Утренний туалет новорожденных

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

соблюдение личной гигиены, профилактика — заболеваний кожи и слизистых.

II. ПОКАЗАНИЯ:

все дети новорождённые, грудные.

III. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столе.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

набор для пеленания, лоток для оснащения, стерильные ватные шарики, стерильное растительное масло, ветошь, дез. раствор, кипяченая вода, водяной термометр, пеленки, лоток для использованного материала, раствор фурацилина 1:5000

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуры:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Надеть фартук, обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки.
  3. Обработайте пеленальный стол, фартук дезраствором, положите на него пеленку.

Выполнение процедуры:

  1. Распеленайте ребенка и положите на пеленку.
  2. Протрите лицо ватным шариком, смоченным кипяченой водой ( от переносицы к вискам, от углов рта к вискам и подбородку, вокруг рта и под подбородком).
  3. Промойте глаза стерильными ватными шариками, смоченными раствором фурациллина 1:5000 от наружного угла глаза к внутреннему. Каждый глаз обрабатывается отдельным ватным шариком. В домашних условиях глаза обрабатываются кипяченой водой.
  4. При наличии корочек в носовых ходах, удалите их с помощью ватных жгутиков, смоченных стерильным растительным маслом. Каждый носовой ход обрабатывается отдельным ватным шариком.
  5. При необходимости очистите слуховой проход и ушную раковину сухими ватными жгутиками, более толстыми и скрученными более плотно (для слухового прохода – отдельный ватный жгутик).
  6. В случае дефекации подмойте ребенка теплой (36С) проточной водой (девочек – от лобка к анусу); нежными промокательными движениями обсушите кожу пеленкой.
  7. Осмотрите кожные складки, обработайте их шариками со стерильным маслом в следующем порядке: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, промежностную.
  8. Открыть рот ребенка, нажав на подбородок; осмотреть слизистую полости рта.
  9. Запеленайте ребенка. Уложите в кроватку на бочок.

Окончание процедуры:

  1. Убрать пеленку для дезинфекции, обработать пеленальный столик дез. раствором.
  2. Снять перчатки, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

НАУЧИТЕ МАМУ: обрабатывать глаза, носовые ходы, кожные складки, уши.

ПРИМЕЧАНИЕ:при проведении туалета носа и ушей не применяйте палочек, спичек и других твердых предметов. Не обрабатывайте слизистую полости рта здоровым новорожденным, т.к. она суховата и легко ранима.

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Взятие кала на БАКПОСЕВ. Сестринский процесс.
  2. СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО ПЕДИАТРИИ
  3. Дородовой патронаж образец.
  4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ НА УЧАСТКЕ
  5. Алгоритм, техника промывания желудка маленькому ребенку.
  6. Помощь при рвоте маленькому ребенку (новорожденному)
  7. Оральная регидратация. Сестринское дело.
  8. Алгоритм закапывания капель в глаза, нос, ухо маленькому ребенку.
  9. Как ставить горчичники новорожденному ребенку первого года жизни
  10. Как сделать постановку согревающего компресса на ухо ребенку.
  11. Уход за пуповинным остатком. Сестринский уход.
  12. Взятие кала на копрограмму, яйца глистов у новорожденных. Сестринское дело.
  13. Определение пульса у новорожденного ребенка.
  14. Кувез для новорожденных. ОБРАБОТКА КУВЕЗА.
  15. Применение грелки для новорожденного. Сестринский уход.
  16. Гигиенические ванны для новорожденного. Сестринское дело и процесс.
  17. Кормление новорожденного ребенка через зонд. Сестринский процесс и уход.
  18. Обработка бутылочек и сосок в сестринском деле
  19. Подмывание новорожденного ребенка. Сестринское дело.
  20. Уход за пупочной ранкой. Сестринский уход.

Конспект проведения режимного процесса «Умывание» во 2 младшей группе

Задачи: Формирование у детей привычки мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. (смотреть в Программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы — страница 64)

Режимный процесс, время в режиме дня

Условия, оборудо-вание

Образова-тельная область

Методические приемы к руководству

Примечания

(Согласованность в действиях воспитателя и помощника воспитателя и др.)

Умывание

перед завтраком

Умывальная комната; теплая вода; маленькие раковины на уровне роста ребенка;

мыло маленького размера в мыльнице на каждой раковине; индивидуальные шкафчики для полотенец с картинкой; игрушка кукла.

Здоровье

Коммуникация

Социализация

Познание

Чтение

1. После утренней гимнастики обращаю внимание детей в групповой комнате на столы и спрашиваю: Что мы сейчас будем делать? (кушать, завтракать и т.д.). А что нужно сделать до еды? (умыться, помыть руки и т.д.). Сейчас поставим стульчики к столам и пойдем в умывальную комнату. Вначале девочки. Приглашаю детей в умывальную комнату

2. На шкафчике сидит кукла. Подношу её к своему уху: Маша не знает как нужно мыть руки и ждет, что мы её научим? Покажем кукле как правильно умываться?

3. «Подойдите к раковине (комментирую действия детей). Нужно закатать рукава, чтобы они не намокли — Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит. У кого не получается — попросите меня помочь.

— Потом открываем кран, так чтобы вода не брызгала на нас и на пол: «Кран откройся, нос, умойся»,

— намочим руки,

— берем мыло из мыльницы и трем им руки (демонстрирую), затем кладем его в мыльницу.

— Намыливаем, чтобы появилась пена: «Будет мыло пениться и грязь куда-то денется!».

— Затем трем намыленные руки, как бы поглаживая одна другую (показываю), чтобы мыло смыло всю грязь с наших рук.

— потом смываем пену с рук, подставив их под воду,

— набираем воду в ладошки, сложенные лодочкой, и умываем лицо: «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, друг другу улыбаемся».

4. После того, как вымыли руки, стряхиваем лишнюю воду с рук в раковину, закрываем кран,

— подходим к шкафчику с полотенцами, находим свою картинку,

— снимаем полотенце,

— разворачиваем его и

— насухо вытираем вначале лицо, а затем руки

— и вешаем полотенце в шкафчик на место под картинкой.

5. Обращаюсь к кукле: Поняла, Маша, как нужно умываться? Маша говорит, что она не все запомнила и просит теперь мальчиков умыться, а она еще раз посмотрит — как это делать.

6. Приглашаю мальчиков пройти в умывальную комнату. Я комментирую действия и контролирую процесс, по мере необходимости напоминаю последовательность, хвалю дошкольников, читаю потешку:

«Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!».

7. Умываю куклу, вытираю её отдельным полотенцем: «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» Маша говорит, дети, вам спасибо, что научили её умываться.

А теперь проходите в группу и садитесь за стол завтракать.

Воспитатель контролирует как девочки поставили стульчики к столу и вместе с воспитателем пошли в умывальную комнату.

Помощник воспитателя контролирует как мальчики ставят стульчики к столу и помогает закатать рукава.

Когда девочки выходят из умывальной комнаты, помощник воспитателя отправляет в умывальную комнату мальчиков и помогает усаживаться за стол девочкам.

Что приготовить для умывания и обмывания малыша

Даже если вы ежедневно купаете малыша, утром его необходимо умыть и обмыть. Для этого вам понадобится:

  • Слегка теплая кипяченая вода – 36-37 °С;
  • Ватные шарики из стерильной ваты или ватные диски (лучше хранить в закрывающемся контейнере или обычной банке);
  • Ватные турундочки – скатанные из кусочков ваты плотные жгутики;
  • Детское масло или простерилизованное подсолнечное или вазелиновое масло 10-минутным кипячением на водяной бане.

Все это надо приготовить и положить рядом на пеленальный стол. Убедитесь, что все принадлежности у вас под рукой, тогда Вам не придется тянуться за необходимым, и Вы не оставите малыша без присмотра. Будьте внимательны. Стоит вам отвернуться буквально на секунду и ребенок может упасть.

Ежедневный уход за кожей лица и слизистыми включает в себя: подмывание, умывание, туалет кожных складок, стрижку ногтей, туалет носа и ушек.

Перед тем как вы начнёте проводить малышу утренний туалет, тщательно вымойте свои руки. Положите малыша на пеленальный столик. Распеленайте, разденьте ребёнка. Внимательно осмотрите кожные складки. Если есть такая необходимость, подмойте рёбёнка.

Подмывание


Подмывание девочки
Подмывание мальчика

При проведении туалета после мочеиспускания или дефекации необходимо соблюдать определенные правила. Одной рукой держите ножки малыша, а другой очистите попку ватным тампоном, смоченным в теплой воде или можно воспользоваться влажными салфетками. Однако, если Вы находитесь дома, то лучше всего подмыть ребенка обычной водой из-под крана. Ягодицы и промежность моют детским мылом или средством для купания под проточной водой. Девочек подмывают в направлении спереди назад во избежание заноса инфекции в мочевые пути. Для мальчиков обмываем половые органы, крайнюю плоть не трогаем. После тщательно высушиваем промокательными движениями кожу ягодиц и паховые складки, смазывая вазелиновым маслом. Если у Вас мальчик, обращайте особое внимание на складку между мошонкой и бедром.

Уход за глазками


Уход за глазками

Умывание начинают с обработки глаз. Возьми стерильный ватный тампон (диск), смочи в кипяченой воде и отожмите. Промойте один глазик ребенка в направлении от наружного угла к внутреннему (к переносице). Возьмите другой тампон и промойте также другой глазик. Затем обсушите стерильным ватным тампоном отдельно каждый глаз таким же приемом. Очень важно промывать глазки малыша именно в таком направлении, так как в слезном протоке может скапливаться инфекция, которую важно не разнести дальше по векам. На ресничках не должно быть желтых корочек, а сами глазки должны легко открываться после сна. В противном случае такое нагноение может свидетельствовать о конъюнктивите.

Уход за ушками


Чистим ушки
Чистим за ушками

Очищать наружный слуховой проход от серы Вам необходимо будет не чаще одного — двух раз в неделю. Для этого используют тугие ватные жгутики, скатанные между ладонями. Также можно воспользоваться ватными палочками с ограничителем. Нельзя накручивать вату на спички и нельзя пользоваться ушными палочками без ограничителя, чтобы не причинить вреда ребенку и не повредить барабанную перепонку!

Возьмите сухой ватный жгутик и легким движением по часовой стрелке очищайте слуховой проход от серы.

После удаления видимой серы из наружного слухового прохода, осторожно очистите завитки ушной раковины. У грудничков за ушками часто образуются корочки, может быть сыпь или гнойнички, поэтому необходимо смазывать кожу за ушной раковиной детским маслом используя для этого кусочек ваты.

Уход за носиком


Уход за носиком

Ежедневный уход за носом новорожденному просто необходим. Так как скапливающиеся корочки могут затруднять дыхание, перекрывая узкие носовые ходы. Обработка носовых ходов производится скрученными ватными жгутиками, смоченными в детском косметическом масле. Одной рукой зафиксируйте головку ребенка, возьмите жгутик и вращательными движениями введите вглубь примерно на 1-1,5 см в носовой ход и выведи. Масло размягчает корочки, а вращательные движения жгутиком помогают извлечь эти корочки из носовых ходов. Такую процедуру необходимо повторять до полной санации (очистки). Будьте очень осторожны, так как слизистые оболочки у ребенка очень тонкие, нежные и легко ранимые.

Уход за полостью рта

Особого ухода не требует, если слизистая розовая, блестящая, без налетов. Если на внутренней стороне щек, деснах или языке Вы заметили белый налет, похожий на тонкую творожистую пленку — вполне возможно, что это стоматит (молочница). В этом случае необходимо очищать слизистую от налета. Это можно сделать с помощью стерильной марлевой салфетки намотанной на палец и смоченной в содовом растворе или растворе Кандид.

Складочки

Складочки требуют самого тщательного ухода, так как именно в них появляется опрелость, то есть там, где тепло и влажно: в подмышках, под шейкой, в паху, на попке. А трение, которое неизбежно возникает при движениях малыша, еще сильнее повреждает и без того воспаленную кожу.

Кожные складки малыша необходимо смазывать маслом: сначала за ушками, затем шейную, потом мелкие складочки пальцев и ладоней – в сжатых кулачках обычно застревают нитки и ватные волокна, вызывающие опрелость и воспаление. Далее обрабатываем локтевые сгибы и подмышечные впадины.

Обрабатывая ножки необходимо продвигаться снизу вверх, начиная с пальчиков, сгибов голеностопных суставов и подколенных ямок, и доходя до паховых складок.


Под шейкой
Подмышки
Паховая область

Кожа головы и волосы

У новорожденного на волосистой части головы могут появиться желтые чешуйчатые корочки. Не пытайтесь их сдирать. За час до купания смажьте головку малыша маслом. Наденьте чепчик. Во время купания корочки отойдут сами. Если часть корочек осталась, осторожно счешите их детской расческой с тупыми зубьями. Если корочки маленькие, то поводов для волнения нет. Если их много, и несмотря на старания корочки все равно остаются, то необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно это себорейный дерматит.

Иллюстрации сайта roditeli.com.ua

Материальное обеспечение и подготовительный этап (п.1-7) см. «Вторичная обработка новорожденного».

8) Распеленать ребенка в кроватке (или на «нестерильном» пеленальном столе). Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

9) Вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

10) Подмыть ребенка (при необходимости) и уложить на пеленальный стол.

Основной этап:

11) Вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

12) Развести края пупочного кольца.

13) С помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку 3% раствором пероксида водорода.

14) Через 20-30 сек. просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке.

15) Обработать ранку и кожу вокруг деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.

16) Другой палочкой с ватным тампоном, смоченным в 5% растворе перманганата калия, обработать только ранку, не касаясь кожи.

Заключительный этап (п.п.16-22) см. «Алгоритм выполнения туалета пуповинного остатка»

Особенности выполнения туалета пуповинного остатка
и пупочной ранки пленкообразующим антисептиком

Перед распылением антисептика прикрыть лицо и промежность ребенка пеленками во избежание попадания препарата на слизистые глаз, дыхательных путей и половых органов. Захватить рукой лигатуру и подтянуть за нее пуповинный остаток. Встряхнуть аэрозольный баллон, нажать на распылительную головку указательным пальцем и с расстояния 10-15 см нанести препарат на пуповинный остаток (пупочную ранку) и кожные покровы вокруг. Повторить нажатие трехкратно с паузами 30-40 сек. для подсыхания пленки. Время нажатия на головку клапана составляет 1-2 сек. Пленка остается на пуповинном остатке (пупочной ранке) до 6-8 дней.

Ежедневный утренний туалет новорожденного в детской палате

Ежедневно перед 6-ти часовым кормлением проводятся туалет новорожденного, взвешивание и измерение температуры с отметкой в истории развития. Термометры (1 на 5-6 новорожденных) следует хранить в лотке с 0,5% раствором хлорамина Б в горизонтальном положении или в 3% растворе перекиси водорода (перед употреблением промывают). Туалет младенца нужно проводить в определенной последовательности: вначале умывают лицо ребенка теплой водой, обрабатывают глаза, нос, уши, кожу и в последнюю очередь – промежность.

Глаза обрабатывают одномоментно двумя отдельными ватными шариками, смоченными раствором фурацилина 1:5000 или перманганата калия 1:8000, от наружного угла глаза к переносице. Туалет носовых ходов осуществляют с помощью стерильных фитильков, смоченных раствором фурацилина или стерильным вазелиновым маслом, ушей – сухими стерильными шариками. Складки кожи обрабатывают стерильным вазелиновым или растительным маслом. Область ягодиц и промежность обмывают теплой проточной водой с детским мылом, подсушивают промокательными движениями стерильной пеленкой и смазывают стерильным вазелиновым маслом или цинковой пастой. При подмывании медицинская сестра укладывает ребенка спиной на свою левую руку так, чтобы голова его находилась у локтевого сустава, а кисть сестры держала бедро новорожденного. Подмывание проводят проточной водой в направлении спереди назад.

Уход за остатком пуповины осуществляют открытым способом, повязку снимают на следующей день после рождения. Культю пуповины обрабатывают 70% этиловым спиртом или 3% раствором перекиси водорода, затем 5% раствором перманганата калия. Для стимуляции мумификации остатка пуповины и его отпадения целесообразно накладывать повторно шелковую лигатуру или подтягивать наложенную в предыдущий день. После отпадения пуповины, что чаще происходит на

3-4 день жизни, пупочную ранку обрабатывают 70% этиловым спиртом с последующим применением 5% перманганата калия. Обработка пупочной ранки проводится ежедневно до ее заживления. Корочки пупочной ранки подлежат удалению при обработке. В литературе имеются указания на необходимость ограничения использования препаратов йода для ежедневного туалета новорожденных (в том числе и для обработки пупочной ранки) из-за возможности резорбции его с дальнейшим угнетением функции щитовидной железы.

Пеленание новорожденного

Показание: защита ребенка от потери тепла, предохранение постельного белья от загрязнения.

В родовспомогательном учреждении пеленание выполняется перед каждым кормлением с использованием только стерильного белья. Для ребенка первых месяцев жизни наиболее физиологичным является широкое пеленание, которое заключается в том, что при пеленании бедра ребенка не смыкаются, а разводятся в стороны. При этом головка бедренной кости устанавливается в вертлужную впадину, создаются благоприятные условия для окончательного формирования тазобедренных суставов.

Существует несколько вариантов пеленания. Их выбор зависит от зрелости новорожденного ребенка. В первые дни жизни применяется закрытое пеленание, когда детей пеленают вместе с руками. В дальнейшем новорожденным надевают распашонки, оставляя руки свободными (открытое, или свободное, пеленание). В течение первых суток головку ребенка необходимо покрывать пеленкой.

Открытое пеленание исключает сдавление грудной клетки, способствует развитию двигательной активности ребенка. Для открытого пеленания используется ситцевая и фланелевая распашонки с наглухо зашитыми рукавами. Это препятствует потере тепла и предупреждает травмирование лица и глаз при не координированных движениях рук новорожденного. Распашонки должны быть достаточно просторными, полы свободно заходить одна за другую. При низкой температуре окружающего воздуха ребенка заворачивают в одеяльце или помещают в свободный конверт.

Белье новорожденного не должно иметь грубых рубцов и пуговиц, складок. В первое время распашонки надевают наизнанку, швами наружу.

Для предупреждения раздражения и инфицирования кожи следует своевременно менять пеленки, тщательно прополаскивать постиранное белье от мыла и других моющих средств. До заживления пупочной ранки его следует кипятить и проглаживать с обеих сторон. Категорически запрещается использовать подсушенные после мочеиспускания пеленки. При пеленании не рекомендуется применять жесткие и грубые пеленки, прокладывать между ними клеенку. Пеленание не должно сопровождаться насилием, резкими грубыми движениями.

Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении

Материальное оснащение:

— стерильные пеленки и распашонки;

— водонепроницаемый обеззараженный фартук;

— мыло для детей и персонала;

— инструментальный столик;

— детская кроватка с матрацем;

— пеленальный стол с матрацем;

— емкости с антисептическими и дезинфицирующими растворами для обеззараживания рук и поверхностей;

— клеенчатый мешок и бак для использованного белья;

— кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Открыть бак для использования белья.

2) Вымыть руки с мылом проточной водой, просушить.

3) Надеть фартук, перчатки.

4) Обработать дезинфицирующим раствором пеленальный матрац и фартук. Если в боксе имеется дополнительный «нестерильный» пеленальный стол для освобождения ребенка от грязных пеленок, обработать и его отдельной ветошью. Вымыть и просушить руки.

5) Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания.

6) Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую; 2-ю пеленку ситцевую сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня 1-й пеленки на 15 см. (для изготовления косынки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня 1-й пеленки для изготовления шапочки; 3-ю пеленку ситцевую; 4-ю пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника (вместо нее можно использовать подгузники «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.).

При недостаточной температуре воздуха в палате используют дополнительно 1-2 пеленки, сложенные вчетверо и размещенные «ромбом» после 2-й или 3-й пеленки.

Для изготовления шапочки сложенный край необходимо подвернуть кзади на 15 см. Углы верхнего края пеленки сдвинуть к центру, соединить их. Нижний край сложить в несколько раз до нижнего края шапочки. Положить на уровне верхнего края 1-й пеленки.

Основной этап

7) Распеленать новорожденного в кроватке или на «нестерильном» столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

8) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

9) Взять ребенка на руки, подмыть его, подсушить сначала на весу, а затем на пеленальном столе. Сбросить мокрую пеленку и пеленки, оставленные в кроватке или на «нестерильном» столе, в мешок для использованного белья.

10) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

11) Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка, ее верхний край разместить в подмышечной области с одной стороны.

12) Краем 3-й пеленки с той же стороны накрыть и зафиксировать плечо, переднюю часть туловища ребенка и подмышечную область с другой стороны. Противоположным краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо ребенка. Нижним ее краем отделить стопы одна от другой. Избыток пеленки снизу рыхло свернуть и проложить между стоп ребенка.

13) Надеть шапочку или косынку, изготовленную из 2-й пеленки.

14) Зафиксировать все предыдущие слои и шапочку (косынку) 1-й пеленкой. Нижний конец ее завернуть вверх и обвести вокруг туловища ребенка на 3-4 см. ниже сосков и закрепить сбоку, подвернув уголок пеленки за ее туго натянутый край.

15) Перед кормлением для предупреждения контакта пеленок новорожденного с постельным бельем матери необходимо использовать еще одну пеленку. Ее следует расстелить ромбом, положив ребенка, завернутого в пеленки, по диагонали. Боковые углы ромба завернуть на животе под спину, нижний конец пеленки, по диагонали. Боковые углы ромба завернуть на животе под спину, нижний конец пеленки по средней линии под угол, образованный боковыми ее частями.

Заключительный этап

16) Обработать поверхность матраца кроватки дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

17) Уложить ребенка в кроватку.

18) После окончания пеленания всех детей в палате (боксе) перчатки и фартук обеззаразить в соответствующих емкостях с дезинфицирующим раствором.

19) Перенести мешок с грязными пеленками в комнату сбора и хранения использованного белья, обеззаразить его. Обеззаразить бак для использованного белья и вложить в него чистый прорезиненный мешок.

Другие способы пеленания детей

Широкое пеленание (закрытый способ)

Материальное обеспечение и подготовительный этап (п. 1-5) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

6) Расстелить на стерильном пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую и 2-ю ситцевую на одном уровне, 3-ю ситцевую на 10 см. ниже и 4-ю пеленку-подгузник.

Основной этап

7) Распеленать ребенка в кроватке или на «нестерильном» столе.

8) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

9) Взять ребенка на руки, подмыть его, подсушить сначала на весу, а затем на пеленальном столе. Сбросить мокрую пеленку и пеленки, оставленные в кроватке, в мешок для использованного белья.

10) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

11) Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка.

12) Из 3-й пеленки сделать «штанишки». Для этого провести верхней край 3-й пеленки на уровне подмышечных впадин, чтобы ноги ребенка были открытыми выше уровня колен. Нижний край провести между ног, плотно прижать им подгузник к ягодицам ребенка и закрепить вокруг туловища.

13) Краем 2-й пеленки покрыть и зафиксировать плечи обеих сторон, нижний край проложить между стоп ребенка, отделив их и голени одну от другой.

14) 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

Заключительный этап (п.п.16-19) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

Широкое пеленание (открытый способ)

Материальное обеспечение и подготовительный этап (п.п. 1-5) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

6) Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки на одном уровне: 1-ю фланелевую, 2-ю ситцевую, 3-ю ситцевую, 4-ю пеленку-подгузник и фланелевую распашонку. Выложить на стол ситцевую распашонку.

Основной этап

7) Распеленать ребенка в кроватке или на «настерильном» столе.

8) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

9) Взять ребенка на руки, подмыть его, подсушить сначала на весу, а затем на пеленальном столе. Сбросить мокрую пеленку и пеленки, оставленные в кроватке или на «нестерильном» столе, в мешок для использованного белья.

10) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

11) Одеть ребенка в ситцевую распашонку разрезом назад, затем во фланелевую разрезом вперед, подвернуть край распашонок вверх на уровне пупочного кольца.

12) Провести 4-ю пеленку-подгузник между ног ребенка.

13) Изготовить «штанишки» из 3-й пеленки.

14) 2-ю пеленку закрепить сверху, как 3-ю, нижний край проложить между стоп ребенка.

15) 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

Заключительный этап (п.16-19) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

Техника кормления новорожденных детей

Один из важнейших факторов, определяющих степень адаптации новорожденных – правильно организованное, рациональное вскармливание, оказывающее огромное влияние на последующий рост и развитие ребенка. Количественно недостаточное или качественно неполноценное питание приводит к нарушению роста и развития детей, отрицательно влияет на деятельность головного мозга.

Новорожденный ребенок подготовлен к усвоению материнского молока, которое для него является наиболее адекватным продуктом питания и по составу ингредиентов, и по степени их усвоения. Важность раннего прикладывания ребенка к груди для активации механизмов лактопоэза, установления эмоционального контакта матери и ребенка, а также возможное раннее получение ребенком пассивного иммунитета за счет иммуноглобулинов, содержащихся в материнском молозиве, неоценимы. И лишь при наличии противопоказаний к раннему прикладыванию со стороны ребенка или матери от последнего воздерживаются. При вскармливании грудью важно создать матери удобное для кормления положение (первые сутки – лежа, позднее – сидя).

Необходимо чередовать кормление каждой молочной железой, сцеживая остатки молока после кормления. Если объем молока в одной молочной железе недостаточен, допустимо докармливание из другой молочной железы, после того как ребенок высосал из первой, с последующим чередованием порядка прикладывания к груди. Для определения количества высосанного ребенком молока применяют контрольное взвешивание до и после кормления, так как вялососущих детей и недоношенных иногда приходится докармливать с ложечки. Интервалы между кормлениями – 3 или 3,5 ч. с 6-6,5 часовым ночным перерывом. Продолжительность одного кормления колеблется в широких пределах, поскольку зависит от активности сосания, степени лактации, однако в среднем она не должна превышать 20 мин.

Несмотря на то, что девять десятых рациона ребенка высасывает обычно за 5 мин., следует его держать у груди подольше, чтобы помимо голода он удовлетворил потребность и в сосании. Во время сосания ребенок испытывает радость, он познает свою мать, а через нее и окружающий мир. Однако бывают случаи, когда кормление грудью ребенку противопоказано (тяжелые заболевания новорожденного), или ситуации, когда мать не может кормить грудью (послеродовые и другие инфекционные болезни, оперативные вмешательства в родах, эклампсия и др.).

Для определения количества молока, необходимого новорожденному в первые 2 недели жизни, можно пользоваться формулой Г.И.Зайцевой, где суточное количество молока равно 2% массы тела при рождении, умноженное на день жизни ребенка. С 2-х недельного возраста суточная потребность в молоке равняется 1/5 массы тела.

Для оптимальной деятельности организма новорожденному кроме молока нужна также вода. Воду (чай, раствор Рингера) дают между кормлениями, в первые двое суток – 20-30 мл, а в последующие дни – до 50 мл.

При недостаточной лактации у матери для вскармливания новорожденных применяют молочные смеси, которые по своему составу и соотношению пищевых ингредиентов адаптированные к материнскому молоку. Для новорожденных применяют адаптированные смеси «Малютка», «Детолакт», «Фрисолак», «Семилко» и др., которые способны обеспечивать гармоничное, полноценное развитие ребенка.

Учитывая преимущества естественного вскармливания, следует в борьбе с гипогалактией соблюдать пищевой рацион кормящей матери. В его состав ежедневно должно входить молоко, кисломолочные продукты (не менее 0,5 л), творог или изделия из него (50-100 г), мясо (около 200 г), овощи, яйца, масло, фрукты, хлеб. Из пищевых продуктов, способствующих повышению лактации, принимают мед, грибные супы, грецкие орехи, дрожжи, рыбные блюда. Следует помнить, однако, что мед и рыбные блюда могут вызвать аллергические реакции. Жидкости кормящая мать должна выпивать не менее 2-2,5 л в сутки. Необходимо избегать продуктов, обладающих высокоаллергизирующим действием: цитрусовых, клубники, шоколада, натурального кофе, крепких мясных бульонов, консервированных продуктов, соленых блюд и др. Запрещается курение и употребление спиртных напитков.

Санитарно-эпидемический режим в отделении новорожденных
и при работе с новорожденными

Требования к персоналу

Лица, поступившие на работу в роддом, проходят полный медицинский осмотр специалистами, флюорографическое исследование грудной клетки, бактериологическое обследование на кишечную группу, золотистый стафилококк, исследование крови на сифилис, ВИЧ-инфекцию. Персонал должен быть привит против дифтерии, все полученные данные заносятся в санитарную книжку, которая хранится у старшей сестры.

Помимо плановых обследований, медицинская сестра отделения, приступая к дежурству, должна измерить температуру тела и пройти контроль врача либо старшей медицинской сестры с осмотром зева и кожных покровов на выявление гнойничков, инфицированных ссадин, сыпи и т.п. Данные осмотра фиксируются в специальном журнале. Больной персонал к работе не допускается. Ежедневная санация носоглотки проводится только в случае эпидемического неблагополучия.

После осмотра медицинская сестра надевает санитарную одежду (ежедневно сменяемый халат, легкое хлопчатобумажное платье-рубашку, носки, кожаную обувь). Кольца, браслеты и наручные часы во время работы рекомендуется снимать. Ногти должны быть коротко острижены и закруглены пилкой, рукава халата закатываются выше локтя. Особое внимание уделяется мытью рук: тщательно до локтя их моют теплой водой с мылом, обсушивают чистой пленкой, обрабатывают дезинфектантом. С целью профилактики дерматитов от многократного применения антисептиков рекомендуется работа в хирургических перчатках, обеззараживаемых перед контактом с кожными покровами каждого ребенка.

Медицинский персонал использует маски в отделении новорожденных при инвазивных вмешательствах (пункции магистральных сосудов, люмбальной пункции и т.п.), постоянно при эпидемии гриппа и другом эпидемическом неблагополучии.

Требования к оснащению и содержанию палат

В физиологическом отделении для здоровых доношенных детей предусматривается площадь не менее 2,5 м2 на одну койку, в обсервационном – 4,5 м2. На каждом посту устанавливают детские кроватки, пеленальные столы с обогревом, медицинские весы для взвешивания новорожденных, столик для медикаментов, необходимых для ухода за ребенком, встроенные шкафы для белья. Переносить оборудование и предметы ухода из одной палаты в другую недопустимо.

Кроватки для новорожденных нумеруются, в них вкладывают матрацы с наглухо зашитыми клеенчатыми чехлами. Во время кормления детей чехлы протирают ветошью, смоченной дезинфектантом. Матрацы застилают простынками, подушки не используют. При применении гамачков, их меняют не реже одного раза в сутки.

Пеленальный стол накрывают матрацем в клеенчатом чехле. Он должен легко мыться и дезинфицироваться. В палатах целесообразно установить дополнительный пеленальный стол, на котором выполняется только распеленание ребенка. Рядом с пеленальным столом на тумбочке размещают детские весы.

Палаты обеспечивают подводом теплой и холодной воды, детской ванной. При отсутствии централизованной подачи воды для подмывания детей устанавливают педальные умывальники с теплой водой. Рядом с раковиной на полочке или тумбочке помещают мыльницу с мылом, емкость с дезинфектантом.

За каждым постом физиологического отделения при раздельном размещении матерей и новорожденных закрепляют каталки с перегородками-ячейками на одного ребенка. После кормления каталки обрабатывают дезинфектантом и кварцуют в течение 30 минут. Дети недоношенные, травмированные и находящиеся в обсервационном отделении, при отсутствии противопоказаний к грудному вскармливанию подаются на кормление матерям на руках.

Палаты для интенсивного ухода обеспечивают централизованной подводкой кислорода, кувезами, специальным оборудованием и оснащением для экстренной помощи при неотложных состояниях.

В течение всего периода пребывания новорожденных в родильном доме используется только стерильное белье. Его суточный запас на одного новорожденного составляет не менее 48 пеленок, 10 распашонок для 5-7 кратной смены. На все время пребывания в родильном доме новорожденному выделяют один матрац, два одеяла, три конверта. Чистое белье хранят на полках шкафов в комплекте по 30-50 штук в двойной упаковке из хлопчатобумажных мешков. Срок хранения белья не

более двух суток с момента стерилизации. Неиспользованное белье передается в стерилизационную. В шкафу, в специально выделенном месте, хранят постельные принадлежности, доставленные после дезинфекции.

Для сбора грязного белья служит бак с крышкой и педальным устройством. Внутрь его вкладывают клеенчатый или полиэтиленовый мешок.

Для ухода за новорожденными необходимо иметь набор медицинского инструментария, перевязочных материалов, предметов ухода. Они должны соответствовать количеству детских коек, быть однократного использования и храниться в медицинском шкафу. Перед каждым пеленанием сестра готовит рабочий столик со стерильным материалом, средствами ухода и инструментарием, на нижнюю полку стола ставит емкость с дезинфицирующим раствором и лоток для отработанного материала.

Баллончики, катетеры, газоотводные трубки, клизмы, медицинский инструментарий после использования погружают в отдельные емкости с раствором дезинфектанта, затем подвергают предстерилизационной очистке и стерилизации. Обеззараженные предметы ухода хранят в отдельной маркированной сухой стерильной таре. Глазные пипетки, шпатели и другие инструменты подлежат стерилизации. Стерильный пинцет (корнцанг), используемый для забора обеззараженных изделий медицинского назначения, во время каждого пеленания хранится в емкости с дезинфектантом. Пинцет (корнцанг) и дезраствор меняют один раз в сутки. Медицинские термометры полностью погружают в дезинфектант, промывают в кипяченой воде, просушивают в пеленке и хранят в сухом виде. Использованные соски моют под горячей водой, кипятят 30 мин в специально выделенной эмалированной кастрюле. Затем, не снимая крышки, сливают воду и хранят в этой же посуде.

Для ухода за остатком пуповины и пупочной ранкой, кожными покровами и слизистыми используют только стерильные ватно-марлевые тампоны, шовно-перевязочный материал, инструменты. Стерильный материал помещают в бикс, меняют его один раз в сутки. Медицинская сестра отвечает за правильную укладку и своевременную сдачу биксов. Неиспользованный из укладок стерильный материал подлежит повторной стерилизации.

Медикаменты для ухода за новорожденными (мази, масла, водные растворы и др.) должны быть стерильными. Их готовят в разовой упаковке или фасуют в количестве, не превышающем суточную потребность на одного ребенка.

Лекарственные средства, применяемые для лечения новорожденных, на постах физиологического отделения не хранят. Медикаменты в палатах для интенсивного ухода помещают в специально выделенный медицинский шкаф. В комнате старшей медицинской сестры в закрытом шкафу (холодильнике) постоянно хранят трех – и десятидневные запасы медикаментов и стерильного материала. Срок хранения стерильных растворов для инъекций, приготовленных в условиях аптеки и укупоренных под обкатку алюминиевым колпачком, составляет один месяц, без обкатки-2 дня. Срок хранения мазей, порошков, присыпок – 10 дней.

Палаты для новорожденных заполняются строго циклически с разницей в сроке рождения детей до трех суток. В палатах поддерживается температура воздуха +22°С (для недоношенных +24°С). Относительная влажность воздуха контролируется показаниями психрометра и должна составлять 60%. Воздух обеззараживается бактерицидными лампами. Для снижения микробной обремененности и очистки от пыли целесообразно использовать кондиционеры. Палаты проветриваются 6 раз в сутки, когда новорожденные находятся на кормлении в палатах матерей или выносятся в соседнее помещение.

Уборка палат (боксов), процедурной и других помещений проводится младшим медицинским персоналом. Их работу контролирует старшая медсестра отделения и сестра-хозяйка, в ночное время – ответственная дежурная медсестра. Уборочный инвентарь строго маркируется, ветошь для обработки твердого инвентаря ежедневно кипятят и хранят, как и посуду, в которой ее кипятят, в подсобном помещении.

В палатах новорожденных проводят влажную уборку не реже трех раз в сутки: один раз с использованием дезинфицирующего средства (после третьего кормления), два раза (утром и вечером) с моющим раствором. После уборки включают на 30 минут бактерицидные лампы и проветривают помещение. В присутствии детей можно использовать только экранированные лампы.

Заключительную дезинфекцию палат проводят после выписки новорожденных, но не реже одного раза в 7-10 дней. Все белье из палаты сдают в прачечную, одеяла и матрацы – для камерной дезинфекции. По возможности всю мебель выносят. Стеклянные перегородки, шкаф, окно моют с нашатырным спиртом. Кальцинированной содой чистят умывальники и ванночку. Тщательно обрабатывают моющим раствором кроватки, столы, тумбочки, весы, перегородки, стены, лампы дневного света, бактерицидные облучатели, плинтуса, батареи. Затем их протирают дезинфектантом, в последнюю очередь моют пол. Палату закрывают на 1 час. После дезинфекции все поверхности промывают горячей водой и включают на 1 час бактерицидные лампы. Затем персонал меняет санитарную одежду и раскладывает матрацы, одеяла, полученные из дезкамеры. Укомплектовав палаты, вновь включают бактерицидные лампы на 1 час и проветривают помещение. Кроватки заправляют постельным бельем перед поступлением новорожденного. Генеральную уборку проводят поочередно во всех палатах новорожденных в соответствии с графиком их заполнения. Помимо этого, два раза в год отделение новорожденных вместе со всем родильным стационаром закрывают для расширенной санитарной обработки и косметического ремонта.

В обсервационном отделении новорожденных уборку палат проводят не реже трех раз в сутки, при этом один раз (утром) – с использованием моющего раствора, а после третьего и пятого кормлений – дезинфицирующими средствами. После каждой уборки проводят облучение воздуха бактерицидными лампами в течение 60 мин и проветривание палат. При переходе в обсервационное отделение медицинский персонал других отделений меняет спецодежду.

Для текущей и заключительной обработки палат и инвентаря могут применяться импортные дезинфицирующие средства («Микроцид», «Лизетол», «Сагросепт», «Гигасепт», «Октенидерм» др.). Они используются в соответствии с прилагаемыми инструкциями.

Требования, предъявляемые к уходу за новорожденными

Новорожденные дети должны находиться под постоянным наблюдением медперсонала. При приеме ребенка в палату медсестра сверяет текст медальона с аналогичной информацией, указанной на браслетах и в истории развития новорожденного (фамилия, имя, отчество матери, масса и пол ребенка, дата и час рождения, номер истории родов). Расписывается в истории развития новорожденного (ф.№97) о приеме новорожденного в детскую палату, регистрирует его в журнале отделения (ф.№102).

При осмотре ребенка медицинская сестра обращает особое внимание на характер крика ребенка, цвет кожных покровов, состояние пуповинного остатка, отхождение мочи и мекония. Проводит вторичную обработку новорожденного. В случае раннего перевода из родзала (например, в палату интенсивной терапии)

новорожденному через 2 ч после рождения проводится вторичная профилактика гонобленнореи 30% раствором сульфацил-натрия. О проведенной профилактике медсестра делает запись в истории развития новорожденного, в дальнейшем вносит в нее данные наблюдения и вскармливания.

Утром, перед кормлением, медсестра подмывает детей, измеряет температуру, взвешивает их, проводит утренний туалет.

Обработку пуповинного остатка и пупочной ранки проводят при ежедневном осмотре детей, по показаниям – чаще. По назначению врача пуповинный остаток и пупочную ранку ведут открытым способом или под пленкой аэрозольного антисептика. Для ускорения мумифицирования пуповинного остатка у его основания накладывают дополнительную шелковую лигатуру. Пуповинный остаток отпадает на 3-5-й день жизни. Эпителизация пупочной ранки наступает через несколько дней, у недоношенных детей – позже.

Перед каждым кормлением медсестра проводит смену пеленок. Распашонки меняются ежедневно, при загрязнении – по потребности. Доношенным детям покрывают голову и пеленают вместе с руками только в первые дни жизни, затем применяют открытый способ пеленания. В холодное время года пеленают в одеяло или конверт, с вложенным в него одеялом, в жаркое – только в пеленки. В случае задержки выписки по назначению врача новорожденных купают.

При совместном пребывании матери и ребенка уход за новорожденным в первые сутки осуществляет медсестра. Она обязана обратить внимание матери на необходимость соблюдения правил личной гигиены, последовательность обработки кожи и слизистых оболочек, обучить мать пользоваться стерильным материалом и дезинфицирующим средствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *