Потешки это что такое

Мила_Лова все записи автора

Потешки можно говорить ребёнку с первого месяца жизни. Это уже начало развития речи.


Не путайте потешки с закличками.
Закличка — это заклинание, остаток от языческого прошлого.
Если в тексте стихотворения есть обращение с просьбой к какому-то объекту живой природы — дождю, радуге, божьей коровке — значит, это закличка.
Также закличка может иметь форму призывания некоего блага для ребёнка. Например: » С гуся — вода…» или «На ножки — топтушечки…»

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».
***

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
***

Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас пождет,
И ждет, кто же первым придет?
***

Утка-утенка,
Кошка-котенка,
Мышка-мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты еще нет?
Где ложечка?
Ешь на здоровьеце!
***

Я по лесу по зелёному бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опёночки,
А под ёлкой – белый гриб-боровик.
***

Пчёлы гудят –
В поле летят.
С поля идут –
Медок несут.
***

— Ножки, где вы были?
— За грибами в лес ходили.
— Что вы, ручки, делали?
— Мы грибочки собирали.
— А вы глазки, помогали?
— Мы искали, да смотрели
Все пенёчки оглядели
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком!
***

Ягодка красна,
Земляничка спела.
Ой ляй, ой ляли,
Земляничка спела.
Отчего ж она красна?
На пригорочке росла,
Супротив солнца цвела.
***

Зайка
— Зайка-зайка, ты куда?
— Еду к деткам в города!
— А зачем? Там будешь жить?
— Буду с детками дружить!
(Кирилл Авдеенко)
***

Мышка и хлебушек
Мышка лапками стучит:
— Где тут хлебушек? — кричит.
— Мне оставьте на ночь корку!
Отнесу я деткам в норку.
(Кирилл Авдеенко)
***

Хомячок
Хомячок, хомячок,
За щекою сундучок!
Там орешки, там зерно,
Будет на зиму оно!
(Кирилл Авдеенко)
***

Паучок
Паучок на веточке
В паутинке-клеточке,
Растопырил лапки,
Лапки-расцарапки,
Чтоб не двигаться, дремать,
Чтоб жучков схватить, поймать!
Лапки-цапки как крючки —
Берегитесь все жучки!
(Кирилл Авдеенко)
***

Птички
Хлеб и крошки
На окошке —
Прилетайте, птички, к нам!
Клюйте, птички, понемножку,
И летите к облакам!
(Кирилл Авдеенко)
***

Козлик
Козлик-козлик:
— Ме-ме-ме!
Я учусь считать в уме!
Cколько будет два плюс пять?
Ме-ме-ме, забыл опять!
Очень мама огорчится!
Ме-ме-ме — бегу учиться.
(Кирилл Авдеенко)
***

Попугай
Попугай-попугай
Весело танцует,
Попугай-попугай
Пляшет и балует;
Попугай-попугай
Опрокинул чашку,
Попугай-попугай
Съел из блюдца кашку!
(Кирилл Авдеенко)
***

Хрюшки
Хрюшки-хрюшки недовольны:
— Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат,
— Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат.
(Кирилл Авдеенко)
***

Куры-куры
Куры-куры: «Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!»
(Кирилл Авдеенко)
***

Совёнок
Угу! Угу!
Гуляют на лугу;
С утра там всё поют,
Поспать мне не дают.
(Кирилл Авдеенко)
***

Суслик
Суслик, суслик — погляди,
Держит лапки впереди!
Смотрит суслик — где же враг?
Не забрался ли в овраг?

И стоит он так весь год —
Охраняет в норку вход!
Ущипнет, того гляди —
Лучше, враг, не подходи!
(Кирилл Авдеенко)
***

Бычок и лучок
Ходит по полю бычок:
«Вкусно пахнет как лучок!
В носике щекочется —
Скушаю, раз хочется».
***

Папа-ёж, папа-ёж,
ты нам спинку не потрёшь?
***

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малыша)
***

Массаж ладошек и стопок
(гладим ручку ручкою и далее по тексту)
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём
***

Сидит белка на тележке, (круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке —
воробью — синичке
Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку»
***

Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)
***

Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил. («кладём письмо» за шиворот)
***

Творог-творожок
Творог-творог-творожок,
Ням-ням-ням — как вкусно!
Творог-творог-творожок,
Белый, как капуста!
В ротик -ам! — и творожок
Как снежинка тает;
Творог-творог — наш дружок!
Зубки укрепляет.
(Кирилл Авдеенко)
***

Помидор
Помидор на грядке
Делает зарядку;
Как здоровье, помидор?
— Хорошо! В порядке!
Весь вспотел — но не устал!
От зарядки красным стал.
(Кирилл Авдеенко)
***

Морковка
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку — ням-ням-ням!
(Кирилл Авдеенко)
***

Мяско
Мы гуляем, мы гуляем!
Погуляем – поглядим,
Аппетит как нагуляем
Мяско вкусное съедим.
(Кирилл Авдеенко)
***

Малинка
Раз малинка, два малинка,
Прямо у окошка;
Раз малинка, два малинка —
Целое лукошко!
Только надо рано встать,
Чтоб лукошко то собрать.
(Кирилл Авдеенко)
***

Рыбка-рыбка
Рыбка-рыбка, ну дела,
К нам в кастрюльку приплыла!
Чтоб вариться, всех кормить —
Быстро-быстро руки мыть.
(Кирилл Авдеенко)
***

Клубничка
Высоко кричит синичка:
«Ой, как выросла клубничка!
Нужно быстренько срывать —
Полетела деток звать!”
(Кирилл Авдеенко)
***

Яблочко
Что за грохот — бум-бум-бум —
Яблочко упало!
В травке яблочко найдём
Чтобы не пропало.
(Кирилл Авдеенко)
***

Черника
Мы чернику соберём
В папин день рожденья;
Сварим папе поскорей
Вкусное варенье!
Скажет папа: «Молодцы!
Всем подарки – леденцы”.
(Кирилл Авдеенко)
***

Черешня
Мы висели под дождём;
Капал дождик ночью, днём,
Чтоб краснели мы и спели,
Чтоб скорей нас детки съели!
Всех помыл нас дождь сейчас —
Мы черешни — ешьте нас!
(Кирилл Авдеенко)
***

Чеснок-чесночок
Чесночок наш, чесночок,
Ой, как горько-горько!
Чесночок наш, чесночок
Ест телёнок Борька;
Нам скажи-ка — почему?
-Чтобы сильным быть! Му-му.
(Кирилл Авдеенко)
***

Лучок
Ходит по полю бычок:
«Вкусно пахнет как лучок!
В носике щекочется —
Скушаю, раз хочется».
***

Супчик
Супчик ели,
Супчик ели,
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать?
Ну так что ж,
Ай да супчик! Ай, хорош!
(Кирилл Авдеенко)
***

Редиска
-Эй, редиска! Прыгай в миску!
-Нет, не прыгну! Не хочу!
Детки руки не помыли,
Как помоют — заскочу!
(Кирилл Авдеенко)
***

Кабачок
Деда, баба, внучок
Льют-польют кабачок,
Льют-польют кабачок
Баба, деда, внучок,
Чтоб скорее он зрел!
Чтоб скорее он спел!
Что скорее-скорей
Его ротик наш съел!
(Кирилл Авдеенко)
***

Грибочек
Ай лесочек,
Гриб-грибочек,
Мы возьмём тебя домой!
Ай лесочек,
Гриб-грибочек,
Ай съедим тебя зимой!
(Кирилл Авдеенко)
***

Апельсинка
— Апельсинка, апельсинка,
Почему ты жёлтой стала?
— Потому что, потому что
Я на солнышке лежала.
(Кирилл Авдеенко)
***

Оладушки
Мы весёлые кружки!
Мы оладушки-дружки!
С мёдом, маслом ешьте нас,
Уж готовы целый час!
(Кирилл Авдеенко)
***

Огурчик
Ай огурчик молодой!
Ай помыли мы водой!
Ай ты в ротик к нам лети!
Ай на зубках похрусти!
(Кирилл Авдеенко)
***

Смородина
Ай смородина цвела!
Ай да ягодка росла!
Ай как спела день за днём!
Ай да ягодку сорвём.
(Кирилл Авдеенко)
***

Горох
В супермаркете горох
Раскричался: «Ох-ох-ох!
Сколько деток здесь, ребят!
На конфеты всё глядят!
Тут я, детки, посмотрите!
Ну скорей меня купите!
От конфет ведь пользы нет…
Я нужней, чем сто конфет!»
(Кирилл Авдеенко)
***

Котлетки
Ах, котлеточки-котлетки!
Ах, как пахнут! Хороши!
Их пожарим мы, пожарим,
Наедимся от души!
(Кирилл Авдеенко)
***

Грушка
Грушка-грушка — высоко!
К ней добраться нелегко;
Вся поспела — погляди!
Грушка-грушка — упади.
(Кирилл Авдеенко)
***

Тыква
Тыква-тыква подросла,
Тыкву мама принесла;
Папа-папа — воду грей!
Варим тыкву поскорей.
***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
***

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
***

Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)
Хомка рано встает (потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет (делаем соответствующие действия)
Подметает хомка хатку (наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать (показывываем сильный).
Мама (папа, баба) с Колей (Машей, Дашей, Петей) по порядку
Сейчас сделают зарядку. (далее зарядка)
***

ПРИБАУТКА (от слова «баять», т. е. говорить, приговаривать) — малый юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке, шутка, по каким-либо причинам получившая широкое распространение в той или иной социальной среде, ходячий смешной рассказец или комическое выражение, вставляемые в речь для того, чтобы придать ей юмористический оттенок. Пример: «Однажды говорила о себе репа: — я, репа, с медом хороша. — Поди прочь, хвастунья! — отвечал мед — я и без тебя хорош». К П. следует отнести также не менее традиционный, но часто мало вразумительный набор комических словосочетаний вроде: «Стоит град пуст, а во граде куст, в кусте сидит старец, да варит изварец. И прибежал к нему косой заяц и просит изварец. И приказал старец безногому бежать, а безрукому хватать, а голому в пазуху класть». В крестьянской среде такого рода П. называются небылицами.

П. как подвижная малая форма легко вплетаются в устнопоэтические произведения других жанров: былины, сказки, обрядовую свадебную поэзию. П., используемые в качестве вступления к сказкам, называются присказками (см.).

Большое место занимает П. и в свадебной обрядовой поэзии (см.). Так наз. приговоры дружек на свадебном пиру в значительной своей части носят балагурный характер и насыщены типическими для этого рода поэзии П. Так, приглашая гостей к винной чаре, дружка рассыпает по их адресу следующие шутливые характеристики: «Старые старухи, запечные грызухи, кисельные осадницы, молодым людям досадницы» или «Красные девицы, пирожные мастерицы, блинные пагубницы, сметанные лакомницы» и т. п.

Детские песенки, по содержанию близкие к небылицам, также называются П.:

«Егорушка коновал,

Кошке ножку подковал,

Привязал корытце,

Поехал жениться,

Корытце болтается,

Жена улыбается».

К городской разновидности прибаутки следует отнести шутливые заклички мелких торговцев-лоточников, которыми они привлекали внимание покупателей. Так, в Москве еще в 1928—1929 была распространена П. продавцов игрушечных гимнастов: «А вот — подарок детям и молодым людям, не дерется, не ругается, физкультурой занимается, перед пасхой забавляется. — Он водки не пьет и экономно живет».

В какое бы устнопоэтическое произведение ни вкрапливалась П., она всегда осознается как самостоятельный художественный организм: это достигается ее предельно-лаконической образной формой, остроумным сочетанием в ней приемов языковой выразительности, в силу чего она всегда имеет вполне ощутимый ритмический рисунок (синтаксическая упорядоченность, звукопись, рифма). Приемы комического в П. очень разнообразны, т. к. разнообразен ее стилевой состав. Для крестьянской П. в записи XIX—XX вв. типичен прием оксюморона (см.) во всем многообразии его форм: «и приказал старец безногому бежать» и т. п. Не менее популярен и прием метатезы (перестановки): «Пошел возле лыка гору драть, увидел озеро на утке сидит, — утка встрепенулась, а озеро полетело, да на синий лес село».

С точки зрения социально-исторической П. совершенно не изучена, поэтому термином «П.» покрывается очень разнообразный в стилевом, а следовательно и в жанровом отношении материал, условно объединяемый по самым общим формальным признакам.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. прибаутка — ПРИБА’УТКА, прибаутки, ·жен. (от баять) (·разг. ). Поговорочное выражение, острое или забавное словцо, забавное сочетание слов, вставляемое в речь, рассказ. Говорить с прибаутками. Пересыпать речь прибаутками. Толковый словарь Ушакова
  2. прибаутка — сущ., кол-во синонимов: 13 балясы 5 перегудка 6 побасенка 22 поговорка 17 погудка 7 прибасенка 3 прибауточка 1 приговор 23 приговорка 7 пригудка 3 присказка 14 присловье 11 скороговорка 9 Словарь синонимов русского языка
  3. прибаутка — прибаутка ж. Шутливое выражение, обычно в поэтической форме или поговорочного характера, употребляемое для оживления речи, разговора. Толковый словарь Ефремовой
  4. прибаутка — ПРИБАУТКА -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Забавная, остроумная поговорка (обычно рифмованная), употребляемая для оживления речи, разговора. Говорить с прибаутками. Пересыпать речь шутками и прибаутками. Толковый словарь Кузнецова
  5. прибаутка — ПРИБАУТКА, и, ж. Забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь. Пересыпать речь прибаутками. С шутками и прибаутками. Толковый словарь Ожегова
  6. прибаутка — ПРИБАУТКА (от баять) ж. складная приговорка, поговорка, острое словцо, в пословичной одежде, присказка, прибаска; иногда это короткий, смешной рассказец, анекдот; иногда пустой, но забавный набор слов, с темными намеками. Толковый словарь Даля
  7. Прибаутка — Особый вид народного творчества, близкий к пословице и поговорке: ходячая шутка, иногда состоящая из короткого забавного рассказа, иногда — из малопонятных смешных выражений, почти всегда в «пословичной одежде» (Даль), т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. прибаутка — Искон. Преф. производное от баутка — тж. (в диалектах еще известно, ср. также диал. байка того же значения), суф. образования от баять «говорить». См. басня. Прибаутка исходно — «приговорка». Этимологический словарь Шанского
  9. прибаутка — орф. прибаутка, -и, р. мн. -ток Орфографический словарь Лопатина
  10. прибаутка — Прибау́тк/а. Морфемно-орфографический словарь
  11. прибаутка — см. >> поговорка Словарь синонимов Абрамова
  12. прибаутка — -и, род. мн. -ток, дат. -ткам, ж. Острое словцо, забавное словосочетание, придающее речи, рассказу своеобразный, живой характер. Говорить с прибаутками. □ шептал от времени до времени прибаутки, заставлявшие товарищей покатываться со смеху. Малый академический словарь
  13. прибаутка — Образовано приставочным способом от баутка, имеющего то же значение, еще сохраняющегося в диалектах и родственного байка; оба восходят к баяти – «говорить». См. басня. Этимологический словарь Крылова
  14. прибаутка — Прибаутка, прибаутки, прибаутки, прибауток, прибаутке, прибауткам, прибаутку, прибаутки, прибауткой, прибауткою, прибаутками, прибаутке, прибаутках Грамматический словарь Зализняка
  15. Прибаутка — ПРИБАУТКА — вставка в речь, не имеющая с ней тесной связи. Обычно в произведениях народной словесности. Пример, прибаутки: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» или «И я там был, мед, вино пил» и т. д. Словарь литературных терминов

Ладушки-ладушки. Сборник русских народных потешек.

(составление и обработка Олеси Емельяновой)

С самого момента рождения необходимо уделять особое внимание развитию речи и мышления ребенка. Этому, как ни что другое, способствует непосредственное с ним общение на языке песенок, потешек, колыбельных и уговорчиков, которые существовали с незапамятных времен и переходили из поколения в поколение. Всем и каждому знакомы такие традиционные персонажи как два веселых гуся, сорока-белобока, коза рогатая, рева-корова, котик-коток, сова – большая голова и серенький волчок.


ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ

* * * * *
Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Так летите же домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!

* * * * *
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!

* * * * *
Как на Ваньки именины
Испекли пирог из глины
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Каравай-каравай,
Кого хочешь выбирай!
А потом с округи всей
Приглашай на пир гусей!

* * * * *
Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

СЕРЕНЬКИЙ ВОЛЧОК

* * * * *
Пусть у кошки заболит,
У собачки заболит,
Будет кошка инвалид
И собачка инвалид!
А тебе пусть повезет —
У тебя вся хворь пройдет!

* * * * *
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк-волк!
Он зубами щелк-щелк!

КОЗА РОГАТАЯ

* * * * *
Потягушечки,
Растягушечки,
Потянушечки,
Вырастушечки!
Вырастайте ножки —
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки —
Доставать до тучки,
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!

* * * * *
Я коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Ваню будет бить,
Тому худо будет жить!

РЁВА-КОРОВА

* * * * *
У дитяти царского,
Княжьего, боярского,
Люлька новоточена,
Густо позолочена,
Как лебедушка летит,
Да высоконько висит
На серебряных крюках,
Да на шелковых ремнях.
Положки-то из парчи,
Вместо цацек калачи,
Одеяло из бобра,
Из павлиньего пера.
Повернись-ка на бочок,
Высыпайся, дурачок!

* * * * *
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Приди конь – успокой,
Приди щука – убаюкай,
Приди сом – дай нам сон,
Приди пеструшка – дай подушку,
Приди свинка – дай перинку,
Приди котик – закрой ротик,
Приди ласка – закрой глазки!
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!

СОРОКА-БЕЛОБОКА

* * * * *
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи!

* * * * *
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти косонька до пят,
Красна девица до гряд!

* * * * *
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
А последний – пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже!

КОТИК-КОТОК

* * * * *
Как у коти, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Да покраше его.
Как у коти, у кота
Периночка пухова
У дитяти моего
Есть помягче его.
Как у коти, у кота
Занавесочка чиста.
У дитяти моего
Есть почище его.
Есть почище его,
Да покраше его.

* * * * *
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Ходит кот по лавочке,
Ловит всех за лапочки.
Топы-топ по лавочке,
Цап-царап за лапочки.

* * * * *
Икота, икота,
Перейди-ка на кота!
А с кота на Якова,
С Якова на всякого!

СОВА – БОЛЬШАЯ ГОЛОВА

* * * * *
Ах ты, Совушка-сова,
В два обхвата голова!
На пеньке сидела,
Головой вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася.

* * * * *
Угу-угу, угу-гу!
Я так больше не могу,
Успокойте в люлюшке
Эту капризулюшку!

* * * * *
Как у Савишны Совы
На плечах две головы
И глаза как блюдца.
Все над ней смеются!

Шабалина Татьяна
Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Дата: 17.10 2017.

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: открытие новых знаний.

Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна

МАОУ «СОШ №14» Класс: 2 «Б».

Тема урока: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель:. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества: заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, пословицы и поговорки;

Задачи:УУД:

Личностные: способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения;

Познавательные: расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная; работа в парах, группах.

Планируемые результаты: дети научатся различать жанры устного народного творчества.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (оргмомент).

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Ключевые слова:

1. Устное народное творчество

2. Заклички

3. Приговорки

4. Перевёртыши

5. Потешки.

— Как вы понимаете слово устное?

— Что значит слово творчество?

— Как оно дошло до нас?

— Кто может сформулировать тему урока?

Дети отвечают на вопросы: (Творчество- это значит творить, создавать, придумывать Передавалось из поколения поколению

Будем знакомиться с произведениями устного народного творчества, читать заклички, приговорки, перевёртыши, потешки)

3. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания)

Учитель активизирует знания. Создает проблемную ситуацию.

-Как вы думаете, зачем их создавали? (дети отвечают на вопрос: чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

-Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Затем появились потешки и перевёртыши

— Попробуем исследовать эти жанры

4. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.

Работа в парах (на каждой парте лежит толковый словарь)

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Найдите в словаре толкование слов:

заклички,

приговорки,

перевёртыши,

потешки

Учитель помешает на доску эти определения

Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями

Приговорка- небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным

Потешка — исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка

5. Первичное закрепление новых знаний.работа в парах:, чтение произведений друг другу

Прочитайте соседу по парте заклички, приговорки, перевёртыши,

потешки в учебнике

6. Физминутка.

7. Самостоятельное выполнение задания. Изготовление книжки-малышки. (Работа в группах).

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание (из приложения 1)

1 группа: выберите из предложенного материала только заклички и вклейте их в книжку-малышку

2группа: выберите из предложенного материала только приговорки и вклейте их в книжку-малышку

3 группа: выберите из предложенного материала только потешки и вклейте их в книжку-малышку

4 группа: выберите из предложенного материала только перевёртыши и вклейте их в книжку-малышку

8. Включение в систему знаний и повторение. Проверка работ по эталону. Дети сравнивают свою работу, исправляют ошибки, защищают свою работу

Учитель организует деятельность по обобщению и повторению знаний.

Каждая группа детей представляет и защищает свою работу

9. Рефлексия деятельности. Отвечают на вопросы. Оценивают работу.

Учитель организует рефлексию.

— Чему научились на уроке?

— Можете ли вы полученные знания применить на практике?

— Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха от 1 до 5 баллов

10. Домашнее задание

— Из дополнительной литературы найти заклички, приговорки, перевёртыши, потешки. Дополнить свою книжку-малышку

Приложение 1 Для изготовления книжки-малышки в группе:

Потешки:

1. Ладушки-ладушки!

Где были – у бабушки!

Что ели – кашку,

Что пили – квас!

Раз, раз, еще раз,

Хлопаем в ладоши!

Раз, раз, еще раз,

Летний день хороший

2. Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку.

Побежали в огород

Там собрался весь народ.

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

3. Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки!

Маслом поливала,

Деткам давала:

Саше – два,

Даше – два,

Маше – два,

Паше – два,

Ване – два,

Тане – два,

Хороши оладушки,

У нашей доброй бабушки

Приговорки:

1. Рву, рву ягодку,

Черную смородинку —

Маменьке в стаканчик,

Тятеньке в рукавчик.

А серому волку —

Корья на лопате.

2. Уж ты, бор-борок!

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

3. Улитка, улитка,

Выпусти рога!

Дам пирога,

Масленого,

Перемасленного

4. Кукушечка, кукушечка,

Серенька рябушечка,

Прокукуй в лесу: ку-ку —

Сколько лет я проживу!

Приговорки

1. Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Встретил Егора,

Подвез до забора!

Спасибо Тимошке,

Хорош мотор у ложки!

2. Огурцы играют в прятки,

Малыши растут на грядке,

Мушкетеры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Раки в цирк бегут ватагой,

Дети дремлют под корягой,

Волки плавают по дну,

Щуки воют на луну.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Все расставить по местам!

3. Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь – укусит

4. Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки

Заклички:

1. Гром, гром,

Не бей в наш дом!

А бей в колоду,

В болотную воду —

Жабке напиться,

Блошке утопиться

2. Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

3. Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу

4. Солнышко, ядрышко,

Высвети, выгляни!

Воробьи чирикают,

Весну- красну кликают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *