Почему подростки хамят родителям

Когда у ребенка начинается переходный возраст, родители сталкиваются с серьезной проблемой. Подросток начинает хамить. Перестает слушаться. И постоянно устраивает конфликты. К сожалению, подобное поведение наблюдается у большинства подростков.

Родителям нужно быть готовыми к переходному возрасту. Чтобы встретить его во всеоружии. Мы расскажем о том, как проявляется хамство ребенка во время переходного возраста. А также рассмотрим то, как родителям нужно вести себя во время него.

Содержание

Как родители ведут себя, когда ребенок начинает хамить?

Каждые родители воспринимают и реагируют на хамство ребенка по-разному. Существует две основные тактики их поведения:

  1. Родители пугаются, не знают, как правильно реагировать на хамство. И выбирают общение с позиции силы. Вводят для подростка запреты. Ограничения. Пытаются морально задавить его.
  2. Родители пытаются общаться с ребенком так же, как и до начала переходного возраста. Считают, что могут до сих пор решать за ребенка по всем вопросам. Навязывать ему, что нужно делать. А также заставлять ребенка слушаться их во всем. Тем самым устанавливая в семье диктатуру.

Оба варианта поведения родителей — неэффективны для переходного возраста. Они не приносят плодов. И вызывают еще больший протест у ребенка.

Вместо этого, родителям нужно действовать намного тоньше. Придерживаться определенной тактики. Она позволит наладить отношения с ребенком. И добиться понимания с его стороны даже во времена преобладания юношеского максимализма над здравым смыслом.

Рекомендации по тому, что делать, если подросток хамит

Когда подросток начинает хамить, вам нужно придерживаться ряда следующих рекомендаций. Они помогут сгладить углы. И нормализовать ваше общение.

Разрешите подростку проявлять эмоции

Подростки — тоже люди. Они имеют право проявлять эмоции. Пусть даже они чересчур яркие и бурные. И не всегда вам нравятся.

То, что ребенок во время переходного возраста хамит и пытается отстоять свои права — норма. Будьте готовы к тому, что подросток попытается всячески раскачивать лодку внутри семьи. Начнет:

  1. Провоцировать вас на конфликт.
  2. Устраивать конфликты самостоятельно.
  3. Делать вид, что не видит в папе с мамой авторитет.

А также многое другое. Через все эти, казалось бы, ужасные действия, необходимо пройти каждому взрослеющему человеку. Они запускают процесс сепарации. Отделения взрослого ребенка от своих родителей.

В рамках этого процесса, подросток становится самостоятельным. Он учится независимости. И тому, чтобы существовать отдельно от взрослых.

К сожалению, пройти через процесс сепарации мирно — невозможно. Взросление происходит только через конфликты, протесты и другие, казалось бы, не очень приятные действия. Но зато, когда переходный возраст заканчивается, ребенок снова начинает вести себя хорошо.

Принимайте то, что ребенок проявляет эмоции

Только лишь разрешать тинейджеру проявлять свои эмоции — недостаточно. Вы должны принимать их. И не злиться на то, что подросток ведет себя не так, как хочется лично вам.

Не обижайтесь на тинейджера, когда он:

  1. Обижается на некоторые ваши слова.
  2. Не прислушивается к вашим рекомендациям.
  3. Злится, когда вы говорите что-то не так, как ему хочется. Перестает разговаривать. С силой захлопывает двери.
  4. Не разрешает взрослым без спроса заходить в его личную комнату. Просит всегда стучать.
  5. Обижается на то, что вы смотрите его личные вещи.

И так далее. К сожалению, без проведения подобных действий не повзрослел еще ни один подросток. Воспринимайте их максимально спокойно. Проявляйте понимание. И тогда переходный возраст у ребенка пройдет без лишних проблем.

Если же тинейджер не проявляет протест, не хамит, и ведет себя так же, как раньше, то это серьезный повод насторожиться. Скорее всего, переходный возраст у него не наступил. И он еще не начал сепарироваться от родителей. А значит до сих пор в душе остается маленьким ребенком.

Не разрешайте ребенку переходить за красную линию

К неправильному поведению подростка действительно нужно относиться сдержанно. Но, несмотря на это, вы все равно должны очертить красную линию. Которую тинейджер ни в коем случае не должен переходить.

Ваша задача — продемонстрировать подростку, что, несмотря на его взросление, «политический уклад» внутри семьи не меняется. Вы с отцом по-прежнему остаетесь главными. Это право вам дали статусы «мамы» и «папы».

Ребенок должен понимать, что сдвинуть вас со звания главных — невозможно. Семейная иерархия остается прежней при любых обстоятельствах.

Ребенок также должен понимать и следующее: вы не реагируете на его хамство не потому, что «прогибаетесь». А потому, что понимаете, в каком состоянии он сейчас находится. И почему поступает так, как поступает.

Если ребенок перегибает, реагируйте

На обычные крики и истерики подростка реагировать действительно не нужно. Однако, если ребенок начинает оскорблять вас, то дайте ему словесный отпор. Поставьте на место. И скажите, чтобы не переходил красную черту.

Несмотря на подростковый возраст, тинейджер должен помнить, что родители имеют авторитет. И что их нельзя оскорблять ни при каких обстоятельствах.

Не давайте ребенку посылать вас

Ни в коем случае не позволяйте подростку посылать вас. Ни прямым текстом, ни намеками. Это очень опасно.

Если вы будете позволять подростку посылать вас, то сначала это может выглядеть безобидно. Но затем перерастет в серьезную проблему. Подростковый возраст закончится. Но ребенок все равно будет продолжать посылать вас. Поскольку вы ему это однажды уже позволили.

Если ребенок послал вас, то проведите серьезную беседу. Спокойным голосом скажите, что разговаривать подобным образом с вами — недопустимо. Ребенок должен понять, что совершил ошибку. И извиниться. Тогда в следующий раз он эту границу переходить не будет.

Во время разговора ни в коем случае не кричите. И не оскорбляйте ребенка. Поскольку проявление эмоций покажет вашу слабость.

Не оскорбляйте ребенка

Чтобы спокойно переждать переходный возраст, родителям нужны очень крепкие нервы. Реагировать на слова и действия ребенка без криков — очень сложно. В моменты конфликтов тинейджера очень хочется оскорбить.

Однако, делать этого мы не рекомендуем. Оскорбительные слова не принесут своих плодов. Единственное, что они сделают — обидят ребенка. Вызовут у него очередной протест. А также могут снизить его самооценку.

Помните, что подростковый возраст рано или поздно пройдет. Ребенок начнет снова вести себя так, как прежде. А слова, сказанные вами в этот период, отложатся в памяти. Если из ваших уст будут выходить плохие высказывания, то подросток может запомнить их на всю жизнь. И станет неуверенным в себе молодым человеком.

По любому вопросу пытайтесь договориться с подростком

Некоторые подростки ведут себя хамовато потому, что хотят добиться определенного решения в свою сторону. Сделать так, чтобы родители учли их интересы. И прислушались.

Мы рекомендуем периодически общаться с ребенком. И договариваться. Для того, чтобы избавиться от конфликтных ситуаций.

Перед тем, как начать переговоры с ребенком, вам нужно изменить свое поведение. Осознать, что тинейджер уже подрос. Является полноценной личностью. А значит вам нужно учитывать его интересы при общении.

Поэтому мы рекомендуем вам учитывать мнение тинейджера. Помнить о его потребностях. Пытаться найти компромиссы по любым вопросам. Вообщем, делать все для того, чтобы диалог состоялся.

Вам нужно поступать следующим образом:

  1. Спрашивайте, как ребенок хочет провести выходные. Не хочет ли он куда-либо отправиться с вами.
  2. Спрашивайте, хочет ли ребенок пойти на дополнительные занятия куда-либо. Предлагайте ему варианты. И давайте возможность самостоятельно выбрать то, что по душе.
  3. Спрашивайте, хочет ли ребенок отправиться с вами в гости к друзьям. Или хочет остаться дома.

Ваша задача — спрашивать о любых действиях, которые каким-либо образом затрагивают ребенка. Ни в коем случае не ставьте его перед фактом. В противном случае, это спровоцирует еще один конфликт.

Желаем быстрого окончания переходного возраста подростка. А также крепких нервов, терпения и хорошего настроения! Помните, что вскоре хамское отношение ребенка пройдет. И ситуация нормализуется.

Всем доброго дня! Как часто вы используете мат? Возможно, вы не поверите, но я вообще не использую матерные слова. Нужно отдать дань моим родителям, которые развитию речи уделяли достаточно большое внимание и воспитывали меня морально и духовно целостной личностью. Но мне часто приходится слышать, когда человек даже не общается матами, а они из него прут нереально. И честно, после такого обилия трехэтажных не очень-то и хочется продолжать общение. В этой статье мы рассмотрим историю происхождения этих слов, и как отучиться от мата, чтобы начать красиво общаться.

Откуда взялись маты и чем они вредят

Удивительно, но общение с матами в таком обилии свойственно только для славянских народностей. Хотя и существует версия о том, что нецензурную лексику нам насадили татары и монголы, когда пришли захватывать наши земли. Но, как гласит история филологии славян, маты – лексика только славянская.

Интересно, что матерных слов всего 3, которые обозначают мужские и женские гениталии, а также непосредственно половой акт. Но никого сейчас не удивишь анатомическими названиями, так почему же маты стали ругательствами, сквернословием?

Славяне издавна придавали большое значение деторождению, так как от этого зависело благополучие отдельной семьи: много детей – много рабочей силы – богатство семьи. И эти слова всячески «оберегались”, чтобы не сглазить. Их не использовали в разговоре. Но потом их стали использовать колдуны, ворожеи, которые наводили порчу на людей.

Затем браниться стали низшие слои общества: рабы, отсидевшие в тюрьмах, продающие себя девушки. Так постепенно маты стали входить в речь людей и использоваться без отношения к объекту. Сегодня они часто употребляются для связки слов в предложении, чтобы показать свою «крутость”, что «мне закон не писан”. Это своего рода протест против существующих правил цензуры.

О влиянии таких слов на психику человека говорится много. И их негативное влияние, кстати, подтверждено научными исследованиями. Сейчас в РПЦ (Русской Православной Церкви) матерные слова считаются бесовскими. Собственно и раньше они считались призывом на себя и свой род темных сил.

Если человек материться, он проклинает себя, свою семью и род. Я это не придумала. Достаточно посмотреть значение матерного слова на букву «е”, которое в старославянском языке означает «проклинать”.

А теперь немного научных фактов. Заинтересовавшись вопросом о влиянии матерщины на человека и все живое, академик П. Гаряев доказал, что хромосомы белков в нашем организме впитывают всю информацию и используют ее для роста и развития. Наши гены реагируют на поступающую информацию, которая сильна их изменять. Каким образом это происходит?

Под воздействием постоянных матерных слов изменяется структура воды (человек на 75 % состоит из нее), молекулярные цепочки меняют свои свойства, изменяется генетический код наследственности. Мутированные гены приводят к ускоренному старению человека, болезням потомства, укорачивается жизнь.

Как мат влияет на ДНК

В сквернословии скрыта мощная разрушительная сила. Если у вас есть такая вредная привычка, не вините кого-то, что ваш ребенок часто болеет, у вас проблемы в семье. Получается, вы сами их навлекаете на себя?!

Хотите верьте, хотите нет, но вот еще один научный факт. В странах, где не используются ругательства, посягающие на детородные органы, практически нет заболеваний Дауна, ДЦП. Например, на востоке редко встретишь человека с нецензурной лексикой, да и сильно больных детей там поменьше.

Причины, по которым человек матерится

Чтобы отучить себя ругаться матом, не достаточно просто замолчать и все. Важно понять причину, почему вам это крайне необходимо.

Психологической причиной является запрет общества на произношение таких слов. Некоторые люди подсознательно не принимают запреты. Поэтому я буду показывать, какой я крутой, независимый, и мне нипочем чужие барьеры.

Но это глубокое заблуждение человека. Как раз он становится зависимым от таких слов, не находя других в разговоре. Причем вы замечали, что часто использованию таких слов подвержены мужчины? Именно им важно показать себя «красавчиком”. Разговаривать матом люди начинают от неуверенности, нехватки поддержки со стороны близких.

Еще одной причиной сквернословия во взрослом возрасте становятся постоянные стрессы. Человек не может перестать ругаться, так как это оставит его сам на сам со своими страхами. Какое впечатление у нас вызывает бранящийся мужик? Правильно, он выражает агрессивность, увеличивает дистанцию.

На самом деле перепуганные люди, эмоционально искалеченные энергично используют маты. Как будто говорят: «Только тронь, ударю!” Часто можно услышать: «Я так выражаю свои эмоции” или «Прости, психанул!” Но психически здоровые люди учатся и умеют контролировать свои эмоции и не позволяют себе лишних психов.

Именно поэтому дети, которые чувствуют патологическую незащищенность, непонимание, начинают материться. Если вы хотите отучить ребенка от этой плохой привычки, прежде всего покажите ему, что он защищен и понят.

5 советов, как перестать материться навсегда

О чем вы думаете, когда слышите, как миленькая девушка поливает постороннего трехэтажными конструкциями? «Ругается, как сапожник!” Хотелось бы вам, услышать от нее такие «ласки” в свой адрес? Однозначно от этой привычки нужно избавляться. Ниже я напишу несколько эффективных советов психолога, которые помогут вам красиво общаться и быть интересным собеседником.

Осознанность и мотивация

Отучаться ругаться матом нужно так же, как и от всех других вредных привычек. Сначала нужно признаться себе честно: да, я говорю маты, да, я не хочу, чтобы они на меня влияли, да, я хочу избавиться от них.

Взамен на некоторые трудности в процессе отказа от ругани найдите для себя «пряник” – мотивацию, которая бы вас к этому стимулировала. Например, повторяйте проверенные научные данные, которые говорят о вреде таких слов для здоровья человека (этих данных множество!).

Перестать говорить матом женщины могут, если постоянно твердить о тоже доказанном факте: нецензурные слова вызывают выработку гормона стресса и мужских половых гормонов.

Сядьте и напишите, почему для вас важно освободиться от матов. Продумайте каждый пункт и через тире напишите, что вы будете иметь взамен. Например, я хочу перестать браниться, чтобы не влиять на ребенка бранью, не пугать его, взамен получу меньше напуганного и здорового малыша.

Справляемся со стрессом без матерщины

Быстро привыкнуть к выражению эмоций без таких слов не получится. Но не опускайте руки. Ваша цель – полностью искоренить любой мат из речи. Часто слышно: «Матерюсь, когда злюсь”. Действительно, когда мы злимся и выражаем крайне негативные эмоции, речь без контроля, поэтому и выскакивают разные нелепости. Потому учитесь контролировать свои эмоции в стрессе.

Анализ речи

Этот совет немного вас напряжет, но он очень действенный. Поставьте будильник на телефоне, чтобы он давал сигнал каждый час-два. Как только он зазвенел, продумайте, сколько раз за это время вы использовали ругательства. В следующий раз постарайтесь использовать меньше.

Рефлексотерапия

Используя этот совет, вы уже скоро перестанете сквернословить. Наденьте резинку на запястье, как только скажете матерное слово, оттяните ее, затем отпустите. Делая так, ваш мозг привыкает к негативному сигналу и поможет контролировать речь.

Не отказываемся от помощи

Если вы сами не можете контролировать речь, попросите помощи близких. Пусть это будет муж или жена, даже взрослые дети, подростки тоже могут вам помогать. Они будут обращать ваше внимание на слова, тем самым вы будете стараться их заменять на приличные и отучитесь.

Чем заменить матерные слова

Когда вы отказываетесь использовать такую привычную связку слов в предложении, нужно же чем-то ее заполнять – приходится искать, какими словами заменить маты или ругательные слова-паразиты.

Есть целые словари, которые помогают заменить матерные слова на культурные выражения. Кроме того, когда вы попытаетесь это сделать, от негативных эмоций не останется и следа – это так смешно звучит. Кроме избавления от сквернословия, глядишь, и почувствуете себя счастливым человеком. Итак, заменить матерные слова можно шуточными конструкциями слов.

Иногда при сильных эмоциях используют названия болезней: идиотизм, даун, дебилизм и т. д. Но это уже все-таки литературный язык. Кроме этого, вы и другого человека сможете заставить не материться.

А еще читайте книги. Они расширят ваш словарный запас и позволят грамотно говорить на разные темы.

Как убрать мат из своей речи и улучшить свою жизнь

Чтобы прокачать свою жизнь, в том числе и отучить себя материться, вы можете пройти онлайн-курс или тренинг. Поверить в себя и достигнуть того, чего именно вы желаете в этой жизни, поможет обучение у человека, который прошел этот путь.

Для меня такой человек – Павел Воля.

Его онлайн-курс «Улучшайзер экспресс” научит 3 главным вещам: инициативе, действию и эффективности.

Обучение состоит из 23 фишек. Именно они помогли Воле превратиться из простого нищего Пензенского парня в самого высокооплачиваемого ведущего канала ТНТ и моего любимого стендап-комика. По данным журнала Forbes, Павел ежегодно зарабатывает 2,5 млн $.

Курс подходит и мужчинам, и женщинам начиная с 16 лет.

Как будет проходить обучение:

  1. Вы получаете теорию и практическое задание.
  2. Выполняете.
  3. Если сделали верно, переходите к следующему.

Если не халтурить и с ответственностью выполнять все уроки, то вас ждут приятные изменения: и на работе, и в личной жизни, и с родственниками, и с друзьями. Это приведет к большим деньгам, связям и успеху.

Стоимость – 15 000 руб. с доступом навсегда, но также есть возможность пройти курс за 3 000 руб.

Если в течение 2 недель вы решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.

После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Вы обговорите с ней условия оплаты.

Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта «Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.

Эта тема касается многих. Даже если мы не говорим ругательства, то слышим их. И избавляться от них иногда необходимо. Для этого:

  1. Изучите научные и духовные данные по теме вреда ругани для человека.
  2. Определите для себя, зачем вам нужно избавиться от привычки говорить матерные слова.
  3. Постарайтесь заменять их в речи на литературный русский язык, обогащайте свою речь книгами.

Многие родители ждут наступления подросткового возраста у своего ребенка со смешанным чувством страха и надежды. Страха – потому что в этот период многие дети настолько меняются внутренне, что их порой не узнают даже близкие люди, надежды – потому что родители втайне надеются, что их-то эти проблемы обойдут стороной.

Как вернуть желание учится, если подростка, прежде вполне успевающего по всем предметам, теперь не заставишь сесть за уроки? Что можно предпринять, пока еще все не зашло далеко?

Ведь теперь хорошие оценки и прочные знания – это пропуск в ВУЗ, способ получить ту профессию, которая станет приносить удовлетворение. Тем не менее, в любом классе в средней школе не просто найти целеустремленного подростка, способного думать о таких вещах, как стабильно хорошие оценки.

В чем причина резкого снижения интереса к учебе?

Главная проблема, мешающая подростку учиться – сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих.

Перед этой целью, которая, естественно, не осознается детьми и большинством родителей, не идет ни в какое сравнение освоение школьных премудростей. Именно здесь причина того, что прежде скромного и послушного ребенка, теперь не заставишь делать уроки – он пропадает в социальных сетях или в компании сверстников.

Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте.

  • Как завоевать авторитет;
  • как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих;
  • как лучше выглядеть;
  • как выйти из конфликтной ситуации;
  • как оценить поступки, свои и других сверстников;

Именно эти и еще множество проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения.

  • Наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
  • Значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
  • Неумение учителя заинтересовать своим предметом;
  • Предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
  • Плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
  • Умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
  • Слабая мотивация учения — подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания.

Осознав причину нежелания учиться, родители подростка значительно продвигаются по пути решения проблемы. Если нужна помощь со стороны, лучше обратиться к квалифицированному психологу. Профессионал сможет помочь даже без присутствия ребенка на его первых консультациях.

Чем это кончится?

В большинстве случаев, отдав дань природе, ребенок проходит период становления и возвращается к учебе. Теперь главное – подвести его к правильно выстроенной мотивации.

Стимул для того, чтобы хорошо учиться в школе, невозможно вложить в голову подростка, он должен появиться изнутри. Взрослея, старшеклассник видит свою цель, строит план ее достижения, ищет пути реализации.

И здесь уже не придется заставлять подростка делать уроки, дети, как говорится, «берутся за ум» и выбирают направление, в котором они собираются получать дальнейшее образование.

Как правильно мотивировать подростка

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером, баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

В случае снижения успеваемости уже в средней школе нужно опираться на психологические особенности характера:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.

Нужно удовлетворить жажду общения со сверстниками и познания себя, как личности, без этого им будет все равно не до учебы. Не надо препятствовать тому, что подростки будут общаться в интернете. Лучше поищите полезные ресурсы для детей этого возраста.

Пусть сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным: моделирование, кулинария, мыловарение и другие интересные занятия, учащие чему-то интересному, да еще и в компании, после помогут лучше сделать обязательные уроки.

Расскажите, какими вы были сами в этом возрасте, только без излишней идеализации. Помогите поискать литературу для подростков, специальную и художественную, о их проблемах и интересующих вещах.

Не ставьте на детей ярлыки типа «бездарь», «тупица», «троечник». Такие отрицательные оценки делать уроки не помогут, но понизить самооценку и увеличить уровень агрессии – очень даже запросто.

Не манипулируйте тем, что плохая учеба детей делает вас несчастными, больными, счастливыми… дальше продолжите сами. Не обязаны они делать вас счастливыми, не для вас дети учатся, и садятся они делать уроки не для того, чтобы угодить папе с мамой.

Для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, нужно с малых лет формировать у детей стремление познавать окружающий мир и принимать в этом самое активное участие.

Проблема неуспеваемости в средней школе при внимательном отношении родителей и педагогов имеет множество путей решения. Доверие и понимание – вот ключ, открывающий все двери.

*при копировании материала ссылка на источник mirpozitiva.ru обязательна

Редакция Chips Journal продолжает разговор с подростковыми психологами центра «Точка» Марией Завалишиной и Анной Привезенцевой. Теперь говорим о том, как родителям правильно общаться с подростками, готовыми в любой момент встать в оппозицию.

Какую позицию занимать по отношению к детям, которые стремятся нарушать запреты и ведут себя вызывающе: воспитатель или друг?

Мария: Родитель, конечно, не друг. Друзья у ребенка есть, у них другая функция и другие отношения. А позиция родителя предполагает и введение ограничений, и выстраивание границ.

Анна: Родитель отвечает за ребенка юридически и делает все для его благополучия. Но нужно понимать, что ответственность родителя тоже имеет свои пределы, она не безгранична. Контролировать человек может только то, что принадлежит лично ему: время, тело, чувства, эмоции, мысли. Но контролировать другого человека, в частности подростка, он не может.

Попытки контроля подростка выглядят как насилие и по сути ими и являются. Они должны встречать жесткий отпор со стороны ребенка.

И что же может сделать родитель?

Анна: Он может сказать подростку прямым текстом: я как родитель считаю, что тебе было бы намного полезнее заниматься тем-то и тем-то. Я готов тебе предоставить возможности, готов за тебя заплатить, готов тебя записать, отвезти, поддерживать. Если нужна помощь, могу будить тебя по утрам, ну и так далее. Дальше — твоя ответственность.

Больше родитель, по сути, ничего сделать не может. Чем раньше он избавится от иллюзии, что есть какие-то хитрые методы, которые способны заставить подростка делать то, что он хочет, тем меньше сложностей будет.

А что можно сделать в случае обычного хамства, когда подростки пробуют границы, пытаются задеть родителя, избавиться таким образом от давления или опеки?

Анна: Подростки действительно не знают границ. Соответственно, задача родителя в этой ситуации четко помнить о собственных границах и их соблюдать.

Родитель должен обозначать свою границу ребенку. Достаточно твердо заявить: мне неприятно это слышать, и я не буду продолжать разговор в этом ключе. Четко, твердо и спокойно. Важно не поддерживать этот тон, не опускаться до взаимных пререканий. Можно продолжить разговор, если тон изменится.

Давайте обсудим тему «Подросток и друзья». Например, ребенок привел домой толпу других подростков, после вечеринки дома разгром, никто вызывающе не хочет ничего убирать. Что делать?

Анна: Здесь опять же важно обозначить границы. Если родитель пришел с работы, а все уже случилось, ребенок должен понимать, что его за такое поведение ждут санкции. Но договариваться о том, какие именно, нужно заранее. Если это происходит регулярно и без последствий, исправить что-либо трудно.

Мария: Чем раньше родитель начинает заявлять свою родительскую позицию, тем лучше. Если он живет в родительской беспомощности, и такие вещи происходят постоянно, сделать что-то сложно. В пиковой ситуации нет универсальных пилюль.

Нам важно не забывать о том, что сверстники — это самое важное, что есть в жизни подростка. Дети в этом возрасте очень сосредоточены на оценке сверстников. И когда родители вступают в конкуренцию с друзьями, это всегда проигрыш. Единственное, что здесь можно сделать, — это отстаивать свою родительскую позицию и авторитет.

Анна: Повлиять на это невозможно. Если ребенок выбирает какую-то компанию и она ему нравится, то он с ней будет общаться. Задача родителей здесь не вступать в конфронтацию с друзьями. Надо этот момент просто предусмотреть, не говорить «я не хочу, чтобы ты общался с этими людьми». А разговаривать с ребенком: «Мне стало известно, что Вася ворует, и я беспокоюсь за тебя. Хорошо бы, когда он ворует, тебя не было рядом, чтобы ты тоже не оказался в тюрьме». Или, например: «Маша спит со всеми, и я хочу, чтоб ты был осторожен, не вступал с ней в незащищенную сексуальную связь, потому что это может закончиться заболеванием».

Но есть ли какие-то другие способы воздействия: отобрать гаджеты или уменьшить количество карманных денег?

Мария: Для меня лично недопустимо насилие в любой форме. Родители, забирающие гаджеты, — не норма.

Анна: Более того, это просто не работает. Это всегда заканчивается скандалом и тем, что так или иначе гаджеты опять оказываются через какое-то время у подростка.

Мария: Нужно искать свои эффективные способы и лучше всего, когда есть прямая договоренность. Не спущенная сверху, а обсужденная с подростком в диалоге. Последствие за нарушение этой договоренности должно быть очевидным и ясным. Мне кажется, это гораздо более эффективно, чем вероломное наказание.

Анна: Случаи разные и дети разные. Нет универсального совета. Если родитель чувствует, что он сейчас запретит и это поможет, то пусть запрещает. Но скорее всего, если мы говорим про нормальное подростковое поведение, ребенок скажет «нет». И какой смысл тогда был в этом запрете? Если родитель предполагает такую реакцию ребенка, ему нужно, прежде чем вступить в конфликт, просчитать последствия. Например, сказать: «ты можешь уехать, но тогда я хотел бы знать, где ты будешь находиться. Чтобы ты мне два раза в день писал». Или: «я бы хотел, чтобы ты поехал в компании какого-то определенного человека, которому я доверяю». Или: «я бы хотел, чтобы ты поехал не на месяц, а на неделю».

А в случае с девушкой нужно включить здравый смысл и спросить: «а на что она здесь будет жить?» Это совершенно нормально, сказать: «мой бюджет рассчитан только на тебя, я не должен кормить другого ребенка. Как мы будем решать этот вопрос?»

Мария: Я уверена, что здравый смысл есть внутри каждого родителя и часто родители неправильно реагируют только потому, что находятся в ситуации сильного стресса. Им просто тяжело бывает себя услышать и к себе прислушаться. Но я уверена, что абсолютно каждый родитель знает, как действовать правильно, если немного успокоится. Вот я прямо уверена в этом. Я не встречала других. Как только тревога спадает, каждый родитель всегда сам предлагает самые верные, самые правильные решения.

В психологическом центре «Точка» открыт набор на групповые занятия для подростков 11-17 лет и детей 9-10 лет. Есть также возможность записаться на индивидуальную очную или скайп-консультацию.

Плановые консультации

Многие родители отчаянно пытаются бороться с привычкой своих детей вставлять в речь непристойные слова и выражения. Что делать, если подросток ругается матом? Почему это происходит?

Потребность в употреблении крепких словечек продиктована психологическими особенностями подросткового возраста.

Основные причины использования подростками бранных слов.
1. Компенсаторная причина. Крепкие слова используются в ситуациях, когда человек испытывает сильные эмоции. В подростковом возрасте просыпается половое влечение, они испытывают интерес к лицам противоположного пола, но стесняются нежных чувств. Для выражения обуревающих их эмоций, они используют матерные слова и выражения, чтобы скрыть свою уязвимость.

2. Идентификация. В этом возрасте многие хотят быть частью какой-либо компании, хотят, чтобы все идентифицировали их принадлежность к ней. Для этого они используют сленг.

3. Демонстрация независимости. В переходном возрасте велико стремление доказать свою независимость, возможность вести себя так, как хочется, пренебрегать общественным мнением, запретами взрослых. Продемонстрировать независимость и «крутизну» помогает нецензурная лексика.

4. Подчеркивание взрослости. Если в окружении ребенка взрослые бранятся, то и он будет употреблять крепкие выражения, чтобы дать всем понять: он уже не маленький.

5. Проявление агрессии. Дети хорошо понимают, что взрослым не нравится, когда ругаются матом. Если родители ущемляют права подростка, учителя ставят ему несправедливые отметки, ему хочется отомстить им. Мат используется подросткам как орудие мести.

6. Привлечение внимания к проблеме. Несмотря на внешнюю грубость, подростки очень уязвимы. Но рассказать о своих проблемах родителям им сложно — трудно найти подходящие слова, стыдно жаловаться.

Что делать, если ребенок матерится?

Бороться с этим явлением можно, только установив причину. Во многих подростковых компаниях существует негласный запрет на прямое проявление чувств. Подростки резковаты, они подсмеиваются, а иногда и откровенно насмехаются над нежностью, привязанностью, грустью. Они пока еще не умеют обращаться с кипящими в них чувствами — как своими, так и чужими.

Использование непристойной лексики помогает немного снизить напряжение и, пусть в такой грубой и примитивной форме, эти чувства выразить, не показавшись при этом слишком уязвимым.

Задумайтесь: говорят ли о чувствах в вашей семье? Каким образом вы выражаете любовь друг к другу, радость, грусть, какими словами описываете, что рассержены или устали? Нередко взрослые тоже не умеют напрямую говорить о том, что переживают, и выражают чувства скорее через поведение. К примеру, злость выражается повышением голоса, подзатыльниками или теми же ругательствами, пусть и в смягченной, социально приемлемой форме. В таком случае неудивительно, что подросток использует тот же способ, ругаясь матом.

Если корень проблемы в желании подчеркнуть принадлежность к компании сверстников и подросток бранится матом лишь в их присутствии, при взрослых контролируя свою речь, причин для беспокойства нет. Мудрые родители делают вид, что не услышали случайно вылетевшего слова. Если дома нецензурно никто не ругается, ребенок перестанет материться, как только повзрослеет. Стоит в спокойном тоне поговорить с подростком о том, что ругательства засоряют речь и очень быстро входят в привычку.

Если все дело в желании продемонстрировать свою независимость, то родителям нужно добиться, чтобы ребенок не бранился в их присутствии. Обычно для этого достаточно объяснить, что взрослым неприятно слышать такие слова, выражения. Если подросток прислушивается к словам родителей, он удовлетворит их просьбу.
Если с помощью бранных выражений подросток выражает свою досаду дома, – это повод вызвать его на откровенный разговор, поговорить о том, какие эмоции он испытывает, подсказать ему, как быть в этой ситуации, подбодрить. Неплохо также в профилактических целях научить ребенка выражать свои чувства литературным языком.

Если дело в подражании взрослым, то единственная возможность исправить ситуацию – это альтернативный пример. Найдите в окружении юного «матершинника» человека, которого он уважает, обратите внимание подростка на то, что его кумир никогда не выражается неприлично.

Сложнее всего найти выход из ситуации, когда речь идет о словесной агрессии. В этом случае придется искать причину причины. Лучше всего, если удастся это сделать в доверительной беседе. После того, как повод будет обнаружен, нужно найти способ продемонстрировать, как можно решить конфликт мирным путем.
Часто девиантное поведение, в том числе использование крепких выражений — крик о помощи. Несчастная любовь, ссора с друзьями или переживания по поводу своей внешности — повод прийти в отчаяние, когда тебе 12 или 16 лет. Но проблемы могут быть и куда более серьезными. Попал в драку, задолжал денег, друзья впервые предложили попробовать алкоголь или наркотики… Если вы будете реагировать сочувственно и внимательно, задавать уточняющие вопросы, ребенок в конце концов поделится тем, что его волнует. Несмотря на видимое протестное поведение, родители для тинейджера остаются очень важными людьми.

Советы родителям

1. Скажите о своих чувствах. Именно скажите, а не накричите и не обвиняйте. Важно, чтобы вы говорили о себе: «Мне не нравится», «Я совершенно шокирован», а не о своем ребенке: «Ты не смеешь», «Как ты могла» и т.п. К примеру: «Я в шоке от того, что сейчас слышу. Ты знаешь, что у нас дома такие слова не употребляются (что в школе ругаться матом неприемлемо), и все-таки произнес их». «Я никогда раньше не слышала от тебя таких грубых слов и просто не могу прийти в себя».

2. Спросите о причинах его/ее поведения. «Я хочу понять, почему ты так поступил». Важно, несмотря на все обуревающие родителя чувства, все-таки выбирать нейтральные глаголы — «сделал», «поступил», а не «что ты устроила» или «как ты мог».

3. Выслушайте то, что вам скажут, и постарайтесь найти в этом рациональное зерно: почему сын или дочь могли повести себя подобным образом?

Запаситесь терпением, подростковый возраст проходит, дети взрослеют и начинают понимать, что без нецензурной брани в мире взрослых можно обойтись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *