Стихи с движениями

Чистота речи влияет на будущие успехи в школе, и на процесс социальной адаптации. Логоритмика для детей 2-3 лет признана во всем мире универсальным методом улучшения речевых навыков.

В основе логоритмики лежат комплексы упражнений на улучшение артикуляции и дыхания, физической формы, чувства ритма. В результате занятий повышается и умение ориентироваться в окружающем огромном мире, и понимание смысла и порядка выполнения предлагаемых заданий. Маленький человек начинает проявлять себя как творческая личность.

Что это такое

В учреждениях дошкольного образования логоритмика для малышей и детей 2-3 лет применяется в качестве одного из средств коррекционной педагогики. Интегрированная методика, название которой состоит из двух слов – логопедия и ритмика, необходима для улучшения речи, развития музыкального слуха и координации.

Метод успешно применяется российскими специалистами по коррекционной педагогике, особую роль сыграла в его популяризации Екатерина Железнова. Полный комплекс занятий, использующий различные типы игр и тренировок, включает в себя:

  • ходьбу со сменой направления;
  • упражнения на развитие дыхания;
  • гимнастику, улучшающую тонус мышц;
  • артикуляцию стихов;
  • пение.

На каждом уроке малыш сталкивается с музыкой, словом и движением, регулярные тренировки приучают его к режиму, они благотворно влияют на формирование опорно-двигательной, речевой и других систем организма.

Каким деткам не обойтись без логоритмики

Родители не всегда готовы признать необходимость коррекционной педагогики для своих наследников, они развиваются с разной скоростью, и то, что доступно одному в 2 года, второй освоит в 3. Индивидуальность предопределяет систему воспитания. Но в детском развитии до 2-3 лет логоритмика окажется неизбежной, если малыш:

  • заикается;
  • не справляется с нормальным темпом речи;
  • болен дизартрией или ему поставлен диагноз ЗРР;
  • плохо ориентируется в пространстве;
  • не очень быстро осваивает двигательные навыки.

Обратите внимание! Регулярные занятия музыкой и пением, игры, движение быстро решат проблемы с временным замедлением познания окружающего мира и ощущения себя в нем, подтянут и улучшат физическую подготовку

Логоритмика для детей 2-3 лет

На раннем этапе развития образовательное учреждение возьмет на себя организацию обучения. Игровая форма и общество других воспитанников, помогающих друг другу, ускорят усвоение речевых навыков. Но родители не должны полностью перекладывать ответственность на педагогов, чтобы не потерять темп и закрепить достигнутый результат. Игры и упражнения не займут много времени и доставят радость всей семье. Система призвана достичь таких целей, как:

  • тренировка речевых навыков или их коррекция;
  • оздоровление организма;
  • развитие дыхания;
  • совершенствование координации;
  • эстетическое воспитание;
  • улучшение чувства ритма.

В домашних занятиях комплекс базовых упражнений окажется несложен для семьи, игры и скороговорки легко выучить и повторить. Два наиболее популярных цикла занятий основаны на знакомых образов растений и животных, они усилят вовлеченность в процесс и сделают каждый урок не только полезным, но и занимательным.

Дома можно выбирать время и наиболее понравившиеся песни и стихи, настраиваться на внутренние ритмы малыша. Для более старшего возраста добавляются дыхательная гимнастика, пальчиковые упражнения. Занятия следует проводить 2 раза в неделю, ближе к вечернему времени. Родителям придется выделить время на подготовку.

Овощи и фрукты

Фауна и флора традиционно используется в обучении. Упражнения и правила, как заниматься с ребенком, предложены в пособиях и видеоуроках. Они основаны на подражании действиям, происходящим в процессе взаимодействия с пришедшими из сада и огорода растениями.

Малыш вслед за родителями повторяет стихи и выполняет шаги, жесты, приседания, танцевальные элементы. Предлагаются различные задания. Например, во время «соления капусты» малыш читает текст и выполняет движения, имитирующие сбор и рубку кочана, трение моркови, смешивание и посол.

При путешествии в сад или на ферму используются визуальные изображение даров природы, педагог рассказывает о том, как растут фрукты, ягоды, корнеплоды. Далее за родителем или преподавателем повторяются движения, имитирующие сбор фруктов. Допускается прятать в комнате схожие игрушки. Каждое действие сопровождается артикулированным произношением текста.

Животные

Путешествие в мир фауны совмещает стихи и подражательные движения. Ребята танцуют, держа руки на поясе, как жуки, тянут руки вверх, топают. Встретив медведя, начинают косолапить и ходить, переваливаясь с ноги на ногу. Имитируя зайца, начинают вытягивать уши или приседать.

Упражнения наиболее эффективны в группе, когда дети видят движения друг друга. Но в домашних условиях родители могут стать наглядным примером, заранее разучив стихи и движения по видеоурокам. Комплекс быстр и энергичен, хорошо развивает двигательные навыки и умение ориентироваться в пространстве и взаимодействовать в группе.

Логоритмика Екатерины Железновой для детей 2-3 лет

Музыка станет существенной частью тренировок, если использовать специально разработанный комплекс. Систему коррекционной педагогики развивали многие отечественные ученые, но особенно популярна среди родителей логоритмика Железновой для детей 2-3 лет.

Она включает в себя музыкальное сопровождение, необходимо использовать записи-минусовки, дополнительным результатом применения методики окажется развитие фонетического слуха. Простые песни про автобус, мишку, паучка построены таким образом, чтобы максимально содействовать тренировке мускулов, отвечающих за артикуляцию.

Наиболее полезным комплекс окажется для возрастной группы до четырех лет, на этом этапе жизни хорошо формируется слух и склонность к музыке. Логопедическая логоритмика Железновой для детей 2-3 лет станет универсальным способом гармонизировать личность малыша, помочь ему духовно вырасти, но она не должна стать единственным методом.

Дополнительные тренировки и игры, такие как «Почтальон» или «Ветер и деревья» познакомят маленького человека с людьми и явлениями окружающего мира. В них также совмещается комплекс стихов и движений.

Системное использование логоритмики, совмещение занятий с воспитателями и родителями, контроль и коррекция результатов быстро повлияют на развитие малыша и качество его речи. Достигнутые им успехи принесут радость и родителям, стимулируя их продолжать занятия.

1. Вот как мы гуляем,
Парами шагаем,
Посмотрите все на нас (дети парами идут по кругу)
Музыка играет,
Солнышко сияет,
И веселей попляшем мы сейчас!

Припев: Калинка, калинка,
Калинка моя (поворачиваются лицом друг к другу, топают ногами)
В саду ягодка малинка,
Малинка, малинка моя.

(На повторение припева пары кружатся)
2.Дружно приседаем,
Все мы приседаем,
Посмотрите все на нас. (дети выполняют «пружинку)
Ножки выставляем, (выставляют ноги на каблук)
Вот как выставляем
И веселей попляшем мы сейчас!
Припев: (тот же)
3. Ручками мы хлопнем,
Дружно все мы хлопнем, (хлопают в ладоши)
Посмотрите все на нас.
Ручки заплясали, (выполняют «фонарики»)
Дружно заплясали
И веселей попляшем мы сейчас.
Припев: (тот же)

Дети не садятся.

Ведущий:

Пришла Весна-Вёснушка,
Весёлая гостьюшка,
Водяная, ветреная,
Травяная, солнечная.
Дождиком в окошко —

Дети: Стук-стук-стук!

Ведущий: Травкой у порожка —

Дети: Шух, шух, шух!

Ведущий: Ручейком в канавушках —

Дети: Жур, Жур, Жур!

Ведущий:

Стали дни погожие,
Вот и мы, знать, дожили
До весны, до вёснушки,
До весёлой гостьюшки!

Цветок: Вот я, наконец, и пробудился от сна. Согрело солнышко весной землю, я и вырос! Здравствуйте, дети! А почему вы сегодня нарядные?

Дети: У нас праздник.

Цветок: Как хорошо, что я попал к вам на праздник! А у вас есть дудочка? Я хочу потанцевать с вами под дудочку! Ведь всем известно, что без дудки, вот беда, ходят ноги не туда!

Ведущий: Да, у нас есть дудочка. Вот она, посмотрите, какая красивая!

Ребёнок:

Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!
Дудочка, играй!
Песнею весёлой
Деток забавляй! (дует в дудочку)

Исполняется танец-игра «Дуда», р.н.м. (сб. «Музыкальные игры и пляски в д/с» изд.Учпедгиз, 1963 г.)

Цветок: Как мы с вами замечательно танцевали! Как я рад! Спасибо вам, ребята! Пойду, расскажу своим друзьям, как мне было весело с вами! (Уходит)

Ведущий: Берёзка-красавица русских полей (обращает внимание на берёзку). Порадуй, берёзонька, наших детей! (Выставляет бутафорскую берёзку на середину зала.)

Ребёнок:

Хоровод мы заведём,
Про берёзоньку споём.

Ведущий (берёт платочки):

Как платочки хороши,
Попляшите, у берёзки, с ними, малыши! (Раздаёт детям платочки.)

Исполняется хоровод «Берёзка», муз.Р.Рустамова, (сб. «Музыка в д/с» I выпуск изд. «Музыка», М.1990). За ширмой раздаётся: «Ку-ка-ре-ку!!!».

Ведущий: Кто это кричит?

Дети: Петушок!

Ведущий: Петушок, где ты? (Смотрит по сторонам.)

Петушок играет: то появится из-за ширмы, то вновь спрячется, говоря, при этом: «Я здесь!».

Ведущий: Где? (Оборачивается, никого не видит.) Что за чудеса? Голос петушка слышен, а самого нет!

Петушок вновь появляется и прячется: «Ку-ка-ре-ку!».

Ведущий: Ребята, да где же он?

Дети говорят. Петушок опять появляется, и ведущий его замечает.

Ведущий: Ах ты, проказник! Наконец-то я тебя нашла!

Петушок:

Я пришёл к вам в гости, на праздник!
Ку-ка-ре-ку! Вот как звонко я пою!

Ведущий: Петушок, а ребята наши тоже умеют звонко петь.

Петушок: Ребята, спойте мне песенку, а я послушаю.

Исполняется песня «Петушок», сл. Данько, муз. Е. Архиповой, (журнал «Дошкольное воспитание», № 5, 1996 г.) Петушок хвалит детей.

Петушок:

Ку-ка-ре-ку! Ах, как стало красиво вокруг.
Будит ласково весна всю природу ото сна.
Засветило солнце ярче, заглянуло в каждый дом.
Даже дышится иначе — аромат весны кругом!

Ведущий: Петушок, а ребятки хотят тебе показать игру про петушка и курочек.

Исполняется игра-танец «Курочки и петушок», р.н.м. («Ах вы, сени»). Поёт педагог.

Петушок:

Выходите, курочки, собирайте крошки,
Много здесь есть зёрен на моей дорожке.

Под музыку выбегают дети-курочки, присаживаются на корточки, имитируют клевание зёрен.

Курочки:

Мы покушали все, Петя, (встают, поют, делают кружок вокруг петушка)
А теперь, теперь, дружок,
Соберём скорее вместе
Мы большой кружок.

Попляши ты с нами, Петя, (дети и петушок выставляют ножки, руки на поясе)
Попляши ты поскорей.
Покружись ты с нами, Петя, (дети и петушок кружатся)
Покружись ты веселей. (Петушок на ширме хвалит детей.)

Петушок: Ребятки, а моя курочка для вас приготовила подарки в честь праздника. (Подаёт корзиночку, в ней лежит яичко из папье-маше)
Ну-ка, принимайте, да посмотрите, что там за подарки!

Ведущий: Ребята, посмотрите, в корзинке лежит яичко. Да оно не простое, а золотое! Яичко это, наверное, волшебное! Давайте разобьем его и посмотрим, что там внутри!

Ведущий «разбивает» яйцо.

Ведущий: Посмотрите, в яичке лежат вкусные конфетки! Ай, да курочка! Петушок, передай курочке спасибо за конфетки!

Дети благодарят петушка, прощаются с ним и уходят из зала.

Нашла кучу стихов с движениями буду пробовать, может и у вас есть какие-нибудь интересные, делитесь…

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)

Здравствуйте, ножки,

топ-топ-топ! (топать)

Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)

Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки)

Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

Здравствуйте, губки,

Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами)

Здравствуйте, зубки,

Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками)

Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)

Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)

Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд)

Привет! (помахать рукой над головой)

ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ

Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки
Ладушки-ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

ЧАСЫ
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!”, Один хлопок над головой
Мышь скатилась кувырком. Руки «скатываются» на пол.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
ЗАМОК

На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать
Кто его открыть бы смог? «замочком» вперед — назад
Мы замочком повертели, Повертеть «замочком»
Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Постучали, и открыли! Показать ладошки.

Мы капусту рубим, рубим, (машем руками вверх-вниз, словно ножами. Ладони выпрямлены при этом)
Мы капусту режем, режем (руки выпрямлены в ладонях, изображаете движение ножа- вперед-назад)
Мы капусту солим, солим, (имитируешь соление- шевелишь пальцами в щепотке)
Мы капусту мнем, мнем, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А морковку трем, трем. ( трем ладони друг об друга )

ПЕРЧАТКА
Весёлая мышка
Перчатку нашла, Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).

Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам

остальных пальчиков.
Погладила всех Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением

от мизинца к указательному).
и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

На дворе мороз и ветер.
Ребенок выполняет движения, указанные в тексте:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.

Не замерзнут ручки-крошки —
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!

Зимняя прогулка

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки одну об другую)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, потом руки под щечку)

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит (приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Лапки надо бы погреть. (хлопаем в ладоши)

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Лапки надо бы погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (топаем ногами или прыгаем)

Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал! (пугаемся и разбегаемся по комнате)

ЭЙ ТЫ, МИШКА

(движения по тексту)

Эй ты, мишка-лежебока

Спал ты долго и глубоко

Чтобы мишку разбудить

Будем мы в ладоши бить

Ничего не получается

Мишка наш не просыпается

А давайте будем топать

И в ладоши громко хлопать

Все захлопали в ладоши

Все захлопали в ладоши —

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки –

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише…

Ручки, ручки поднимаем –

Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Потрудились, потрудились

И остановились.

Самолеты

Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели. (руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели, (приседаем)
Да и снова полетели. (руки в стороны, снова бежим по комнате)

Кто умеет чисто мыться?

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится? (руки вверх)

Это мы! Это мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой

Хорошенько моет ушки? (руки вверх)

Это мы! Это мы! Это мы!

Умываться мы умеем

Мы мочалкой моем шею (моем шею)

И вот так! И вот так! И вот так!

А потом помоем ловко

Мы над тазиком головку (моем головку)

И вот так! И вот так! И вот так!

Чтобы чисто вымыть ножки,

Мы помылим их немножко. (моем ноги)

И вот так! И вот так! И вот так!

Мы помылись как большие,

Вот мы чистые какие.

Посмотри! Посмотри! Посмотри!

Татьяна Гетманская
Картотека игр-стихотворений с движениями для детей от 2 до 6 лет

Картотека игр-стихотворений с движениями для детей от 2 до 6 лет.

Стихи с движениями очень важны для развития детей. Они помогают развить чувство ритма, улучшить координацию, а так же сделать небольшую зарядку. Да и детям они очень нравятся и доставляют им колоссальное удовольствие во время игры.

1.»Мышки»

Вышли мышки как-то раз (шагаем)

Посмотреть который час (прикладываем ладонь ко лбу, поворачиваемся в стороны)

Раз, два, три, четыре (хлопаем)

Мышки дернули за гири (движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрываем руками уши)

Побежали мышки вон (убегаем).

2. «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит (руками делаем ушки на голове и шевелим ими)

Вот так, вот так

И ушами шевелит (повторяем два раза)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть (2 раза)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать (прыгаем)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Волк зайчишку испугал.

Зайка прыг и убежал.

3. » Бежали ножки по дорожке»

Ножки, ножки бежали по дорожке (бегаем)

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам. (прыжки на двух ногах)

Прыг-скок,прыг-скок,

Прибежали на лужок,

Потеряли сапожок (присели на корточки и поворачиваемся то в дну, то в другую стороны, будто ищем сапожок)

4. «Где же наши ручки?»

У меня пропали руки.

Где вы, рученьки мои? (прячем руки за спину)

Раз, два, три,четыре, пять-

Покажитесь мне опять! (показываем руки)

Так же используя эти слова можно поиграть с ушками, глазками.

5. «Шла коза на каблуках»

Шла коза на каблуках

В модных красных сапогах (идем на носочках)

По дорожке; цок-цок-цок!

Поломала каблучок (идем прихрамывая)

Вот коза на одной ножке

Поскакала по дорожке

Прыг-скок, прыг-скок (скачем на одной ножке)

Вновь сломала каблучок! (осторожно падаем на пол)

Вот коза сняла сапожки,

Зашагала по дорожке:

Топ-топ, топ-топ!

Как легко без каблуков! (весело шагаем)

6. «Ветерок»

Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу)

Закачалось деревцо (руки вверх, качаем)

Ветерок все тише, тише (приседаем)

Деревцо все выше, выше (подпрыгиваем вверх)

7. «Принцесса»

Шел король по лесу, по лесу

Нашел себе принцессу, принцессу (ходим по кругу, взявшись за руки)

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем

И ручками похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем.

Давай с тобой покружимся, покружимся.

Давай с тобой подружимся, подружимся (выполняем движения по тексту, а в конце можно обнять друг друга, или поздороваться за руку).

Методическая разработка

Сказки с движениями. Для рассказывания и показывания с детьми от четырех лет.

Разработала:

Воспитатель МБДОУ № 28

«АБВГДейка»

г. Кемерово

Исакович Галина Борисовна

1. Введение 3-5

2. Русская народная сказка «Курочка Ряба» 6

3. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» 6-9

4. Русская народная сказка «Колобок» 9- 12

5. Русская народная сказка «Теремок» 13-14

Введение

Жан Пиаже назвал интеллект маленького ребёнка психомоторным- настолько движение важно для его развития в целом. И хотя с возрастом связь двигательной активности и мыслительной деятельности ослабевает, движение продолжает играть важнейшую роль в разных сферах жизни ребёнка. Мы привыкли считать, что двигательная активность полезна для здоровья. Но движения — как крупные, так и мелкие – могут играть роль мнемонического средства — т.е. средства, облегчающего запоминание текстов.

к тому же движения, сопровождающие речь, наделяют высказывания дополнительной выразительностью и позволяют ребёнку стать деятельностным участником сюжета.

Поэтому небольшие сказки (по преимуществу — фольклорные) очень полезно рассказывать вместе с детьми, используя движения. Такое рассказывание, когда педагог и дети хором повторяют текст сказки и сопровождают рассказывание изобразительными движениями, позволяет включить в активное действие всю группу – даже плохо говорящих детей. даже детей с неразвитой памятью.

А детей, давно запомнивших тексты, рассказывание с движением переводит сказку в новый – сценический – план, открывает новые возможности для восприятия и потому всегда встречается с интересом.

К тому же надо не забывать одну очень важнейшую психологическую особенность малышей дошкольного возраста – сочетание любознательности и стремления осваивать нечто новое с глубоким «детским консерватизмом». Дети больше всего любят то, что им хорошо знакомо: знакомые игрушки, книжки, мультфильмы, прогулочные места.

Поэтому они с удовольствием будут день ото дня изображать знакомые сказки, если сказка переводится в игровой контекст. А её рассказ-показ с помощью изобразительного движения и есть такой перевод, и есть появление новой игровой задачи — изображать персонажей.

Однако существуют требования, при которых движения, сопровождающие сказку, помогают ее восприятию и усвоению, а не наоборот.

Во-первых, для разыгрывания и изображения берётся та сказка, которую дети уже слышали хотя бы один раз.

Во-вторых, эта сказка должна быть короткой.

В- третьих, подбирая движения для сказок, нужно согласовывать их не только с содержанием, но и со структурой текста.

Обязательное условие — сохранение текста в его «подлинном звучании». Деформирование сказок, добавление новых персонажей, произвольное изменение концовок возможно только в работе с детьми, достигшими пяти лет, когда ребенок уже в целом овладел речью, когда у него начинают появляться признаки рационального, логичного мышления. Но говорить об освоении новых форм мышления — не мифологического, не сказочного – рано до наступления зрелого школьного возраста, т.е. возраста семи-восьми лет. Поэтому и деформация сказки не может быть радикальной. Поэтому и «снимать кальку» для переделки, для высвобождения сказочной структуры можно лишь с тех сказок, которые уже освоены ребенком и с персонажами которых он уже не индентифицируется. Это, как правило, самые известные хрестоматийные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и семеро козлят», которые продолжают рассказывать малышам, несмотря ни на что, несмотря на глобальные изменения визуальной и интеллектуальной среды.

Итак, текст. Текст народной сказки обладает одной очень важной особенностью — повторяемостью (литературные обработки, как правило, сохраняют и даже усиливают эту особенность фольклорного первоисточника). В народной сказке то и дело повторяются словесные обороты, реплики персонажей, целые сказочные фрагменты, когда персонаж кому-нибудь представляется или рассказывает о происшедших событиях. Эта повторяемость создает особый ритм движения текста: текст каждый раз «вспоминает сам себя» и подчеркивает таким образом появление нового героя или обстоятельства. И эта повторяемость — залог того, что ребенок непременно запомнит сказку.

Кроме того, в народной сказке и образы «кочуют из одного сюжета в другой», часто сохраняя свои характеристики.

И то, и другое позволяет нам правильно выстроить двигательную фактуру сказки: сказочные персонажи могут наделяться устойчивыми способами передвижения, мимики и жестов. И их движения будут повторяться по ходу сказки столько раз, сколько раз повторяется текст.

Это, в свою очередь, позволяет ребёнку освоить сказочную пластику в «формате народной сказки»: управлять свои телом при разыгрывании разных текстов, опираясь на усвоенные образцы. В этом – залог успешности детского «сценического» поведения.

Как показывает опыт, детям не надоедает изо дня в день разыгрывать уже знакомые сказки (как уже говорилось, знакомое их радует, позволяет чувствовать себя уверенными и успешными). А если сказочный набор сказок с движениями постепенно расширять, тренируются память, и речь, и пластика, и мимика.

Сказки с движениями можно включать в комплекс утренней гимнастики, занятия по развитию речи, музыкальные и физкультурные занятия, досуги и праздники с родителями.

Начинать такую работу можно уже с малышами в возрасте 3,5- 4 лет. Но изображать подобным образом сказки любят и пятилетки.

Сказка «Курочка Ряба»

Дети встают в круг. Воспитатель рассказывает сказку. Дети по желанию могут произносить текст вместе с ним и повторяют за взрослым движения.

Жили – были дед (идем, чуть наклонившись вперед и держась за спину) и баба (идем семенящим шагом, держа руки перед грудью полочкой).

И была у них курочка Ряба ( идем, хлопая себя по бокам, произнося: «Ко-ко-ко»). Снесла курочка яичко, не простое – а золотое (вытягиваем руки вперёд и, разведя их в стороны, показываем круг (вдох через нос, выдох через рот).

Дед бил, бил (стучим кулачками) – не разбил.

Баба била, била (стучим кулачками друг об друга) – не разбила.

Мышка бежала (бежим на носочках),

хвостиком махнула (показываем рукой, как мышка махнула хвостиком),- яичко упало и разбилось (взмах обеими руками сверху вниз, хлопок в ладоши).

Плачет дед, плачет бабка (имитируем плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом через нос, выдох произвольный).

А курочка кудахчет (хлопаем себя руками по бёдрам, произносим: «Ко-ко-ко!»):

«Не плачь, дед! Не плачь, баба! ( Гладим себя по голове).

Я снесу вам другое яичко – не золотое, а простое.

( Дети хлопают в ладоши и подпрыгивают)

Сказка «Заюшкина избушка»

Дети свободно ходят по залу – «гуляют по лесу». По звуковому сигналу все строят круг. Воспитатель начинает рассказывать сказку. Дети по желанию произносят текст вместе с воспитателем и повторяют за ним движения.

У зайца была избушка лубяная (показываем руками бревнышки: правое предплечье – над левым, левое предплечье – над правым, затем поднимаем руки над головой, изображая треугольную крышу),

А у лисы — ледяная ( резко и быстро поднимаем руки вверх- «скользко!»- и изображаем треугольную крышу).

Пришла весна (показываем круглое солнышко над головой, мягко разводим руки в стороны), у лисы избушка-то растаяла (показываем кистями рук, как капают капли, приседаем, разводя руки в стороны).

А у зайца стоит по-прежнему ( изображаем лубяную избушку- бревнышки и крышу).

Попросилась лиса к зайцу погреться (стучим кулачком о ладошку) да его и выгнала (топаем ногами).

Идет зайка по лесу, плачет. ( Идем, держа голову двумя руками, покачиваясь слева направо).

Бегут навстречу собаки (бежим по залу, шумно втягивая носом воздух, «Гав, гав, гав!», останавливаемся).

— О чем , зайчик, плачешь?

-Как мне не плакать? ( Изображаем кистями рук ушки зайчика, вытираем слезы). Была у меня избушка лубяная (изображаем бревнышки и крышу), а у лисы – ледяная (изображаем избушку лисы). Пришла весна (изображаем приход весны), у лисы избушка-то растаяла (показываем, как тает избушка). Попросилась она ко мне погреться (стучим кулачком о ладошку), да меня из избушки и выгнала (Изображаем, как зайчик плачет).

— Поди, лиса, вон!

А лиса из домика (оправляем хвост, кокетничаем):

— Как выскочу (резко меняем настроение движения, подпрыгиваем), как выпрыгну (подпрыгиваем)- полетят клочки по закоулочкам (изображаем, будто что-то рвем на мелкие части).

Испугались собаки и убежали (свободный бег по залу).

Идет зайчик по лесу, плачет (бредем по кругу с опущенной головой, грустно шевелим ладошками-ушами над головой).

Навстречу ему медведь (идем, переваливаясь с ноги на ногу, руки подняты вверх, чуть присогнуты в локтях).

— О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? ( Изображаем кистями рук ушки зайчика, вытираем слёзы). Была у меня избушка лубяная (изображаем бревнышки и крышу), а у лисы – ледяная (изображаем избушку лисы). Пришла весна (изображаем приход весны), у лисы избушка-то растаяла (показываем, как тает избушка). Попросилась она ко мне погреться (стучим кулачком о ладошку), да меня из избушки и выгнала (Изображаем, как зайчик плачет).

— Не плачь, зайчик! Пойдем! Я её выгоню! (Стоим, как медведь, переминаясь с ноги на ногу, ноги шире плеч).

— Собаки гнали — не выгнали. И ты не выгонишь! (грустно шевелим ладошками-ушками).

— А я выгоню! (Принимаем медвежью позу, покачиваемся. Энергично втягиваем воздух через нос, раздувая ноздри; на выдохе продолжительно рычим, раздвинув напряженные пальцы- «когти»).

— Пойди, лиса, вон!

А лиса из домика (оправляем хвост, кокетничаем):

— Как выскочу (резко меняем настроение движения, подпрыгиваем), как выпрыгну (подпрыгиваем)- полетят клочки по закоулочкам (изображаем, будто что-то рвем на мелкие части).

Испугался медведь и убежал (свободный бег по залу).

Идет зайчик по лесу, плачет ( бредем по кругу с опущенной головой. грустно шевелим ладошками-ушами над головой).

Навстречу ему петух (идем, высоко поднимая колени, хлопая руками по бокам).

— О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? ( Изображаем кистями рук ушки зайчика и вытираем слезы). Была у меня избушка лубяная (изображаем бревнышки и крышу), а у лисы – ледяная (изображаем избушку лисы). Пришла весна (изображаем приход весны), у лисы избушка-то растаяла (показываем, как тает избушка). Попросилась она ко мне погреться (стучим кулачком о ладошку), да меня из избушки и выгнала (Изображаем, как зайчик плачет).

— Не плачь, зайчик! Пойдем! Я её выгоню!

-Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал- не выгнал. И ты не выгонишь! (Грустно шевелим ладошками-ушами).

— Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

Лиса услыхала (оправляет хвост, кокетничаем, оглядываемся по сторонам) и говорит:

-Уже собираюсь!

А петух опять ( хлопая руками по бокам, вытягивая шею. Громко кричим

( вдох через нос, выдох через рот): «Ку-ка-ре-ку!»):

-Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

А лиса из избушки (оправляем хвост, кокетничаем, оглядываемся по сторонам, втягиваем голову в плечи):

— Шубу надеваю!

А петух опять (хлопая крыльями по бокам, вытягивая шею. Громко кричим

( вдох через нос, выдох через рот): «Ку-ка-ре-ку!»):

— Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

Лиса испугалась (втягиваем голову в плечи, оглядываемся по сторонам, подпрыгиваем перескоком) и выскочила из избушки.

А заяц и петух зашли в избушку и стали там жить-поживать, горя не знать, добра наживать. ( прыгаем по кругу «по-заячьи», затем идем «по-петушиному», чередуя движения несколько раз. Затем останавливаемся и хлопаем в ладоши).

Сказка «Колобок»

Дети свободно ходят по залу – «гуляют по лесу». По звуковому сигналу все строят круг. Воспитатель начинает рассказывать сказку. Дети по желанию произносят текст вместе с воспитателем и повторяют за ним движения.

Жили-были дед (идем чуть наклонившись вперед и держась за спину) и баба (идем семенящим шагом, держа руки перед грудью полочкой).

Как-то раз говорит дед бабе:

-Испеки мне, баба, колобок (показываем ладонями маленький шарик).

-Из чего же я испеку? Муки у меня нету! (сокрушенно разводит руками).

-А ты по сусекам поскреби (трем кулачком по ладони), по амбарам помети

( чуть наклоняемся вперед, руки свободно свисают вниз, раскачиваем ими из стороны в сторону). Авось муки-то и наберется!

Баба по сусекам поскребла (трем кулачком по ладони), по амбарам помела (чуть наклоняемся вперед, руки свободно свисают вниз, раскачиваем ими из стороны в сторону), набрала муки горстки две (складываем ладони лодочкой), замесила тесто (с силой давим кулачком одной руки в ладонь другой, затем меняем положения рук), испекла Колобок (показываем округлыми кистями рук, как лепят шар) и положила на окошко студиться.

А Колобок полежал-полежал, да и в лес побежал. Катится по лесу (пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), а навстречу ему Заяц (глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения голоса произносим «А-а-а», изображая как вкусно пахнет Колобок).

Колобок, Колобок, я тебя съем (подпрыгиваем перескоком и хватаем руками воздух).

Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою (Пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

А от тебя, Заяц, и подавно уйду. ( Убыстряем вращательные движения предплечьями).

И покатился, только Заяц его и видел.

Катится Колобок по лесу (пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), навстречу ему волк (бежим «рысью» по кругу, захватывая воздух передними руками-лапами; глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения голоса произносим «А-а-а», изображая, как вкусно пахнет Колобок).

-Колобок, Колобок, я тебя съем (хватаем руками воздух).

-Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою (пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

И от Зайца ушел,

А от тебя и подавно уйду (убыстряем вращательные движения предплечьями).

И покатился, только Волк его и видел.

Катится Колобок по лесу (пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), навстречу ему Медведь (идем, переваливаясь с ноги на ногу, руки подняты вверх, чуть присогнуты в локтях; глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения голоса произносим «А-а-а», изображая как вкусно пахнет Колобок).

-Колобок, Колобок, я тебя съем (хватаем руками воздух).

-Не ешь меня, Медведь. Я тебе песенку спою.(Пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки)

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От тебя, Медведь, и подавно уйду (убыстряем вращательные движения предплечьями).

И покатился, только Медведь его и видел.

Катится Колобок по лесу ( пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), навстречу ему — Лиса ( идем мелким шагом на носочках, оглядываясь на свой хвост, кокетничая; глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения в голосе произносим «А-а-а», изображая, как вкусно пахнет Колобок, но тут же зажимаем себе рот руками и прикладываем палец к губам: Колобок не должен что-то заподозрить).

— Здравствуй, Колобок! Ты откуда? ( Пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От Медведя ушел.

От тебя, Лиса, и подавно уйду. ( Убыстряем вращательные движения предплечьями, но затем движения замедляются).

— Ах, какая хорошая песенка! ( Всплескивает руками). Только я что-то глуховата стала ( сначала прикладываем руку к одному уху, теребим мочку, потом — к другому и теребим мочку). Сядь ко мне на носок и спой ещё разок

( указываем указательным пальцем на нос, пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки)

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От Медведя ушел.

От тебя, Лиса, и подавно уйду.( Убыстряем вращательные движения предплечьями. но затем движения замедляются).

— Очень хорошая песенка. Хочу её еще раз послушать. Сядь ко мне на язычок и спой ещё разок ( высовываем язычок далеко вперед, шевелим им в разные стороны, пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я — веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От Медведя ушел.

От тебя, Лиса…

Тут Лиса Колобка и съела: «Ам!» (Резко захлопываем рот и щелкаем зубами, снова высовываем язык и облизываемся)

Сказка «Теремок»

Воспитатель предлагает детям отправиться гулять в лес:

-Пойдемте цепочкой, друг за другом, чтоб не заблудиться.

Какая узенькая тропинка! (Идем на носочках, руки в стороны).

Кое-где камни валяются.(Идем, высоко поднимая ноги, переступая через «камни»). А здесь тропинка плохо высохла после дождя. Чтобы не намочить ноги, идем на пяточках, руки на поясе. Шли мы, шли, к полю пришли. Глядь…

Стоит в поле теремок. (Руки поднимаем вверх, изображаем крышу над головой).

Он не низок (приседаем), не высок (встаем).

Бежит мимо мышка-норушка (легкий бег друг за другом по кругу, руки перед грудью, как маленькие лапки), увидала теремок и стучится (стучим кулачком о ладошку):

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Никто не отвечает (разводим руками). Вошла мышка в теремок и стала там жить (делаем перескакивающие движения и приседаем).

Бежит мимо зайчик-побегайчик (прыгаем по кругу).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (стучим кулачком о ладошку).

— Я, мышка-норушка. А ты кто такой? ( Руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-А я – зайчик-побегайчик ( шевелим ладошками-ушками над головой). Пусти меня к себе жить.

Вошел зайчик в теремок и стал там жить.

Бежит мимо лисонька рыженька (оглаживаем свой воображаемый хвост). Пустите меня к себе жить.

Вошла лисонька в теремок и стала там жить.

Бежит по лесу волчок-серый бочок (бег с замахом ногами назад, руки чуть впереди, загребают воздух).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? ( Стучим кулачком о ладошку).

-Я, мышка-норушка (руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-Я, зайчик-побегайчик (шевелим ладошками-ушками над головой).

-А я лисонька рыженька (оглаживаем свой воображаемый хвост).

-А ты кто такой?

-Я – волчок-серый бочок ( несильно лязгаем зубами).Пустите меня к себе жить.

Вошел волчок в теремок и стал там жить.

Идет мимо медведь косолапый (идем, переваливаясь с ноги на ногу, руки поднять вверх, чуть присогнуты в локтях).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (стучим кулачком о ладошку)

-Я, мышка-норушка (руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-Я, зайчик-побегайчик (шевелим ладошками-ушками над головой)

-А я лисонька рыженька (оглаживаем свой воображаемый хвост)

-Я — волчок-серый бочок (несильно лязгаем зубами).

-А ты кто такой?

-А я – медведь косолапый. Пустите меня в теремок. Хочу с вами жить.

-Да ты и в дверь не пролезешь!

Полез медведь в теремок-заскрипел потолок (беремся руками, качаемся из стороны в сторону). Заскрипел потолок — обвалился теремок. ( Дети падают на пол).

Выскочили из него мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лисонька рыженька, волчок-серый бочок (изображаем по очереди всех зверей) и разбежались в разные стороны (Дети произвольно бегают по залу до звукового сигнала, означающего конец «представления»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *