Возрастные периоды детского возраста

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных заболеваний у детей различных возрастных групп.

Однако не следует думать, что возрастные особенности ребенка сами собой обусловливают развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. соответствуют требованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для правильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погрешности в уходе, питании, температурном режиме могут неблагоприятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорожденного и грудного.

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.

I. Период внутриутробного развития: 1 — фаза эмбрионального развития (эмбрион), 2 — фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов: 1 — преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), 2 — дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

В скобках отмечены изменения, которые внесены советскими педиатрами.

Это деление является условным, и провести четкие грани между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патологических состояний ребенка, а также для практических лечебно-профилактических целей.

Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов. Первые 3 мес беременности являются критическим периодом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изучение особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. От правильного течения беременности в значительной мере зависит большая или меньшая полноценность ребенка, так как определенные хронические и острые инфекции, интоксикации, профессиональные вредности, испытываемые матерью, могут отражаться на состоянии плода. Отсюда ясно вытекает необходимость тщательного изучения состояния здоровья родителей, течение беременности и создания для беременных наилучших условий. Наиболее характерной особенностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма.

Период новорожденности продолжается 3-4 нед после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребенок вступает постепенно в третий — грудной — период. В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно центральной нервной системы, что выражается в своеобразном отношении к окружающей среде, в автоматических некоординированных движениях, в своеобразии реактивности организма. Учитывая это, становится понятной и недостаточная приспособленность его к внешним условиям. К особенностям периода новорожденности можно отнести ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией, которые будут описаны ниже.

Все это обусловливает особую ранимость ребенка в данный период жизни, что требует наиболее тщательного ухода, соответствующих гигиенических условий, правильности грудного вскармливания.

В период новорожденности у ребенка выявляются врожденные пороки развития отдельных систем и органов, последствия родового акта (например, расстройства кровообращения мозга) и внутриутробной асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы и параличи, гемолитическая болезнь новорожденных, токсоплазмоз, некоторые вирусные заболевания (например, краснуха, грипп и др.).

Для периода новорожденности характерны кокковые инфекции, против которых новорожденный беззащитен, а возможность внесения инфекции легка — через пуповину, пупочную ранку, легко ранимую кожу. Вследствие этого сравнительно часто наблюдаются пиодермии, воспаление пупка, сепсис (заражение может произойти внутриутробно, во время родов и после родов). Своеобразно и тяжело протекает у новорожденных воспаление легких.

Грудной возраст исчисляется от периода новорожденности до 12 мес. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы, интенсивный обмен веществ. Так, к концу 1-го года жизни масса тела ребенка утраивается по сравнению с первоначальной и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.

Характерна для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию. В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Однако при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов.

Из хронических инфекций в этом возрасте возможно проявление врожденного сифилиса и туберкулеза, хотя и то, и другое заболевание в настоящее время встречается относительно редко. У детей грудного возраста первичное инфицирование туберкулезом может перейти в заболевание туберкулезом.

Следующий период детства — период молочных зубов — охватывает возраст от 1 года до 6-7 лет. В этом периоде выделяют два подпериода: преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет и дошкольный — от 4 до 7 лет.

Преддошкольный возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень подвижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.

В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании» ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.

В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детских инфекций остается высокой вследствие частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфицирования туберкулезом возрастает. В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств.

У детей младшего школьного возраста (7-11 лет) многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления, письма и тонких координированных движений. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. Взаимоотношения с внешним миром становятся все более сложными и разнообразными.

В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.

Старший школьный возраст (12-18 лет) характеризуется значительной перестройкой эндокринного аппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие именно этих желез у детей и подростков с проявлением эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка.

В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться интеллектуальный облик ребенка.

Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез может давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.

Созданием наиболее благоприятных условий развития с одновременным укреплением организма занятиями спортом в разумных пределах можно полностью предупредить возникновение патологических состояний и обеспечить гармоничное развитие подростков.

Дети до 15 лет обслуживаются детскими поликлиниками, а старше 15 лет — подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых. В то же время медицинская сестра и врач школы обслуживают детей и подростков от 7 до 17-18 лет.

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды являются основанием к организации дифференцированного режима дня, питания, проведения воспитательных мероприятий и т. д.

Возрастные особенности организма ребенка обусловливают и возрастную реакцию организма на заболевания. Так, один и тот же микробный возбудитель вызывает неодинаковые формы заболевания, различное течение болезни и нередко различный исход у детей в разные возрастные периоды и при различных условиях окружающей среды.

РАННИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет. Для Р. д. в. характерен быстрый темп физич. и психич. развития, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем (в особенности нервной системы), совершенствованием их функций в результате созревания, а также взаимодействия организма с окружающей средой при определяющем влиянии условий жизни и воспитания.

Физич. развитие детей в период Р. д. в. (увеличение длины и массы тела). наиб. интенсивно на 1-м году жизни, хотя на 2-м и 3-м годах происходит также достаточно быстро. Мозг ребёнка в первые 3 года жизни развивается очень быстро: к 3 годам вес мозга ребёнка утраивается, а за всю остальную жизнь увеличивается лишь на одну четверть своего общего веса. Хим. состав дет. мозга на 2-м году жизни в основном соответствует хим. составу мозга взрослого. В эти же годы формируется очень сложная внутр. структура мозга как в отношении всех клеточных скоплений или нервных центров, так и всех проводящих путей или межцентральных связей. Т. о., органич. развитие мозга идёт не медленнее, а даже скорее, чем развитие др. органов и тканей. Хотя в Р. д. в. возрастает сопротивляемость организма неблагоприятным внеш. воздействиям, он ещё очень легко раним. Поэтому дети в Р. д. в. нуждаются в тщательном, заботливом уходе, осн. содержанием к-рого является рациональное питание, достаточное пользование свежим воздухом, водой, солнцем, правильный гигиенич. режим, уход и организация сна и бодрствования. (Благодаря развитию функций центральной нервной системы возможность активного бодрствования увеличивается до 5,5 ч подряд на 2-м году жизни и 6—6,5 ч — на 3-м.).

Гл. достижения этого периода, определяющие развитие психики, — овладение прямохождением, предметной деятельностью и речью.

Уже в первой половине 2-го года происходит значит. улучшение координации движений детей, увеличиваются их быстрота и ловкость. К 1,5 годам при создании необходимых условий особенно усложняется, совершенствуется ходьба: дети уже могут ходить по траве, перешагивать через небольшие препятствия, напр. через палку, положенную на землю, через небольшие канавки, могут взбираться на бугорки, пятиться назад и т. п. Во втором полугодии 2-го года дети могут влезать на стремянку, перелезать через бревно, катать мячи, перебрасывать их друг другу, подниматься вверх по доске, приподнятой одним концом от пола на 10—20 см, и др. На 3-м году дети могут подниматься по лестнице и спускаться с неё, согласовывать свои движения с движениями др. детей (напр., ходить парами), менять движения по темпу, направлению, характеру в зависимости от внешнего сигнала, могут, хотя и с напряжением, сдерживать свои движения, дожидаясь сигнала. Овладение ходьбой значит. ельно расширяет возможности ребёнка в ознакомлении с окружающим его миром и потому имеет важное значение и для психич. развития.

В Р. д. в. формируется и становится ведущей предметная деятельность ребёнка. Её особенность (в отличие от манипуляций предметами детей в младенческом возрасте). — использование предметов в соответствии с их функцией (ложка — для еды; лопата — для копания). При этом ребёнок учитывает не только внешние, но и «скрытые» признаки, каковыми являются функциональные свойства предметов. Приобретённый опыт дети переносят на др. предметы, производя т. о. обобщение. Дети овладевают также т. н. соотносящими (собрать пирамидку, матрёшку, вставить вкладыши нужной конфигурации в соответствующие отверстия и др.). и орудийными (напр., забить молоточком колышек в песок). действиями. Установление связи между предметами, их частями, между «орудием» и объектом, ориентирование на «скрытые» свойства предметов, обобщение способов действия — характерные элементы мышления. В Р. д. в. оно непосредственно связано с практич. деятельностью ребёнка (наглядно-действенное мышление). С предметной деятельностью ребёнка в Р. д. в. связано совершенствование у него восприятия (форма, величина, цвет предмета), памяти, речи.

Помимо предметной в Р. д. в. начинает складываться и игровая деятельность. Подражая в своих играх действиям взрослых (купают куклу, ставят градусник), дети используют предметы — «заместите-ли» (кирпичик вместо мыла, палочку вместо градусника). Это свидетельствует о зарождении у ребёнка нового, характерного для человека типа познания, опосредованного знаковыми системами. С формированием знаковой функции сознания связано появление к концу 3-го года жизни сюжетно-ролевой игры и продуктивной деятельности (рисования, конструирования).

Р. д. в. является для ребёнка сензитивным (особо чувствительным). периодом в овладении речью, что существенно перестраивает всю психич. деятельность: более полным и устойчивым становится восприятие; обобщение, формируемое первоначально в практич. действиях, закрепляется в слове; совершенствуется память — дети могут рассказать о том, что видели, что делали. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть т. н. психич. госпитализм, т.е. плохое пвнимание речи, неумение говорить и общая психич. отсталость, компенсация к-рой в дальнейшем становится делом длительным и трудным. Поэтому своевременное и правильное развитие речи — важнейшая задача воспитания детей в первые 3 года жизни.

От года до полутора лет интенсивно развивается понимание речи (пассивная речь), активная — медленнее. К 1 году 6 мес ребёнок пользуется 30—40 словами, к 2 годам в его активном словаре уже 300 и более слов, к 3 —1200—1500 слов. Первоначально речь ребёнка непосредственно связана с наглядной ситуацией, но постепенно отделяется от неё. На 3-м году жизни ребёнок понимает рассказ не только о виденном, но и о том, чего не было в его опыте. Происходит становление грамматич. строя речи. После 1,5 лет дети начинают овладевать флексийной речью. К 2 годам пользуются короткими фразами, к 3 — правильно строят не только простые, но и сложные, сложноподчиненные предложения. На протяжении всего Р. д. в. развитие артикуляции отстаёт от фонематич. слуха.

Большую роль в жизни ребёнка и его поведении в Р. д. в. играют эмоции. Формирование умений, навыков самообслуживания, усвоение правил поведения происходят успешнее на фоне положит, эмоциональной настроенности ребёнка. Детям в этом возрасте доступны чувства радости, удовлетворения при одобрении, привязанности к близким, а также огорчения, смущения, страха; эмоциональное состояние ребёнка ещё очень неустойчиво и легко изменяется. Необходимо поддерживать у детей жизнерадостное настроение, оберегать их от отрицат. переживаний, особенно страха, поскольку он может стать причиной отклонений в поведении, вплоть до нервных расстройств.

Достижения в психич. развитии ребёнка, овладении разнообразными умениями, навыками приводят на рубеже 3-го и 4-го годов жизни к изменениям в позиции ребёнка в отношении к окружающим, повышенному стремлению быть самостоятельным («я сам»). Однако ребёнок склонен переоценивать свои возможности, что нередко становится источником конфликтных ситуаций, так же как и нежелание взрослых считаться с новым в поведении ребёнка. Приведение методов и приёмов воспитания в соответствие с возросшими возможностями ребёнка, разумное удовлетворение его потребности в самостоятельности предотвращают развитие упрямства, негативизма и др. нежелат. проявлений в характере и поведении ребёнка. Изменения в психике ребёнка в конце 3-го года жизни именуют «кризисом 3 лет», к-рым заканчивается Р. д. в.

Целью воспитания детей Р. д. в. является разностороннее физич., умственное, нравств. и эстетич. развитие детей с учётом возрастных и индивидуальных психо-физиол. особенностей. Эти задачи реализуются в повседневной жизни детей, их самостоят. деятельности, на педагогически организованных занятиях. Особое значение имеет общение со взрослыми.

Физич. воспитание направлено на укрепление здоровья детей, развитие у них осн. движений (ходьба, бег, лазанье, метанье в цель, тонкие движения рук), привитие гигиенич. навыков и привычек (мытьё рук перед едой, умение пользоваться носовым платком, салфеткой, чистить зубы). Средства достижения этих целей — тщательный гигиенич. уход, режим дня, рациональное питание (до 1,5 лет дети получают измельчённую пищу, и только на 3-м году рацион ребёнка приближается к общему столу), закаливание, организация двигат. активности детей, утренней гимнастики (с 2 лет), физкультурных занятий с применением спец. оборудования. В умственном воспитании центр, место отводится сенсорному развитию (ознакомление с окружающими явлениями, предметами и их свойствами), а также мышлению, речи, памяти, вниманию. Нравств. воспитание в Р. д. в. формирует привязанность к близким, доброжелательное отношение к сверстникам, к животным; детей учат выполнять простейшие трудовые поручения взрослых, прививают навыки и привычки культурного поведения, самообслуживания (с 1,5 лет самостоятельно есть, одеваться, содержать в порядке игрушки и др.). Эстетич. воспитание включает муз. развитие ребенка (детей учат прислушиваться к музыке, запоминать и узнавать мелодию, совершать ритмич. движения под музыку, повторять певческие интонации), формирование интереса к изобразит, деятельности, эстетич. восприятия худож. слова, красоты окружающего.

Л. И. Каплет.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Период новорожденности (неонатальный период) – это период, начинающийся с момента перевязки пуповины и первого вдоха малыша, и продолжающийся 28 дней.

Период новорожденности делится на ранний неонатальный период (первые 7 дней) и поздний неонатальный период – после первой недели, то есть, начиная с 8 дня и продолжаясь до 28 дня.

Ранний неонатальный период.

Для детей – это наиболее критический период, так как в это время происходит адаптация новорожденного к новым условиям жизни. Все системы начинают работать по-новому, таким образом, происходит проверка – насколько все органы готовы к другой жизни. В периоде новорожденности включается малый круг кровообращения, легкие начинают дышать, кишечный тракт заселяется микроорганизмами, приспосабливаются к новым условиям системы терморегуляции.

В этом периоде заметно, насколько многие системы еще незрелы. Особенно это касается центральной нервной системы. В раннем неонатальном периоде ребенок больше спит, чем бодрствует, так как процессы торможения преобладают над процессами возбуждения.

В раннем неонатальном периоде у новорожденного могут развиться физиологические переходные состояния:

  • Физиологическая убыль массы тела
  • Физиологическая эритема
  • Физиологическая желтуха
  • Транзиторная лихорадка
  • Половой криз

Эти состояния – приспособительные реакции на окружающую среду. Если не знать, как вести себя правильно при этих состояниях, можно спровоцировать осложнения с неблагоприятным исходом.

Поздний неонатальный период.

В этом периоде органы и системы ребенка продолжают свою адаптацию к новым условиям. Благодаря материнским антителам, которые проникли в организм ребенка во внутриутробном состоянии (пассивный имммунитет), он невосприимчив ко многим инфекциям. Пассивный иммунитет защищает малыша и помогает ему не заболеть такими детскими инфекциями как, краснуха, скарлатина, ветряная оспа. Но в то же время, если условия будут неблагоприятными, малыш может быть чувствителен к стафилококковой и стрептококковой инфекции. Такая инфекция может осложниться тяжелой пневмонией, которая протекает у новорожденных неблагоприятно.

К концу неонатального периода ребенок уже может фиксировать взгляд на блестящих предметах, реагирует на голос матери, активно двигает ручками и ножками.

В период новорожденности ребенок очень зависим и от обслуживающего персонала роддома, где он проводит большую часть раннего неонатального периода, а в дальнейшем – только от матери. Необходимо правильно за малышом ухаживать, следить за физическим и нервно-психическим развитием. Как это делать качественно, как верно организовать режим дня новорожденного, на что надо обращать внимание, как убедиться, что ребенок развивается правильно, мы и поговорим в этом разделе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *