Стадии по эриксону

По мнению психолога Эрика Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.

Содержание

Модель развития личности.

Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Основное понятие его теории — «эго-идентичность» или, иначе говоря, целостность личности. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.

Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

Возраст Название стадии
0-1 Доверие или недоверие.
2 — 3 Самостоятельность или нерешительность
4 — 5 Предприимчивость или чувство вины
6 — 11 Умелость или неполноценность
12 — 19 Идентификация личности или спутанность ролей
20 — 25 Ранняя зрелость. Интимность или изоляция
26 — 64 Средняя зрелость. Продуктивность или инертность
От 65 лет Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние

Стадия 1.

Доверие или недоверие (0-1 год).

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Позитивный путь Негативный путь
Ребёнок получает всё, что хочет. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять.

Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.
Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».

В центре внимания мамы не ребенок, а уход за ним или воспитательные меры, или собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера и т.д.

Итог негативного пути: Формируется недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, пессимизм.

1 стадия Резюме: орально-сенсорная. Психосоциальный кризис: Базальное доверие – базальное недоверие. Ответ на вопрос: Могу ли я доверять миру? Сильная сторона -надежда.

Стадия 2.

Самостоятельность или нерешительность (2-3 года)

Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Позитивный путь Негативный путь
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.

Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.

«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».

Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.

Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.

«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю». «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».

2 стадия Резюме: Мышечно-анальная. Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение. Ответ на вопрос: Могу ли я управлять своим телом? Сильная сторона -сила воли.

Стадия 3.

3.Инициатива или чувство вины (4-5 лет).

Другие варианты перевода: предприимчивость и неадекватность.

Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.

Позитивный путь развития:

Если исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Негативный путь развития.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Фразы родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась»

3 стадия Резюме: Локомоторно-генительная, возраст 3-6 лет. Психосоциальный кризис: Инициативность – вина. Ответ на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей ? Сильная сторона -цель.

Стадия 4.

Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет).

В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.

Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях.

Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?

Позитивный путь: Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Негативный путь: Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.

Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

4 стадия Резюме: Латентная, возраст 6-11 лет. Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность. Ответ на вопрос: Способен ли я? Сильная сторона -компетентность, уверенность.

Стадия 5.

5.Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.

Подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Это вторая важная попытка развития автономности (после 2ой стадии), и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.

5 стадия Резюме: Подростковая, возраст 12-19 лет. Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона -верность.

Стадия 6.

6.Близость или изоляция (20-25 лет).

В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.

Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

  • Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить;
  • Человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу.
  • Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими.
  • А если человек не уверен в своей идентичности (5 стадия), то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Негативный путь развития.

Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Читайте статью: В чем причина вашего одиночества.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

6 стадия Резюме: Ранняя зрелость, возраст 20-25 лет. Психосоциальный кризис: Близость-изоляция. Ответ на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения? Сильная сторона -любовь.

Стадия 7.

Генеративность или стагнация (26-64 года).

Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

7 стадия Резюме: Средняя зрелость, возраст 26-64 лет. Психосоциальный кризис: продуктивность-застой. Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? Сильная сторона -забота.

Стадия 8.

Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.

Если жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.

Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

8Резюме: Стадия 8. Поздняя зрелость, возраст от 65 лет. Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние. Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл? Сильная сторона -Мудрость.

Эрик Эриксон -(англ. Erik Homburger Erikson; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов.

Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также добавил ещё три стадии взрослого состояния (6,7,8).

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). Именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

Удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди».

Существует несколько теорий психоразвития личности. Каждая раскрывает специфические закономерности развития. Возрастная периодизация основывается на теории психоанализа, а также биологических особенностях человека.

Во главе угла рассматривается личность «Я-индивид» в системе социальных отношений. На становление здоровой влияют внешние факторы, по Эриксону — формирование происходит под влиянием общих процессов, отслеживает зависимость от ценностей общества.

Определение и сущность

Возрастная периодизация по Эриксону — это этапы становления, которые личность проходит от момента рождения до смерти. Психоаналитик выделил 8 стадий, расширив классическую теорию психоанализа.

Процесс развития длиться непрерывно всю жизнь, каждый этап сменяет предыдущий при успешном или неудачном преодолении специфических кризисных моментов.

При благоприятном прохождении развиваются такие качества как воля, надежда, уверенность, целеустремленность, верность, забота, любовь, мудрость.

Эриксон делал акцент на «Эго-идентичности», целостность развития личности достигается несмотря на влияние внешних факторов, социума.

Периодизация помогает ответить на вопрос «Кто я?», найти баланс между психикой личности и ролями, навязанными обществом.

Теория развития личности интересна не только с точки зрения психоанализа. Познавательна для родителей, сталкивающихся с детскими кризисами, педагогов, формирующих будущее поколение, бизнесменов, создающих продуктивную команду, и самой личности, познающей свое Я. Концепция дает некоторые педагогические решения для успешного преодоления специфических кризисов.

Процесс развития может проходить пассивно или активно при участии авторских инициатив человека. Возрастная периодизация описывает пассивное, естественное развитие здоровой личности, отмечая вершины успешно прошедших кризисов.

Используется для психоанализа при возникновении сбоев психики вследствие внешних обстоятельств или при приобретении отрицательного опыта на определенной стадии. В концепции указывается связь между специфическими кризисами и возрастными этапами, отмечаются адаптивные, успешные пути развития.

Теория Эриксона, разработанная в прошлом столетии, стала основой для дальнейшего развития психоанализа. Исследования развития стадий личности продолжили последователи классического психоанализа. Так Джеймс Марсиа продолжил разработку статусов идентичности на стадии отрочества.

Американский психолог Джон Хилл рассматривал в своих работах глубинные процессы психического развития личности. Исследования Дж. Коте и Ч. Левина о психоаналитической социальной психологии базируются на возрастной периодизации.

Критиковали концепцию Эриксона преимущественно представители нативизма, считающие, что характеристики зрелой личности предопределены с момента зачатия. Главную движущей силой формирования психики называют наследственность, минимизируя роль влияния среды, культуры, социума.

Критерии и принципы

Эрик Эриксон стал последователем Зигмунда Фрейда, расширив его теорию психосексуального развития. По З. Фрейду человек является биологическим существом, руководствуется инстинктами жизни и смерти. Поведением управляет либидо, находящее разрядку в сексуальном поведении. Э. Эриксон расширил понятие развития личности, рассматривал через призму влияния социума.

Согласно его концепции, ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания. Становление происходит под воздействием социума, навязывающего определенные роли, ценности, идеалы.

На каждом этапе личность проходит определенные стадии, зависящие от биологического возраста. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс идентичности, удается определить себя как целостную личность в обществе.

Основные принципы:

  1. Социум является основной средой формирования личности.
  2. Развитие происходит непрерывно от рождения до смерти.
  3. Процесс становления проходит последовательные стадии.
  4. Этапы жизни идентичны для всех.
  5. Переход от стадии к стадии сопровождается личностным кризисом, человек может успешно пройти или не преодолеть этап.
  6. Кризис сопровождается потерей идентичности, задачей психоанализа является ее восстановление.

Эриксон считал, что первичной мотивацией является социальная, а не личностная.

Концепция базируется на следующих тезисах:

  1. Индивидуальные различия — у каждого человека своя сила Эго.
  2. В когнитивных процессах участвует бессознательное, проявляющееся через символы, игры.
  3. Общество определяет путь развития человека.
  4. Гендерные отличия обусловлены биологическими особенностями мужчин и женщин. Половая специфика развития зависит от силы либидо.
  5. Эпигенетика — рост и развитие человека соответствует определенному плану, в соответствии которому возникают части, главенствующие в определенный период. Основная задача каждой стадии — сформировать функциональное целое (здоровое эго).

Этапы

Возрастная периодизация по Эриксону базируется на непрерывности жизненного цикла, последовательном прохождении стадий. Каждый этап соответствует определенному биологическому возрасту. При успешном прохождении кризиса формируется определенная эго-сила.

Стадии развития

Кризис существует на каждом этапе, является моментом выбора между прогрессом и регрессом. В приобретенных качествах заключается глубинная идентичность себя, а также определяется отношение к социуму.

Возрастная периодизация по Эриксону

Стадия развития Область отношений в социуме Полярные качества Результат успешного прохождения кризиса
Младенчество (от 0 до года) Мать или опекун Доверие/недоверие Жизненная радость, надежда
Ранее детство (1-3 года) Родители или опекуны Автономия/стыд, сомнения Сила воли
Детство (3-6 лет) Родители, семья Инициатива/пассивность, чувство вины Целеустремленность
Школьный возраст (6-12 лет) Школа Компетентность/неполноценность Компетентность
Отрочество, юность (12-20 лет) Сверстники Идентичность личности/смешивание ролей Верность, идентичность личности
Ранняя зрелость (20-25 лет) Друзья, возлюбленные Интимность/изоляция Любовь
Средняя зрелость (25-65 лет) Родные, друзья, коллеги Продуктивность/застой Забота, развитие творческого потенциала
Поздняя зрелость (после 65 лет) Близкие, человечество в целом Целостность личности/отчаяние Мудрость

При положительном прохождении кризиса формируется доверие, регресс сопровождается неуверенностью, страхами. Степень доверия ребенка к себе, окружающему миру зависит от проявляемого внимания, любви.

Если физиологические и психоэмоциональные потребности младенца быстро удовлетворяют, малыш чувствует себя комфортно, формируется представление о счастливом безопасном мире. При отсутствии должного ухода, любви, внимания вырабатывается страх неопределенности, транслируемый в мир.

Первый год жизни не является решающим. Кризис доверия возникает и на последующих стадиях развития, при положительном разрешении личностного конфликта формируется надежда.

Ранее детство

Возрастная периодизация по Эриксону второй стадии соответствует анальной фазе Фрейда. Овладение двигательными способностями определяет формирование самостоятельности.

При предоставлении возможности развивать и совершенствовать способности, без подкрепления опыта критикой, у ребенка вырабатывается ощущение контроля над собственным телом и побуждениями. Дети гордятся обретенными новыми навыками, проявляют инициативу.

Если же взрослые стремятся «облегчить» жизнь ребенка, выполняют посильные для малыша действия, закладывают зерна сомнений, неуверенности.

При систематическом ограждении ребенка от возможности проявить себя, а также акцентуации неудач (разлитое молоко, разбитая чашка, мокрая постель) навязывается неуверенность, стыд. Сомнения в себе и своих возможностях является помехой для взаимодействия с окружающим миром.

Развитие пассивности на этом этапе негативно повлияет на инициативность в подростковом и взрослом периоде. Если же малыш на этой стадии вынес позитивные уроки самостоятельности, удачным прохождением этапа станет приобретение волевых качеств. Соотношение между стыдливостью и уверенностью в своих действиях не является постоянным, может меняться под влиянием возникающих событий в будущем.

Детство

На этапе дошкольного развития ребенок уже приобрел много навыков, он не только отвечает на действия других детей, уже способен сам придумывать игры, занятия. По средствам изобретательности расширяется словарный запас, фантазия способствуют развитию абстрактного мышления.

У детей, которым доступна свобода выбора двигательной активности, формируется и закрепляется предприимчивость. Взрослые должны отвечать на интеллектуальные запросы ребенка, предоставляя ответы на интересующие вопросы.

Если же окружение показывает, что поведение несет опасность, вопросы и игры — глупы, неуместны, а игры, у ребенка формируется ощущение несоответствие нормам и ожиданиям. При успешном прохождении кризиса личность развивает целеустремленность, обратной стороной медали является пассивность, отсутствие инициативы.

Возрастная периодизация по Эриксону охватывает биологический возраст от 6 до 11 лет и совпадает с латентным этапом классического психоанализа. Сопровождается развитием когнитивных способностей, дети организовывают и создают правила игры. Появляется очередность, соблюдение норм поведения, у ребенка развивается интерес к устройству вещей.

Формируются трудовые навыки, по средствам фантазии, творчества возникает желание созидать, проявлять себя через деятельность. Детям интересно мастерить, сооружать шалаши, пробовать себя в рукоделии, кулинарии. Если порывы ребенка хвалят, награждают и развивают, формируются способности к творчеству.

Взрослые, которые пресекают самовыражение ребенка через трудовую деятельность, формируют у него чувство неполноценности. Окружение не ограничивается домом, оказывает влияние школьный социум. Положительным прохождением этапа является развитие уверенности, формируют не только родители, подкрепляют позитивный или негативный опыт наставники и учителя.

Отрочество, юность

Классический психоанализ связывает пятый период с пробуждением любви и ревности к родителям. Успешным разрешением кризиса является поиск объекта привязанности в группе сверстников. Эриксон расширяет проблематику этой стадии, указывает на возникновение других конфликтов идентичности.

Психологическое и физиологическое развитие подростков проявляется в возникновении новых потребностей, взглядов на устройство мира. Создают идеальную карту мира, семьи, отношений, несоответствующие реальности.

Для преодоления противоречий ищут или перенимают близкие теории мировоззрения, примиряющие воображаемое и действительность. Подростки считают, что визуализации идеальной картинки достаточно для ее воплощения в реальности.

Связь с окружающими колеблется между двумя крайностями — поиском своего Я и путаницей социальных ролей. При положительном исходе кризиса подросток обобщает свои роли — сына/дочери, ученика, друга, спортсмена. Переосмысление и анализ с прошлым позволяет проецировать будущее.

Шансы на успешную идентификацию вырастают при позитивном прохождении стадий детства, овладения самостоятельность, предприимчивостью, целеустремленностью. Путаница самоидентификации приводит к непониманию подростка кто он, к какой среде принадлежит.

Поведение, вызванное личностными противоречиями, характерно для малолетних преступников. У девочек проявляется по средствам распущенности в отношениях со сверстниками, взрослыми. Эриксон подчеркивал непрерывность смены аспектов в течение всей жизни. Успешной решение проблемы на одной стадии не является гарантией отсутствия этой же задачи в будущем.

Ранняя зрелость

Начало зрелости совпадает с периодом ухаживания, началом семейной жизни и трудовой деятельности. Возрастная периодизация включает специфически параметр, заключающийся между формированием близости и отрицательным разрешением конфликта — одиночеством.

Развитие интимности по Эриксону заключается в способности заботиться об окружающих без потери идентичности. Понятие распространяется не только на любовные отношения, но и на дружбу.

Если же в браке или приятельских отношениях личность не достигла близости, дальнейшее состояние определяется одиночеством. При благоприятном разрешении кризиса личности результатом станет формирование привязанности.

Средняя зрелость

На этом этапе наблюдается 2 параллельных линии развития личности — общечеловеческий путь и зацикленность на себе. Общечеловечность подразумевает интерес к судьбам людей вне близкого круга, мысли о будущих поколениях и устройстве общества.

Вырабатывается ощущение причастности к истории формирования социума, возникает желание заботиться о молодежи, облегчения их жизни. Негативным разрешение стадии является сосредоточенность на себе, удовлетворение собственных потребностей.

Поздняя зрелость

Последняя стадия предполагает завершение трудовой деятельности, период размышлений совпадает с биологической старостью. Психосоциальное состояние формируется между параметрами цельности, идентичности и безнадежности.

Положительный исход кризиса формируется у людей, ощущающих удовлетворенность от прожитых лет. Тех, кто воспринимает жизнь, как цепь упущенных возможностей, охватывает отчаяние. Положительным разрешением конфликта идентичности является мудрость.

Значение и роль

Возрастная периодизация позволяет определить нормы развития личности, соответствие биологическому возрасту. Особенности последовательных стадий используется в психологии, педагогике, социологии. Отвечает на вопросы развития личности, культуры, общества.

Применение возрастной периодизации:

  • родители, зная особенности определенных этапов способствуют формированию у ребенка положительных качеств, помогают преодолению специфических кризисов;
  • педагоги используют для формирования идентичности при путанице ролей, способствуют успешному прохождению кризисов предыдущих стадий;
  • психологи применяют инструменты возрастной периодизации для формирования здоровой психики человека, восстанавливают равновесие между индивидуальностью и социальными ролями;
  • социологи исследуют влияние самоидентичности на развитие культуры и социума для снижения девиантного поведения среди подростков и взрослых.

Эриксон выявил закономерность физиологического и психического развития поколений вне зависимости от предъявляемых требований социума. Возрастная периодизация позволяет разрабатывать стратегии воспитания, обучения, а также трудовой деятельности. Взаимосвязь успешного развития личности используется и для формирования здорового социума на государственном уровне.

Применять таблицу Эриксона можно для поиска самоидентичности, успешного преодоления кризисов, понимания своих социальных ролей. Зная особенности каждого возраста, легче определиться с целями, задачами того или иного периода. Классификация необходима для правильного управления динамичного развития и духовного роста общества.

Возрастная периодизация основывается на беспрерывном развитии личности, зависимости психологического здоровья и успешного преодоления кризисных этапов. На каждой стадии ощущается влияние социума, в свою очередь личность также воздействуют на развитие общества.

По Эриксону периодизация классического психоанализа расширилась, охватывая весь жизненный цикл человека. Созданная концепция стала основой для развития возрастной психологии, а также для более детального психоанализа личности.

Видео о возрастной периодизации

Развитие идентичности по Э. Эриксону:

Возрастные кризисы похожи на дорогу — идя по ней мы терям и обретаем…

Мне часто придется говорить о возрастных кризисах в контексте нашего проекта ИМАГО, уже не раз упомянула, потому будет удобно и наглядно вынести их описание в отдельную статью.

Оттолкнуться в описании возрастных кризисов я решила от концепции Э.Эриксона, которую я впоследствии буду дополнять другими. Начать с него, а не с великого З.Фрейда решила потому, что З.Фрейд больше видел причиной детство, а Э.Эриксон рассматривал каждый этап в более богатой системе взаимосвязей с социумом. Он основывался на учении З.Фрейда, но ставил центральной идеей формирование идентичности личности, которая развивается через включение в различные социальные связи и контексты.

Э. Эриксон полагал, что на каждом возрастном этапе есть определенная точка напряжения — точка потенциального изменения, перехода одних качеств в другие (новую их форму). В нашем Я возникают новые противоречия (или начинают осознаваться) и это толкает нас к новым поискам новых решений — развитию.

«Новые решения» — это новые структуры в нашей психике, которые созревают в результате кризиса…или не созревают. Если мы «созрели» и освоили уроки этого этапа, то мы стали более сильными, целостными и готовы к встрече с новым возрастным кризисом. Если нет — то мы можем «застрять» в кризисе и довольно на долго.

При этом для решения задач, которые ставит этот кризис, мы будем использовать регрессивные формы поведения, проще говоря старые, незрелые, «детские», одним словом — неподходящие. И это может вызывать массу субъективных переживаний и страданий, т.к. мы кажемся себе слабее ситуации, заложниками внешних событий, жертвами жизненной несправедливости или просто неспособными решить те задачи, через которые проявляется кризис. Оно и понятно — детским совочком переносить кучу песка ой как долго, муторно и неудобно.

Прохождение кризисов — словно строительство дома, в них важна последовательность: плохо сделали фундамент — стены встали криво, стены кривые — крыша «едет» =). То есть чем успешнее пройден один кризис — тем больше шансов успешно справиться со следующим. При этом уже после первого результативного прохождения кризиса в психике запечатляется эта возможность: возможно справиться с трудностями, «справился раз — справлюсь снова», «со мной такое уже было, это можно решить» — это приободряет как на уровне сознания, так и на уровне бессознателього)))

Сразу добавлю оптимизма! Э.Эриксон полагал, что со временем можно «вернуться» (например в психотерапии) к предыдущим этапам и «прожить их как надо», но своевременное прохождение кризисов желательнее (полагаю тогда этому сопутствует меньшее количество эмоциональных переживаний)

Важно отметить, что слово «кризис» употребляется не для того чтобы напугать и вызвать ощущение катастрофы, а для того чтобы обозначить важность этапа, переход от чего-то старого к новому, потенциальную точку роста, развития.

Важно: то, что сформировалось в каждой стадии, влияет на формирование в последующих, но и то, что происходит потом, влияет на то, что уже было сформировано. Возрастные кризисы / Кризисы возраста / Возрастная периодизация Э.Эриксона.

1 стадия — до 1 года — доверие / недоверие. Основным смыслом этого этапа является развитие социального взаимодействия: формирование либо базового доверия к миру, либо недоверия. Доверие, которое человек испытывает к миру в целом, другим людям и к самому себе! На формирование этого доверия (недоверия) во многом влияет воспитание — забота, уход, отзывчивость родителей на потребности ребенка. Если на призыв малыша откликаются — формируется умение доверять, если нет — подозрительность, настороженность, опасливость, потерянность. Это обретение остается с ним дальше в жизни.

Как уже писала выше, преодолеть недоверие и научиться доверию можно будет и на последующих этапах, например в школе, получая новый опыт взаимодействия со сверстниками. Однако, бывают и обратные ситуации, ребенок, научившийся теплу и доверию в семье, может столкнуться с болезненным опытом в школе или в связи с изменившейся обстановкой в семье (развод, смерть родителей и тд). Но и с этим он тоже сможет справиться — жизнь всегда дает нам шанс, дальше все зависит от нас!

2 стадия — с 1 года до 3х лет — самостоятельность / нерешительность. Задача этой стадии — научиться самостоятельности. В этот период происходит развитие моторных и физических способностей, ребенок учится управлять своим телом и удовлетворять через это свои желания, познавать себя и окружающий мир, стремится делать все САМ! Если родители относятся к этому с терпением и пониманием — дают делать малышу то, с чем он может справиться, не торопят, не ругают — то у ребенка формируется уверенность в себе, чувство управления своим телом, своими побуждениями и, отчасти, окружением. Так формируется чувство самостоятельности и чувство умения управлять собой.

Если родители раздражительны, нетерпеливы, подгоняют и ругают ребенка, делают за него то, с чем он справился бы сам, то ребенок начинает сомневаться в себе, стыдиться, испытывать робость и нерешительность. Безусловно в жизни бывают разные ситуации! Если торопливость, раздражительность и ограничения не основная стратегия воспитания, то ребенок вполне может справиться и адаптироваться к этому. А вот если порицание за казусы в туалетных делах, разбитую тарелку, надетые наизнанку колготки становятся обычным делом — тогда ребенок становится неуверенным, испытывает чувство неспособности управлять собой и окружающим миром.

3 стадия — 4-5 лет — предприимчивость и произвольность / чувство вины. К этому времени ребенок уже многому научился, овладел различными навыками, здесь речь идет уже не о подражании действиям взрослым, а о самостоятельном создании себе занятий. И в этом он начинает проявлять свою фантазию, изобретательность, предприимчивость (это касается и речи, и действий).

И снова многое зависит от родителей. Если они поощряют инициативы ребенка, отвечают на его вопросы, объясняют, а не дают команды, когда действия ребенка надо скорректировать, то это подкрепляет его предприимчивость. Если родители не поощряют детскую активность, не восхищаются его первой «мелодией», сыгранной на детском пианино, не радуются его рисункам, а показывают, что его действия не интересны, не желательны, а то и вредны, то малыш чувствует себя бестолковым, «не таким», неправильным и в нем укрепляется чувство вины, которое он выносит в следующие стадии.

4 стадия — 6-11 лет — умелость / неполноценность. Интересное время — начало школьной жизни. И не просто так дети идут в школу именно в этом возрасте — в это время они готовы к развитию дедукции, к усвоению социальных норм и правил (воплощением которых, во многом, является школа), к новой социализации — играм, общению со сверстниками иного, более взрослого характера, где большую роль играют правила, соотнесение своих и чужих действий, прав, возможностей и т.д. Ребенку становится особенно интересно как устроен мир, в нем просыпается дух исследователя, изобретателя.

В результате освоения всех этих новых занятий, собственного сравнения себя с другими и столкновения с оценкой себя окружающими, у ребенка формируется либо чувство умелости, либо чувство неполноценности. Если родители поощряют стремление детей изучать что-то, делать что-то руками (шить, мастерить, собирать/разбирать) и побуждают их завершать начатое дело, хвалят результат, то ребенок становится увереннее в своей умелости. И напротив, если родители игнорируют старания своего чада, а то и девальвируют значимость результатов его труда, то ребенок ощущает свою неполноценность.

С этого этапа добавляется кое-что новенькое! Теперь то или иное представления о себе у ребенка подкрепляется не только родителями, но и окружением сверстников, школой (и другими социальными институтами). Если родители не хвалят его рисунки дома, то он может почувствовать уверенность в своих способностях благодаря похвале и положительной оценке от сверстников, от учителей. Если в школе ему сложно найти положительный отклик и поддержку, то он может получить их дома, в кружках, если не у одноклассников, то среди друзей во дворе и т.д. Так личность обретает баланс между чувствами умелости и неполноценности.

5 стадия — 12-19 лет — идентификация личности / путаница ролей. И снова очень интересный и важный период жизни. Генитальная стадия по Фрейду. Согласно классическому психоанализу, это период «любви и ревности» к родителям (вспоминаем комплексы Эдипа и Электры и т.д.) с одной стороны и прохождение «гомосексуального» этапа с другой (внимание и интерес к человеку одного пола — сверстнику, учителю, популярной личности) с другой. Создаваемые этим напряжения успешно решаются тем, что внимание постепенно переходит на сверстников противоположного пола, и тут уже идет начало проявления сексуальности в привычном нам смысле слова.

Э.Эриксон не совсем соглашался с таким видением — он делал акцент на том, что в это время созревает множество физиологических и психологических функций, результатом этого является множество новых желаний, побуждений, мыслей, фантазий, чувств и ощущений, с которыми подростку приходится справляться. Подросток учится по-новому понимать не только себя, но и других людей, мир. Время фантазий, идеализма, максимализма.

Отсюда формирование нового образа мыслей, отношения, мнений, которые ему интересно сравнивать, или даже противопоставлять, мнениям и взглядам других людей.

Через это сравнивание и противопоставление картин мира подросток формирует свою идентичность: «я такой как те и не такой как эти».

Э.Эриксон полагал, что главной задачей здесь является формирование идентичности. Подросток балансирует между формированием представлений о себе, идентификации своего Я и путаницей ролей (ребенка, ученика, друга, любителя определенных занятий, увлечений и т.д.). Ему важно обобщить и интегрировать представления о самом себе в единую структуру, образ. Чем успешнее он это делает — тем целостнее Я, гармоничнее личность. Тем меньше конфликтов и противоречий он в себе чувствует, ему легче ставить цели, он чувствует единую логику в своих мыслях и поступках.

И напротив — в дискретном, спутанном Я царствует напряжение и потеря опоры. Такому человеку сложно понять куда и зачем он идет, что значат его собственные шаги на этом пути. Ему легче самообмануться, контакт с собой размытый.

Влияние родителей в этом периоде гораздо меньше. Если они помогли справиться с предыдущими этапами, то здесь подростку уже гораздо легче справиться самому. Но если ребенок не получил должной поддержки от родителей на предыдущих этапах и им овладевает чувство собственной неполноценности, стыда и вины, то обрести четкий и прекрасный образ Я ему будет трудно и эта задача растянется на последующие этапы. Или же он будет строить этот образ «от обратного» — пытаться стать противоположностью того образа, которого от него ждут. Стоит ли говорить, что есть сомнения в истинности такой идентичности и ее надежности?

6 стадия — 20-25 лет — близость / одиночество. В этот период особенно развиваются две важные сферы в жизни любого человека: любовь, создание семьи и начало трудовой деятельности.

Согласно Э.Эриксону, во многом от от успешности освоения этих двух сфер жизни, человек приходит либо к чувству близости, либо к чувству одиночества. Под близостью он понимал (и в физическом, и в эмоционально-духовном смысле) не только отношения, основанные на сексуальности, но и дружбу.

Близость — это способность заботиться о другом человеке, отдавать без боязни потерять себя и остаться в дефиците.

Если человек видит в построении отношений с другими собственные ограничения (например, благодаря неудачному прохождению прошлых этапов), то тогда, как полагал Эриксон, его «выбором» становится одиночество, если и не в прямом смысле, то чувство одиночества — невозможность разделить свою жизнь с кем-то, отсутствие свидетеля жизни.

Большое влияние на эти процессы (справедливости ради — на прошлые этапы тоже) оказывают, что называется, био-гео-социальные факторы: географические, политические и пр. события, культура, особенности места проживания, окружение и т.д.

7 стадия — 26-64 года — общечеловечность / самопоглощенность. Взрослость, зрелые годы. Формирование зрелых отношений с партнером, дети становятся взрослыми, достижения в труде. Согласно Э.Эриксону, прохождение этого (довольно большого) периода приводит либо к тому, что человек задумывается о глубоких смыслах жизни, о судьбе человечества в целом, жизни будущих поколений и видит себя и свою жизнь частью вклада в это будущее (чувство новой интегрированности, продолжение себя в будущих поколениях), либо к тому, что человек погружается в удовлетворение собственных потребностей, при этом важно, что он не всегда способен чувствовать удовлетворение, потребности не всегда могут обозначаться верно — ввиду отсутствия истинного контакта с собой и понимания своих желаний (см. прошлые стадии).

8 стадия — 64 года- … — цельность / безнадежность. Дети выросли, трудовая деятельность, как правило, заканчивается, забота о внуках. Эриксон полагал, что здесь формируется либо чувство цельности, либо человеком овладевает чувство безнадежности.

Если, вглядываясь в прошлое, человек видит его цельным и чувствует связь с ним в настоящем моменте, то он испытывает удовлетворение и приходит к цельности. Если оглядываясь назад, он видит разочарования и боль, неоправданные ожидания и нереализованность, то он приходит к безнадежности.

Спасибо за внимание, надеюсь было интересно! Должна отметить — даже прочтение этой статьи — хороший мотив к обретению цельности! =)

Эрик Эриксон разработал уникальную теорию психосоциального развития индивида, в которой выделил восемь этапов. Психолог акцентирует внимание на развитии внутреннего «Я» и описывает всю человеческую жизнь, а не только детство, так как считает, что индивид способен постоянно меняться и совершенствоваться. В каждой стадии наблюдается определенный конфликт. При его удачном решении личность переходит на следующую фазу. Сам Эриксон относил себя к фрейдистам, но его подход отклоняется от консервативных концепций и больше напоминает эго-психологию.

Основы теории Эриксона

Человек согласно определениям социальной психологии – это субъект, который что-то познает, получает определенный опыт. При этом предмет его изучения – это объект. Социальная психология изучает внутренний мир самого человека, его поступки при взаимодействии с социумом. Изучаются не только отдельные качества личности, но и проявление характера в определенных ситуациях.

В теории Эрика Эриксона на каждой стадии человек сталкивается с общественными ожиданиями. Если он оправдывает их, то становится частью социума. В противном случае общество отвергает его. Такая простая идея легла в основу разработки 8 фаз жизненного пути, с которыми встречается каждый индивид.

На каждом этапе развития перед личностью ставится определенная задача, которую назначает социум. Ее решение зависит не только от опыта человека, но и духовного состояния общества. Теория Эриксона затрагивает все этапы жизненного цикла – от рождения до смерти. Психолог учитывает исторический период, в котором родился и вырос ребенок. Также на формирование личности влияют социальные условия, культурное развитие, принятая система ценностей, знаменательные события.

Человек – это отдельная система, которая взаимодействует с окружающим миром благодаря органам восприятия, мыслительным процессам, памяти, вниманию. Со временем личность адаптируется к любым условиям и на основании своего опыта двигается дальше.

Задача концепции Эриксона – привлечение внимания к тому, что индивид способен решать психосоциальные проблемы. На первом плане в теории стоит человеческое «Я», положительные черты характера, которые открываются в определенных жизненных ситуациях.

Эриксон утверждает, что каждая трудность, с которой сталкивается человек – это своеобразный вызов общества. После преодоления кризиса личность становится сильнее, умнее, опытнее. Чтобы понять источник тех или других проблем, достаточно узнать, как индивид справился с определенной проблемой в прошлом.

Этапы развития личности известны заранее. Они одинаковы для каждого человека. Нельзя изменить последовательность прохождения стадий. Эриксон выделил 8 фаз развития, которые соответствуют определенному возрастному диапазону. На каждом этапе наблюдается кризис, который возникает, когда индивид достигает определенного психологического состояния. Также на формирования проблем влияют требования, которые выдвигает социум.

В каждом кризисе можно найти преимущества и недостатки. При удачном решении проблемы человек приобретает новое положительное качество, что упрощает процесс обогащения приятным опытом на следующей жизненной стадии.

Жизнь в теории Эриксона – это цепочка смены разных аспектов. Если не удалось пройти кризис, то личность приобретает негативное качество. В дальнейшем этот опыт будет препятствовать развитию индивида. При этом не исключено, что проблемы будут повторяться. Некоторые конфликты и внутренние зажимы сопровождают человека всю жизнь, хоть он постоянно с ними справляется. К тому же постоянно появляются новые кризисы. Но при удачном прохождении этапа будет проще справиться с проблемами в будущем.

Младенчество и проблемы доверия

Первая стадия – младенчество (до 1 года). Развитие соответствует классической теории психоанализа. На этом этапе формируется доверие или недоверие. Исход прохождения этой стадии зависит от степени заботы, которую проявляют к младенцу.

Ребенок чувствует удовлетворение и уют, если его потребности быстро удовлетворяют, с ним играют, разговаривают, он никогда не испытывает длительного недомогания. Взрослые выступают в качестве отзывчивых и добрых людей. Если должный уход, забота и любовь отсутствуют, то появляется недоверие. Ребенок боится окружающих, подозрительно относится к миру. Недоверие будет сопровождать человека на протяжении всего его жизненного цикла.

Но ситуацию можно исправить. Если недоверчивый индивид пойдет в школу и встретит взрослого справедливого авторитета, то доверие может возобновиться. К сожалению, это правило работает и в другую сторону. Если школьник, который получил положительный опыт в младенчестве, столкнется с несправедливостью, то формируется определенное недоверие к обществу и людям. Часто такие ситуации наблюдаются при разводе родителей. Когда в семье царит напряженная обстановка, постоянные конфликты, обвинения и ребенок чувствует себя преданным.

Раннее детство и первые самостоятельные шаги

Вторая фаза – раннее детство (1-3 года). Малыш начинает учиться самостоятельности. Он выполняет простые задачи – перемещение предметов, ходьба, лазание, прочее. Ребенок стремится везде задействовать новые умения, поэтому сам пытается открыть конфеты, сходить в туалет, заполнить шкатулку вещами и прочее. Когда родители не давят на малыша, не торопят его и позволяют самостоятельно выполнять какие-либо действия, он ощущает контроль над ситуацией и своим телом, приобретая важный социальный навык – самостоятельность.

Если воспитатель не дает ребенку самому сделать работу, которую тот способен выполнить, то у него вырабатывается чувство стыдливости, малыш становится нерешительным. Ситуации, когда родители торопят ребенка, встречаются в каждом семье. Редкие случаи не оставят заметного следа в детской психике. Систематическое усердие сделать все за малыша и слишком эмоциональная реакция на его промахи (разбитая посуда, испачканная одежда, прочее) приведут к неуверенности и стыдливости.

Приобретенные негативные качества проявятся на всех жизненных этапах. А самостоятельный человек больше подготовлен к жизни и может легко решать элементарные проблемы. Дальнейшие события могут изменить эти качества (самостоятельность сменяется неуверенностью и наоборот), поэтому близкое окружение никогда не должно сомневаться в умениях ребенка.

Дошкольный возраст и чувство вины

Третья стадия развития наступает в возрасте 4-5 лет. Дошкольник уже имеет определенную физическую подготовку – умеет бегать, прыгать, кидать предметы, ездить на трехколесном велосипеде. Он самостоятельно придумывает себе развлечения, а не копируют действия других людей. Разговоры и фантазии отлично демонстрируют изобретательность ребенка.

Здесь социальные навыки развивают по следующим сценариям – предприимчивость или чувство вины. На удачное прохождения этого возрастного периода влияет то, как родители реагируют на предложения ребенка. Если ему разрешено бегать, прыгать, самостоятельно решать, в какие игры играть и какие игрушки выбирать, то за индивидом закрепляется положительное качество.

Важно предоставлять дошкольнику всю интересующую его информацию, доходчиво давать ответы на вопросы, не мешать фантазировать, воплощать задуманное в реальность. Когда родители начинают демонстрировать, что вся инициатива ребенка вредна и неинтересна, он начинает ощущать вину, которая в дальнейшем будет сопровождать его всю жизнь.

Школьный возраст и формирование умелости

Четвертый этап – школьный возраст (6-11 лет). В школьном возрасте у детей формируются способности к дедукции, организации развлечений и обучающих мероприятий. Малыши продолжают играть, но соблюдают определенную очередность и свод правил. На этой стадии человек может приобрести умелость или неполноценность.

В школьном возрасте ребенок активно интересуется окружающим миром. Он изучает принципы работы разных предметов, ищет способы адаптировать их для своих целей. Индивид приобретает трудовые навыки, он с восхищением относится к изобретению новых приспособлений. Среди литературных персонажей ему наиболее близок Робинзон Крузо.

Если поощрять занятия детей (моделирование, рукоделие, готовка и прочее), позволять завершить начинания, хвалить за достижения, тогда формируется умелость и креативное мышление. Когда к интересам ребенка относятся с презрением и недовольством, развивается чувство неполноценности.

В школьном возрасте ребенок уже не ограничен исключительно семейным кругом. В жизни появляются разные общественные места, что учитывает в своей теории Эриксон. Отношения со сверстниками и старшими ребятами в школе значительно влияют на психику человека. Если дома малыша продолжают хвалить, но в школе он встречается с систематическими издевками, то в итоге он приобретет отрицательное качество.

Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Он может быть не глупым, но медленнее усваивать материал, что становится причиной для издевательств (дети всегда объединяются против личностей, которые положительно или отрицательно выделяются из общей массы).

Если дома ребенок поддается постоянным насмешкам, он может приобрести необходимую уверенность в школе, если попадется наставник, поверивший в его силы. Именно от взрослых людей зависит развитие талантов подрастающего поколения и формирование умелости.

Юность и идентификация личности

Пятая фаза – юность (12-18 лет). Согласно классическому психоанализу ребенок сталкивается с любовью и ненавистью к родителям. Успешность преодоления проблем на этом этапе определяется наличием романтических отношений со сверстниками. В своей концепции Эриксон не отличает наличие таких проблем, но говорит о других трудностях.

Человек проходит переходной возраст – изменяется его тело и психика, появляются новые ощущения, меняются взгляды на мир, приоритеты, цели, формируется новый жизненный подход. Подросток начинает активно интересоваться другими людьми, их мнением о себе и окружающем мире.

Индивид начинает фантазировать, придумывая идеальные отношения, общественный устрой и религию, которые значительно преобладают над существующими системами. В мире грез подросток создает вселенную, где гармонично уживаются все противоречия и полярные теории. Этот этап демонстрирует непримиримого идеалиста, который уверен, что достаточно легко и просто создать придуманный им мир.

Согласно теории Эриксон в юности человек может удачно идентифицировать свою личность или запутаться в ролях. Главная задача подроста на этом этапе – совместить в своем «Я» ученика, сына, друга, брата, танцора, прочее. Все социальные роли требуется объединить в единое целое, осознать, связать с прошлым и найти место в будущем. Если удается справиться с такой трудной задачей, индивид поймет свою суть и найдет место в окружающем мире.

До подросткового периода родители прямо влияют на развитие личности. Но на этапе юности они могут лишь косвенно воздействовать на сына или дочь. Если ребенок успешно прошел предыдущие фазы, его шанс на идентификацию значительно вырастает. При наличии доверия к окружению и людям, самостоятельности, предприимчивости и умелости намного проще справляться с кризисами.

Если ребенок вырос замкнутым и неуверенным в своих силах, ему сложно найти свое место в социуме. Подготовка к идентификации личности длиться все детство, поэтому поздно начинать «воспитывать» подростка. Только правильные своевременные действия могут помочь понять свое «Я».

Если по тем или иным причинам не удается идентифицировать свою личность, индивид сталкивается с путаницей ролей. Он не понимает, к какой среде примкнуть и что вообще делать в этом обществе. Такая ситуация часто наблюдается у малолетних преступников и девушек, ведущих беспорядочную половую жизнь. Эти молодые люди не связывают свои поступки с другими аспектами жизни (интеллектуальные способности, моральные качества, прочее).

Часто подростки умышленно идентифицируют себя с отрицательными персонажами назло родителям, родственникам, учителям и другим взрослым. Но лучше найти себя в субкультурах, преступности, плохих привычках, чем вообще не обрести никакого внутреннего «Я».

Если в подростковом возрасте не удалось идентифицировать свою личность, не нужно отчаиваться. Можно сформироваться как личность в молодости или даже зрелости. При этом индивид, имеющий четкое представление о себе в 20 лет, может в дальнейшем столкнуться с обстоятельствами, которые пошатнут его веру в себя.

Эриксон в своей теории неоднократно подчеркивает, что жизненные аспекты постоянно меняются, и это влияет на развитие человека. Кризисы цикличны, проблемы повторяются, поэтому единожды решив проблему, невозможно навсегда избавиться от нее. Человек развивается на протяжении всей жизни, что отражается на характере, поступках, взаимоотношениях с семьей и окружающим миром.

Молодость и одиночество

Шестой этап развития – молодость (20-25 лет). Уже заканчивается юность, но еще не наступила зрелость. В классическом психоанализе на этом отрезке жизненного пути не происходит ничего важного. Но Эриксон отмечает, что в это время человек выстраивает осознанные отношения (любовные или дружеские), поэтому его ждет близость или одиночество.

В молодости важно ощутить близость не как физический параметр, а как эмоциональный. Индивид учится заботиться и делиться сокровенным без боязни потерять себя. Успех прохождения возрастного периода зависит в большей степени от наличия положительного опыта.

Социальные условия помогут помочь или препятствовать достижению целей. Понятие близости касается не только интимных отношений, но и дружеских. Отличный пример таких взаимоотношений можно увидеть между людьми, которые вместе служили, проходили трудные жизненные ситуации. Если не удается ни с кем достичь должного уровня близости, человека ждет одиночество.

Зрелость и общечеловечность

Седьмая фаза – зрелость (26-64 года). Человек определяется с профессией, дети вырастают, идут собственным путем. Выходом из наступившего кризиса считается общечеловечность или самопоглощенность. Первый параметр связан с заинтересованностью другими людьми, будущими поколениями, формами общества, дальнейшим устройством мира. Человек может не иметь собственной семьи, но тесно общаться с молодежью и проникаться их проблемами. Если не удается выработать эмпатию, то остается заботиться только о себе и своих интересах.

Старость и время размышлений

Восьмая стадия – старость (от 65 лет). На пенсии остается только размышлять о проделанном пути и заботиться о внуках (при их наличии). Человек может выбрать цельность или безнадежность. Положительный опыт связан с чувством удовлетворения, которое возникает при анализе прожитой жизни. В противном случае ощущается безнадежность, так как что-либо изменить уже нельзя. Вместе с этим приходит отчаяние и бесконечные размышления об упущенных возможностях и совершенных ошибках.

В теории Эриксона на каждом этапе человек сталкивается с определенными событиями. Для дальнейшего развития предусмотрены 2 сценария – положительный и отрицательный. Если пойти по второму пути, то у индивида вырабатывается негативный опыт решения проблемы и ему сложно в дальнейшем справляться с трудностями. Окончательное завершение формирования личности происходит в зрелом или преклонном возрасте с выходом на пенсию. Тогда переосмысливается жизнь. Для счастливой старости важно наличие близких людей и семьи, чтобы человек не чувствовал себя ненужным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *