Четвертый месяц — начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными — по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.
Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки — 40-41 см.
Соотношение голова — грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.
Окружность грудной клетки — своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?
Содержание
- Развитие четырехмесячного ребенка
- Стрижка ногтей и волос
- Влажные обтирания
- Кормление ребенка
- Профилактическая прививка
- Что умеет ребенок в 4 месяца
- Физические показатели
- Что должен уметь делать малыш на третьем месяце жизни
- Питание
- Особенности психологии
- Примерный режим дня
- Уход и гигиена
- Доктор Комаровский
- Развивающие игры
- Частые проблемы в этом возрасте и как их решать
- Полезное видео
- Основные потребности
- Таблица навыков ребенка в 3 месяца
- Умения недоношенного трехмесячного ребенка
- Отличия в развитии мальчика и девочки
- Игры с крохой в 3 месяца
- Какие действия ребенка правильные
- Как мама может помочь ребенку
Развитие четырехмесячного ребенка
Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни — в воздухе.
Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.
В раннем возрасте рот — орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо — так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка — проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.
Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.
Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства — хныканьем и даже криком. Быть с вами — его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.
Стрижка ногтей и волос
В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое — стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца — это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах — прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.
Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.
Влажные обтирания
Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.
Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание — лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.
Кормление ребенка
Основа питания ребенка до года — это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.
На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, — не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой — надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива — ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).
Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре — ассорти из сухих яблок, груш, кураги.
С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог — источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное — источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.
С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо — уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это — полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.
Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности — с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.
Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.
Пюре — с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.
Желток — буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.
Творог — с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.
Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, — после. В последнее вечернее кормление — только грудное молоко или смесь.
Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.
Профилактическая прививка
Главная ваша забота на четвертом месяце — подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.
Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание — противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.
Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.
Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.
Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает — пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.
Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!
Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.
Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата — припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.
Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы — надо не откладывая вызывать врача!
Что умеет ребенок в 4 месяца
- Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
- 4 месяц для вашего малыша «тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд. - Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает «комплекс оживления».
- Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: «ба”, «ма”, «ам”, «та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными. - В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
- Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего «незнакомца” радостной и сияющей улыбкой. - На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
- Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений… - Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.
У трехмесячного малыша происходят значимые изменения в физиологическом, физическом и психическом развитии.
Если до этого он практически только ел и спал, то, начиная с трех месяцев, становится заметно активнее и подвижнее, ему требуется общение и внимание.
За счет роста жировой ткани он становится милым очаровательным созданием с ямочками и складочками. Наступает новый этап развития, на котором младенец приносит много радости родителям своими умениями и достижениями.
Физические показатели
Нормы роста, веса, окружности головы
В среднем за третий месяц грудничок прибавляет 700-800 грамм в весе, и рост увеличивается на три сантиметра. Например, если девочка родилась весом 3200 грамм и ростом 51 см, то в три месяца она будет весить 5100—5600 грамм и рост ее будет 59-60 см.
Для контроля гармоничного развития обязательно измеряют окружность груди и головы, они должны увеличиваться пропорционально. В среднем эти параметры увеличиваются на 1-1,5 сантиметров в месяц.
Показатели роста и веса для трехмесячных детей в зависимости от пола следующие:
Рост | Вес | Окружность головы | Окружность груди | |
Девочки | 55-64 см | 4500—7500 грамм | 37-42 см | 37-41 см |
Мальчики | рост 57-66 см | 4900—8000 грамм | 38-43 см | 36-41 см |
Конкретных норм веса и роста нет, у каждого малыша эти показатели индивидуальны, главное чтобы он чувствовал себя хорошо и развивался соответственно возрасту. Обеспокоить должны существенные отклонения от приведенных показателей.
Калькулятор роста и веса малыша Выберите пол и возраст малыша, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)Мальчик
Девочка Выберите возраст Рассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см
Зрение
К трем месяцам формируется бинокулярное зрение, когда ребенок фокусирует взгляд на различных предметах двумя глазами, его интересуют как движущиеся, так и неподвижные объекты. Он подолгу разглядывает заинтересовавший его предмет, поворачивает голову в его сторону.
Лежа на животике, приподнимается на предплечья, чтобы все вокруг рассмотреть. Его интересуют лица, особенно мамино, различные подвесные игрушки на кроватке.
Слух
Трехмесячный малыш уже умеет определять направление появления звука, поворачивает голову в сторону источника звука. Реагирует на знакомый голос.
Речь
В речи отчетливо прослушиваются гласные и согласные звуки. В это время развивается детский лепет. Когда малыш сухой и сытый, он может длительное время «гулить» с различными интонациями. На песенки, общение с ним ребенок реагирует гулением и различными звукосочетаниями.
Рефлексы
В это время развивается мелкая моторика. Малыш пытается схватить подвешенные в кроватке на расстоянии 15-20 сантиметров игрушки.Остаются сильными рефлексы сосания и ползания.
Рефлекс Моро также проявляется в полной мере. Его суть в том, что при громком хлопке над головой младенца (расстояние 15-20 см), который лежит на ровной поверхности, у него резко отводятся ручки в стороны с разгибанием кулачков. Затем ручки возвращаются в начальное положение, кулачки сжимаются.
Внимание! У трёхмесячного ребенка рефлексы Бабкина, хоботковый и поисковый должны угаснуть. В противном случае проконсультируйтесь со специалистом.
Эти рефлексы родители могут проверить сами:
- поисковый – при щекотании щеки малыш будет тянуться к источнику раздражения;
- хоботковый – при легком постукивании по губам, младенец будет вытягивать их в трубочку;
- Бабкина – при захвате кисти и надавливании на центр ладошки ребенок открывает рот.
Что должен уметь делать малыш на третьем месяце жизни
Окрепший трехмесячный малыш делает попытки перевернуться на животик, поднимается на предплечьях, поворачивает голову. Лежа на животе, пытается взять игрушки. Хорошо держит голову, как в горизонтальном, так и вертикальном положении, легко поворачивается на бок из положения, лежа на спине. Пытается дотянуться и схватить подвешенные игрушки, когда их задевает, это вызывает радостную реакцию.
Малыш в этом возрасте умеет активно сообщать о своих потребностях, настроении разнообразными звуками, мимикой и движениями. Ручки в кулачки не сжаты, ребенок интересуется своими пальчиками, играет с ними и тянет в рот. Он наблюдает за расположенными близко предметами, реагирует на всевозможные звуки, музыку, агукает, гулит. Ему требуется внимание и общение.
Питание
Объем желудка увеличивается и ребенку требуется больше молока или подобранной молочной смеси. Его перестают мучить колики в животе, что делает его более спокойным. Однако к введению дополнительного питания кроме молока, ребенок еще не готов. Для профилактики рахита врачом может быть прописан витамин Д.
Если младенец находится на грудном вскармливании, то оно проводится по его требованию. Перерыв между кормлениями увеличивается и составляет 2,5-4 часа. Среднее количество грудных кормлений в дневное время составляет 10-12 и в ночное время – два-четыре раза. В процессе кормления малыш уже отрывается от груди и делает небольшие паузы.
В случае кормления молочными смесями устанавливается расписание приема пищи: шесть-семь приемов пищи с промежутками 3,5 часа. В этом возрасте объем молочной смеси, съедаемый за сутки, составляет 800-900 мл, 150-180 мл – за одно кормление.
Особенности психологии
Если до этого времени весь уход заключался в соблюдении распорядка кормления и прогулок, а также в гигиеническом уходе, то начиная с третьего месяца, у младенца резко увеличивается потребность в эмоциональном общении.
Окружающие его люди должны проявлять разнообразные эмоции (радость, огорчение, счастье, восторг …) и больше общаться с ребенком.
Именно в этот период формируется механизм безопасности – «доверие к зеркалу». Это происходит с трех до шести месяцев. Этот механизм дает ребенку понимание по маминой реакции на действия, что безопасно, а что нет. Когда ребенок начнет ползать вне кроватки, интонация маминого голоса будет ему подсказкой стоит ли делать или трогать, что хочется.
Происходит развитие предметного восприятия: игрушки, ручки, другие предметы тянутся в рот, пробуются на вкус, изучаются на ощупь. Дети уже могут выражать свои эмоции достаточно сильно: радость, недовольство, беспокойство. Это сопровождается звуками, в которых уже выделяется хихиканье, гуление. С удовольствием сидит на ручках и изучает окружающий интерьер, получая и трогая игрушки, улыбается.
Примерный режим дня
К этому времени уже начинает формироваться определенный распорядок дня, когда кормление и сон происходят примерно в одно и то же время дня. Сон занимает 16-17 часов в день и распределяется следующим образом: ночной сон – 9-10 часов, один-два дневных сна по 1-2 часа, промежуточные сны 30-40 минут.
Необходимо больше времени проводить с малышом на свежем воздухе. Рекомендуется совершать утреннюю и послеобеденную прогулку по два-три часа. Гулять не стоит лишь при крайне неблагоприятных условиях: сильном морозе, ураганном ветре, ливне. Время прогулок не ограничивается и зависит от возможностей родителей.
На нашем сайте есть еще статьи и про следующие месяцы жизни малыша, такие как 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 месяцев.
Уход и гигиена
Кожные покровы младенца очень восприимчивые и нежные, поэтому правила гигиены должны соблюдаться в течение всего дня.
Прежде всего, это касается температурного режима помещения, в котором находится малыш.
Оптимальной считается температура 20-22 градуса. Необходимо периодически проветривать комнату, чтобы в ней был свежий воздух.
Не нужно укутывать ребенка, иначе на коже могут появиться опрелости или потница.
Водные процедуры проводятся ежедневно. Время купания увеличивается до двадцати минут, маленькая ванна заменяется большой. Очень важно проводить эту процедуру бережно, чтобы ребенок полюбил купание. В ванну запускают резиновые уточки, мячики, чтобы малышу было интересно.
Внимание! У ребенка должны быть свои личные предметы гигиены: полотенце, мыло, мочалка.
Температура воды в ванной должна быть 37-38 градусов, воздуха – 25. При таких условиях ребенку будет комфортно. Если он капризничает, возможно, не соблюден температурный режим (слишком холодно или жарко).
У детей повышенное потоотделение, поэтому голову мыть нужно ежедневно без шампуня, с шампунем – один раз в неделю. После купания тело малыша промокнуть мягкой простыней или полотенцем, не растирая, чтобы не повредить кожу. Для предотвращения сухости кожи после воды нужно использовать детское масло или крем.
Внимание! Учитывайте реакцию малыша на купание. Если действует успокаивающе, то хорошо проводить процедуру перед сном. Если же после купания, малыш становится активным, то лучше это делать утром.
Утренняя гигиена заключается в следующем:
- протирают влажной тканевой салфеткой лицо, глаза, за ушками;
- после стула и мочеиспускания подмыть проточной водой;
- при необходимости смазать кремом под мышками и сгибы ножек и ручек;
- проверить ноготки – при необходимости подрезать детскими ножницами с закругленными краями или не забыть сделать это после купания. После обрезания убедитесь, что ноготки не царапаются, чтобы малыш не повредил себя.
Хорошо проводить воздушные ванны, когда малыш в проветренном помещении находится минут десять без одежды. Это хорошо закаляет организм.
Для мальчика
Особенности касаются ухода за половыми органами. Половой член мальчика следует мыть по мере загрязнения и без мыла, так как если мыло останется под крайней плотью, оно вызовет сильное раздражение и даже ожог.
Это доставит крайне неприятные болевые ощущения мальчику. Если необходимо, можно приготовить мыльную воду.
Для девочки
У девочек еще не сформирована защитная микрофлора женских половых органов, поэтому все процедуры должны выполняться чисто вымытыми руками. Для предотвращения инфицирования девочку моют от лобка к анальному отверстию под проточной водой. Подмывать мыльной водой девочку необходимо два раза в неделю. Моющие средства использовать только детские, предназначенные для новорожденных. После подмывания промокнуть кожу пеленкой.
После утреннего подмывания ватным тампоном, смоченным специальным маслом, протереть паховую зону, избегая области внутренних половых губ. Если есть смегма (плотный белый налет между половыми губами), ее удаляют ватной палочкой, смоченной стерилизованным миндальным или оливковым маслом.
Доктор Комаровский
По Е. Комаровскому трехмесячный малыш:
- умеет держать голову и поднимать грудь, лежа на животе;
- подносит ручки к лицу, разжимает и сжимает кулачки;
- захватывает и сжимает игрушку или палец взрослого;
- наблюдает за движущимися предметами;
- узнает на расстоянии близких людей и предметы;
- реагирует на звук поворотом головы в сторону источника звука;
- улыбается, заслышав знакомый голос.
Доктор Е.О. Комаровский рекомендует обратиться к педиатру, если младенец:
- не реагирует на незнакомые лица, громкие звуки;
- не держит голову, лежа на животе;
- не улыбается;
- не следит за двигающейся игрушкой.
Как делать массаж
С утра полезно выполнять гимнастику. Плавно сгибать и разгибать ноги и руки для растяжения связок. Можно положить малыша на большой спортивный мяч на живот или спину и, придерживая за ноги, аккуратно покатать вперед-назад. Учить ребенка поворотам со спины на живот. Для этого левую ногу поворачивают направо и перекидывают через другую ногу. Такая поза стимулирует переворот. Самостоятельно закидывать ножку у малыша еще не получается.
Массаж благотворно влияет на организм ребенка, улучшает его физическое состояние и стимулирует развитие нервной системы, снижает гипертонус. Хорошо выполнять массаж после купания перед сном. В комнате должна быть комфортная температура.
Длительность массажа 10-15 минут. Движения плавные, нежные. Движения рук идут снизу вверх:
- Раскрываем ладошки и поглаживаем их. Каждый пальчик массируем индивидуально. Поглаживаем запястья, поднимаемся вверх по ручке, избегая области подмышек.
- Поглаживаем пяточки, стопу, каждый пальчик ног. Осторожно разминаем и поглаживаем ногу снизу вверх, обходя зону под коленками и паха.
- Живот массируется круговыми движениями по часовой стрелке, не затрагивая область пупка.
- Переворачиваем малыша на живот и массируем спину от поясницы к плечам, потом от позвоночника, не затрагивая его, к бокам.
- Ягодицы массируются от ног к копчику.
- Голова массируется, обходя зону родничка.
Важно! Нельзя делать массаж при высокой температуре, вирусных инфекциях, кожных заболеваниях, пупочной грыже, пороке сердца.
Развивающие игры
Для развития умения держать голову малыша нужно класть на живот на цветной коврик и раскладывать вокруг него яркие игрушки.
Повесить колокольчики и погремушки над кроваткой, чтобы ребенок тянулся к ним и трогал их.
Хорошо, если игрушки из разных ярких материалов с разными бубенчиками и погремушками. Игра с ними будет развивать тактильное, зрительное и слуховое восприятие.
Игры с ребенком, его одевание, кормление и купание нужно сопровождать присказками, стишками, поговорками. Это усиливает эмоциональную связь с ребенком, а в дальнейшем поможет развитию его речи.
Обязательно включайте и слушайте музыку с ребенком. Можно подпевать и прихлопывать в ладоши.
Показывайте и называйте окружающие предметы, ребенок быстрее научится говорить.
Частые проблемы в этом возрасте и как их решать
Одной из проблем, с которой сталкиваются родители трехмесячного малыша, является прибавка массы тела значительно ниже нормы.
Причиной может быть то, что малыш в этом возрасте начинает отрываться от груди, изучая окружающее пространство.
В этом случае желательно кормление проводить в спокойной обстановке в одном и том же месте, чтобы снизить количество отвлекающих факторов. Если причиной стало снижение молока при грудном кормлении, то нужно посоветоваться с врачом о подборе дополнительной молочной смеси для прикорма.
Еще одной проблемой может стать беспокойный сон. Это регулируется соблюдением режима дня, чтобы периоды бодрствования (1,5-2 часа) чередовались сном. Перед сном нужно спокойно общаться с малышом.
В этом возрасте делают прививку АКДС. Многие детки реагируют на процедуру повышением температуры, может появиться аллергическая реакция в виде зуда или сыпи. В отдельных случаях может быть рвота, понос. В случае высокой температуры дают жаропонижающее средство. Такая реакция может длиться день-два и затем проходит. Если состояние не улучшается, нужно обратиться к врачу.
Возможны диатезные высыпания. Если ребенок на грудном вскармливании, то нужно корректировать рацион мамы. Если на искусственном кормлении, то нужно подобрать смесь, не вызывающую аллергии.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть вам видео о том, что умеет ребенок в три месяца:
В целом со здоровьем проблем в этом возрасте у грудного ребенка не должно быть. Каждый день малыш радует новыми достижениями и умениями.
Авторы: Мэрилин Сигал
МИР РЕБЕНКА
Четвертый месяц жизни ребенка наполнен волнующими событиями как для него самого, так и для его родителей. Поскольку теперь малыш бодрствует в течение долгого времени, у него появляется больше возможностей изучать окружающий мир. Он наблюдает за двигающейся игрушкой, висящей над кроваткой, следя за ней глазами справа налево и наоборот и внимательно рассматривая каждую ее деталь. Если папа трясет над ним погремушкой, ребенок смотрит на нее не отрываясь. Когда погремушка пропадает из поля зрения малыша, он продолжает смотреть на то место, откуда она исчезла. Что выражает его взгляд? Изумление от того, что ее больше не видно, или надежду, что таким образом можно вернуть ее обратно?
В этом возрасте любимая игрушка ребенка — он сам. Кажется, что малыш неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Он ощупывает пальцами свои глаза, нос, рот и подбородок. Он любит трогать свое лицо, похлопывая, пощипывая и даже иногда царапая его. К этому времени многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.
Во многих отношениях четвертый месяц — переходный период в жизни малыша. До сих пор большая часть энергии ребенка была направлена на то, чтобы научиться контролировать себя. В контактах с внешним миром он был сосредоточен лишь на восприятии информации. Малыш впитывал ее всем своим существом, используя зрение, слух, осязание. Теперь ребенок исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Он уже готов к действиям, и у него есть внутренний стимул для того, чтобы стать главным действующим лицом в соответствующих условиях. Мы видим это, прежде всего, в его целенаправленном поведении при контактах с окружающими. Он больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.
Двигательные навыки
Одно из значительных достижений «переходного возраста» — способность ребенка сидеть. Правда, ему еще приходится опираться на что-нибудь. Находясь в сидячем положении, вместо постоянного лежания на спине или на животе, ребенок получает новые возможности наблюдать за окружающей обстановкой. Также важно и то, что благодаря этому малыш может более свободно обращаться с игрушками.
В этом возрасте ребенок делает попытки дотянуться до предмета, хотя с первого раза он часто промахивается и не достигает цели. Кроме того, большинство трехмесячных детей способны дотянуться и ударить по специальному подвесному устройству (подвеске), прикрепленному к кроватке. Их действия происходят в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, а затем с возрастающей силой возобновляет удары.
Швейцарский психолог доктор Пьяже, — изучавший поведение детей до года, считает, что в первый раз ребенок задевает подвеску случайно. Затем он с любопытством наблюдает, как она начинает двигаться вверх и вниз. Малыш ударяет еще несколько раз, стремясь к тому, чтобы это интересное событие повторилось. В желании ребенка увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.
В этом возрасте дети заметно отличаются друг от друга, особенно по уровню развития двигательных навыков. В то время как активному ребенку уже удается переворачиваться с живота на спину, другие дети все еще ограничены в своих движениях: пока они могут лишь совершать движения руками и ногами, как это делает велосипедист. Поскольку невозможно точно предсказать, когда именно у ребенка появятся новые двигательные навыки, даже неумеющего переворачиваться малыша нельзя оставлять одного на пеленальном столике.
Способность видеть, слышать, чувствовать
У трехмесячного ребенка заметно возрастает интерес к собственным рукам и к любым вещам, попадающим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Он часто подолгу лежит спокойно на спине, пристально разглядывая то одну руку, то другую. Если положить ему в руку погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту.
Когда вы держите какой-либо предмет прямо перед малышом, он пытается схватить этот предмет обеими руками.
В то же время ребенок уже способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока соска не попадала к нему в рот. Теперь, увидев рожок, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе. Бутылочка, на которую он смотрит, — не просто зрительный образ, а предмет, который должен оказаться у него во рту и утолить чувство голода.
Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но он еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.
Поразительна способность трехмесячного малыша мысленно воссоздавать происшедшее событие; это особенно хорошо заметно, когда он вдруг начинает улыбаться. В определенной ситуации ребенок в возрасте шести недель чаще улыбается разговаривающим с ним родителям, чем незнакомому человеку. Трехмесячный малыш уже более осознанно будет чаще улыбаться своим родителям, чем другим людям. Теперь малыш встречает появление матери улыбкой, даже если она не произносит ни слова. Его улыбка означает, что он узнал мать и ее появление доставляет ему удовольствие.
В это же время в сознании ребенка уже установилась прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Ему особенно нравится слушать музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.
Кулачки малыша уже почти совсем разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, он будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь ребенок не пассивно получает удовольствие, а сам активно ищет новые приятные ощущения.
Понимаем своего ребенка
К четвертому месяцу жизни у малыша устанавливаются контакты с окружающими людьми. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос — «гулит» и лепечет. Все это является признаками желания и готовности к общению. Именно в этот период родители и дети проводят много времени в разговорах друг с другом. Взрослый говорит, улыбается, и ребенок в ответ «гулит» и тоже улыбается. Со стороны иногда даже трудно понять, кто из них более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. Взрослые теперь не только могут понять, от чего плачет ребенок, но и определить гамму чувств, которые отражают эти звуки, — кричит ли он от голода, смеется ли от радости или просто спокойно «гулит». Ребенок в свою очередь узнает родителей не только, когда чувствует их прикосновения, но и когда видит их лица. Малыш готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. В период между третьим и четвертым месяцем жизни у малыша происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Он проводит много времени, тренируя свои новые способности. Теперь в речи малыша легко различить гласные и согласные, и его репертуар включает такие звуки, как «л», «н», «м», «б», «п». Можно заметить, что, находясь в хорошем настроении, ребенок чаще произносит именно согласные звуки.
Хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, тем не менее это не единственный способ общения с ним. И взрослый и малыш постоянно посылают друг другу сигналы языком жестов, выражением лица и различными действиями. Вот одно из сообщений, которое может посылать вам ребенок: «Не клади меня в кроватку, даже если я усну. Мне необходимо ощущать твое тепло». Мы уже говорили раньше о том, что не следует бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и теперь, однако трехмесячному ребенку необходимо помочь в том, чтобы он приспособился засыпать самостоятельно. Иными словами, как только вы почувствуете, что ребенок подает сигнал: «Не клади меня, я хочу быть с тобой», со своей стороны вы также должны сообщить ему: «Я кладу тебя в кроватку, я люблю тебя, и все хорошо». В предыдущих главах речь шла о том, как важно приучить малыша к пустышке. Дети, которые любят сосать соску, в трехмесячном возрасте уже знают, как успокоиться и заснуть в кроватке без помощи мамы. Другой способ помочь малышу привыкнуть к тому моменту, когда из ваших рук он попадает в кроватку, — делать это, когда он спокоен и находится в хорошем настроении. Кладя его в кроватку, старайтесь говорить и улыбаться, наклоняйтесь близко к лицу малыша и смотрите ему в глаза. В некотором смысле он даже может читать по выражению вашего лица. Если вы спокойны, веселы и уверены в себе, он тоже будет спокоен и уверен.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Игрушки над детской кроваткой
В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам.
Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.
Берите малыша на прогулку
Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.
Разговаривайте с ребенком
Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.
Пригласите гостей
Пригласите в гости какого-нибудь малыша. Разумеется, дети слишком малы, чтобы играть вместе, но они обязательно заметят друг друга. В то же время вам будет интересно поделиться опытом с другими родителями.
Пойте ребенку песни
Пение — одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.
Время игр
Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике.
Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.
Делаем открытия
Наблюдение за домашними животными
Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.
Новые перспективы
Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.
Повесьте в манеже бусы
Манеж — прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)
Познакомьте малыша с ритмичной музыкой
Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.
Звон колокольчика
Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.
Безопасная песочница
Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.
Жужжащие пчелы
Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».
Матерчатая перчатка
Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.
Песенки с сюрпризом
Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку — бух!
Развитие координации
Упражнения для ног
Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.
Вверх-вниз
Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку,
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.
Плыви, плыви, малыш
Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.
Подталкивайте ступни ребенка
Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.
Колобок
В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.
Покачивайте малыша в ритме веселой песенки — подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.
Развитие мышления
Дайте ребенку погремушку
Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.
Наблюдение за мячиком
Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.
Поиски колокольчика
Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.
Игра с пляжным мячом
Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?
Карусель
Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.
Повседневные дела
Время кормления
Ласковые прикосновения
Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.
Время купания
Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.
Песни в ванной
Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.
Игра с мячом
Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.
Купаемся вместе
Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.
Время одевания
Голыш
Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.
Упражнения после ванны
Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Как разговаривают животные
Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.
Время отдыха
Мыльные пузыри
Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.
Телефонный разговор
Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать — он даже подумает, что вы говорите с ним!
«Тик-так» тикают часы
Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.
опубликовано 21/05/2007 13:03
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология
- ← Предыдущая
- Следующая →
Каждого родителя волнует, правильно ли развивается его ребенок. 3 месяца – возраст, когда у малыша появляются первые более-менее серьезные навыки. Он совсем не похож на ту новорожденную кроху, которую забирают из роддома.
Ребенку исполнилось 3 месяца
Он уже может реагировать на звуки, его общение более широко выражает отношение к событиям окружающего мира. Еще что умеет малыш в 3 месяца?
Основные потребности
Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Больше всего родителей волнует, что умеет грудничок в психологическом плане. В этом возрасте малыша больше интересует компания мамы, чем какого-то другого знакомого взрослого. Он часто просится на ручки, чтобы изучать мир. Если он слишком много находится в кроватке, его обзор ограничен, в этом возрасте начинает проявляться любознательность.
Маленький ребенок спит на животе
В 3 мес. малыш больше требует любви и внимания, учится различать эмоции, наблюдая за лицами взрослых. В ответ на голос мамы или появление игрушек перед ним может агукать и улыбаться.
Внимание неустойчиво, поэтому ребенка легко переключить предметом, окрашенным в яркие цвета.
Важно! У малыша нет другого способа изъявлять о своих желаниях, кроме плача. Его характер может принципиально отличаться. Со временем мама может научиться отличать потребности ребенка в зависимости от тона, которым он осуществляется. Как правило, о голоде свидетельствует громкий и резкий крик. Приблизительно те же звуки говорят о том, что малыш мокрый, или он ощущает физический дискомфорт. Если плач тихий и жалобный, взрослый должен убить скуку грудничка, пообщавшись с ним.
Таблица навыков ребенка в 3 месяца
Развитие ребенка на конец 3-го месяца жизни индивидуальное. Поэтому не нужно переживать, если что-то из этого списка еще не проявилось. Об этом говорят все педиатры, включая доктора Комаровского. Каждый успех 3-месячного младенца должен считаться его персональным достижением. Родители должны сравнивать малыша с ним вчерашним, а не другими детьми. Эта полезная привычка поможет родителям наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, когда они станут старше. В норме трехмесячный ребенок умеет приблизительно это следующее.
Довольный трехмесячный ребенок
Навыки ребенка 3 мес.
Двигательные навыки | 1. Переворачивание со спины на живот; 2. Поднятие головы и держание головки; 3. Координация движений; 4. Хватательный рефлекс. |
---|---|
Физические особенности трехмесячных детей | Средняя прибавка за третий месяц в весе – 600-900 граммов, роста – 2-3 сантиметра. Точные цифры будут отличаться. |
Связь с окружающим миром | 1. Агуканье; 2. Игра интонациями. |
Двигательные навыки
В трехмесячном возрасте ребенок еще очень много спит, начинает формироваться четкий режим дня. Спит малыш этого возраста около 15-18 часов. Сам сон более глубокий, по сравнению с новорожденностью.
Довольный ребенок трогает ноги
В этом возрасте необходимо уделить особое внимание прогулкам на свежем воздухе, потому что для крохи это возможность отдохнуть и изучить окружающий мир.
Важно! Общая продолжительность прогулки в летнее время составляет 2-3 часа. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час.
Физические особенности трехмесячного ребенка
Если исполнилось 3 месяца мальчику, то для него нормальными показателями роста считаются значения от 57,3 до 66,5. Оптимум находится посередине. Вес колеблется от 4,5 до 7,5 кг. Окружность головы мальчика находится в пределах от 38,1 до 42,9 сантиметров.
Если исполнилось 3 месяца девочке, значения несколько меньше: рост – 55,6-64 см, вес – 4,3-7,1 кг, окружность головы – 37,1-42,0 см.
Здесь главные критерии – внешняя пропорциональность тела ребенка, а также его сон, аппетит и настроение. Если эти параметры в порядке, то волноваться не следует. Питание является немаловажным фактором развития крохи.
Важно! Минимальная прибавка к росту за третий месяц – чуть больше половины килограмма (600 граммов).
Связь с окружающим миром
В трехмесячном возрасте ребенок хорошо понимает эмоции. В этом мама может убедиться самостоятельно. Для этого следует сыграть с чадом в одну игру. Мама садится возле кроватки ребенка так, чтобы малыш не мог ее увидеть, при этом она сама должна видеть лицо своего сына или дочери. Все предметы, которые могут овладеть вниманием ребенка, убираются.
Трехмесячная девочка
Далее нужно начать петь грустную мелодию. Обычно в таком случае малыш перестает играть, замирает, в дальнейшем может даже заплакать. Потом нужно сразу поменять песню на веселую, его настроение быстро улучшится. Так с ребенком можно поиграться несколько минут. Это упражнение также помогает развить музыкальный слух малыша (при условии, что родитель хорошо поет).
Во время прогулки с малышом очень важно обращать его внимание на яркие или необычные предметы. Необходимо утолять его информационный голод и в детской кроватке, давая ему то, что можно разглядывать с интересом. Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней.
Умения недоношенного трехмесячного ребенка
В возрасте 3 месяцев недоношенный ребенок уже может пробовать держать голову. Если обычный малыш в этом возрасте это делает достаточно уверенно, если находится в вертикальном положении, то недоношенный ребенок может еще этого не уметь.
Если недоношенный ребенок в трехмесячном возрасте берет предметы, то это хороший знак. В целом, ребенок немного слабее своих одногодок, родившихся в правильное время. За маленьким недоношенным ребенком требуется дополнительный уход, плохой родитель будет игнорировать эту необходимость.
Отличия в развитии мальчика и девочки
В трехмесячном возрасте отличия между развитием мальчиков и девочек еще не столь сильно заметны. Больше всего видно внешнюю разницу. Мальчики крупнее, тяжелее и имеют больший охват головы, по сравнению с девочками. В среднем, отдельные дети могут не сильно отличаться.
Отличия выражаются в эмоциональном плане. Уже с детства мальчики больше интересуются окружающими предметами, в то время как девочки вникают в лица окружающих взрослых.
Игры с крохой в 3 месяца
Одна из игр, в которую можно играть с ребенком, описана выше. Она не совершенствует никаких способностей, но позволяет оценить приблизительный уровень развития малыша.
Проще всего доставить малышу удовольствие с помощью игрушек, подвешенных над детской кроваткой. Можно разместить их на двух уровнях. Первый предназначен для рассматривания. На втором уровне игрушки размещаются чуть ниже, чтобы ребенок имел возможность до них дотянуться и как-то использовать (ударить, извлечь звуки с погремушки и так далее).
Рекомендуется разнообразить опыт взаимодействия малыша с игрушками, время от времени их меняя. Не стоит вешать сразу много предметов, внимание крохи может устать. Достаточно одной-двух, каждую неделю их стоит менять (а то и чаще).
В этом возрасте ребенок может пробовать искать развлечения и самостоятельно. Одна из игр, в которую можно поиграть с ребенком в этом возрасте, – «ку». Взрослому предлагается закрыть лицо руками, после чего его открыть и произнести «ку-ку». Ребенок будет в восторге.
Одна из развивающих игр для трехмесячного ребенка – показывать малышу картинки и называть то, что на них изображено.
Можно начинать учить ребенка ползать. Для этого перед малышом кладется игрушка таким образом, чтобы он не мог сразу дотянуться до нее. После этого к ступням необходимо приложить ладонь, чтобы ребенок от нее оттолкнулся. Когда он научится чувствовать опору под ногами, начнет это делать самостоятельно.
Какие действия ребенка правильные
Если малыш уверенно берет в ладошку то, что ему подсунуть, улыбается взрослым, агукает, активно интересуется окружающим миром, ест 6-7 раз в день, много спит, но уже больше бодрствует, по сравнению с первыми месяцами, балуется с игрушками, переворачивается, когда лежит, то ребенок развивается нормально.
Если чего-то из этого списка нет, то это еще не повод бояться. Развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от генетики, окружающих условий, эмоционального состояния родителей, а также – частоты посещения врачей. Независимо от того, ребенок нормально развивается, по мнению родителей, или нет, его нужно каждый месяц показывать педиатру.
Как мама может помочь ребенку
Развитие ребенка в три месяца проходит очень активно, в этот период мама может помочь ребенку специальными массажами, активными играми и физическими упражнениями для малыша, укрепляющими отдельные группы мышц.
Но нельзя переборщить. Если ребенок получает слишком много впечатлений, могут быть проблемы со сном, что негативно повлияет на общее его развитие.
Таким образом, требования к малышу в три месяца довольно скромные. Он еще многое не умеет. Родителям следует внимательно наблюдать за его состоянием и регулярно водить к участковому педиатру. Он точно знает, что должен уметь ребенок в три месяца, и понимает, когда волноваться стоит, а когда – нет.