Укажите виды игрушек по воспитательному воздействию

Классификация

Существует множество параметров, по которым можно систематизировать сведения о всём многообразии известных на сегодня игрушек

По возрастному назначению

  • от рождения до 1 года
  • от 1 от 3 лет (в этот период начинается разделение игрушек для девочек и для мальчиков)
  • от 3 лет до 5 лет

По воспитательному(развивающему) назначению

(Классификация педагогами)

  • Сенсорные (до года в основном звуковые — погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные — калейдоскоп);
  • Двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);
  • Образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);
  • Общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведёрко, оружие);
  • конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

По материалу изготовления

  • Деревянные
  • Пластмассовые
  • Резиновые
  • Меховые
  • Металлические
  • Фарфоровые
  • Из цветов

Сертификация игрушек

Постановление Правительства РФ № 1013 от 13 августа 1997 года предусматривает необходимость обязательной сертификации детских игрушек. Проводимая в отношении игрушек сертификация это оценка их с точки зрения физической безопасности для детей. В процессе сертификации проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза, сертификация соответствия. Игрушки проверяются более чем по 100 показателям. Также инспектируется и производство игрушек, а также игрушки, уже поступившие в торговую сеть.

К детским игрушкам предъявляются следующие основные требования. Прежде всего, это безопасность материалов, из которых они изготовлены и которым покрыты. Она должна быть заверена в специальном паспорте, в котором кроме этого указывается, что материалы не являются аллергенными раздражителями и не содержат токсических химических и вредных веществ. Проверяются игрушки также на предмет наличия резкого неприятного запаха, а также оценивается цвет — слишком яркий и ядовитый цвет может оказывать негативное воздействие на психику ребенка.

Хрупкость и ломкость игрушки учитывается наряду с наличием мелких и потенциально опасных деталей, могущих травмировать ребенка. Все пластиковые элементы мягких и плюшевых игрушек должны быть прочно пришиты и приклеены, чтобы избежать их проглатывания. Как и любая другая сертификация товаров на территории России, сертификация игрушек гарантирует безопасность и высокое качество. Она призвана гарантировать, что игрушка будет приносить ребенку радость и не станет причиной неприятностей или болезней.

Каждая мама желает, чтобы её малыш развивался гармонично и ни в чём не отставал от своих сверстников. Ради этого родители покупают своим чадам огромное количество всевозможных игрушек, особое место среди которых занимают сенсорные. Именно о них и будет подробно рассказано в статье.

Что это за игрушки?

Сенсорные игрушки стали популярными относительно недавно, но на самом деле они активно использовались ещё нашими мамами и бабушками. В понятие «сенсорный» включаются основные органы чувств растущего малыша, которые в процессе взаимодействия с игрушками активно развиваются и стимулируются.

Сенсорными, по сути, можно считать любые игрушки, которые задействуют органы чувств ребёнка: зрение, осязание, слух и даже обоняние. Через различные ощущения предметы способствуют развитию мелкой моторики, воздействуют на мозг и нервную систему, которые в первые месяцы и годы жизни продолжают формирование и остаются очень восприимчивыми к различным воздействиям.

Нервные окончания воспринимают разнообразные внешние раздражители: цвета, различные фактуры, издаваемые во время игр звуки, размеры и формы, запахи. Сигналы передаются нервной системой в мозг и там обрабатываются. Таким образом, малыш активно познаёт мир, учится взаимодействовать с окружающей средой, осваивает новые навыки и действия, развивается физически, умственно и даже эстетически.

В чем плюсы и минусы

Сенсорные игрушки для малыша имеют свои преимущества и недостатки. Начнём, конечно, с плюсов, которых, несомненно, больше:

  • Стимуляция разностороннего развития крохи. При взаимодействии с сенсорными игрушками он задействует разные органы чувств, что благоприятно сказывается на нервной системе и мозге.
  • Сенсорная игрушка – это отличный и полезный способ занять или отвлечь малыша, когда маме нужно заняться своими делами. Заинтересованный ребёнок будет увлечённо играть, и такая игра может быть весьма продолжительной, ведь, как правило, современные модели многофункциональны и интересны.
  • При желании и наличии фантазии возможно забавную и полезную сенсорную игрушку изготовить своими руками. Причём на это не уйдёт много времени, денег и сил, так как в ход могут идти подручные материалы.
  • Огромный выбор всевозможных вариантов для разных возрастов, для развития тех или иных органов чувств. Зайдя в магазин, вы поймёте, что ассортимент действительно широкий, так что вы точно подберёте игрушку, которая понравится вашему крохе.
  • Немногочисленные противопоказания. Так как существует огромное количество вариаций сенсорных игрушек, и их несложно мастерить собственными руками с учётом особенностей ребёнка, то можно подобрать или создать модель, абсолютно безопасную и безвредную для конкретного ребёнка. Сами игры с такими игрушками разрешены, а иногда рекомендованы и показаны даже детям с некоторыми особенностями развития.

Минусы немногочисленные и незначительные:

  • Магазинные сенсорные игрушки порой стоят довольно дорого, что делает их покупку обременительной или непосильной для семьи со средним или низким материальным достатком.
  • Если игрушка будет некачественной, она может причинить вред малышу. Так, возможны аллергические реакции на некоторые материалы, отравления едкими красителями, попадание мелких деталей, высыпавшихся из непрочных элементов.

Какими бывают?

Современные сенсорные игрушки можно классифицировать по группам органов чувств, которые задействуются во время игр. Выделяют такие виды:

  1. Для развития зрения. Это игрушки с элементами разных размеров, цветов и форм. Малыш учится рассматривать, различать предметы и анализировать их, затем сопоставлять и сравнивать.
  2. Для развития осязания. Игрушка обычно состоит из нескольких частей, имеющих различные фактуры: гладкие, ребристые, шершавые. Малыш с удовольствием щупает все элементы, развивает мелкую моторику, познаёт новые для него тактильные ощущения.
  3. Для развития слуха. В данную категорию включены сенсорные игрушки, издающие различные звуки: гремящие, шуршащие, звенящие и прочие. Звуковые эффекты достигаются присутствием трущихся или касающихся друг друга элементов (горошин, бусин, гранул), шуршанием некоторых материалов. К данному виду можно отнести и первые простейшие детские музыкальные инструменты, такие как бубны, маракасы, барабаны.
  4. Для развития моторики рук, координации движений. Малыш может не просто осязать фактуры, но и брать в руки мелкие элементы, перемещать их в пространстве или в пределах игрушки. К данному виду относятся простейшие сортеры и конструкторы, панно со вставками, игрушки со шнуровками.

По конфигурации сенсорные игрушки делятся на:

  1. Мягкие. Такой вариант представляет собой мягкую игрушку (как правило, зверушку или сказочного персонажа), сшитую из разных материалов и набитую разными наполнителями. Так, туловище может быть наполненным гранулами или горошинами, внутри лап будут скрываться бумага или фольга. Используются разные ткани, конечности перемещаются и меняют длину, в оформлении присутствуют разные цвета.
  2. Многокомпонентные игрушки: панно, книжки, коврики. Они подходят более взрослым деткам и хорошо тренируют моторику, а также задействуют мышление.
  3. Разнообразные конструкторы, предполагающие взаимодействие, комбинирование и сочетание отдельных элементов. Это простые пирамидки, матрёшки, игрушки с вкладышами, собирающиеся из отдельных частей мягкие коврики и так далее.

Как сделать выбор?

Как выбрать интересную и безопасную сенсорную игрушку? При покупке учитывайте такие факторы:

  • Безопасность и безвредность. Проследите, чтобы игрушка была изготовлена из безопасных, гипоаллергенных и нетоксичных материалов. Если покупка совершается в магазине, потребуйте сертификат качества, который подтвердит, что товар прошёл проверку и был признан безвредным для детей.
  • Возрастная категория. Так, для маленьких подходят простые подвески для кроватки или автокресла, а также мягкие игрушки с разными фактурными и издающими звуки элементами. Детки постарше оценят модели, развивающие координацию, моторику и мышление.
  • Расширение сенсорного опыта малыша. Чем больше функций у игрушки, тем полезнее она для ребёнка, и тем охотнее и увлечённее кроха будет играть с ней.

Несколько вариантов самодельных сенсорных игрушек

Попробуйте сделать простые сенсорные игрушки самостоятельно:

  1. Развивающий коврик. Сшейте сначала основу, состоящую из лицевой и изнаночной частей, а также внутреннего мягкого слоя. На основной элемент пришивайте лоскуты разных тканей, пуговицы, бусины.
  2. Слингобусы. Купите деревянные (например, полезные можжевеловые) бусины разных размеров, обшейте или обвяжите их, нанижите на нитку и дополните небольшой деревянной игрушкой-подвеской.
  3. Цветок с лепестками, которые нужно наполнять разными материалами: фольгой, бумагой, синтепоном, бусинами или горошинами, гречей или рисом и так далее.
  4. Сенсорная коробка. Наполните коробку или контейнер различными элементами: лоскутами разных тканей, лентами, липучками.
  5. Мешочки. Они наполняются также элементами разных фактур и размеров: мелкими лоскутами, обрывками бумаги или фольги, крупами, бусинами.

Непременно приобретите или смастерите сенсорную игрушку для своего малыша, чтобы он познавал мир и гармонично развивался.

Классификация дидактической игрушки

В состав дидактических игрушек входят:

I Cобственно-дидактические игрушки — основанные на принципе самоконтроля (различные матрешки, пирамиды), служат дальнейшему развитию ориентировочной основы познавательной деятельности, сенсорному воспитанию, приобретению умения ориентироваться в пространстве. Содержание игрушек знакомит детей со свойствами целого и его частей, обучает целенаправленным, результативным действиям, дает представление о предмете как средстве воздействия на другие предметы.

II Дидактические игровые наборы с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе, предъявляют определенные требования к уровню развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи ребенка и вместе с тем создают условия для дальнейшего совершенствований этих психических процессов;

III Конструкторы и строительные наборы — эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию ребенка, формированию способностей к техническому творчеству. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты игровых строительных деталей разной формы, предназначенных для сооружения построек. Конструкторы — наборы деталей, крепежных элементов и инструментов, предназначенных для сборки различных конструкций, их своеобразие заключается в способах соединения деталей. Различают тематические и универсальные конструкторы;

IV Игрушки-головоломки (кубик Рубик или куб Б.Н. Никитина, складные картинки и др.) — эти игры предназначены для развития образного и логического мышления, координации мысли и действия в процессе достижения результата;

V Музыкальные игрушки — способствуют развитию у детей музыкальных способностей, проявляющихся в умении сосредоточиться при восприятии отдельных музыкальных звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительность, силу (динамику) звучания; в желании слушать и узнавать знакомые мелодии песен, танцев, эмоционально откликаться на мелодию, ритм, самим импровизировать простейшие мелодии;

VI Игрушки-репетиторы (обучающие, упражняющие игрушки с различными электронными устройствами);

VII Развивающие компьютерные игры.

Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую (развивающую) практическую задачу, условия решения которой заложены в содержании и конструкции самой игрушки или содержании игры. Цель дидактических игрушек — передача детям разных знаний: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.

Ряд дидактических игрушек созданы для развития у ребенка ловкости, меткости, сенсомоторной координации. Они могут быть применены и для эстетического воспитания (музыкальные шкатулки, наборы колокольчиков, мозаика).

Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста

В раннем детстве речевое воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении с взрослыми, сверстниками. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие, дидактические игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно.

Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.

Для детей в первую очередь нужны куклы. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, потому как кукла — есть уменьшенная копия человека. Ребенок выбирает себе подобного маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, переживает и взрослеет. Кукла используется в большинстве игр дошкольников, она как представитель той или иной игры помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности. Занятия с куклой ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой помогает закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, потребления пищи и др.

Игры — занятия по обучению детей раннего возраста развитию речи через дидактическую игрушку строятся на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомлении с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра). Обыгрывание сюжета рисунка, аппликативной работы, поделок из пластилина, построек из строительного материала с помощью различных игрушек и предметов, а так же познавательные занятия, всегда сопровождаются эмоциональными комментариями, активно используется речь: стихи, потешки, загадки, сказки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Занятия с дидактической игрушкой являются одновременно и занятиями по развитию речи. Ведь процессе занятия всегда ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста. Дидактический материал применяется при обследовании речи детей и при укреплении правильного произношения звуков. Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.

Занятия с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения (легковая и грузовая машины, поезд, самолет и др.), оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.

С куклой дети учатся выполнять различные действия, близкие им из повседневной жизни (кормят, одевают, ведут на прогулку, раздевают, укладывают спать, катают на машине и т. п.). Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю знакомить детей с их внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками.

Занятия с сюжетными игрушками имеют большое воспитательное значение. В процессе постепенно усложняющегося содержания различных занятий с одной и той же игрушкой ребенок не только учится производить разные действия, у него вырабатывается определенное отношение к куклам, к животным, к птицам. Влияют эти занятия и на обогащение самостоятельной игры детей, а так же на оказывают большое влияние на развитие лексики, обогащении словарного запаса. О каждом животном, воспитатель может рассказать то, что будет понятно и интересно детям. Они внимательно слушают педагога, охотно отвечают на его вопросы и сами задают их, тем самым подкрепляя свой активный запас слов.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой — маленький), их качества (твердый — мягкий, легкий — тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

Главное правило в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки каждые 10-15 минут, чтобы интерес к игре не пропадал. Однако, чтобы малыш начал играть такими игрушками, ему надо показать, как это делать. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Так, лучше начать с небольшого количества деталей и постепенно увеличивать их.

Вывод

Таким образом, роль дидактических игрушек и занятий в речевом воспитании детей несомненна.

Использование дидактических игрушек как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку. Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в речевом воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать и общаться в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотрят игрушки, картинки, вместе общаются и т.д. Здесь зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний, происходит активизация речевого словаря. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Итак, занятия с дидактической игрушкой направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач:

1. Умственное воспитание в процессе игровой деятельности, развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.

2. В процессе действий с куклой происходит совершенствование моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки.

4. Пробуждение речевой активности.

5. Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.п.).

Занятия с дидактическими игрушками, а именно с дидактическими куклами помогают:

1. Сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов.

2. Стимулировать их речевую активность. Такие игры-занятия способствуют речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.

3. Научить простым поисковым действиям по методу проб и ошибок в решении практической задачи.

4. Укреплению правильного произношения звуков.

5. Постоянно обогащать свою речь за счет общения в процессе игры. Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых действий, имеющих логику, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей, а так же на их словарный запас.

Игрушки — специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально меняется.

Воспитательное значение игрушек:

¾ это обязательный спутник детских игр; — участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

¾ отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

¾ нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

¾ приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду, ,любознательности;

¾ способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

¾ объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

¾ наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

2.Игрушки — забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешанный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

¾ они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

¾ содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

¾ иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

¾ соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

¾ должны быть безопасными и гигиеничными;

¾ развивать познавательные интересы, активизировать общение;

¾ приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

¾ пробуждать творческое воображение, изобретательность,

¾ учитывать гендерный подход.

Гигиенические требования к игрушкам:

¾ игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

¾ воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на дефекты металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.

¾ в ДОО игрушки должны быть соответствующим образом размещены.

Техника безудержно влечёт к себе детей. В технической игрушке сходятся интересы детей и родителей, в ней сосредоточена педагогическая и техническая мысль. Она не просто развлекает ребёнка, она будит творчество.

Дети должны быть знакомы с миром техники, его особенностями и многообразием. Первое знакомство начинается, как правило, с игрушки. А это ни что иное, как техника в миниатюре, в которой присутствуют практически все её основные компоненты.

История технической игрушки во все времена переплеталась с человеческим трудом. С развитием культуры менялись и взгляды на игрушку, отношение к ней, по-разному оценивалось её значение в воспитании детей. Техническая игрушка непрерывно менялась, совершенствовалась.

Нынешняя техническая игрушка обязана своим появлением бурному развитию техники и промышленного производства. Современная техника помогает человеку обрабатывать и преобразовывать окружающий мир, обнаруживает, изучает и измеряет его, помогает упростить сложную мыслительную работу человека.

Технические игрушки — игрушки, которые вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся:

Транспортные игрушки составляют самую большую группу, в которую входят:

Среди сухопутного транспорта можно выделить:

  • машины специального назначения (скорая медицинская помощь, техническая помощь, снегоуборочная машина, машина для перевозки хлеба, машина для стрижки травы, пожарная машина и т.д.);
  • сельскохозяйственная техника (трактор, комбайн и т.д.);
  • транспорт, используемый в строительстве (подъёмный кран, каток, бульдозер, экскаватор и т.д.).

Какой же признак является решающим для отнесения игрушки к категории технических? Очевидно, решающим признаком является воспроизводимый ею образ реального технического объекта: машины, аппарата, сооружения, который и становится для ребёнка предметом познания, средством расширения кругозора. Познавательная роль технической игрушки — основной её признак.

Мировая практика производства игрушек сделала в последнее время качественный скачок. Появилось большое количество игрушек и наборов, позволяющих вырабатывать у детей разнообразные трудовые навыки, интерес к творчеству, активизировать процесс обучения. Очень важным представляется производство наборов игрушек, учитывающих возрастные этапы развития ребёнка. Среди таких игрушек можно выделить технические игрушки, которые развивают любознательность, дают представление об устройстве механизмов, принципе их действия, служат целям воспитания интереса к конструированию и конкретным техническим профессиям.

Современная техническая игрушка претерпевает период ломки некоторых устаревших традиций и всё шире и смелее использует новые технические принципы.

Электрические двигатели, автоматическое движение по довольно сложной программе, использование дистанционного управления с кнопочным пультом, в т.ч. и управления по радио с помощью звуковых и световых сигналов, уже давно вошли в арсенал её средств. Развитая система управления — характерный признак новой технической игрушки. Она требует активного вмешательства ребёнка, приобретения полезных навыков и умений, устраняет элементы пассивного созерцания.

При ознакомлении с техникой педагоги должны обладать элементарными сведениями из этой области, некоторым запасом технической терминологии, вошедшей в быт и являющейся достоянием наших дней.

Педагогу необходимо грамотно определить методику ознакомления детей с миром техники — содержание, методы и формы ознакомления, направленные на обогащение знаний детей о технике. С этой целью широко применяются различные организационные формы: дидактические игры, экскурсии, чтение литературных произведений с последующей беседой по их содержанию, рассказывание на заданную тему, рассматривание иллюстративного материала, изобразительная деятельность, ручной труд.

Дети разного возраста неодинаковы в своих требованиях к технической грамотности той или иной игрушки. Например, малыша вполне устраивает телефон, где он, набрав номер и нажав кнопку, слышит сигнал. Желание услышать сигнал стимулирует его действия, вызывает радость. Но уже в возрасте 5—6 лет ребёнок считает, что телефон должен звонить после набора номера. Паровоз для детей 2—4 лет может состоять из нескольких крупных ярких деталей — котла, трубы, колёс и трубки машиниста; для детей 5—6 лет требуется уже большая детализация — наличие рычагов у колёс и т.д.

Размеры игрушек могут быть разными, как и материал, из которых они изготовлены, — металл, пластмасса, дерево и т.д. В старшем дошкольном возрасте появляется интерес к игрушкам мелкого размера, готовым и сборным, играм на ловкость, смекалку, находчивость (с такими игрушками, как «железная дорога», «автогонки, управляемые на трассе» и т.п.). Появляется стремление к техническому осмыслению предметов. Дети не удовлетворяются условной формой игрушки.

Игры с техническими игрушками у детей разного возраста существенно отличаются. Так, если малыши учатся играть в соответствии с назначением игрушки, то старший дошкольник учится управлять движением. Ему нравится наблюдать работу механизмов, для чего необходимы прозрачные корпуса, открытые стенки в игрушках. Технические игрушки интересны не только мальчикам, но и девочкам.

Например, стиральная машина, вязальный и ткацкий станки, пылесос и другая бытовая техника вызывают большой интерес. Игровой процесс в этом возрасте связан с достижением действия машины, умением активно управлять им, добиваться хорошего результата.

В играх детей дошкольного возраста технические игрушки являются предметами оперирования — игрушками, имитирующими реальные предметы, орудиями, позволяющими воссоздавать смысл настоящего действия (например, утюг, молоток и т.д.). Они могут также являться маркерами (знаками) игрового пространства (например, кухонная плита, корабль, автомобиль и т.д.).

Технические игрушки способствуют общению и объединению детей в игре. Необходимо поддерживать их интерес к обыгрыванию игрушки в сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых играх: «МЧС», «Строительство», «Аэропорт», «Уборка урожая», «Военный парад», «Кругосветное путешествие» и т.д.

Игра — показатель того, что ребёнок усвоил знания, насколько интересно, увлекательно он преобразует полученную информацию в связи с усвоенным материалом.

М. Калиновская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *