Во сколько дети начинают есть ложкой

Врачи считают, что уже с 6 месяцев можно начинать приучать ребенка есть ложкой. Не рановато ли? На самом деле, на это есть свои причины.

Чем раньше, тем лучше.

Врачи считают, что можно уже с 6 месяцев, как только ребенок начал есть «взрослую» еду, давать ему пластмассовую ложечку. Зачем? Ведь все равно он не сможет ею управляться! А на самом деле, чем раньше ребенок понимает, что есть надо ложкой, а не руками (которыми, конечно, удобнее), тем раньше он и начинает орудовать столовыми приборами самостоятельно. То есть, давая ребенку ложку, вы сразу приучаете его к культуре поведения за столом.

Также не маловажным в раннем приучении к ложке является и второй момент – развитие мелкой моторики малыша. Он держит ложку пальчиками, учится управляться ею, зачерпывать кашку, старается донести ее до рта (что, конечно, не всегда удается). Но постепенно движения малыша становятся все точнее и точнее.

С чего начать?

Главное, выбрать любимое блюдо малыша. Что-нибудь, что он очень-очень любит и непременно захочет не по столу размазывать, а съесть.

Можно просто дать тарелку с любимой едой и положить рядом ложку. Большая вероятность, что ребенок при этом начнет есть руками. Если такое случается, то надо показать, зачем рядом лежит ложка.

Можно просто самой кормить малыша, а он пусть в это время просто держит свою ложку, возюкает ею по столу и тарелке, привыкает. После трапезы оставьте на тарелке немного еды и предоставить малышу свободу действий. Если у него плохо получается, помогите ему: наберите в ложку еду, а он уж пусть сам несет ее в ротик.

Еще мне рассказали такую хитрость. Ребенку в тарелку на присоске накладываем столовую ложку каши, чтоб возился, размазывал и пытался ложкой в рот попасть, а из другой тарелки в это время кормит мама. И овцы целы, и волки сыты!

Головомойка.

Моя подруга, мама годовалой Машеньки, после каждой такой тренировки с ложкой плачет горькими слезами: хоть новый ремонт в кухне делай! Не говоря уже о том, что самой сразу и голову мыть, и полностью мыться, и ребенка тоже. Помогает одеть ребенка на время еды или в специальную одежку, или в специальный «плащик» с рукавами (продается такой в Икее). Ну а мама, чтобы остаться целой и невредимой, может сидеть с другой стороны стола на безопасном расстоянии.

Ну а можно, дабы избежать уборки и головомойки, кормить ребенка самой, а ложку выдавать, когда в тарелке что-то типа риса или зеленого горошка, чтоб не размазывалось.

Главное, перестать морочиться по поводу того, что малыш измазюкается, а предоставить ему свободу действий – и он станет больше проявлять самостоятельность.

Когда дети начинают есть сами?

Это зависит от малыша. Кто-то только в два года осваивает это умение, когда наступает пора идти в садик. А кто-то уже в год резко отказывается от того, чтобы его как маленького кормили с ложечки. Четких сроков нет, это зависит от характера и психического развития ребенка.

Где-то в 8-9 месяцев у малыша пробуждается интерес к такому удобному столовому прибору как ложка. Когда его кормят, он старается ложку схватить, рассмотреть, облизать, а затем, через какое-то время копирует движения мамы – пытается зачерпнуть ложкой супчик или кашку и донести до рта.
Конечно, первый опыт сопровождается разливанием и разбрызгиванием содержимого ложки вокруг себя. Некоторым эта забавная игра очень нравится, и вместо того, чтобы учиться есть ложкой, малыши гораздо охотнее с ней балуются. Причем, как правило, отобрать ложку обратно становится весьма затруднительно – малыш не хочет расставаться с понравившейся «игрушкой».
Так когда же малыша нужно приучать к пользованию столовыми приборами? С какого возраста можно давать есть лодкой самостоятельно? Попробуем разобраться.
Ложкой уже вполне допустимо пользоваться, начиная с 10-11-месячного возраста ребёнка. Сначала пусть просто держит её в руке во время кормления. Одной ложечкой будете кормить вы, другую малыш будет держать в ручке. Понятно, это добавит вам лишних хлопот, мытья, как самого ребёнка, так и всё вокруг. Ведь малышу будет интересно повторять за вами, то же, что и делает мама. Ребёнок будет стараться ложкой залезть в тарелку. Естественно половину каши вы будете собирать со стола, с одежды, либо на полу. Но, вы не должны запрещать ребёнку этого делать, так он быстрее научиться пользоваться ложкой, с каждым разом всё будет проходить чище и чище. Главное, терпение! Кстати, самостоятельные действия улучшают аппетит.
Когда ребёнок сам научиться кушать кашку, пюре, можно дать есть самому десертной ложкой суп. Не забывайте, каждому ребёнку своё время, кто-то раньше, кто-то позже. Первое время пусть ребёнок держит ложку в руке так, как ему это удобно. Это допустимо, что ребёнок сжимает ложку в кулачке. Если вы будете постоянно одёргивать малыша и поправлять ему ложку, то от вашей лишней настойчивости, он совсем потеряет интерес кушать самостоятельно. Лучше по чаще садитесь кушать вместе всей семьёй, за один стол. Ребёнок, наблюдая, будет стараться за вами всё повторять и перенимать, как вы держите ложку, как кладёте пищу в рот, как кусаете хлеб, то есть, копируя ваше поведение. Поэтому не удивляйтесь, такому же поведению, если вы постоянно вертитесь, разговариваете за столом, вытираете руки об себя и так далее.
Если ребёнок до двух лет не научился правильно держать ложку, то иногда можно его ненавязчиво поправить, мол, ты уже вырос, стал большой, нужно ложку держать как взрослые, например, мама или папа. И помочь ему, объяснить и показать как это правильно делать. Показывайте, объясняя, ложку нужно держать чуть ниже широкой части ручки тремя пальчиками – большим, указательным и средним. Когда ваш ребёнок овладеет таким приёмом и будет правильно держать ложку во время приёма пищи, приучайте правильно зачерпывать пищу, подносить ко рту, не сужающейся частью, а боковой стороной.
Ребёнку можно подсказать, чтобы он не засовывал ложку в широко открытый рот и не засовывал кончик ложки. Старался кушать неторопливо, без звуков. Вилку обычно разрешается давать примерно с трёх лет. Ведь именно с этого возраста, ребёнок уже осмысленно начинает понимать, что ей можно уколоться. При выборе вилки, старайтесь покупать, детскую, специально для ребёнка. Вилка должна быть маленькой и не острой, удобной для детской ручки.
Совет: когда малыш ещё только учиться кушать самостоятельно, лучше всего приобрести специальный детский набор. Это тарелку на присоске, для того, чтобы ребёнок не смог опрокинуть её на себя. Ложка и вилка должны быть металлические, с поворотом. Такими приборами, ребёнок быстрее освоит самообслуживание за столом.
Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости оттого, что едят.
Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобнее подгребать кушанье.
И конечно, начинать приучение следует не со взрослых столовых приборов (которые могут быть во-первых тяжеловаты, а во-вторых опасны своей остротой), а с детских наборов посуды – легких и безопасных.

Автор статьи Екатерина РакитинаДоктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия Время на чтение: 6 минут АА

Последнее обновление статьи: 28.03.2019

Умение есть ложкой — одно из самых первых самостоятельных умений малыша. Для него этот процесс не менее важен, чем для родителей, поэтому помощь взрослых в таком непростом деле просто необходима.

В каком возрасте приучать сына или дочь самостоятельно есть, в первую очередь зависит от мамы и папы. Исследования ученых показали, что дети, чьи родители не бояться учить их, позволяя быть более самостоятельными, гораздо быстрее учатся ходить на горшок или пользоваться ложкой.

Не стоит бояться дать малышу немного больше свободы, таким образом он будет чувствовать родительскую поддержку и заботу, так же перестанет бояться неодобрения взрослых членов семьи. Такой принцип хорош не только в освоении новых навыков, но и в других жизненных аспектах ребенка.

Прежде, чем начать учить ребенка кормлению из ложечки, надо настроится на то, что завтрак, обед и ужин будут занимать в два или три раза больше времени, ведь в таком деле важно терпение и искренняя поддержка. Так же после каждого приема пищи придется мыть все вокруг: стол, стул, полы и стены, так как ребенок не всегда спокойно реагирует на идею употреблять пищу самому.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно

Готовим малыша кушать ложкой

Существует несколько важных аспектов, которые существенно облегчат сам процесс обучения:

  1. Подготовка;
  2. Учить без большого запаса терпения невозможно;
  3. Индивидуальность каждого малыша;
  4. Умение поймать момент;
  5. Помощь малышу при неудачах;
  6. Постоянные тренировки;
  7. Умение вызвать интерес.

Итак, рассмотрим самые важные пункты по порядку.

Как подготовить правильно

Если с самого рождения дитя кушает под крики и истерики или же пока родители не включат мультики, то будет сложнее вызвать у него желание кушать самостоятельно. У такой проблемы есть выход. Даже самым маленьким детям нравится, если вся семья собирается за столом, это придает интереса любому приему пищи. Ребенок будет видеть, что взрослые кушают отлично от него и скорее всего попытается за ними это повторить, отнимая ложку у мамы или папы.

Чтобы уже с первых попыток все получалось, разрешайте ему не только отнимать ложку, но и брать еду руками, но ни в коем случае не заставляйте принимать пищу. Доказано, что если насильно учить малыша кушать, то такой способ в скором времени отобьет все желание брать ложку в руки.

Читайте также: Развитие ребенка по месяцам до 1 года: норма физических и психических достижений

Теперь поговорим о терпении. Многие родители любят приучать детей кушать самим, используя фразы: «ешь быстрее», «хватит отвлекаться» и так далее. Постарайтесь исключить подобные фразы во время прямого общения. Когда ребенок кушает, он не только утоляет чувство голода, но и получает удовольствие, для него это своего рода игра, которую никак нельзя торопить, иначе все желание играть дальше пропадет. Лучше хвалить его и подбадривать каждый раз, когда он отправил ложечку с едой в рот.

Учитывайте индивидуальность ребенка

Важно всегда помнить, что каждый человек индивидуален, поэтому к любому из них нужно искать свой подход. В книгах, посвященных теме самостоятельного питания, пишут, что дети к полутора годам просто обязаны кушать сами. Не стоит загонять малыша в эти рамки и стремиться достичь идеала, ведь некоторые дети и к трем годам не хотят есть сами и требуют, чтобы их кормили, но встретить десятилетнего, который еще не научился кушать сам — невозможно.

Постоянные тренировки очень важны, так как ребенок должен запоминать необходимые ему навыки. Закалять навык можно в песочнице. Поставьте рядом с малышом пустое ведерко, дайте ему в руки лопаточку и попросите заполнить емкость песком.

Как научить ребенка кушать ложкой: советы доктора Комаровского

Поддержка родителей

Довольно часто ребенок, у которого что-то не выходит, начинает капризничать, плакать и кричать. В этот момент ему понадобится поддержка самых близких людей — родителей. Это одна из самых важных причин быть с малышом на протяжении обеда. Кроме того, малыш может вылить на себя кашу или подавиться, в этих случая присутствие взрослых просто необходимо.

Интерес к приему пищи

Каждому известно не по наслышке, что вкусная и полезная еда часто смотрится на тарелке совсем непривлекательно, но взрослые в отличие от детей понимают, что вкус абсолютно не зависит от внешнего вида. Как же сделать так, чтобы у ребенка возникло желание кушать?

  • Хорошим способом будет украсить блюдо. Можно вырезать из продуктов цветочки, веселые рожицы или звездочки.
  • Купите тарелку с красивым рисунком на дне, наложите еды и сообщите ребенку, что когда он все скушает сам — то его ждет сюрприз. Это вызовет интерес к самому процессу приема пищи и позволит неоднократно использовать этот вариант.

Что нужно делать, если ребенок перестал ходить на горшок

Когда начинать обучать малыша самостоятельно есть

Как упоминалось ранее, каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно подобрать определенные способы учить малыша осваивать навык и пользоваться ложкой по назначению, но, как правило, умение само по себе приходит уже к полутора годам.

  • В большинстве случаев, к 7-8 месяцам малыш уже уверенно сидит на детском стульчике и спокойно позволяет маме его кормить. Кроме того, он может незаметно брать кусочки хлеба из тарелки и отправлять их в рот. Именно в это время психологи советуют начинать вызывать у детей интерес к процессу самостоятельного приема пищи.
  • В 9-10 месяцев ребенок сам ест из бутылочки, пытается пить из чашки и хватает руками не только кусочки хлеба, но и еду из тарелки. Важно, чтобы пища была не очень горячей, иначе ребенок может получить ожог. В это время запасайтесь терпением, потому что вам придется не только терпеливо учить ребенка, но и несколько раз в день мыть кухню.
  • В 11-12 месяцев ребенок должен буквально выхватывать ложку из рук мамы и пытаться повторить процесс за ней. Иногда у него получается, иногда нет. На данный момент все будет зависеть от родителей и их поддержки. Возможно, взрослые посчитают такое поведение капризным, но это не так. Выхватывание — это потребность научится пользоваться столовыми приборами так, как это делают родители, поэтому старайтесь любым способом его поощрить.
  • В 15 месяцев ребенок должен уже свободно различать блюда и показывать пальчиком на то, что внешне ему понравилось больше, чем все остальные. Малыш уже умеет уверенно пользоваться ложкой, но не часто доносит пищу до цели, большая часть супов и каш будет находиться на столе, одежде, полу и стенах.
  • В 21 месяц малыш делает самые первые и значительные успехи в овладении ложкой. Еда уже не так часто оказывается на одежде, а сам ребенок ест с куда большим удовольствием, чем раньше. Кроме того, он научится держать стакан довольно долгое время, не пролив на себя его содержимое.
    Основные правила в этой статье мы уже разобрали, но есть еще два, не менее важных:

  1. Не в коем случае нельзя делать за ребенка то, что он может делать сам. Это относится не только к завтраку, обеду и ужину, но и к другим аспектам.
  2. Нельзя учить ребенка против его воли и предъявлять ему такие требования, которые он не в состоянии выполнить, потому что в большинстве случаев такое поведение вызывает категорическое нежелание учиться употреблять пищу самостоятельно.

Со вторым ребёнком многие процессы происходят быстрее и легче. Ведь на его глазах пример старшего брата или сестры.

Детям легче научится у другого ребёнка, чем у взрослого

Так и у нас. Дочка многому учится быстрее, чем ее брат. Например, сын начал разговаривать после двух, а дочке полтора, но она уже знает основные слова, даже иногда использует словосочетания.

И так во многих вопросах — с горшком (младший ребёнок уже четко знает, что с ним делать), с зубной щеткой, с ложкой.

Если остановиться на процессе самостоятельного питания, можно отметить, что, глядя на брата, дочка быстрее осваивает ложечку. Она уже не хочет, чтобы ее кормили, хотя с сыном было все наоборот: он предпочитал, чтобы мама сидела рядом с ложечкой. Дочка также хочет скорее уже выбраться из своего детского стульчика для кормления и начать есть самостоятельно вместе с братом за его столиком.

Ребёнку всегда самому интересно осваивать новое

Чтобы помочь ребёнку освоить новый вид деятельности — управление ложечкой, есть некоторые рекомендации, которые помогут облегчить этот процесс. Для нас они оказались полезны.

  • Ложку важно вручить ребёнку с того момента, когда он может самостоятельно сидеть в стульчике для кормления. Каждый раз, кормя ребёнка, мама кладёт на стол ложку и для него, чтобы ребёнок при желании начинал изучение.
  • Ложка должна быть самая обыкновенная. Лучше чайная ложка. Специальные современные ложки, облегчающие кормление, использовать не стоит.

Самая обычная ложка подойдёт лучше всего

  • Мама всегда ест первой. Так ребёнок видит, что и как нужно делать. А поскольку каждый ребёнок хочет быть похожим на своих родителей, мама становится в этом для него наглядным примером. Этот пункт выдерживать всегда сложно, потому что чаще мама стремится накормить ребёнка, а потом уже добраться до себя.
  • Для начала стоит накладывать небольшие порции ребёнку. Так будет заметное завершение процесса. И ребёнок не будет переедать. Если же он не наелся можно предложить добавку.
  • Сначала ребёнок ест сам столько, сколько сможет. И только потом, если ребёнок на это соглашается, докармливает мама.

Мама старается участвовать в процессе как можно меньше

Многим процессам, которые кажутся нам естественными, ребёнку нужно учится какое-то время. Но все получается с опытом и практикой. Также поддержка и помощь родных играют роль.

Спасибо, что прочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. С радостью пишу для вас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *