Солнце осенью что делает

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи


ПОДЕЛИТЬСЯ
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер, материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»
* * *
ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя
Осень

Для детей 4-5 лет
1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.
3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.

5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
Объясните значение слова «листопад». Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
Объясните значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «исчезают цветы».
7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча — тучка.
    Солнце — …
    Дождь — …
    Ветер — …

8. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
9. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
10. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 лист, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 туча, 2 …, 3…, 4…, 5…

11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

    Осень
    Осень. По утрам морозы.
    В рощах желтый листопад.
    Листья около березы
    Золотым ковром лежат.
    (Е. Головин)
    Миновало лето,
    Осень наступила.
    На полях и рощах
    Пусто и уныло.
    Птички улетели,
    Стали дни короче,
    Солнышка не видно,
    Темны, темны ночи.
    (А. Плещеев)
    Осень наступила,
    Высохли цветы,
    И глядят уныло
    Голые кусты.
    Туча небо кроет,
    Солнце не блестит,
    Ветер в поле воет,
    Дождик моросит.

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Дождик с самого утра,
    Птицам в дальний путь пора,
    Громко ветер завывает,
    Это все когда бывает?
    (Осенью)
    Летом вырастают, а осенью опадают.
    (Листья)
    Шумит он в поле и в лесу,
    А в дом не попадает.
    И никуда я не иду,
    Покуда он гуляет.
    (Дождь)

14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».
15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
— В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
Для детей 5-7 лет
1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.
4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?
8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча — тучка.
    Солнце — …
    Дождь — …
    Ветер — …

9. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
10. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
11. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 лист, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 туча, 2 …, 3…, 4…, 5…

11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

    — Лето — со снопами, осень- с пирогами.
    — В ноябре зима с осенью борется.
    — Холоден сентябрь, да сыт.

14. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

    Осень
    Опустел скворечник, улетели птицы,
    Листьям на деревьях тоже не сидится.
    Целый день сегодня все летят, летят…
    Видно, тоже в Африку улететь хотят.
    (И. Токмакова)
    Осень
    Скучная картина! Тучи без конца,
    Дождик так и льется, лужи у крыльца.
    Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
    Еще просит сердце света и тепла.
    (А. Плещеев)

14. Развитие логического мышления.
А) Учимся отгадывать загадки.

    Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
    (Осенью)
    Летом вырастают, а осенью опадают.
    (Листья)
    Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
    И бормочет и поет, убаюкивает?
    (Дождь)

Б) Упражнение «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.

    Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
    Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

15. Развитие связной устной речи.
А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

    Какая погода осенью?
    Какой идет дождик осенью?
    Где завяли цветы?
    Листья опадают откуда?
    Какие птицы улетели? Куда?
    Что собрали колхозники.

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

    Осень.
    Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?
16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.
17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
См. также:
Золотая осень (кладовая материалов)
Логопедические домашние задания на другие недели
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 10 октября 2007 г.
Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь
01.10.2007, 21:31
галина
Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена
мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна
Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара
мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна
Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена
Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана
Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия
Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.

  • Перевод
  • Ассоциации
  • Анаграммы
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Гиперонимы
  • Морфологический разбор
  • Склонения
  • Спряжения

Перевод слова дерево

Мы предлагаем Вам перевод слова дерево на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский

  • tree — древесина
    • фруктовое дерево — fruit tree
    • черное дерево — black wood
    • темное дерево — dark timber
  • wooden
    • дом из дерева — wooden house
  • arbor — беседка
  • Baum — древесина, древесный ствол
    • одинокое дерево — einsamer Baum
    • из цельного дерева — aus massivem Holz
  • Stamm
  • arbre — древо, древовидная структура, древесина
    • фруктовые дерева — arbres fruitiers
    • дерево каталогов — arborescence des répertoires
    • резьба по дереву — gravure sur bois
  • schéma arborescent
  • schéma en arbre
  • arbre à palabres

Связь с другими словами

Слова начинающиеся на дерево-:

  • деревообделочная
  • деревообделочник
  • деревообделочное
  • деревообделочный
  • деревообрабатывающая
  • деревообрабатывающее
  • деревообрабатывающий
  • деревообработка

Гипо-гиперонимические отношения

группа совокупность система организм растение дерево ива ветла

Каким бывает дерево (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

высокого старым огромным сухим черным красным фруктовым большим другим ближайшем упавшем темным голым полированным большем могучем одиноким гигантским плодовым вековым железным зеленым раскидистым хвойным редким толстым мертвым оливковым первым апельсиновым срубленным соседним отдельным ореховым подходящем цветущем священным эбеновым фиговым живым вишневым твердым хлебным целым новым громадным ветвистым настоящем крепким гнилым сандаловым вечнозеленым лиственным небольшим лимонным карликовым густым корявым засохшем белым стройным красивым банановым древним

Что может дерево? Что можно сделать с деревом (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

расти стоять казаться расступиться показаться виднеться оказаться мелькать отбрасывать стоить гнуться появиться упасть падать лежать затрещать становиться замелькать иметь тянуться висеть треснуть вспыхнуть превратиться раскачиваться давать качаться вырасти свисать напоминать начинать поредеть шуметь исчезнуть гореть скрывать рухнуть петь смыкаться выйти мешать подниматься покрыться сидеть шелестеть расступаться кончиться трещать хлестать закрывать закачаться окружать возвышаться сомкнуться служить образовывать оставаться выскочить тянуть цвести образовать нависать жить дрожать

Ассоциации к слову дерево

дерево сад лес берег край окно земля дорога парк дом сторона корень голова опушка обочина склон кадка ветер река поиск лист холм фон вершина стена улица вода рука центр инкрустация поляна помощь друг место высота вид спина остров расстояние треск восток подножие конец долина дупло камень площадь роща света надежда качество лужайка плод прожектор оксфорд солнце бульвар озеро угол трава костра нога ограда небо

Синонимы слова дерево

балбес балка болван бревно брус бурелом валежник веха глупец глупыш головня дрова дром дубина дурак дурачина дурачок дурень душок жердь запашок идиот кол колода кусок лес лом лучина мачта оболтус обрубок оглобля олух орясина остолоп палка пень плаха полено простофиля столб сушь хворост часть чурбан щепа тес дручок

Гиперонимы слова дерево

  1. растение
  2. структура
  3. граф

Гипонимы слова дерево

  1. парадизка ольха ясень платан миндаль мандарин лиственница пихта какао осина эвкалипт смоковница дуриан дичок баньян пиния айва шелковица граб баобаб тис березка вяз бук ива абрикос валежник бальза рябина кипарис вишня кедр каштан ствол ель яблоня дуб липа елка кола черемуха ветла доска дубок мирт берест гевея вишенка груша слива
  2. сосна

Сфера употребления слова дерево

Лесоводство Общая лексика Ботаника Математика Техника

Морфологический разбор (часть речи) слова дерево

Часть речи: существительное Род: средний Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: именительный

Склонение существительного дерево

Предложения со словом дерево

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Темное дерево моментально расступилось перед огромным чужаком плохо 19 хорошо 16 2. Каменное дерево бурно росло на наморщенному лбу плохо 22 хорошо 9 3. Каменное дерево страшно напоминало на первая ощупь плохо 23 хорошо 7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *