Развитие детей с зпр

Каждый ребенок уникален и неповторим. Однако, существуют временные рамки, в соответствии с которыми он должен развиваться физически, умственно и психологически. Родители с самого рождения должны внимательно следить за тем, какие навыки осваивает малыш. Ведь очень важно своевременно выявить признаки ЗПР (задержки психоречевого развития). В данной статье мы рассмотрим вопрос который волнует некоторых родителей и специалистов: как определить ЗПР у ребенка, какие симптомы и признаки характерны для этого нарушения.

Диагноз ЗПР у ребенка — что это?

Родители должны знать, что диагноз ЗПР у ребенка — это не всегда приговор. Однако, данное нарушение требует особого подхода к воспитанию и обучению. У ребенка с таким диагнозом наблюдается серьезное отставание в психическом развитии. Не соответствуют возрасту уровень мышления, памяти, внимания. Нарушения характерны для эмоционально-волевой сферы. В данном случае важна не только коррекционная работа педагогов, но и поддержка со стороны родителей. А во многих случаях также лечение соответствующими лекарственными препаратами. Чем раньше начинается такая работа с ребенком, тем больше у него шансов на нормальную жизнь.

Симптомы и признаки ЗПР у ребенка

Первые симптомы и признаки ЗПР (задержки психического развития) у ребенка могут быть замечены родителями, которые внимательно наблюдают за развитием своего малыша. Нужно записывать, когда дочь или сын начал переворачиваться, сидеть, вставать, ходить, лепетать, говорить. Необходимо обратить внимание на то, как малыш проявляет интерес к окружающему миру. В домашних условиях можно провести специальные тесты для выявления ЗПР.

Зачастую, ЗПР у детей обнаруживают в возрасте 5-7 лет. В более раннем возрасте диагноз ставят при очень явных признаках.

Итак, перечислим симптомы и признаки ЗПР у ребенка:

  • эмоции доминируют над послушанием
  • гиперактивность
  • наличие разного рода страхов
  • робость, застенчивость, отсутствие инициативы
  • слабая концентрация внимания на умственной деятельности
  • плохое восприятие информации на слух, преобладание зрительного восприятия
  • отсутствие целостной картины при запоминании информации, ребенок не может сделать выводы
  • небольшой объем знаний в сравнении со сверстниками
  • ограниченный словарный запас, сложность в построении предложений
  • искажение звуков при произношении
  • нарушения слуха
  • отсутствие желания принимать участие в коллективной деятельности
  • отсутствие желания следовать примеру взрослого

Причины возникновения ЗПР у детей

Причины возникновения ЗПР у детей могут быть самыми разными. Их условно можно разделить на 2 группы — биологические и социальные.

Среди биологических причин:

  • Неблагоприятное течение беременности: тяжелый токсикоз, внутриутробные инфекции, лечение сильнодействующими лекарственными препаратами, гипоксия плода, резус-конфликт, вредные привычки матери.
  • Перинатальная энцефалопатия (поражение головного мозга) вследствие внутричерепных родовых травм (применение щипцов, кесарево сечение, стимуляция), асфиксии, недоношенности, желтухи новорожденных и др.
  • Тяжелые соматические заболевания на раннем этапе жизни ребенка: грипп, рахит, эпилепсия, черепно-мозговые травмы, гидроцефалия, эндокринные нарушения и т.д.
  • Наследственная предрасположенность.

Среди социальных причин:

  • неполная, неблагополучная семья, отсутствие родителей
  • частые психологические травмы в жизни ребенка
  • авторитарный характер воспитания
  • гиперопека
  • дефицит общения со сверстниками и взрослыми

Стоит отметить, что биологические причины являются первоосновой ЗПР у детей. А наличие неблагоприятных социальных факторов усугубляет проблему.

Ребенку поставили диагноз ЗПР. Что делать?

Конечно, если ребенку поставили диагноз ЗПР, у родителей может возникнуть масса вопросов. Многие взрослые не знают, что делать: как теперь вести общение с ребенком, как это отразится на его судьбе. Надеемся, что наши советы, помогут Вам в такой непростой ситуации.

Первый совет для родителей детей с ЗПР — не надейтесь, что диагноз пройдет самостоятельно. Это не легкий насморк, а нарушение функций мозга.

Во-вторых, для точной диагностики обратитесь к специалистам, которые длительное время работают именно с интеллектуальными нарушениями. В рядовой поликлинике, как правило, таких специалистов нет. Ведь существует риск перепутать ленивость ребенка, нежелание заниматься скучной деятельностью, с его большим несоответствием в развитии.

В-третьих, при подтвержденном диагнозе ЗПР, смиритесь, что Вашему ребенку необходима регулярная помощь квалифицированных педагогов, психолога и, скорее всего, медикаментозное лечение. Если малыш дошкольного возраста, то ему необходимо посещать коррекционную группу детского сада. Если же диагностирован ребенок младшего школьного возраста, то ему будет лучше обучаться в специальном коррекционном классе или спецшколе.

В-четвертых, хорошая новость в том, что при грамотной работе специалистов и помощи со стороны родителей ЗПР- диагноз обратимый, ребенок может от него навсегда избавиться. Единственное условие — раннее начало коррекционной работы.

В-пятых, если родители детей с ЗПР отказываются признавать проблему, либо слишком поздно приходят к специалистам, то такие дети навсегда остаются неполноценными.

И последний совет родителям детей с ЗПР — примите во внимание, что с данным диагнозом ребенок может иметь полноценную жизнь. У него есть шансы на хорошую успеваемость в школе и поступление в ВУЗ. Для этого необходим комплекс мер: ранняя диагностика и коррекционная работа, благоприятная обстановка в семье, поддержка со стороны родителей и близких ребенка.

Необходимо хвалить Ваше чадо за малейшие достижения, иметь положительный настрой. Возможно, пересмотреть подход к воспитанию, отношения в семье. Тогда во взрослой жизни Ваш ребенок будет совершенно нормальным и психически здоровым человеком.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие».

Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие индивида обозначается термином «онтогенез». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем.

Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека. Развитие отличается качественными преобразованиями, различными изменениями, возникновением совершенно иных механизмов, структур и процессов.

Общие закономерности онтогенеза психики:

— Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка;

— Психическое развитие имеет такие признаки, как: гетерохроннисть, асинхронность, стадиальность, дифференциация и интеграция психических процессов, изменение соотношения детерминант психического развития, пластичность;

— Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности, ведущая деятельность;

— Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор.

Согласно диалектическому пониманию развитие не есть процесс только количественных изменений (увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств). Оно представляет собой качественные изменения – появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Для них характерны следующие закономерности:

• поступательный характер, когда пройденные уже ступени как бы повторяют известные черты и свойства низших, но на более высоком уровне;

• необратимость, т. е. движение на новом уровне, где реализуются результаты предыдущего развития;

• развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, которые являются движущей силой процесса развития. Именно разрешение внутренних противоречий приводит к новому этапу развития

Соответственно, и психическое развитие нельзя целиком сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность в поведении и т. д.). Развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется нечто качественно новое – это так называемые новообразования.

К таким новообразованиям относятся, например, субъективная готовность к школьному обучению детей семилетнего возраста, чувство взрослости у подростков.

Признаки психического развития:

Гетерохронность: неравномерный, волнообразный характер развития отдельных психических процессов личности. Для каждого психического свойства есть специфический период, когда он развивается наиболее интенсивно. Эти периоды — сензитивные. Например, для развития речи сензитивним является период до 2-х лет, затем возможности и темпы развития речи значительно снижаются.

Асинхронность: различные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления.

Например, у детей ведущим процессом в психическом развитии есть память, а у младшего школьника-мышление. Л. С. Выготский об этой особенности высказался следующим образом: для дошкольников подумать означает вспомнить, а для младшего школьника вспомнить означает подумать.

Стадиальность: этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязаны. Новый этап возникает на основе предыдущего и вносит свои неповторимые черты в психику ребенка. Поэтому каждая стадия имеет свою ценность и одну из них нельзя изъять из общего хода развития ребенка. Соответственно ставится задача не сократить период детства, а, наоборот, обогатить его, чтобы развитие было наиболее эффективным. Максимальное раскрытие всех возможностей возраста для психического развития ребенка А. В. Запорожец назвал амплификацией.

Дифференциация означает последовательное усложнение психики путем накопления новообразований. Так, после рождения наиболее развитым психическим процессом является ощущение, на его основе возникает восприятие, затем память, впоследствии — наглядно-действенное мышление и воображение.

Интеграция — укрепление и расширение связей между отдельными психическими образованиями — психология образования. Так, благодаря развитию свободы появляются произвольное внимание, память, управление эмоциями. Взрослый обладает всеми видами мышления, которые в онтогенезе появились последовательно.

Изменение соотношения детерминант психического развития с возрастом ребенка изменяется соотношение биологических и социальных факторов психического развития. С расширением связей ребенка с социальной средой возрастает роль социальных влияний. Меняются и сами социальные детерминанты (семья, школа, класс, друзья).

Пластичность — способность психики к переменам, с возрастом снижается. Так, ребенок до 2-3 лет может овладеть любой язык, в зависимости от социального окружения и независимо от расы или национальности. Но уже в школьном возрасте усвоение нового языка значительно усложняется. Пластичность проявляется также в компенсации определенных недостатков одних свойств усиленным развитием других. Например, ослаблены зрение или слух вызывают усиление осязания, обоняния.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к окружающему и требования взрослых к ребенку.

Социальная ситуация развития — это «совершенно своеобразное, специфическое для каждого возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной ”.

Как возрастные новообразования выступает новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в этом возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутренняя и внешняя жизнь. Это те позитивные достижения в психике, которые позволяют перейти к новой стадии ее развития.

Ведущая деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития в определенной стадии (А. Н. Леонтьев). В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникают новые виды деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активное вещание, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности.

Социальный фактор. Социальная среда является источником психического развития. В ней выделяют три компонента:

• Макросреда — общество, его социально-экономическая и политическая система;

• Мезосреда национально культурные и социально-демографические особенности населения по месту жительства ребенка;

• Микросреда — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.

Многие родители, услышав о том, что у их ребёнка задержка психического развития, начинают переживать, что ребёнок никогда не сможет нормально жить и учиться, и не станет полноценным членом общества. Но так ли это на самом деле? Для этого необходимо понять, что же всё-таки представляет собой задержка психического развития, каковы её причины и что делать, если всё же у ребёнка она наблюдается.

Как правило, такой диагноз ставится детям дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, и на более ранних этапах невозможно судить о сформированности или несформированности той или иной психической функции, и это становится заметно при сравнении поведения ребёнка с поведением его сверстников.

Согласно наиболее распространённой классификации ЗПР, выделенной Лебединской К. С., выделяют четыре основных её вида:

  • конституциональная ЗПР;
  • психогенная ЗПР;
  • соматогенная ЗПР;
  • церебрально-органическая ЗПР.

Конституциональная задержка психического развития вызвана замедлением созревания центральной нервной системы у детей, чаще всего она передаётся по наследству. Данный вид отставания в развитии характеризуется психологическим и психофизическим инфантилизмом. При психологическом инфантилизме наблюдаются в первую очередь нарушения поведения ребёнка. Его поведение соответствует поведению детей более младших по возрасту, но при этом с точки зрения физиологии, его развитие соответствует возрасту. При психофизическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. В таком случае данному возрасту не соответствует не только поведение, но и физические данные. У таких детей происходит частая и внезапная смена настроения, они непосредственны, отличаются недостаточным объёмом внимания и памяти, из-за чего у них возникают трудности в обучении. В норме в младшем школьном возрасте у детей должна преобладать учебная деятельность, а у детей с ЗПР по-прежнему преобладает игровая деятельность.

Психогенная задержка психического развития. Данный вид ЗПР обусловлен неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребёнок. В первую очередь, это семья, в которой он воспитывается. Такие дети, как правило, полностью здоровы, их физическое и физиологическое развитие соответствует норме, однако у них наблюдается снижение интеллекта, инфантильное поведение, поверхностные и ситуативные эмоции, возникают проблемы с концентрацией внимания.

Соматогенная задержка психического развития не передаётся по наследству. Как правило, дети рождаются здоровые, без отклонений. ЗПР обусловлена тяжёлыми и длительными соматическими заболеваниями ребёнка в раннем возрасте, которые неизбежно приведут к задержке созревания и развития центральной нервной системы. К таким заболеваниям относится бронхиальная астма, сердечная и почечная недостаточность, дистрофия, хроническая астения и т. д.

Такие дети быстро устают от физической и умственной нагрузки, что приводит к снижению успешности обучения. Они отличаются достаточно низкой работоспособностью, меньшим объёмом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности.

Церебрально-органическая задержка психического развития. Данный вид ЗПР является наиболее часто встречающимся. И обусловлена она первичным негрубым органическим поражением головного мозга, которое возникает в результате патологий беременности (перенесённые инфекционные заболевания матери, алкоголизм, наркомания и т. д.), родовых травм, тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте. При ЗПР церебрально-органического генеза нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики или же частично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. У таких детей нет проявления сильных и ярких эмоции, они быстро утомляются, у них плохо развито воображение и снижен уровень памяти и внимания. Им тяжело даётся учёба в школе и сложно строятся взаимоотношения со сверстниками.

Причины возникновения задержки психического развития

Причин, вызывающих задержки психического развития, существует множество. Но по своей сути их можно разделить на два больших класса: биологические и психосоциальные.

Биологические причины или факторы вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребёнка. Проявляться они могут на разных этапах развития ребёнка. На пренатальном этапе развития к биологическим факторам относятся всевозможные патологии беременности. К ним относятся не только очевидные факторы, вроде алкоголизма, наркомании и различных инфекционных заболеваний, перенесённых матерью во время беременности. Однако и у здоровых матерей есть вероятность того, что ребёнок родится с задержкой психического развития, так как фактором риска является и резус-конфликт матери и ребёнка, гипоксия плода и тяжёлые токсикозы. На этапе рождения ребёнка тоже есть риск возникновения задержки психического развития. Прежде всего он увеличивается у недоношенных детей, а, кроме того, внутричерепные родовые травмы тоже становятся факторами риска.

В постнатальном периоде и в раннем возрасте биологическими причинами возникновения ЗПР могут послужить различные соматические заболевания, например, грипп, рахит и различные нейроинфекции. Причинами поражения головного мозга также могут служить черепно-мозговые травмы.

Кроме того, ЗПР может развиваться в результате нарушений в раннем возрасте у ребёнка слуха, или зрения, или же при наличии выраженных дефектов речи. В том случае, если дети не проходят специальной реабилитации с педагогом, это нарушение никак не компенсируется. В таком случае будет выражена сенсорная депривация, нарушатся сенсорные эталоны, а это затруднит их правильное восприятие окружающего мира и приведёт к возникновению трудностей в общении и взаимодействии с окружающими.

Ещё одна причина возникновения задержки психического развития, которую можно отнести к группе биологических, — это наследственный фактор. Если одному из родителей или обоим ставился диагноз ЗПР, есть вероятность того, что при отсутствии прочих факторов риска у них родится ребёнок с той же самой проблемой. Что касается психосоциальных или средовых факторов возникновения задержек психического развития, то в данном случае речь, прежде всего, пойдёт о семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок.

В первую очередь, фактором риска являются неблагополучные семьи. В таких условиях ребёнок растёт в состоянии гипоопеки и дефицита внимания. Родители не занимаются его развитием, не побуждают его к мыслительной и творческой деятельности. У ребёнка формируются неправильные представления о социальных нормах, что приводит к нарушению адаптации в обществе. У таких детей возникают трудности в обучении, их учебная мотивация снижается. Они часто остаются на второй год обучения, у них зачастую наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы.

С другой стороны, гиперопека тоже является фактором риска развития ЗПР. В таких семьях ребёнок, наоборот, становится центром семьи, его желаниям потакают, родители всячески стараются устранить любые препятствия или опасности, причём как реальные, так и мнимые. Поэтому ребёнок не учится самостоятельно преодолевать препятствия и принимать решения. Его социальная адаптация нарушается, он становится чрезмерно зависим от взрослых, он эгоцентричен и требует от всех повышенного внимания к себе. Возникают трудности с развитием волевой сферы. При таких условиях воспитания ребёнок не учится произвольности, не умеет регулировать своё поведение.

Ещё один вид семьи, способствующий возникновению у детей задержек психического развития, — это авторитарные семьи, а также семьи, где по отношению к ребёнку допускается насилие, телесные наказания и грубое обращение. Такие родители редко поддерживают интересы ребёнка, они пытаются навязать ему свои, им кажется, что они лучше знают, что надо их детям. Наказания в таких семьях зачастую несоизмеримы с провинностью ребёнка. В таких условиях у ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, фобии, повышенный уровень тревожности, нерешительность, безынициативность, возможно и развитие состояния выученной беспомощности (это понятие характеризует состояние человека, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность). Страдает его интеллектуальная сфера, так как вся деятельность ребёнка направлена на избежание неудачи, а не достижение успеха. Такие дети боятся проявлять инициативу, боятся делать что-то новое, так как ими движет страх не оправдать ожидания и показать свою несостоятельность, ведь от родителей в таком случае он раньше получал осуждение или же был наказан. Такая проекция переносится и на социум, ребёнку кажется, что такая реакция будет у всех людей. И чтобы избежать негативного отношения окружающих, он выбирает тактику бездействия.

Также к задержке психического развития может привести дефицит общения со сверстниками. В таком случае дети не имеют возможности самостоятельно учиться выстраивать взаимоотношения с окружающими его людьми, кроме членов семьи. Правила поведения в обществе усваиваются намного хуже, ребёнок вырастает более замкнутым, пугливым, он менее самостоятельный.

Особенности детей с задержкой психического развития

Нарушения в интеллектуальной сфере детей, у которых наблюдается задержка в развитии, носят относительно лёгкий характер, но затронутыми оказываются все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребёнка с задержкой психического развития фрагментарно, замедленно и неточно. Отдельные анализаторы работают на том же уровне, что и у нормально развивающихся детей, но ребёнок с ЗПР будет иметь трудности при формировании целостного образа. Зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое. Эту особенность важно учитывать при обучении таких детей: им обязательно нужны наглядные пособия для лучшего усвоения материала. У детей с задержкой психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (узнавание объектов в непривычном ракурсе вызывает у них определённые затруднения), в том числе страдает и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при выделении отдельных элементов объекта, который воспринимают как единое целое, затрудняются достроить целостный объект по его части, затрудняются угадать, что находится перед ними, если демонстрируется только часть объекта.

Что касается внимания, оно у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Ребёнок отвлекается на любые посторонние стимулы, ему сложно сосредоточиться на каком-то одном занятии, поэтому ситуации, связанные с концентрацией, вызывают большие затруднения. Кроме того, у них нарушена избирательность и распределение внимания. Они не могут оценить, какой стимул является значимым, для того чтобы сконцентрироваться на нём, а какой — нет. Отвлечь от выполнения основного задания их может даже незначительный стимул.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется фрагментарностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной. Зрительные стимулы они запоминают лучше и быстрее, чем слуховые. Более сохранна у них непроизвольная память. Кроме того, у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение самостоятельно организовать свою работу по заучиванию необходимого учебного материала, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и неумение использовать приёмы запоминания.

Что касается мышления, у детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное, а более нарушенным оказывается образное мышление в силу того, что для них характерна неточность восприятия. Что касается абстрактно-логического мышления, его развитие и функционирование невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением, поэтому они не могут справиться с заданием, связанным с упорядочиванием событий, построить умозаключение, они не могут произвести обобщение и на его основании сформулировать выводы.

Речь у детей с задержкой психического развития также имеет свою специфику. У них наблюдается искажение артикуляции многих звуков, нарушение слуховой дифференциации. Их словарный запас ограничен. У таких детей наблюдается нарушение контроля за грамматическим оформлением речи, им гораздо труднее выстраивать связные, грамотные высказывания. Поэтому их речь может казаться достаточно неграмотной и слишком простой.

Что касается письменной речи, у детей с задержкой психического развития часто наблюдаются такие явления, как дисграфия и дислексия. Под дислексией в психоневрологии понимают нарушения процессов чтения, а под дисграфией – нарушения процессов письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: они пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Скорость чтения при дислексии невысокая, дети меняют буквы местами, а иногда пропускают начальные слоги слов. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: всё, что написано ими, содержит достаточно большое количество грамматических ошибок. При письме они не используют заглавные буквы, знаки препинания, путают между собой похожие по написанию буквы, слитное и раздельное написание предлогов и приставок. Почерк у них, как правило, некрасивый, неаккуратный и непонятный. В средних и старших классах школьники стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но и это не спасает их от допуска достаточно грубых ошибок. И пишут, и читают такие дети намного медленнее, чем их сверстники.

Формирование личностной сферы у детей с задержкой психического развития тоже имеет ряд особенностей. Она характеризуется чрезмерной эмоциональной подвижностью, частыми сменами настроения, внушаемостью. Им присуща безынициативность и безволие, они редко становятся душой компании, ведущими в какой-либо деятельности, а идут на поводу у своих сверстников. Кроме того, у них могут отмечаться аффективные реакции, повышенная агрессивность, повышенная тревожность. Это может приводить к серьёзным конфликтам с окружающими людьми.

Но чаще дети с ЗПР замкнутые и необщительные. Не умея социально адаптироваться, они предпочитают играть в одиночку, избегают контактов со сверстниками. Их игровая деятельность отличается стереотипностью и однообразием, сюжет игры одноплановый, очень простой. Они играю, как будто по шаблону, их фантазия достаточно скупая.

Особенности моторики детей с задержкой психического развития включают неловкость, неуклюжесть, недостаточную координацию. Они часто подвержены таким явлениям, как гиперкинезы (патологическим внезапно возникающим непроизвольным движениям в одной или целой группе мышц по ошибочной команде головного мозга) и тики (это быстрое непроизвольное стереотипное сокращение мышц).

Для того чтобы определить наличие у ребёнка задержки психического развития, необходимо провести медицинское и психическое обследование. Заключение выносит медико-психологическая комиссия, в состав которой входят: врач-педиатр, врач-невролог, психолог, психиатр, логопед, дефектолог. Они проводят необходимые исследования, собирают и изучают анамнез ребёнка, анализируют его физиологические показатели, условия его развития и воспитания. Для выявления физиологических причин ЗПР проводятся инструментальные исследования, такие как снятие электроэнцефалограммы и проведение компьютерной или магнитно-резонансной томографии головного мозга. Для диагностики психических причин возникновения данной проблемы с ребёнком проводится беседа, диагностируются его интеллектуальные способности и эмоционально-волевые процессы.

Только после проведённых исследований можно с точностью сказать, есть ли у ребёнка задержка психического развития, какова причина её возникновения и какие меры необходимо предпринять для устранения данной проблемы.

Не нужно пугаться, если ребёнку ставят диагноз «задержка психического развития». В отличие от умственной отсталости, ЗПР поддаётся корректировке. Чем раньше родители обратятся за квалифицированной помощью к специалистам, тем больше будет вероятность того, что ребёнок сможет развиваться правильно. Кроме того, после выравнивания у ребёнка всех интеллектуальных и психических процессов до нормальных показателей, диагноз «задержка психического развития» снимается.

Чем отличается задержка психического развития от умственной отсталости?

Умственная отсталость, или олигофрения, связана с поражением головного мозга. Причины такого поражения могут быть весьма разнообразны, однако они всегда носят медицинский характер. Социальные факторы на развитие умственной отсталости никак не влияют, в отличие от задержки психического развития.

Дети с умственной отсталостью способны удерживать в фокусе внимания не больше двух-трёх объектов. Дети с ЗПР способны удерживать в фокусе внимания большее количество объектов.

Их игровая деятельность тоже различается. У умственно отсталых детей наблюдается застревание на этапе предметного действия. То есть ребёнок учится действовать с предметом, использовать его целенаправленно, но не происходит развитие его фантазии и перехода к сюжетным играм. У детей с ЗПР развитие как раз останавливается на этапе сюжетных игр и не переходит без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой. То есть ребёнок уже начинает проявлять фантазию и придумывать историю своей игре, но его развитие не позволяет переходить на более сложный и развёрнутый уровень фантазирования и взаимодействия.

Есть различия и в развитии речи у детей с олигофренией и ЗПР. При умственной отсталости дети начинают говорить поздно, при ЗПР происходит задержка темпов развития отдельных сторон речи. Кроме того, у умственно отсталых детей отсутствует период неологизмов (придуманных, созданных ребёнком слов для общения с окружающими), тогда при задержке психического развития этот период начинается позже, и он более затянут, чем у нормально развивающихся детей. В норме он заканчивается к моменту перехода от дошкольного возраста к младшему школьному, у детей с ЗПР он может растягиваться до окончания ими младшей школы.

Ещё одно очень важное отличие умственной отсталости от задержки психического развития заключается в том, что олигофрения — это процесс необратимый. К сожалению, умственно-отсталые дети никогда не смогут достичь нормального уровня развития. При ЗПР ситуация не такая критичная: при правильном подходе к такому ребёнку, его развитие вполне может приблизиться к нормальному. Дети с ЗПР хорошо принимают помощь взрослых, в отличие от умственно-отсталых детей, а это делает процесс корректировки развития более простым и доступным.

Опасность задержки психического развития

По большому счёту, задержка психического развития не представляет угрозы для жизни и здоровья как самого ребёнка (если не является следствием серьёзного заболевания), так и окружающих. В данном случае правильнее говорить о трудностях и неудобствах, которые могут возникать у детей с ЗПР и их окружения.

Детям с ЗПР сложнее адаптироваться в обществе, у них возникают трудности в обучении. Если не проводить коррекцию задержки психического развития, это может привести к потере учебной мотивации, к социальной дезадаптации. Ребёнку с каждым годом будет всё труднее находиться со сверстниками, он будет оставаться на второй год в одном и том же классе, его поведение будет по-прежнему оставаться на низком уровне развития.

Что касается окружающих, то если ребёнок с ЗПР попадает в обычный класс общеобразовательной школы, и к нему не применяются никакие корректирующие меры, то в таком случае это может мешать процессу обучения остальных детей. Дети с ЗПР часто отвлекаются на уроках, могут отвлекать учителя и других детей. Они могут играть во время занятий или вставать и ходить по классу без разрешения учителя. Всё это затрудняет учебный процесс и может вызывать негативное отношение к такому ученику и со стороны учителей, и со стороны одноклассников.

Именно поэтому рекомендуется отдавать ребёнка или в специальные классы, или проводить коррекционные мероприятия до начала обучения, чтобы и сам ребёнок смог легко адаптироваться в школьной среде, и не затруднял процесс обучения других детей.

Коррекция задержки психического развития

Методы коррекции задержки психического развития весьма разнообразны и зависят в первую очередь от причин её возникновения.

В том случае, если причины носят медицинский характер, коррекция обязательно должна проводиться под присмотром врачей. При необходимости они назначат необходимое медикаментозное лечение в соответствии с выявленными соматическими заболеваниями и нарушениями функционирования центральной нервной системы, также при необходимости врач может назначить физиотерапию. Обучение детей в таком случае обычно проходит при больнице или в санаторных условиях, чтобы обеспечить ребёнку должный медицинский уход. Если же специальный уход не требуется, то в таком случае следить за выполнением предписаний врачей приходится уже родителям.

К физически здоровым детям тоже нужен особый подход. Обычно дети с задержкой психического развития посещают специализированные дошкольные образовательные учреждения или специализированные группы при общих дошкольных образовательных учреждениях, школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. В процессе обучения таких детей важно соблюдать некоторые особенности. В связи с тем, что их зрительное восприятие преобладает над слуховым, необходимо опираться на наглядные пособия и демонстрацию учебного материала. Кроме того, у детей с ЗПР страдает концентрация внимания и произвольность, в связи с чем учебный материал должен быть дозированным, а также важна частая смена видов деятельности. Из-за нарушений памяти при обучении таких детей важно учитывать такой аспект, как многократное повторение учебного материала, в связи с чем должно увеличиваться количество учебных часов при изучении сложных разделов программы. Обучение можно проводить в формате игры, это поможет повысить их заинтересованность в обучении и мотивацию. Только в таком случае учебный процесс у детей с задержкой психического развития пойдёт им на пользу, и учебный материал будет хорошо усвоен.

Как правило, в коррекционных классах соблюдается небольшая наполняемость классов. Это позволяет педагогу найти индивидуальный подход ко всем ученикам.

При работе с эмоциональной сферой психологи часто используют такие приёмы, как игровая терапия и различные виды арт-терапии. Это развивает творческие способности ребёнка, даёт возможность выразить чувства, повышает уровень самоконтроля и помогает облегчить процесс адаптации. Постепенно ребёнок научится управлять своим поведением, выражать свои эмоции, они станут более яркими, многоплановыми. Любая рисуночная арт-терапия также развивает воображение, художественные способности ребёнка.

При нарушениях речи проводятся коррекционные занятия с логопедом.

Если же проблемы развития ребёнка исходят из его семьи и воспитания, в таком случае консультация психолога необходима не только ребёнку, но и его родителям.

Психолог поможет выяснить причину задержки психического развития, расскажет о том, какие ошибки в воспитании были допущены и каким образом они способствовали тому, что ребёнок стал отставать в развитии. На основе этих знаний психолог вместе с родителями ребёнка разработает новую стратегию воспитания с учётом предыдущих ошибок, психолог подскажет, какие меры в таком случае родители смогут предпринять самостоятельно. Возможно, взрослым самим будет нужна психотерапия или консультации семейного психолога, чтобы решить свои внутренние и семейные проблемы и конфликты, которые в свою очередь нашли отражение в развитии ребёнка.

В любом случае, если у родителей есть подозрение на то, что они наблюдают отставание в развитии ребёнка, не стоит этого сразу пугаться или стесняться. Лучше сразу же обращаться за квалифицированной помощью к специалистам. Чем раньше будут применены коррекционные меры, тем выше вероятность того, что развитие приблизится к норме, с ребёнка будет снят диагноз «задержка психического развития», и он сможет стать полноценным членом общества и достичь высоких результатов как в учебной, так и в будущем в профессиональной деятельности.

Знания о том, что представляет собой задержка психического развития, её этиология и проявления, могут помочь многим родителям увидеть её проявления на раннем этапе. Понимая, к чему может привести данная проблема, родители с наибольшей долей вероятности обратятся за помощью к специалистам и сами будут принимать необходимые для развития ребёнка меры.

Екатерина Корнева, Психология 4 статей на сайте На данный момент являюсь студенткой старших курсов факультета психологии (ИП им. Выготского) РГМУ. Основная моя специальность — психология служебной деятельности. Направление и сфера профессиональных интересов: социальная психология, психология девиантного поведения, юридическая психология. Оценка статьи

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

Наталия Половко
Консультация «Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста»

«Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста»

Половко Н. М., воспитатель ГБДОУ детский сад №96 компенсирующего вида Московского района СПБ 2017год

ВВЕДЕНИЕ

1. Определение задержки психического развития (ЗПР)

2. Четыре группы детей с ЗПР. Причины задержки развития.

3. Обобщённая характеристика детей с ЗПР.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4. Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР

5. Развитие мелкой моторики. Изобразительная деятельность.

6. Особенности речевого развития.

7. Особенности игровой деятельности

8. Особенности успешной работы с детьми с ЗПР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19. Выводы

10. Используемая литература и интернет — ресурсы

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Во многих психолого-педагогических источниках выделяют четыре группы детей с задержкой психического развития.

Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильные, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Вторая группа — задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например, заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечнососудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения. Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание.

Третья группа — задержка психического развития психогенного происхождения. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

Последняя, четвертая, группа — самая многочисленная — это задержка психического развития церебрально-органического генеза.Причины — различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни (особенно опасен период до 2 лет). Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны. Органический инфантилизм — это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга.

Выделить вид задержки психического развития в дошкольном возрасте — задача достаточно сложная из-за сходных с наблюдаемыми при умственной отсталости проявлениями отставания в развитии разных функций и неравномерности темпа психического развития разных функций.

Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития:

— поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);

— значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;

— ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;

— отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы,которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;

— отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.

Рассматривая клинический аспект, Н. Ю. Борякова отмечает следующие характерности детей с ЗПР:

— незрелость, сложность форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств;

-эмоционально-волевая незрелость, выраженная в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов;

— недоразвитие межличностных компонентов;

— низкая устойчивость нервной системы к умственным и физическим нагрузкам;

— неустойчивость эмоционального тонуса, характеризующегося резкой сменой настроения, плаксивостью, склонностью к апатии;

— хорошая механическая память, многоречивость, склонность к рассуждениям, ошибочно принимаемым как развитость;

— гипердинамический синдром, выраженный в общей двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, импульсивностью поступков.

В отличие от клинической классификации психолого-педагогическую классификацию построить трудно в связи с тем, что категории детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальном проявлении в психолого-педагогическом плане неоднородна.

Восприятие

— отмечают у детей с задержкой психического развития трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства.

Это затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях. Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками. Позднее, когда начинается обучение чтению, недостатки восприятия проявляются в смешении близких по очертаниям букв и их элементов.

Еще большее отставание прослеживается в формировании интеграции зрительно-слуховой, которая имеет важнейшее значение при обучении грамоте. Значительно больше проявляется отставание в развитии осязательного восприятия. Отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым. В ходе возрастного развития недостаточность восприятии преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия и слухового. Медленнее развивается осязательное восприятие.

Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере они присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам задержки психического развития. Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети.

Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.

Отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других. При целенаправленной коррекционной работе, в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР.

Мышление

Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего у них отстает в развитии наглядно-действенное мышление. Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.

У детей с ЗПР наблюдается нарушение общей и тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация) ; Существенные проявления задержки психического развития в изобразительной деятельности выражаются очень низким уровнем активности к данному виду деятельности. В рисунках детей с задержкой психического развития не проявляется эмоциональность (яркость) изображения. Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом. Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте.

Речевое развитие

Для детей с ЗПР характерно запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков. Нельзя не отметить недостаточную отчетливость, «смазанность» речи большинства этих дошкольников. Имея в виду их крайне низкую речевую активность, можно предположить, что эта нечеткость речи связана с малой подвижностью артикуляционного аппарата вследствие недостаточной речевой практики.

Для этих детей очень резко выражено расхождение между объемом активного и пассивного словаря, особенно в отношении прилагательных, отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, часто с расширенным значением, крайняя ограниченность слов, обозначающих общие понятия, трудности активизации словарного запаса. К старшему дошкольному возрасту бытовая речь этих детей почти не отличается от характерной для нормально развивающихся сверстников.

Изучению особенностей речи и речевого общения дошкольников с задержкой психического развития посвящены работы Е. С. Слепович, Р. И. Лалаевой, Н. Ю. Боряковой, Е. Ф. Соботович, Л. В. Яссман, СМ. Хорош, Б. С. Садыровой и др. исследователей. Специфические особенности общения дошкольников рассматриваемой категории обусловлена системным недоразвитием речи, проявляющимся в совокупности фонетических, лексических, грамматических и синтаксических нарушений. Своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.

Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия. В большинстве случаев у дошкольников с ЗПР страдает произношение звуков, имеющих достаточно сложную артикуляцию (соноры, свистящие и шипящие звуки). В картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешение звуков, искаженное произношение, отсутствие звуков. Замены и смешения осуществляются на основе артикуляторной и акустической близости звуков.

Речь ребенка с ЗПР характеризуется наличием необоснованных длительных пауз, не сформирован процесс интонационной выразительности речи. Детям трудно не только различать интонацию предложения, самостоятельно ее воспроизводить, но и имитировать различные виды интонационных структур.

Словарь детей с ЗПР беден и представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой. Имеют место неверное понимание и неточное употребление многих слов. В речи недостаточно представлены прилагательные, местоимения, наречия. Для полноценного общения необходимо развитие диалогической и монологической речи. В исследованиях отмечается неумение детей с ЗПР связно рассказать о чем- либо, что затрудняет процесс общения. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития были выявлены Е. С. Слепович при изучении словаря и грамматического строя речи. У детейс ЗПР снижена возможность связного изложения: высказывания малы по объему, в них воспроизводится незначительное количество логических звеньев, нередко пропускаются основные звенья информации, нарушается передача смысла от предложения к предложению, много повторов, пауз. Изучение монологической речи детей показывает, что речь их носит ситуативный характер, у этих ребят только начинается переход к контекстной речи.

При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение динамики речевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, что в свою очередь указывает на задержку развития связной речи.

Выводы: Дети с задержкой психического развития в целом отстают от их нормально развивающихся сверстников по уровню сформированности форм общения, которое предполагает способность связно выражать свои мысли, завязывать и поддерживать разговор.

Специфика игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. У детей с задержкой психического развития она имеет свои особенности. Если у нормально развивающихся ребят к шести годам сюжетная игра достигает своего наивысшего расцвета, то у дошкольников данной категории она находится на значительно более ранних этапах своего становления, которые обычно отмечаются в преддошкольном — младшем дошкольном возрасте. Дети испытывают существенные трудности в создании воображаемой ситуации и принятии на себя роли. Л. В. Кузнецова выделила следующие особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития: сюжеты их бедны, часто не отражают сущности деятельности и отношений людей, не наблюдается развернутого сюжета в игре; характерна недостаточная скоординированность игровых действий и нечеткое разделение и соблюдение игровых правил.

В игре старших дошкольников преобладают процессуальные действия с элементами сюжета игры. Сам сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы, он является ситуативным, нестойким. Дети многократно повторяют одни и те же действия, которые объединены в короткие цепочки вокруг одного стержневого действия. Игровые действия детей бедны по характеру, разнообразию и выразительности. Роль и воображаемая ситуация в играх как правило не вычленяется и не обыгрывается. В большинстве случаев дети не связывают совершаемые ими действия с названием взятой на себя роли. Также, дети склонны условный план игры сводить к реальному плану предметной деятельности.

Дети с задержкой психического развития не могут самостоятельно организовать совместную деятельность в рамках сюжетной игры. Для многих детей ситуация совместной со взрослым игры оказывается наиболее предпочтительной, они чувствуют себя в ней комфортно, проявляют инициативу в общении, обнаруживают желание максимально продолжить эту ситуацию. Следовательно, необходимо целенаправленное вмешательство взрослого, которое выражается в том, что он должен полностью осуществить организационный этап игры, начиная от определения темы игры, игрового общества и распределения ролей, заканчивая подробным описанием путей реализации сюжета в целом и каждой конкретной роли. Речевое поведение дошкольников с ЗПР, в совместных играх отличается малой коммуникативной насыщенностью. Дети практически не оречевляют выполняемые действия. Чаше всего дошкольники используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений. Возникающие диалоги непродолжительны, ролевая речь представлена слабо.

Выводы: Таким образом, несформированная игровая деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития не может способствовать речевому развитию и формированию у них психологической готовности к школьному обучению.

Особенности успешной работы с детьми ЗПР

1. Необходимо специально организовывать и направлять внимание детей, так как детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке»целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут, чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом. пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он

6. Проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

7. Работу с семьей этого ребенка можно выделить как основной метод положительного воздействия на ЗПР. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога.Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное — родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

8. Сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

В заключении хочется сказать, что эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда педагоги работают в тесном контакте с родителями в атмосфере понимания, уважения и сотрудничества, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Программы/ С. Г. Шевченко – М., 2005.

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 2000.

3. Борякова Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие – М. ,2008.

4. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития – Н. Новгород, 1994

5. Выгодский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка – Вопросы психологии, 1996.

6. Сленович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР – М.:Педагогика, 1990.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *