Сензитивным периодом для формирования навыков является

Сензитивный период развития языка — самый продолжительный из всех сензитивных периодов, начинающийся в утробе матери и продолжающийся приблизительно до 6 лет.

Источник фото: drgreen.com

На протяжении этого периода ребёнок обладает особой восприимчивостью к языку, что проявляется в его явном интересе к речи и, при соблюдений определённых условий, в формировании и развитии речевых навыков легко и радостно.

Именно благодаря этой особой восприимчивости к языку а также впитывающему уму, присущим ребёнку в возрасте до 6 лет, человек делает такой невероятный прорыв от исключительно невербального общения новорожденного к беглой и грамматически правильной речи ребёнка 5-6 лет.

Ребёнок рождается с предпосылками к формированию языка: врождённым механизмом для формирования языка, слуховым аппаратом и речевым аппаратом. Но ребёнок не рождается с готовым языком и не имеет врождённой предопределённости, какой именно язык и сколько языков вообще станут его родными. В первые годы своей жизни ребёнку предстоит сформировать язык, и делать он это будет из имеющегося под рукой материала — языка/языков, окружающих его.

Так например, ребёнок, рождённый у русскоговорящих родителей, освоит русский язык, если будет расти в русскоговорящей семье, или французский язык, если он с рождения окажется в приёмной семье франкофонов. Либо оба языка, если будет расти в смешанном браке и регулярно слышать оба языка в своём окружении. Таким образом, ребёнок овладеет на уровне родного тем или теми языками, которыми он будет окружён с младенчества.

При этом освоение речью ребёнком до 6 лет происходит непринуждённо, легко и с энтузиазмом, независимо от сложности языка, который он осваивает. Никаких объяснений правил произношения, и положений органов речи для произношения каждого звука, заучивания слов, разъяснений грамматики ребёнку не требуется. В его арсенале есть впитывающий ум и сензитивный период развития языка, и с их помощью усвоение языка становится естественным и радостным процессом.

«Именно сензитивный период обеспечивает ребёнку удовольствие и радость в учении, и именно он обеспечивает успех в ознакомлении ребёнка с первыми элементами культуры».

Как уже упоминалось в статье Сензитивные Периоды, эта особая восприимчивость к языку существует в ребёнке независимо от нас, взрослых, нашего влияния или стараний, независимо от качества окружения ребёнка. Это внутренняя сила дана ребёнку по праву рождения.

Источник фото: todaysparent.com

Не в наших силах отменить, активировать, ускорить или замедлить наступление сензитивного периода, однако в наших силах сотрудничать с этой природной силой и помочь ребёнку освоить красивый, богатый, разнообразный язык. Или противодействовать этой природной силой и лишить ребёнка возможности легко, с удовольствием и радостью освоить то, что в последствии будет даваться с большими усилиями, силой воли и без особого удовольствия.

Для того, чтобы мы могли оказать поддержку ребёнку в сензитивный период развития языка, нам прежде всего необходимо понимать, как проявляется эта особая восприимчивость к языку. Затем, на основе этого понимания, мы сможем предвосхищать проявление сензитивного периода, наблюдать и распознавать потребности ребёнка в каждый период времени и предоставлять среду, в которой ребёнок сможет удовлетворить свои потребности и максимально воспользоваться потенциалом сензитивного периода.

Проявления сензитивного периода языка:

Итак, для начала рассмотрим, как проявляется сензитивный период развития языка.

«Ребёнок проходит через так называемый сензитивный период овладения языком. Сначала, на первом этапе, восприимчивость ребёнка направлена на запечатление и фиксировании звуков, которые он слышит. Затем, на втором этапе, ребёнок запечатлевает не только названия предметов, но и структуру языка».

Выделяют два основные периода развития языка: «доречевой период» — от рождения и до 10-12 месяцев, и «речевой период» — от года (первого слова) до 3 лет. В каждом из этих периодов ребёнок проявляет особый интерес и восприимчив к тому или иному аспекту языка.

ДОРЕЧЕВОЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА

В доречевой период ребёнок активно впитывает звуки, интонации, ритм языка, а также модель общения: паузы, «слушание» собеседника, эмоциональные реакции на сказанное. Ребёнок активно практикуется в издавании звуков. В этот период закладывается желание общаться благодаря тому, что взрослые разговаривают с ребёнком, реагируют на его попытки «говорить», а также благодаря тому, что у ребёнка формируется доверительное и приятное отношение с окружающими его людьми.

0-2 месяца

На протяжении первых месяцев жизни ребёнок общается с помощью плача, мимики и жестов, однако уже с самого начала жизни ребёнок проявляет интерес к звуками человеческой речи. Он реагирует на голоса близких людей и из всего разнообразия звуков, окружающих его, он уже способен изолировать звуки человеческой речи и даже различать границы слов.

Источник фото: drgreene.com

Незаметно нашему глазу происходит огромная внутренняя работа, закладывающая основу формирования речи: в процессе сосания, глотания и плача подготавливаются мышцы речевого аппарата и благодаря тому, что ребёнок слышит человеческую речь, происходит активизация речевого центра мозга.

Уже в первые месяцы жизни можно заметить попытки малыша «практиковать» органы речи: он высовывает язычок, открывает ротик и «экспериментирует» со звуками. К концу второго месяца ребёнок осознаёт, что движения во рту способны производить звуки и это доставляет ему заметное удовольствие.

2-4 месяца

Приблизительно с двух месяцев ребёнок начинает гулить – протягивать отдельные звуки, словно пропевая их. Он экспериментирует с органами речи, вытягивает губки, издаёт порою забавные звуки, пускает пузыри, смеётся. Если окружение ребёнка проявляет интерес к этим вокализациям ребёнка и реагирует на них улыбкой и ответными гулениями или речью, происходит подкрепление попыток общения с помочью звуков речи, и малыш продолжает усиленно практиковаться в этом новом для него способе общения.

4-6 месяцев

В этот период ребёнок активно наблюдает за движениями рта разговаривающих с ним людей. Ближе к пяти месяцам на смену гулению приходит лепет. Ребёнок начинает произносить звуки, которые уже напоминают звуки человеческой речи. Среди таких звуков уже слышны слоги, как например, ба-ба-ба-ба, да-да-да-да, а-гу. Такие комбинации звуков приносят много радости взрослым, и ребёнок, заметив реакцию окружающих, продолжает их производить, чтобы вновь и вновь получить восторженную реакцию взрослого.

Источник фото: teluguone.com

В этот период малыша слышно всё больше и больше, он неустанно практикует освоенные звуки, осваивает новые комбинации и с радостью «общается» с окружающими его людьми. Он практикует не только звуки, но и интонации, ритмы, громкость, паузы в «диалоге», и даже выстраивает целые «предложения».

Надо отметить, что дети всего мира, независимо от языковой среды и наличия или отсутсвия слуха, вокализации детей очень схожи, и поэтому говорят о их универсальности. И лишь к 6 месяцам среди звуков, произносимых малышом всё чётче слышны звуки того языка, которым он окружён. К 6 месяцам происходит «специалицация» речевого аппарата ребёнка к произношению звуков именно того языка, который его окружает и станет его родным языком. К этому времени глухие дети прекращают лепетать.

7-12 месяцев

Ребёнок продолжает практиковать звуки родного языка, выстраивать из слогов целые «предложения». Он нередко «повторяет» целые предложения за общающимся с ним взрослым, правда предложения эти напоминают произнесённые взрослым пока только интонацией, паузами, и лишь некоторыми звуками.

10-11 месячный ребёнок осваивает новую артикуляцию, активно повторяет за взрослым новые звуки, звукосочетания и «слова». Многократное повторение звуков и первых слов (баба, мама, и др). – увлекательное занятие ребёнка, приближающегося к годовалому возрасту.

Приблизительно в 10 месяцев ребёнок совершает новое важное открытие: звуки, произносимые человеком, несут за собой смысл. Это происходит благодаря тому, что взрослые разговаривают с ребёнком, называют предметы в окружении малыша, играют с ним. Ребёнок приходит к пониманию, что эти звуки несут в себе как-то сообщение. Это очень важное осознание в процессе становления речи.

Ближе к году ребёнок произносит своё первое осмысленное слово, это может быть ещё совсем нечётко произнесённое слово, но это слово, за которым для ребёнка стоит смысл. Например, «да» в значении «дай», а не просто случайная комбинация звуков, как это было раньше.

РЕЧЕВОЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА

Речевой период начинается с первого слова ребёнка. Ребёнок в этот период особо восприимчив к познанию названий всего, что его окружает, и его интересу кажется нет предела. В условиях, когда его окружение удовлетворяет эту потребность ребёнка, словарный запас малыша стремительно увеличивается. В этот период происходит подсознательное усвоение грамматического строя языка, ребёнок выстраивает фразы, а затем и предложения без всякого формального обучения грамматике.

12-24 месяца

Источник фото:

Приблизительно в возрасте одного года ребёнок произносит свои первые слова. Мария Монтессори называла это «великим событием», «великой победой, внутренней победой, которая ведёт ребёнка к возможности выразить мысль или указывать на предмет» . Ближе к полуторагодовалому возрасту наступает период глубокого интереса к названиям предметов. Ребёнок осознаёт, что у каждого предмета есть название, и ему хочется знать названия всего, что его окружает.

Дети внимательно слушают разговоры взрослых и всячески проявляют интерес к человеческой речи. Речь пленит и притягивает ребёнка, сама природа влечёт его к этому аспекту человеческой жизни.

Малыш добавляет новые слова не спеша, пока не достигнет критической массы приблизительно 50 слов, и тогда происходит прорыв в его словарном запасе. В этот период ребёнок проявляет громадную жажду и любовь к словам, особенно существительным, и овладевает значением вплоть до 8 слов в сутки.

В этом периоде дети выражаются на так называемом «телеграфном языке», то есть используют короткие и простые слова для выражения мыслей, например, «папа идёт», «мяч там».

2-3 года

Словарный запас активно пополняется. В этот период для ребёнка не существует слишком сложных или слишком длинных слов. Ребёнку не стоит труда понять разницу между экскаватором, трактором и бетономешалкой. Поэтому рекомендуется называть предметы своими именами («машина» а не «бибика», кушать а не «ням-ням») и не бояться длинных или сложных слов.

Силвана Монтанаро, стоящая у основ создания АМИ-курса Ассистентов Детства в своей книге «Понимание Человека: Важность Первых Трёх Лет Жизни» пишет о важности подготовки взрослых, проводящих время с ребёнком в этом возрасте: «Если они осознают наличие «сензитивного периода для названий предметов» и должным образом откликаются на голод ребёнка к словам, они могут дать своим детям богатство и точность языка, которые останутся с ними всю их жизнь и которые окажут значительное влияние на его понимание реальности».

Помимо существительных ребёнок в этом возрасте активно познаёт и вводит в употребление и другие части речи: глаголы, прилагательные, предлоги, наречиями. Ребёнок начинает выражаться фразами, а затем и простыми предложениями. В то же самое время ребёнок начинает овладевать основными правилами синтаксиса (строения предложений) и к 3-4 годам в целом выражаться грамматически правильными предложениями. Грамматические ошибки и артикуляторные неточности ещё присутствуют в речи, но при спокойном отношении взрослых и моделировании правильной речи неточности и ошибки постепенно исчезают.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Источник фото: upasanamontessori.com

В культурах, где присутствует письменная речь, в возрасте 3.5-4.5 года у ребёнка проявляется восприимчивость к письменной речи. Это проявляется в особом интересе к буквам как символам, обозначающим звуки. В этот период ребёнок восприимчив к развитию фонематического слуха, соотношению звуков с буквами, а также письму как возможности передачи своих мыслей с помощью символов. Ребёнку становится интересным, что написано на упаковках, уличных знаках, вывесках, книгах и, если среда поддерживает его интерес, ребёнок естественно и без особых усилий осваивает письмо, а затем ближе к 5 годам и чтение.

Одним из удивительнейших открытий Марии Монтессори было наблюдение спонтанного письма у детей в возрасте 3.5-4.5 года, когда никто их преднамеренно не учил писать, а этот навык возник у них спонтанно благодаря их желанию выразить свои мысли в письменном виде. Навык чтения также имеет возможность сформироваться у ребёнка 4-5 лет легко, спонтанно и при минимуме усилий.

Итак, мы рассмотрели проявления сензитивного периода развития языка в возрасте от рождения и до 6 лет. Снаряжённые этими знаниями, взрослые в окружении ребёнка могут предвосхищать а также с помощью наблюдения замечать потребности ребёнка в каждый период развития и создавать условия, в которых эти потребности будут удовлетворяться.

Поддержка ребёнка в сензитивном периоде развития языка

В статье Развитие речи в Монтессори-среде для детей до 3 лет подробно рассматривается, как в хорошо функционирующем Монтессори-саду создаются условия, отвечающие потребностям сензитивного периода развития языка в период от 14-15 месяцев и до 3 лет.

Что же мы, родители, можем сделать для того, чтобы быть поддерживать природные силы ребёнка и создавать условия для максимальной реализации возможностей сензитивного периода развития языка? В двух словах это можно сформулировать следующим образом: создание богатой языковой среды. Более развёрнуто о том, как создавать богатую языковую среду представлено в инфографике.

Подведём итоги:

Сензитивный период развития языка длится первые 6 лет жизни ребёнка и позволяет ребёнку фокусировать свои внутренние силы на освоении языка. Это проявляется в живом интересе и восприимчивости к разным аспектам языка: к звуковому строю языка в первый год жизни, словам на втором и третьем годах жизни, к письменной речи ближе к 3.5-5 годам.

При условии, что окружающая среда отвечает интересам ребёнка в каждый период времени, усвоение языка происходит естественно, радостно, играючи и без тех чрезвычайных усилий, которые требуются для усвоения языка в последующие периоды жизни, если возможности сензитивного периода по какой-то причине были упущены.

Знание о проявлениях сензитивного периода позволяет взрослым оказывать поддержку природным силам ребёнка и устранять препятствия на их пути.

Юлия Бортко — montessori-way.ru

М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный». Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Взрослые могут создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не сможет пропустить ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения существует в среде. Сензитивные периоды проявляются и длятся у каждого ребенка свое время. Поэтому фронтальный подход в обучении неэффективен и вреден для здоровья. В среде Монтессори каждый ребенок работает в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.

Основными сензитивными периодами возраста 0 месяцев – 6 лет Монтессори выделяла следующие:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет)

Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются «внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях). Весь процесс деятельности с Монтессори-материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет)

Важный показатель общего психического развития ребёнка – психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка.

Именно поэтому малышей тянет к уличным площадкам с их лестницами, горками и качалками. Все это позволяет в максимальной степени развивать двигательные навыки, координацию движения, вестибулярный аппарат ребенка, его гибкость и ловкость, укреплять различные группы мышц и суставов.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)

Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует навкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Монтессори-среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы, как Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.

5. Период речевого развития

Чем меньше ребенок, тем более наглядными должны быть все понятия, с которыми он знакомится. Для эффективногоусвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт» (пощупать, потрогать, понюхать и т.д.). В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, макеты жилищ животных, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне – взрослый (педагог или мама).

6. Период развития социальных навыков

В возрасте 2.5 — 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и «ребята, которые в открытую курят на остановках». Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок под­ражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т. д.

Для овладения вежливыми формами общения служат упражнения в навыках социальной жизни, которые описаны в работах Марии Монтессори и ее последователей.

В заключение, еще раз сформулируем основные выводы, который нам, родителям и педагогам, нужно помнить:

Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития.

Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.

Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д.

Исследователи человеческой природы и психики выявили интересный факт, который гласит о том, что в определенные жизненные моменты в человеческой личности формируются специфические качества и черты. Важно обратить внимание на то, что появление определенных психических способностей зависит от возраста человека. Именно это явление лежит в основе феномена сенситивных периодов. В данной статье, мы поговорим о сенситивных периодах и их особенностях.

Сенситивность — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду

Разбираемся в терминологии

Перед тем как говорить об особенностях сенситивных периодов, давайте ознакомимся с самим термином «сенситивность». Латинское слово sensus переводится как чувства, что следует понимать, как способность к восприятию окружающего мира. Таким образом, сенситивность является способностью воспринимать и проявлять реакцию на воздействие внешних раздражителей. Всех людей, населяющих нашу планету, можно подразделить на две условных группы: индивидуумы с повышенной или пониженной чувствительность. Принадлежность к одной из этих групп определяется влиянием следующих факторов:

  • воспитание и личностное саморазвитие;
  • близкое окружение (родители и родственники);
  • наследственные факторы;
  • социальная среда;
  • возраст и нарушения в работе ЦНС.

Все вышеперечисленные факторы оказывают важное влияние на развитие человеческой личности.

На протяжении всей человеческой жизни, степень эмоциональной чувствительности и восприятие окружающего мира изменяются. Эти изменения в личностном восприятии приходятся на определенные фазы. Специалисты говорят о том, что в модели личностного развития, важную роль имеют два периода – сенситивный и критический. Знание их особенностей позволяет справиться с различными жизненными трудностями, с которыми сталкивается человек на протяжении процесса взросления. Помимо этого, своевременное вмешательство в процесс развития личности позволяет провести коррекцию отклонений в развитии психики.

Сенситивные периоды развития личности

Сензитивный период в психологии – это процесс изменения уровня чувствительности, спровоцированный вступлением в определенную фазу взросления. Выше мы перечислили основные факторы, которые влияют на степень чувствительности и имеют важную роль в процессе формирования личности.

Сенситивный период является своеобразной ступенью в «лестнице жизни», где человек встречается со всеми благоприятными условиями для формирования определенных качеств. Одним из примеров таких периодов является возраст, между полутора и тремя годами, когда у детей начинают развиваться речевые навыки. Важными составляющими в освоении различных навыков являются социальная среда и влияние педагогов. Следует обратить внимание на то, что в эти жизненные фазы изменяется степень восприятия влияния внешних факторов.

В сенситивные периоды жизни, человек становится более предрасположен к педагогическому воздействию.

В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей

Давайте рассмотрим, сенситивные периоды развития ребенка:

  1. От первого дня до полутора лет – развитие двигательных навыков.
  2. От полутора до четырех лет – формирование мускульной координации.
  3. От одного года до четырех лет – появление интереса к мелким объектам.
  4. От двух до четырех лет – формирование восприятия порядка.
  5. От двух до шести лет – восприятие музыкальных звуков и композиций.
  6. От двух до шести лет – обучение вежливости и этикету.
  7. От двух до шести лет – дифференциальное восприятие.
  8. От трех до пяти с половиной лет – освоение чтения.
  9. От трех с половиной до четырех с половиной лет – освоение письма.
  10. От трех с половиной до четырех с половиной лет – развитие пространственного восприятия.
  11. От четырех до шести лет – освоение элементарной математики.

Описание особенностей сенситивного периода

Учеными сделано несколько интересных выводов, об особенностях сенситивных фаз в детском развитии. Первый из них говорит о том, что каждый ребенок по мере взросления проходит через определенные периоды сенситивности. Однако, само время вступления в эту фазу сугубо индивидуально. Психические и интеллектуальные способности некоторых детей развиваются в быстром темпе, а у других с медленной скоростью. Важно обратить внимание на то, что упущение периода, в котором ребенок мог бы приобрести определенные навыки, приводит к трудностям с их освоением в будущем.

Для того чтобы не упустить наиболее важные моменты развития личности, следует знать об особенностях определенного возраста. Специалисты рекомендуют уделять как можно больше времени детям и наблюдать за проявлениями перехода между различными этапами. В этот период жизни очень важно создать правильную среду для усвоения определенных навыков и развития способностей.

Стадии сенситивного развития можно разделить на три составляющие:

  1. Начало – один из самых благоприятных моментов для приобретения различных навыков.
  2. Пик – наиболее выраженный период, в котором проявляются способности, характерные для определенного возраста.
  3. Спад – плавное завершение этапа, что подразумевает снижение тяги к освоению различных способностей.

Критические фазы развития личности

Сензитивный период — это не единственный важный этап в становлении личности. По мнению специалистов, существуют критические фазы, которые характеризуются эмоциональными всплесками, что проявляется в виде резкой перемены настроения и изменениями поведенческой модели. Во время критических фаз у ребенка резко увеличивается эмоциональная чувствительность. Подобные изменения объясняются перестройкой внутренних систем организма.

Этот период необычайно важен для детского развития, поскольку недостаток положительно влияющих факторов может спровоцировать формирование необратимых нарушений. В качестве примера можно сказать о том, что в момент внутриутробного развития, организм малыша подвластен влиянию различных негативных факторов. Недостаток кислорода, питательных элементов и отрицательное влияние экологии может сказаться на физическом развитии плода.

Влияние негативных факторов становится пусковым механизмом развития необратимых процессов. Критические периоды наравне с сенситивными имеют важную роль в становлении личности.

Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности

Как развить сензитивные навыки

Благодаря сензитивным навыкам, человек получает возможность не только развивать свою личность, но и взаимодействовать с окружающими людьми. В зрелом возрасте укрепить свое сенситивные способности можно при помощи специальных тренингов, которые подразумевают личностный рост. Подобные тренинги позволяют развить в себе эмпатию, наблюдательность и понимание поведенческой модели окружающих. Давайте ознакомимся с подобными видами психологических тренировок.

Развитие наблюдательности. Для проведения этой тренировки необходима группа из нескольких человек. Один из участников группы покидает комнату, а в это время другие участники тренировки размещаются в различных позах. После этого, вышедший человек должен вернуться в комнату и запомнить расположение всех участников группы. Вслед за тем, как этот человек вновь покидает комнату, половина участников тренинга изменяет свое положение. Когда вышедший человек возвращается, перед ним ставится задача — воссоздать первоначальную картину. В результате подобной тренировки можно оценить наблюдательность человека.

Развитие эмоционального восприятия. Все участники группы должны расположиться полукругом, так чтобы они могли видеть друг друга. После этого им раздаются специальные карты, на которых записаны определенные эмоции. Задачей участника является выйти в центр зала, встать спиной и при помощи различных жестов и телодвижений показать заданную эмоцию. Задачей остальных членов группы является распознавание чувств, которые им демонстрируются.

Развитие наблюдательной сензитивности. Члены группы должны создать своеобразный круг взявшись за руки. В задачу каждого участника группы входит почувствовать эмоции человека, которого он держит левой рукой. Высказав свое предположение, человек узнает о том, насколько правдивы его догадки. С помощью подобных тренировок можно узнать о стереотипах, которые ошибочно используются в анализе поведения окружающих людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *