Тайга Кемеровская область

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

ИСТОРИЯ ГОРОДА ТАЙГA

(тематическая беседа)

Составила педагог

дополнительного

образования:

Алексеева Н. Л.

Май, 2016

Город Тайга возник в конце XIX века в связи со строительством железной дороги, первоначально назывался «Томск-Таёжный». Станция была открыта в 1896 году.

Первопроходцы увидели здесь громадное топкое пространство, мелкий чахлый лес, глинистую почву, скудные источники водоснабжения. Но, несмотря на это, по плану, который предполагал в этом месте ответвление на губернский центр город Томск, началось строительство крупного железнодорожного узла. К началу движения по ветке на Томск в 1896 году здесь уже построили первое здание депо. Поначалу его назвали поселком Таежный. А когда в поселке были возведены вокзал, депо, церковь во имя Андрея Критского 1898 и Пророко-Ильинский 1906, римско-католический костел, синагога, три кладбища почта, школа и население достигло 10000 человек, поселок стал безуездным городом Тайга Томской губернии. В 1911 Тайга получила статус города.

Так как для снабжения водой паровозов нужно было много воды, то сначала ее пытались добывать с помощью скважин и подавать на колонки через типовые водонапорные башни. Но со временем воды стало катастрофически не хватать и пришлось строить водовод с реки Яя, где построили плотину и насосную станцию.

В настоящее время здание вокзала расположено так, что железнодорожные пути огибают его с двух сторон. Сейчас это крупный железнодорожный узел, где располагаются локомотивное и вагонное депо, железнодорожное училище, филиал Омского института инженеров железнодорожного транспорта.

Город Тайга находится на северо-западе Кузбасса. Город уникальный в своем роде. Он возник исключительно благодаря прокладыванию Сибирского парового пути. Первоначально город именовался Станция Томск-Таежный, затем город Тайга.

Строители будущей железнодорожной трассы, которая впоследствии соединит железной дорогой центр России с Дальним Востоком и Томскую железнодорожную ветку с Транссибирской магистралью, обнаружили на месте прокладывания железной дороги мелкий чахлый лес и топкие болота. Место было подходящим, но непростым с точки зрения проведения строительных работ. Поэтому мелиораторам пришлось немало потрудиться, чтобы опала топь, а место прокладывания железной дороги стало сухим.

Первые поселения на месте будущего города Тайги появились в 1895 году. Это были бревенчатые дома путейцев и шалаши чернорабочих, сделанные из хвои. Официально Тайга признана населенным пунктом Томской губернии 22 июля 1896 года (день рождения города совпадает с приходом первого поезда из Тайги в Томск). Статус города Томской губернии Тайга получила 11 января 1911 года.С 1925 года- г. Тайга стал городом областного подчинения Новосибирской области, а с января 1943 г. город вошел в состав Кемеровской области.

Исторические вехи города:

Город Тайга на 47 лет старше Кемеровской области. Ко времени образования области население города составляло более 30 тысяч человек. В городе были открыты 2 церкви – Ильинская и церковь во имя Святого Андрея Критского. Выпускалась городская газета. Работал Клуб железнодорожников им. В.И.Ленина. Действовала больница на 200 мест, которая считалась одной из лучших на Томской железной дороге. Было несколько школ, за год до начала войны в городе открылось железнодорожное училище.

ВОВ занимает особое место в истории города. 5 тысяч тайгинцев ушли воевать на фронт, 2 135 не вернулись с войны, пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной. Тайгинцы никогда не забудут о героизме и подвигах, которые совершили в годы Великой Отечественной войны их земляки Петр Иванович Овчинников, Николай Николаевич Никитин, Александр Александрович Колядо. Их именами названы улицы города. В память о земляках, не вернувшихся с войны, в Тайге в 1967 году построен мемориал воинам- тайгинцам, павшим в боях 1941-1945 гг.

Небольшой сибирский город подарил стране восемь Героев Советского Союза. Это Георгий Максимович Кудашов, Алексей Николаевич Миронов, Петр Нифонтович Кузнецов, Геннадий Иванович Новиков, Михаил Федосеевич Шатило, Александр Алексеевич Шокуров, Иван Макарович Устинов, Федор Федорович Прокопенко. По инициативе ветеранов города и при поддержке городской администрации в позапрошлом году в городе возведена Аллея Памяти в честь тайгинцев — Героев Советского Союза.

Замечательный и важный исторический факт — первым кузбассовцем, кому в ноябре 1943 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда, стал тайгинец, мастер промывочного цеха локомотивного депо Иван Герасимович Сафронов. На здании городского Дома культуры установлена мемориальная доска в память о первом в Кузбассе Герое Соцтруда.

В годы войны в Тайге произошло знаменательное событие – 1 декабря 1943 года приказом наркома путей сообщения на базе прибывшего из Харькова в Тайгу электромеханического техникума открылся техникум железнодорожного транспорта. О нем знают не только в Тайге, но и далеко за ее пределами. Тайгинский техникум железнодорожного транспорта (сегодня Тайгинский институт железнодорожного транспорта) по праву считается одним из лучших учебных заведений, которое готовит высококвалифицированные кадры для работы на железной дороге.

Еще более активное развитие Тайга получила в 60 – 70 годы, а пика достигло в преддверии своего 100 – летнего юбилея (100 лет городу исполнилось в 1996 году). Именно тогда, были построены и сданы в эксплуатацию хирургический корпус железнодорожной больницы, здание Скорой помощи, Дом связи отделения дороги, вторая нитка водовода от реки Яя до города. Оформился новый центр города. Начато строительство таких важных для Тайги объектов, как первая очередь пристройки к средней школе № 33, насосно – фильтровальная станция, автодорожный путепровод. Много сделано было по сносу ветхого жилья, озеленению и благоустройству города. Жилищное строительство велось с огромным размахом. Тогда, в канун 100-летия города было сдано около 30 тысяч квадратных метров жилья! Это стало возможным благодаря совместным усилиям железнодорожников и руководства города. В этом большая личная заслуга бывшего министра путей сообщения, а затем Президента ОАО «Российские Железные Дороги» Геннадия Матвеевича Фадеева.

Идут годы, многое меняется. Сегодня Тайга живет непростой, но интересной и насыщенной жизнью. Город не стоит на месте, идет вперед.

Как и раньше, градообразующими являются предприятия железнодорожного ведомства. Какие бы изменения ни происходили в наше непростое время, Тайга и сегодня остается железнодорожным городом, одной из крупных и важных узловых станций на Транссибирской магистрали. Историческое прошлое города Тайги, ее сегодняшний день тесно связаны с железной дорогой, да и будущее города, во многом будет зависеть от того, какие изменения будут происходить в железнодорожной отрасли.

Сегодня на территории города находится почти 2 десятка предприятий, относящихся к железнодорожному ведомству. Как и прежде, влияние железной дороги на жизнь города, его социально- экономическое развитие значительно. Город и железная дорога живут в одном ритме, сообща решают главные задачи, касающиеся строительства жилья, благоустройства города, помощи ветеранам и пенсионерам, подготовки для железной дороги высокопрофессиональных специалистов и тд.

Однако не только предприятия железнодорожной отрасли делают сегодняшний день города. Пассажирское автотранспортное предприятие, Центр занятости населения, учреждения социальной защиты населения и другие работают стабильно и достойно. Есть в городе швейная фабрика — одно из немногих предприятий легкой промышленности Кузбасса, которое несмотря на все реформы, смогло удержаться на «плаву», сохранить свой производственный и кадровый потенциал. Тайгинская фабрика шьет на заказ разнообразную, качественную и востребованную продукцию: учебную форму для студентов и кадетов, рабочую одежду для железнодорожников, металлургов, шахтеров, медиков Кузбасса, постельное белье, детскую одежду. А еще, по инициативе губернатора, именно на Тайгинской швейной фабрике шьют красивые подарочные комплекты для самых маленьких, новорожденных кузбассовцев. О большом вкладе предприятия в развитие Кузбасской легкой промышленности и экономике города говорит тот факт, что звание «Почетный гражданин города» присвоено бывшему директору фабрики Полине Павловне Бекреневой.

Сегодня в городе 10 школ и 7 детских садов. Система дополнительного образования представлена детско – юношеским клубом физической подготовки, спортивно-оздоровительным центром, Домом детского творчества. Профессиональной подготовкой кадров в городе занимается профессиональное училище № 54 и институт железнодорожного транспорта.

В 2001 году по инициативе губернатора области А.Г. Тулеева и бывшего начальника ЗСЖД В.И. Старостенко в городе открылось новое учебное заведение — областная губернаторская кадетская школа – интернат железнодорожников. Аналогичных учебных заведений в России больше нет. Большая часть обучающихся в кадетской школе – интернате – мальчишки из малообеспеченных и социально незащищенных семей. Учиться в губернаторском учебном заведении интересно и престижно, но нелегко: дисциплина железная. Кадеты-железнодорожники изучают не только общеобразовательные предметы, но и эстетику, иностранный язык, занимаются хореографией, изучают спецкурс «История железных дорог России». Тайгинскую школу- интернат железнодорожников уже закончили более 100 юношей, получив аттестат о среднем образовании. Интересно, что почти все выпускники губернаторского учебного учреждения выразили желание продолжить обучение в учебных заведениях системы МПС, связать свою жизнь с железной дорогой.

В городе действует целая сеть учреждений культуры — Школа искусств, Дом культуры им. В.И.Ленина, централизованная библиотечная система, в которую входит 5 филиалов, информационно- молодежный центр «Alterнатива». Работает Дом детского творчества, городской музей.

Тайгинская земля всегда была богата талантами. Жители города гордятся своими замечательными земляками – Народной артисткой СССР Инной Владимировной Макаровой, писателями Владимиром Чивилихиным, Геннадием Прашкевичем, Людмилой Яковлевой и др. В городе немало талантливых художников, поэтов и прозаиков, спортсменов, людей неординарных и творческих, проявивших свои таланты в самых разных сферах деятельности.

Творческие коллективы города Тайги – Народный коллектив «Хор русской песни» Дома культуры им. В.И. Ленина, ансамбль «Играй, гармонь!» (руководитель – В.С.Стифутин), муниципальный инструментальный ансамбль «Камертон» (руководитель- М.С. Назарова), детский фольклорный коллектив «Русская песня» детской школы искусств знают не только в Тайге, но и за ее пределами.

Гордость города — замечательный коллектив Образцовый театр моды «Любавушка» (руководитель – В. Н. Кошкарев). Тайгинская «Любавушка» – участница и победительница областных, Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей, в том числе таких престижных, как «Надежды Европы» (г.Сочи), Международный Форум Детских творческих коллективов (г. Новосибирск), Международный фестиваль «Океанские подмостки» (г.Владивосток) и др. Члены коллектива «Любавушки» занимаются созданием и демонстрацией уникальных моделей одежды, обуви, аксессуаров из природного материала- щепы. Причем, ребята достигли в этом своем увлечении такого мастерства, что это признают профессионалы подиумного искусства и авторитетные модельеры.

Герб города.

Герб города Тайги представляет собой геральдический щит, размером 43 см X 57 см.

Верхняя часть его золотистая — для названия города, средняя часть герба имеет красный фон с изображением на нем гвоздики, нижняя часть щита — зеленая, отражающая природу окрестностей Тайги, на ней изображен паровоз — символ исторического прошлого нашего города, которое связано со строительством Транссибирской магистрали.

В 1977 году у въезда в город со стороны Яшкино было возведено сооружение: на бетонном основании более полутораметровой высоты из бетонных букв такого же размера надпись «ТАЙГА». Позднее на постаменте был установлен вылитый из чугуна Гурьевским металлургическим заводом герб города.

Герб города Тайги как официальный символ установлен статьей 4 Устава города. Постановлением городского Совета народных депутатов от 25.12.2002Г утверждены Правила использования символики города.

Наш символ — герб города всегда был и останется святым для граждан, с этим символом рождались многие супружеские пары, он всегда был с городом, он сопровождает нас в будни и в дни проведения праздничных торжеств. Герб города является частью его истории и культуры. У каждого должно быть ясное ощущение малой Родины, города, где ты родился и вырос, где ты живешь и работаешь, чью заботу ты ощущаешь, о котором ты заботишься сам, делая его еще краше и родней.

Город и станция Тайга обязаны своим появлением не только началу прокладки Великого Сибирского рельсового пути, но и конкретному человеку Николаю Павловичу Меженинову – русскому строителю железнодорожных магистралей.

В 1896 году через эту станцию в Томск прошел первый поезд с Транссиба. 22 июля 1896 года считается днем рождения города Тайга.

Построен первый вокзал в 1895-1896 годах при участии архитектора К.К. Лыгина. К началу рабочего движения на Томской ветке и на головной магистрали от станции Обь до станции Красноярск, то есть к середине 1896 года вокзал был готов полностью к приёму пассажиров. Здание вокзала было деревянное. При строительстве использовался типовой проект, разработанный для возведения сооружений подобного типа.

Станция Тайга уже тогда являлась узловой станцией.

Спустя 10 лет было выстроено каменное здание, уже по индивидуальному проекту. Деревянный вокзал снесён не был. Каменная и деревянная части мирно соседствовали, дополняя друг друга.

Каменная часть вокзала первоначально была небольшой, позднее вокзал расстроился, приобрёл тот вид который имеет сейчас. Деревянное строение оставалось вплоть до 1950-х годов.

Тайгинский вокзал один из красивейших на всей Сибирской магистрали. Особенно славился его ресторан. Он был открыт круглосуточно, цены в нем были самые доступные, в него съезжались с Томской и Новосибирской областей.

В 2003 году произведен капитальный ремонт здания вокзала.

Предоставляемые услуги:

  • Хранение ручной клади, забытых и найденных вещей, взвешивание ручной клади
  • Проживание в комнатах длительного отдыха (одноместные, двуъместные и трехместные номера, номера «Люкс, бронирование мест)
  • Справочно-информационные услуги (выдача устных и письменных платных справок, подбор маршрутов следования, передача объявлений для физических лиц по громкой связи вокзала)
  • Зал ожидания
  • Зал ожидания повышенной комфортности
  • Переноска ручной клади
  • Санитарно-гигиенические услуги (туалет, душ)
  • Заказ такси
  • Предоставление телефона для внутригородских и междугородних звонков
  • Копирование документов
  • Зарядка аккумуляторов мобильных устройств
  • Бытовые услуги — глажение белья
  • Медпункт (круглосуточно)
  • Банкомат
  • Торговые точки по продаже кондитерских и промышленных товаров, товаров в дорогу

Более 100 млрд руб. инвестиций, 8 млн туристов в год — такое и Шерегешу не снилось! А он, между прочим, считается вторым по посещаемости зимним курортом России и принимает за горнолыжный сезон около миллиона гостей. Откуда междуреченцы возьмут такую тьму туристов и кучу денег на реализацию своих планов, разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».

Уже оценили

В Кемерове презентовали проект экокурорта мирового уровня «Междуреченск. Город тайги». Масштаб впечатляет. Претворить в жизнь задумку помогли кузбасские звёзды, чьё творчество известно далеко за пределами региона: разработчики бренда I’m Siberian во главе с Владимиром Черепановым и победитель Каннского фестиваля корпоративного и документального кино кинокомпания VOZDUH во главе с Константином Кузнецовым.

Усилия креативщиков уже оценили на федеральном уровне: проект прошёл жёсткое
«сито» из 115 подобных заявок и вошёл в топ-36 всероссийского конкурса по созданию туристско-рекреационных кластеров и развития экотуризма в России, который проводит Агентство стратегических инициатив. Теперь нужно закрепиться в десятке лучших, которая будет представлена правительству РФ и получит поддержку в реализации. Итоги станут известны после 15 ноября. Междуреченск представил проект туристического кластера Подробнее

На трёх китах-горах

По задумке авторов, туристско-рекреационный кластер Междуреченска будет стоять на «трёх китах» — горах Югус, Чёрный Салан и Поднебесные Зубья. По меньшей мере две из этих трёх локаций хорошо известны туристам: Югус — горнолыжникам и сноубордистам, Поднебесные Зубья и их окрестности — походникам и сплавщикам. Авторы проекта вдохнули в эти горы объединяющую идею таёжной цивилизации — умение жить и развиваться в гармонии с природой и получать туристские ожидания, сохраняя её. «В Междуреченске гора Югус становится входом в тайгу, границей, проходя через которую ты попадаешь в новый мир. Опыт таёжной цивилизации передаётся в большом формате на Чёрном Салане. А задача Поднебесных Зубьев — создать условия, чтобы люди полностью прониклись ощущением нахождения в тайге, в полной безопасности, но при этом целиком погружённые в природу», — рассказал идеолог команды Владимир Черепанов.

Югус фактически находится в черте Междуреченска и является наиболее развитым местом с точки зрения инфраструктуры. Для него понадобится 4,3 млрд руб. инвестиций. На этом «входе в тайгу» появится музей, шорский этноцентр, комплекс трамплинов, экстрим-парк и хафпайпы для спортсменов, оздоровительный городок, терренкур, пляж. Задумано даже организовать научно-исследовательский городок биологов, зоологов, экологов, этнографов, посвящающих свои работы тайге.

Следующий по пути — Чёрный Салан — гора в удалённом посёлке Теба. Её геометрия настолько уникальна и удачна, что здесь можно создать курорт на 80 км трасс, который способен вместить 8 млн туристов в год. Вряд ли столько россиян наберётся — планируют зазывать гостей из Китая, Индии и стран Ближнего Востока. Этот проект может стать крупнейшим в стране и привлечь около 100 млрд руб. инвестиций.

Любимые туристами за экологичность, удалённость и даже дикость Поднебесные Зубья авторы обещают такими же и оставить. На их развитие потребуется 2,8 млрд руб.

Как добираться?

Если доехать до Югуса можно без проблем, то как этим миллионам туристов добираться до остальных локаций, сейчас соединённых с «большой землёй» лишь железной дорогой?

Авторы рассчитывают, что к 2022 году новая автодорога Абакан-Бийск соединит трассы «Енисей» и «Чуйский тракт», и Междуреченск станет доступен для жителей Хакасии и Красноярского края. Также проект предполагает строительство дороги от курорта Чёрный Салан до Шерегеша. А благодаря малой авиации и скоростным электричкам можно будет добраться из городов центра Сибири до междуреченских гор за два-три часа.

«Поскольку принцип таёжной цивилизации не предполагает использование двигателей внутреннего сгорания, необходимо стремиться, чтобы это место оставалось максимально чистым. То, что сейчас до Поднебесных Зубьев ходит только электричка — большой плюс», — говорит Владимир Черепанов и предлагает заменить её на скоростную, не более.

Но в реальности есть лишь битком набитая летом электричка как суровое погружение ещё на старте в дикую тайгу.

Откуда деньги?

«Один человек, занятый в туризме, даёт 4-6 мест в сопутствующих отраслях — это транспорт, производство продуктов питания. Абсолютно точно, что 8 млн туристов съедят всё, нам не хватит самим продуктов, будем завозить. Формируется целая отрасль креативной индустрии — развлечений, оте­лей», — рассуждает глава Меж­дуреченска Владимир Чернов и обещает, что «Город тайги» позволит создать десятки тысяч новых рабочих мест и вывести десять городов юга Кузбасса из монозависимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *