Путевые листы легкового автомобиля

В данной статье подробно рассмотрим как необходимо заполнять Путевой лист легкового автомобиля (форма №3).

!!! ВНИМАНИЕ !!! В случае неправильного заполнения путевых листов затраты организации на приобретение ГСМ могут быть не признаны при проведении налоговой проверки.

  •  

Вступление
До сих пор документом, которым следовало руководствоваться при оформлении путевых листов, служило Постановление Госкомстата России №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее Постановление Госкомстата от 28.11.78 №78). Правда, распространяется это постановление только на юридические лица.

Всего, для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией строительных машин или автомобильного транспорта утверждено восемь унифицированных форм путевых листов.
По учету работы строительных машин и механизмов:
— путевой лист строительной машины (форма №ЭСМ-2).

По учету работ в автомобильном транспорте:
— путевой лист легкового автомобиля (форма №3);
— путевой лист специального автомобиля (форма №3спец);
— путевой лист легкового такси (форма №4);
— путевой лист грузового автомобиля (форма №4-С);
— путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-П);
— путевой лист автобуса (форма №6);
— путевой лист автобуса необщего пользования (форма №6 спец).

Поэтому позднее был выпущен Приказ Минтранса России №68, действовавший в отношении индивидуальных предпринимателей. Формы путевых листов, приведенные в нем, отличались от установленных Госкомстатом для юридических лиц.

Для индивидуальных предпринимателей были утверждены следующие формы путевых листов:
— путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПГ-1);
— путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя (форма №ПА-1);
— путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПЛ-1).

Однако этот документ утратил силу согласно п.2 Приказа Минтранса России №152.
Приказ Минтранса России №152устанавливает только обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, но приведенные в нем правила распространяются как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей.
Теперь в самостоятельно разработанной форме должны присутствовать следующие реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса России №152:
— наименование и номер;
— срок действия путевого листа;
— сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
— сведения о транспортном средстве;
— сведения о водителе.

Кроме того, в путевом листе должны фиксироваться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Указания таких подробностей не требовали ни унифицированные формы, приведенные в Постановлении Госкомстата России №78, ни Приказ Минтранса России №68. Юридическим лицам необходимо рядом с подписью медицинского работника указать время проведения осмотра. Кстати, эта подпись обязательно должна расшифровываться.

Заполнение лицевой стороны
Для наглядности, заполнять путевой лист будем следующими данными:

Данные для заполнения
Организация:
ООО «Автолидер»
Автомобиль:
ГАЗ 3110
Гос. номер: у082ее01
Водитель: Иванов Александр Романович
Механик: Васильев Сергей Николаевич
Диспетчер: Солдатов Андрей Васильевич
Остаток топлива перед выездом: 10 л.
Пробег за время действия путевого листа: 163 км.
Заправка топлива за время действия путевого листа: 40 л.

Поля лицевой стороны:
Номер документа – это один из обязательных реквизитов, который необходимо заполнить. Нумерация документов разрабатывается организацией (например: 0000026, или ПЛ00037)и не должна повторяться.
Серия– указывается в том случае, если бланки путевых листов отпечатаны типографским способом.
Дата– это тоже один из обязательных реквизитов, который необходимо заполнить. Допускается выдача любого путевого листа на день или срок, не превышающий одного месяца. Если путевой лист выписывается на несколько дней, тогда необходимо вписать период (например: 17-24.10.2011).
Организация – заполняется наименование, адрес, телефоны организации в чьем распоряжении находится автомобиль (в нашем примере ООО «Автолидер»).
Код ОКПО – заполняется код (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) присвоенный организации .
Марка автомобиля – заполняется марка автомобиля (в нашем примере ГАЗ 3110). Если автомобиль находится в аренде, тогда желательно указать договор аренды (номер, дата и собственника автомобиля), (например: по договору аренды № 256-А от 15.03.2009г с ООО «Автолидер»).
Государственный номерной знак – гос. номер автомобиля (в нашем примере у082ее01).
Гаражный номер – заполняется в том случае если в организации на балансе несколько машин. При этом вместо гаражного номера можно записать инвентарный номер автомобиля как основного средства.
Водитель – ФИО водителя (в нашем примере Иванов А. Р.).
Табельный номер – табельный номер сотрудника, присвоенный ему в организации.
Удостоверение № — номер водительского удостоверения водителя.
Класс – класс водителя.
Лицензионная карточка, вид, серия – в настоящее время лицензии выдаются только на коммерческие перевозки пассажиров более 8 человек. Поэтому в Путевом листе легкового автомобиля (форма №3) эти поля не заполняются.
В распоряжение – в чье распоряжение представляется автомобиль (в нашем примере ООО «Автолидер»). Если машина передана в аренду или для оказания услуг стороннему лицу (юридическому или физическому), то указывается наименование (фамилия) данного лица. Если путевой лист выписывается на срок более одного дня, то, скорее всего, указать конкретного пользователя будет невозможно, поскольку таких лиц может быть много. В этом случае по данной строке целесообразно указывать название самой организации (в нашем примере ООО «Автолидер»), а расшифровку фамилии конкретного пользователя приводить на оборотной стороне листа в графе «Подпись лица, пользовавшегося автомобилем».
Адрес подачи – адрес, куда должен прибыть автомобиль для дальнейшей работы.
Время выезда из гаража – заполняется время выезда из гаража. Если путевой лист выдается на несколько дней, тогда желательно кроме времени выезда указывать еще и дату.
Диспетчер-нарядчик – подпись и ФИО диспетчера выдающего задание водителю (в нашем примере Солдатов А. В.).
Механик – подпись и ФИО механика выпускающего автомобиль на линию(в нашем примере Васильев С. Н.).Перед выходом на линию автомобиль должен пройти проверку основных агрегатов на работоспособность. Данную проверку должен проводить механик. Если все агрегаты работают нормально, он подписывает путевой лист.
В свою очередь водитель расписывается в том, что принял автомобиль в исправном состоянии.
Время возвращения в гараж — заполняется время возвращения в гараж. Если путевой лист выдается на несколько дней, тогда желательно кроме времени выезда указывать еще и дату.
Диспетчер-нарядчик – подпись и ФИО диспетчера подтверждающего своей подписью время прибытия в гараж. Так же диспетчер делает необходимые отметки (опоздания, ожидания, простои в пути, заезды в гараж и прочее), (в нашем примере Солдатов А. В.).
Автомобиль сдал водитель – подпись и ФИО водителя в том, что он автомобиль сдал.

В правой нижней части лицевой стороны путевого листа приводится информация по движению горючего:

Марка горючего – заполняется марка топлива которым заправляется автомобиль.
Выдано по заправочному листу – должно указываться количество горючего, выданного в самой организации (если у нее есть запасы топлива или своя заправочная станция). Но на практике, как правило, заносят данные о заправке на сторонних АЗС.
Остаток горючего при выезде – количество горючего находящееся в баке автомобиля перед выходом на линию.
Остаток горючего при возвращении – количество горючего находящееся в баке автомобиля после возвращения в гараж.
Расход по норме – количество топлива расходуемое данным транспортным средством на основании Методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 г. №АМ-23-р) (далее – Методические рекомендации). Если в представленном в Методических рекомендациях перечне автомобиль вашей организации отсутствует, то норматив можно определить по технически близкому транспортному средству (примерные габариты, одинаковый объем двигателя, похожие технические характеристики и т.п.).
Расход по норме рассчитывается по следующей формуле:
Расход по норме = Пробег х Норма расхода топлива / 100.
Расход по факту – количество топлива потраченного за время работы по путевому листу и рассчитывается следующим образом:
Расход по факту = количество горючего перед выездом + количество заправленного горючегоколичество горючего при возвращении.
Показание спидометра при возвращении в гараж – показание спидометра при возвращении.
Механик фиксирует и подтверждает подписью время возвращения, показания спидометра и движение горючего.
Экономия — Если расход топлива по факту меньше, чем расход топлива по норме, тогда заполняем это поле.
Перерасход — Если расход топлива по факту больше, чем расход топлива по норме, тогда заполняем это поле.
Мед. сестра – подпись и ФИО медицинского работника допускающего водителя в рейс.
Под подписью медицинского работника ставится печать организации.

Заполнение оборотной стороны
Следует отметить, что как в унифицированной форме, так и в самостоятельно разработанной форме путевого листа информация о конкретном месте следования автомобиля является обязательной. В противном случае, путевой лист, не содержащий информацию о месте следования автомобиля, не является подтверждением произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение ГСМ.

Поля оборотной стороны:
Номер по порядку – Все поездки автомашины должны записываться под отдельным номером.
Код заказчика – Если автомобиль оказывает коммерческие услуги, то в целях идентификации клиентов в этом графе отражается их код.
Однако, если путевой лист выписан на несколько рабочих дней, в данной графе целесообразно заносить даты поездок.
Место отправления– Адрес места откуда машина отправилась. Желательно для большей обоснованности поездки указывать еще и организацию из которой данная машина отправлялась.
Место назначения– Адрес места куда машина отправилась. Желательно для большей обоснованности поездки указывать еще и организацию в которую данная машина отправлялась.
Время выезда — Время выезда из места отправления. Если путевой лист выписывается на один день, тогда можно указывать только время выезда из гаража (стоянки).

Инструкция по заполнению и ведению путевых листов легкового автомобиля

Если же он выписан более чем на одни сутки, тогда желательно указывать время каждой поездки.
Время возвращения — Время приезда к месту назначения. Если путевой лист выписывается на один день, то можно указывать только время возвращения в гараж (на стоянку). Если же он выписан более чем на одни сутки, то желательно указывать время каждой поездки.
Пройдено — Вводятся данные о пройденном расстоянии (причем, целесообразно указывать по каждой поездке).
Подпись лица пользовавшегося автомобилем — В этой графе расписывается лицо, пользовавшееся автомобилем.

В данной статье подробно рассмотрим как необходимо заполнять Путевой лист легкового автомобиля (форма №3).

!!! ВНИМАНИЕ !!! В случае неправильного заполнения путевых листов затраты организации на приобретение ГСМ могут быть не признаны при проведении налоговой проверки.

  •  

Вступление
До сих пор документом, которым следовало руководствоваться при оформлении путевых листов, служило Постановление Госкомстата России №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее Постановление Госкомстата от 28.11.78 №78). Правда, распространяется это постановление только на юридические лица.

Всего, для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией строительных машин или автомобильного транспорта утверждено восемь унифицированных форм путевых листов.
По учету работы строительных машин и механизмов:
— путевой лист строительной машины (форма №ЭСМ-2).

По учету работ в автомобильном транспорте:
— путевой лист легкового автомобиля (форма №3);
— путевой лист специального автомобиля (форма №3спец);
— путевой лист легкового такси (форма №4);
— путевой лист грузового автомобиля (форма №4-С);
— путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-П);
— путевой лист автобуса (форма №6);
— путевой лист автобуса необщего пользования (форма №6 спец).

Поэтому позднее был выпущен Приказ Минтранса России №68, действовавший в отношении индивидуальных предпринимателей. Формы путевых листов, приведенные в нем, отличались от установленных Госкомстатом для юридических лиц.

Для индивидуальных предпринимателей были утверждены следующие формы путевых листов:
— путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПГ-1);
— путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя (форма №ПА-1);
— путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПЛ-1).

Однако этот документ утратил силу согласно п.2 Приказа Минтранса России №152.
Приказ Минтранса России №152устанавливает только обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, но приведенные в нем правила распространяются как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей.
Теперь в самостоятельно разработанной форме должны присутствовать следующие реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса России №152:
— наименование и номер;
— срок действия путевого листа;
— сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
— сведения о транспортном средстве;
— сведения о водителе.

Кроме того, в путевом листе должны фиксироваться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Указания таких подробностей не требовали ни унифицированные формы, приведенные в Постановлении Госкомстата России №78, ни Приказ Минтранса России №68. Юридическим лицам необходимо рядом с подписью медицинского работника указать время проведения осмотра. Кстати, эта подпись обязательно должна расшифровываться.

Заполнение лицевой стороны
Для наглядности, заполнять путевой лист будем следующими данными:

Данные для заполнения
Организация:
ООО «Автолидер»
Автомобиль:
ГАЗ 3110
Гос. номер: у082ее01
Водитель: Иванов Александр Романович
Механик: Васильев Сергей Николаевич
Диспетчер: Солдатов Андрей Васильевич
Остаток топлива перед выездом: 10 л.
Пробег за время действия путевого листа: 163 км.
Заправка топлива за время действия путевого листа: 40 л.

Поля лицевой стороны:
Номер документа – это один из обязательных реквизитов, который необходимо заполнить. Нумерация документов разрабатывается организацией (например: 0000026, или ПЛ00037)и не должна повторяться.
Серия– указывается в том случае, если бланки путевых листов отпечатаны типографским способом.
Дата– это тоже один из обязательных реквизитов, который необходимо заполнить. Допускается выдача любого путевого листа на день или срок, не превышающий одного месяца. Если путевой лист выписывается на несколько дней, тогда необходимо вписать период (например: 17-24.10.2011).
Организация – заполняется наименование, адрес, телефоны организации в чьем распоряжении находится автомобиль (в нашем примере ООО «Автолидер»).
Код ОКПО – заполняется код (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) присвоенный организации .
Марка автомобиля – заполняется марка автомобиля (в нашем примере ГАЗ 3110). Если автомобиль находится в аренде, тогда желательно указать договор аренды (номер, дата и собственника автомобиля), (например: по договору аренды № 256-А от 15.03.2009г с ООО «Автолидер»).
Государственный номерной знак – гос. номер автомобиля (в нашем примере у082ее01).
Гаражный номер – заполняется в том случае если в организации на балансе несколько машин. При этом вместо гаражного номера можно записать инвентарный номер автомобиля как основного средства.
Водитель – ФИО водителя (в нашем примере Иванов А. Р.).
Табельный номер – табельный номер сотрудника, присвоенный ему в организации.
Удостоверение № — номер водительского удостоверения водителя.
Класс – класс водителя.
Лицензионная карточка, вид, серия – в настоящее время лицензии выдаются только на коммерческие перевозки пассажиров более 8 человек. Поэтому в Путевом листе легкового автомобиля (форма №3) эти поля не заполняются.
В распоряжение – в чье распоряжение представляется автомобиль (в нашем примере ООО «Автолидер»). Если машина передана в аренду или для оказания услуг стороннему лицу (юридическому или физическому), то указывается наименование (фамилия) данного лица. Если путевой лист выписывается на срок более одного дня, то, скорее всего, указать конкретного пользователя будет невозможно, поскольку таких лиц может быть много. В этом случае по данной строке целесообразно указывать название самой организации (в нашем примере ООО «Автолидер»), а расшифровку фамилии конкретного пользователя приводить на оборотной стороне листа в графе «Подпись лица, пользовавшегося автомобилем».
Адрес подачи – адрес, куда должен прибыть автомобиль для дальнейшей работы.
Время выезда из гаража – заполняется время выезда из гаража. Если путевой лист выдается на несколько дней, тогда желательно кроме времени выезда указывать еще и дату.
Диспетчер-нарядчик – подпись и ФИО диспетчера выдающего задание водителю (в нашем примере Солдатов А. В.).
Механик – подпись и ФИО механика выпускающего автомобиль на линию(в нашем примере Васильев С. Н.).Перед выходом на линию автомобиль должен пройти проверку основных агрегатов на работоспособность. Данную проверку должен проводить механик. Если все агрегаты работают нормально, он подписывает путевой лист.
В свою очередь водитель расписывается в том, что принял автомобиль в исправном состоянии.
Время возвращения в гараж — заполняется время возвращения в гараж. Если путевой лист выдается на несколько дней, тогда желательно кроме времени выезда указывать еще и дату.
Диспетчер-нарядчик – подпись и ФИО диспетчера подтверждающего своей подписью время прибытия в гараж. Так же диспетчер делает необходимые отметки (опоздания, ожидания, простои в пути, заезды в гараж и прочее), (в нашем примере Солдатов А.

Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля 2015 (скачать)

В.).
Автомобиль сдал водитель – подпись и ФИО водителя в том, что он автомобиль сдал.

В правой нижней части лицевой стороны путевого листа приводится информация по движению горючего:

Марка горючего – заполняется марка топлива которым заправляется автомобиль.
Выдано по заправочному листу – должно указываться количество горючего, выданного в самой организации (если у нее есть запасы топлива или своя заправочная станция). Но на практике, как правило, заносят данные о заправке на сторонних АЗС.
Остаток горючего при выезде – количество горючего находящееся в баке автомобиля перед выходом на линию.
Остаток горючего при возвращении – количество горючего находящееся в баке автомобиля после возвращения в гараж.
Расход по норме – количество топлива расходуемое данным транспортным средством на основании Методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 г. №АМ-23-р) (далее – Методические рекомендации). Если в представленном в Методических рекомендациях перечне автомобиль вашей организации отсутствует, то норматив можно определить по технически близкому транспортному средству (примерные габариты, одинаковый объем двигателя, похожие технические характеристики и т.п.).
Расход по норме рассчитывается по следующей формуле:
Расход по норме = Пробег х Норма расхода топлива / 100.
Расход по факту – количество топлива потраченного за время работы по путевому листу и рассчитывается следующим образом:
Расход по факту = количество горючего перед выездом + количество заправленного горючегоколичество горючего при возвращении.
Показание спидометра при возвращении в гараж – показание спидометра при возвращении.
Механик фиксирует и подтверждает подписью время возвращения, показания спидометра и движение горючего.
Экономия — Если расход топлива по факту меньше, чем расход топлива по норме, тогда заполняем это поле.
Перерасход — Если расход топлива по факту больше, чем расход топлива по норме, тогда заполняем это поле.
Мед. сестра – подпись и ФИО медицинского работника допускающего водителя в рейс.
Под подписью медицинского работника ставится печать организации.

Заполнение оборотной стороны
Следует отметить, что как в унифицированной форме, так и в самостоятельно разработанной форме путевого листа информация о конкретном месте следования автомобиля является обязательной. В противном случае, путевой лист, не содержащий информацию о месте следования автомобиля, не является подтверждением произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение ГСМ.

Поля оборотной стороны:
Номер по порядку – Все поездки автомашины должны записываться под отдельным номером.
Код заказчика – Если автомобиль оказывает коммерческие услуги, то в целях идентификации клиентов в этом графе отражается их код.
Однако, если путевой лист выписан на несколько рабочих дней, в данной графе целесообразно заносить даты поездок.
Место отправления– Адрес места откуда машина отправилась. Желательно для большей обоснованности поездки указывать еще и организацию из которой данная машина отправлялась.
Место назначения– Адрес места куда машина отправилась. Желательно для большей обоснованности поездки указывать еще и организацию в которую данная машина отправлялась.
Время выезда — Время выезда из места отправления. Если путевой лист выписывается на один день, тогда можно указывать только время выезда из гаража (стоянки). Если же он выписан более чем на одни сутки, тогда желательно указывать время каждой поездки.
Время возвращения — Время приезда к месту назначения. Если путевой лист выписывается на один день, то можно указывать только время возвращения в гараж (на стоянку). Если же он выписан более чем на одни сутки, то желательно указывать время каждой поездки.
Пройдено — Вводятся данные о пройденном расстоянии (причем, целесообразно указывать по каждой поездке).
Подпись лица пользовавшегося автомобилем — В этой графе расписывается лицо, пользовавшееся автомобилем.

В данной статье подробно рассмотрим как необходимо заполнять Путевой лист легкового автомобиля (форма №3).

!!! ВНИМАНИЕ !!! В случае неправильного заполнения путевых листов затраты организации на приобретение ГСМ могут быть не признаны при проведении налоговой проверки.

  •  

Вступление
До сих пор документом, которым следовало руководствоваться при оформлении путевых листов, служило Постановление Госкомстата России №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее Постановление Госкомстата от 28.11.78 №78). Правда, распространяется это постановление только на юридические лица.

Всего, для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией строительных машин или автомобильного транспорта утверждено восемь унифицированных форм путевых листов.
По учету работы строительных машин и механизмов:
— путевой лист строительной машины (форма №ЭСМ-2).

По учету работ в автомобильном транспорте:
— путевой лист легкового автомобиля (форма №3);
— путевой лист специального автомобиля (форма №3спец);
— путевой лист легкового такси (форма №4);
— путевой лист грузового автомобиля (форма №4-С);
— путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-П);
— путевой лист автобуса (форма №6);
— путевой лист автобуса необщего пользования (форма №6 спец).

Поэтому позднее был выпущен Приказ Минтранса России №68, действовавший в отношении индивидуальных предпринимателей. Формы путевых листов, приведенные в нем, отличались от установленных Госкомстатом для юридических лиц.

Для индивидуальных предпринимателей были утверждены следующие формы путевых листов:
— путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПГ-1);
— путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя (форма №ПА-1);
— путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПЛ-1).

Однако этот документ утратил силу согласно п.2 Приказа Минтранса России №152.
Приказ Минтранса России №152устанавливает только обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, но приведенные в нем правила распространяются как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей.
Теперь в самостоятельно разработанной форме должны присутствовать следующие реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса России №152:
— наименование и номер;
— срок действия путевого листа;
— сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
— сведения о транспортном средстве;
— сведения о водителе.

Кроме того, в путевом листе должны фиксироваться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Указания таких подробностей не требовали ни унифицированные формы, приведенные в Постановлении Госкомстата России №78, ни Приказ Минтранса России №68. Юридическим лицам необходимо рядом с подписью медицинского работника указать время проведения осмотра. Кстати, эта подпись обязательно должна расшифровываться.

Заполнение лицевой стороны
Для наглядности, заполнять путевой лист будем следующими данными:

Данные для заполнения
Организация:
ООО «Автолидер»
Автомобиль:
ГАЗ 3110
Гос. номер: у082ее01
Водитель: Иванов Александр Романович
Механик: Васильев Сергей Николаевич
Диспетчер: Солдатов Андрей Васильевич
Остаток топлива перед выездом: 10 л.
Пробег за время действия путевого листа: 163 км.
Заправка топлива за время действия путевого листа: 40 л.

Поля лицевой стороны:
Номер документа – это один из обязательных реквизитов, который необходимо заполнить. Нумерация документов разрабатывается организацией (например: 0000026, или ПЛ00037)и не должна повторяться.
Серия– указывается в том случае, если бланки путевых листов отпечатаны типографским способом.
Дата– это тоже один из обязательных реквизитов, который необходимо заполнить.

Правила оформления и ведения путевых листов

Допускается выдача любого путевого листа на день или срок, не превышающий одного месяца. Если путевой лист выписывается на несколько дней, тогда необходимо вписать период (например: 17-24.10.2011).
Организация – заполняется наименование, адрес, телефоны организации в чьем распоряжении находится автомобиль (в нашем примере ООО «Автолидер»).
Код ОКПО – заполняется код (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) присвоенный организации .
Марка автомобиля – заполняется марка автомобиля (в нашем примере ГАЗ 3110). Если автомобиль находится в аренде, тогда желательно указать договор аренды (номер, дата и собственника автомобиля), (например: по договору аренды № 256-А от 15.03.2009г с ООО «Автолидер»).
Государственный номерной знак – гос. номер автомобиля (в нашем примере у082ее01).
Гаражный номер – заполняется в том случае если в организации на балансе несколько машин. При этом вместо гаражного номера можно записать инвентарный номер автомобиля как основного средства.
Водитель – ФИО водителя (в нашем примере Иванов А. Р.).
Табельный номер – табельный номер сотрудника, присвоенный ему в организации.
Удостоверение № — номер водительского удостоверения водителя.
Класс – класс водителя.
Лицензионная карточка, вид, серия – в настоящее время лицензии выдаются только на коммерческие перевозки пассажиров более 8 человек. Поэтому в Путевом листе легкового автомобиля (форма №3) эти поля не заполняются.
В распоряжение – в чье распоряжение представляется автомобиль (в нашем примере ООО «Автолидер»). Если машина передана в аренду или для оказания услуг стороннему лицу (юридическому или физическому), то указывается наименование (фамилия) данного лица. Если путевой лист выписывается на срок более одного дня, то, скорее всего, указать конкретного пользователя будет невозможно, поскольку таких лиц может быть много. В этом случае по данной строке целесообразно указывать название самой организации (в нашем примере ООО «Автолидер»), а расшифровку фамилии конкретного пользователя приводить на оборотной стороне листа в графе «Подпись лица, пользовавшегося автомобилем».
Адрес подачи – адрес, куда должен прибыть автомобиль для дальнейшей работы.
Время выезда из гаража – заполняется время выезда из гаража. Если путевой лист выдается на несколько дней, тогда желательно кроме времени выезда указывать еще и дату.
Диспетчер-нарядчик – подпись и ФИО диспетчера выдающего задание водителю (в нашем примере Солдатов А. В.).
Механик – подпись и ФИО механика выпускающего автомобиль на линию(в нашем примере Васильев С. Н.).Перед выходом на линию автомобиль должен пройти проверку основных агрегатов на работоспособность. Данную проверку должен проводить механик. Если все агрегаты работают нормально, он подписывает путевой лист.
В свою очередь водитель расписывается в том, что принял автомобиль в исправном состоянии.
Время возвращения в гараж — заполняется время возвращения в гараж. Если путевой лист выдается на несколько дней, тогда желательно кроме времени выезда указывать еще и дату.
Диспетчер-нарядчик – подпись и ФИО диспетчера подтверждающего своей подписью время прибытия в гараж. Так же диспетчер делает необходимые отметки (опоздания, ожидания, простои в пути, заезды в гараж и прочее), (в нашем примере Солдатов А. В.).
Автомобиль сдал водитель – подпись и ФИО водителя в том, что он автомобиль сдал.

В правой нижней части лицевой стороны путевого листа приводится информация по движению горючего:

Марка горючего – заполняется марка топлива которым заправляется автомобиль.
Выдано по заправочному листу – должно указываться количество горючего, выданного в самой организации (если у нее есть запасы топлива или своя заправочная станция). Но на практике, как правило, заносят данные о заправке на сторонних АЗС.
Остаток горючего при выезде – количество горючего находящееся в баке автомобиля перед выходом на линию.
Остаток горючего при возвращении – количество горючего находящееся в баке автомобиля после возвращения в гараж.
Расход по норме – количество топлива расходуемое данным транспортным средством на основании Методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 г. №АМ-23-р) (далее – Методические рекомендации). Если в представленном в Методических рекомендациях перечне автомобиль вашей организации отсутствует, то норматив можно определить по технически близкому транспортному средству (примерные габариты, одинаковый объем двигателя, похожие технические характеристики и т.п.).
Расход по норме рассчитывается по следующей формуле:
Расход по норме = Пробег х Норма расхода топлива / 100.
Расход по факту – количество топлива потраченного за время работы по путевому листу и рассчитывается следующим образом:
Расход по факту = количество горючего перед выездом + количество заправленного горючегоколичество горючего при возвращении.
Показание спидометра при возвращении в гараж – показание спидометра при возвращении.
Механик фиксирует и подтверждает подписью время возвращения, показания спидометра и движение горючего.
Экономия — Если расход топлива по факту меньше, чем расход топлива по норме, тогда заполняем это поле.
Перерасход — Если расход топлива по факту больше, чем расход топлива по норме, тогда заполняем это поле.
Мед.

сестра

– подпись и ФИО медицинского работника допускающего водителя в рейс.
Под подписью медицинского работника ставится печать организации.

Заполнение оборотной стороны
Следует отметить, что как в унифицированной форме, так и в самостоятельно разработанной форме путевого листа информация о конкретном месте следования автомобиля является обязательной. В противном случае, путевой лист, не содержащий информацию о месте следования автомобиля, не является подтверждением произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение ГСМ.

Поля оборотной стороны:
Номер по порядку – Все поездки автомашины должны записываться под отдельным номером.
Код заказчика – Если автомобиль оказывает коммерческие услуги, то в целях идентификации клиентов в этом графе отражается их код.
Однако, если путевой лист выписан на несколько рабочих дней, в данной графе целесообразно заносить даты поездок.
Место отправления– Адрес места откуда машина отправилась. Желательно для большей обоснованности поездки указывать еще и организацию из которой данная машина отправлялась.
Место назначения– Адрес места куда машина отправилась. Желательно для большей обоснованности поездки указывать еще и организацию в которую данная машина отправлялась.
Время выезда — Время выезда из места отправления. Если путевой лист выписывается на один день, тогда можно указывать только время выезда из гаража (стоянки). Если же он выписан более чем на одни сутки, тогда желательно указывать время каждой поездки.
Время возвращения — Время приезда к месту назначения. Если путевой лист выписывается на один день, то можно указывать только время возвращения в гараж (на стоянку). Если же он выписан более чем на одни сутки, то желательно указывать время каждой поездки.
Пройдено — Вводятся данные о пройденном расстоянии (причем, целесообразно указывать по каждой поездке).
Подпись лица пользовавшегося автомобилем — В этой графе расписывается лицо, пользовавшееся автомобилем.

Грамотно составленный путевой лист подтвердит расходы на ГСМ

Кому нужно оформлять: транспортным компаниям и иным организациям, использующим в своей деятельности автомобили.

На что обратить внимание: профессиональные перевозчики должны заполнять путевые листы по унифицированной форме, другие же организации могут разработать и утвердить собственную форму.

Когда путевые листы потребуются

Если у вас есть собственные автомобили либо вы их арендуете (например, у сотрудников), то постоянной статьей расходов станет стоимость горюче-смазочных материалов. Отметим, что "упрощенцы" вправе списывать стоимость бензина и другого топлива как затраты на содержание служебного транспорта (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Либо как материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Первый вариант учета целесообразнее выбирать, если автомашины собственные, а второй — если арендованные. Но в любом случае не будет ошибкой, если вы поступите по-другому. При этом расходы должны быть обоснованными (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ). А путевые листы как раз и подтвердят, что автомобиль использовался в служебных целях, а не для личных поездок работников. Обратите внимание: путевые листы нужны как профессиональным перевозчикам, так и другим компаниям, использующим в работе автомобили.

Если у вас "упрощенка" с объектом "доходы". Путевой лист — это первичный документ, поэтому его должны заполнять все "упрощенцы", имеющие служебный транспорт, независимо от объекта налогообложения.

По мнению налоговиков, путевые листы необходимы и в случае, когда поездки совершаются на арендованном авто (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.1). А вот суды, как правило, придерживаются иного мнения, особенно если речь идет об аренде транспорта с экипажем. Они ссылаются на Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее — Постановление N 78). В нем сказано, что путевой лист является первичным документом по учету работы автомобиля, на основании которого начисляется зарплата водителю. В случае аренды транспорта с экипажем машину водит сотрудник арендодателя и арендатор зарплату ему не выплачивает. Поэтому и оформлять путевые листы арендатору необязательно. Именно к такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18.01.2008 по делу N А56-15033/2007.

А нужны ли путевые листы, если работник ездит по служебным делам на личном автомобиле? В этом случае работодатель обязан выплатить компенсацию сотруднику за то, что он использует личное имущество в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Так вот, чтобы ее получить, водитель должен вести учет служебных поездок опять же в путевых листах. Такую позицию высказал Минфин России в Письме от 13.04.2007 N 14-05-07/6. На наш взгляд, она весьма спорна, о чем свидетельствует и арбитражная практика. Суды неоднократно отмечали, что оформление путевых листов при использовании личных авто законодательством не предусмотрено, а значит, учет выплаченной компенсации в расходах не зависит от наличия путевых листов (Постановления ФАС Московского округа от 19.12.2011 по делу N А40-152815/10-116-694 и ФАС Центрального округа от 25.05.2009 по делу N А62-5333/2008).

Для справки. По мнению налоговиков и специалистов Минфина России, путевые листы нужны, даже если служебные поездки совершаются на арендованном авто или наличном транспорте работника.

А вот в случае, когда для перевозки груза была нанята сторонняя компания, заполнять путевой лист должны не вы, а эта компания. Причем в единственном экземпляре, который останется у нее. Несмотря на это, вы сможете учесть в расходах перечисленные перевозчику стоимость транспортных услуг и сумму затрат на бензин (если это предусмотрено). Из документов у вас должны быть договор, на основании которого перевозился груз, акт оказанных услуг и платежка либо кассовый чек. Налоговики в такой ситуации не вправе требовать еще и путевой лист, и это подтверждает арбитражная практика (Постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2010 по делу N А49-442/2010 и ФАС Московского округа от 30.09.2010 N КА-А40/11123-10).

Важное обстоятельство. Налоговики не вправе требовать от вас путевой лист, если перевозку груза осуществляла сторонняя транспортная компания. При этом возмещенные ей затраты на ГСМ вы можете учесть в расходах.

Как часто нужно выписывать путевые листы

Профессиональные перевозчики должны выписывать путевые листы ежедневно (Постановление N 78). А вот нетранспортным компаниям совсем не обязательно заполнять путевой лист на каждую поездку. Можно оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца. Об этом сказано в п. 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов).

Отметим, Минфин России придерживается аналогичной позиции и не возражает, если нетранспортные компании будут оформлять листы не на каждый день, а на более длительный срок (Письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327 и от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77). Главное, чтобы еженедельное или ежемесячное составление путевого листа позволяло организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ.

Суть вопроса. Компании, не являющиеся транспортными, могут оформлять один путевой лист на несколько дней, неделю или иной срок, не превышающий одного месяца.

Какие обязательные реквизиты должен содержать путевой лист

Транспортные компании обязаны применять унифицированную форму путевого листа, утвержденную Постановлением N 78. Остальные организации могут разработать собственные, более удобные формы путевых листов. Это разъяснено в Письмах Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 и УФНС России по г. Москве от 13.10.2009 N 16-15/107268. Разработанную форму нужно утвердить как приложение к учетной политике.

Какой же должна быть форма путевого листа, чтобы и организации было удобно ее заполнять, и налоговики претензий не предъявляли? Прежде всего следует помнить, что путевой лист должен содержать все сведения, указанные в п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов. Кроме того, необходимо соблюсти требования ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 129-ФЗ). Перечень всех обязательных реквизитов мы привели в таблице.

Таблица

Обязательные реквизиты путевого листа

—————————————————————————
N Сведения, Комментарий Чем установлены
п/п включаемые
в форму
путевого
листа
—————————————————————————
Реквизиты для путевых листов, прописанные в Приказе Минтранса России
от 18.09.2008 N 152 и Законе N 129-ФЗ
—————————————————————————
1 Наименование В наименовании путевого листа укажите Пункты 3 и 12
и номер тип автомобиля (например, путевой Приказа N 152,
путевого лист легкового автомобиля). п. 2 ст. 9 Закона
листа В заголовочной части проставьте N 129-ФЗ
печать или штамп владельца автомобиля
—————————————————————————
2 Срок действия В путевом листе, действующем один Пункты 3 и 4
день, должна стоять дата этого дня. Приказа N 152,
В путевом листе, оформленном на более п. 2 ст. 9 Закона
длительное время (неделю, месяц и N 129-ФЗ
т.д.), отразите даты начала и
окончания срока, в течение которого
путевой лист может быть использован
—————————————————————————
3 Информация о Организации должны указать Пункты 3 и 5
собственнике организационно-правовую форму, Приказа N 152,
транспортного наименование, местонахождение и номер п. 2 ст. 9 Закона
средства телефона, а индивидуальные N 129-ФЗ
предприниматели — Ф.И.О., почтовый
адрес и номер телефона
—————————————————————————
4 Сведения о В графах, отведенных для этих Пункты 3 и 6
транспортном сведений, нужно указать следующую Приказа N 152
средстве информацию:
— тип (легковой автомобиль, грузовой
автомобиль и т.д.) и модель
транспортного средства, а также
модель прицепа, полуприцепа, если
таковые используются;
— государственный регистрационный
знак автомобиля, прицепа,
полуприцепа;
— показания одометра (полные
километры пробега) при выезде
автомобиля из гаража и его заезде в
гараж;
— даты и время выезда автомобиля с
места постоянной стоянки и его заезда
на указанную стоянку. Эту информацию
фиксируют назначенные руководителем
организации или предпринимателем
лица. Рядом они ставят свою роспись
—————————————————————————
5 Сведения Укажите Ф.И.О. водителя, дату и время Пункты 3 и 7
о водителе проведения предрейсового и Приказа N 152
послерейсового медицинского осмотра
водителя. Медицинский работник должен
расписаться
—————————————————————————
6 Маршрут Запишите точный адрес следования Маршрут не
движения является
транспортного обязательным
средства реквизитом,
установленным
нормативными
документами, но
на его наличии
часто настаивают
проверяющие
(Письмо Минфина
России
от 01.08.2005
N 03-03-04/1/117)
—————————————————————————
Реквизиты первичных документов, установленные Законом N 129-ФЗ
—————————————————————————
7 Измерители Укажите километраж и расход топлива Пункт 2 ст. 9
хозяйственной Закона N 129-ФЗ
операции
в натуральном
и денежном
выражении
———————————————————
8 Наименование Путевой лист подписывает водитель
должностей
лиц,
ответственных
за операцию,
и их личные
подписи
—————————————————————————

В дополнение к этим реквизитам вы можете внести в форму другие реквизиты, учитывающие особенность вашей деятельности. Образец заполненного путевого листа приведен на с. 74 — 75.

143912, Московская Приложение N 4 к приказу от 23.12.2011 N 49
область, г. Балашиха, об утверждении учетной политики ООО "Восток"
ул. Швейная, д. 15а
Печать
ООО "Восток"

Путевой лист легкового автомобиля N 51 на период с 21 по 22 мая 2012 года

  1. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.

1.1. Наименование и организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью "Восток".

1.2. Местонахождение организации: 143912, Московская область, г. Балашиха, ул. Швейная, д. 15а.

1.3. Номер телефона организации: (498) 600-20-20.

1.4. ИНН/КПП: 5021324354/502101001.

  1. Сведения о транспортном средстве.

2.1. Тип: легковой автомобиль.

2.2. Модель: ВАЗ-2110.

2.3. Государственный регистрационный знак: В589ДА150.

  1. Сведения о водителе.

3.1. Фамилия, имя, отчество: Проклов Олег Павлович.

3.2. Номер водительского удостоверения: 77 ДЕ 987654.

  1. Сведения о медицинском осмотре водителя:
Дата и время
проведения
осмотра
Вид
медицинского
осмотра
водителя
Подпись
ответственного
лица
Ф.И.О. ответственного
лица
21.05.2012, 8.30 Предрейсовый Сергеева Сергеева Анна Алексеевна
21.05.2012, 16.45 Послерейсовый Орлова Орлова Ольга Петровна
22.05.2012, 8.50 Предрейсовый Сергеева Сергеева Анна Алексеевна
22.05.2012, 17.28 Послерейсовый Орлова Орлова Ольга Петровна
  1. Показания одометра и маршрута движения автомобиля:
Дата
и время
выезда
автомобиля
из гаража
Показания
одометра
Подпись
ответ.

Как правильно заполнять путевые листы

работника

Ф.И.О.
ответ.
работника
Маршрут
движения
<*>
Дата
и время
возвращения
автомобиля
в гараж
Показания
одометра
Подпись
ответ.
работника
Ф.И.О.
ответ.
работника
Пройдено,
км
21.05.2012,
8.50
018329 Котов Котов
Олег
Иванович
Офис —
банк —
клиент 1 —
клиент 2 —
офис
21.05.2012,
16.20
018371 Волков Волков
Петр
Олегович
42
22.05.2012,
9.15
018371 Котов Котов
Олег
Иванович
Офис —
клиент 3 —
клиент 1 —
офис —
банк —
офис
22.05.2012,
17.10
018425 Волков Волков
Петр
Олегович
54
Итого 96

<*> При заполнении маршрутов движения использовались следующие обозначения:

  1. офис — г. Балашиха, ул. Швейная, д. 15а;
  2. клиент 1 — г. Балашиха, ул. Заводская, д. 52;
  3. клиент 2 — г. Балашиха, ул. Солнечная, д. 3;
  4. клиент 3 — г. Балашиха, пр-д Свиридова, д. 7;
  5. банк — г. Балашиха, пер. Лесной, д. 33.

Генеральный директор ООО "Восток" Цветков Р.В. Цветков
Начальник транспортного отдела Дорохов С.К. Дорохов
Водитель Проклов О.П. Проклов

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство. Поэтому если вы используете несколько автомобилей, то вам придется составить несколько путевых листов. Несколько путевых листов понадобятся и в случае, когда в течение срока действия листов один автомобиль водят сразу несколько водителей. На каждого водителя оформляют свой путевой лист. Но можно поступить иначе. Разработайте форму путевого листа, в которую можно вписать данные сразу нескольких водителей. Тогда достаточно заполнить один путевой лист.

Обратите внимание: среди обязательных реквизитов нет сведений о маршруте движения автомобиля. Тем не менее мы рекомендуем включить их в разрабатываемую форму путевого листа. Поскольку именно эта информация поможет вам доказать, что машина использовалась в служебных целях, а расходы на покупку ГСМ обоснованны.

Памятка. В путевом листе нужно указать срок его действия, сведения о водителе, его медицинском осмотре, собственнике автомобиля, самом автомобиле и маршруте движения.

Отметим, что в путевом листе нужно указывать конкретный адрес следования автомобиля. При общих фразах: "по городу" или "до клиента" налоговики могут не признать расходы на покупку топлива (Письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2). Лучше фиксировать точный маршрут служебного транспорта. Если адресов много и изо дня в день они повторяются, можно издать приказ руководителя, в котором им будут присвоены номера. Тогда в путевом листе вы сможете писать не полный адрес, а "маршрут N 1", "маршрут N 2" и т.д. Нумерация маршрутов в приказе может быть зафиксирована, например, как показано на рисунке.

Выдержка из приказа

—————————————————————————¬
¦ … ¦
¦ ПРИКАЗЫВАЮ: ¦
¦ 1. Утвердить следующие адреса следования легкового автомобиля¦
¦ВАЗ-2110 с регистрационным знаком В589ДА150: ¦
¦ — маршрут N 1: г. Балашиха, ул. Цветочная, д. 15, офис 3 (ЗАО¦
¦"Восток"); ¦
¦ — маршрут N 2: г. Балашиха, ул. Ягодная, д. 7 (АКБ "Финанс"); ¦
¦ … ¦
L—————————————————————————

Рисунок

Если поездки планируются по служебным запискам, то в путевом листе допускается написать: "по маршруту согласно служебным запискам". В этом случае записки следует приложить к листам.

Оформленные листы нужно регистрировать в журнале, унифицированная форма которого утверждена Постановлением N 78. Использованные журналы не выбрасывают, а хранят пять лет.

И еще один важный момент. Минфин России в Письме от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 разрешил нетранспортным компаниям не заполнять листы. Но у них должен быть другой документ, составленный по данным системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или другой системы, позволяющей определить пройденный путь. Получается, документ все-таки должен быть со всеми обязательными реквизитами (сведениями о водителе, маршруте следования и т.д.). А будет ли он называться путевым листом или как-то иначе, значения не имеет.

Н.А.Кулюкина

Эксперт журнала "Упрощенка"

Итак, рассмотрим некоторые особенности заполнения путевого листа.

Срок действия документа. У Минтранса одно ограничение – не дольше месяца. Если вас устраивает месячная «годность» путевого листа, то надо помнить, что отчетная дата в бухучете – последнее число каждого месяца. И логично ограничивать срок действия всех листов, выданных в течение месяца, последним его числом. Иначе будет путаница.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:1) наименование и номер путевого листа;2) сведения о сроке действия путевого листа;4. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.10. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

Предположим, кому-то путевой лист открыт 5-го июня и заканчивает срок действия 5 июля, кому-то 28-го июня со сроком действия по 28 июля. А 30 июня — отчетная дата и к тому же конец квартала. Надо листы собирать обратно, после возвращать, так как срок действия у них не закончился. Это неудобно. Поэтому, в какой бы день месяца путевой лист ни выдан, последним днем срока его «годности» лучше устанавливать последнее число месяца.

Но этот совет подойдет только тем организациям, водители которых не ездят в дальние рейсы и к концу месяца могут сдать путевые листы. Если же заведомо ясно, что это невозможно, не ограничивайте срок действия документа концом месяца. Включите стоимость топлива в расходы тогда, когда водитель, вернувшись из дальней поездки, сдаст путевой лист.

Дальше. В строке 1.1 раздела 1. юридические лица указывают свою организационно-правовую форму (ООО, ЗАО, ОАО), наименование, местонахождение и телефон. Какое именно местонахождение — не уточняется. Но для налоговых целей лучше, вписать юридический адрес.

Строка 1.2 раздела 1. Помимо марки, модели и госномера нужно указать тип транспортного средства. То есть грузовой это автомобиль или легковой, а быть может микроавтобус либо автокран.

Нормы расхода топлива в строке 1.3 требуют отдельного рассмотрения, останавливаться на них сейчас не будем.

Строка 1.4 с данными водителя. Тут надо отметить, что если машиной управляют разные люди, то путевой лист выдается каждому из них.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:3) сведения о собственнике (владельце) …4) сведения о …5) сведения о водителе.5. Сведения о собственнике (владельце) … включают:1) для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;6. Сведения о … включают:1) тип … (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус…) и модель … а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса…7. Сведения о водителе включают:1) фамилию, имя, отчество… 11. Если в течение срока действия путевого листа … используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно … нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

Раздел 2. Если проводите медосмотры – заполняете, не проводите – убираете раздел из формы. Если медосмотры не проводятся, это не влияет на возможность учесть расходы.

Раздел 3. Таблица заполняется от руки, так как часто заранее не известно, когда водитель покинет территорию организации и как сложится маршрут. Тем более это нельзя предугадать, когда путевой лист выписывается на длительный срок (месяц).

Теперь остановимся на графах 3 и 8 таблицы. В госкомстатовской форме дату выезда – въезда и время заверяет диспетчер, а пробег – механик. Но в обычной организации таких работников, скорее всего, нет. Если мы говорим об автомобиле директора, то заверять сведения вполне может он сам. Если это другой автомобиль, то либо придется назначить подходящего по должности сотрудника, либо графы 3 и 8 удалить вовсе.

Если сотруднику позволено на машине фирмы уезжать домой, не заезжая на фирму, а потом с утра сразу ехать по делам, то придется доверить заполнение граф 1 – 3 и 6 – 8 ему.

А если водителю дозволено ездить на автомобиле и в выходные, то, чтобы не дразнить контролеров, ему лучше данные о поездках в рабочие дни вносить синей ручкой, а данные о поездках в выходные — красной. Маршрут в последнем случае, конечно же, можно не указывать. Затем, в конце месяца, данные суммируются и можно увидеть, какую сумму можно списать в расходы, а какую надо отнести на расчеты с водителем.

В любом случае помните, пренебрегая указанием данных одометра и времени выезда и возвращения, вы рискуете остаться без расходов.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 13. Даты, время и показания одометра при выезде … с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия… и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий… Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2012 N А05-12219/2010 Имеющиеся в материалах дела путевые листы… не позволяют установить, в каких целях использовалась автомашина (связь расходов с осуществляемой Обществом деятельностью, направленной на получение дохода). В них не указаны показания … на момент выезда из гаража и возвращения, движение горючего (остатки при выезде и при возвращении), что не позволяет установить фактический расход ГСМ.

Кроме того, в путевых листах имеются неустранимые противоречия в части… времени возвращения машины в гараж.

Следующая графа 4 – служебное задание. Среди обязательных минтрансовских реквизитов такого показателя нет. Однако, чтобы не было претензий, лучше эту графу ввести. Подробно суть задания можно не расписывать, хватит общих слов. Например: «Перевозка груза» или «Обслуживание генерального директора». С другой стороны, если служебное задание будет описано детально, это несомненный плюс при проверке.

Графа 5 «Маршрут» раздела 3. Порядок ее заполнения полностью зависит от того, в каком режиме используется автомобиль.

Как заполнять путевой лист легкового автомобиля

Если это четкие разовые задания, то в эту графу водитель вписывает начальную и конечную точки маршрута. Правда, чтобы не было вопросов к протяженности пути, в интересах водителя указать и ключевые промежуточные точки маршрута. Чтобы подтвердить, что, к примеру, объезжал пробку.

Если заданий за один день было несколько, значит и записей в строке этого дня в графе 5 раздела 3 путевого листа будет несколько. В тех случаях, когда автомобиль легковой и он все время в разъездах, допустимо просто перечислить точки, в которых побывала автомашина.

При этом лучше избегать формулировки «по городу». Проверяющим это обычно не нравится, как и некоторым судам. Хотя суды иногда занимают и сторону налогоплательщика. Но, чтобы не доводить дело до суда, заполняя графу с маршрутом, использовать общие слова не стоит.

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.11.2010 N А65-17164/2009 … запись "по городу" в путевом листе не несет информации о конкретном месте следования и не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях, следовательно, такие путевые листы не могут подтвердить производственный характер расходов организации.Однако нормы статей 171, 172 Кодекса не связывают право на применение … с наличием подтверждающих документов по сделке, в том числе путевых листов. Неточности и неполнота сведений, отраженных в путевых листах, не являются основанием для отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8425/10-С3 Указание водителем транспортного средства в путевом листе в графах "место отправления" и "место прибытия" "по городу"… само по себе не является основанием… влекущим невозможность принятия по таким путевым листам в расходы затрат по приобретению горюче-смазочных материалов. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 N 07АП-8045/11 В материалы дела налоговой инспекцией представлены путевые листы, исследованные в ходе проверки, в которых конкретный маршрут следования (наименование организации-адресата) не указан, либо в качестве такового указано "поездки по городу", "езда по городу", "дежурный маршрут", в некоторых случаях запись ограничивается названием населенного пункта с указанием организации-заказчика.Между тем, целью составления данного документа в том числе является подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов.Отсутствие данных о маршруте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях, либо о том, что автотранспорт действительно был использован в производственной деятельности, проконтролировать пробег автомобиля, данные реквизиты необходимы в целях определения обоснованности расходов, отражая действительное содержание хозяйственной операции.

Полагаю, что остальные графы в отдельных пояснениях не нуждаются.

Осталось разобраться с тем, кто выдает путевые листы. Тут универсальный совет дать невозможно. Все зависит от условий работы каждой конкретной фирмы. Путевые листы может выдавать и бухгалтер, и даже руководитель компании.

Но важно вести журнал учета движения путевых листов. Его форму можно взять из того же Постановления Госкомстата N 78, а проще всего из Справочной информации в системе КонсультантПлюс. И хотя ведение этого журнала не обязательно для обычных организаций, поскольку и это Постановление, и Приказ Минтранса, в котором журнал тоже упоминается, отраслевые, лучше его вести. Это поможет отслеживать как своевременность представления водителями путевых листов, так и фиксировать день поступления путевых листов в бухгалтерию, чтобы можно было посмотреть, насколько быстро бухгалтерия обрабатывает документы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Итак, рассмотрим некоторые особенности заполнения путевого листа.

Срок действия документа. У Минтранса одно ограничение – не дольше месяца.

Правила оформления и ведения путевых листов в 2018 году

Если вас устраивает месячная «годность» путевого листа, то надо помнить, что отчетная дата в бухучете – последнее число каждого месяца. И логично ограничивать срок действия всех листов, выданных в течение месяца, последним его числом. Иначе будет путаница.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:1) наименование и номер путевого листа;2) сведения о сроке действия путевого листа;4. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.10. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

Предположим, кому-то путевой лист открыт 5-го июня и заканчивает срок действия 5 июля, кому-то 28-го июня со сроком действия по 28 июля. А 30 июня — отчетная дата и к тому же конец квартала. Надо листы собирать обратно, после возвращать, так как срок действия у них не закончился. Это неудобно. Поэтому, в какой бы день месяца путевой лист ни выдан, последним днем срока его «годности» лучше устанавливать последнее число месяца.

Но этот совет подойдет только тем организациям, водители которых не ездят в дальние рейсы и к концу месяца могут сдать путевые листы. Если же заведомо ясно, что это невозможно, не ограничивайте срок действия документа концом месяца. Включите стоимость топлива в расходы тогда, когда водитель, вернувшись из дальней поездки, сдаст путевой лист.

Дальше. В строке 1.1 раздела 1. юридические лица указывают свою организационно-правовую форму (ООО, ЗАО, ОАО), наименование, местонахождение и телефон. Какое именно местонахождение — не уточняется. Но для налоговых целей лучше, вписать юридический адрес.

Строка 1.2 раздела 1. Помимо марки, модели и госномера нужно указать тип транспортного средства. То есть грузовой это автомобиль или легковой, а быть может микроавтобус либо автокран.

Нормы расхода топлива в строке 1.3 требуют отдельного рассмотрения, останавливаться на них сейчас не будем.

Строка 1.4 с данными водителя. Тут надо отметить, что если машиной управляют разные люди, то путевой лист выдается каждому из них.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:3) сведения о собственнике (владельце) …4) сведения о …5) сведения о водителе.5. Сведения о собственнике (владельце) … включают:1) для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;6. Сведения о … включают:1) тип … (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус…) и модель … а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса…7. Сведения о водителе включают:1) фамилию, имя, отчество… 11. Если в течение срока действия путевого листа … используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно … нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

Раздел 2. Если проводите медосмотры – заполняете, не проводите – убираете раздел из формы. Если медосмотры не проводятся, это не влияет на возможность учесть расходы.

Раздел 3. Таблица заполняется от руки, так как часто заранее не известно, когда водитель покинет территорию организации и как сложится маршрут. Тем более это нельзя предугадать, когда путевой лист выписывается на длительный срок (месяц).

Теперь остановимся на графах 3 и 8 таблицы. В госкомстатовской форме дату выезда – въезда и время заверяет диспетчер, а пробег – механик. Но в обычной организации таких работников, скорее всего, нет. Если мы говорим об автомобиле директора, то заверять сведения вполне может он сам. Если это другой автомобиль, то либо придется назначить подходящего по должности сотрудника, либо графы 3 и 8 удалить вовсе.

Если сотруднику позволено на машине фирмы уезжать домой, не заезжая на фирму, а потом с утра сразу ехать по делам, то придется доверить заполнение граф 1 – 3 и 6 – 8 ему.

А если водителю дозволено ездить на автомобиле и в выходные, то, чтобы не дразнить контролеров, ему лучше данные о поездках в рабочие дни вносить синей ручкой, а данные о поездках в выходные — красной. Маршрут в последнем случае, конечно же, можно не указывать. Затем, в конце месяца, данные суммируются и можно увидеть, какую сумму можно списать в расходы, а какую надо отнести на расчеты с водителем.

В любом случае помните, пренебрегая указанием данных одометра и времени выезда и возвращения, вы рискуете остаться без расходов.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 13. Даты, время и показания одометра при выезде … с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия… и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий… Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2012 N А05-12219/2010 Имеющиеся в материалах дела путевые листы… не позволяют установить, в каких целях использовалась автомашина (связь расходов с осуществляемой Обществом деятельностью, направленной на получение дохода). В них не указаны показания … на момент выезда из гаража и возвращения, движение горючего (остатки при выезде и при возвращении), что не позволяет установить фактический расход ГСМ. Кроме того, в путевых листах имеются неустранимые противоречия в части… времени возвращения машины в гараж.

Следующая графа 4 – служебное задание. Среди обязательных минтрансовских реквизитов такого показателя нет. Однако, чтобы не было претензий, лучше эту графу ввести. Подробно суть задания можно не расписывать, хватит общих слов. Например: «Перевозка груза» или «Обслуживание генерального директора». С другой стороны, если служебное задание будет описано детально, это несомненный плюс при проверке.

Графа 5 «Маршрут» раздела 3. Порядок ее заполнения полностью зависит от того, в каком режиме используется автомобиль. Если это четкие разовые задания, то в эту графу водитель вписывает начальную и конечную точки маршрута. Правда, чтобы не было вопросов к протяженности пути, в интересах водителя указать и ключевые промежуточные точки маршрута. Чтобы подтвердить, что, к примеру, объезжал пробку.

Если заданий за один день было несколько, значит и записей в строке этого дня в графе 5 раздела 3 путевого листа будет несколько. В тех случаях, когда автомобиль легковой и он все время в разъездах, допустимо просто перечислить точки, в которых побывала автомашина.

При этом лучше избегать формулировки «по городу». Проверяющим это обычно не нравится, как и некоторым судам. Хотя суды иногда занимают и сторону налогоплательщика. Но, чтобы не доводить дело до суда, заполняя графу с маршрутом, использовать общие слова не стоит.

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.11.2010 N А65-17164/2009 … запись "по городу" в путевом листе не несет информации о конкретном месте следования и не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях, следовательно, такие путевые листы не могут подтвердить производственный характер расходов организации.Однако нормы статей 171, 172 Кодекса не связывают право на применение … с наличием подтверждающих документов по сделке, в том числе путевых листов. Неточности и неполнота сведений, отраженных в путевых листах, не являются основанием для отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8425/10-С3 Указание водителем транспортного средства в путевом листе в графах "место отправления" и "место прибытия" "по городу"… само по себе не является основанием… влекущим невозможность принятия по таким путевым листам в расходы затрат по приобретению горюче-смазочных материалов. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 N 07АП-8045/11 В материалы дела налоговой инспекцией представлены путевые листы, исследованные в ходе проверки, в которых конкретный маршрут следования (наименование организации-адресата) не указан, либо в качестве такового указано "поездки по городу", "езда по городу", "дежурный маршрут", в некоторых случаях запись ограничивается названием населенного пункта с указанием организации-заказчика.Между тем, целью составления данного документа в том числе является подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов.Отсутствие данных о маршруте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях, либо о том, что автотранспорт действительно был использован в производственной деятельности, проконтролировать пробег автомобиля, данные реквизиты необходимы в целях определения обоснованности расходов, отражая действительное содержание хозяйственной операции.

Полагаю, что остальные графы в отдельных пояснениях не нуждаются.

Осталось разобраться с тем, кто выдает путевые листы. Тут универсальный совет дать невозможно. Все зависит от условий работы каждой конкретной фирмы. Путевые листы может выдавать и бухгалтер, и даже руководитель компании.

Но важно вести журнал учета движения путевых листов. Его форму можно взять из того же Постановления Госкомстата N 78, а проще всего из Справочной информации в системе КонсультантПлюс. И хотя ведение этого журнала не обязательно для обычных организаций, поскольку и это Постановление, и Приказ Минтранса, в котором журнал тоже упоминается, отраслевые, лучше его вести. Это поможет отслеживать как своевременность представления водителями путевых листов, так и фиксировать день поступления путевых листов в бухгалтерию, чтобы можно было посмотреть, насколько быстро бухгалтерия обрабатывает документы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *