Восприятие вкуса у ребенка связано с функцией

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

Лекция 19

Изучение гистофизиологии органов пищеварительной системы для врача любой специальности является весьма важной. Дело в том, что болезни пищеварительной системы занимают особое место в реестре заболеваний, являясь самыми распространенными заболеваниями. Многие заболевания органов пищеварительной системы в настоящее время не имеют тенденции к снижению: острый и хронический гастрит, язвенная болезнь, болезни зубов и другие. Часть заболеваний характеризуются дальнейшим ростом: хронические гепатиты, цирроз печени, рак прямой кишки и другие. Важно и то, что даже незначительные нарушения органов пищеварения сопровождаются серьезными нарушениями обмена веществ, что обусловливает развитие ряда заболеваний как органов пищеварения, так и других органов и систем: анемии, дерматиты и другие.

Пищеварительная система у человека состоит из длинной трубки и ряда крупных желез, расположенных вне трубки и выделяющих в полость ее свой секрет, необходимый для нормального пищеварения. Пищеварение представляет собой сложный процесс механической и химической обработки с последующим всасыванием продуктов расщепления. При этом, пищеварение протекает поэтапно в различных отделах пищеварительного тракта. В связи с этим, весь пищеварительный тракт условно подразделяется на три отдела: начальный, средний и каудальный. Начальный отдел включает в себя полость рта со всеми производными, глотку и пищевод. Начальный отдел предназначен, в основном, для механической обработки пищи. Средний отдел пищеварительного тракта включает в себя желудок, тонкий и толстый кишечник, печень и поджелудочную железы. Этот отдел специализируется, в основном, на химической обработке пище и всасывании продуктов расщепления в кровь и лимфу. Каудальный отдел включает в себя небольшой участок прямой кишки и предназначен для эвакуации ненужных продуктов расщепления.

Пищеварительная трубка, несмотря на морфологические и физиологические особенности ее отделов, имеет единый план строения. Стенка пищеварительного тракта состоит из 4-х оболочек: слизистой (tunicamucosa), подслизистой (tunicasubmucosa), мышечной (tunicamuscularis), соединительнотканной (tunicaadventitia) или серозной (tunicaserosa) оболочек.

Слизистая оболочка получила название за счет того, что ее поверхность постоянно увлажняется выделяемой железами слизью, которая защищает подлежащие ткани от механических и химических повреждений. Как правило она состоит из трех слоев (пластинок): эпителиального, собственного слоя (tpropriamucosae) и мышечного слоя (tmuscularismucosae).

Различают два типа слизистых оболочек: слизистую оболочку кожного типа и слизистую оболочку кишечного типа.

Слизистая оболочка кожного типа выстилает начальный и каудальный отделы пищеварительного тракта. Слизистая оболочка кожного типа с поверхности покрыта многослойным плоским неороговевающим или частично ороговевающим эпителием, который лежит на толстой базальной мембране, имеющей извилистый характер. Под базальной мембраной лежит слой рыхлой неоформленной соединительной ткани, состоящей из грубых, толстых, слабо ветвящихся коллагеновых волокон. Это собственный слой слизистой оболочки. В этом слое содержатся многочисленные кровеносные сосуды, за счет чего этот слой выполняет трофическую функцию. Кроме того, в этом слое могут лежать железы. Мышечный слой слизистой оболочки развит плохо и даже может отсутствовать (например, на языке, деснах). Этот слой построен из гладкой мышечной ткани. Сокращение мышечного слоя обусловливает изменение рельефа слизистой оболочки. Слизистая оболочка кожного типа лежит на подслизистой оболочке, состоящей из рыхлой неоформленной соединительной ткани, содержащей кровеносные и лимфатические сосуды, а также нервные сплетения (подслизистое нервное сплетение- мейснеровское сплетение), за счет которых эта оболочка выполняет трофическую функцию. Кроме того, подслизистая оболочка обеспечивает подвижность слизистой оболочки. Иногда в подслизистой оболочке лежат железы (например, в пищеводе, двенадцатиперстной кишке). В ряде случаев слизистая оболочка кожного типа располагается не на подслизистой оболочке, а непосредственно на мышечной оболочке (например, на спинке языка, боковых поверхностях языка), что обусловливает неподвижность слизистой оболочки.

Слизистая оболочка кишечного типа выстилает средний отдел пищеварительного тракта. С поверхности слизистая оболочка кишечного типа покрыта однослойным цилиндрическим эпителием, который лежит на тонкой базальной мембране, имеющей прямолинейный характер. В составе эпителия, как правило, находятся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь на поверхность слизистой оболочки. Собственный слой слизистой оболочки построен из рыхлой неоформленной соединительной ткани, состоящей из тонких и нежных коллагеновых и эластических волокон. Здесь же лежат многочисленные кровеносные и лимфатические сосуды. Мышечный слой слизистой оболочки развит очень хорошо, состоит из гладкой мышечной ткани, образующей два или три мышечных слоя. Слизистая оболочка кишечного типа всегда лежит на подслизистой оболочке, что обеспечивает ей хорошую подвижность.

Мышечная оболочка стенки пищеварительного тракта построена в переднем и каудальном отделах в основном из поперечнополосатой мышечной ткани, а в среднем отделе из гладкой мышечной ткани. Мышечная оболочка может образовывать несколько слоев. В рыхлой неоформленной соединительной ткани, расположенной между мышечными элементами, лежат кровеносные сосуды и нервные сплетения (ауэрбаховское). Сокращение мышечной оболочки обеспечивает перистальтику стенки пищеварительного тракта, благодаря чему происходит перемешивание пишевого комка и продвижение его по пищеварительной трубке.

С поверхности любой отдел пищеварительного тракта покрыт соединительнотканной оболочкой. В начальном и каудальном отделах эта оболочка состоит из рыхлой неоформленной соединительной ткани с кровеносными сосудами и нервами. Эта оболочка получила название адвентициальной оболочки (tadventitia). В среднем отделе пищеварительная трубка покрыта серозной оболочкой, состоящей из тонкой пластинки рыхлой неоформленной соединительной ткани, которая с поверхности покрыта однослойным плоским эпителием. Эта оболочка представляет собой висцеральный листок брюшины.

Начальный отдел пищеварительного тракта. Этот отдел включает в себя полость рта со всеми производными, глотку и пищевод.

Язык образован преимущественно поперечнополосатой мышечной тканью, волокна которой собраны в пучки, располагающиеся в трех взаимно перпендикулярных направлениях. В области корня языка слизистая оболчка лишена сосочков и имеет бугристый вид за счёт развития здесь лимфоидных узелков, лежащих преимущественно в собственном слое. Совокупность этих лимфоидных фолликулов составляет язычную миндалину. Мышцы языка разделены соединительнотканной перегородкой на правую и левую половины. Язык содержит многочисленные сосуды, которые в собственном слое образуют сосудистые сплетения.

Иннервация языка осуществляется подъязычным нервом, ветви которого образуют типичные двигательные нервные окончания на мышечных волокнах. Чувствительные нервные волокна образуют тонкие терминальные веточки, которые заканчиваются на эпителиальных клетках языка. С поверхности язык покрыт слизистой оболочкой кожного типа. На верхней поверхности и боковой поверхности языка слизистая оболочка сращена с поперечнополосатой мышечной тканью и является неподвижной, в то же время на нижней поверхности языка слизистая оболочка лежит на подслизистой оболочке, обусловливающей ее хорошую подвижность.

На верхней поверхности языка слизистая оболочка образует специфические структуры- сосочки языка, составляющие его рельеф. Все сосочки образуются в результате выпячивания рыхлой неоформленной соединительной ткани собственного слоя слизистой оболочки. С поверхности все сосочки покрыты эпителием. Различают 4 типа сосочков: нитевидные, грибовидные, листовидные, окруженные валом (желобоватые).

Нитевидные сосочки – самые многочисленные, равномерно расположенные по всей поверхности языка и самые мелкие (0,3 мм). Каждый такой сосочек состоит из первичного соединительнотканного сосочка от которого отходят более мелкие вторичные соединительнотканные сосочки. С поверхности нитевидные сосочки покрыты многослойным частично ороговевающим эпителием. Нет пока точных данных о том, превращаются ли поверхностные клетки эпителия нитевидных сосочков в истинный кератин. Однако, у некоторых животных нитевидные сосочки настолько тверды, что верхняя поверхность языка напоминает тёрку. Говорят, что если такое животное дружески лизнёт, то ваша кожа окажется расцарапанной до крови. Нитевидные сосочки воспринимают температурную, тактильную и болевую чувствительность. Кроме того они создают широховатость поверхности языка.

Все остальные сосочки значительно крупнее нитевидных и за счёт своего внешнего вида получили специфические названия.

Грибовидные сосочки по внешнему виду напоминают гриб: имеют узкое основание и широкую верхушку. Эти сосочки менее многочисленны, чем нитевидные, среди которых они разбросаны. В большей степени они сконцентрированы на кончике языка. В соединительнотканной основе этих сосочков располагается очень много сосудов, просвечивающих и придающих сосочкам красный цвет. С поверхности грибовидные сосочки покрыты многослойным неороговевающим эпителием.

Желобоватые сосочки располагаются в области корня языкав количестве 7 – 12 в виде римской цифры пять. Каждый сосочек подобно старинному городу, окружён валом и напоминает замок, окружённый рвом. Этот ровик заполнен жидкостью и очищается от различных частиц благодаря активности желёз, выводные протоки которых открываются на дне ровика.

Листовидные сосочки хорошо развиты у детей, а у взрослого человека они редуцируются. Эти сосочки развиваются по краям языка в количестве 4 – 8 с каждой стороны. Все сосочки воспринимают тактильную чувствительность, придают шероховатость поверхности языка, что способствует удерживанию пищи. В толще эпителия всех сосочков, кроме нитевидных, располагаются вкусовые луковицы, которые в совокупности образуют орган вкуса.

Орган вкусапредставляет собой совокупность более 2000 вкусовых луковиц, расположенных в сосочках языка, а также в слизистой оболочке щёк, губ, голосовых связок. Вкусовые луковицы располагаются в толще эпителия сосочков перпендикулярно их поверхности. При световой микроскопии они напоминают дольки апельсина, плотно прилежащие друг к другу. Самые крупные сосочки языка – сосочки окружённые валом на передней и боковых поверхностях содержат до 200 вкусовых почек каждый. Вкусовые луковицы включают в себя около 60 клеточных элементов, которые являются вторично чувствительными эпителиальными клетками. В составе вкусовых луковиц различают 3 типа клеток: тёмные (вкусовые) клетки, опорные (поддерживающие) и базальные клетки. Вкусовые клетки имеют веретёнообразную форму. От их верхушки отходят в виде кустика многочисленные микроворсинки, входящие во вкусовую ямку, открывающуюся вкусовой порой во внешнюю среду. В этих клетках содержится много белка, ферментов. Между ворсинками находится электроноплотное вещество, выполняющее роль ионообменных смол. Опорные клетки более крупные, содержат меньше органоидов и незначительное количества белка и ферментов. На поверхности тоже имеются немногочисленные микроворсинки. Эти клетки выполняют опорную функцию относительно вкусовых клеток.

Вкусовые и опорные клетки дифференцируются из третьего типа клеток – базальных, которые являются мало дифференцированными.

Для того чтобы вызвать вкусовое ощущение, вещество должно находиться в растворе и проникать через вкусовые поры во вкусовые ямки. Здесь они возбуждают хеморецепторы, которые генерируют импульсы, передающиеся по афферентным нервным волокнам в центральные звенья вкусового анализатора. Человек способен воспринять 4 основных вкусовых ощущения: горького, сладкого, кислого и солёного. Таким образом, то огромное разнообразие вкусовых привкусов, которое мы способны воспринимать, связано с комбинацией этих основных вкусовых ощущений. Механизм, посредством которого мы различаем отдельные вкусы, окончательно не изучен. Предполагают, что каждый вкусовой рецептор, по-видимому, способен реагировать на несколько вкусовых стимулов.

Сладкие раздражители активируют во вкусовых клетках аденилатциклазу, что приводит к увеличению уровня цАМФ, а горечи действуют через G – белок (гастдуцин) который увеличивает активность фосфодиэстеразы и обусловливает, в конечном итоге, уменьшение уровня цАМФ.

На поверхности языка можно выделить области специфической чувствительности. Во вкусовых почках передней части языка обнаружен сладкочувствительный белок, а во вкусовых почках задней части – горькочувствительный белок.

Важно, что восприятие вкусовых качеств снижается с возрастом, а также при действии кофеина, никотина.

Особенности органа вкуса у детей.

У новорождённых детей вкусовой организатор достигает достаточно высокой степени зрелости. Даже недоношенные дети реагируют на нанесение на язык растворов с различными вкусовыми качествами. У новорождённых детей вкусовой чувствительностью обладает большая поверхность слизистой оболочки полости рта, чем у взрослого человека. Это объясняется тем, что у детей содержится значительно больше вкусовых почек, располагающихся на всей поверхности языка, губ, щёк и даже твёрдого нёба и надгортанника. Причём новорождённые дети реагируют уже на 4 вида вкусовых раздражений: сладкое, горькое, кислое и солёное. При этом растворы веществ, обладающих сладким вкусовым качеством, вызывают у ребёнка сосательные движения и общее успокоение, а вещества с горьким вкусовым качеством – гримасу неудовольствия и беспокойные движения. После года жизни у детей отмечается постепенная атрофия значительного числа вкусовых луковиц. К концу второго года жизни у ребёнка можно выработать условные рефлексы на вкусовые раздражения. Пороговая концентрация вкусовых раздражителей, вызывающих реакции у новорождённого ребёнка, значительно выше, чем у взрослых. Высокие пороговые величины у новорождённого ребёнка свидетельствуют о том, что с возрастом вкусовая чувствительность возрастает.

При этом одновременно возрастает и селективность рецепторов к вкусовым раздражителям. У 7-летних детей вкусовая чувствительность практически не отличается от аналогичного показателя у взрослых.

В полости рта человека также располагаются многочисленные экзокринные железы, к которым относятся околоушные, подчелюстные и подъязычные слюнные железы. Кроме того, имеются многочисленные мелкие желёзки слизистой оболочки полости рта: губные, щёчные, нёбные, язычные, дёсенные. К ним относятся также желёзки слизистой оболочки миндалин и носоглотки.

Источником развития слюнных желёз является многослойный плоский эпителий полости рта. По механизму выделения секрета эти железы являются мерокриновыми. По строению концевых отделов и выводных протоков слюнные железы являются сложными разветвлёнными альвеолярными (околоушная) или альвеолярно-трубчатыми (подчелюстная и подъязычная).

По характеру выделяемого секрета эти железы различны, что находит своё отражение в особенностях их строения. Околоушная железа выделяет жидкий секрет богатый белками ферментами, т.е. эта железа по характеру выделяемого секрета является белковой.Подчелюстная и подъязычная железы являются белково-слизистыми. Все слюнные железы имеют единый план строения. С поверхности все слюнные железы покрыты плотной соединительнотканной капсулой и имеют дольчатый характер. В прослойках соединительной ткани располагаются многочисленные кровеносные сосуды, а также междольковые выводные протоки.

Околоушная железа по характеру выделяемого секрета является чисто белковой. Для неё характерен один тип концевых (секреторных) отделов – белковый: ими образована основная масса долек железы. Белковые концевые отделы состоят из клеток двух типов: секреторных и миоэпителиальных. Секреторные клетки конической формы. Апикальная часть их более узкая, обращена в просвет концевого отдела и содержит многочисленные гранулы секрета. Базальная часть клетки более широкая, содержит ядро, форма которого меняется в различные фазы секрета. Между секреторными клетками располагаются межклеточные секреторные канальцы, в которые первоначально выделяется из клеток секрет, а затем он попадает в просвет. Миоэпителиальные клетки располагаются за секреторными и образуют второй клеточный слой в концевом отделе. По происхождению это эпителиальные клетки, а в функциональном плане по способности к сокращению они напоминают мышечные. Эти клетки имеют звёздчатую форму и своими отростками охватывают секреторные отделы, напоминая корзинки (корзинчатые клетки). Своими сокращениями они способствуют выделению секрета из секреторных отделов.

Подчелюстная железа по характеру выделяемого секрета является белково-слизистой с преобладанием белкового компонента. Паренхима этой железы уже представлена двумя типами секреторных отделов: белковым и белково-слизистым, т.е. смешанным. Преобладают белковые концевые отделы. Их строение сходно с концевыми отделами околоушной железы. Смешанные концевые отделы более крупные, чем белковые и состоят из двух видов клеток – слизистых и белковых. Центральную часть ацинуса занимают слизистые клетки, которые более крупные, чем белковые. Ядра их располагаются всегда у основания, они сильно уплощены. Цитоплазма слизистых клеток имеет ячеистую структуру благодаря наличию в ней слизистого секрета. Небольшое количество белковых клеток охватывает слизистые клетки в виде колпачка или полулуния. Между слизистыми клетками располагаются межклеточные секреторные канальцы. Снаружи также располагаются миоэпителиальные клетки.

Подъязычная железа по характеру выделяемого секрета является смешанной с преобладанием слизистого компонента. Паренхима железы представлены тремя типами ацинусов: белковыми, белково-слизистыми и слизистыми. Белковые концевые отделы очень немногочисленны. Слизистые ацинусы этой железы состоят из характерных слизистых клеток и миоэпителиальных клеток.

Выводные протоки слюнных желёз подразделяются на вставочные, исчерченные, междольковые и общий выводной проток. Вставочные протоки имеют вид коротких узких трубочек, начинающихся от концевого отдела.Они образованы клетками плоского или кубического эпителия и миоэпителиальными клетками. Исчерченные слюнные протоки являются продолжением вставочных и располагаются также внутри долек. Диаметр их значительно превышает токовой вставочных протоков. Они образуют ампулярные расширения и выстланы однослойным цилиндрическим эпителием. На апикальном полюсе клеток имеются многочисленные микроворсинки, пластинчатый комплекс, а также секреторные гранулы. Митохондрии здесь расположены перпендикулярно к базальной мембране и образуют базальную исчерченность. Междольковые выводные протоки окружены прослойками соединительной ткани и выстланы двуслойным эпителием. Общий выводной проток выстлан многослойным эпителием и заканчивается устьем на слизистой оболочке щеки на уровне второго верхнего большого коренного зуба (околоушная железа) или на переднем крае уздечки языка (подчелюстная и подъязычная железа). Предполагают, что в стенке выводных протоков также встречаются единичные секреторные клетки. По мнению ряда авторов, эпителий ацинусов и выводных протоков способен к низкой митотической активности. В основном же восстановление клеток паренхимы осуществляется, главным образом, путём внутриклеточной регенерации.

Ежедневно у человека продуцируется 0,5 – 2 литра слюны. В состоянии покоя у человека может выделяться до 1 миллилитра слюны в час, а при жевании около 200 миллилитров в час. У жвачных животных количество слюны, выделяемой за сутки, достигает 60 литров. Мелкие железы и подъязычные железы слюну вырабатывают постоянно, а околоушные и подчелюстные – только при возбуждении. При малой выработке слюны она носит слабокислый характер, а при усиленной выработке слюна приобретает слабощелочную реакцию.

Слюна представляет собой смесь секретов многочисленных слюнных желёз в полости рта. Слюна состоит из 95,5% воды и сухого остатка (0,5%). К сухому остатку относятся неорганические вещества (соли), органические соединения (ферменты: L-амилаза, нуклеаза, протеаза, липаза), клетки слущенного эпителия, лейкоциты, бактерии, а также электролиты, в том числе кальций, калий, хлор и другие.

Функции слюнных желёз. Основной функцией слюнных желёз является ферментативная обработка пищи. За счёт амилазы происходит начальная и частичная расщепление полисахаридов.

В слюне содержится также нуклеаза, РНК-аза, липаза, протеаза, которые являются неактивными.

Смачивание слюной слизистой оболочки рта обеспечивает акт артикуляции.

За счёт лейкоцитов и лизоцима, обладающего бактериоцидным действием (т.е. разрушает бактериальные оболочки) слюнные железы выполняют защитную функцию. Кроме того, лизоцим по типу гиалуронидазы участвует в регуляции проницаемости тканевых барьеров, в частности стенок капилляр. Лизоцим усиливает фагоцитарную активность макрофагов. Нуклеазы слюны обладают антивирусным эффектом. В слюне также содержатся антитела (ИГ А), которые связывают эндотоксины.

Слюнные железы выполняют экскреторную функцию. Так, со слюной выделяется мочевая кислота, креатин, железо, йод, мочевина, лекарственные препараты, в том числе висмут, ртуть, бром, морфин.

Слюнные железы участвуют в регуляции водно-солевого состава организма.

Слюнные железы выполняют эндокринную функцию.Они вырабатывают эпидермальный фактор роста, который в основном вырабатывается подчелюстной железой. Этот фактор попадает со слюной в желудочно-кишечный тракт, где вызывает стимуляцию пролиферативной активности эпителия и эндотелия.

Слюнные железы вырабатывают гормон паротин, который регулирует концентрацию кальция в крови (по типу гормона щитовидной железы). Он участвует в регуляции синтеза белков. Паротин усиливает компенсаторный рост слюнных желёз. Паротин усиливает сперматогенез и овогенез, поэтому при удалении слюнных желёз задерживается развитие яичников и возникает атрофия семенников.

Слюнные железы вырабатывают белок получивший название фактора роста нервов, который подобно змеиному яду усиливает деление нейробластов симпатических и спинальных ганглиев, их дифференцировку, а также обеспечивает рост аксонов.

Слюнные железы вырабатывают тимоцит – трансформирующий фактор, который влияет на дифференцировку тимоцитов.

В серии экспериментов, при которых в брюшную полость мышей пересаживали подчелюстную железу, была установлена при этом гибель животного или развитие выраженных токсических явлений. Это явление связывают с фактором летальности, вырабатываемым подчелюстной железой.

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Ощущения — это потоки электрических импульсов, которые «включают» нервные клетки (нейроны) и запускают нервные процессы.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

И каждая сенсорная система поставляет в мозг свои сигналы, из которых наш мозг должен как мозаику собрать целостный образ представлений о предмете или явлении, о самоощущении.

Представьте себе, что вы чистите и едите апельсин.

Мы получаем информацию об апельсине через ощущение запаха, цвета, поверхности апельсиновой кожуры, его сладкий сочный вкус.

Почувствовали?

Наш мозг всю информацию об апельсине собирает в одно целое, и мы понимаем, что у нас в руках один апельсин, а не несколько.

Что бы передать информацию о своих ощущениях от апельсина, нам нужно эти ощущения перевести в слова.

Ребенок изначально не владеет словарем, описывающим ощущения себя и окружающего мира. Научиться понимать свои ощущения и говорить о них – одна из важных задач раннего развития.

Как же способствовать сенсорному развитию ребенка.

Сенсорное развитие в раннем возрасте является основой интеллектуального развития, упорядочивает представления ребёнка о мире, развивает внимание и концентрацию, а также является основой для развития воображения и эстетического чувства.

Для малышей не обязательно иметь сложные материалы для сенсорного развития.

Это могут быть сенсорные дорожки с различной поверхностью и наполнителями.

Сенсорные коробки с различными наполнителями (фасоль, горох, манка). Сенсорную коробку изготовить очень легко: обычный пластиковый контейнер или таз наполняется крупой. Ребенку также можно дать баночки, ложки для пересыпания, поместить в коробку различные предметы, камушки, крупные бусины, ракушки.

Фотография сайта m.babyblog.ru

Для слуха можно использовать самодельные погремушки. Их можно сделать из пластиковых футляров, коробочек от детских сладостей. Их можно наполнить разными крупами, и ребенок может слушать различные звуки.

Сенсорные мешочки с различными материалами: ракушками, шишками, кусочками кожи, меха, ткани, коры и др.

В возрасте от двух лет можно активно пополнять сенсорный словарь ребенка наглядными опытами и примерами: большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий, полный-пустой и др.

Очень хорошо идут игры-сортировки предметов по цвету, форме.

Не забывайте про вкусовые ощущения. Изучайте с ребенком вкус различных продуктов, обязательно в водите в словарь ребенка названия вкусовых ощущений: горький, сладкий, кислый, соленый…

Очень дети любят угадывать овощи и фрукты по вкусу.

После трех с половиной лет, когда речь ребенка становиться более развитой можно играть в исследовательские игры, описывать предметы, сравнивать их между собой.

В старшем школьном возрасте хорошо идут игры, связанные с описание предметов:

«Угадай предмет по описанию», «Опиши предмет как можно большим количеством слов».

Так же можно угадывать предметы по звукам. Например, звук режущих ножниц, звон чашек, стук карандаша. Определять по звуку из чего сделан предмет (стеклянный, металлический, деревянный, пластиковый, фарфоровый.

Идей игр для сенсорного развития множество.

Пусть игра и общение с ребенком приносят Вам радость и удовольствие!

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх.

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.

  1. Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
  2. Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
  3. Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
  4. Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система — это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная.
Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Сенсорное развитие – это развитие органов чувств и восприятия.

Сенсорное нарушение у детей — это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной функции.

Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.

Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).

При каких заболеваниях возникает сенсорное нарушение у детей?

ДЦП, параличи, слепота, глухота, парезы, последствия полиомиелита, нарушения ЦНС, умственная отсталость.

Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. «sensus» — чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) — это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на раннее сформированные сенсорные эталоны. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.

Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У. Кислинг (2010) и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации.

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.

Овладение речью одной из центральных, важнейших психических функций-в определяющей степени зависит от слуха.

Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, а следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность.

Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения.

Такие нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные. Неправильное внутриутробное развитие слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии). Наследственностью можно объяснить врожденную неполноценность слухового органа, которая определяет предрасположенность к тяжелым нарушениям слуха, вызванным сравнительно слабыми вредными воздействиями.

Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка, как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет. Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.

Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.

Врожденное нарушение зрительного анализатора может быть вызвано воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения.

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения, психофизические особенности и своеобразие развития. В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т. е. лишившихся зрения после рождения.

Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.

Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.

В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.

Такие дети часто пытаются «скрыть» или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.

Осязание также дает слепому необходимую информацию. Так, качество дорожного покрытия (бетон, асфальт, грунт), бордюрный камень тротуара, стены домов, витрины магазинов, телефонные будки, уличные киоски и т. д. помогают слепому ориентироваться в сложной окружающей обстановке городской улицы. Л. С. Выготский указывал на наличие так называемого шестого чувства (теплового) у слепых, позволяющего им на расстоянии замечать предметы.

Формирование обследовательских способностей решается в дидактических играх: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто назвал?», «Найди путь исследования», «Угадай на вкус», «Какой это запах?»

Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, пирамидки разных размеров, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.

Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процессе знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее конкретизируется конкретное питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.

Различные модели животных, птиц, картинки с их изображением создают у детей представления об их сходстве и различие как в облике, так и в образе жизни.

Дидактическая игра «Скотный двор» позволяет детям ориентироваться на слух, зрение, осязание и обоняние. Для этого можно подобрать записи реальных звуков (мычание коров, ржание лошади, крик петуха и т. д.).

Для формирования экологических знаний используются конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Детей можно научить отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка и др.). детям можно предложить выделить по запаху мясные и молочные продукты, определить их качество как на обоняние, так и на вкус.

Сенсорные нарушения лишают ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.

Органы чувств новорожденного начинают функционировать с момента рождения. Но развитие сенсорной и моторной активности младенца происходит не одновременно. Важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы — зрение, слух — опережают развитие руки как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспитания в этом процессе. Исследования Н. Л. Фигурина, Н. М. Денисовой, Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной, Л. Г. Голубевой, М. Ю. Кистяковской, С. Л. Кривиной, Г. В. Пантюхиной, Э. Л. Фрухт, Э. Г. Пилюгиной и др. позволяют проследить, как происходит сенсорное развитие на первом году жизни.

Поскольку особое значение для сенсорного и в целом психического развития имеет формирование зрительного и слухового анализаторов, рассмотрим этот процесс подробно. Новорожденный по-разному реагирует на зрительные раздражители, которые ему неприятны или приятны.

Например, при чрезмерно ярком свете он закрывает глаза, проявляя беспокойство. В 10 дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). В 2-3 недели возникает конвергенция глаз. Но младенец с трудом останавливает взор на предмете. Очень незначительная задержка взора наблюдается в 3-5 недель. В 4-5 недель ребенок научается следить за предметом, находящимся на расстоянии 2-4 м, а в 3 мес. — на расстоянии 4-7 м. Одновременно с 6 — 10 недель развивается умение следить за предметом, который движется по кругу. К концу первого месяца малыш во время спокойного бодрствования прислушивается к звукам, даже тихим, и по-разному на них реагирует. Так, он радуется, перестает двигаться и кричать при разговоре взрослого или звучании погремушки. Его пугают резкие, громкие звуки, поэтому он вздрагивает или плачет. Стремление увидеть источник звука сначала проявляется в том, что младенец в 2 мес. переводит глаза и поворачивает голову из стороны в сторону. А в возрасте 4 мес. быстро и безошибочно поворачивает голову и находит взглядом лицо говорящего взрослого, звучащую игрушку. Установление связей между слухом и зрением значительно расширяет контакты младенца с окружающим миром. Теперь он не просто воспринимает то, что находится в поле его зрения, но и сам отыскивает взором говорящих людей и издающие звук предметы.

К 3 мес. движения рук малыша становятся плавными, свободными. Он часто выпрямляет руки над грудью, случайно захватывает и ощупывает одной рукой другую, затем пеленки и одеяло, а потом все предметы, которые попадаются под руку.

Малыш случайно натыкается на висящие игрушки и радуется новым ощущениям. Получив удовольствие, он старается повторить движение и тянется к предмету снова.

В 3-4 мес. ребенок долго и сосредоточенно занимается игрушками, висящими около него: наталкивается на них руками и следит, как они раскачиваются, пытается их захватить и удержать.

С 4,5-5 мес. движения захватывания становятся более точными. Например, ребенок может свободно достать, захватить и удержать висящую игрушку или взять ее из рук взрослого, когда тот держит игрушку у малыша над грудью.

Таким образом, с освоением хватания в 4 мес. начинается развитие руки младенца как анализатора. Но в этом возрасте рука не всегда движется точно к предмету, она часто отклоняется в сторону. Все предметы младенец схватывает одинаково, прижимая пальцами к ладони. В 4-5 мес. у малыша возникает новая потребность достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Он уже проявляет известную настойчивость, использует знакомые движения, а иногда совершает новые. С 4 до 6 мес. малыш учится точно направлять руку к игрушке, доставать или брать предметы, лежа на боку или животе. В 5-6 мес. он демонстрирует недовольство, если не может достать игрушку, и успокаивается, когда ее достает.

Хватание совершенствуется на протяжении первого года жизни. Более точное движение руки к предмету складывается к 8 мес, но точным без отклонений оно становится лишь к 12 мес. Схватывание и удержание предмета пальцами формируется на 7-8-м месяце жизни младенца и также совершенствуется до конца года. Такое совершенствование связано с противопоставлением большого пальца всем остальным. То есть ребенок начинает располагать пальцы на предмете в соответствии с его формой и величиной (круглой, квадратной или продолговатой). К 10-11 мес. ребенок, прежде чем взять какой-либо предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной. Значит, зрительное восприятие ребенком этих признаков в объектах теперь направляет его практические действия.

Во втором полугодии первого года жизни возникает активное рассматривание, обследование предметов, которое связано с манипулированием ими (малыш стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.). В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации. Сначала малыш ориентируется в окружающем мире при помощи внешних ориентировочных действий. Когда он хочет взять какой-либо предмет, его рука движется к этому предмету, оценивая расстояние практически и внося коррективы по мере движения. Так, глаз, следя за рукой, «учится» оценивать расстояние. В процессе хватания и манипулирования ребенок узнает разнообразные свойства предметов — форму, величину, плотность, вес, упругость, температуру, устойчивость и пр. Малыш ставит предметы в новые и новые положения до тех пор, пока они не исчерпают свою новизну, в связи с потерей которой угасает ориентировочная реакция на предмет. Подобное обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойствам и о том, что теперь предметы начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, имеющее неизменные свойства. Об этом «открытии» говорит тот факт, что ребенок в 9-10 мес. ищет исчезнувшие предметы, значит, он понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте.

Напомним, что уже к концу первого месяца ребенок прислушивается к речи взрослого. В первые 3 мес. у него появляются ответные голосовые реакции — гукание и гуление, свидетельствующие о начале развития голосового аппарата, звуковой речи. На 4-5-м месяце младенец различает интонации обращенной к нему речи. К 6 мес. узнает (по звучанию) свое имя. В период от 6-7 до 9-10 мес. ребенок впервые начинает понимать речь взрослого.

Понимание речи ребенком возникает на основе зрительного восприятия. Взрослый показывает предмет и спрашивает: «Где то-то?» (называет его словом). В результате такого обучения складывается связь между предметом, действием с ним и словом взрослого, которая проявляется в поиске малышом предмета в ответ на просьбу взрослого: «Покажи, где?» Возникшая в 10 мес. начальная форма понимания речи строится на основе зрительной ориентировки. И в то же время зрительный поиск объектов управляется словом. В конце первого года жизни появляются первые слова ребенка, которые относятся к предмету.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

  • складывается акт рассматривания предметов;
  • формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;
  • устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
  • устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *