Русско народные потешки

Ай качи качи качи

Ай качи качи качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки

Совушка-сова

Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Ладушки-ладушки!

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Ам! Ам!

Как у нашего соседа

Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси — в гусли,
Утки — в дудки,
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны.

Ваня-простота!

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Солнышко-ведёрышко

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Вода-водица

Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба

Козёл

Как у нас-то козёл,
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.

Улитка

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе пирога.

Как на Ванькины именины

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Жили у бабуси два веселых гуся

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.

Фома едет на курице

Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.

Барашеньки — крутороженьки

Барашеньки — крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ

Прилетели гуси

Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!

У бабы Фроси

У бабы Фроси пяток внучат.
Все каши просят. Все криком кричат.
Акулька в люльке, Аленка в пеленке,
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила, кашу варила,
Молоко топила, внучат кормила.
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились!

***

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели, —
На головушку присели!

***

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.

Еду-еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
По маленьким пенёчкам,
Прямо в яму — бух!
Раздавили сорок мух!

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воду не носил,
Печь не топил, —
Нет тебе кашки!

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через тёмный лесок,
Через лес за реку́
Покричи: ку-ка-ре-ку!

А коток, а коток,
Кучерявенький лобок,
Украл бабушкин клубок
Да и спрятал в уголок.
А бабушка догнала
И за ушко подрала.

— Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

Мчится поезд (Э. Мошковская)

Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь,- гудит,-
Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-усь!

Бычок (В. Берестов)

Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает.
— Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!

Хлюп-хлюп (С. Капутикян)

Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.

Аист (И. Токмакова)

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой.
После — правою ногой,
После левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

МКДОУ «Золотухинский детский сад

комбинированного вида, второй категории»

Русский народный фольклор

(потешки в адаптационный период

для детей 2-3 лет).

Воспитатель: Сасина

Татьяна Андреевна

2017-2018 г.

Цель: Формировать у детей через народный фольклор(потешки) доброжелательное отношение к близким людям, к детскому саду, к животным, сопереживание и сочувствие к ним.

Задачи:

1. Обеспечить формирование открытости доброжелательности и коммуникативности у детей.

2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

3. Привлекать родителей к организации образовательного процесса (консультация с родителями о русском фольклоре ,жанре пошки).

4. Создавать необходимую предметно-развивающую среду

5. Разнообразить музыкальную художественно-игровую деятельность. 6. Использование мультимедийной технологии как инновационный подход к выбору формы организации деятельности детей и взрослого.

7. Совершенствовать здоровье — сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз, динамические упражнения).

1. Фольклор — это устное народное творчество потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

Фольклор — в переводе с английского означает «народная мудрость», «народное знание».

2. Народный фольклор — это маленькие литературные шедевры, полны мелодичности, лирики, тонкости, меткости и красоты речевых оборотов. Народный фольклор раскрывает не только красоту родного языка, но он передаёт народную мудрость, доброту, сочувствие, сопереживание, трудолюбие. Именно поэтому, для воспитания нравственных качеств детей с 2 до 3 лет, я использую народный фольклор — потешки, которые тщательно отбираю. Ритмичные слова вызывают у детей радость, словарный запас детей этого возраста ещё невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Тексты произношу с разной интонацией нараспев, ласково, негромко, весёлую потешку — задорно, с юмором, с улыбкой.

В этом году в нашем детском саду открылась I младшая группа, дети набирались с 2 лет. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.

Чтобы знакомить детей с потешками я оформила в группе уголок «Домик бабушки Арины», где за окном растёт русская берёзка, бабушка встречает ребят с пирожками, на столе стоит самовар и 2 весёлых гуся, которые живут во дворе у бабушки. Здесь дети с удовольствием обыгрывают потешку «Жили у бабуси 2 весёлх гуся». Эта любимая потешка моих детей, которую они очень любят обыгрывать под музыку.

3. Обыгрываем плоскостные игрушки (показ).

Эта потешка воспитывает у детей уважение к старшим, любовь к близким, доброту, сопереживание. В домике у бабушки Арины есть полочка для игрушек. Я в своей работе знакомство с потешками использую предметно-методический комплект игрушек для занятий и игр с детьми раннего возраста, который был разработан Т.Н. Дороновой и С.Н. Дороновым. Комплект включает 17 игрушек из пластизола, игрушки изготовлены отечественными производителями и имеют сертификат качества. Игрушки эстетичны и привлекательны. Они способны вызвать эмоциональный отклик у маленького ребёнка, стимулировать его развитие и активизировать игру. Дети третьего года жизни большие собственники, с трудом делятся игрушками, сладостями, чтобы научить их делится, я решила познакомить их с потешкой «Кисонька-мурысонька ты где была?» На мельнице — «кисонька-мурысонька, что там делала?» — Муку молола — «кисонька -мурысонька, что из муки делала?» — Прянички — к-м, с кем прянички ела? — Одна — Не ешь одна! Не ешь одна! Дети берут игрушку кисоньку -мурысоньку — рассматривают, беседуют. При заучивании этой потешки я использую иллюстрации Ю.А. Васнецова, ведь его звери не притворны, они таинственны. Народные потешки с рисунками Ю.А. Васнецова — это детская классика, которую необходимо читать и смотреть (Вот вашему вниманию набор картин из 10 шт, перечислить). Использую в своей работе мультимедийное оборудование, музыкальные игрушки, также и механические (зайчик, петушок, муз. микрофон с тематической потешкой). Эта потешка призывает детей к послушанию, дружбе, учит делится сладостями, игрушками.

Заучивая потешку «Котенько -коток — серенький лобок», дети с радостью обыгрывают игрушку, рассматривают иллюстрацию, принимают на себя роль котика, несут его в спальню и кто плачет, стараются успокаивать, отвлекаются. Дети плохо воспринимают дневной сон, а благодаря мелодичному звучанию потешки, дети играя легко запоминают её, она вызывает у детей сочувствие друг к другу, доброту.

Второй год жизни характеризуется бурным развитием речи. Ребёнок начинает понимать всё большое количество названий предметов, действий, многих обращений к нему.

Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечь и успокоить. Перебираю пальчики Саши и приговариваю:

Этот пальчик — папочка

Этот пальчик — мамочка

Этот пальчик — бабушка

Этот пальчик — дедушка

Этот пальчик я — Сашка вот и вся моя семья.

Если ребёнок очень эмоциональный, заменяю эту потешку с пальчиковой гимнастикой, темой, которая не напоминает про родных:

Этот пальчик — маленький

Этот пальчик — слабенький

Этот пальчик — длинненький

Этот пальчик — сильненький

Этот пальчик — толстячок

Вот и весь Сашин кулачёк.

Мальчик посматривает на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет. Разнообразные упражнения для пальцев рук (см. приложение — использую мультимедийное оборудование — телевизор).

Дети реагируют на потешку неодинаково, некоторых детей успокаивает потешка с перебиранием пальчиков. А есть дети, которые не дают дотрагиваться до своих ручек, и тогда я использую игрушки (кукла би-ба-бо). Рассказываю потешку сорока-белобока, все дети хотят, чтобы кукла сорока дотронулась до их пальчиков. Мне бы хотелось обратить внимание родителей и педагогов на то, сколько радости взрослый может доставить ребёнку, действуя с резиновым котиком, уточкой, сорокой, петушком. Для развития детей раннего возраста игрушки, изображающие детей были выбраны не случайно, мир природы во все времена был приближен к жизни и сознанию ребёнка. Одна из самых ранних игрушек Древней Руси, найденных на территории древних городов изображали, домашних и диких животных, потому что уже тогда народ понимал, что с их помощью действительностью образами животных пронизан детский русский фольклор. При этом упомянутые в потешках, песнях есть необыкновенные звери, птицы, насекомые, творят человеческие дела (варят кашу, баюкают малышей, плетут лапти и т.д.), что имеет большое значение для нравственного патриотического воспитания у малышей. Малыши сопереживают героям, любят их, баюкают, укладывают спать, кормят их. Именно поэтому современные отечественные учёные рекомендуют родителям и педагогам использовать для развития детей раннего возраста сюжетные игрушки с изображением животных, одушевлять их, придумывать им имена и играть с ними. Большое значение для эмоционального развития детей раннего возраста имеет внешний вид игрушек. Петух должен быть действительно петухом, нужно стремиться и к занимательности, нужно, чтобы игрушки вызывали более или менее длительное удивление ребёнка, ибо удивление — начало к пониманию и путь к познанию. Поэтому все игрушки, используемые мною, подобраны таким образом, что способствуют формированию у детей правильных представлений об окружающей действительности, выглядят занимательными и очень добрыми (количество и качество игрушек стараюсь подбирать так, чтобы они отвечали гигиеническим требованиям, были изготовлены отечественными производителями).

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Потешки, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие, доброту, сочувствие, сопереживание, трудолюбие.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Картотека по произведениям фольклора для родителей

1. Энциклопедия детского фольклора (моя первая книга).

2. «Вышел зайчик погулять»

3. «Тексты песен для детского сада (кукольная колыбельная).

4. «Сорока-белобока» песни-потешки.

5. «Читаем малышам» — «Сорока-белобока»

6. «Сказки по потешкам».

7. «Петушок — золотой гребешок».

8. «Ваш малыш (игры и упражнения в песенках и потешках и стихах).

Предметно-развиваюшая среда .

Слушаем потешку. Рассказывание потешки. «Сорока-белобока» и рассматриваем иллюстрации Ю.Васнецова.

Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к фольклору. Способствовать формированию у них умения на слух воспринимать поэтические произведения и понимать его смысл. Способствовать развитию развития нравственно-патриотического воспитания у детей. Побуждать детей узнавать знакомых животных и узнавать их (сова, зайчик, белочка, уточка, птичка). Рассмотреть с детьми сороку на иллюстрациях. Обратить внимание на её красивый наряд. Подвести детей к пониманию того, что сорока-птица. Обратить внимание на красный цвет юбки сороки и на то, что гости везут «кашки немножко на красной ложке».

игрушки

иллюстрации Ю.Васнецова к народной патешке «Сорока-белобока»

Игра «Играем в Сороку-белобоку».

Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к совместной со взрослыми деятельности и формировать умение принимать воображаемую ситуацию.

Побуждать детей при игре с сорокой использовать полученный игровой опыт.

Продолжать показывать детям, как можно играть с игрушками, используя игровую ситуацию — распределение каши. В процессе показа игровых действий с игрушками побуждать детей сочетать реальные предметы с предметами-заместителями.

Игрушка или кукла би-ба-бо, изображающая сороку, другие игрушки.

Игра-развлечение

Театр игрушек по песенке «Жили у бабуси два весёлых гуся».

Цель: Продолжать вызывать у детей положительное эмоциональное состояние, удовольствие от просмотра театра игрушек.

Побуждать детей узнавать и называть гусей.

Привлекать детей к участию в выступлении и исполнению роли гусей.

Плоскостные игрушки гусей и кукла би-ба-бо (для роли бабушки)

Игра-развлечение

Театр игрушек по потешке «Пришел медведь к броду».

Цель: Продолжать вызывать у детей положительное эмоциональное состояние, удовольствие от просмотра театра игрушек.

Игрушка «Медведь» и тазик с водой.

Игра: «Купание медведя».

Демонстрируя детям игрушку сову, будет очень уместно прочитать потешку «Совушка-сова — большая голова», или используя игрушечного медведя, разыгрывать перед детьми с использованием тазика с водой такую потешку:

Пришел медведь к броду

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Вымок,

Выкис,

Высох,

Встал на колоду-

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок… (и можно начинать сначала).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *