат отличается от прямоугольника?
-
Всякий ли прямоугольник может быть квадратом? А наоборот?
-
Что нужно знать, чтобы найти периметр квадрата, прямоугольника?
-
Кто из вас доволен своей работой?
-
Кто не очень доволен своей работой?
-
Почему?
— А мне хочется отметить, (дети)
Домашнее задание на доске.
Утверждение №1.
Любой квадрат является прямоугольником.
Ответ.
Утверждение является совершенно верным.
Чтобы разобраться в правильности этого утверждения достаточно вспомнить определение квадрата. Согласно определению квадратом называют прямоугольник со всеми одинаковыми по длине сторонами. То есть по определению любой квадрат уже прямоугольник.
Утверждение №2.
Можно найти квадрат, который не будет ромбом.
Ответ.
Утверждение является неверным.
Рассмотрим свойства ромба.
Ромбом называется фигура, у которой все стороны равны, противолежащие углы равны, обе диагонали пересекаются под прямым углом. Все эти свойства присущи и квадрату, поэтому утверждение неверно.
А вот обратное утверждение, что можно найти ромб, который не будет квадратом, будет совершенно правильным, так как у ромба не все углы должны быть равны по 90 градусов, как обязательно для квадрата.
Утверждение №3.
Любой квадрат является ромбом.
Ответ.
Утверждение является совершенно верным.
Для определения правильности или неправильности данного утверждения достаточно прочесть объяснение для предыдущего утверждения.
Можно добавить, что квадрат является частным случаем ромба.