Препараты для лечения гиперактивности у детей

Слишком активный ребенок может стать для своей семьи настоящей проблемой.

Маленьких непосед сложно укладывать спать, заставлять делать уроки или выполнять скучную работу по дому. Поэтому родителям нередко приходится выбирать успокоительное для гиперактивных детей.

Содержание

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Гиперактивностью — называют состояние неадекватной возбудимости и неуместных движений сверх нормы.

У детей это может проявляться:

  • суетой;
  • болтливостью;
  • хаотичными движениями без необходимости.

Родителям, имеющих гиперактивных детей, необходимо:

  • придерживаться четкого распорядка дня;
  • не перевозбуждать ребенка большим количеством занятий и событий;
  • следить за питанием, снизить потребление сахара;
  • не выяснять отношения при ребенке;
  • придерживаться позитивной модели общения;
  • выяснить, что интересно сыну или дочери и найти подходящее хобби;
  • научить ребенка расслабляться физически и эмоционально.

Избавиться от гиперактивности помогут успокоительные ванны с экстрактами хвойных деревьев и шишек хмеля. Они успокаивают нервную систему и помогают быстрее заснуть, поэтому принимать их рекомендуется вечером.

Прежде чем начинать такого рода лечение, следует проконсультироваться с педиатром. После ванны ребенка укладывают на кровать, читают ему сказку или включают спокойную музыку. Чтобы малыш скорее заснул, можно сделать расслабляющий массаж.

Гиперактивность считается симптомом неуравновешенной нервной системы.

Какие препараты можно использовать?

Если другие методы не помогают, решить проблему поможет успокоительное для гиперактивных детей.

Оно способствует нормализации сна, уменьшению тревожности, снижению раздражительности, улучшению концентрации внимания и способности к обучению. Назначать курс лечения должен врач после комплексного обследования ребенка. Существует несколько групп препаратов, используемых при гиперактивности у детей.

Чаще всего детям назначают лекарства с седативным (успокаивающим) действием, к ним относятся следующие препараты:

  1. Магне B6. Комбинированное средство, содержащее магний и витамин B6. Улучшает умственную деятельность, поэтому часто назначается школьникам. Одним из противопоказаний является возраст до 6 лет;
  2. Глицин. Аминокислота, которую можно давать детям любого возраста (в т. ч. грудничкам). Помогает при гиперактивности, агрессивности, психоэмоциональном напряжении, нарушениях сна, низкой умственной работоспособности, недостаточной социальной адаптации, перепадах настроения;
  3. Персен. Растительный препарат, оказывающий мягкое воздействие на детскую нервную систему. Назначается при повышенной нервной возбудимости, раздражительности, бессоннице. Применяется начиная с 12 лет;
  4. Бэби Формула Мишки Спокойствие. Выпускается в форме жевательных пластинок, которые очень нравятся детям. Производится на основе глицина, магния, экстрактов мяты и мелиссы. Противопоказание – возраст младше 3 лет;
  5. Тенотен детский. Оказывает седативное и противотревожное действие. Назначается при невротических и неврозоподобных расстройствах, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Используется для лечения детей старше 3 лет.

В редких случаях детям назначают психостимуляторы, наиболее известными являются следующие лекарственные средства:

  1. Риталин. Назначается при СДВГ. Делает ребенка менее импульсивным и более сосредоточенным, повышает общее качество жизни. В России препарат не продается, т. к. может вызывать зависимость и серьезные побочные эффекты;
  2. Экседрин. Производится на основе ацетилсалициловой кислоты и психолептиков. Имеет множество противопоказаний, назначается подросткам от 15 лет и старше. Дозировку должен подбирать врач. Несоблюдение этого требования чревато развитием побочных реакций: головной боли, нервного тика, головокружения и т. д.;
  3. Аддеролл. Комбинированное средство, содержащее 4 соли амфетамина. Использовать препарат можно только под присмотром врача, т. к. передозировка чревата гипертермией и острым некрозом скелетных мышц. На территории РФ Аддеролл запрещен.

Если основная проблема заключается в рассеянном внимании, ребенку назначаются ноотропные препараты. Нейрометаболические стимуляторы улучшают работу головного мозга и восстанавливают обменные процессы в нервных клетках.

Ноотропы, часто назначаемые детям при гиперактивности:

  1. Пирацетам. Выпускается в капсулах, используется для лечения детей старше 3 лет. Стимулирует синтез дофамина и улучшает обменные процессы в головном мозге. Повышает концентрацию внимания, улучшает когнитивные функции. Не оказывает психостимулирующего или седативного действия;
  2. Глиатилин. Продается в форме капсул, раствора для в/в и в/м введения. Восстанавливает нормальное кровообращение в головном мозге, что ведет к улучшению памяти, внимания и мышления. Для лечения детей рекомендуется использовать раствор;
  3. Кортексин. Является инновационным нейропротекторным препаратом без побочных эффектов, что позволяет использовать его с 0 лет. Продается в виде порошка, из которого готовится раствор для в/м введения. Лекарство оказывает антиоксидантное действие, защищает клетки от свободных радикалов;
  4. Ноопепт. Выпускается в таблетках, обладает нейропротективными и ноотропными свойствами. Улучшает память и стимулирует способность к обучению. Подросткам препарат назначают редко, т. к. возраст до 18 лет является противопоказанием.

Другие лекарства

Детям с гиперактивностью могут назначаться норадреналиновые препараты, такие как Дигиталис. Гомеопатическое многокомпонентное средство редко используется в детском возрасте.

Обычно врачи отдают предпочтение перечисленным выше седативным и ноотропным препаратам. Также возможно использование биологически активных добавок.

Главное – помнить о том, что прием любых препаратов (в т. ч. тех, которые продаются без рецепта) должен быть согласован с врачом.

Если ребенок перевозбудился, нужно сменить обстановку на более спокойную, например, отвести его в другую комнату. Если малыш расстроен, можно обнять его и погладить по голове.

Успокоительный сбор для детей

Если верить отзывам, травы хорошо помогают при синдроме гиперактивности. Детям до 12 месяцев можно давать однокомпонентные отвары, приготовленные из ромашки, валерианы, мелиссы, фенхеля. Они являются наиболее безопасными, т. к. редко вызывают аллергические реакции.

Чтобы заварить траву, нужно ознакомиться с инструкцией на упаковке. Детям от 1 года до 3 лет можно давать «Успокоительный сбор для детей”, продающийся в аптеках. Препарат содержит пустырник, валериану, чабрец и курильский чай.

Чтобы приготовить напиток, необходимо:

  1. залить 1 ст. л. сбора стаканом кипятка;
  2. поставить на водяную баню на 20 минут;
  3. настаивать в течение получаса;
  4. процедить.

Отвар дают ребенку 1 раз в день по 1/3 стакана. Делать это желательно перед сном. Также можно купить «Детский успокаивающий чай” в пакетиках, который удобно заваривать.

Сбор содержит 9 лекарственных растений, в т. ч. ромашку, мяту, зверобой и валериану. Употреблять такой напиток можно не более 3 раз в сутки.

Видео по теме

Какие успокоительные можно давать детям? Ответы в видеоролике:

Лечение гиперактивности лучше доверить врачу. Самостоятельно предпринимать какие-либо действия не только бессмысленно, но и опасно: неправильный выбор препарата может привести к развитию осложнений и побочных эффектов.

Если у вас гиперактивный ребенок, иногда вам будет казаться, что жизнь сложна и утомительна. Тем не менее, нет ничего невозможного. Да, гиперактивный ребенок порой неусидчив, переполнен бесконечной энергией и вечно перепрыгивают с одного вида деятельности на другой. Тем не менее, нет ничего сложного в том, чтобы навести порядок в его жизни. Правда вам как родителю понадобится немного терпения.

Гиперактивному ребенку трудно слушать, воспринимать инструкции и следовать указаниям. Хотя не существует единого установленного шаблона, как обращаться с гиперактивным ребенком, выход есть. Мы разработали эффективное руководство для родителей гиперактивных детей.

Прежде всего, давайте отметим, что нынче это модный диагноз. Его ставят всем подряд и все подряд. Любому активному ребенку норовят навесить ярлык «гиперактивный». А между тем, это диагноз, который имеет ряд признаков. О том, как отличить гиперактивного ребенка от просто активного, читайте

1. УСТАНОВИТЕ ПОРЯДОК ДОМА

В одних семьях есть куча правил, другие правил не приемлют. Свободный стиль воспитания иногда действует. Но с гиперактивными детьми он неприемлем. Гиперактивный ребенок чувствуют себя, как курица без головы в незнакомой обстановке. Этому ребенку нужны четкие инструкции и шаблоны. Они склонны беспокоиться, если не знают, что делать дальше.

Если у вас гиперактивный ребенок, пора написать правила вашего дома и составить распорядок дня. Эти правила не только помогут вам вести домашнее хозяйство более четко и упорядоченно, но также помогут вашему ребенку понять, что от него ожидается и когда.

Установите время, когда ребенок должен проснуться, почистить зубы, позавтракать, сделать домашнее задание, поиграть и лечь спать. Это уменьшит хаос в сознании маленького ребенка. Когда его время станет более структурированным, он будет меньше беспокоиться и лучше себя чувствовать как в школе, так и дома.

2. НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ С ЗАПРЕТАМИ

Не противьтесь всему, что делает ваш ребенок. Помните — гиперактивный ребенок ни в коем случае не плохой. Гиперактивность — это психологическое расстройство, также называемое СДВГ. Ругаться на ребенка, страдающего СДВГ, неэффективно и вредно. Это принесет больше вреда, чем пользы. Ваш ребенок будет изо всех сил пытаться понять, почему вы кричите на него, и будет еще больше беспокоиться. Просто поймите, что он нуждается в вашей помощи даже в повседневных делах. Если ребенок что-то делает не так, глубоко вдохните, и объясните, как надо.

Помогайте ребенку справляться с важными задачами — собраться в школу, поесть, сделать домашнее задание. Не делайте акцент на оценках и не сравнивайте его с братьями, сестрами, друзьями. Помните, с ребенком, страдающим СДВГ, двигаться надо мелкими шажками.

3. РАЗБЕЙТЕ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ НА ПРОСТЫЕ

Ребенку с СДВГ может быть очень трудно понять и применять сложные инструкции . Поэтому важно, чтобы вы разбили даже простую задачу на мелкие фрагменты, более понятные вашему ребенку.

Научите ребенка смотреть вам в глаза, когда что-то ему объясняете. Тогда ему будет легче сосредоточиться на том, что вы говорите. Разбейте информацию на части, которые легко перевариваются. И, если потребуется, повторите несколько раз. Как только вы убедитесь, что ваш ребенок понял инструкции, можете попросить его повторить каждый шаг. Не нервничайте и не подгоняйте ребенка, иначе он почувствует ваше нетерпение и станет более беспокойным.

Для ребенка постарше, который умеет читать можно записать инструкции. Пошаговые инструкции, прикрепленные к холодильнику или доске в его комнате, помогут ребенку сосредоточиться на каждом шаге и выполнять их один за другим. Можно помечать галочкой дела, которые уже сделаны. Обязательно вознаградите своего ребенка, когда он все сделает. Это будет мотивировать его стараться еще больше в следующий раз.

4. МИНИМИЗИРУЙТЕ ОТВЛЕКАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Мелочи, на которые вы даже не обратите внимания, могут отвлекать и беспокоить ребенка с СДВГ. Важно создать правильную атмосферу, особенно если ваш ребенок выполняет важные задачи. Такие как домашнее задание или подготовка к контрольной. Гиперактивный ребенок должен сидеть удобно, вдали от окон и дверей. Иначе происходящее за окном или за дверью может его отвлекать. Не удерживайте его на одном месте, так как это может вызвать у него беспокойство. Но сокращение числа отвлекающих факторов поможет ему сосредоточиться.

Важно создать уютное и привлекательное рабочее пространство. Убедитесь, что он понимает, что домашняя работа и учеба — не наказание. Обращайтесь к ребенку за помощью в планировании учебного пространства. Пусть поможет вам создать комфортный уголок, где ему будет легче концентрироваться.

5. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ УСИЛЕНИЕ (поощрение)

Выполнение поставленной задачи — не что иное, как нелегкая борьба для гиперактивного ребенка. Делайте акцент не на промахах, а на успехах, вознаграждая ребенка. Следовательно, вам придется вознаграждать и хвалить ребенка каждый раз, когда он заканчивает задание — с вашей помощью или без. Постепенно уменьшайте количество помощи, которую вы оказываете.

Положительное подкрепление, небольшие награды, объятия, похлопывание по спине и т. д. помогут вашему ребенку в борьбе за выполнение задания. Если задача было особенно сложной, позвольте ребенку самому решить, как вы его побалуете.

6. СОЗДАйте ПРОСТЫЕ СПИСКИ ДЕЛ

Создайте список обязанностей, которые может выполнить ребенок, чтобы помочь ему обрести независимость. Сначала составьте список того, что он умеет делать. Это может быть что-то простое — например, разложить крупу по банкам или убрать со стола после обеда. Список можно составить с помощью забавных диаграмм, которые будут притягивать внимание ребенка, когда он забывает или отвлекается. Просите ребенка заглянуть в этот список, если ему скучно или он не уверен, что ему делать. Это поможет ребенку почувствовать себя важным и ответственным за определенные обязанности по дому. Награды за хорошо выполненную работу будут очень кстати.

Постановка конкретных и простых задач перед такими детьми – одно из главных условий для успешного воспитания.

Старайтесь не наказывать и не выходить из себя, если ваш ребенок не следует списку. Помните, что вначале прогресс может быть незаметен, но с терпением и с позитивным подкреплением вы справитесь. Разрешите вашему ребенку выполнять задания в любом порядке. Это может сделать все упражнение менее сложным.

7. ребенок должен играть

Вашему ребенку тоже нужно бегать и просто играть, как всем детям. В этом он не отличается от всех остальных детей. Поэтому важно, чтобы вы позволяли ему просто играть и делать то, что ему хочется, не одергивая его. Грустно, но факт — в большинстве школ сосредоточены только на учёбе и не позволяют детям свободно играть в неструктурированной обстановке.

Старайтесь не делать график своего ребенка слишком строгим и не решайте за него, во что он должен играть. Дайте ребенку возможность ежедневно гулять на улице. Это поможет ему выплескивать энергию и лучше контролировать свое настроение.

8. ЗАЩИТИТЕ РЕБЕНКА

После того, как ребенка объявляют гиперактивным, каждый считает своим долгом высказать свое экспертное мнение.

Родители, учителя, соседи — список бесконечен. Все становятся экспертами и думают, что знают, что вы должны делать и что лучше для вашего ребенка. Но помните, хотя все эти люди действуют из добрых побуждений, их мнение может оказаться неприемлемым и даже вредным для вашего ребенка. Если вы начнете слушать каждого из них, вы еще больше собьете с толку своего ребенка.

Вы знаете своего ребенка лучше всех. Обращаясь за помощью к другим людям, которым вы доверяете, разработайте план, который объединит знания других людей с вашим собственным мнением.

9. ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ

Чем больше вы знаете, тем лучше вы будете справляться с расстройством вашего ребенка. Читайте и узнавайте как можно больше о проблеме вашего ребенка. Помимо чтения брошюр и раздаточных материалов, постарайтесь найти время для исследования.

Тем не менее, при внедрении чего-либо нового, полагайтесь на собственное мнения специалистов и собственнное чутье, т к. информация во всемирной паутине не всегда бывает достоверной. Поэтому используйте интернет, чтобы собрать информацию, а потом займитесь ее анализом. Но старайтесь ограничиться надежными источниками.

Не чувствуйте себя обязанным сразу и беспрекословно согласиться на курс лечения, предлагаемый вашему ребенку. Не стесняйтесь искать второе или даже третье мнение. Помните, это ваше право — спрашивать и искать. Важно, чтобы вы могли, если надо, вступаться за него.

10. ПРИНИМАЙТЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Ваш гиперактивный ребёнок ведёт себя так не потому, что он намерен причинять вам боль и выводить вас из себя. Важно понимать, что неоправданная критика может негативно влиять на успехи вашего ребенка. Не просите ребенка замолчать и не приводите в пример ребёнка вашего соседа. Гиперактивность не может быть полностью устранена, но ее можно держать под разумным контролем. Научитесь понимать и признавать тот факт, что ваш ребенок всегда будет активным и чрезмерно энергичным. Поэтому вам придется научиться проявлять больше терпимости и терпения.

Положительные эмоции необходимы для благоприятного прогноза в воспитании вашего малыша.

  • Хвалите ребёнка при любой возможности, акцентируйте внимание на его хороших качествах.
  • Также очень важен физический контакт. Старайтесь при любой возможности обнять своё чадо или взять его за руку, поддержать и утешить при необходимости.
  • Наберитесь терпения.
  • Найдите в себе и в ребёнке уникальные качества, которые послужат основой для взаимного уважения, доверия и любви.
11. ИЩИТЕ ДЛЯ РЕБЁНКА РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ВЫПЛЕСКИВАТЬ ЭНЕРГИЮ

Вы хорошо знаете, что энергию нельзя накапливать и хранить. Энергия нуждается в выходе, и вы должны помочь своему ребенку высвобождать ее. Найдите время, чтобы вывести ребенка на улицу. Позвольте ему заниматься такими видами деятельности, как бег, спорт и прогулки. Если у вас есть двор, позволяйте ребенку выходить на улицу каждый вечер. Гиперактивный ребенок нуждается в движении. Позвольте ему выплескивать свою энергию с помощью физических упражнений. Это пойдет ему на пользу.

Необходимо направлять энергию ребёнка в полезную деятельность (занятие спортом, освоение игр, направленных на развитие саморегуляции, усидчивости, внимания).

12. НЕ ДАВАЙТЕ РЕБЁНКУ СЛИШКОМ УСТАВАТЬ

Если ваш ребенок слишком устанет, его самообладание надломится, и с ним станет труднее обращаться. Будьте осторожны в своих высказываниях и аккуратно изложите правила. Определите время для игры и активности и убедите вашего ребенка вернуться домой, как только время истечет.

13. ГРАНИЦЫ И ПРАВИЛА

Детям, безусловно, важны границы и правила. Гиперактивный ребенок — не исключение. Почему это важно, Но не добавляйте лишних правил, так как дети с СДВГ менее терпимы к ним. Правила должны быть ясными и легкими для понимания. Знакомя ребенка с правилами, избегайте использования негатива в словах, говорите короткими фразами.

Детям с СДВГ очень важно придерживаться определённого распорядка дня. Даже небольшое отклонение от привычного ритма жизни может вызвать перевозбуждение и спровоцировать очередной приступ истерики. По этой же причине для гиперактивных детей нужно дозировать впечатления. Поэтому ограничивайте их пребывание в людных местах.

14. НИКАКОГО ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ!

Как ни странно, но есть родители, для которых это еще не очевидно. Несмотря на множество исследований о последствиях избиения или даже так называемых «шлепков» характер и будущее ребенка, до сих пор есть родители, которые, потеряв самообладание, берутся за ремень. Эта жестокая мера недопустима с любым ребенком. Тем более с гиперактивным. Используйте другие способы, чтобы ваш ребенок понял, что вел себя неправильно. Если вам необходимо остановить нежелательное поведение ребенка, используйте тайм-ин. Учитесь сохранять спокойствие и держать себя в руках. Вы ведь не хотите навредить своему ребенку, правда?

Всегда необходимо разговаривать спокойно. А вот окрики и раздражающий тон могут только навредить. Гиперактивный ребенок плохо воспринимает окрики. Выкрики: «Нет!», «Нельзя!», «Перестань!» могут только сделать хуже. Спокойно объясните ребенку, чего вы хотите от него. Без криков и раздражения.

15. ПРИНЯТИЕ

Никогда называйте своего ребенка плохим, и никому не позволяйте. Часто соседи и родители других детей, которые не знают, от чего страдает ваш ребенок, могут говорить обидные вещи. Принятие очень помогает детям с гиперактивностью. Когда ваш ребенок почувствует себя принятым, его самооценка и уверенность будут расти.

16. НАЛИЧИЕ РИТУАЛОВ И ТРАДИЦИЙ.

Например, ритуалы при пробуждении или засыпании создадут благоприятную атмосферу для ребёнка. Можно придумать отдельные ритуалы для прощания, для семейных трапез и конечно, для праздников.

17. СДЕЛАЙТЕ ПАУЗУ

Вы родитель, а не супергерой. Сделайте перерыв, если вам это нужно. Пусть ваш партнер периодически подменяет вас. Даже самый терпеливый из родителей может получить нервный срыв, если не будет отдыхать. Попросите няню позаботиться о вашем ребенке один раз в неделю и отправляйтесь в кино или сходите в кафе с подругой. Спокойная, отдохнувшая мама может лучше позаботиться о своем ребенке.

18. НЕ СПЕШИТЕ С ЛЕКАРСТВАМИ

Сегодня предлагаются таблетки от всего. Рецепт может показаться самым легким выходом, но не спешите. Да, определенные лекарства помогают сбалансировать химию мозга детям с СДВГ. Также верно, что эти лекарства имеют побочные эффекты и не должны стать привычкой. Во многих случаях очень помогает модификация поведения и терапия. Терпение является ключом к достижению успеха с вашим ребенком.

Напоследок хочу сделать важную оговорку. Диагноз СДВГ день вызывает массу разногласий и противоречий. Его норовят поставить любому активному ребенку, но есть специалисты, которые пытаются вразумить остальных и говорят: «С этими детьми все нормально. Они просто другие!» Об этом, например, статья Димы Зицера «Ода синдрому».

Эти простые советы имеют большое значение для поддержания здоровья и нормальной жизни в семье гиперактивного ребенка. Если есть что-то, что, по вашему мнению, может помочь родителям гиперактивных детей лучше справляться, пожалуйста, не стесняйтесь рассказать об этом в комментариях ниже.

ПОЛЕЗНЫЙ МАТЕРИАЛ: 7 советов, которые помогут гиперактивным детям в учёбе

12 3 4 5 6 7 …36

Лидия Горячева, Лев Кругляк

Гиперактивный ребенок – это навсегда?

Светлому будущему наших детей и внуков посвящаем этот труд

Предисловие

Первое сентября. В только что отремонтированной школе начались занятия. Людмила Петровна работает в школе уже много лет, считается хорошим специалистом, но каждый раз, приходя в школу в первый день нового учебного года, она волнуется, как перед экзаменами. Сегодня день особенный: она в очередной раз встречает своих первоклассников. Какие они? Как удастся ей научить их понимать мир, подготовить к старшим классам, где нагрузка неизмеримо выше? Ведь они все такие разные.

Как только начался урок, она обратила внимание на одного мальчика. Он был суетлив, расторможен, постоянно крутился, не мог ни секунды сидеть на месте, отвлекал соседку по парте. Его перевели в этот класс из другой школы, и хотя официальная причина была мало понятной, ей было ясно, что это случилось из-за плохого поведения. У учительницы защемило сердце: таким детям везде трудно. «Теперь никому житья не будет, – подумала учительница, – ни ученикам, ни педагогам». Она хорошо знала, что ежегодно в классе встречались один-два таких ученика. Их принимали сначала за плохо воспитанных детей, но со временем понимали, что это не просто невоспитанность, а какие-то отклонения в психике ребенка.

Такие дети часто мешают вести урок, постоянно отвлекают товарищей, требуют дополнительного времени, нарушая тем самым план занятия. Лишь молодые учителя могут воскликнуть: «Ох уж эти непоседы!» Со временем отношение со стороны учителей к таким детям меняется. Ведь учителя также страдают оттого, что, сталкиваясь с учебными нарушениями, нередко не знают, как с ними справиться. Чаще всего, если не обращать внимания на психические особенности таких детей, начинается эпопея со сменой учителей, школ, что совершенно не меняет ситуации.

Трудности в учебе и школьные проблемы зачастую обременяют не только детей, но и родителей. Споры и ссоры по поводу методов воспитания не покидают такие семьи. Кроме того, эти дети требуют неизмеримо больше внимания, что сказывается на профессиональной деятельности родителей (чаще матерей), не говоря уже о чрезвычайном ограничении их свободного времени. В результате – нередко крах любви и семейных отношений.

Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и на развитие детей. Все чаще современных детей характеризуют как крайне непоседливых и беспокойных – и таких «невоспитанных» детей становится все больше. Раньше подобных детей называли «егоза», «юла» и часто наказывали за плохое поведение. Сегодня такой подход неуместен. Многолетние наблюдения педагогов, исследования ученых убедительно доказали, что здесь речь идет о каком-то нарушении, за которое нельзя делать морально ответственными ни детей, ни их родителей. Речь идет скорее о том, чтобы понять и постараться помочь справиться с возникшей ситуацией.

Заинтересованный читатель уже понял, что речь идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (повышенной активностью) – СДВГ. Возможно, вашему ребенку поставили этот диагноз, вы сами страдаете этой патологией, или вы – заинтересованный родственник, воспитатель, учитель и вам хочется больше узнать об этом заболевании.

В последние годы это заболевание вызвало широкий общественный интерес во всем мире. К сожалению, многие еще считают его безобидным «синдромом непоседы», «модным диагнозом СДВГ» или «модной болезнью цивилизации». Мы должны признать, что эти нарушения развития ребенка следует воспринимать серьезно, ибо это грозит неприятными последствиями как для заболевшего, так и для его окружения.

Нередко родители спрашивают: «Гиперактивность – это приговор?» Опыт показывает, что, если диагноз поставлен своевременно и назначено правильное лечение, дети с этим заболеванием будут иметь равные со здоровыми детьми шансы использовать свои возможности и развиваться в соответствии с возрастом.

В России все чаще стали ставить диагноз СДВГ проблемным детям. Он, как и во всем мире, ставится по совокупности признаков и на основе системы тестов. Предлагается как медикаментозное лечение, так и альтернативные методы. Провести полное обследование и тестирование ребенка, а тем более получить серьезное лечение, вряд ли возможно во всех населенных пунктах. И детские врачи не всегда настроены на уточнение характера изменений психики таких детей. Поэтому многие родители, понимая необычность поведения своих детей, не знают, как решать эту проблему.

В настоящее время причины заболевания до конца пока еще не ясны. Предполагается наличие генетических факторов, на которые накладываются социальные проблемы. В связи с этим у нас в стране все негативные тенденции списываются на трудности жизни последних лет, вина по цепочке перекладывается на ребенка – родителей – социальные условия, что еще более усугубляет проблему. Создается «замкнутый круг», разорвать который довольно часто без помощи специалистов невозможно. Для того чтобы понять необходимость решения проблемы, следует поближе познакомиться с проявлениями заболевания. Именно с этой целью мы, авторы, даем описание заболевания в доступной и подробной форме. Многолетний практический опыт и длительное наблюдение за такими маленькими пациентами позволяет нам надеяться, что родители смогут понять суть проблемы и свои задачи по оказанию помощи необычным детям. Практические советы по воспитанию и лечению таких детей дают возможность обходиться, хотя бы на первых порах, без специалистов, а при необходимости – обратиться к врачу, имея четкое представление о течении болезни. Мы постараемся привести хотя бы частичное решение этой проблемы непосредственно в каждую семью, где есть такой необычный ребенок. Вы познакомитесь с конкретными рекомендациями для каждодневного использования в школе и дома.

В этой книге впервые показана тесная связь нейробиологических процессов в головном мозге с вопросами питания детей с СДВГ. Читателям будет полезно познакомиться с современными рекомендациями антропософской медицины и приемлемыми рецептами гомеопатии. Нам представляется целесообразным ознакомить практических врачей с этими разделами книги, что будет способствовать более широкому внедрению в практику простых, доступных и действенных средств.

Мы надеемся, что эта книга найдет своих заинтересованных читателей (родителей, педагогов и врачей), поможет им разобраться в некоторой путанице, которая сейчас существует в данном вопросе, и понять происходящее, разрешит их сомнения и страхи, поддержит их волю к действию ради будущего детей.

Мы убеждены, что только совместная работа «в связке» родителей, воспитателей и учителей, а также врачей-специалистов позволит детям с СДВГ справиться с этим заболеванием и занять достойное место в обществе.

Глава I. Давайте поставим все точки над «i»

СДВГ – новое заболевание?

История возникновения данной проблемы уходит, по сути, в начало двадцатого столетия. Еще в 1902 году один английский медицинский журнал опубликовал статью педиатра Джорджа Стилла, в которой он сообщал о детях с довольно низкой концентрацией внимания. К тому же они не могли долго сидеть на месте, постоянно находились в движении. Причину этого явления он не мог понять, но предполагал, что большую роль играет врожденная предрасположенность. С этих пор в медицинских журналах, в том числе и у нас в стране, периодически появлялись публикации на эту тему, которая в середине 60-х годов ХХ века становится актуальной среди врачей и педагогов.

Называли это явление по-разному. Вначале говорили о гиперкинетическом синдроме (ГКС). По мере накопления наблюдений и исследований появился новый термин, более точно отражающий суть нового явления, – минимальная мозговая дисфункция (ММД), так как были выявлены некоторые нарушения мозговых структур у этих детей. А в разговорной речи часто употреблялся термин «гиперактивные дети». За прошедшие годы стало ясно, что количество детей с нестандартным поведением стремительно увеличивается, а клиническая картина очень варьирует: от незначительных симптомов до тяжелых проявлений. И в 1987 году Союз американских психиатров выделил это нарушение, сокращенно обозначив как ADDS (Attention Deficit Disoder Syndrom). В русском варианте это звучит так – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или без гиперактивности (СДВ). Этот термин теперь признается официальным и используется также в нашей стране.

В настоящее время диагноз СДВГ стали ставить значительно чаще, чем раньше. Существуют научные критерии, согласно которым 2-6% всех детей проявляют характерные для СДВГ отклонения в поведении. Некоторые ученые считают, что этот диагноз стал модным, не всегда он правомерен, а порой ставится ошибочно. В ряде случаев к нему приходят лишь на основании предварительного поверхностного обследования ребенка, хотя для окончательного диагноза необходимо обстоятельное тестирование.

Прошло чуть больше месяца с начала учебного года, и во многих классах учителя столкнулись с похожими проблемами: дети, обычно мальчики, не слушают на уроках, делают, что вздумается, и с трудом контролируют себя. Сегодня таких детей принято называть гиперактивными. Могут ли такой диагноз поставить в школе? Как родителям наладить школьную жизнь ребенка?

«Мой сын в этом году пошел в школу. Он с рождения был очень подвижным и нервным мальчиком, а в школе его проблемы обострились: учительница жалуется, что он громко разговаривает на уроках, вертится и мешает всему классу. Да, он сложный ребенок. Школьный психолог говорит, что у него синдром гиперактивности. Что это такое?»

Полностью этот диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Дети с этим синдромом не только очень подвижные, болтливые и суетливые; у них есть проблемы с концентрацией внимания, с сосредоточенностью. В среднем в мире детей с СДВГ около трех процентов, следовательно, в классе, состоящем из тридцати учеников, вполне может оказаться такой ребенок.

Когда проявляются симптомы СДВГ? Считается, что это происходит до семилетнего возраста, хотя иногда они могут впервые проявиться и лет в десять-одиннадцать. Чаще всего к врачу обращаются родители первоклассников: «Все сидят спокойно, а мой не может!». Впрочем, некоторые уточняют: «А вообще-то с ним было очень трудно с самого рождения».

Заостренный темперамент

Вообще внимательность и активность — это свойства темперамента, и в этом смысле все люди делятся на тех, кто может долго быть сосредоточенным, может выполнять кропотливую работу, и тех, кто такую работу терпеть не может. Диагноз СДВГ означает, что эти свойства темперамента крайне заострены, так, что человек не может вписаться в нормальную жизнь, не в силах выполнять те задачи, которые ставят перед ним окружающие и он сам, и это очень мешает полноценным отношениям с родителями и друзьями.

Сейчас нередко любого импульсивного, очень подвижного малыша, не задумываясь, называют гиперактивным. Однако диагноз СДВГ может поставить только врач. На глазок определить, есть ли у ребенка СДВГ или он просто истерику закатывает, невозможно. Для постановки диагноза требуется внимательно оценить жизнь и развитие ребенка, проследить, как и в каких ситуациях проявляются его проблемы внимательности и активности.

Уровень активности можно определять по специальным шкалам, которые заполняют родители, и врач сравнивает, насколько показатели конкретного ребенка отличаются от стандартных. Эти шкалы основаны на серьезных исследованиях, проводившихся в США и Европе. Нормы в них, правда, американские и европейские. В своей работе я опираюсь на них, хотя и с осторожностью.

Не расстройство личности

Первое, что нужно знать родителям: СДВГ — не психическое заболевание, а расстройство развития. Просто у ребенка изначально нарушена функция самоконтроля. Чаще всего он не заболевает этим — он уже рождается таким. Часто родители спрашивают у меня: «Это мы где-то недоглядели, чего-то вовремя не сделали?». Нет. Родители здесь не виноваты. Если бы мы могли заглянуть к такому ребенку в мозг, то увидели бы, что те области, которые отвечают за самоконтроль, за управление поведением, у него работают иначе, чем у других.

Парадокс в том, что эти дети выглядят абсолютно нормальными. Вот он просит прощения и обещает исправиться, однако раз за разом свои обещания нарушает — и его начинают считать испорченным… Я спрашиваю у одного мальчика: «Что ты на уроках-то разговариваешь?». А он отвечает: «Да я забываю, что нельзя». Дети с СДВГ забывают правила и ведут себя, поддавшись импульсу. Родители, которые знают об этом, легче прощают такого ребенка, не навешивают на него всевозможные ярлыки и, надеюсь, не винят себя понапрасну.

Причин у СДВГ может быть несколько. Например, наследственность. Исследования говорят о том, что примерно у половины детей с этим диагнозом хотя бы у одного из родителей СДВГ тоже есть. Также известно, что у детей с низким весом или низкими оценками по шкале Апгар сразу после рождения чаще развивается СДВГ.

Подпорки

К сожалению, нет способа вылечить СДВГ раз и навсегда. Но от поведения родителей во многом зависит развитие ребенка. Понимая, в чем проблема, они способны значительно облегчить ему жизнь. Поставив этот диагноз, я своей главной задачей считаю объяснить родителям, что происходит.

Самое эффективное, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь ребенка с СДВГ, — выстроить для него систему внешнего контроля.

  1. Детям с СДВГ сложно удерживать в голове большой объем информации. Это значит, что задачи для них следует дробить на части. Сделал одно — получи новое задание.
  2. Известно, что у детей с СДВГ большие проблемы с ощущением времени. Они «близоруки к будущему». Если мы можем планировать свою деятельность и примерно представляем себе, к чему она приведет, то у детей с СДВГ «окно во времени» — десять минут максимум. Они живут исключительно этим моментом, они не представляют последствий. Поэтому, если в результате их действий происходит «что-то не то», это не их выбор, они этих последствий не хотели.
    При этом такой ребенок остро нуждается в немедленной обратной связи от родителей. И в этом случае последствия ему нужны здесь и сейчас. С ним не сработает подход: «Если ты будешь в течение месяца следить за порядком в своей комнате, мы подарим тебе велосипед» или «Если ты сейчас же не сядешь за уроки, вечером вернется отец и тебя накажет». Вечер — это какое-то туманное будущее. Лучше говорить так: «Если ты прямо сейчас сделаешь вот это, то сможешь получить то-то и то-то сразу же».
    Таким детям очень трудно в школе. Они должны просидеть сорок минут не отвлекаясь и выполнить классную работу, а оценка появится только через два дня, когда учитель проверит тетради. В такой ситуации сложно сосредоточиться, потому что результат и награда — очень далеко.
  3. С этими детьми хорошо работает «очковая» или «жетонная» система. За выполнение повседневных дел ребенок получает награды в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. Так он постоянно видит результат своих действий, понимает, что его возможности с каждым разом и с каждым делом увеличиваются.
  4. Применение таймеров. Они помогают детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы.
    Есть еще одна прекрасная вещь — часы, у которых на циферблат нанесен цветной круг, и вместе с проходящими минутами этот круг исчезает. По этим часам «вживую» можно увидеть, как уходит время. Ведь сам ребенок не чувствует, что оно заканчивается, и из-за этого откладывает дела.
  5. При посещении общественных мест, например поликлиники, нужно заранее продумать, чем в течение часа или двух будет заниматься ребенок, особенно если мама будет занята. Запаситесь бумагой, фломастерами и игрушками. Нелишне будет взять в помощь родственника.
    К сожалению, взрослые часто реагируют реактивно: поместили ребенка в ситуацию, в которой у него, скорее всего, начнутся проблемы, и потом начинают его ругать.
  6. Принимать ли при СДВГ медикаментозные средства? Этот вопрос родители должны обсуждать со специалистом. Конечно, применение лекарств имеет свои плюсы и минусы, но в подавляющем большинстве случаев я очень советую хотя бы попробовать лечение, потому что эффект может оказаться значительным. Однако непременно уточняйте у врача, проходило ли назначаемое им лекарство клинические испытания на эффективность. К сожалению, подавляющее большинство назначаемых в нашей стране при СДВГ препаратов таких испытаний не проходили.

СДВГ и окружающие

Одна из проблем, с которой сталкиваются родители детей с СДВГ, — недостаточная информированность общества, учителей и даже некоторых специалистов. Но главное, сами родители должны четко понимать, с чем они имеют дело.

Просто сказать учителю: «Знаете, у моего ребенка СДВГ» — значит не сказать ничего. Надо описывать поведение ребенка очень конкретно, например: «Моему сыну очень сложно усидеть на месте, сложно себя сдерживать, это у него давно, мы много чего перепробовали, сейчас ходим к врачу, занимаемся этим, но я опасаюсь, что на уроках он будет вертеться и даже разговаривать… Я очень хочу, чтобы у него было хорошее поведение. Давайте договоримся: я буду к вам подходить на минутку каждый день после уроков, а вы мне будете рассказывать, что и как у него получалось».

Нужно взять учителя себе в союзники. Иначе бывает, что обе стороны, и учителя, и родители, только жалуются: «Эти родители ничего не хотят делать, весь груз на нас», «Эти учителя ничего не понимают про нашего ребенка, только гнобят его». Конечно, и то и то бывает, и довольно часто, но эффективнее работать вместе.

По мере взросления способность к самоконтролю, умение управлять своим поведением у любого ребенка улучшается. Суетливость, подвижность, болтливость уменьшаются обычно уже к концу начальной школы. Чуть медленнее уменьшается импульсивность.

Конечно, люди приучаются сдерживать себя, однако они продолжают оставаться порывистыми и вспыльчивыми. Проблемы, связанные с недостатком внимания и сосредоточенности, обычно остаются и сопровождают этих людей и во взрослой жизни. Но тогда хотя бы появляется возможность выбирать, чем заниматься.

Существует немало профессий, которые вполне подойдут человеку с проблемами самоконтроля. Известно, что, например, в США люди с СДВГ охотно идут в армию (таких там, по некоторым подсчетам, более десяти процентов), потому что армия предполагает четкие правила и рамки, понятную структуру, прописанные обязанности и двигательную активность.

С одной стороны, сложно винить родителей, ведь оказаться в такой ситуации никому не пожелаешь. Это огромный труд — воспитывать детей с СДВГ. Но лучше все-таки не забывать: сложное поведение — отнюдь не свободный выбор ребенка. Не так давно ко мне обратилась семейная пара, уже вырастившая двоих детей. У третьего, появившегося на свет значительно позже, диагностировали СДВГ. И муж с женой сказали мне: «Знаете, долгое время мы считали себя замечательными родителями и ставили себе в заслугу то, что воспитали прекрасных детей. Лишь теперь мы поняли: легко воспитывать «легких» детей, а попробуй-ка воспитать гиперактивного ребенка».

«Вечный двигатель», – так отзываются уставшие родители, измученные воспитатели и учителя о гиперактивном чаде. Именно он в младенчестве периодически выпадает из кроватки, а в пять лет его невозможно увлечь интересной сказкой или любимым мультфильмом хотя бы на 20 минут. В начальной школе все проблемы только усугубляются. Откуда же берется чрезмерная активность у детей и как с ней бороться?

По утверждениям специалистов, это состояние проявляется у малышей в виде избыточной активности, непоседливости и множестве лишних движений. Больше всего такое поведение характерно для дошкольников, так как их нервная система еще слишком неустойчива.

Мальчишки страдают от гиперактивности в несколько раз чаще, чем девочки. Медики объясняют это тем, что они обычно крупнее деток женского пола при рождении, что чревато различными повреждениями. Также отделы головного мозга, ответственные за регулирование и контроль, созревают у мальчиков гораздо позже.

В настоящее время количество ребятишек с данным нарушением центральной нервной системы значительно увеличилось. Статистика врачей неутешительна – признаки заболевания наблюдаются примерно у 40 % детей дошкольного возраста и у половины учеников начальных классов. Что, согласитесь, немало!

Проявления гиперактивности

Синдром излишней активности имеет множество симптомов. Перечислим основные:

  • Недостаток внимания

Малыш не в состоянии долго концентрироваться на одном занятии, которое требует от него определенных усилий: раскрашивание, чтение, просмотр телевизора, решение примеров. Именно из-за невнимательности такие детки часто испытывают сложности с учебой.

  • Импульсивность

Гиперактивные дети часто ведут себя необдуманно, постоянно торопятся, отвечают прежде, чем был задан вопрос. Им сложно дождаться своей очереди и спланировать что-то заранее. Поэтому зачастую отношения с одногруппниками и одноклассниками портятся, а родители посещают школу с той же периодичностью, что и работу.

  • Чрезмерная подвижность

Такого ребенка практически невозможно застать в полном покое – он или бегает, или скачет, или дрыгает ногами, если его попросили присесть на стул. Также гиперактивное чадо можно узнать по богатейшим мимическим проявлениям, бегающим глазам и беспокойным пальчикам. Передвигается он обычно вприпрыжку, вынуждая маму за ним бегать.

  • Перепады настроения

Родителям сложно разобраться в эмоциональном состоянии своих детей. У них непредсказуемое поведение, причем эмоциональные всплески возникают без какой-либо очевидной причины. Кроха может стать агрессивной и даже жестокой в один момент, а через четверть часа уже мило беседовать с мамочкой или сверстниками.

  • Плохая память

Из-за низкой концентрации внимания, импульсивности поступков и чрезмерной отвлекаемости детки, как правило, плохо запоминают и усваивают информацию.

Причины появления гиперактивности

В основе этого заболевания лежит минимальная мозговая дисфункция, которая нарушает протекание психических процессов и вызывает все вышеперечисленные особенности у ребенка. А вот провоцирующими факторами такого расстройства являются:

  • Протекание беременности

Сильные токсикозы, повышенное давление, гипоксия плода, употребление матерью алкоголя, никотина или наркотиков, воздействие токсических веществ повышают вероятность рождения гиперактивного малыша.

  • Неблагоприятные роды

К гиперактивности могут привести недоношенность, затяжные или, наоборот, стремительные роды, их искусственная стимуляция, а также применение различных средств родовспоможения (в частности, щипцов).

  • Генетическая предрасположенность

Не стоит удивляться наличию у своего отпрыска подобного заболевания, если вы сами страдали в юном возрасте от импульсивного и расторможенного поведения.

Как помочь ребенку?

Некоторые взрослые, воспитывающие гиперактивных ребятишек, зачастую теряют самообладание и срываются на них, несмотря на всю любовь и заботу. Другие матери и отцы опускают руки, считая, что из их крохи уже ничего хорошего не получится. Третьи же стараются взять малыша в «ежовые рукавицы», вводя самые строгие дисциплинарные меры воздействия.

Конечно, каждый излишне активный ребенок – яркая индивидуальность, а значит, нуждается в особом подходе. Однако знание общих психологических особенностей таких детей позволяет специалистам дать несколько рекомендаций, которые помогут вам найти ключик к своему отпрыску.

  • Четко формулируйте задания

Из-за трудностей с сосредоточенностью и высокой отвлекаемости ставьте перед малышом конкретные задачи. Ваши фразы должны быть короткими, четкими, без лишних подробностей. Постарайтесь избегать перегруженных конструкций.

  • Соблюдайте последовательность

Никогда не выдавайте своему гиперактивному чаду сразу несколько поручений. Как часто вы говорите деткам: «Ну-ка, убери машинки, помой ручки и садись за стол»? Ребенок не сможет сразу воспринять такой объем информации и, пожалуй, не выполнит ни одного задания, а увлечется чем-нибудь другим. Давайте следующие указания по мере выполнения.

  • Корректно формулируйте запреты

Такие детки крайне негативно относятся к слову «нет», поэтому постарайтесь не употреблять его. К примеру, вместо категорического табу «Не ходи по луже» скажите: «Давай лучше гулять по сухой дорожке». И, конечно, в любой конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие.

  • Устанавливайте временные границы

Маленькие дети вообще имеют слабые представления о времени, так что вам нужно будет самим следить за выполнением вашего задания. Если вы планируете уложить кроху спать, отвлечь его от игры, позвать на ужин, необходимо заранее его предупредить: «Через пять минут мы будем ужинать».

  • Направьте энергию в «мирное русло»

Чтобы ребенок стал более спокойным, постарайтесь гулять с ним на свежем воздухе, запишите его в спортивный кружок, почаще ходите на аттракционы, катайтесь на велосипеде, коньках или играйте в мяч. В общем, найдите тот вид деятельности, который доставит ему искреннее удовольствие.

  • Обеспечьте медикаментозное лечение

Обязательно обратитесь за помощью к невропатологу, который не только поставит верный диагноз, но и сможет подобрать правильный фармакологический препарат. Врачебная статистика говорит, что воздействие лекарств эффективно в 80 % случаях гиперактивности: улучшается поведение, повышается самоконтроль.

Если в вашей семье растет неугомонный ребенок-ураган и вы не понимаете, как поступить, прежде всего, постарайтесь набраться терпения и знайте, что он ни в коем случае не хочет вам досадить. Не бойтесь обращаться за квалифицированной поддержкой к неврологу или психологу, следуйте их рекомендациям и нашим советам. И не забывайте, что ваше чадо ничем не хуже других детишек, и также нуждается в вашей любви и понимании. При соблюдении этих условий у вас получится вырастить из маленького баловника собранного и спокойного подростка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Смотрим видео:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *