Ребенок не хочет учить стихи, что делать?

Бывает ситуации, когда ребенок категорически отказывается их учить. Почему ребенок не хочет учить стихи? Любому родителю приятно, когда малыш с удовольствием учит, а потом и рассказывает стихи на утренниках в детском саду или школе.

Почему ребенок не хочет учить стихи?

Бывает ребенок просто стесняется рассказывать стихи и поэтому не желает их учить. Здесь нужно разбираться глубже. Сейчас в любой школе или дошкольном учреждении имеется психолог, обязательно пообщайтесь с ним.

Читайте также: Почему ребенок стесняется

Ведь стеснительность — это своего рода страх. Страх открыться, показать себя, и где-то ребенок закрылся на этом страхе. Часто это дети со зрительным вектором, которые очень смышленые и обучаемые от природы.

И если такой ребенок на свою эмоциональную открытость, слышит издевку или смех, он испытывает страх, и закрывается. Обычно это «добрые» дети могут пошутить, но не редко родители сами того не подозревая наносят такому ребенку травму.

Нельзя пытаться насильственным образом преодолевать такой страх в ребенке — боишься выступать, мы вытащим тебя на сцену. Боишься отвечать у доски, попросим учителя вызывать тебя чаще. Это только усилит страх.

Отказываться учить стихи малыш может по разным причинам. Одна из причин — это слишком большая загруженность малыша информацией, его мозг как бы старается защититься от перегрузки. В таком случае могут помочь несколько маленьких уловок.

Если ваш ребенок не хочет учить стихотворение, ослабьте его бдительность, согласитесь с ним: «Учить стихи не будем! Давай просто поиграем!». Рассказывайте ребенку по одной строчке стихотворения, а он пусть повторяет за вами.

Только обязательно рассказывайте, а не читайте. Так малышу легче будет повторять за вами, и он не испытает информационного стресса.

Возможно в стихотворении имеются не понятные для малыша слова или фразы. Выясните это, и объясните ребенку их значение, приведите различные примеры употребления этих слов или фраз.

Читайте также: Развитие навыков общения у ребенка

Как учить стихи с ребенком

  1. Повторяйте по одной строчке из стиха до тех пор, пока малыш не расскажет эту строку без заминки. После изучения первой строки переходите к изучению второй и после этого соединяйте две вместе. После переходите к третьей и так далее.
  2. Вы замечали, как ребенок или даже вы сами напевает слоганы из надоедливой рекламы? Так используйте те же приемы – бесконечное повторение. Декламируйте стих в присутствии малыша как бы сами для себя. Повторите его несколько раз полностью, потом повторяйте по несколько строк. Пусть ребенок видит, что вам это нравиться, декламируйте с выражением и интонацией.
  3. Устраивайте представление игрушек. Усадите их в круг, а одна игрушка пусть рассказывает стихотворение на «сцене». В следующем акте пусть каждая игрушка из круга расскажет по одной или две строчки из произведения. В итоге малыш сам присоединится к игре. Частое повторение отличный метод заучивания. Ребенок запомнит все, даже не думая об этом. В итоге процесс пройдет интересно и не заметно для ребенка.
  4. Можно использовать мяч в процессе изучения. Кидайте ребенку мяч, и говорите первую строчку, он говорит вторую и бросает мяч вам и так далее.
  5. Стихотворение можно нарисовать. Это может быть один рисунок или целая книжка комиксов.
  6. Стихотворение можно пересказать своими словами, чтобы лучше понять смысл и объяснить непонятные слова.

Не нужно заучивать стихотворения в один день или вечер, постарайтесь приступить к этому заранее, за неделю или две до мероприятия. Выбирайте стихи по силам малыша, не нужно брать слишком длинные произведения со сложными оборотами речи.

Чтобы звучание рифмы было привычным для малыша, сочиняйте разные рифмы в быту. Играйте с ребенком в рифмы, ребенок говорит слово – вы придумываете рифму и наоборот. С рождения приучайте малыша к ритмически составленной информации.

В этом хорошо помогают разные скороговорки, потешки. Не даром народ придумал их великое множество. Они легко запоминаются при этом, развивая память малыша. Если ребенок с младенчества слышит стихи, они становятся для него понятными и привычными. Такой ребенок быстро и с радостью будет их учить и повторять.

Если ребенок не хочет учить стихи, задайте ритм стихотворению, и оно запомниться намного быстрее и качественнее. Придумайте и повторяйте с малышом движения под этот ритм, плавное покачивание, движения руками, туловищем. Повторяйте стихи на прогулке, когда раскачиваете ребенка на качели.

Приветствую вас, друзья. Сегодня расскажу секреты, как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком. Стихи помогают в развитии памяти, речи ребенка, способствуют общему развитию. Детям, которые учили стихи в дошкольном возрасте, намного проще будет в будущем, когда пойдут в школу, ведь там часто задают задания и надо выучить наизусть стихи в достаточно сжатые сроки. Но многие родители не знают, как учить с ребенком стихи, с чего начать, на что обратить внимание при заучивании. В сегодняшней статье я расскажу о секретах и методиках заучивания стихотворений.

Секреты как учить с маленьким ребенком стихи

Существуют разные методы, помогающие учить стихи с детьми, из которых родители смогут выбрать тот, который будет удобен им и ребенку либо можно сочетать их между собой.

  1. Делим стихотворение на части. При изучении стихов рекомендуется делить их на части, желательно, чтобы они были смысловыми. Даже небольшое четверостишие можно поделить на две части по две строчки. В первый день выучите первые две строчки, время от времени вспоминайте их, повторяйте. На следующий день повторите предыдущие строчки и выучите дополнительно две новые.
  2. Плавно увеличиваем объем стихотворений. Для начала лучше всего выбрать небольшое стихотворение, состоящее буквально из четырех строчек. Позже, когда ребенок его выучит, можно взять для изучения стих немного больше предыдущего.
  3. Не торопитесь. Многие родители спешат, пытаясь с ребенком выучить множество стихов в короткое время. Не нужно никуда торопиться. После того, как ребенок рассказал в первый раз стих, нужно время, чтобы он его запомнил, а не забыл через час.
  4. Представляем стих. Детям легче запомнить стих, если они представляют то, о чем он. Поэтому прежде, чем приступить к заучиванию текста, предложите ребенку его представить, а лучше всего – нарисовать то, о чем говорится в строчках произведения.
  5. Объясняем ребенку непонятные, сложные слова и фразы. Часто в стихотворении можно встретить слова или метафоры, значения которых малыш еще не знает. Обязательно объясните, что значит каждое неизвестное слово, фраза, словосочетание. Придумайте как можно больше синонимов к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. В противном случае малышу будет сложно быстро выучить стихотворение, значение слов которого он не знает.
  6. Пересказываем стихотворение. После того, как вы выразительно прочитали стих, перескажите его своими словами, доступным языком для малыша, попутно поясняя непонятные моменты. После этого попросите ребенка пересказать стих своими словами по памяти.
  7. Следите за интонацией при чтении стихотворения, делайте паузы, когда это требуется. Приучайте ребенка с первых же дней рассказывать стихи с выражением. Для этого для начала необходимо самостоятельно прочитать малышу текст с интонацией, чтобы он мог прочувствовать каждое слово, понять, что пытался донести автор произведения. Можно во время воспроизведения демонстрировать действия, в соответствии со словами: ходить по комнате, приседать, наклоняться, показывать высокий (вверх руку) или маленький (руку опустить низко).
  8. Можно облегчить изучение стихотворения с помощью обычного… мячика. Для этого один из родителей кидает мяч в руки ребенку и произносит первую строку стихотворения, малыш, в свою очередь, кидает мячик обратно, повторяя, сказанное родителем. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок выучит стихотворение, можно предложить кидать мячик друг другу и по очереди называть слова из выученного стиха. Так незаметно, играя, ребенок сам не заметит, как выучит стихотворение наизусть быстро.

Советы как быстро выучить стихотворение наизусть

  1. Для детей лучше выбирать стихотворения А. Барто, С. Маршак, С Капутикян. В стихах перечисленных поэтов присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста.
  2. Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительные, динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.
  3. Чаще пойте или включайте диск с записанными на нем детскими песенками. Постепенно, слушая изо дня в день песни, ребенок будет запоминать слова и со временем начнет подпевать.
  4. Во время игр и ежедневных дел (умывание, одевание, кормление) сопровождайте действия стишками, потешками. Во время прогулок, по пути в магазин за продуктами, на развивающий кружок либо в детский садик повторяйте стихи, которые были выучены ранее либо рассказывайте новые.
  5. Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.

Как учить стихи. Мой опыт

Теперь расскажу, как мы начинали учить стихи с Леней и Настей. Сыну сейчас 5 лет и он знает много стихотворений, но мы все-равно продолжаем учить новые и он делает это с удовольствием. Насте 2 года 8 месяцев с ней мы тоже учим стихи, конечно, попроще и знает она поменьше, чем Леня. Но с удовольствием рассказывает с выражением (некоторые слова бывает, что пропускает) «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишу на пол», «Идет бычок качается», «Миша косолапый» (при этом в конце обязательно топает ногой:)), частично «Федорино горе», «Мойдодыр» и «Муху цокотуху».

Как же мы учим? Когда мы качаемся, например, на качельке, куда-то идем, либо готовлю кушать — я ей рассказываю различные стишки. Дома у нас постоянно включен диск со стихами А. Барто и детские песенки (она уже подпевает песенки крокодилу Гене «Пусть бегут неуклюже»).

  • Когда мы учим новое стихотворение я рассказываю сперва сама стихотворение полностью.
  • Далее я читаю строчку из произведения и даю повторить Настюшке за мной и так до конца всего стихотворения.
  • После того, как предыдущий пункт пройден (бывает и несколько раз) мы приступаем к следующему шагу: я рассказываю слова из первой строки стихотворения, но последне слово даю сказать дочке.
  • Следующий шаг аналогичен предыдущему, только дочка говорит два последних слова, потом три.
  • На последней стадии я говорю первое слово в строке, а дочка оставшиеся слова. Так продолжаем до тех пор, пока сама полностью не сможет рассказать все стихотворение.

Написала много, но на самом деле это совсем несложно, проходит в игровой форме и дочка получает от занятия большое удовольствие. А как ей нравится потом всем демонстрировать свое умение рассказывать стихи, прям улыбка до ушей, глазки сияют:)

Вот и все секреты о том, как правильно выучить с ребенком стихотворение не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, а как вы учите стихотворения с детьми, может у вас есть свои секреты?

Понравилась статья «Как учить стихи с ребенком»? Поделитесь с друзьями с помощью кнопочек соц. сети. Чтобы не пропустить новые статьи блога — подписывайтесь на обновления.

С уважением, Ольга

Привет мои подружки!!!

В садике уже вовсю идет подготовка к НГ и моему Тимке дали стишок выучить, со словами, чтоб до НГ отлетало от зубов! Пришли домой и я попробовала с ним разучить стих и ОБЛОМ. Он ни в какую не хочет. Еще и фразу говорит «Мама, неееее, пожалуйста» Как будто я его с рождения мучаю этими стихами ((( Это первый стих в его жизни. Ну как стих, там всего 2 строчки. Вобщем, в саду детки все почти одного возраста — 3 годика «+», «-» пару месяцев и все только начали говорить. Поэтому обычный стих разбили по 2 строчки каждому.

Мне прям так хочется, чтоб он не стоял в стороне, и чтоб не я за него рассказала, а чтоб сам прям выкрикнул эти 2 строчки…

И вот покапавшись, нашла интересную статью. Завтра попробую по этой методике!

Учим стихи между делом

Если ваш ребенок и слышать ни чего не желает о заучивании стихов, не настаивайте. Предлагаю пойти от противного, как Григорий Остер в своих «Вредных советах”. Не нужно ничего учить, зачем это еще.

Вместо этого предложите ребенку заняться его любимым делом: рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, раскрашивать, выкладывать узоры из мозаики. Словом заняться тем, что ваш ребенок делает с большим удовольствием. Главное, чтоб это дело не требовало ни каких диалогов.

А вы тем временем рядышком сядите и начнете с ребенком разговаривать. О чем? Да о чем угодно! А вот потом неназойливо скажите примерно следующие: «Я такую интересную историю (ни слова про ненавистные стихи) сегодня прочитала. Сейчас я ее тебе расскажу”. И начинаете рассказывать стихотворение.

Оно действительно должно содержать какую то историю, а не быть, скажем, о природе. Для начала рекомендую взять короткие стихи из репертуара Агнии Барто. Их содержание понятно маленькому ребенку, всегда содержательны и очень нравятся детям. Стихотворение вы должны именно рассказать, а не прочитать по книжке.

Теперь попробуйте поговорить о содержании стихотворения. Ребенок включился в разговор? Замечательно! Можно попробовать подсунуть ему книжку со стихотворением и с картинками. Попробуйте вместе с ребенком повторить историю, описанную в стихотворении, прозой.

Если ребенок не заметил подвоха, охотно включился в разговор и заинтересовался книжкой со стихотворением, то можете себя поздравить. Прочитатйте стихотворение еще один-два раза и попробуйте поиграть в одну из приведенных ниже игр по разучиванию стихов.

Если же вам не повезло и ребенок все таки не захотел обсуждать историю, значит отложите все до следующего дня. На следующий день попробуйте проделать тоже самое, но с другим стихотворением.

Если же снова ребенок игнорирует и не включается в содержание стихотворения, то у вас только один выход – проигнорировать это отношение ребенка и продолжать читать стихотворение. Затем попробуйте поиграть с ребенком в игры для заучивания стихов.

Учим стихи играя

Мы не скажем, а покажем.

Эта игра обычно очень хорошо воспринимается детьми. Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать соответствующие движение.

Иначе говоря, изобразить содержание стихотворения без слов, действиями. Получается некая пантомима. На первых порах вам придется помогать ребенку придумывать движения, но потом ребенок будет прекрасно справляться сам.

Обычно эта игра проходит очень весело, дети начинают веселиться и дурачиться над своими придуманными движениями. Не бойтесь, что это отвлечет его от главной цели – разучивания стихотворения – нет! Наоборот создаст позитивный мотив для заучивания наизусть.

Доскажи словечко.

Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка договорить это последнее слово. Если ребенок затрудняется не торопитесь подсказывать – пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре. Обязательно похвалите малыша.

Эхо

Вы читаете стихотворение по одной строчке, а ребенок повторяет за вами, как эхо. Если ребенок справляется повторять по одной строчке, можно предложить повторять по две строчки и затем целыми четверостишиями.

Ты мне, я тебе

Для этой игры вам понадобиться мяч. Вы читаете первую строчку стихотворения и бросаете мяч ребенку. Ребенок читает наизусть следующую строчку стихотворения и возвращает вам мяч. И так пока стихотворение не будет рассказано полностью. Затем можете предложить поменяться местами и стихотворение первым начнет читать ребенок.

Театр Петрушки

Если у вас есть куклы из театра Петрушки или перчаточный театр, то можно предложить устроить спектакль для игрушек или для других членов семьи. Очень хорошо если есть возможность пригласить других детей. Тогда дети смогут по очереди быть артистами и читать для всех свои любимые стихи.

Общие правила разучивания стихов с дошколятами

Честно говоря, я за двенадцать лет работы в детском саду, не могу вспомнить ни одного ребенка, который бы категорически не хотел учить стихи. Проблемы возникают с детьми, которые плохо говорят или у ребенка есть дефекты в произношении звуков. Здесь уже требуется терпение и тактичность со стороны взрослых, а так же тесное сотрудничество с логопедом.

Итак, при разучивании стихов придерживайтесь следующих правил:

  1. Стихотворение следует прочитать ребенку 2-з раза
  2. Побеседуйте по содержанию стихотворения (о чем стихотворение, что запомнилось больше всего и т.д.)
  3. При очередном чтении стихотворения предложите ребенку вместе с вами рассказывать все, что он запомнил
  4. Предложите поиграть в одну из выше приведенных игр. Или можно играть во все по очереди. Порядок игр соответствует правилам заучивания наизусть стихов.
  5. Не стоит сразу заучивать все стихотворение. Можно учить по две-четыре строчки каждый день. Неделя – это нормальный срок разучивания стихотворения к празднику.
  6. Стихи нужно с самого начала учиться рассказывать выразительно. Для этого сами никогда не читайте стихи монотонно и на распев. Очень часто взрослые при первом разучивании читают стихи чуть ли не по слогам, думая что так малыш лучше усвоит слова стихотворения. Ребенок будет копировать ваше чтение и в последствии ему очень трудно будет объяснить, что стихи читаются по другому. Вы ведь его так научили.
  7. Возьмите за правило никогда не критиковать ребенка. Критикой и резкими замечаниями вы только посеете лишние комплексы у малыша, а они ему ох как будут мешать в школьные годы. Да и мы, взрослые люди, очень часто страдаем от комплексов, которые зародились еще в детстве.
  8. Ну и последний совет. Есть версия, что перед сном мозг наиболее восприимчив к запоминанию. Если ваш малыш не смотря на все ваши старания плохо запоминает стихи, попробуйте читать ему их на ночь. А утром предложите вспомнить то, что было прочитано перед сном.

Надежда Лаврентьева
Консультация «Как учить стихи с детьми»

КАК УЧИТЬ СТИХИ С РЕБЕНКОМ? ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Актуальность

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления.

А ведь они – результат плохо развитой памяти. Память – это входные ворота интеллекта. Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка — сегодня одна из важнейших.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов,новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает. А стихотворения на патриотическую тематику, как правило, сложны в понимании детьми дошкольного возраста, а соответственно и сложны в запоминании.

Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Почему одни дети молниеносно запоминают все, что им нравится, а для других выучить стихотворение — это настоящая проблема?

В тех семьях, где близкие часто и много разговаривают с малышом, поют ему песенки и начитывают стишки, кроха уже в годик смешно качается и ахает в ритм стихотворения «Идет бычок, качается». Но есть и такие детки, для которых запомнить стих — это настоящее испытание. Почему? Скорее всего, потому что учат неправильно.

Мы вам расскажем, как надо учить стихи с ребенком, учитывая его возраст, темперамент, психологические особенности и даже литературные предпочтения.

СОВЕТ №1

Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а вы уже начитываете ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый, первый заложенный в подсознании опыт позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания.

Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали произведения малышу — что-то да запомнит, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!

СОВЕТ №2

Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка. Иногда ошибочно приучают детей невыразительно читать стихи. Коллективное заучивание превращается в сплошное «На-на, на-на, на-на, на-на…» Так что берите ситуацию в свои руки и старайтесь учить стихи индивидуально! Если малыш не познает красоту поэзии в детстве, то вряд ли он обратится к ней во взрослой жизни.

СОВЕТ №3

Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенка, его легче будет выучить. Не стоит четырехлетнего малыша заставлять заучивать отрывки из «Евгения Онегина». Учите с ним лучше детскую классику — Барто, Чуковского, Михалкова. Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные тексты. Пока они только учатся, то прислушивайтесь к детскому темпераменту, ведь в школе уже никто не будет считаться с особенностями вашего малыша.

СОВЕТ №4 Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком.

Посвятите его маме, бабушке, тете или же Деду Морозу. Лишь в 7-8 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить для своего удовольствия.

СОВЕТ №5

Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге. И пока чадо будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз.

Такой подход приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно формируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной работы можете начинать процесс заучивания.

СОВЕТ №6

Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение.

Методы заучивания стихотворений:

• Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.

• Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.

• Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.

• Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.

Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.

СОВЕТ №7

И последний совет: нарисуйте с крохой каждое выученное произведение. Создайте свою авторскую иллюстрацию к нему, подпишите автора и название. А затем складывайте эти рисунки в отдельную папку. В дальнейшем так приятно будет рассматривать их с близкими и вспоминать ранее выученные стихотворения!

Это отличный способ мотивировать малыша для пополнения литературных знаний, а заодно и своеобразный подсчет его достижений.

Алгоритм заучивания стихотворения методом «Визуальный».

1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.

2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.

3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Алгоритм заучивания способом «Разрезанное стихотворение».

1. Все вместе читаем стихотворение вслух.

2. Убираю первую строку. Вам необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.

3. Убираю вторую строку. Вам вновь необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.

Примечание: строчки необходимо убирать по очереди. После каждого снятия с доски очередной строки стихотворения нужно обязательно повторять стихотворение от начала и до конца. Когда будет убрана последняя строка, дети повторяют стихотворение все вместе вслух, а затем каждый индивидуально. Правила заучивания стихотворений данным способом записываются в рабочих тетрадях.

Алгоритм заучивания стихотворения методом «Шторка».

1. Прочитать стихотворение 2 раза, пытаясь его запомнить.

2. С правой стороны закрыть карточкой небольшую часть текста (1 или 2 слова). Попытаться прочитать произведение целиком, включая спрятанные за «шторку» окончания строк.

3. Затем закрыть шторкой уже большую область справа и вновь прочитать стихотворение целиком. Если всё прошло гладко – отлично. Если вы не смогли вспомнить какие-то слова, повторите этот шаг ещё раз.

4. Закрыть почти все слова в строчках, оставляя в левой части только по одному слову. Читаем ещё раз. Получилось?

5. Оставить не закрытыми только первые буквы строк и попытаться, глядя на них, восстановить произведение полностью. В данном случае первые буквы будут служить вам ориентирами, и запускать процессы запоминания.

6. Посмотреть на ряд, состоящий из букв и запомнить его.

7. Настало время убрать текст полностью и попытаться воспроизвести стихотворение.

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений патриотической тематики»

Уже в дошкольном возрасте запоминание является результатом деятельности и зависит от того, на что она направлена. Одним их актуальных и эффективных методов развития у детей дошкольного возраста культурной памяти является мнемотехника.

Я хочу познакомить вас с технологией заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми.

(опора на электронную презентацию) Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при поминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — запоминание цветов радуги).

К. Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста.

Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

Существует много приёмов мнемотехники,но приемлемыми для дошкольников являются следующие:

— группировка;

— классификация;

-ассоциации;

— поиск опорного пункта;

— схематизация;

— достраивание материала;

— структурирование материала.

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

— кодирование элементов информации в зрительные образы;

— собственно сам процесс запоминания;

— запоминание последовательности информации;

— закрепление информации в мозге.

Практическая часть

Предлагаю вам апробировать данный метод.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений в младшей группе

Предлагаю вашему вниманию материал для заучивания стихотворений и потешек с помощью мнемотаблиц в младшей группе детского сада. Практика показала, что с помощью таких таблиц дети лучше запоминают стихотворения и потешки.Вот некоторые из них: «Тучка»

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся, В небе радуга смеётся.

В. Берестов

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек и веселый мотылек

Два жука и стрекоза (как фонарики глаза).

Приходили муравьи и травинку принесли.

А паук на всех смотрел, сети плел и песни пел.

Н. Нищева

Предлагаем заучить стихотворение В. Степанова «Наша армия»

Вывод: Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае на патриотическую тематику более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *