План сочинения по литературе

Поиск Лекций

Как писать сочинение по литературе

Памятка

Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы как сочинение, необходимо хорошо подготовиться к нему: выбрать тему, продумать план, подобрать материал. Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.

1. Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали.

2. Нужно познакомиться с историческим и литературным фоном создания произведения, его историей, основными фактами жизни писателя (особенно теми, которые связаны с написанием произведения).

3. Понятны ли вам смысл названия произведения, тема, идея, система персонажей, авторская позиция, с помощью каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные детали, лирические отступления и др.) можно выявить ее?

4. Внимательно изучите каждоеслово темы. Возможно, здесь есть зацепка для вступления или другой части работы.

5. Выбор темы сочинения зависит от ваших симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.

6. Если вы решили выбрать эпиграф к своему сочинению, помните, что ЭПИГРАФ – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы. Умейте правильно оформить его: эпиграф пишется в правой стороне от середины листа без кавычек. Обязательно укажите автора высказывания (без скобок).

7. Напишите план

а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное. Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения.

б) Основная часть (озаглавьте ее) — аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала.

в) Заключение (озаглавьте его!). Здесь не должно быть высказываний критиков как завершение работы. Подведите итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность образов, произведения для истории литературы? В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.

Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны. Самая большая по объёму – основная часть. Помните о роли абзацев.

8. Не занимайтесь пересказом: это не изложение. Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты – краткость и уместность. В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста. Цитата — краткая, точная и дословная выдержка из текста, которая используется, чтобы подтвердить свои мысли.

9. Напишите черновик сочинения. Перечитайте его.

Продумайте, раскрыты ли в сочинении тема и основная мысль, всё ли изложено согласно плану. Сохранена ли вами композиция сочинения? Есть ли начало, основная часть и заключение? Разделили ли вы тексты на абзацы?

Исправьте ошибки и недочёты.

10. Ваша письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем!

11. Теперь можно переписывать сочинение начисто.

12. Сочинение – это работа, отрицающая переписывание!!! Переписывание умных, но чужих мыслей, считается плагиатом! Нельзя забывать об этом! В сочинении должны присутствовать размышления, впечатления только одного автора, того, кто пишет это самое сочинение.

ЦИТАТЫ В СОЧИНЕНИИ.

Важное требование, предъявляемое к сочинению, — полнота содержания, обоснованность выдвинутых положений, убедительность выводов. Эти качества могут быть достигнуты с помощью цитат, умело и уместно включённых в текст сочинения.

Цитаты в сочинении представляют собой буквально, дословно переданные выдержки из художественных произведений, критических статей, высказываний писателей или каких-либо других источников. Они приводятся авторами сочинений для того, чтобы подкрепить и подтвердить свои мысли. При использовании цитат нужно соблюдать следующие требования:

1. Приводимые цитаты должны соответствовать содержанию подтверждаемого ими положения, а также всего сочинения.

2.Не перегружать сочинения, использоваться целесообразно и целенаправленно. Введение в текст цитаты должно сопровождаться необходимыми обобщениями, выводами, рассуждениями.

3. Цитаты из текста должны быть не более 2-3 предложений; если больше, подумайте, как сократить их. Цитаты должны подтверждать ваши мысли, а не повторять их.

4. Недопустимо изменять слова в цитате.

План сочинения по литературе

Точность и логическая завершенность отрывка — это обязательное правило, нарушать которое нельзя!

Любая цитата включается в текст сочинения и оформляется по определённым правилам.

Для графического выделения в тексте любой цитаты служат кавычки.

При цитировании произведений, по которым пишется сочинение, название произведения и автор не указываются в цитате.

Если же цитата черпается из критической статьи или какого-либо другого источника, то следует указывать автора, которому принадлежат цитируемые слова.

Такая особенность, как употребление строчной или прописной буквы, зависит от способа включения их в текст сочинения. В этом плане цитаты могут быть нескольких разновидностей:

1) Часто используются цитаты в форме прямой речи. В таких случаях они обычно вводятся в текст с помощью слов писал, сказал, заметил и т.д. с соблюдением всех правил организации предложений с прямой речью. Например:

В том случае, если цитируется часть какого-либо высказывания не с начала, а с середины предложения, цитата начинается со строчной буквы, а на месте пропущенных слов ставится многоточие. Например:

Опущены слова: «Я озаглавил его «фантастическим», тогда как…» (считаю…).

2) Цитата может быть заключена в текст как придаточная часть сложноподчинённого предложения. Например:

3) Цитаты могут быть и частью простого предложения. Такое включение наиболее часто при цитировании художественного произведения. Например, цитата из произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города»:

Для указания на источник цитируемого произведения в простом предложении обычно используются вводные слова, словосочетания или предложения: по мнению, по словам, как отмечает такой-то (писатель, критик) и т.п. Например:

4)Так же оформляются цитаты из стихотворных текстов. Например:

Цитаты такого рода могут включаться в текст без специальных «вводящих» слов, как часть единого текста. Стихотворные цитаты не заключаются в кавычки.

Не бойся использовать цитаты. Твое сочинение от этого не будет выглядеть менее оригинальным. Наоборот, грамотное и правильное использование чужих мыслей с указанием на их источник сделает твою работу особенно индивидуальной. Покажет всем, как много ты прочитал, обдумывая тему своей работы.

Желаю творческих успехов в работе!

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Алгоритм составления сочинения

Рекомендации к сочинению по литературе

Как писать эссе? Полезные советы

Клише по русскому языку для сочинения ЕГЭ

17 полезных советов к заданию C5 в ЕГЭ по литературе.

1. Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли.

2. После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Попробуйте подобрать эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным).

3. Поразмышляйте:
а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе;
б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите;
в) какие доказательства приведете.

4. Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в нее свои предварительные идеи.

5. Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:
а) цитаты из текста (они должны быть не более 2-3 предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши мысли, а не повторять их;
б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);
в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения).

6. Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция).

7. Подумайте сразу о вступлении и заключении ( очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально ( одни и те же слова) или идейно (одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.

8. Еще раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите ее с тем, что задумали писать.

9. Напишите вступление.

10. Попробуйте мысленно зачеркнуть первые 2-3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркните их.

11. Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно попробовать поразмышлять, какие факторы затрудняют подход к теме (доказательства от противного).

12. Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.

13. Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.

14. Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом.

15. Внимательно прочитайте работу.

Как писать эссе по литературе?

Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте по словарю.

16. Внимательно отнесись к знакам препинания, особенно выделительным. Мысленно объясните те знаки, в которых сомневаетесь.

17. Учтите, что эпиграф (если он есть в вашем сочинении) пишется без кавычек, фамилия автора в эпиграфе без скобок, после нее точка не ставится. Стихи "в столбик" цитируются без кавычек.

«ЕГЭ портал» рекомендует:

Выполняем задание С5
Примеры сочинений
Методические комментарии к заданию С5
Экспресс-подготовка к ЕГЭ по литературе

Просмотров: 147627 | 22 марта 2014

Поиск Лекций

Как писать сочинение по литературе

Памятка

Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы как сочинение, необходимо хорошо подготовиться к нему: выбрать тему, продумать план, подобрать материал. Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.

1. Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали.

2. Нужно познакомиться с историческим и литературным фоном создания произведения, его историей, основными фактами жизни писателя (особенно теми, которые связаны с написанием произведения).

3. Понятны ли вам смысл названия произведения, тема, идея, система персонажей, авторская позиция, с помощью каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные детали, лирические отступления и др.) можно выявить ее?

4. Внимательно изучите каждоеслово темы. Возможно, здесь есть зацепка для вступления или другой части работы.

5. Выбор темы сочинения зависит от ваших симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.

6. Если вы решили выбрать эпиграф к своему сочинению, помните, что ЭПИГРАФ – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы. Умейте правильно оформить его: эпиграф пишется в правой стороне от середины листа без кавычек. Обязательно укажите автора высказывания (без скобок).

7. Напишите план

а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное.

Методические материалы по литературе "Учимся писать сочинение по литературе с помощью план-карты"

Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения.

б) Основная часть (озаглавьте ее) — аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала.

в) Заключение (озаглавьте его!). Здесь не должно быть высказываний критиков как завершение работы. Подведите итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность образов, произведения для истории литературы? В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.

Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны. Самая большая по объёму – основная часть. Помните о роли абзацев.

8. Не занимайтесь пересказом: это не изложение. Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты – краткость и уместность. В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста. Цитата — краткая, точная и дословная выдержка из текста, которая используется, чтобы подтвердить свои мысли.

9. Напишите черновик сочинения. Перечитайте его.

Продумайте, раскрыты ли в сочинении тема и основная мысль, всё ли изложено согласно плану. Сохранена ли вами композиция сочинения? Есть ли начало, основная часть и заключение? Разделили ли вы тексты на абзацы?

Исправьте ошибки и недочёты.

10. Ваша письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем!

11. Теперь можно переписывать сочинение начисто.

12. Сочинение – это работа, отрицающая переписывание!!! Переписывание умных, но чужих мыслей, считается плагиатом! Нельзя забывать об этом! В сочинении должны присутствовать размышления, впечатления только одного автора, того, кто пишет это самое сочинение.

ЦИТАТЫ В СОЧИНЕНИИ.

Важное требование, предъявляемое к сочинению, — полнота содержания, обоснованность выдвинутых положений, убедительность выводов. Эти качества могут быть достигнуты с помощью цитат, умело и уместно включённых в текст сочинения.

Цитаты в сочинении представляют собой буквально, дословно переданные выдержки из художественных произведений, критических статей, высказываний писателей или каких-либо других источников. Они приводятся авторами сочинений для того, чтобы подкрепить и подтвердить свои мысли. При использовании цитат нужно соблюдать следующие требования:

1. Приводимые цитаты должны соответствовать содержанию подтверждаемого ими положения, а также всего сочинения.

2.Не перегружать сочинения, использоваться целесообразно и целенаправленно. Введение в текст цитаты должно сопровождаться необходимыми обобщениями, выводами, рассуждениями.

3. Цитаты из текста должны быть не более 2-3 предложений; если больше, подумайте, как сократить их. Цитаты должны подтверждать ваши мысли, а не повторять их.

4. Недопустимо изменять слова в цитате. Точность и логическая завершенность отрывка — это обязательное правило, нарушать которое нельзя!

Любая цитата включается в текст сочинения и оформляется по определённым правилам.

Для графического выделения в тексте любой цитаты служат кавычки.

При цитировании произведений, по которым пишется сочинение, название произведения и автор не указываются в цитате.

Если же цитата черпается из критической статьи или какого-либо другого источника, то следует указывать автора, которому принадлежат цитируемые слова.

Такая особенность, как употребление строчной или прописной буквы, зависит от способа включения их в текст сочинения. В этом плане цитаты могут быть нескольких разновидностей:

1) Часто используются цитаты в форме прямой речи. В таких случаях они обычно вводятся в текст с помощью слов писал, сказал, заметил и т.д. с соблюдением всех правил организации предложений с прямой речью. Например:

В том случае, если цитируется часть какого-либо высказывания не с начала, а с середины предложения, цитата начинается со строчной буквы, а на месте пропущенных слов ставится многоточие. Например:

Опущены слова: «Я озаглавил его «фантастическим», тогда как…» (считаю…).

2) Цитата может быть заключена в текст как придаточная часть сложноподчинённого предложения. Например:

3) Цитаты могут быть и частью простого предложения. Такое включение наиболее часто при цитировании художественного произведения. Например, цитата из произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города»:

Для указания на источник цитируемого произведения в простом предложении обычно используются вводные слова, словосочетания или предложения: по мнению, по словам, как отмечает такой-то (писатель, критик) и т.п. Например:

4)Так же оформляются цитаты из стихотворных текстов. Например:

Цитаты такого рода могут включаться в текст без специальных «вводящих» слов, как часть единого текста. Стихотворные цитаты не заключаются в кавычки.

Не бойся использовать цитаты. Твое сочинение от этого не будет выглядеть менее оригинальным. Наоборот, грамотное и правильное использование чужих мыслей с указанием на их источник сделает твою работу особенно индивидуальной. Покажет всем, как много ты прочитал, обдумывая тему своей работы.

Желаю творческих успехов в работе!

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Как написать хорошее сочинение? Часто этим вопросом задаются не только школяры, которым никак не даётся это задание, но и родители, бессильные помочь своим детям-ученикам, и учителя, которые ищут новые способы и методы научить ребят написанию сочинений. Для многих учеников – это настоящая мука и они с недоумением глядят на одноклассников, у которых загораются глаза при задании написать сочинение. Почему так? Мы все очень разные. Кто-то любит рассуждать, спорить, выступать, фантазировать. Таким людям нравится писать сочинения, они часто даже пренебрегают советами учителей и пишут по наитию. Но вот другие абсолютно теряются перед чистым листом и заданной темой. Варианты решения проблемы у них – Интернет, критическая литература и дружба с любителями сочинений. Как же решить проблему наиболее оптимально и грамотно?

Сочинение сочинению рознь

В школе нас знакомят с различными видами сочинений: сочинение-описание, эссе, миниатюра, рассуждение, по литературному произведению и др. У каждого из видов своя структура и свои требования к написанию, об этом нельзя забывать. Сочинение-эссе приближает автора к литературному творчеству, при работе над ним стоит особо обращать внимание не только на содержание, но и на лёгкость, образность и красоту изложения. К примеру, в сочинении-рассуждении обязательно должно быть три части: вступление (с включением тезисов), основная часть (доказательства и примеры) и выводы (в этой части ученик выражает свою точку зрения касательно темы сочинения). А вот сочинение-миниатюра состоит из тезиса и его пояснения. На таком виде сочинений часто тренируют способных ребят для предметных конкурсов и олимпиад, ведь написать кратко и ёмко зачастую гораздо труднее, чем выполнить стандартное сочинение на несколько листов.

Основные правила работы над сочинением

Возможно, кто-то пробежит глазами мимо этих правил, но вряд ли тогда сдвинется с места его проблема. В невнимании к основным правилам и кроются неудачи.

1. Сочинение – жанр, отрицающий переписывание. Штудируя критическую литературу и выбирая «сочные» предложения, мы никак не обогащаем своё сочинение, а занимаемся плагиатом. Дети, безусловно, должны обращаться к так называемой «критике», но лишь для того, чтобы направить мысль в нужное русло, убедиться в том, так ли сам понял основную мысль произведения, всё ли подметил. Философия произведения чужими глазами окажет вам помощь для внутренней работы, для глубокого понимания произведения. Но мысли, впечатления, выводы и утверждения должны быть лишь одного автора – автора самого сочинения.

2. Если вы пишите сочинение по литературному произведению (а это самый распространённый вариант для школьника), произведение должно быть прочитано. И краткое содержание тут не подойдёт. Вообще, трудно объяснить, для чего вообще нужны эти издания с кратким содержанием литературных произведений. В курс школьной литературы включены только выдающиеся произведения, классика литературы, художественное и духовное наследие, достояние. И ребёнок должен это понимать. Он сам должен увидеть в романе, поэме или рассказе глубокий смысл, необычный сюжет, талантливое слово и, внимание, актуальность. Почему сегодня стоит прочесть эту книгу? Без ответа на этот вопрос, невозможно пробудить настоящий интерес к литературе.

3. Чтобы написать сочинение, нужен план. Это понимают даже те, кто великолепно преуспел в нашем деле. Но если кому-то достаточно набросать план «в уме», то для не особо преуспевших в вопросе написания сочинений всё же нужно план записать, да не забыть о пометках. В принципе, неизменными остаются три части: вступление, основная часть и заключение. Вступление предвосхищает основную часть, в нём есть место выражению ваших эмоций и чувств, вступление увлекает и «рекламирует» основную часть.

Составляем план итогового сочинения и готовим тезисы, аргументы и структуру

Здесь часто употребляют эпиграфы, интересные высказывания, здесь задаётся общее настроение сочинения.

4. В основной части автор непосредственно раскрывает тему сочинения. Если это образ героя, то он рассматривается целостно, не оставляя «за бортом» немаловажные, для чего-то же отмеченные автором стороны, детали. Не пишите, если сами не до конца всё поняли в произведении, если сюжетная линия для вас где-то потеряна. Возможно, стоит перечитать произведение. Не бойтесь спрашивать учителя, он только одобрит ваш интерес и пытливость.

5. Если всё же вам какая-то мысль критика ну очень понравилась, то попробуйте развить её, объяснить своими словами. Потом оцените, будет ли она привязана к основной теме сочинения, к общему тексту. Но всё же лучше прибегать к цитатам. Это не только подчеркнёт вашу осведомлённость и готовность к работе, но и будет этично.

6. Нужно читать хорошие сочинения. Их образцы сейчас несложно найти в специальных пособиях, в Интернете. Прочитав не один образец, вы оцените особенности структуры сочинения, язык автора, стиль. Так или иначе, вам захочется копировать прочитанное, а это уже направит вас в нужное русло.

7. И последнее правило: не садитесь за чистый лист. Это значит, что в голове у вас уже должен быть некий образ будущего сочинения. Сложно сидеть за письменным столом и представлять, что и как я напишу. А вот, к примеру, вы идёте в магазин, выгуливаете собаку, моете посуду и … рождаете в уме будущее сочинение. Стоит попробовать и результат вас приятно удивит.

Ну и, конечно, самое главное – слушайте учителя. От вас ведь не требуют сверхзнаний и сверхумений, а значит, всё вам по силам. Научиться писать сочинения – большой труд, который непременно пригодится в будущем; красивая, грамотная речь и умение высказывать свою точку зрения являются значимыми приобретениями в современном мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *