Свадебный обряд

Свадебные причитания

Причитания, или причеты, вопли — народные песни-плачи. Причитания бывают: похоронные, свадебные, рекрутские. Это лиро-эпические песни, изображающие горе, вызванное смертью близкого человека, разлукой с родными при выходе замуж, расставанием с сыном, мужем или братом, взятым в солдаты.
Объект изображения причитаний — трагическое в жизни, поэтому в них сильно выражено лирическое начало. Эмоциональная напряженность определяла особенности поэтики: обилие восклицательно-вопросительных конструкций, восклицательных частиц, синонимических повторов, нанизывание сходных синтаксических структур, единоначатия, экспрессивные словообразования и т. д. Мелодия в причитаниях выражена слабо, зато большую роль играли всхлипывания, оханье, поклоны и проч. Причитания создавались от имени того, кому посвящен обряд (невесты, рекрута), или от имени его родственников. По форме они представляли собой монолог или лирическое обращение.

Исполнение причитаний

В центральной и южной России причитания имели лирический характер и были невелики по объему, они исполнялись речитативом. Северные причитания исполнялись напевно, протяжно и отличались своей лироэпичностью. В них была развита описательность, подробный рассказ о происходящем. Даже незначительная деталь могла получить развитие.
Например, невеста задает риторические вопросы кирпичной белой печеньке: «Кто огню был выдувателем. Кто лучинки подавателем, Кто светилу зажигателем?» Она сама знает ответ: выдувала огонь матушка, подавал лучину братец. В поле зрения вопленицы оказывается лучина, и развивается микросюжет:
Как у мила братца родимого
Была этая лучининка
На болоте была ссечена.
За три года была сменена,
По-мелку была расколота,
На-часту была расщипана.
По собаке домой вожена.
На трех грядочках дымлёная,
Во трех печеньках сушеная,
К этой свадебке пасёная!
Такая детализация приводила к осложнению текста и замедляла его художественное развитие во времени. Структура причитаний была открытой, содержала возможность наращивания строк.
В основе способа исполнения причитаний лежала импровизация, так как каждый раз причитание было обращено к определенному человеку и должно было в своем содержании раскрывать конкретные черты его жизни. Причитания функционировали как разовые тексты, при каждом исполнении создаваемые вновь. Однако в них активно использовались накопленные традицией словесные формулы, отдельные строки или группы строк. Традиционные образы устной поэзии, устойчивые стереотипы переходили из одного произведения в другое, отражали психическое настроение человека в минуты скорби и печали. Причитание — это импровизация с использованием устойчивых, традиционных форм и под влиянием однородного по идее содержания, когда-то отлившегося в эти формы.

Композиция причитаний

Композиция причитаний формировалась по ходу обряда.
Например, в начале XX в. в Устюженском уезде Новгородской губернии было зафиксировано причитание дочери по умершему отцу. «Все это располагается в таком картинном порядке: узнав, конечно, заранее о смерти своего отца, дочь, жившая в разных деревнях с покойным, выходит за деревню в поле встречать печальное известие и обращается к сообщающему с такими словами:

Я встречаю, горька сирота,
Я встречаю весть нерадошну,
Весть нерадошну, горемышную… <И т. д.>
Затем вместе с печальной вестницей или вестником отправляется в деревню, где находится дом умершего родителя. Подойдя к дому, дочка останавливается и плачет нараспев:
Подхожу я, горька сирота,
Я ко дому благодатному,
Ко кормильцу-то ко батюшку.
Не светит млад-ясен месяц.
Не обогрело солнцем красныим.
Не стречает солнце красное,
Мой кормилец, сударь-батюшка.
Меня гостью невеселую,
Невеселую-печальную.
Подходит она к двери дома со словами:
Растворяйся, дверь тесовая,
Идет гостья не веселая,
Не веселая, не радошна!
Я иду да со горючим слезам.
Войдя в дом, перекрестившись на иконы и отвесив поясной поклон, дочка обращается к своей матери:
Ты позволь-ко, солнце красное,
Благодатна моя матушка,
Подойти мне поблизехонько
К моему кормильцу-батюшку.
Поклониться понизехонько,
Мне спросить да солнце красное,
Мне спросить кормильца-батюшка,
Что куды, кормилец-батюшка…
<И т. д., всего 15 строк>
Обращаясь к родным, собравшимся около покойного:
Прикажите-тко, родимый,
Поспустить да свой жесен <жалостливый> голос
Выше леса по поднебесью.
Чтобы слышен был жесен голос
Всем залетным, вольным пташечкам…
< Всего 31 строка>
Снова обращаясь к матери:
Мое красное ты солнышко…
Пойдем, найдем кучера верного
Поехать до города, до стольного
Послать весть скорбную родному братцу…
<И т. д., всего 9 строк>
Мать отвечает, что известие о смерти отца послано старшему сыну во стольный город, и дочка благодарит мать:
Те спасибо, солнце красное,
Благодатна моя матушка!
Скоро ты побеспокоилась
Послать вестку невеселую.
Немного помолчав, дочь обращается ко всем присутствующим <26 строк: не слыхали ли, не едет ли брат?>. После некоторого раздумья дочка опять начинает причитать: сетует на себя: не разумна, не богата… Быстро спохватывается и обращается снова к своим родным:
Не вещуйте-тко, родимый,
Что пеняла, горька сирота. <…>
Что не плават камень по воде.
Как не ходят мертвы по земле!
< Всего 14 стихов. >
Окончив свои причеты над трупом, дочь скромно отходит в сторону и, если среди присутствующих находится еще умеющая плакать голосом, то такая выходит и начинает соперничать в своем искусстве с только что исполнившею свой долг дочерью покойного…».
Как видим, причитания отражали сам обряд и выражали эмоциональное состояние его участников. Содержание причитаний могло заключать в себе просьбу, наказ, укор, заклинание, благодарение, извинение, сетование. Особенно важна роль сетований, помогавших излить чувство горя. В причитании «Плач святозерской крестьянки по рекруту» сетования встречаются три раза, и каждый раз они получают эпическое развитие.
Причитание начинается с зачина (Ты прощай-ко, мое рожоное милое дитятко…), затем следует укор (Как обневолили тебя не в порушку да не во времечко…), далее — сетование (Ты пойдешь, моя любимая удалая наживная головушка… — изображается дальний путь рекрута), просьба (Ты вспомни-ко свою любимую домашнюю крестьянскую жи-рушку…), снова сетование (И как придут-то честные годовые воскресные владычные празднички… — его друзья пойдут на игрище, мать будет горевать, сидя под окошком), затем заклинание (Ты не дай-ко, Боже-Господи…), третье сетование (И как есть-то мне тошнешень-ко… — матери представляются будущие картины крестьянского труда без сына-помощника), просьба — сообщать о себе хоть письмецом (И ты любимая удалая головушка…), извинение (И ты не помни, мое милое, Всех житейских моих грубостей), наказ (И ты вспомни-ко, рожоное. Мои ласковые словечушки!), заклинание (И как я, многопобедная, Я, горюша горе-горькая, Попрошу Царя Небесного…).
В художественном мире причитаний важную роль играла система образов. Помимо образов реальных участников обряда, в причитаниях возникали образы-олицетворения, образы-символы, поэтические сравнения и метафорические замены.
Олицетворения — это персонификация болезни, смерти, горя, сходная с мифологической и поэтической персонификацией в самом обряде (напр., девья красота). Олицетворение — существенный стилеобразующий прием. Так, в севернорусских свадебных причитаниях олицетворялись печь, изба:
В доме всё переменилося!
По мне окошко запечалилось.
Все стеколка затуманились:
Не видать да свету белого
Под косивчатым окошечком!
Олицетворялся даже голос причитающей невесты: он должен побежать со устое да серым заюшком, Со язычка горносталюш-ком… Невеста просит его не задерживаться у рек за переходами, У ручьев за перебродами, У полей за огородами, а направиться прямо во церковь во соборную и там ударить в большой колокол — чтоб шел звон по Русиюшке.
Образы-символы имели общефольклорный характер (белая лебедушка, красное солнышко). В отличие от свадебных песен, причитания в меньшей мере использовали образы-символы, но более глубоко разрабатывали поэтические сравнения, относящиеся к реальным участникам обряда. Сравнения достигали необычайной художественной выразительности:
Будто вороны слеталися,
А там два свата съезжалися.
Причитания склонны разворачивать систему сравнений, нагнетая вызываемое ими эмоциональное впечатление. Вот как передается смерть дочери:
Быв как дождички уходят во сыру землю,
Как снежочки быдто тают кругом-наокол огней.
Вроде солнышко за облачко теряется,
Так же дитятко от нас да укрывается;
Как светел месяц поутру закатается,
Как часта звезда стерялась поднебесная.
Улетела моя белая Лебёдушка
На иное, безвестное живленьице!
Возникали и другие психологические параллели. Сочувствуя горю невесты,
В саду яблони повянули,
В саду вишенки поблекнули.
Захлебнулись птички-ташечки <пташечки>,
Задавшись соловеюшки!
Архаичной чертой является система метафорических замен. Некогда существовал запрет произносить вслух имя человека и раскрывать его родственные связи, вследствие этого появлялись его обозначения через иносказание. Например, умершего хозяина дома вдова называла желанной семеюшкой, законной держа-вушкой, ладой милыим. Со временем метафорические замены сделались поэтическим приемом.
В причитаниях использовались эпитеты, гиперболы, слова в ласковой форме (с уменьшительными суффиксами), разнообразная поэтическая тавтология.
Исполняли причитания, как правило, женщины (сольно или попеременно). Свадебные причитания могли исполняться самой невестой или вместе с хором ее подруг, а при выводе ее к свадебному столу — подголосницей. Из народной среды издавна выделялись особенные знатоки причети — вопленицы (другие названия: плакальщицы, плачей, причетницы, стиховодницы, под-голосницы). Исполнение причитаний становилось их профессией.
Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор — М., 2002 г.

На сегодняшний день довольно распространенным является проведение различных тематических свадеб. Но, все же, большинство молодоженов хотят, чтобы у них была настоящая русская свадьба, с соблюдением всех ее деталей.

В данной статье будут рассмотрены все особенности традиций, обычаев торжества в русском стиле. А для того, чтобы получилась свадьба по русскому сценарию, необходимо ознакомиться со всеми особенностями детально. Ведь такой праздник издавна славится размахом веселья, состоявшего из нескольких этапов.

Русская свадебная традиция

Те традиции, которые присутствуют в современной русской свадьбе, похожи с традициями прошлых веков, так как переходили из поколения в поколение. Как правило, жених и невеста сами знакомятся и принимают решение о браке, оповестив заранее всех друзей, родных и знакомых. После того, как молодые подают свое заявление о регистрации брака в ЗАГС, происходит серьезная подготовка, как со стороны невесты, так и жениха к празднику. Ведь за это время нужно успеть выбрать место проведения, составить меню, купить свадебные наряды.

Свадебные костюмы

Если сравнивать крой и особенности свадебных костюмов жениха и невесты современных и тех, что одевали наши предки, они существенно отличаются. Сегодня невеста может одеть даже облегающее фигуру платье, раньше же разрешены были платья и костюмы только свободного кроя. Обязательными должны быть кокошник, красный сарафан и передник. Пояс также является необходимым аксессуаром.

Наряд невесты

В России, в основном невесты предпочитают платье белого цвета, которое является главным символом непорочности и чистоты. В древние времена невесты имели красный свадебный наряд, а также надевали народные костюмы, но с тех пор, как вышла замуж в платье белого цвета царица Екатерина, традиция изменилась.

Но, конечно же, многие пары предпочитают также и платья в народном стиле. Его девушки шьют на заказ или покупают уже готовым. Наряд девушки как в древние времена на Руси, так и в современном мире, для своей свадьбы должны выбирать сами. Раньше будущая невеста, готовясь к браку, сама шила себе наряд, сегодня же невесты предпочитают покупать торжественное платье. С давних времен и до сегодня осталась неизменной традиция, чтобы жених не видел невесту в подвенечном платье, так как это считается нехорошим знаком.

Наряд жениха

Жених всегда в менее ярком наряде, чем невеста. В старые времена мужчины надевали рубашку с длинным рукавом и рубашку с вышивкой, аксессуаром в данном наряде был широкий длинный пояс. Когда проводится русская свадьба в современном мире, наряд жениха отличается. Брюки можно одевать любого темного цвета, а вот рубашка должна соответствовать стилю наряда невесты.

Русский свадебный обряд в деталях

Свадебные обряды — система традиционных семейных обрядов, сопровождающих заключение брака. Является важнейшим элементом русской культуры. У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к XV веку. Обычно имеют несколько основных этапов: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник и мальчишник, выкуп, венчание, гуляние и свадебный пир.

Сватанье

Еще на Руси было популярным перед принятием решения о свадьбе, засылать сватов в дом невесты. Это могли быть родственники жениха или сват со свахой. Таких визитов могло быть несколько, если после первого не получали ожидаемого ответа.

В случае положительного ответа со стороны семьи невесты, родители молодой принимали от сватов хлеб, при отказе — отдавали обратно. Чтобы сватанье было успешным, его нельзя проводить по средам и пятницам. Также благоприятными числами для выбора даты свадьбы считаются нечетные, но ни в коем случае не 13 число.

Сватанье, как правило, проводят после захода солнца, чтобы окружающие не сглазили. Современное русское сватанье сильно упрощено, и не соблюдается много обрядов. Оно заключается в том, что жених с родителями навещает семью своей девушки и просит ее руки.

Смотрины в русской традиции

После обряда сватанья и получения положительного ответа, следуют смотрины. Данный же обряд уже предполагает показать родне жениха, какая хозяйственная у них будущая невестка и жена. Девушка вышивала самостоятельно изделия — скатерти, полотенца, платки, которые дарила во время проведения смотрин. Также готовила блюда, которые гости оценивали. Если же две стороны были всем довольны, семьи назначали дату помолвки молодых.

Обручение перед созданием союза

Обручение – это взаимное согласие молодых вступить в брак. Только после проведения этого обряда влюбленные могли называться невестой и женихом. На Руси это был очень важный этап перед русской свадьбой. Родители молодых садились за стол друг против друга и молчали несколько минут. Далее подписывалась семьями записка, где была назначена дата проведения русской свадьбы.

Жених, как правило, дарил возлюбленной кольцо, а после проведения всех важных моментов, родители накрывали на стол разные угощения. Сегодня обручение не всегда соблюдается. Чаще всего это вечеринка, которую устраивают себе молодожены, где парень дарит девушке кольцо.

Подготовка к мероприятию

Подготовка к свадьбе — очень важный процесс, поскольку необходимо за определенный промежуток времени успеть сделать очень многое.

  1. В первую очередь подать заявление в ЗАГС. С этим лучше не откладывать, так как могут быть очереди.
  2. Назначить время и дату венчания, если молодые пожелают.
  3. Приобрести обручальные кольца, обувь и одежду.
  4. Заказать ресторан или кафе.
  5. Оповестить гостей и разослать пригласительные.
  6. Договориться о транспорте, что будет на русской свадьбе.
  7. Обсудить сценарий торжества с тамадой.
  8. Невесте определиться с прической и выполнить пробный макияж.

Свадебный поезд

Русская свадьба славится многими обрядами, один из которых — свадебный поезд. Когда наступал день свадьбы, жених ехал за невестой. Считается, что свадебный поезд имеет магическую цель, так как сопровождается обрядами, которые обеспечивают новой семье счастье.

Возле дома невесты свидетель вел переговоры с ее родными. После таких переговоров, а также денежной платы за молодую, свадебный поезд пускают во двор. Жених забирает возлюбленную, их благословляют, осыпают овсом и хмелем, затем молодые следуют в церковь.

«Выкуп» за невесту

Суть «выкупа» за невесту в том, что жених со своими друзьями подъежает к дому невесты, оповещая свой приезд громким гудком. Выходя из автомобиля, молодого и свидетеля ждет много препятствий, чтобы дойти до возлюбленной. Здесь могут понадобиться конфеты, другие сладости, спиртные напитки и деньги. Свидетельница и подруги невесты готовят много конкурсов и других сложных заданий.

Если же жених украл туфельку невесты, то ему невесту должны отдавать без проведения обряда выкупа.

Свадебная прогулка

Выбирая место для свадебной прогулки, нужно учитывать одежду невесты, погоду, чтобы было комфортно передвигаться. Обычно для таких прогулок молодожены выбирают парки, набережные или другие красивые места. Приглашают фотографа, где проводят свадебную фотосессию. Гости и молодые берут с собой спиртные напитки и сладости, символически отмечая с гостями на природе день свадьбы.

Семь мостов

Среди многих обычаев, существует один важный, что связан с мостами. Это значит, что в день своей свадьбы жених и невеста должны переехать через семь мостов, чтобы их брак был счастливым и в семье царила всегда любовь. А чтобы все действительно исполнилось, молодожены, проезжая через мост, должны целоваться. На последнем мосту жених переносит невесту на руках, а она бросает платок на воду, которым вытирала слезы, чтобы ушли все печали.

Хлеб-соль

Издавна считалось, что хлеб и соль — первое, чем встречали гостей, и ни одна свадьба не обходилась без этих важных продуктов. Эти обычаи сохранились и до сегодня, где подается молодоженам каравай и соль. Подношение хлеба-соли символизирует богатство и счастье. Аккуратно отломить кусочек хлеба и макнуть его в соль значит, что семья будет жить в достатке и благополучии.

Праздничное застолье

Если гуляют настоящее русское торжество — это значит, что будет большой пир, ведь меню славится своим разнообразием блюд. На столе присутствуют блюда мясные, рыбные, овощные, сладости, фрукты, спиртные напитки. Настоящее русское свадебное гулянье хорошо проводить в летнее время, на природе. На столах должны быть букеты из полевых цветов. Если свадьба в зимнее время, то проводится в русской избе. Обязательными атрибутами являются деревянные ложки, самовар, расписная посуда.

Поздравления

Во время свадебного застолья звучит много поздравлений молодым от гостей, напутствие на счастливую дальнейшую жизнь. После поздравлений обычно произносят слово «горько», после которого молодожены должны поцеловаться.

Танцы на свадьбе

Ни одна настоящая русская свадьба не проходит без танцев, песен и музыки. Распространены свадебные марши, что исполняются на цимбалах и скрипках. Но самым главным на мероприятии является первый танец новобрачных.

Чаще всего данный танец жених и невеста разучивают накануне свадьбы, но бывает и так, что танцуют без подготовки. Еще один обязательный танец — невесты и ее отца. Все торжество сопровождается танцами с гостями.

Семейный очаг — традиционный обряд

Очень необычной и красивой традицией на свадьбе в России является обряд семейного очага. Он символизирует счастливую, богатую и удачную жизнь. Данный обряд выполняется поэтапно:

  1. Молодых благословляют родители.
  2. После пожеланий, молодые становятся хранителями своего, только что созданного очага.
  3. Традиция объединяет семьи молодых.

В руках у новобрачных большая свеча, что символизирует очаг этой новой семьи. После проведение обряда, молодые произносят слова благодарности своим родителям. По завершению, новобрачные делятся теплом с гостями, которые держат в руках маленькие свечки.

Гулянья, пир и второй день свадьбы

Гулянье русской свадьбы на второй день проходит обычно на природе, даче, в ресторане или даже в сауне, но как правило, уже после полудня. Отдых длится до семи часов, но бывает и дольше.

Согласно традиции, жена с мужем готовят блины, чтобы потом продать их. Муж пробует блины и оценивает, как готовит его жена. А согласно обычаям, кто больше съест блинов, тот будет самым счастливым. Часто вместо блинов пекут многоярусный торт. Чествуют, дарят подарки и уделяют внимание родителям двух сторон, называя уже отцом и матерью. По завершению русской свадьбы, молодожены отправляются в свадебное путешествие.

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 22

  1. Авторского творчества «Вдохновение» (композиция, художественное и декоративно-прикладное искусство), посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
  2. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. 1 страница
  3. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. 2 страница
  4. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. 3 страница
  5. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. 4 страница
  6. Ведущие черты грамматического строя русского языка
  7. Геноцид русского народа 1 страница
  8. Геноцид русского народа 2 страница
  9. Геноцид русского народа 3 страница
  10. Геноцид русского народа 4 страница

Традиционный свадебный обряд — не только семейный праздник, но и сакральное явление с его религиозно-магической стороной, и юридически-бытовой акт.

Обязательными участниками свадьбы, кроме невесты, жениха и их родителей, были родственники с обеих сторон. Они осуществляли коллективную юридическую санкцию двух событий: перехода жениха и невесты на положение семейных людей и породнения их семей. Родственники обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей, пели песни. Народному свадебному ритуалу была свойственна публичность, исполнение многих обрядов, песен и плясок на улице, перед избой новобрачных. Непременно устраивалось коллективное застолье — пир на весь мир (красный стол, княжий стол).

Свадьба — сложная драматическая игра, состоявшая из нескольких актов и длившаяся обычно от 3 до 10 дней. Бытует выражение «сыграть свадьбу». И действительно, участники свадьбы имели «роли»: князь и княгиня (жених и невеста). Роль сватов и свах обычно выполняли крестные отец и мать молодых.

В числе свадебных чинов были: рожники — родственники невесты; дружина, бояре — спутники жениха; боярки, подневестницы — спутницы невесты; подголосницы — поющие девушки; каравайницы — женщины, которые готовят свадебный каравай; стряпуха, куховарка — женщина, готовящая свадебное угощение. Всего исследователи отмечают до 411 названий свадебных чинов у восточных славян. Те же, кому не хватало ролей, были зрителями.

Повсеместно была распространена единая композиция свадебного обряда. В нее входили три цикла: предсвадебный (предвенечный), день свадьбы и послесвадебный.

Предвенечный цикл состоял из сватовства — неофициальной части обряда, так как мог быть и отказ. Если сватовство оказывалось удачным, то устраивали оповещение о предстоящей свадьбе, ныне называемое помолвкой. Его народное название — сговор. После сговора к невесте (сговоренке) уже никто не мог посвататься. Жених ездил к ней в гости, привозил недорогие подарки, гостинцы.

Время от сговора до венчания могло длиться от нескольких недель до года. Но в последний вечер (накануне свадебного дня) устраивался девишник.

Кульминационным был день свадьбы, насыщенный многими актами. Это Были обряды утра свадебного дня ; отъезд за невестой и ожидание свадебного поезда; благословение; отъезд в церковь; венчание и окручивание (невесте делали женскую прическу и надевали женский головной убор); свадебный (княжий) пир (в доме мужа); постельные обряды.

Послесвадебный этап начинался утром с бужения молодых. Рядились в костюмы и маски, подвергали молодую разнообразным «испытаниям»: принести воды, приготовить еду, подмести пол и проч.

Спустя несколько дней молодые навещали родителей. Нередко такие посещения сливались с календарным празднованием масленицы.

Свадебная поэзия взаимодействовала с обрядовыми действиями и была по отношению к ним вторичной. Необходимо подчеркнуть ее богатство и разнообразие. На русской свадьбе исполняли песни (ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, лирические), причитания, приговоры, драматические сценки, игры (сопровождавшиеся ряжением). Пели внеобрядовые песни, тематически и эмоционально связанные со свадьбой (веселого характера, любовного содержания). На свадьбе часто присутствовали музыканты, но это не считалось обязательным, поскольку преобладало пение.

Можно выделить три основных географических ареала русской свадьбы: среднерусский, севернорусский и южнорусский.

Южнорусская свадьба близка к украинской и. Ее отличительный признак — отсутствие свадебных причитаний, общий веселый тон.

Основной поэтический жанр южнорусской свадьбы — песни.

Севернорусская свадьба драматична, поэтому ее основной жанр — причитания. Они исполнялись на протяжении всего обряда. Обязательной была баня, которой завершался девишник. (Архангельск, Новгород, Петербург, Псков).

Наиболее характерным был свадебный обряд среднерусского типа. Он охватывал огромный географический ареал, центральная ось которого проходила по линии Москва — Рязань — Нижний Новгород. Свадьбу среднерусского типа играли также в Тульской, Калужской, Орловской, Симбирской и других губерниях. Поэзия среднерусской свадьбы сочетала песни и причитания, но преобладали песни. Они создавали богатую эмоционально-психологическую палитру чувств и переживаний, полюса которой составляли веселая и грустная тональности.

Мифологическое в Русской свадьбе.

Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода. Эта идея связывала воедино все свадебные элементы, отождествляла живое по признаку жизни.

Например, устройство постели для молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех ее видах. Постель стлали на снопах, в местах обработки и хранения зерна или в помещениях для содержания скота.

Обряд был насквозь пронизан магией.

Универсальным оберегом был пояс. Считалось, что подпоясанного «бес боится», поэтому венчаться шли в поясе. Магические свойства пояса скрепляли союз молодых: им обвязывали жениха и невесту.

Разнообразные магические функции были связаны с полотенцем: им связывали молодых, опоясывали невесту, покрывали каравай, стелили как «подножник» при венчании и проч. Полотенца изготовляли из холста и вышивали традиционным узором, который сохранял мифологическую символику и, в соответствии с этим, был представлен характерным цветовым сочетанием: белый — красный — черный.

Многие магические действия восходили к древнему обряду инициации. Поскольку продолжение рода зависело прежде всего от женщины, его центром была невеста. В предсвадебный период невеста носила белую одежду (древний цвет траура), а в день свадьбы — обязательно красную (красный цвет символизировал жизнь). Указания на ритуальную «смерть» содержала поэзия предсвадебного периода. В своем причитании невеста сообщала о страшном сне: будто бы на ее улице стоит пустой раскрытый гроб, ожидающий жертву. Она выражала желание уйти в лес к реке и утопиться.

Для среднерусской свадьбы характерен обряд «елки «. Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева украшенная лентами, бусами. Деревце символизировало молодость и красоту невесты, с которыми она прощалась навсегда.

Древний, давно забытый смысл состоял в том, что дереву переадресовывалась жертвенная повинность инициируемых девушек: вместо одной из них погибало.

Свадебное деревце известно у большинства славянских народов как обязательный атрибут, несущий в себе общую этническую характеристику славян.

Головной убор девушки-невесты назывался венец, венок.. Его изготавливали в виде плотного обода с позументом, над которым выступал ажурный венок, украшенный жемчугом, перламутром, бисером и т.п. Такие венки особенно характерны для Русского Севера. На юге, а также в Беларуси и на Украине венки плелись из живых цветов. Изготовление венчальных венков из живых цветов представляло собой богатый, развитой ритуал.

Инициация включала в себя обряды с волосами, изменение прически: расплетание косы, продажа косы, окручивание. Этот древний обычай был связан с верой в магическую силу волос.

Русская девушка носила одну косу. Ее расплетали на девишнике и обычно уже не заплетали до венца. Невеста дарила подругам свои косынки — ленты для косы.

Ритуал продажи косы был реминисценцией купли самой невесты. Продавал косу младший холостой брат невесты или другой родственник-мальчик, называвшийся подкосник.

Окручивание — один из кульминационных элементов обряда, происходивший сразу после венчания. Невесте делали женскую прическу (две косы, обвитые вокруг головы) и подбирали волосы под женский головной убор.

В белорусской и западнорусской свадьбе известен также обряд подстригания волос жениху. В древности это действие было связано с вызовом родовых духов-покровителей.

В день свадьбы или на следующий устраивались игры «в покойника». Пародийные похороны заканчивались тем, что «покойник» вскакивал и пускался в пляс. Игра завершалась общей пляской.

Пережитки ритуала инициации, изображающего ожившего покойника, сохранились и в календарных обрядах. Известны весенне-летние игры девушек в «русалку», в «Кострому» и др. В них «умершая» внезапно вскакивала, била всех по рукам.

Свадебный обряд сохранил признаки древнего экзогамного брака, порожденного запретом на кровосмешение. Брачная пара должна была состоять из представителей разных родов. Поэтому в свадьбе были ритуалы, означавшие переход невесты’ из своего рода в род мужа. С этим связано поклонение печи — священному месту жилища.

Многие обряды с печью совершались на протяжении всей свадьбы, как в доме родителей невесты, так и в доме жениха. Все важные дела (например, вынос красоты) начинали в буквальном смысле от печки. Чтобы сватовство было удачным, сваха старалась дотронуться до печки. Благословляли молодых у печного столба. В доме мужа молодая трижды кланялась печи и только потом уже иконам. С приобщением невесты к новому очагу был связан обычай марания: утром после бужения молодых всем чернили лица сажей из печи.

Растительный мир русской свадьбы связан с древними анимистическими представлениями. Живыми или искусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды были вышиты на свадебной одежде и на полотенцах. Особо почитались вечнозеленый барвинок (символ прочности любви и брака) и ягоды калины (символ девичества).

Животный мир свадебного ритуала восходит к древнеславянским тотемам. Во многих элементах обряда можно увидеть культ медведя (ряжение в медведя, меховая одежда и меховые подарки, использование вывернутого тулупа, символизировавшего шкуру зверя). Медведь должен был обеспечить богатство и плодородие.

С невестой были связаны образы птиц. Плодородящую силу имела прежде всего курица. Она фигурировала и как ритуальная пища, и как живая птица.

У всех славян куриное мясо было непременным блюдом за свадебным столом, а также на постели молодых. Свадебный пирог курник представлял собой круглый хлеб с каймой и изображением петушиной головы. В свадебном обряде важную роль играли и куриные яйца

Свадебный ритуал восточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер.

С идеей плодородия был связан культ воды. В севернорусской свадьбе он проявился в банном обряде, которым завершался девишник. Производились магические действия с водой и с банными атрибутами (печью-каменкой, веником). Для среднерусской свадьбы характерно послесвадебное обливание — своеобразное игрище, величание молодой женщины, возможно, уже несущей во чреве новую жизнь. При обливании женщина-мать отождествлялась с матеръю-сырой землей.

Известно, что древнерусский брак совершался у реки. Поэтому ситуация «брак у воды» часто встречается во многих жанрах русского фольклора: в песнях календарных обрядов, в балладах, былинах, сказках.

В добрачных, брачных и послебрачных обрядах молодых осыпали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком. Культ хлеба проявился как чествование каравая, которое в южных зонах было развито в каравай-ный обряд: он начинался в предсвадебном цикле, а заканчивался на княжем пиру раздачей каравая.

Каравай — это ритуальный, особо изготовлявшийся хлеб, которым встречали молодых от венца. Каравай украшали платками, красными лентами, калиной. Одаривание молодых на пиру называлось «положить на каравай». Были зафиксированы хвалебные песни в честь каравая.

В числе ритуальной пищи свадебного обряда, помимо уже отмечавшейся (каравай, курица, свиная голова), следует также назвать обрядовый пирог (с кашей, рыбой, курицей и др.), а также кашу, лапшу. Пирог характерен для севернорусской свадьбы, где он заменял каравай.

С аграрной магией связан древнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношения между людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил.

Верховным покровителем вступающих в брак и всех остальных участников свадьбы было солнце. Рядом с ним возникали месяц, звезды, заря. Люди сами уподоблялись светилам.

Образ солнца нес в себе свадебный венок невесты. Особенно значительной была концентрация небесного сияния в наиболее драматичный кульминационный момент свадьбы, а именно когда невеста, сидя за столом и ожидая приезда жениха, как бы расставалась со своей душой девушки. Невеста должна была плакать.При этом она катала свой венок по столу.

В. Ф. Миллер, А. А. Потебня и другие исследователи в славянских песнях с сюжетом «тонущей девицы» усматривали солнечный миф, повествование о небесном браке. В свадебных песнях невеста в веночке сравнивалась с хохлатой златоперой курочкой, с кукушкой, сбросившей свое обычное оперение и одевшейся в золотые перья, с золоторогой телочкой и т. п. В хороводных и свадебных песнях много внимания уделялось необычным, солнцеподобным волосам невесты и жениха.

Севернорусская невеста сообщала в своем причитании, что вышивала свадебную рубашку три ночки: ивановскую, петровскую и ильинскую (период летнего солнцестояния). Она украшала рубашку красным солнышком, утренней зарей, младым полуночным светлым месяцем. И это соответствовало реальной вышивке на ее рубашке.

Небесным светом фольклор украшал поэтический образ свадебного терема: у него золотые выходы, переходы серебряные, в воротах столбы золотые, а сам он стоит, как жар горит. Подобный чудесный образ известен и в былине «Про Соловья Буди-мировича», глубоко поэтизирующей любовь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *