Ваш ребенок до сих пор не говорит? Переживаете, что он отстает от сверстников?
Обычные занятия с логопедом не дали результата?
Восприятие и воспроизведение речи – очень сложные процессы, в которых задействованы разные отделы головного мозга, и в описании их природы ученые так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, общепринятым является тезис, что для нормального восприятия и воспроизведения речи необходима слаженная работа центров, отвечающих за движение и восприятие. Ученые и педагоги также едины в том, что основные причины отсутствия и недоразвития речи заключаются:
- в отсутствующей или «разорванной» связи между этими центрами;
- в том, что ребенок не может соотнести конкретный объект каким-либо символом – это может быть и движение, и предмет, и зрительный, и слуховой знак.
Наш язык – это знаковая система, набор символов, имеющих определенный смысл. Для того чтобы речь «запустилась», по мнению Т. В. Грузиновой, необходимо развить у ребенка символическую функцию. Она предлагает использовать игровую логопедию, когда все необходимые функции и процессы приходят в норму именно тогда, когда ребенок позитивно настроен на игру и эмоционально в нее вовлечен.
В результате регулярных занятий по методике Т. В. Грузиновой речь появляется относительно быстро и начинает развиваться в соответствии с возрастом.
Содержание
Как происходит запуск речи по методике Грузиновой?
Для удачного стимулирования речи еще на этапе диагностики необходимо определить:
- понимает ли малыш обращенную речь, команды;
- имеются ли у него произвольные и непроизвольные вокализации гласных звуков;v
- может ли он подражать отдельным звукам, когда эмоционально увлечен игрой.
Непроизвольными Грузинова называет те звуки, которые ребенок издает во время каких-либо действий, например, когда играет, но повторить осознанно по просьбе взрослого не может. Произвольные звуки появляются тогда, когда ребенок уже более-менее владеет собственным речевым аппаратом и может произнести тот или иной звук по своему желанию или в подражание взрослому.
Читайте также: Игры и задания для запуска речи у неговорящих детей
Кроме того, крайне важно установить с ребенком доверительные отношения, ведь во время занятия логопед часто касается его лица и головы, ручек и ножек, это может вызвать негативную реакцию малыша. Он должен чувствовать себя в безопасности, и тогда его желание что-то делать, искренний интерес к происходящему, позитивные эмоции сделают игры и упражнения более эффективными.
Стимулирование речи у неговорящих детей по методике Т. В. Грузиновой происходит в несколько этапов.
Первый этап
В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не может.
Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным.
По мере развития навыка логопед обучает малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Он формирует звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.
Если какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.
Второй этап
Когда основные согласные и гласные звуки сформированы, логопед начинает учить ребенка завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку: безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает произношением слов из двух-трех слогов различного характера.
Третий этап
Коррекцию завершают занятия, во время которых ребенок учится произносить фразы с опорой на ее ритмический рисунок, жестовую речь, картинки, предметов, которые обозначают какое-либо слово.
Читайте также: Ребенок плохо говорит в 2 года. Как ему помочь?
Как выбирают опоры для обучения звукам?
Главное условие – опора должна быть хорошо знакома ребенку и привлекательна для него. По мере автоматизации навыка опора уменьшается, и малыш перестает в ней нуждаться. Опора может быть как предметом, так и действием.
Например, в основу опорной фонетической ритмики положен верботональный метод развития речи. Для речевых звуков характерна определенная интенсивность, длительность, напряжение мышц, то же самое можно сказать и о музыкальных звуках.
Движениями тела ребенок повторяет ритмический рисунок слова, фразы, стишка. В методике Грузиновой музыка используется не только как стимулятор развития речи, но и как обучающее пространство, которое помогает ребенку правильно выполнить упражнение.
Кроме того, ребенок может опираться на жестовую речь. Здесь важно понимать, что жест обозначает:
- именно звук, а не слово,
- определенную музыкальную ноту,
- ритмический рисунок,
- фотографию,
- картинку,
- игрушку,
- символ – пиктограмму,
- букву.
Одно из преимуществ метода Грузиновой в том, что занятия происходят большей частью не за столом логопеда, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому некомфортную для него, ситуацию, а на полу, на игровом коврике. Таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения. Логопед из незнакомого взрослого превращается в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке».
Длительность курса определяется тяжестью речевой патологии и характером вызвавших ее причин. У детей с органическими поражениями ЦНС запуск речи требует больше времени и помощи невролога.
Это долгая серия постов. Прочитав отзывы… понаслушавшись от родствеников какая я г… но мать, что сые не умеет себя вести и не говорит до сих пор, мы с мужем решили ехать стоит. А вдруг выстрелит и сын хоть станет простыми предлодениями говорить. Теперь у нас не ОНР1, а ОНР2. Но от этого не легче. Был бы онр 4 я бы может спать спокойнее стала… хотя нет вру не стала бы.
Для начала я заполнила анкету, заптсала видео ролики с сыном и отправила им. Потом мне назначили дату и время скайп консультации, я оплатила 2000 р. И в назначенное время связались с догопедом.
Надо сказать логопел очень приятный и распологающий к себе человек. Ответила на все вопросы, которые я ей задавала. Еще до скайп консультации администратор рекоменжовала нам сенсорную интеграцию, но логопед сказала, что нам это не надо. Так же она очень обнадежила меня, она сказала что ребеное в любрм случае заговорит, даже без логопедов. Потому, что у него есть потребность в речи. Это не первый человек, который так сказал. Их бы лова да Богу в уши….
Я тоже так думала, с координацией у нам все хорошо. Лазаем где и как только можно. На скалодроме на 3-4 метра взбирается вверх. Подеревьям лазает. Бегает прыгает подтягивается. В общем физическое развитие опережает ВСЕ!
В общем с 4го июня у нас начинается интенсив в «Территории речи». Обязательная оплата 10 занятий по 2300 р. и консультации логопеда и нейрлпсихолога по 4500р. В общем у нас получается 16 занятий и 2 консультации. И целый месяц торчания в Москве с 2мя детьми. 3го июня на паровоз за речью!
Благо тетя у меня есть замечательная. Ну как тетя… оооооочень дальняя родственница, но мне она тетя, и бабушка моя решила приехать на подмогу, да и по детям соскучилась очень.
Я как всегда верю в чудеса и в сына и надеюсь на чудо, что после очередного курса реабилитации мой сын заговориь на радость мне.
Девочки напишите, что нибудь приятного! Так устала гадости слушать!