Перепрошить волосы кукле

Этот мастер-класс больше года лежал у меня в черновиках, я все сомневалась, а будет ли он кому-нибудь полезен? Но благодаря конкурсу «Волшебное преображение» я все же решилась его представить вашему вниманию. Это небольшой мастер-класс по возвращению к жизни старой куколки из советских времен.

Сначала небольшая присказка…

…Я помню этот день отчетливо — летняя полуденная жара, ленивое воробьиное чириканье, тополиный пух повсюду, залетает в настежь распахнутую дверь и скатывается в белые мягкие шары на бетонном отполированном полу в районном универмаге, куда мы с мамой только что зашли. Я — маленькая, мне, наверное, года четыре, и меня чуть видно из-за витрины. Чтобы отвлечься от жары и скуки, считаю солнечные блики на полу, пока мама общается с тетей-продавщицей. Посчитав всех зайчиков, начинаю разглядывать деревянные полки за витриной, встаю на цыпочки, чтобы лучше видно было. Вон железные ведра и тазики на верхней полке, вон колючие ершики для бутылок, сложены пирамидками лампочки в картонных домиках, парафиновые свечки, рядом коричневые кирпичи хозяйственного мыла, а вот яркие лопатки и леечки для песочницы, мальчиковые самосвалы… И тут взгляд мой замирает, и дыхание, кажется, тоже.

На нижней полке, прямо напротив меня, сидит она — КУКЛА! Большая, мне кажется, с меня ростом, нарядная, просто сказочная кукла! Платье зеленое в белые горохи, с оборками и воланами, пластмасовая соска на шнурочке висит на пухленьком животике, волосы белые, пушистые, как тополиный пух, который вьется под ногами, а широко распахнутые, как будто слегка удивленные глаза прямо так и смотрят на меня. Читаю по слогам на ценнике:

— Ку-к-ла На-та-ша.

Вот это да — это же совсем как мое имя! Не знаю, сколько я там стояла, шепча почти беззвучно свое и куклино имя, только мама, наверное, перехватила мой взгляд. Как сквозь сон, слышу ее голос:

— И еще, пожалуйста, дайте нам вот эту большую куклу.

— Мне? Это, правда, мне? Вот эта кукла — моя?!!

Я даже не сразу понимаю, не верю в свое счастье, а мама улыбается, глядя на меня сияющую…

Уж как я ее любила, свою Наташу. Все мое долгое детство мы не расставались. Я и в школьные годы еще с ней играла, одевая распашонки и ползунки младшей сестренки, заботливо укутывала в старое одеяльце, катала в большой коляске, сама пыталась шить платья и вязать шарфики. Она была и моей дочкой-лялечкой, и подругой-принцессой, в одно мгновенье перевоплощаясь вслед за моей фантазией. Детство потом все-таки кончилось, я уехала учиться в институт, а Наташа, к моему огорчению, исчезла где-то во времени и семейных переездах.

Сейчас мы с семьей живем в деревне, и вот на днях наша односельчанка тетя Валя заглянула к нам в гости:

— Наталья, ты ж у нас мастерица, смастери-ка мне одёжу для куклы, хочу своей младшей внучечке Анечке сюрприз сделать на день рождения!

Тетя Валя достает из большой матерчатой авоськи старую-старую, страшную-страшную, безволосую, безглазую куклу-голышку — и в этом голеньком существе я вдруг узнаю почти точную копию моей Наташи из детства. И на мгновенье опять зачирикали воробьи, и тополиный пух защекотал нос… А тетя Валя продолжает:

— Внучка моя, Анюта, как приходит ко мне в гости, только с этой куклой и играет, вот надо ее как-то причепурить, а то вишь — совсем уж страшила стала.

Бережно приняла я эту девочку, помыла, подлечила, «причепурила»-принарядила — а в процессе родился еще и этот мастер-класс. Мне кажется, что у каждой девочки в жизни была похожая кукольная сказка, и я надеюсь, что моя история вдруг да поможет какой-нибудь ставшей взрослой девочке вернуть к жизни любимую куколку.

Материалы и инструменты: ножницы, плоская отвертка, канцелярский нож, термоклей, паяльник с острым прямым носиком, наждачная бумага-нулевка, иголка, спицы или крючок, пряжа с высоким содержанием мохера (от 70%), нитки в цвет пряжи, баночка из под влажных салфеток для монитора или любой другой источник мягкой тонкой черной пластмассы, пинцет.

Как оно было:

Я куколку замочила в мыльной пене, долго терла щеткой, а после сушки еще прошла наждачкой-нулевкой, большинство пятен оттерлось-отшкурилось, но некоторые пятна (на веках, над глазами) остались с ней навсегда.

Глазки, как оказалось, были на месте, но без ресничек прокручивались и получалась вот такая жуткая картина.

От ресниц остались только две прорези в веках, поэтому глазки и «закатывались» — жесткие ресницы в данном случае неотъемлемый элемент конструкции, начнем именно с них:

Сначала аккуратно плоской отверткой делаем «трепанацию черепа» — у многих платсмассовых советских кукол похожая конструкция головы. Последние жалкие пучочки волос я срезала ножницами под корень, а потом изнутри удалила остатки волос пинцетом:

Из пластмассовой баночки ножницами вырезаем два прямоугольника такой же ширины, как и прорези для ресниц в веках.

Примеряем, уточняем ширину, заготовки должны плотненько входить в прорези:

Ножницами с одной строны каждой заготовки делаем мелкие-мелкие надрезы, недорезая до другого края примерно 3 мм — это будущие ресницы. Чем тоньше будут реснички, тем красивее будет результат.

Опять примеряем, лишнюю длину нужно убрать, чтобы с куклой было удобно и безопасно играть ребенку, хотя с такой длиной ресниц у куклы, конечно, очень гламурный вид 🙂

Убираем лишнюю длину и закругляем углы, реснички расправляем, чтобы они лежали ровно, пластмасса достаточно мягкая и поддается всем манипуляциям легко:

Последняя примерка — все хорошо:

Теперь нам нужно ресницы закрепить изнутри, здесь торцы ресниц видно в прорезях.

Теперь нужно от стержня термоклея отрезать ножницами или канцелярским ножом несколько небольших кусочков, чтобы они вошли внутрь этих глазных «чашечек» и расположились вдоль ресничных торцов, можно помочь себе пинцетом. Затем нагреваем паяльник и расплавляем носиком паяльника эти кусочки термоклея. Внимание — при расплавлении этого клея паяльником может идти дымок, он очень вредный, нельзя его вдыхать при работе и нужно обязательно проветрить помещение. Когда клей застынет, он намертво зафиксирует ресницы в глазах. На фото видно расплавленный клей:

Можно воспользоваться другими видами клея, с которыми вы привыкли работать. Я использовала термоклей, он мне привычен и всегда гарантирована надежная фиксация.

И вот глазки в законченном виде — знакомый с детства, чуть удивленный взгляд широко распахнутых голубых глазок:

Паяльник пока не отключаем, так как им можно очень хорошо загладить царапины и шероховатости на ручках, ножках, и даже на личике. Вот такие, например, «травмы» были до заглаживания на пальчиках:

И вот так стало после заглаживания паяльником и шлифовки наждачкой. Паяльник «приклеивает» задиры обратно, а наждачка придает гладкость поверхности:

Подобным образом я обработала все царапины на теле и лице.

Для волос у меня нашлась белая пушистая мохеровая пряжа, вяжем паричок на спицах или крючком, в размер снятой «черепушки»:

Паричок вяжется как обычная шапочка, и примеряется на основу.

Иголкой с ниткой в цвет пряжи (я делала нитку в 4 сложения, чтобы покрепче держала паричок на голове) изнутри пришиваем паричок к пластмассовой основе, используя для этого фабричные дырочки.

У меня паричок пришит по окружности и затем еще крест-накрест:

Устанавливаем «череп» с паричком на место, убеждаемся, что все крепко сидит и не шевелится:

Затем начинаем вдевать в паричок волосики — нарезаем из той же пряжи пучок волос нужной длины (длина одной ниточки равна длине двух волосинок плюс 3-4 см). Волосы вставляем крючком вот по этой схеме, только берем не по две нити, а по одной. Нить берем за середину, протягиваем петлю через паричок, а затем концы нити протягиваем в эту петлю:

Я сделала таким образом волосы с двух сторон от центрального пробора, вдоль линии роста волос (по окружности) и немного волосинок вразноброс по паричку. Потом подрезала челочку, разделила волосы по пробору и заплела косички:

Способов крепления кукольных волос достаточно много, я вот выбрала такой, а можно было, например, связать паричок из пряжи букле, и сами волосы сделать подлиннее и погуще — тогда получилась бы шикарная копна кудрявых волос. Или вооружиться терпением и тонкой прочной пряжей, и вшить иголочкой каждый волосок прямо в пластмассовую основу, закрепив его узелком и клеем с изнанки. Или приклеить на клей готовый кукольный паричок.

И вот наш ребенок уже приобрел вполне живой задорный вид, осталось только подобрать наряд по вкусу:

Я сшила для вновь родившейся куколки симпатичное новое платьице и панталончики, на ножки сделала туфельки. По кукольной одежде и обуви, в общем-то, уже много разных мастер-классов на Ярмарке, поэтому я здесь эту тему раскрывать не стала. Одежду можно не сшить, а связать, к примеру, или взять готовое детское платьице и подогнать его под размеры куколки — здесь все зависит от вашей фантазии и того образа, который вы хотите воссоздать в куколке.

Вспоминаем, что же у нас было и как стало:

Тетя Валя, когда пришла за результатом, долго не могла поверить, что это та самая «страшила», а внучка Анечка теперь с куколкой не расстается ни днем, ни ночью.

Дорогие друзья, я благодарю вас за время, которое вы уделили моей небольшой истории и желаю вам волшебных и удивительных преображений в вашей жизни!

С уважением, Наталья Лебедева

Куклу купила. Себе. Играться. Cerise Hood из линии Ever After High компании Mattel. В целом, если не акцентировать внимание на мелких недочетах, она мне нравится. И всё же захотелось попробовать ее переделать. А поскольку это мой первый опыт коррекции серийной куклы, то весь процесс, чтобы не забыть допущенные ошибки, фотографирую. И делюсь. Может, еще кому-то пригодится 🙂

Для того чтобы перерисовать лицо, мне понадобились следующие материалы:

— жидкость для снятия лака,

— ватные диски, ватные палочки, зубочистки,

— кисти,

— акриловые краски,

— сухая пастель,

— матовый лак,

— глянцевый лак или бесцветный лак для ногтей.

1. Поготовительный этап. Убираем челку со лба куклы и фиксируем резинкой для волос. Заворачиваем куклы в пищевую пленку. Свободным от пленки оставляем только лицо.

Без челки ей лучше, не находите?

2. При помощи ватных дисков или палочек, смоченных в жидкости для снятия лака, стираем заводское лицо. Важно: не тереть беспорядочно-лихорадочно, лучше в одном направлении, иначе краска не стирается, а крайне неряшливо размазывается по лицу. Для глаз лучше выбрать направление стирания — от уголка глаза к вискам. Для удаления краски из пространства между губами можно дополнительно воспользоваться зубочисткой.

И да, жидкость для снятия лака не должна быть щадящей-ухаживающей, берите самую дешевую, ацетоносодержащую. В противном случае процесс стирания может занять много времени и потребовать от вас недюжинного терпения и физической подготовки.

Обезжириваем лицо.

Здесь не видно, но на щеке у нее — ямочка 🙂

3. Мечтательный этап. Придумываем образ. Определяемся с желаемыми чертами лица, настроением, стилистикой. Ищем подходящую натуру. Пугаем окружающих — внимательно всматриваемся в их глаза-губы 🙂 Можно, конечно, при рисовании попробовать положиться исключительно на свое воображение, но зачастую работа с натуры (окружающие люди, фотографии, картины, иллюстрации и т.д.) приносит лучшие результаты.

4. Карандашом намечаем черты будущего лица. Карандаш должен быть очень мягким, твёрдый заупрямится и не будет оставлять следы на резине. Я пользовалась 4В, Derwent. Скрипя и матерясь, он худо-бедно рисовал, но лучше, наверное, себя показал бы 6В. Или, может быть, акварельный карандаш?

И, опять же, учитывая то, что глазные яблоки на молде пролеплены очень невыразительно и не смогут стать подспорьем и ориентиром при рисовании, рисовать лучше, не как я, во тьме ночной, а при дневном свете.

4. Акрилом рисуем глаза, губы, брови.

Акриловые краски покупаю отдельными тюбиками. В основном пользуюсь красками Ладога, реже — Гамма и Мастер-класс. И да, акрил — это водорастворимые краски, то есть, если нет цели сымитировать целлюлит на глазах или воздушные шары на губах, разводить водой их таки нужно.

Кисти синтетические, размеры — 2 и 0(3). В качестве палитры у меня — белая керамическая тарелка. На одну из ее сторон выдавливаю нужные краски из тюбиков, остальную часть использую для смешивания красок.

На этом фото плохо, но все же видно, до какой консистенции развожу акрил водой: по краям — до состояния очень жидкой сметаны (для непрозрачных, покрывных слоев), белые разводы между ними — до состояния чернил (для полупрозрачных слоев). А о край тарелки очень удобно убирать излишки краски с кисти.

При рисовании акрилом использую принцип «от темного к светлому». То есть сначала на всю поверхность непрозрачным слоем наношу цвет теней, дожидаюсь высыхания, и постепенно слой за слоем краской, разведенной до состояния чернил, высветляю. В случае ошибки, не высохший до конца акрил можт быть размочен водой и стерт сухой или полусухой кистью. Удалить уже подсохший акрил без повреждений, вряд ли, удастся. Поэтому… оставить исправления на потом, имея в друзьях акрил, не получится.

И осторожнее — после высыхания акрил немного темнеет.

Важно: ваши руки, равно как и голова куклы, не должны болтаться в воздухе. Обязательно должна быть опора, например, на стол. В противном случае, есть вероятность того, что руки будут трястись, а линии бегать по всем траекториям, кроме нужных. Наглядный пример — на фото ниже.

4.2. Самым темным цветом закрашиваем радужку глаза. Капаем тени в уголки рта и на внешние уголки верхнего и нижнего века. После высыхания радужки набираем на кисть цвет зрачка (я недолюбливаю чистые цвета, поэтому к саже примешиваю жженую и натуральную умбру), ставим кисть перепендикулярно центру радужки и оставляем каплю зрачка.

4.3. Полупрозрачными слоями (краску разводим до состояния чернил) покрываем радужку. Каждый последующий слой должен быть светлее и занимать меньше площади, чем предыдущий. И на этом этапе можно не дожидаться полного высыхания предыдущего слоя, а как бы вводить новую краску в предыдущую, еще не подсохшую. Этот прием позволяет получить более мягкие переходы цветов.

По такому же принципу белилами высветляем белки глаз. Тени оставляем в слезнике и по краям белка. Белилами, разведенными до жидкой сметаны, рисуем блики вокруг радужки, тем самым заодно при необходимости корректируем огрехи, допущенные при рисовании радужки.

Прорисовываем складку верхнего века.

4.4. Высветляем верхнее веко. Линию ведем от уголка глаза к середине. Краска разведена до состояния чернил. После высыхания еще раз проходим по этой линии, только обрываем ее раньше, чтобы самым светлым местом осталась складка века над уголком глаза, а по мере приближения к внешнему краю она постепенно становилась темнее.

Тонкой кистью краской, совпадающей по цвету (или чуть темнее) с цветом волос куклы, наносим мелкие штрихи на брови. Тем самым имитируем волоски.

Придаем блеск глазам: набираем на кисть светлую краску, излишки краски снимаем, кисть должна быть полусухой, в направлении от зрачка к краю радужки проводим тонкие линии. После высыхания накладываем такие же линии на нижнюю часть радужки практически чистыми белилами.

4.5. Белилами капаем блики на глаза. Не забываем, что глаз — это шар, и чтобы подчеркнуть его форму, лучше положить блик не прямой линией, а полукругом-полумесяцем.

4.6. Рисуем на губах тени.

4.7. После высыхания слоя теней полностью покрываем губы основным цветом. Опять же после высыхания основного цвета еще раз мягко кладем тени между губами и более светлым по сравнению с основным тоном накладываем штрихи бликов на нижнюю губу. Белилами обводим контуры верхней губы и носогубной впадины.

5. Работа акрилом закончена. Достаем пастель. Пастель сухая.

Вот так неаккуратно она хранится у меня 🙁

Ножом состругиваем с палочек пастели необходимое количество пигмента. Так же, как и акрил, пастель прекрасно смешивается между собой, позволяя получать новые цвета.

6. Набираем наструганные румяна на сухую кисть. Стряхиваем с кисти излишки пигмента. Мягкими движениями наносим пигмент на щеки, лоб и подбородок. Если вдруг ненароком распылили пигмент не в том месте, в котором желалось, можно стереть лишнее ластиком. Фиксируем пастель, покрывая лицо матовым лаком-спреем. Я использовала Super Clear.

7. Заключительный этап, относительно необходимости которого я пока не определилась. Покрываем глянцевым лаком губы и глаза. На губы кистью наносила прозрачный лак для ногтей, на глаза — лак с 3D-эффектом. В итоге в дополнение к нарисованным получаем еще и естественные блики. Кошмарный ли это перебор бликов или терпимый для себя пока не решила.

Вот так страшно выглядят глаза после нанесения 3D-эффекта. Остаются такими они недолго — после высыхания лак абсолютно прозрачен.

И результат. Конечно же, в сравнении 🙂

Было так:

А стало вот так. Может, не лучше, но определенно живее 🙂

Вы читаете выпуск рассылки Cdolls.ru «Всё о куклах».

Метод 2. Прошивка с помощью интрумента

Инструмент для прошивки кукольных волос выглядит так:

©DollyHair

На одном конце — нечто вроде вилки для захвата прядей волос, второй конец — острая игла для прокалывания винила.

«Вилку» вполне реально сделать самостоятельно, откусив кончик ушка толстой иглы с большим отверстием.

После того, как волосы куклы срезаны и вычищены из головы, нужно проинспектировать отверстия для волос. У некоторых кукол голова сделана из твёрдого винила, у других отверстия слишком маленькие. В этом случае их нужно расширить. По мере прошивки острым концом иглы расширяйте имеющиеся отверстия или делайте новые.

1. При этом способе прядь складывается пополам, т.е. толщина одной пряди в голове куклы будет вдвое больше. Выбирайте прядь, исходя из этих параметров. Возьмите небольшую прядь волос, накиньте на палец. Определите середину пряди и подденьте её на «вилку» иглы. Можно сделать 2 оборота вокруг одного из зубцов.

2. Начните с нижнего ряда сзади головы куклы. А затем продвигайтесь концентрическими кругами по спирали вверх. Выберите отверстие и протолкните этой «вилкой» прядь волос внутрь головы куклы. Аккуратно вытащите иглу. Волосы останутся в отверстие за счёт толщины пряди и давления винила.

3. После того, как каждое отверстие будет заполнено прядями волос, проклейте голову изнутри клеем ПВА или другим водостойким клеем. Ватной палочкой аккуратно распределите клей по всей внутренней площади головы.

По материалам dollycare.

Метод 3. Крепление петлями

Этот вариант удобнее показывать на больших головках. Поэтому для демонстрации мы возьмём куклу Блайз.

Для этого метода понадобиться крючок. Его толщина зависит от величины отверстий. Для кукол Блайз можно использовать крючок размером 1 мм. На фото ниже вы видите именно такой крючок. Обратите внимание на соотношение толщины прядей. Ориентируйтесь на правую прядь. Такая толщина – идеальна.

1. Отделите одну прядь, намочите её. Сложите прядь пополам. Введите крючок в отверстие изнутри головы куклы.
2. Захватите им прядь волос и аккуратно протяните её вовнутрь.
3. Вытащите петлю как минимум на 1 см внутрь головы.

4. Теперь введите крючок в отверстие рядом, захватите снаружи вторую прядь и вытащите её внутрь так же на 1 см длины – так вам будет удобнее работать.
5. Протяните вторую петлю волос через первую.
6. Подтяните первую прядь волос снаружи головы куклы. Таким образом, прядь будет зафиксирована.

7. Заполняйте каждое отверстие. Продвигайтесь от макушки по спирали. Должно получаться вот так:

Дополнительно некоторые пряди можно зафиксировать капелькой клея.

8. Обратите особое внимание на место пробора. Отверстия там уже и ближе друг к другу. Возможно, лучше использовать более тонкие пряди и крючок, чтобы от прокола два близко расположенных отверстия не слились в одну большую дыру. Метод прошивки можно использовать тот же – с петельками.

Вот так выглядит законченная прошивка:

По материалам lovalizios.

Для кукол с маленькими головками этот метод требует больше времени. Вот здесь можно посмотреть, как такой метод реализуется на обычных головах кукол:

В следующий раз мы поговорим о том, как сделать причёску кукле и заставить перепрошитые волосы лежать хорошо.

Уважаемые пользователи! Если вы не хотите, чтобы мы использовали ваши фотографии в этой статье, напишите нам комментарий с указанием фото, и мы удалим её. Но прежде, чем сделать это, мы просим вас подумать о том, что, находясь здесь, ваши фотографии помогают другим коллекционерам определиться с выбором куклы. Ведь мы все любим делиться своей любовью к куклам. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *