Подросток

Со сложностями подросткового возраста собственного ребёнка сталкивается едва ли не каждый родитель. И, несомненно, так называемый «кризис переходного возраста» является самым «ярким на события» из всех кризисов, ожидающих нас на жизненном пути! При мысли о его неизбежности и неотвратимости перед родителями проносятся совсем не радужные «картинки»: нежелание ребёнка учиться и стремиться к чему-либо (по крайней мере, к тому, что ими, родителями было запланировано!), склонность и приверженность подростков к новым (а часто непонятным или, чего хуже, асоциальным!) идеям, сложность выстроить отношения доверия, бесконечные ссоры…

Но так ли, в самом деле, «страшен чёрт…»? Или же, зная действительно важные особенности «переходного этапа» в жизни ребёнка, можно избежать безрадостной перспективы, описанной выше? Что же значит этот непростой, но очень важный жизненный этап, начинающийся в возрасте 11 – 14 лет и переходящий впоследствии в юношество и молодость? Попробуем разобраться.

Подростковый возраст – это период нашей жизни, когда всё познанное ранее ставится под сомнение, а туманное будущее предстаёт перед нами либо в форме идеала, либо в форме тотальной никчёмности и безрадостности. Причём, эти двойственные ощущения на кризисном этапе очень переменчивы и сменяют друг друга с поразительной быстротой. В подростковом возрасте мы решаем очень важные задачи: Чего я могу, а главное, хочу? Что я считаю важным? Каким я хочу видеть мир вокруг меня?

Огромное количество трудностей подросток вынужден преодолевать и решать самостоятельно, поэтому на данном этапе жизни на первый план выступает важность контакта с родителями, их поддержка и принятие «вопреки всему». Помните и о том, что основное переживание подросткового возраста – это одиночество…

Часто уход подростка в «дурную компанию» либо, к примеру, нездоровое увлечение компьютерными играми, являются замещением тёплого общения с родителями. Запомните главное: подросток мечтает о том, чтобы Вы были ему прежде всего Другом, и только тогда он примет Вас и как Наставника. Ребёнку важно слышать и знать от Вас, что он ценен и любим, а родительская агрессия и постоянные нотации (хоть они и транслируются родителями из заботы и тревоги за ребёнка), наоборот, имеют обратное действие. Они отдаляют нас и «выталкивают» ребёнка на улицу.

В чём же выход? Он очевиден — это поддержание контакта с подростком, к которому относятся такие важные понятия: Уважение, Терпение, Принятие, Доверие и Любовь. И это всё, что Вам надо для установления позитивных и взаимодоверительных отношений с ребёнком!

В помощь Вам, уважаемые Родители, я хочу поделиться памяткой «детских чувств», в которой мною подмечены основные переживания «от первого лица».

Успехов и терпения!

ПАМЯТКА.

«Детские чувства»

  1. «Не бойтесь проявлять твёрдость со мной. Это даёт мне понимание своего места, а значит и безопасности».

2. «Не вынуждайте меня чувствовать себя младше своего реального возраста. Не делайте для меня того, что я уже могу (или смогу, если мне показать!) делать сам. Я тут же стану «плаксой» и «неумехой»».

3. «Когда я расстраиваю вас своими словами и поступками, задумайтесь: может, мне просто не хватает вашего внимания?»

4. «Когда вы требуете от меня объяснений своим поступкам, я иногда и сам не знаю, зачем я поступил именно так. Ваше принятие меня таким, какой я есть, позволит мне это понять».

5. «Не обещайте мне того, чего не выполняете потом – это расшатывает мою Веру».

6. «Будьте последовательны. Тогда и я буду понимать и принимать, что вы – главные».

7. «Не придирайтесь ко мне по поводу и без, не читайте без конца нотаций. Когда замечаний слишком много, это вынуждает меня не слушать ничего вообще».

8. «Мне бы было очень приятно и спокойно, если бы вы слушали волнующие меня истории и поддерживали меня, когда мне сложно или страшно»

9. «Не уверяйте меня в том, что вы – идеальны. Тогда я чувствую безысходность, ведь тогда у меня даже нет шанса сравняться с вами».

10.»Когда я говорю вам: «Я вас ненавижу!», я всего лишь хочу, чтобы вы пожалели меня и сказали о том, как сильно любите меня».

11.»Никогда не обсуждайте мои поступки и ошибки со своими знакомыми, особенно при мне. Я чувствую себя ничтожеством».

12.»Дайте мне право ошибаться».

13.»Любите меня – это самое главное!»

Подростки — это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Это еще не юноши и девушки, и их потребности, в том числе и духовные, — это еще потребности детей. Одна из самых распространенных ошибок окружающих (родителей, учителей) состоит в том, что они считают подростков взрослыми людьми (молодыми, но взрослыми).

А ведь подросткам, как и всем детям, необходимо знать, что их любят и принимают такими, как они есть, что о них заботятся, что они кому-то небезразличны. Этого часто не понимают даже те, кто призван заниматься вопросами воспитания молодежи.

Сегодня слишком многим подросткам кажется, что они никому не нужны. Отсюда и ощущение собственной ненужности, незащищенности, безнадежности, а также низкая самооценка.

Современных подростков иногда называют «апатичным поколением”. Эта апатия лежит на поверхности, а под ней — озлобленность и смятение. Почему это так? Да потому, что большинство подростков недооценивает себя, считая ненужными и ни к чему не пригодными. Такая точка зрения — естественный результат дефицита любви, тепла и нежности.

У апатии есть два самых страшных последствия — депрессия и преступность. Равнодушные ко всему окружающему, подростки легко становятся жертвами бесчестных людей, использующих их в своих интересах. Такие дети особенно подвержены влиянию тех, кто не в ладах с законом.

В результате общество становится все более озлобленным, а раздражение людей подчас направляется не только против молодежных авторитетов, но и против властей. Для демократического общества, где безопасность опирается на доверие и чувство личной ответственности, это может быть опасным. Однако возможность уберечь наших подростков от равнодушия и вырастить здоровое, энергичное и созидающее поколение все же есть (мы будет говорить об этом позже).

Запрос «Подросток» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Отрочество (значения).

Подро́сток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). На 2011 год в мире насчитывается более миллиарда подростков.

В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации: это признак того, что в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.

Обычно этот возраст называют переходным. В это время у подростков возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, увлекается философией, стремится больше узнать о противоположном поле. Так и возникают отношения между подростками и общение подростков.

Авторы доклада ООН «Положение детей в мире» (2011) отмечают, что подростковый возраст – важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию и надругательствам. Они привлекаются к тяжелому труду и их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек риск выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в богатых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков – 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.

См. также

  • Ребёнок
  • Юность
  • Молодёжь
  • Подростковая сексуальность
  • Подростковая беременность
  • Возрастная периодизация

Примечания

В Викисловаре есть статья «подросток»

  • Подростковый возраст

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *