Свеча в алтарь что это значит

Пожалуй, ни один из церковных предметов не порождает столько суеверий и кривотолков, как церковная свеча. Даже по тому, горит ли она ровно, «плачет» или трещит, любители примет умудряются «определять» свою судьбу, впадая в уныние или необоснованный оптимизм.

Но всегда ли прихожане храмов могут ответить тем, кого именуют захожанами, на их вопросы о свечах? Почему, например, и в каких случаях подается свеча в алтарь? Нужно ли брать домой свечу с соборования и возжигать ее потом, когда болеешь? Об этом и многом другом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова священником Александром Степовиком.

— Правда ли, что первоначально свечи использовались в христианских храмах просто для освещения пространства перед иконами, то есть их значение было утилитарным?

— Нет, свечи использовались в храме еще во времена Ветхого Завета, и их значение с самого начала было символическим. В чине освящения свечей, в Требнике, говорится, что Сам Господь повелел пророку Моисею внести светильник в алтарь и что мы употребляем свечи по заповеди сей во славу величия Господа.

Православному христианину нужно понимать, зачем вообще свеча ставится. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике пишет, что советовал бы каждому священнику перед служением Литургии возжигать свечу. Он говорит: ты поймешь, что тогда по-другому даже молитва течет, потому что одно дело — когда ты просто молишься, и другое — когда ты Богу при этом хотя бы небольшую жертву приносишь. Мы жертвуем, и эта жертва соединяется с нашей молитвой.

Другое дело, что понимание всего этого не должно ни в коем случае приводить человека к магизму. И конечно, нужно помнить, что свечи часто используются для создания так называемой религиозной ширмы — в псевдорелигиозных ритуалах, которыми обставляется оккультная деятельность. Если человек, допустим, «лечит» заговорами и при этом советует своим «пациентам» в храмах ставить свечи — он такой же колдун, как и остальные.

— То есть если человек пришел в храм, купил в лавке свеч, потому что ему сказали: «Надо свечку поставить», расставил их по подсвечникам и ушел, он сделал нечто бессмысленное?

— Я бы не был так категоричен. В деле молитвы всё зависит от горячности и искренности человека. И кто­то, может быть, обратился к Богу буквально на мгновения, когда эту свечу ставил, — и был Богом услышан. Думаю, что в основном даже совсем нецерковные люди приходят в храм не с совершенно холодным сердцем, и какая-то беседа со святыми, с Господом Богом у них все-таки происходит.

— Кстати, Вам не кажется, что за последние лет пятнадцать «захожан» в храмах стало значительно меньше? По крайней мере, не так часто уже кто-то пробирается сквозь ряды молящихся со свечами наперевес…

— Да, в целом сейчас на приходах выше процент людей, которые пришли всерьез и надолго. Церковная жизнь по сравнению с 90‑ми и даже нулевыми годами изменилась: сейчас те, кто хотел бы креститься, проходят вероучительные огласительные беседы, у прихожан стало намного больше возможностей общения со священниками — и всё это направлено на то, чтобы до человека донести, что такое не просто ходить в храм, а жить по-христиански. И это приносит определенные плоды.

— Давайте поговорим о тех традициях и суевериях, которые еще бытуют. Есть, например, такое понятие, как свеча со Страстных Евангелий. Многие в Великий Четверг несут ее в зажженном виде домой, от нее затепливают лампаду. Это суеверие или традиция?

— Это традиция. Она не зафиксирована в авторитетных письменных источниках, но она передается из поколения в поколение, и во многих верующих семьях, в том числе священнических, ее хранят. Я не вижу в этом чего-то противоречащего православному вероучению. Опять же, в Требнике, в чине освящения свечей, говорится о том, что свеча принесется в дом и там будет возжжена, чтобы Господь освятил жилище сие.

— А обязательно ее из храма донести зажженной?

— Думаю, что если человек эту свечу потушит и дома опять затеплит, ничего в этом страшного нет. И вообще ничего страшного нет — повторюсь, это просто традиция. Мне доводилось видеть, какой бывает ажиотаж, когда раздают в наших храмах Благодатный огонь: многие считают, что нужно его не только непременно донести до дома, но и затеплить от него лампадку, которая будет гореть непрестанно до следующей раздачи огня. Неугасимая лампада в квартире — это вообще, на мой взгляд, вещь достаточно спорная. И лампады, и свечи нужны во время молитвы: они нас собирают, они нам являют образ этой молитвы. А когда никого нет дома, зачем лампаде гореть? Это опять же какое-то представление о том, что нечто внешнее может за нас устроить наше спасение.

И еще суеверием можно назвать обычай с четверговой свечой либо со свечой от Благодатного огня обходить по периметру свое жилище. Так делают как раз оккультисты — «сжигают негативную энергию». Верующий человек может по незнанию, без нечистых помыслов это совершить, но вообще так делать не стоит.

— Еще люди часто берут домой свечи с соборования. Говорят, что с ними нужно потом молиться, когда болеешь…

— Совершенно нет разницы, эту свечу зажечь или какую-то другую. Никакой «благодати исцеления» в свече с соборования не сохраняется. И не надо дома такие свечи складировать — ни с соборований, ни из паломничеств.

Здесь стоит оговориться: существует традиция в течение всей жизни хранить свечи с венчания и с монашеского пострига. Но опять же это связано не с тем, что это какие-то «сильные» свечи, а с тем, что они напоминают об исключительном моменте в жизни человека — и само это напоминание может ревность к жизни духовной в его сердце вновь возгревать.

— Люди порой спрашивают в церковных лавках «сретенские свечи». Что это такое? Какой-то околоцерковный миф?

— Нет, это не миф. В Требнике существуют молитвы на освящение свечей именно в Сретение. Однако это точно такие же свечи, как и остальные. Просто существовал такой чин — в память о том, что свет Христова учения просветил народы. Знаю, что в советские годы, когда достать церковные свечи было трудно, верующие люди в деревнях делали их сами и раз в год, на Сретение Господне, привозили освящать. Сейчас этот чин мало где сохранился, свечи освящаются по мере необходимости, а поиском сретенских свечей по храмам занимаются в основном люди, увлеченные эзотерикой.

— Можно ли передавать свечи во время богослужения, чтобы другой человек поставил их за тебя?

— Можно, а что в этом такого? Единственное что — не нужно этого делать во время чтения Апостола и Евангелия, во время Херувимской песни евхаристического канона, шестопсалмия, то есть в такие моменты службы, которые требуют максимального сосредоточения всех сил молящегося. И конечно же, неправильно думать, что если кто-то зажег нашу свечу, то эта жертва «перешла» ему. Другой человек ничего у нас не может в духовной жизни «украсть».

— Есть такое понятие, как свеча в алтарь. Есть ли в этом отношении какая-то традиция, в каких случаях она подается?

— Свеча в алтарь — одна из форм материального пожертвования на храм, и подается она тогда, когда у человека есть желание и возможность храму помочь. В алтаре тоже требуются свечи: с ними стоят священники на полиелее, с ними выходят в определенные моменты службы пономари, свеча горит на престоле, на жертвеннике. И соответственно, либо эти свечи покупает храм, либо их жертвуют прихожане.

— Часто люди считают правильным поставить одну, но большую свечу, когда у них какая-то большая просьба, или какая-то беда, или они каются в тяжком грехе. А когда всё нормально, ставят несколько маленьких, на разные подсвечники. Это суеверие?

— Скорее это предрассудок. Если у человека душа просит поставить одну большую свечу, допустим, какому-то святому, пусть поставит. Но размер свечей соотносить с масштабом наших бедствий и грехов — это, конечно, нелепость. Жертва Богу в виде свечей приносится по нашим материальным возможностям, не нужно этот момент усложнять. А то ведь бывает, что человек, если у него нет денег на свечу и на то, чтобы положить что-то в кружку для пожертвований, и в храм не идет. Сколько раз от бабушек доводилось слышать: «Вот пенсию получу — тогда схожу в храм». На самом деле, не должно быть внутреннего стеснения, если мы пришли на службу и просто помолились, не пожертвовав никаких денег. Господь видит наши обстоятельства. Кроме того, каждый человек, молящийся на службе, нечто уже приносит в храм — он приносит в него свою молитву.

— Какой из предрассудков, связанных со свечами, Вы бы назвали самым нелепым, чудовищным, исходя из своего пастырского опыта?

— Пожалуй, возжигание свечей за упокой живых людей. Навредить человеку таким образом нельзя, а вот ставящий свечу вредит своей душе очень сильно — своею собственной злобой. Впрочем, если человек, которого помянули о упокоении, будет считать, что теперь Господь непременно лишит его жизни, он тоже себе повредит — своим недоверием Богу, представлением о Нем как о неком механизме, а не как о Личности. Вообще, уязвимость человека в отношении подобного рода обрядов зависит от того, насколько он в силу этих обрядов верит больше, чем в силу Божию.

Но бывает порой, что не о желании зла другому идет речь, просто человек не знал, что подсвечник заупокойный. Потом узнаёт — и у него паника, ужас. Я в таких случаях привожу в пример одну историю, которую можно найти в наставлениях преподобного Паисия Святогорца. Старец рассказывал, что один мужчина во время Второй мировой войны попал в концлагерь. Близкие считали его погибшим. Поскольку это были верующие люди, они постоянно молились о его упокоении, бывали в храме во все дни особого поминовения усопших. Потом он вернулся домой и впоследствии рассказал, что в его тяжелой жизни в концлагере бывали моменты, когда с ним происходило что-то хорошее — когда немного облегчался режим или давали дополнительную пайку, — и случалось это почему-то в дни, когда в храмах проходят заупокойные службы. Тогда его близкие расплакались, потому что им стало понятно, что это Господь отвечал таким образом на их молитвы. Так что человеку, который случайно кого-то не так помянул, можно сказать, что у Бога все живы и что главное — это наша любовь и любовь Божия.

Газета «Православная вера» № 03 (623)

Устойчивое выражение «Держать свечку» чаще всего употребляется в двух прямо противоположных контекстах. Если человек хочет заявить о том, что он ничего не знает о подробностях интимной жизни неких индивидов, он говорит: «А я что, свечку держал?».

Напротив, личность крайне осведомленная в этом вопросе подтверждает факт своих обширных познаний утверждением: «Точно, я сам свечку держал!» Давайте разберемся: откуда пошло это выражение и причем здесь первая брачная ночь в эпоху Древней Руси?

Содержание

Первая брачная ночь на Руси

Начнем с того, что в разных странах существуют весьма причудливые традиции, связанные с первой брачной ночью. Например, в некоторых африканских племенах жених в порыве страсти выбивает невесте два передних зуба. А в Мексике новобрачные, наоборот, воздерживаются от секса несколько суток после заключения брака.

Наши предки тоже придавали большое значение зарождению интимных отношений между молодоженами. В Древней Руси свадьба была строго регламентированным обрядовым действом от начала и до конца. Разумеется, и первая брачная ночь не исключение.

На Руси для молодых готовили особое брачное ложе, укладывая под него различные ритуальные предметы и обереги, которые должны были уберечь новую семью от сглаза и порчи, а также обеспечить достаток и здоровое потомство. К таким предметам относились: кочерга, можжевеловая веточка, полено, ржаной сноп, мешок муки. Брачное ложе было высоким, чем больше перин – тем лучше.

В спальню молодоженов провожали все желающие, родственники и друзья. Подвыпившие гости при этом должны были вести себя максимально весело. Они пели неприличные частушки, шутили, давали новобрачным скабрезные советы. Цель у всего этого действа была благородная: люди хотели помочь часто неопытным в этом деле жениху и невесте раскрепоститься, настроиться на нужную волну, преодолеть естественное смущение.

Друг жениха должен был несколько раз ударить по брачному ложу кнутом, чтобы прогнать оттуда всякую нечисть. Затем молодые вступали в интимную связь. При этом их не оставляли одних. Старшие родственники жениха – отец или брат – в прямом смысле слова подглядывали за соитием, держа в руках свечки, поскольку другого освещения в те времена просто не было.

Зачем они подглядывали?

Причин для такого, казалось бы, странного поведения родственников было несколько. Отсутствие близости между супругами означало невозможность продолжения рода, а именно с этой целью и заключались семейные союзы в Древней Руси. И факт соития должен был быть засвидетельствован, чтобы брак считался действительным.

Также родственники опасались, что невесту подменят в темноте. Иногда, если девушка не хотела становиться женой конкретного парня, она могла незаметно сбежать с супружеского ложа, а ее место занимала какая-нибудь девица. Делалось это, чтобы утром поставить всех перед фактом: этот парень теперь муж совсем другой особы.

А если жених не справлялся со своей задачей, его на брачном ложе мог заменить брат или отец. Так наши предки гарантировали, что ребёнок будет принадлежать к их роду, если невеста забеременеет сразу при лишении невинности.

После принятия христианства данная традиция претерпела некоторые изменения. Церковь настаивала на том, что супруги должны быть единственными половыми партнерами друг у друга. Православные священнослужители резко осуждали и помещиков, которые пользовались феодальным правом первой ночи. Поэтому в народе укоренилось представление о том, что лишить девушку невинности должен именно ее жених.

И вместо старших родственников со свечкой у двери спальни молодоженов стала «дежурить» сваха. Впрочем, иногда к ней присоединялись и подвыпившие гости, которые шутили и смеялись, откровенно подглядывая за молодыми, не давали им заснуть, призывая жениха к активным действиям.

После состоявшегося акта брак считался подтвержденным, и об этом громогласно заявлялось всем остальным гостям и родственникам.

Интересно, что выражение «Держать свечку» связано не только с традициями первой брачной ночи на Руси. Поскольку иного освещения в течение долгих веков у людей просто не было, многие дворяне заставляли своих слуг и лакеев стоять возле их кроватей со свечками. Причина понятна: а вы попробуйте расшнуровать корсет в темноте.

Не желая укладываться спать на ощупь, барин и его супруга приказывали дворовому мужику или бабе светить им у постели. Некоторые, не стеснительные дворяне могли при этом заниматься сексом. Крепостного слугу они за человека, вообще-то, не считали. После того, как хозяева благополучно засыпали, лакей мог уйти со своего поста.

Вы спросите: почему обязательно нужен был человек? Разве свечу нельзя просто поставить у изголовья кровати? Ответ прост: опасно засыпать с зажженной свечой, если не задуть ее перед сном, может случиться пожар. Боясь ускользнуть в сон с открытым источником огня у подушки, многие дворяне доверяли право стоять со свечкой у своей постели только проверенным слугам. Такой лакей, разумеется, был хорошо осведомлен обо всех подробностях личной жизни хозяев.

Подобная практика существовала и в странах Западной Европы. В свое время был популярен анекдот про английского лорда, который не мог удовлетворить свою супругу. Тогда он позволил слуге, державшему у постели свечку, заменить себя на брачном ложе. А сам встал со свечой. После того как слуга справился с поставленной задачей, лорд назидательно сказал ему: «Ну, ты теперь понял, как нужно держать свечу?»

Практически каждый человек в своей жизни может вспомнить момент, в котором присутствует огонь: разведение костра на берегу реки, взрыв цветного салюта поздней ночью, задувание свечей на торте и многие другие. Огонь на протяжении долгой жизни был главным компонентом в проведении различных ритуалов и обрядов, ведь считалось, что он чистит душу и сжигает весь негатив, копящийся внутри.

Что означают наплывы?

Горящая свеча часто отражает состояние души человека. Многие целительницы, гадалки и т. п. зажигают ее рядом с человеком, чтобы понять его настрой, физическое или же психологическое состояние, а также разглядеть его эмоциональное «поле».

Если она горит ровно и без копоти, то человек сдержан и спокоен душой. Если же дергается из стороны в сторону, начинает капать и коптить – человек плох, его что-то беспокоит или пугает.

О чем же могут говорить наплывы свечей? Вот вам несколько подсказок:

  • если свеча горит ровным и высоким пламенем, то в жизни человека все хорошо;
  • наплывы начинают бежать в случае проблем, душевного дискомфорта;
  • если свечу поставили в церкви или храме, то поведение ее практически идентично с домашним использованием. Бывают случаи, что свечи изгибаются – это значит, что душа подвержена нападкам злого духа. Иногда свеча своими наплывами может показать черты лица человека, который насылает проклятие или другие отрицательные действия;
  • если свеча в церкви не зажигается или тут же гаснет – это говорит о приближающейся смерти. Нужно сразу предпринимать какие-то меры, начать каяться и искуплять свои грехи.

Полезно ли смотреть на огонь?

Находясь рядом со свечой, попробуйте понаблюдать за ней, разглядеть ее движения, танец пламени и замирание на месте. Если вы разглядите темную копоть и прерывистое горение – не пугайтесь, она забирает всю вашу негативную энергию, усталость, раздражение, злость, обиды и подобные отрицательные эмоции, которые вы могли испытывать.

Смотря какое-то время на огонь, вы почувствуете, как все ваше тело расслабляется, уходят ненужные мысли, на душе становится спокойнее, а боль и печаль отступают.

Из этого следует, что огонь свечи:

  • умиротворяет;
  • очищает от негатива;
  • забирает боль как душевную, так и физическую;
  • насыщает новыми силами.

Польза медитации

Издавна медитация полезна тем, что успокаивает душу, раскрывает чакры, приводит в порядок ваши мысли и чувства. Использование свечи во время медитации усиливает все ее действия, помогая быстро адаптироваться и очиститься.

Чтобы медитировать на свечу, надо правильно ее подобрать (огонь должен находиться на уровне ваших глаз, поэтому лучше поставить свечу на стол), а также найти подходящую успокаивающую музыку.

Медитация представляет собой такое состояние, в котором нет места лишним мыслям, желаниям и действиям, именно поэтому для лучшей концентрации необходимо смотреть на горящую свечу. Обычно огонь помогает новичкам, которым сложно собраться и выйти на новую ступень.

Огонь помогает прочувствовать ваше внешнее и внутреннее тепло, успокоиться. Такая медитация обычно занимает 15-20 минут в день, а если проводить ее регулярно, то результат не заставит вас ждать.

Черная «слеза»

Если верить старым суевериям, то медленно стекающая черная капля по свече – это отголосок зла, который влечет за собой что-то нехорошее. Такая капля показывает, что внутри человека происходит борьба, и темная сторона берет верх над светлой.

Чтобы вам стало легче, нужно уединиться в какой-нибудь комнате, зажечь свечу и высказать все в вас накопленное. Такая процедура успокоит, освободит ваши мысли и поможет выплеснуть некоторый негатив.

Что означает треск при горении?

Очень часто у людей (практикующих) трещит свеча, это может указывать на следующее:

  • на человеке лежит порча через дом или личные вещи;
  • сглаз;
  • к ауре присосалась энергетическая сущность, разрушающая защиту;
  • подклад (зараженный негативной энергией предмет).

Стоит обратить внимание на частоту треска в этот момент. Очень часто во время треска свеча начинает коптить – это значит, что в человеке много негатива, злых мыслей, темных желаний.

Если вы зажгли свечу в своем доме и она начала трещать, то в жилище присутствует дурная аура. Это говорит о том, что помещение пора освятить и очистить.

Наплыв на свече

Многие люди пытаются узнать свою судьбу по наплывам на свече.

Если свеча сгорает неестественно быстро и на ней появляются различные наплывы (возможно, даже затемненные), это может означать следующее:

  • был контакт с черной магией;
  • попытки изменения судьбы (кто-то пытается ее переделать);
  • порча.

Также, если поставить свечу перед человеком и не трогать ее, могут появляться наплывы с разных сторон. Если наплыв появляется с противоположной стороны человека, то беды привлек кто-то другой, если с его – он сам. С помощью наплывов также можно определить состояние здоровья человека. Если свеча горит ровно, сгорая и не создавая наплывов, то в жизни человека все хорошо.

Если же она начинает пускать «слезы» – это может говорить о невзгодах, проклятьях и тяжелых болезнях.

Отсутствие пламени

Если у свечи не зажигается огонь или зажигается и сразу же гаснет, – это говорит о том, что в вашей жизни будут сложности. Внешние факторы будут сильно влиять на ваше состояние и ослаблять его. Не стоит пугаться затухания пламени. Для лучшей концентрации достаточно глубоко вздохнуть, успокоиться, сказать «Господи, прости» и попробовать зажечь свечу еще раз. Вот увидите, у вас все получится.

Как научиться читать оплывы?

Часто, начиная гадать на свечах, люди сталкиваются с такой проблемой, как неумение читать оплывы.

Чтобы научиться читать оплывы правильно, нужно обратить внимание на такие факторы:

  1. если капли начинают падать в сторону, не касаясь самой свечи – ваши траты бесполезны и пусты;
  2. если в процессе работы с левой стороны образуется подобие нароста – один из ваших каналов подвержен откачке энергии;
  3. если начали отваливаться маленькие наросты, а следом за ними и большие – это значит, что в вашей жизни присутствует много негатива;
  4. после прогорания видно какие-то буквы, например английскую буку Y – это означает, что вы не знаете, как двигаться дальше, остановились в своих планах;
  5. если же видны очертания вашей обуви – это значит, что ради хорошего будущего придется изрядно потрудиться и «догнать» его;
  6. если свеча плавилась плавно и образовала ровный круг – это значит, что ваша энергетика хорошо защищена, если же круг не ровный или с пробоями – угроза энергетике;
  7. чернота по центру означает негативные мысли и скачки к недостижимому;
  8. волны поверх пламени значат, что в жизни человека систематически присутствует раздражение и негатив.

Очищение пламенем

Пламенем свечи можно проводить два разных очищения: себя и своего дома. Если вы чувствуете, что все валится из рук, становится только хуже или вы точно уверены, что на вас лежит порча или сглаз, срочно пройдите очищение!

Каждый вечер в течение 7 дней необходимо в темной комнате зажигать одну свечу (обязательно освященную), садиться ровно перед ней, успокаиваться и концентрироваться. Таким методом пламя будет забирать все ваши недуги.

На протяжении 10-15 минут пристально вглядывайтесь в огонь, пока вас не окутает спокойствие и умиротворение. Прочтите молитву «Отче наш», после чего просите здоровья, хорошего сна, крепкую семью и счастливую жизнь.

С такими мыслями ложитесь спать. Утром вы будете ощущать себя более легко, а спустя неделю и вовсе позабудете о былых проблемах.

Очищение дома стоит начинать с входной двери, ведь именно через нее заносится весь негатив. Чтобы провести такой обряд, необходимо сделать кулек из бумаги и поместить в него зажженную церковную свечу (чтобы капающий воск не обжигал руки).

Обходить помещение следует вдоль стены по часовой стрелке, делая остановки возле каждого угла, окна и дверей. Заканчивать обход помещения нужно у выхода, откуда и начинали свое шествие. После таких процедур следует вымыть руки, чтобы очистить их от ненужных скоплений.

Видео по теме

Зачем смотреть на пламя свечи? Ответы в видеоролике:

Следуя многим инструкциям в этой статье, вы ощутите, как в вашу жизнь войдут свет и спокойствие, а негатив отступит прочь.

В практике христианских богослужений традиционно используются свечи. С одной стороны, это символическое (вотивное) подношение, заменяющее настоящую жертву. С другой – символ света, преодолевающего тьму. Обычные церковные свечи густо-желтого цвета, похожего на оттенок липового меда. Их выпускают разных размеров и возжигают по всем предусмотренным канонами поводам, в том числе за упокой и за здравие. Кроме них, для конкретных целей применяют несколько специализированных видов.

Пять типов церковных свечей

  • Пасхальные. Как следует из названия, их возжигают в течение сорока дней между праздниками Воскресения и Вознесения. Это красные свечи, обычно насыщенного оттенка. Их изготавливают только к началу пасхального праздничного цикла.
  • Иерусалимские. Их можно назвать частным случаем пасхальных свечей. Обычно они белого цвета. Их собирают в факелы по 33 штуки – в честь числа лет земной жизни Бога-Сына. Они используются на богослужении в канун праздника Пасхи.
  • Венчальные. Их продают в комплекте по две штуки. Они предназначены для совершения таинства венчания, супруги держат их зажженными в руках. В отличие от других видов, они часто бывают витыми или изукрашенными.
  • Сретенские. Это любые свечи, освященные на литургии 15 февраля. В этот день празднуется Сретение. Тогда же в храмах массово освящают свечи для прихожан и собственных нужд.
  • Кадильные. Другое их название – монашенки. Свечи данного типа – черные. Они нужны для домашнего и храмового каждения, то есть медленного благовонного курения. Поэтому их изготавливают не из воска, а из церковного угля и ладана.

Церковные свечи бывают не только медово-желтыми, красными, белыми или черными. Для некоторых случаев допускаются и другие цвета, например, зеленый или синий. Такие оттенки бывают у обычных свечей с наиболее широкой областью применения.

Узнать, из чего делают церковные свечи вы можете на нашем сайте.

Свеча, как и душа, стремится ввысь и светит ближним. После смерти близкого человека для нас, живых, очень важно и нужно помолиться в храме, поставить свечу об упокоении его души. Свечи помогают нам молиться, а покупая их, мы помогаем храму. Зажигать свечи за упокой — красивый обычай, это первое, что хочется сделать, когда мы заходим в церковь. Но насколько важен размер и количество свечей, зачем, когда и куда их ставить? На самые распространенные вопросы о свечах нам ответили опытные священники.

Ставят ли свечи за упокой?

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Да, мы ставим свечи как за здравие людей, так и за умерших людей, за упокой их души. Свеча — это символ нашего предстояния перед Богом, горения нашей молитвы к Богу или к святым угодникам Божиим. Также свеча — это жертва Богу на Церковь.

Свечи можно ставить в храме в любое место, где есть подсвечник, но, как правило, в храме есть специальное место — канон, с крестом и специальным подсвечником, куда ставят свечи об упокоении. Можно спросить, где именно он находится. Именно перед каноном служится панихида (специальное заупокойное богослужение), во время которой можно поставить свечу и вместе со всеми помолиться о своих усопших сродниках.

Сколько именно ставить свечей — здесь никакого регламента нет. Все зависит от того, какое количество денег мы можем и хотим пожертвовать на Церковь. Каждый человек решает этот вопрос самостоятельно.

Зачем ставят свечи за упокой?

Фото Сергея Милова

Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства православных следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москва

Свеча символизирует душу человеческую, которая стремится к Богу и светит окружающим. Кроме того, это малая лепта на содержание храма.

Тем, что мы ставим свечи об упокоении души умершего, мы выражаем свое отношение к ушедшему человеку.

Когда мы ставим свечи, совершаем молитву, мы просим Бога упокоить человека в небесных обителях.

Никаких особых правил, как ставить и зажигать свечи, нет. Единственное, что от нас требуется, это благоговение.

Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине, г. Москва

Что такое свеча? Это жертва Богу. И свечи жгли раньше для того, чтобы в храме был свет — не святость, а свет! Масло для лампад служит той же цели. Например, в Греции до сих пор сохранилась традиция печь просфоры в обычной пекарне, не в специальной просфорне при храме. Их покупают и приносят в церковь прихожане, отдают священнику. Так, как это делалось в первые века христианства. Так и со свечами.

Сейчас свеча имеет и психологическое значение. Она настраивает человека на молитву. Вот этот движущейся огонек успокаивает, он вечно живой. Сосредоточившись на нем, как-то легче молиться и обращаться к Богу. Есть в этом что-то естественное. Поэтому хорошо, когда во время заупокойной службы люди держат свечи в руках — это их отвлекает от печали, от того несчастья, которое произошло в их жизни.

Важно понимать, что свеча не несет никакой мистики. Сама по себе свеча не «вымаливает» человека. Самые сильные молитвы — это наши слова к Богу, обращенные напрямую от сердца. А свеча просто настраивает нас на это состояние обращение к Богу.

Почему ставят свечи за упокой?

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице г. Москвы, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Свеча — это всегда образ молитвы, связанный с жертвой. Когда человек оставляет пожертвование на храм, предполагается, что он может попросить молиться за умершего священников, работников храма. И, конечно, он молится сам. Есть специальное место в храме, где ставят свечи о упокоении, оно называется канон. Мы ставим свечи за всех умерших, потому что это выражение нашей молитвы, не связанное с тем, каким был сам умерший. Это наше церковное поминовение. Если мы сами люди церковные, верующие, то мы имеем право ставить свечу за нашего умершего родственника или просто любого человека.

Куда ставят свечи за упокой?

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

Обычно свечи за упокой ставят на специальный подсвечник, который называется канон (или канун). Он выглядит как прямоугольный стол с большим количеством ячеек для свечей и небольшим изображением распятия. Но за упокой можно поставить свечи и к иконе, перед которой вам хотелось бы помолится.

Чтобы поставить свечи и помолиться, можно прийти в храм в любое время, не обязательно на службу.

Как ставят свечи в церкви за упокой?

Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине, г. Москва

В церкви есть специальные места, где ставятся свечи за упокой. В специальном месте — так называемый канон (или канун), то есть квадратный подсвечник со множеством лунок для свечей. Когда мы ставим свечу за упокой, мы, как правило, крестимся и молимся за наших почивших близких.

Но на самом деле это некая человеческая условность, чтобы разделить: где за живых, а где за мертвых. У Бога нет мертвых — все живы. Мы делим, а Бог не делит на живых и мертвых.

Где можно ставить свечи за упокой?

Фото Сергея Милова

Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства православных следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москва

Свечи, которые мы ставим на канон (специальное место для молитвы об упокоении), ничем не отличаются от других свечей. Не важен ни размер свечей, ни количество.

Тот суд, который произведет Господь о душе человека в течение первых дней (по нашим, земным меркам) после его смерти, не зависит от размера или качества свечей.

Только наши усердные молитвы о новопреставленном могут что-то изменить, если будет такая возможность.

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

Количество и размер свечей зависит от той жертвы, которую мы хотим принести в память о своем усопшем. Разницы нет никакой, за 10 рублей или за 100 мы ставим свечу. Неужели ему там будет теплее, если я свечку поставлю побольше? Если у меня нет денег на большую свечу, то моему усопшему на том свете будет хуже, чем тому, у кого богатый родственник? Конечно нет! В то же время если стоит большая свеча, кто-то из прихожан обратит внимание и вспомнит, что у такого-то умер папа или мама, помолится о них про себя.

Свеча — это жертва. Есть даже такое понятие, мне не очень близкое, но понятное, — сбор средств «на общую свечу», когда человек не сам лично ставит свечу, а передает деньги на нее.

Во многих храмах, в нашем больничном в частности, в детской больнице, все свечи одного размера и без цены. Дети приходят в храм и ставят свечи, а кто-то другой приходит и жертвует деньги — так и живем.

Совершенно очевидно, что поставить свечу об упокоении близкого человека, помолиться о нем, сделать доброе дело — это для нас, живых, очень важно и нужно. А насколько эти действия нужны нашим усопшим мы непременно узнаем, но не сейчас.

К какой иконе ставят свечи за упокой?

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице г. Москвы, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы г. Москва

При отсутствии канона (специальное место в храме, куда мы ставим свечи, молясь об упокоении души) свечу можно поставить на любой подсвечник. Логично, наверное, поставить перед иконой Спасителя, потому что об упокоении человека молятся все-таки Господу. Божью Матерь и святых угодников Божиих можно просить, чтобы они молились об этом человеке перед Богом. Но участь усопшего находится в любом случае в руках Божиих, поэтому наша молитва должна быть обращена в первую очередь к Богу.

Во время всех заупокойных богослужений — отпеваний, панихиды, литии — свечи принято держать в руке, а оставшуюся часть свечи ставить на канон или панихидный столик.

Ставят ли свечи за упокой на Пасху?

Протоиерей Роман Бацман, настоятель храмов Живоначальной Троицы и Воскресения Христова при НИИ им. Склифосовского, домового храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, г. Москва

Свеча — это символ молитвы. Мы молимся постоянно за людей. И на домашней молитве, и в храме про себя можно молиться.

Конечно, Пасха — это время победы над смертью, когда не совершаются заупокойные службы, церковные, общественные. А про себя молиться можно всегда. У Бога нет мертвых, у Него все живы. И если кто-то поставит свечу на панихидный столик и про себя помолится, конечно, тем самым он тоже будет утверждать победу над смертью, вспоминая своих родных, которые тоже встречают Пасху даже сейчас, за гробом. А церковное поминовение, конечно, возможно на Радоницу — во время первой заупокойной службы после Пасхи.

Когда можно ставить свечи за упокой?

Протоиерей Андрей Ромашко, клирик храма Казанской иконы Богородицы, руководитель православного подросткового клуба «Ковчег», отец 8 детей, п. Краснообск, Новосибирская область

Прежде всего хочу напомнить: свеча — только символ молитвы, знак нашего почтения к Богу, небольшое пожертвование, принеся которое, мы просим чего-то у Всевышнего. Вот эта просьба, наша молитва и есть главная составляющая в отношениях с Богом, а свеча — лишь незначительный фон, сопровождающий молитву и украшающий ее. Поэтому в любом месте: в храме, на кладбище, в прощальном зале, на поминальном обеде, дома — везде, где возносится к Богу молитва об усопших, уместна и свеча, нужно только помнить: свеча не главное, главное — молитва!

Но жизнь, как известно, вносит коррективы в наши планы. Например, в прощальном зале вам могут запретить открытый огонь по пожарным соображениям. Свечница в храме может потушить свечи, чтобы облегчить себе работу, ведь ей приходится соскабливать с пола капли воска. Требовательный к исполнению богослужебного устава священник может не благословить ставить свечи за упокой, пока нет заупокойной службы, в некоторых храмах даже убирают заупокойные подсвечники в пасхальные дни…

Молиться за усопших — это наше право и святая обязанность, которые мы можем реализовать в любое время. Зажигать свечи во время молитвы — красивый обычай, но нужно всегда помнить, что наша душевная потребность зажечь свечу может пойти вразрез с существующим в конкретном храме порядком или интересами других людей. Иногда правда будет на нашей стороне, в другой раз мы можем оказаться в положении «со своим уставом в чужой монастырь» и будем неправы.

В любом случае не стоит стремиться зажечь свечу любой ценой, пусть даже через конфликт, пусть даже и справедливый с нашей стороны. Это уже не будет на пользу ни нам, ни усопшим. А молиться никто запретить не сможет, Бог слышит нас везде и всегда, даже когда храм закрыт и все свечи потушены, или, наоборот, в большой праздник, когда нет места на подсвечнике. Главное — сотворить молитву, а когда будет возможность — можно и свечу затеплить.

И еще: в свече нет никакой «магии». Она не действует сама по себе, ничего не предвещает, ни о чем не пророчествует, и если ваша свеча упала, потухла, согнулась, затрещал фитилёк — не стоит искать в этом каких-либо откровений и предзнаменований. И если вы поставили свечу не вовремя, не туда, или за упокой живого человека (по ошибке или со злости) — ничего страшного с ним не произойдет, Бог сильнее наших ошибок и выше нашей злобы и суеверий.

Что говорить, когда ставишь свечку за упокой?

Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила с. Ширингуши Краснослободской епархии Мордовской митрополии

Обычно, когда мы ставим свечу об упокоении, мы молимся своими словами про себя или произносим коротенькую молитву: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (называем имя)». Можно молиться столько, сколько требует душа, стараясь не отвлекаться.

После смерти родного человека мы как никогда чувствуем потребность и важность молитвы о нем. В это время мы можем стать ближе к Богу, можем понять духовные законы и глубину жизни в Церкви. Если мы сумели найти время для прихода в храм, то хорошо бы найти там священника и задать ему лично все вопросы, которые нас беспокоят. Непосредственное, живое общение и разъяснение всех недоумений значительно эффективнее поиска ответов в Интернете. Здесь, в глобальной Сети, нельзя найти все, что нужно душе человека, потерявшего близкого.

Можно ли ставить свечи за упокой некрещеному?

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

Если речь идет о возможности ставить некрещеному свечи в храме, то начать нужно с того, что вход в церковь доступен любому человеку вне зависимости от принадлежности к какой-либо конфессии. При условии благоговейного отношения к тому месту, где он находится, и соблюдении правил поведения. Также нужно принять во внимание особое время, когда совершаются таинства Церкви, во время которых в храме присутствуют только ее члены, которые становятся таковыми, выходя из купели Святого Крещения.

Форма молитвы также не должна нарушать внутренний строй и порядок христианского храма. Свеча же являет собой выражение нашей молитвы, обращенной к Богу, символизируя теплоту нашего сердца. Кроме того свеча являет собой наше жертвенное участие в жизни того или иного храма, его общины, а также всех тех, кто обращается в церковь за помощью.

Что касается вопроса о том, можно ли молиться в храме за некрещеного человека, в данном случае о его упокоении, то лично обращаться к Богу о милости к такому человеку можно, но в большей степени оставляя его участь на волю Творца.

Таким образом частная молитва, совершаемая некрещеным человеком в храме или же за некрещеного с возможностью возжигания свечей, вполне допустима, при условии правильного с точки зрения христианства мотива такой молитвы.

Задача священнослужителей или приходских катехизаторов в такой ситуации, безусловно, состоит в том, чтобы уделить внимание такому человеку, помочь, ответить на вопросы, если они есть, поддержать, что-то объяснить, подсказать, но при этом участие не должно быть навязчивым.

Сколько свечей ставить за упокой?

Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила с. Ширингуши Краснослободской епархии Мордовской митрополии

Свеча — это в первую очередь наша жертва на храм, символ нашей молитвы к Богу за умершего. При этом у всех нас, живых и современных, есть свои обстоятельства и возможности. Поэтому в Церкви не существует жестких правил о том, сколько и каких именно свечей ставить об упокоении души. Одни люди ставят несколько свечей за душу новопреставленного, другие — одну свечку за души всех своих почивших сродников. Самое главное при этом — наша молитва.

В наше время многим, к сожалению, кажется, что в Интернете можно найти ответы на все вопросы, Но Церковь — это не набор установлений о том, что «можно или нельзя», она не сводится к свечному ящику, на котором указаны примерные суммы пожертвований. Церковь — живой организм, во главе которого Христос. Поэтому при всех недоумениях и вопросах стоит прийти в ближайший храм, если вы живете в сельской местности, как у нас, и спросить священника обо всем, что вас интересует. В больших городах есть много разных храмов и монастырей, и можно даже выбрать тот, который вам ближе, больше нравится.

Наше время не похоже на то, в которое жили поколения наших предков, мы имеем возможность находить информацию в Интернете, перемещаться быстро и легко на транспорте, храмы открыты, и за их посещение людей не лишают работы, не сажают в тюрьму и не расстреливают, как это было совсем недавно. Приходите, спрашивайте обо всем, что вас интересует. Думаю, вопросов о душе почившего сродника у вас гораздо больше и они не сводятся к тому, сколько свечей ставить за упокой.

Ставят ли на Радоницу свечи за упокой?

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

Радоница — особый день поминовения усопших, который приходится на вторник недели, следующей за пасхальной. Соответственно в этот день в храмах Русской Православной Церкви совершаются уставные богослужения, которые включают в себя в том числе заупокойные литии и панихиды. В каждом храме находится панихидный стол (канон, тетрапод по-гречески), с расположенными на нем ячейками для поминальных свечей. По благочестивой традиции в дни особого поминовения усопших (к таковым относится и Радоница) его ставят по центру в притворе или ближе к притвору в средней части храма, как раз для того, чтобы молящиеся возжигали на нем свечи при молитве за усопших. Также на Радоницу мы посещаем кладбища, где покоятся наши родные и близкие. На могилках усопших совершают заупокойную панихиду или литию, и предстоящие могут взять в руки возжённые свечи или поставить их перед распятием. По объяснению Симеона Солунского, возженные свечи изображают собой непрестанный Божественный свет, которым просвещен христианин в Крещении («Новая скрижаль»), а также являют собой прообраз будущего невечернего света.

Можно ли ставить свечи за упокой живых?

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, Подольское благочиние Московской епархии

Нельзя использовать церковные свечи в магических или суеверных целях. Если кто-то решил поставить свечи за упокой живым, то возникает вопрос: зачем? Какую цель преследует человек, совершая такой поступок? Начну с того, что свеча — это символ молитвы верующего человека. Святитель Николай Сербский напоминает нам о том, что сама наша вера — свет: «Аз есмь свет миру, — говорит Спаситель. Поэтому и святых мы называем сынами света. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех, — говорит Спаситель в Евангелии».

Когда мы ставим свечи в храме, мы приносим тем самым скромную жертву Богу, Который отдал Себя в жертву за нас, наш минимальный знак любви и благодарности. Вспомним, что зло любит тьму и боится света. Свет свечи, по мысли святителя Николая Сербского, призывает к самоотверженности: «как, подчиняясь нашей воле, сгорает масло и воск, так и наша душа должна гореть любовью к Спасителю, подчиняясь Ему на всех поворотах судьбы».

А теперь подумаем, будет ли верующий в Бога христианин ставить свечи за упокой живых?

Можно ли ставить свечи за упокой дома?

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

Во время домашней молитвы мы поминаем живых и усопших на утренних и/или вечерних молитвах. По благочестивой традиции в домах православных христиан устраивается так называемый «красный угол» с иконами, обращенный обычно на восток, по примеру алтарей храмов, которые обращены на эту сторону света. В красном углу помимо икон принято располагать лампаду и подсвечник для свечи, которые возжигаются при молитве. В православных молитвословах (например, в утренних молитвах), мы находим среди прочих и молитвы о упокоении усопших родных, близких, благодетелей. Также есть и другие заупокойные молитвословия для мирян, например, лития мирским чином, которые можно использовать при домашней молитве. Соответственно и свечи, которые мы возжигаем при молитве, в том числе и об усопших, присутствуют в жилищах православных христиан.

Какую молитву читать, когда ставишь свечи за упокой?

Иерей Борис Осипов, клирик храма Троицы Живоначальной при НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского г. Москвы

«Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего.

Прости ему вся согрешения вольные и невольные.

И даруй ему Царство Божие!»

Когда мы ставим в храме свечку, мы молимся об упокоении души усопшего, чтобы Бог простил этой душе грехи, вольные и невольные, чтобы она упокоилась в селениях праведных. Количество свечей не имеет значение. Свеча важна, поскольку это наша жертва на храм. Поэтому, когда мы покупаем свечи, они стоят обычно недорого. Но нужно понимать, что это именно наша жертва на храм.

Свеча символизирует наше стояние и горение перед Богом, наша душа тоже должна гореть молитвой. Можно молиться и без свечей. Это не будет каким-то грехом и не нарушит церковный порядок.

Каким святым ставят свечи за упокой?

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, ответственный за храм иконы Божией Матери «Милующая» при Морозовской детской больнице г. Москвы

Традиционно в церкви свечи за упокой ставят на отдельный столик, который называется канон. Каким-то отдельным святым свечи за упокой обычно не ставят. Конечно, можно молиться святому, чье имя носит человек. И если есть в храме его икона, попросить за усопшего близкого.

Святому мученику Уару принято молиться о тех, кто умер некрещеным. Свечи мы ставим во время молитвы.

Можно ли ставить свечи за упокой некрещеного?

Иерей Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской пойме, г. Москва

Свеча — это символ жертвы, которую приносит человек. Поэтому за тех, кто не был крещен, или о ком мы точно не знаем, были ли они крещены, мы творим милостыню. Так и здесь: может зажигаться свеча в храме, может совершаться молитва о тех, кто не был членом Церкви, но в записках и на Литургии их имена не поминаются. Молитва от сердца, в том числе и в храме, всегда приемлется Богом.

Если некрещеным умер ребенок, то о нем тоже можно и нужно молиться. В этом году в Екатеринбурге Священный синод принял важный для всей Церкви документ — «Последование о младенцах, умерших некрещеными». Это именно текст молитв за некрещеных умерших младенцев, как рожденных, так и тех, кто умер во чреве матери (в результате выкидыша или аборта). С точки зрения богословской, духовной, разницы между этими детьми нет, сколько бы ни прожил в утробе матери ребенок, какой бы срок беременности ни шел, его душа жива, для Церкви, в отличие от земных законов, это человек.

Можно ли ставить свечи за упокой самоубийцы?

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, ответственный за храм иконы Божией Матери «Милующая» при Морозовской детской больнице г. Москвы

За самоубийц мы в церкви не молимся и свечи не ставим. Можно молиться дома. Во время молитвы дома (неважно, какой именно молитвы, о чем и за кого) мы зажигаем свечи. Это не называется «ставим свечи за кого-то», мы именно зажигаем свечи во время молитвы. За тех, кто ушел из жизни добровольно, мы молимся своими словами. Можно молиться за самоубийц и так: «Господи, аще возможно, спаси и помилуй раба твоего такого-то, самовольно покончившего с собой, но да будет святая воля Твоя!»

Если есть какие-то свидетельства о том, что самоубийца страдал каким-нибудь психическим заболеванием, то можно обратиться в епархиальное управление с просьбой разрешить отпевание. В этом случае возможна молитва в церкви о погибшем. Отпевают в таком случае обычно заочно по благословению местного епископа. Те же действия родные совершают, если есть сомнения в том, насколько сознательно ушел из жизни человек, было ли самоубийство на самом деле. Если архиерей благословляет отпевание, то после него можно совершать церковное поминовение усопшего.

Сколько свечей ставят за упокой?

Протоиерей Александр Чикиров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богордицы села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района, Республика Мордовия

Сколько свечей ставить за упокой, решает каждый человек сам. Это зависит от его желания и финансовых возможностей. В церкви не существует жестких требований или инструкций на эту тему. Когда мы покупаем и ставим свечу в храме, мы жертвуем на его содержание, это наше материальное приношение на храм Божий. Сегодня, когда храмы освещаются электричеством, смысл свечи стал символическим, освещать помещение с их помощью не нужно. Многим свеча помогает сосредоточиться на молитве, но не стоит придавать ей особенного, тем более магического, значения.

Свечи «за упокой» обычно ставят в храме на специальный поминальный стол — канон. При этом мы можем помолиться про себя: «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя) и прости ему согрешения, вольные и невольные, и даруй Царствие Небесное».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *