Прически 18 19 века

В XVIII веке пафосный стиль барокко сменился более приземленным рококо. Одежда и прически медленно проделали путь от роскошной вычурности к удобной изящности. Модные тенденции, задаваемые царственными особами и их приближенными, долго придерживали у власти богатство и помпезность. Прически 18 века, как и другие сферы моды, прошли длинный путь, меняясь и не забывая поражать великолепием и необычностью.

Исторические моменты

Францию, законодательницу мод, на протяжении 18-го столетия «штормило» народными восстаниями. Революции, войны, восстания — типичные события того времени. Политический курс отличался непостоянством. Частая смена правителей отразилась нестабильностью разных сфер жизни. Мода не стала исключением. Тенденции менялись, следуя курсом к упрощению «демократизации» внешнего вида.

Модные тенденции

Мода Франции, как и Европы в целом, не сильно изменилась в сравнении с предшествующим столетием. Балы проходили не так шумно и часто, но подобные мероприятия позволяли знати показать себя во всей красе.

Сохранялась многослойность нарядов. Пышности, многоярусность однажды — удел знати. Использовались дорогие натуральные ткани, богатая отделка. Присутствие аксессуаров — обязательное явление. Популярны:

  • часы;
  • зонтики;
  • веера;
  • сумочки;
  • трости.

Сохранилась востребованность рюшей, кружева, вышивки. Продолжали использовать жабо. Все чаще шили одежду из тканей с готовым рисунком. Парча и бархат удерживали лидерство при изготовлении бальных нарядов.

Дамы продолжали носить узкие корсеты, пышные юбки. Использовали закрытую (цельнокроеную) и распашную модели платьев с наполовину голами руками. В повседневной жизни чаще стали использовать отрезной костюм: жакет и юбку.

Платья на французский манер отличались пышностью. Использовали больше ткани, деталей и украшений. Наряд смотрелся дорого, ярко. Немного скромнее одежда итальянок. Фасон платья из Англии считался еще более простым, неброским. Польский вариант для дам отличался вычурностью кроя.

Мужчины продолжали использовать рюши, чулки, жабо, парики. В одежде доминировали яркие краски. Носили короткие штаны и длинные камзолы. Это придавало мужской внешности женский характер. Кавалерам подобралось выглядеть, как с картинки.

В Россию европейская мода пришла в период правления Петра I. В страну завозили не только популярные фасоны нарядов и формы причесок. Востребованными стали парики, дорогие ткани. Хотя изящное кружево плели на территории государства. Вологодская область считалась родиной искусных мастериц.

Макияж 17 и 18 веков мало чем отличается. Все также использовали обилие пудры. Поверх наносили розовые румяна. Губы красили алой помадой. В ходу остались мушки, которые к концу века стали рисовать, а не клеить кусочки ворсистой материи. Внимание обратили на глаза. Ресницы и брови начали выделять черной сурьмой.

Формирование модных тенденций осталось прерогативой королей, их свиты. Многочисленные принцессы, фаворитки и камергерши задавали тон. Век проходил под эгидой возвышения женщин. Дамы считались музами, вдохновлявшими на поступки. Для поддержания стереотипа женщины прилагали массу усилий.

Характерные черты укладок

Мужские парики не выходят из моды. В начале века представители сильного пола поголовно носят искусственные локоны. Меняется только объем парика, характер укладки прядей. Укорачивается длина, постепенно исчезает равномерная кудрявая структура.

С 30-х гг. волосы зачесывают гладко назад, слегка приподнимая теменную часть вверх. На висках укладывают 2–3 горизонтальных ряда локонов. Сзади пряди убирали в хвост или косичку. Элемент достигал плеч, реже — лопаток. Молодые мужчины делают прическу из собственных волос, пожилые используют парики.

Для женских причесок начала века характерно величие. В моде со времен 17 века остается фонтанж. Волосы поднимают высоко вверх, создавая причудливые формы. Завершением конструкции становится чепец из лент и кружева. Парики используют редко. Прическу засыпают немыслимым количеством пудры. Дамы выглядят напыщенно.

Читайте также: как выглядят прически в стиле барокко, современные варианты.

С подачи герцогини Шрусбери с 20-х гг. в моду входят более простые технически, маленькие прически. Укладки выглядят скромно, но изящно. Чувствуется утонченность и манерность хозяйки. В ходу слабое припудривание волос. Используют конструкции из кос и локонов. Корзинки, короны, плетеные пучки — типичные вариации.

Внимание! Укладку продолжают украшать локонами, лентами, диадемами. Изредка используют готовые парики. Женщины этого периода элегантные и загадочные.

В период господства во Франции королевы Марии-Антуанетты в моду возвращаются вычурные композиции. Чувствуется размах и буйная фантазия. Шедевры часто содержат немыслимые дополнения: статуэтки, вазы, чучела птиц, макеты кораблей. Прически сливаются воедино с головными уборами. Женщины выглядят экстравагантно, будоража воображение.

К концу века размах теряется. В моде опять лаконичные композиции. Волосы собирают в аккуратный пучок, выпуская из него тугие локоны. Популярными становятся античные и греческие варианты укладок, но в более объемном исполнении. Чаще встречаются распущенные волосы в виде локонов, слегка подколотые по бокам. Женский образ становится максимально нежным и романтичным.

Кому подходит

Современные женщины редко обращают внимание на прически 18 века. Варианты считаются экстравагантными и непрактичными. Укладки с тугими локонами признают устаревшими. Перевоплощение в даму 18 века для повседневной жизни не подходит. Образ с историческим налетом иногда используют на тематических мероприятиях, свадьбах.

Рассматривая популярные формы причесок 18 века, становится очевидным, что вариации больше подходят женщинам с круглым, овальным лицом. Обладательницам квадратной формы овала предпочтительны невысокие сооружения с расположением на затылке. Девушки с треугольным лицом органично смотрятся с ворохом локонов по бокам.

Для выполнения укладки в стиле 18 века требуется длинная шевелюра. Для получения крупного сооружения используют накладные локоны, объемные вкладки, каркасы. Девушкам с короткой, ослабленной шевелюрой рекомендуется использовать стилизованные парики.

Читайте у нас на сайте: самые безумные прически 17 века, рекомендации по выполнению.

Общие рекомендации

Самостоятельно соорудить экстравагантные башни из волос — нереальная затея. Профессиональный мастер трудится над укладкой не менее 2 часов, использует в работе множество инструментов и материалов. Только так получится наслаждаться результатом.

Сделать скромную прическу в стиле 18 века реально без участия парикмахера. Для этого понадобится накрутить локоны, собрать пряди в пышный пучок или заплести косы.

Для решения задачи необходимы:

Сложные прически ослабляют волосы. Рекомендуется обратить внимание на здоровье шевелюры.

Внимание! Лучшая основа для укладки: длинные волосы нормальной густоты без повреждений. После выполнения прически желательно «полечить» пряди с помощью масок, профессиональных процедур.

Современные вариации

Типичный вариант в духе 18 века: локоны, собранные на макушке. Волосы закручивают с помощью плойки в тугие завитки. Пряди собирают на макушке, подкалывая шпильками. Не рекомендуется туго стягивать волосы. Результат украшают цветами, заколками с камнями. Характерным элементом в духе 18 века станет маленькая шляпка.

Волосы можно заплести в косу. Элемент закручивают в виде пучка или укладывают по периметру головы, закрепляют шпильками. Внизу, по бокам обязательно оставляют свободные пряди. Распущенные волосы завивают в тугие локоны.

Высокую прическу рекомендуется делать с помощью парикмахера. Мастер использует каркас, профессиональные вкладки в виде объемных губок. Пряди кропотливо укладывают по выбранной схеме. Реально сделать не только корабль, «огурец», но и вплести в шевелюру настоящую люстру. Варианты экстравагантны, требуют мастерства исполнения и терпения владельца сооружения.

Звездные примеры

Прически 18 века как у обычных женщин, так и у звезд не пользуются повышенной популярностью. Варианты сложны, не современны. Носить такие прически утомительно. Для идеальной стилизации требуется тщательный подбор одежды.

Укладки в духе 18 века часто используют на съемках исторических фильмов. Классический образ дамы эпохи прекрасно воссоздан Натали Портман, Скарлетт Йоханссон.

Натали Портман и Скарлетт Йоханссон

На красных ковровых дорожках встретить знаменитостей с укладками эпохи Марии-Антуанетты сложно. Лена Ленина — типичная любительница подобных конструкций. Знаменитость с достоинством демонстрирует варианты с неординарным характером.

Прически 18 века нечасто получится встретить в современности. Варианты обычно используются для съемок, фотосессий. Подобные укладки помогут окунуться в историю, проникнуться духом эпохи, почувствовать себя королевой.

Перхоть легко испортит даже самую идеальную укладку. Предлагаем эффективные средства для борьбы с недугом:

  • обзор лучших лосьонов против перхоти;
  • ТОП-10 кремов, гелей, мазей от перхоти;
  • натуральные масла:
    • кокосовое;
    • репейное;
    • касторовое;
  • шампуни от перхоти:
    • Фитовал;
    • Циновит;
    • Сульсена;
    • Head & shoulders.

Полезные видео

Как сделать историческую прическу 18 века.

прическа и макияж 18 века.

Мода XVIII столетия в целом тяготела к вычурности и утончённости, к лёгкости и манерности. Этому способствовал и стиль рококо, главенствовавший в изобразительном и декоративно прикладном искусстве на протяжении большей части XVIII века.
Рококо ( от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка) стиль в искусстве, возникший во Франции во второй половине XVIII века. Идейная основа стиля рококо — это вечная молодость и красота, галантное и меланхоличное изящество, бегство от реальности.Характерными чертами этого стиля являются изысканность, большая декоративная нагруженность композиций, Большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям.
Аристократия в середине XVIII века замкнулась в своем уютном и интимном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах и маскарадах, стремясь урвать от жизни все доступные ей утехи, в первую очередь чувственные. Ее девизом стала фраза: «Apres nous le deluge!» (фр. «После нас хоть потоп!»). В этих словах отразилось отношение к миру почти всего высшего французского сословия. Кстати, после них и случился «потоп», потрясший до основания общественные устои Западной Европы — грянула Французская буржуазная революция 1789г., и покатились с эшафотов гильотинированные головы французских аристократов и аристократок.
Но все это случится еще не скоро — только в конце века, а пока капризы и прихоти аристократии открыли простор творческой фантазии французских портних-модисток и парикмахеров.
До 1713 года дамы все еще носят фонтанж, сама форма которого давала большой простор для фантазий.
Фонтанж (фр. fontange) — дамская высокая прическа времен Людовика XIV и одноименный чепец , состоящий из ряда накрахмаленных кружев. Укреплялся он при помощи шпилек и проволочных конструкций.
French man and woman, 1730s.
Интересна история появления этой прически. Во время очередной королевской охоты в 1680г. юная фаворитка короля Франции — Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их куском кружева. Исследователи расходятся во мнениях — то ли это кружево было сорвано с рукава, то ли было чулочной подвязкой. Так или иначе, это концептуальное сооружение на голове де Фонтанж пришлось по вкусу эксцентричному королю, и на утро почти все дамы явились ко двору с такими же «фонтанжами»
Некоторые модницы собирали пучок не прямо, а под углом, на манер падающей Пизанской башни. Даже простолюдинки сооружали себе подобие «фонтанжей».Появилось более сотни вариантов этой прически. Обычно прическа типа «фонтанж» представляла нагромождение высоко надо лбом нескольких туго завитых локончиков-штопоров, расположенных горизонтально и поэтажно. Один или несколько этих змеевидных локонов спускались на грудь.
Мария Анжелика де Скорайлль де Рувилль-Фонтанж
Со временем фонтанжи становились все выше и причудливей. У иных дам они достигали высоты 50-60 см. Такие сооружения уже приходилось поддерживать каркасом
.
Случай заставил европейских красавиц навсегда отказаться от фонтанжа. В 1713 году, на торжественном приеме в Версале английская подданная, герцогиня Шрусбери, предстала перед Людовиком XIV без фонтанжа, с гладко зачесанными волосами. Судьба фонтанжа была решена.В моду тут же вошла маленькая, гладкая прическа с рядами ниспадающих на плечи локонов.Эта простая, слегка припудренная прическа, украшенная букетиками или кружевной наколкой, эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденцией века рококо.
В России мода на фонтанж держалась несколько дольше — до середины 20-х годов XVIII века. Правда, носили его, по преимуществу, пожилые дамы.
Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена все до единой причесаны скромно и элегантно, — будь то роскошная маркиза де Помпадур, добродетельная Мария-Терезия или юная Мария-Антуанетта. Сохранились названия этих причесок — «бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка». Носили даже короткие завитки , стиль а-ля mouton («овечка»).
Francous Boucher. 1746s. Madame Bergeret.
Liotard L`Archiduchesse. Marie-Antoinette d`Autriche, future Reine de France, a lage de 7 ans (1762s.)
Elegante avec la robe a grands paniers, abbe mondain, jeunes gens en costume de chasse et de promenade avant 1760.
Buucher. 1758s. Marquise de Pompadou.
Однако с середины 70-х годов прослеживается иная тенденция: прическа снова принялась «расти» вверх, превращаясь в сложное сооружение. Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика XV — Мари-Жанетта Бекю, графиня Дюбарри, — девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов.
Ее личный парикмахер Леонар Отьё по прозвищу Боляр, то есть Великолепный, лишь только направлял бурную фантазию «австриячки» в новое русло. Так Франция стала законодателем моды в области причесок. От названия сложной прически — куафюра — парикмахеров стали называть куаферами. все новые и новые прически стали появляться в результате соперничества парикмахеров.
Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как «взрыв чувствительности», «сладострастная», «тайная страсть».
Между 1770 и 1780 гг. с легкой руки Марии-Антуанетты, обладавшей роскошной шевелюрой, женская прическа начала подниматься вверх — иногда на высоту 70, а порой и 100 см, т.е. иные прически были в несколько раз больше головы.
French woman in an alluring rose, 1770s.
Robe a la circassienne, 1770s.
Разумеется не каждая придворная красавица имела настолько длинные и густые волосы, чтобы в точности следовать новой моде. Так началось триумфальное шествие шиньонов и дамских париков. В ход шли и волосы, купленные у представительниц «третьего сословия», и конские волосы.А также — ленты, драгоценности, ткани, цветы и плоды.Наиболее стильные женщины умудрялись носить на голове чучела птиц, статуэтки, и даже мини-сады с крошечными искусственными деревцами.
1781s.
Чудовищных размеров прически выполняли функции противовеса огромному шлейфу, тянувшемуся за платьем дамы.Кроме того, туфли с высокими каблуками и огромная ширина юбки в бедрах, тоже требовали уравновешивания. Поскольку при подобных прическах удержать равновесие было сложно, то появилась мода на тонкие трости с жесткой кисточкой-чесалкой для головы — необходимый атрибут для прогулок.
От огромного веса сооружений и постоянного натяжения волос у модниц ужасно болела голова, но, помятуя о том, «красота требует жертв», чего только не выдерживали женщины той эпохи! Однажды королева Франции Мария-Антуанетта согласилась ехать в карете, стоя на коленях, чтобы не повредить прическу — шедевр парикмахерского искусства и труд нескольких знаменитых куаферов. Можно себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы.
Неудобство высоких причесок, мешавших женщинам сидеть в карете, в конце концов было учтено Боляром. Он придумал легкий стальной механизм (его вставляли в парик), с помощью которого можно было сделать прическу низкой, а затем, нажав на клапан, — снова высокой.
Marie Antoinette, Quenn of France, in coronation robes by Jean-Baptiste Gautier Dagoty, 1775.
К этому периоду относиться всем известная прическа A-lа Belle Poule. Она была в моде всего несколько недель. В 1778г фрегат «Belle Poule» одержал победу.Леонар со своей талантливой ученицей королевой Марией-Антуанеттой живо отозвались на это событие. несколько куаферов во главе с Леонаром , сооружая на голове королевы эту прическу высотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около 10 часов.
Coiffure a la Belle-Poule
Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно охранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно.Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами. В прическу вставлялось множество драгоценностей.
Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц.
Парижский журнал «Курьер де ля мод» в 1770 г. в каждом выпуске помещал гравюры, изображавшие девять новых причесок — всего 3744 образца в год, что считалось величайшим достижением времени, позволяющим каждому проявить свой вкус при выборе прически.
Berliner Trachten des 18 Jahrhunderts.
Coiffure a la zodiaque; coiffure casque a la clorinde; Coiffure en soleil levant; coiffure a la persane.
Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир, удерживавшие пудру, шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен.
Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке.
Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.
Кстати, мука, служившая основой пудры, была не всем по карману. Слуга Иоганна Беттгера – изобретателя фарфора – вместо муки стал использовать порошок из белой глины. Обнаружив ее свойства, хозяин парика изобрел… фарфор….
Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели. Мещанки же причесывались и того реже — раз в месяц, а прически сохраняли как можно дольше нетронутыми. Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру. Естественно спать с такой прической было невозможно да к тому же такие громадные сооружения на голове были идеальными местами обитания для огромного количества вшей. Спасались от этой напасти специальными палочками, которыми чесали кожу головы, дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд.
Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица — трость (grattoirs), с помощью которой можно было, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» и «прибамбасы», почесать голову, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти.
Во время сна пользовались специальными, обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах. Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»), который надевали даме на голову во время сна.
В 1770 году произошел трагический случай. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы будущего короля Людовика XVI, вспыхнули как порох огромные прически у множества дам. Погибло более 500 человек (в основном женщины), и вместе с ними и знаменитый Легро — куафер, славившийся особой изощренностью причесок.
Мода на высокие прически исчезла после рождения Марией-Антуанеттой наследника престола; после родов ее роскошные волосы сильно поредели и она быстро ввела в моду новую прическу – небольшой паричок с шаловливыми локонами «enfant” (фр. «дитя»).
Со временем (к началу 80-х годов) громоздкая, вычурная куафюра становится несколько скромнее. Исчезает мода на «паруса» и «вазоны». Только ленты и муслиновая ткань остаются в арсенале модниц , но шляпы и наколки по-прежнему большие и обьем прически сохраняется. В моду входят шляпы из соломы с низкой тульей и широкими полями , их повязывают с лентами в новом «деревенском» стиле.
French men, women, and a child, 1774-1792
Thomas Gainsborough Lady Georgiana Cavendish 1787
Marie-Antoinette by Elisabeth Vigee-Lebrun 1783
Fachion plate of 1786 shows a caraco and petticoat, worn with a wide-brimmed summer hat of straw with elaborate trimmings.
1787 fashion plate.
Желание нравиться преобладало надо всеми другими стремлениями и породило одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все женщины хотели быть молодыми (вечно молодыми!): чтобы скрыть возраст, два раза в день утром и вечером) принимали освежающую кожу ванну из парного молока, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.
Все женщины стремились остановить время. Именно поэтому в моду вошли обильные румяна — одна из отличительных черт XVIII в. Так как повелевать природой человек не в силах, то с помощью румян был искусственно создан цвет, считавшийся типичным цветом молодости и красоты. Благодаря румянам на женских лицах царила вечная весна.
Грим применялся столь обширно, что порой мужья не узнавали своих жен.Гримирование было исключительно привилегией знатных дам, другим, в том числе и женщинам легкого поведения, оно был запрещено, Дама высшего света уже издалека бросалась в глаза своим искусным гримом. Щеки были сильно нарумянены, остальная часть лица бледна до крайности. Дамы покрывали лицо свинцовыми белилами, поскольку бледная кожа считалась признаком аристократизма.

С этой целью производили кровопускание и пили уксус. Для полной иллюзии проводили на лице голубые прожилки, будто бы проглядывающие сквозь нежную, тонкую кожу.При этом умывались далеко не каждый день, чтобы сохранить макияж. Популярными были молочные и земляничные маски. В макияже главным был красный грим самых разных тонов. Расходовали его в больших количествах, Так, в год Франция расходовала два миллиона баночек с красным гримом. На каждую даму уходило в год косметики с полпуда. На многочасовых увеселениях пудра и румяна на основе цинковых белил подсыхали и отваливались кусками, поэтому дамы вынуждены были поправлять грим на своих ярко нарумяненных щеках, который делал их похожими не на людей, а «на ободранных телят».
Гримировали даже мертвых, чтобы они выглядели как можно красивее. Некоторые дамы в своем завещании точно описывали, как следует загримировать их после смерти. Нежность шеи умершей подчеркивали прозрачные платки с синими прожилками.
Потребности в пудре в Европе того времени были огромными. Для французов и француженок ее требовалось столько, что во Франции случались перебои с рисовой или пшеничной мукой, из которых производилась разноцветная пудра для косметики, Пудрили лицо кисточками или мехом. Зато обильно напудренные волосы и не в меру раскрашенные лица помогали в самом главном: скрывать возраст.
Женщина той изысканной и беззаботной поры все больше и больше становилась похожей на утонченную драгоценную статуэтку в фантастически сказочном интерьере. Грациозность и легкость продолжали отличать женский силуэт и, соответственно, женский костюм тех времен: узкие плечи, чрезвычайно тонкая (осиная) талия, округлая линия бедер, поначалу маленькая, а затем огромная прическа и высоко приподнятая грудь, которая к концу века будет все увеличиваться и увеличиваться в размерах все больше выступать вперед.
Кстати, моду на высокую грудь ввела супруга Людовика XVI красавица-австриячка Мария-Антуанетта, обладавшая безупречно красивым, как две пиалы, высоким бюстом.
Поскольку широкая грудная клетка считалась признаком неблагородного происхождения, то дамы шнуровались как можно туже. Случалось, ребра из-за этого срастались, что доставляло благородным бедняжкам-модницам невыносимые страдания. Многие из них, памятуя о том, «что красота требует жертв», продолжали носить корсеты даже во время беременности (особенно, если она была нежелательной, а подобное в то галантное время случалось очень часто), что нередко приводило к появлению на свет детей с искривленными руками или ногами либо иными тяжелыми заболеваниями.
Fashion Before Ease The Lewis Walpole Library, Yate University
Прямо на корсет дамы рококо натягивали платье и, не надевая и не поддевая более ничего, отправлялись за пределы своего дома. В ту до предела утонченную эпоху нравы настолько упростились, что возникла даже игра, одинаково приятная обеим сторонам.
На модной тогда картине знаменитого французского живописца Фрагонара «Качели» (1767 г.) молодой человек смотрит даме под юбку и видит то, что ему разрешается увидеть.

Чрезмерное увлечение интимом вызвало появление столь глубокого декольте в виде каре, что грудь обнажалась до околососкового кружка (ареолы)
Кстати, большой популярностью пользовалось подкрашивание сосков красными (пунцовыми, бордовыми, малиновыми и др.) красителями. Прийти на бал с бледными сосками было столь же немыслимо, как сегодня появиться на светском рауте без… макияжа. Чтобы сосок «стоял» – его время от времени натирали льдом, который модницы возили с собой на балы или приемы в специальных «ледницах»
Ближе к концу века грандиозные и буйный стиль европейской знати подвергся критике со стороны философов Просвещения. Не только прически и платья, но тот же художественный стиль, «Рококо», был подвергнут резкой критике.А после Французской революции «старорежимные моды» сделались предметом насмешек… А уже спустя несколько лет, светские дамы щеголяли с элегантно — скромными причёсками «а-ля грек» и «а-ля Аспазия Новое общество повернулось к простоте, от рококо стиль они отправились в «нео-классик, художественный стиль, который прославляет древнегреческие классические каноны красоты. И это стиль идет в гармонии с романтизмом, который начался в конце века и останется на протяжении почти всего девятнадцатого века.

Portrait of Madame Charles Maurice de Talleyrang Perigord
вот еще интересные картинки:
Интересных картинок еще превеликое множество, но, к сожалению, в рамках одного поста их просто нереально показать:)

Я.Н.Нерсесов. «Они определяли моду» ООО»Издательство АСТ»2005

18century_ru

Конец 18 века- один из самых экстравагантных периодов в истории причесок, их украшения и шляп. На эту тему существует много карикатур. Я хотела сначала показать только карикатуры- но подумала, что не все ведь помнят костюмы этой эпохи, так что показываю и шляпы с костюмами тоже.
Fashions in hair, 1788 — the Academie de Coiffure, Paris
Историю женской причёски можно условно разделить на несколько этапов. До 1713 года дамы высшего общества всё ещё носят фонтанж (чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев), сама форма которого давала большой простор для фантазий.
Эпоха Людовика 14
French man and woman, 1730s.]
Эпоха Людовика 14
Новая мода на головные уборы началась в 1713 году, на церемониальном приеме в Версале (Франция), когда Герцогиня Шрусбери появилась перед Людовиком XIV без фонтанжа с гладкими и немного вьющимися волосами, украшенными шнурком и цветами. Людовику прическа герцогини очень понравилась, а учитывая тот факт, что он был законодателем европейской моды, то это событие предрекло развитие европейской моды на прически эпохи Рококо. Эта кажущаяся простота стала главной тенденцией в моде на женские прически 18 столетия.
Все леди, изображенные на картинах того времени, имеют простые, скромные, но всё же изящные причёски, названия этих причёсок соответствующие — «бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка».
Les reines de France : epouses des Bourbons
Women with hats, England, 18th century.
Спокойные прически соседствовали с огромными кринолинами-grands paniers
Élégante avec la robe à grands paniers, abbé mondain, jeunes gens en costume de chasse et de promenade avant 1760.
Marie_Antoinette
Marie_Antoinette
Портрет мадам де Помпадур
Однако с середины 70-х годов XVIII века прослеживается иная тенденция: причёска снова принялась «расти» вверх. И снова женские прически стали превращаться в сложные сооружения как в эпоху фонтанжа до 1713 года. В ход шли не только собственные волосы дам, но и накладные, причем часто дамам не хватало своих собственных волос для таких громоздких причесок, поэтому использовали и конский волос. Особо изысканные дамы использовали почти всё, что только могли найти — ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды.
————
Berliner Trachten des 18. Jahrhunderts.
Designed by D. Richie, Hair Dresser
September 1, 1772.
Marie-Thérèse de Savoie, comtesse d’Atrois
Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика XV — Мари-Жанетта Бекю, графиня Дюбарри, — девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо графини Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов. Её личный парикмахер Леонар лишь только направлял ее бурную фантазию в нужное русло. Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как «взрыв чувствительности», «сладострастная», «тайная страсть»… Сравните с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода…
French woman wearing a boat headdress, 1780s.]
Coiffure à la Belle-Poule.
Знаменитые парикмахеры уравнивались с художниками. Они никогда дважды не повторяли свои творения и за год создавали несколько сот новых композиций и комбинаций. Несколько куаферов во главе со знаменитым Леонаром Боляром, сооружая на голове французской королевы Марии-Антуанетты знаменитую впоследствии прическу «а-ля фрегат «Бель Пуль» высотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около 10 часов!
Прическа с кораблем
Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно охранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно.
Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами.
Coiffure à la zodiaque ; Coiffure casque à la clorinde ; Coiffure en soleil levant ; Coiffure à la persane
В прическу вставлялось множество драгоценностей. Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц. Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир, удерживавшие пудру, шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен.

Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке.
Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.
Follies of fashion.Конец 18 века
Follies of fashion.Конец 18 века
Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели. Мещанки же причесывались и того реже — раз в месяц, а прически сохраняли как можно дольше нетронутыми. Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру.
Twelve fashionable head-dresses of 1780.
Coiffures de 1790, d’après des gravures du temps
———————КАРИКАТУРЫ————————
Les funestes effets de la coqueterie : gravure satirique contre la mode des coiffures (XVIIIe siecle).
Französische karikatur auf die hohen Haarfrisuren, um 1780. (
Конец 18 века
Une caricaiture de la fin du dix-hutième siècle. Конец 18 века
Il faut souffrir pour être belle.
The French Lady in London, or the Head Dress for the Year 1771
From an original drawing by Samuel Hieronymus Grimm (1733-1794)
Miss Prattle, consulting Doctor Double Fee about her Pantheon Head Dress
London: Printed for Carington Bowles, February 8, 1772.
The Preposterous Head Dress, or the Featherd Lady
London: Published by M. Darly, March 20, 1776.
Lady All-Top
London: Published by J. Lockington, May 15, 1776.
Oh. Heigh. Oh.
Or a View of the Back Settlements
London, Published by M. Darly, July 9, 1776.
Rural Masquerade Dedicated to the Regatta’ites
London, Published by J. Lockington, July 9, 1776.
Phaetona or Modern Female Taste
London: Published by M. Darly, November 6, 1776.
The New Rigatta
R.S.
London: Published by M. Darly, February 20, 1777.
Miss Juniper Fox
London. Published by M. Darly, March 2, 1777.
Slight of Hand by a Monkey—or the Lady’s Head Unloaded
London: Printed for Carington Bowles, c. 1770.
Both the butcher’s boy with his basket and a young man on the other side of the wall are amused by the monkey’s stealing of the fine lady’s extravagant headdress.
A Doleful Disaster, or Miss Fubby Fatarmin’s Wig Caught Fire
Thomas Rowlandson (1756-1827)
В 1770 году произошел трагический случай. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы будущего короля Людовика XVI, вспыхнули как порох огромные прически у множества дам. Погибло более 500 человек (в основном женщины), и вместе с ними и знаменитый Легро — куафер, славившийся особой изощренностью причесок…
——————
Tight Lacing, or the Cobler’s Wife in the Fashion
London: Published by William Hitchcock, November 4, 1777.
Behind the cobbler and his wife is a picture of a leg of mutton and turnips, whose shape is reminiscent of the wife’s headdress.
——————Костюмы——————————
Ladies’ fashions.
French men, women, and a child, 1774-1792
Abbé ; Dienerin in der Contouche ; Tracht von 1780.
Femme en robe à la polonoise, de tafetas rayé, garnie de gaze, remettant sa jarreúere et laissant voir sa belle jambe.
Dame en robe, dite la nouvelle circassienne Paris, 1780.
Femme artiste, Paris 1780-1782.
Demoiselle de la petite bande a la promenade des Tuilleries (1777-80).
Elégante en petite robe de taffetas des Indes rayé, garnie en pouf, la garniture le même étoffe.
French woman reading, 1770s.]
French woman in an alluring pose, 1770s.]
Written on border: «Louix XVI»
Riche mariee, en robe de ceremonie. Paris. 1774-80. D’ap une gravure de l’epoque. (1774-1780)
Dame française. (1787)
Elegante en robe du matin, coiffee a la Malborough, Paris, 1784-86.
French woman holding the hand of a young girl, eighteenth century.]
Servante et dames. Fin du règne Louis XVI. (Gravures du Duhamel etc.) XVIIIe siècle, costumes civils, femmes, France. (ca. 1793)
Women and a girl, France, 1787-1792.
——————живопись-костюм——————
Marie
Anotoinette
Marie
Anotoinette
Marie
Anotoinette
——————-КАРИКАТУРЫ на корсеты————————-
Tight Lacing. Or Hold Fast Behind
M.D.
London: Published by M. Darly, March 1, 1777
Модников- мужчин тоже существовало предостаточно, их в конце 18 века в Англии называли «macaroni», так как они подражали итальянским франтам, а в России- петиметрами- они французской моде следовали, карикатуры на них покажу позже- все в один пост не помещается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *