Птенец ласточки как называется

Ольга Челядинова
Конспект занятия по лексико — грамматическим категориям на тему «Перелетные птицы»

Конспект занятия по лексико – грамматическим категориям.

Тема: «Перелетные птицы».

Цель: закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; составлять описательный рассказ о птице по образцу; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Оборудование: карточки с изображением перелётных птиц, мяч.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.

Ход занятия.

1. Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

С юга птицы птицы.

Прилетела скворушка-

Серенькое перышко. (Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, прилетели, (Машут ладошками).

Песни весело запели. (Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Беседа о перелётных птицах.

— Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

— А по голосу вы можете узнать птицу? (Включаю запись с голосами птиц)

(Грач, кукушка, лебедь, скворец, соловей).

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

3. Игра «Какой? Какая?»

Образование сложных прилагательных.

— Все птицы очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – длинноклювый.

У аиста красный клюв – красноклювый.

У грача черные глаза – черноглазый.

У лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У цапли длинные ноги – длинноногий.

У ласточки острые крылья – острокрылый.

У соловья звонкий голос – звонкоголосый.

4. Игра «Назови детеныша».

Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в ед. ч. и мн. ч.

Весной, когда пригревает солнышко, по обочинам дорог бегут сверкая на солнце ручейки, появилась первая зелень. У птиц, прилетевших из теплых стран, появляется потомство.

Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

Птенца грача если он один называют граченок, а если птенцов много – грачата.

-У скворца-скворченок, скворчата.

-У журавля-журавленок, журавлята.

-У кукушки-кукушонок, кукушата.

-У аиста-аистенок, аистята.

-У лебедя-лебеденок, лебедята.

— У стрижа – стриженок, стрижата.

— У утки — утенок, утята

5. Физкультминутка «Ласточки летели».

Координация речи с движением.

Ласточки летели,

Все люди глядели. Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Ласточки садились,

Все люди дивились. Приседают, сложив руки за спиной.

Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.

Взвились, полетели.

Песенки запели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

6. Игра «Скажи наоборот»

Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.

Журавль большой, а соловей… маленький.

Лебедь белый, а грач…. черный.

У ласточки брюшко белое, а у кукушки…. полосатое.

У аиста длинная шея, а у скворца …. короткая.

7. Составление описательного рассказа по образцу.

— Это скворец. У него пёстрое оперение. Есть голова, туловище, клюв, лапы, крылья. Тело покрыто перьями. Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки. Скворец – перелётная птица

8. Итог занятия.

— О ком мы сегодня говорили?

— Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран?

— Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц надо беречь. Их нельзя пугать, обижать, нельзя разорять гнезда.

Блог логопеда МБДОУ №270 Евгении Владимировны Поповой

воскресенье, 21 апреля 2013 г.

Перелетные птицы весной

Игра «Один – много» (И. п.):

Грач — … Птенец — . Ласточка- …
Хвост — … Скворец — … Крыло — …
Гнездо — … Перо — … Дрозд —

Игра «Был – не стало»:Были грачи — не стало … Были птенцы – не стало …
Были ласточки – не стало … Были хвосты – не стало …
Были скворцы – не стало … Были крылья – не стало …
Были гнезда — не стало … Были перья – не стало …

Дидактическая игра «Птенчики»У скворца (скворчата). У ласточки (ласточата).
У грача (грачата). У утки (утята).

Развитие связной речи – распространение состава предложения по словесной схеме:
На дереве грачи. (что делают? – сидят; какие грачи? – черные, трудолюбивые, большие). На дереве сидят черные трудолюбивые большие грачи. В небе ласточка. В скворечнике скворец.

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»

МАРТ
3-я и 4-я неделя

Лексико-грамматическая тема содержит очень много информативного материала, который ребенку необходимо усвоить и запомнить. Также грамматические задания достаточно объемны, и одной недели, как показывает практика, бывает недостаточно для ее усвоения. Целесообразно на третьей неделе дать информативный материал (п. 1-6), а на четвертой неделе выполнить грамматические задания.

1. Рекомендую познакомить ребенка с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком). Объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы».

2. Рассмотреть изображение этих птиц на иллюстрациях, обсудить их отличительные признаки: внешний вид, повадки, особенности питания.

3. Рассказать, откуда прилетели птицы.

4. Во время прогулок учить ребенка узнавать грача и скворца.

5. Обратить внимание на сезонные изменения в природе.

6. Помочь запомнить информацию.

7. Упражнение «Улетает — не улетает».
Взрослый называет ребенку птицу, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет.

8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
скворец — скворушка, скворчик
соловей — соловушка
и т. д.

9. Упражнение «Назови птенцов» на образование супплетивных форм существительных.
У грача — грачата.
У скворца — скворчата.
И т. д.

10. Упражнение «Один — много» на употребление родительного падежа существительных во множественном числе.
Один грач — много грачей.
Один соловей — много соловьев.
И т.д.

11. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
1 грач, 2 грача, 3 . 4 . 5 .
1 соловей, 2 соловья, 3 . 4 . 5 .
И т.д.

12. Упражнение «4-й лишний» на развитие логического мышления (по картинкам).
Например: жаворонок, воробей, грач, скворец.

13. Продолжаем учиться отгадывать загадки.

Черный, проворный,
Кричит: «Крак»
Червякам враг.
(грач)

На шесте дворец,
А во дворце певец.
(скворец)

14. Развитие связной речи, обучение пересказыванию по вопросам.
Рассказ «Предвестники весны».
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Вопросы:
— Какая была зима?
— Что наступает после зимы?
— Как греет солнышко весной?
— Кто прилетел?
— Что увидели дети?
— Что они закричали?

Словарная работа: объяснить малышу выражение «Вестники весны».

15. Упражнение «Птички» на развитие мелкой моторики.
Птички прилетали, крыльями махали.
Сели, посидели и дальше полетели.
(пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз)

16. Развитие слухового внимания и памяти.
Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору)

Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки —
Черненькие перышки.

Ласточка
Ласточка — тивит — тивит!
К нам летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее Весна сидит,
Ах, весна сидит.

17. Ознакомление с произведениями художественной литературы.
Прочитать ребенку стихотворение и обсудить. Словарная работа: объяснить значение слова «сени».

Травка зеленеет,
Cолнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.

1. Рекомендую вспомнить перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид, отличительные признаки). Уточнить, почему их называют перелетными.

2. Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе.

3. Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы.

4. По возможности во время прогулки понаблюдать за жизнью птиц весной.

5. Упражнение «Улетает — не улетает».
Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица, зимующая или ведет оседлый образ жизни. (воробей, голубь, сорока, галка)

6. Упражнение «Назови ласково» на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Соловей — соловушка, журавль — журавушка и т.д.

7. Упражнение «Кто у кого» на образование супплетивных форм существительных.
У грача — грачонок и грачата.
У скворца — скворчонок и скворчата.
И так далее.

8. Упражнение «Один — много» на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач — много грачей, один скворец — много скворцов и т.д.

9. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным. 1 грач, 2 грача, 3 . 4 . 5 . и т.д.

14. Упражнение «Скажи одним словом» на образование сложных слов.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют . (звонкоголосым)
У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют . (длиннохвостой)

15. Упражнение «Закончи предложение» на развитие связной речи.
На дереве гнездо, а на деревьях — . (гнезда)
На ветке сук, а на ветках — .
В гнезде птенец, а в гнездах — .

16. Обучение пересказыванию.

А) Пересказ по вопросам.

Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.

— Какие птицы прилетают весной первыми?
— Что сразу начинают делать грачи?
— Где они вьют гнезда?
— Когда они выводят птенцов?
Словарная работа. Объяснить ребенку значение словосочетаний «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева».

Б) Пересказ рассказа от первого лица.

Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесил на дерево. Пусть у скворца будет хороший дом!

Словарная работа. Объяснить значение слова «скворечник».

17. Развитие логического мышления.

А) Упражнение «4-й лишний» (без опоры на наглядность).
Ворона, воробей, стриж, голубь.
Скворец, грач, голубь, стриж.

Б) Продолжаем учиться отгадывать загадки.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(ласточка)

На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец —
Он и летчик, и певец.
(скворец)

18. Развитие слуховой памяти, внимания, работа над выразительностью речи.
Выучить стихотворение (любое по выбору).

На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
«За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи —
Птицы работящие».

Мы раскрыли окна,
Распахнули дверь.
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель.
Забурлил ручьями,
Зазвенел, запел,
Первыми скворцами
На березы сел.

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
— Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

Словарная работа. Объяснить значение слов «зардел», «лазурь».

19. Упражнения для пальчиков на развитие мелкой моторики.

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была?
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала.
Несу весну,
Весну-красну.
(На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная, с указательного пальца, сначала на правой, потом на левой руке.)

20. Ознакомление с произведениями живописи.
Рассмотреть с ребенком иллюстрацию картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Обсудить ее содержание. Беседа может носить примерно такой план:

Эту картину написал известный русский художник Саврасов. Она очень красивая и висит в музее. На ней нарисован прилет грачей и грачовник. После прилета у грачей начинаются весенние хлопоты и заботы.

— Какие это заботы?
— Как ты думаешь, почему самка сама не может добывать корм?
— Какие весенние признаки изобразил художник?
— Краски, каких цветов использовал Саврасов для изображения неба, снега?

Комментарии к статьям
Развитие речи. Март

спасибо, очень хорошо разработаны конспекты, занимаемся дома с удовольствием
Алена 4 года, Ваня 1 год 11.11.2008, 16:47
Аниса

Спасибо большое, нам очень понравились упражнения. Теперь будем чаще заходить на вашу страничку. 02.03.2009, 22:14
Елена.

Спасибо, нужно для моей работы. 22.03.2009, 21:05
Евгения

Долго мучились, вспоминая как же можно назвать птенчика ласточки))) а каково мнение автора и логопеда соответственно? 16.09.2009, 16:36
Юля

Спасибо вам огромное,очень умно подобраны темы,а стихи просто прелесть. 08.03.2010, 17:41
ИЗА

СПАСИБО 15.04.2010, 07:28
татьяна

спасио,всё точно и конкретноо 23.03.2011, 13:40
ирина

интересно,что например у вороны замечательная память и она узнает человека буквально в лицо.а гнезда вьет,заметьте, на тополях.очень умные птицы.а играют как!-по правилам! 20.07.2019, 21:04
Катя

Всё замечательно! 03.08.2019, 16:30
Денис

Перезвоните мне пожалуйста 8 (952) 364-04-10 Денис.

—Цитатник

6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.

Лексические темы. Космос

лексическая тема»Перелетные птицы» .

Как рассчитать количество бисера для жгута Итак, вариант 1 «математический&q.

Первые шаги к интеллекту.Развивающие задания для детей от 4 до 5 лет. .

—Рубрики

—Приложения

  • Толкование сновУзнайте в чем тайна вашего сна — стоит готовиться к чему-то плохому или, наоборот, надо чтобы сон обязательно сбылся. Вы непременно найдете толкование вашего сна, ведь в базе уже сейчас содержится 47
  • СРОЧНО.ДЕНЬГИК сожалению, всякое бывает… И чаще, почему-то, это всегда случается неожиданно… Уникальная единая форма для подачи заявки на кредит во все банки сразу поможет сэкономить нервы, время и деньги!
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

—Фотоальбом

—Поиск по дневнику

Пятница, 15 Марта 2013 г. 19:16 + в цитатник

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы — это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы — насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей — верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином — углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -. .
У кукушки -. .
У грача -. .

ОДИН — МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль — журавли.
Скворец — скворцы.
Соловей — соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь — лебеди.
Грач — грачи.
Утка — утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:
Кукушка – кукует.
Ласточка – щебечет.
Скворец – поет.
Журавль – курлыкает.
Утка – крякает.
Гусь – гогочет.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей.
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — . (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО :
Соловей — соловушка.
Журавль — журавушка.
Лебедь — лебедушка . .

У КОГО — КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ «ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ»:
В поле я увидел . (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за . (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный . (длинноногий журавль). Я хотел подойти к . (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе . (длинноногий журавль). Я рассказал маме о . (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать . (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к . (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за . (длинноногим журавлем).

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *