Пальчиковая гимнастика в гости к пальчику большому

Цель: для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти.

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог.
(кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

Просмотров: 11118
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения коммуникативные и деловые
Другие новости по теме:

  • Игра «Бабушкины очки»
  • Игра «Зайчики – пальчики»
  • Игра «Здравствуй, пальчик»
  • Игра «С песком»
  • Игра «Улей»
  • Игра «Цветки»
  • Игра-инсценировка «Зайчики и волк»
  • Мануальная физкультминутка №1
  • Мануальная физкультминутка №2
  • Мануальная физкультминутка №3
  • Пальчиковая гимнастика
  • Пальчиковая игра «На двери висит замок»
  • Пальчиковая игра «Стала Маша гостей собирать»
  • Пальчиковая игра «Утро настало»
  • Упражнение «Апельсин»
  • Упражнение «Бабочка»
  • Упражнение «Братцы»
  • Упражнение «Встали пальчики»
  • Упражнение «Горизонтальная восьмерка»
  • Упражнение «Дружные пальчики»
  • Упражнение «Капуста»
  • Упражнение «Кто приехал?»
  • Упражнение «Лодочка»
  • Упражнение «На работу»
  • Упражнение «Пальцы здороваются»
  • Упражнение «Пальчиковая гимнастика»
  • Упражнение «Утята»
  • Упражнение «Цветок»
  • Упражнение «Четыре братца»
  • Физкультминутка для рук
  • Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому»

    Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

    Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

    Республики Татарстан

    МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

    Практический материал для воспитателей.

    Подготовила:

    Учитель-логопед МБДОУ №75

    Спиридонова О.Е.

    г. Нижнекамск

    Пальчиковая игра «ДОЖДИК». (И. Токмакова)

    Дождик, дождик – капелька.

    (стучать по ладошке левой руки указательным пальцем правой на каждый слог)

    Золотая сабелька.

    (сжать руки в кулачки, подняв кверху указательные пальцы. Стучать указательными пальцами друг по другу на каждый слог перекрёстными движениями)

    Лужу резал, лужу резал, Резал, резал –

    (руки повернуть ребром к полу ладонями друг к другу. Ритмично выполнять режущие движения)

    не разрезал

    (кисти рук повернуть ладонями к полу и свести друг с другом, изображая лужу)

    И устал, и перестал.

    (поднять руки вверх над головой и плавно опускать их вниз перебирая пальчиками)

    Пальчиковая игра «ОСЕННИЙ БУКЕТ».

    Раз, два, три, четыре, пять – (сжимать и разжимать кулачки)

    Будем листья собирать.

    Листья берёзы, (загибать поочерёдно пальцы:

    Листья рябины, большой, указательный, средний.

    Листики тополя, безымянный, мизинец)

    Листья осины,

    Листики дуба

    Мы соберём (сжимать и разжимать кулачки.

    Маме осенний Вытянуть вперёд ладошки)

    Букет отнесём.

    Пальчиковая игра «КАПУСТА».

    Мы капусту режем, режем, (движения прямыми ладошками вверх-вниз)

    Мы морковку трём, трём, (потереть кулачок о кулачок)

    Мы капусту солим, солим, (поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)

    Мы капусту жмём, жмём. (сжимать и разжимать кулачки)

    Пальчиковая игра «АПЕЛЬСИН».

    Мы делили апельсин.

    (ритмично сжимать в кулачки и разжимать пальцы обеих рук)

    Много нас,

    (пошевелить растопыренными прямыми пальцами)

    А он один.

    (соединить одноимённые пальцы рук, образуя «шар»)

    Эта долька – для ежа. (по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

    Эта долька – для стрижа.

    Эта долька – для утят.

    Эта долька – для котят.

    Эта долька – для бобра.

    А для волка – кожура.

    Он сердит на нас с утра

    Разбегайтесь кто куда!

    Массаж пальцев «ПАЛЬЧИКИ».

    Пять пальцев на руке своей (в соответствии с текстом массировать

    Назвать по имени сумей. каждый пальчик. Можно использовать

    Первый палец – боковой, су-джок кольца)

    Называется БОЛЬШОЙ.

    Палец второй –

    Указчик старательный.

    Не зря называют его

    УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

    Третий твой палец

    Как раз посредине,

    Поэтому СРЕДНИЙ

    Дано ему имя.

    Палец четвёртый

    Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

    Неповоротливый он

    И упрямый.

    Совсем как в семье,

    Братец младший – любимец.

    По счёту он пятый,

    Зовётся МИЗИНЕЦ.

    Упражнение «МАССАЖ ЛИЦА».

    Носик, носик! (провести кулачками по крыльям носа – 4 раза)

    Где ты, носик?

    Лобик, лобик! (всеми пальцами провести по лбу от середины

    Где ты, лобик? к вискам – 4 раза)

    Щёчка, щёчка! (пальцами погладить щёки сверху вниз – 4 раза)

    Где ты, щёчка?

    Будет чистенькая дочка, (погладить ладонями шею)

    Будут чистенький сынок (растереть ладошками уши)

    И котёнок-малышок. (потереть ладони друг о друга)

    Пальчиковая гимнастика «ГДЕ ТВОЙ ПАЛЬЧИК?».

    (пер. с англ. И. Лопухиной)

    — Где твой палец большой? (у ребёнка руки за спиной)

    — У меня за спиной! Далее по тексту ребёнок демонстрирует

    тот или иной палец)

    — А где твой указательный?

    — Посмотри внимательней!

    — А где средний твой палец?

    — Вот какой он красавец!

    — А где твой безымянный?

    — Вот с кольцом оловянным!

    — А мизинчик-малышка?

    — Вот он, младший братишка!

    Массаж пальцев «ПРОГУЛКА».

    Раз, два, три, четыре, пять – (поочерёдно соединять пальцы подушечками)

    Вышли пальцы погулять. (хлопки в ладоши)

    Этот пальчик самый сильный,

    Самый толстый и большой.

    (поочерёдный массаж пальцев от основания

    Этот пальчик для того, к ногтю по внешней стороне левой (правой)

    Чтоб показывать его. руки, начиная с большого)

    Этот пальчик самый длинный

    И стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный,

    Избалованный он самый.

    А мизинчик ,хоть и мал,

    Очень ловок и удал.

    Раз, два, три, четыре, пять – (интенсивно растереть кисти рук)

    Вышли пальцы погулять.

    Погуляли, погуляли (энергично встряхивать кистями рук)

    И домой пришли опять.

    Массаж пальцев «ДРУЖБА».

    Дружат в нашей группе (растирание ладоней)

    Девочки и мальчики.

    Мы с тобой подружим (сцепить пальцы в «замок», сжимать

    Маленькие пальчики. и разжимать «замок»)

    Один, два, три, четыре, пять. (поочерёдное массирование пальцев сначала

    Пять, четыре, три, два, один. на одной руке, потом – на другой)

    Пальчиковая игра «НЕ ПЛАЧЬ, КУКОЛКА МОЯ».

    Не плачь, куколка моя, (имитировать укачивание куклы)

    Остаёшься ты одна.

    Не могу с тобой играть, (развести руки в стороны, отрицательно

    покачивать головой)

    Нужно мне перестирать: (потереть кулачками друг о друга)

    Твои платья и носки, (загибать поочерёдно пальцы)

    Твои юбки и чулки.

    Свитер, варежки, жакет,

    Шапочку, цветной берет.

    Я налью воды чуток, (имитировать движения, описанные

    В таз насыплю порошок. в стихотворении)

    Пену снежную взобью,

    Постираю и пойду.

    Пока светит солнышко,

    Натяну верёвочку.

    К ней одежду прикреплю,

    Ветерком всё просушу.

    Утюгом туда-сюда

    Бельё быстро глажу я.

    Поработали вдвоём, (положить ладони на колени)

    А теперь и отдохнём.

    Массаж пальцев «МАТРЁШКИ». (В. Степанов)

    Мы – красавицы Матрёшки – (прижимают ладони друг к другу и

    Разноцветные одёжки. делают ими вращательные движения)

    Раз – Матрёна, два – Малаша, (поочерёдно массируют пальцы,

    Мила – три, четыре – Маша, начиная с большого, сначала на одной

    Маргарита – это пять. руке, при повторении – на другой)

    Нас не трудно сосчитать: (сжимать и разжимать пальцы)

    Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно загибать пальцы на руке)

    Пальчиковая гимнастика «СКАКАЛКА». (И. Лопухина)

    Целый день, целый день (кулачки лежат на столе, большие пальцы

    «смотрят» друг на друга и вращаются

    Крутиться скакалка. вокруг друг друга)

    Целый день, целый день (указательный и средний пальцы

    Скачет наша Галка. стучат по столу)

    Правой – скок, левой – скок, Далее «прыжки» пальцами в

    Сразу обе ножки соответствии с текстом)

    То назад, то вперёд

    Скачут по дорожке.

    Всё быстрей, всё быстрей (большие пальцы вращаются)

    Крутится скакалка,

    Выше всех, дольше всех (пальцы высоко подскакивают)

    Скачет наша Галка!

    Массаж пальцев «МАЛИНА». (И. Лопухина)

    С веток ягоды снимаю (левая рука согнута в локте и поднята на уровень

    И в лукошко собираю. лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки»).

    Правой рукой (пальцы собраны в щепотку)

    «снимаем ягоды».

    Ягод полное лукошко!

    Я попробую немножко. (сложить ладони «корзинкой»)

    Я поем ещё чуть-чуть – (собранными щёпотью пальцами правой руки

    Легче будет к дому путь. прикасаться к левой ладони и подносить

    Я поем ещё малинки. ко рту)

    Сколько ягодок в корзинке?

    Раз, два, три, четыре, пять… (поочерёдно массировать каждый палец)

    Снова буду собирать. (хлопки в ладоши)

    Массаж пальцев «РУКАВИЦЫ».

    Вяжет бабушка Лисица (имитация вязания указательными пальцами)

    Всем лисятам рукавицы: (потереть ладони друг о друга)

    Для лисёнка Саши, (поочерёдный массаж пальцев одной руки,

    Для лисички Маши, начиная с большого,

    Для лисёнка Коли, при повторении –

    Для лисички Оли, пальцев другой руки)

    А маленькие рукавички

    Для Наташеньки-лисички.

    В рукавичках – да-да-да! – (поворот кистей («фонарики») – 3 хлопка)

    Не замерзнем никогда! (потереть ладони друг о друга)

    — А у нас есть валенки, —

    Отвечали Заиньки.-

    Что нам вьюга да метель?..

    Хочешь ,деточка, примерь.

    Динамические упражнения «ЗАИНЬКА».

    Скачет зайка босой (подскоки с ноги на ногу)

    Под высокой сосной.

    А зайчишка маленький (шаг на всей стопе)

    Топает в валенках.

    Каблучками он стучит, (подниматься на носках и опускаться на всю

    На друзей своих глядит. стопу, пристукивая каблуками)

    На качелях покачался (перекаты с пятки на носок, стоя на месте)

    Зайка всем заулыбался.

    Упражнение «РАЗМИНАЕМ ПАЛЬЧИКИ». (М.Ю. Картушина)

    Разминаем пальчики, раз – два – три! (сжимать и разжимать пальцы)

    Разминаем пальчики – ну-ка, посмотри!

    Вот бежит Лисичка, раз – два – три! (делать плавные движения руками,

    Хитрая лисичка, ну-ка, посмотри! поочерёдно выдвигая вперёд руки)

    Лепим, лепим личико, раз – два – три! (легко «пробежаться» пальчиками

    Что же получилось? Ну-ка, посмотри! по лицу)

    Хитрая Лисичка – вот она! (придать лицу выражение хитрости)

    Рыжая сестричка хороша!

    Вот Лисичка злая, ой-ой-ой! (оскалить зубы, раздувая ноздри,

    От неё скорее убегу домой. напрячь пальцы, как когти)

    У Лисички нашей грустный вид, (изобразить грусть – опустить голову

    Сидит одна Лисичка и грустит. и уголки рта вниз)

    Улыбнись, Лисичка, погляди на нас, (улыбнуться)

    Тебя мы не оставим ни на час!

    Упражнение с мячиком.

    Зажать в каждый кулачок по одному маленькому мячику.

    Эта ручка – правая, (повернуть руку ладошкой вверх, раскрыть кулачок)

    Эта ручка – левая,

    Я на мячик нажимаю, (сжимать и разжимать оба кулачка в ритм)

    Я зарядку делаю.

    Будет сильной правая, (поднять руку с зажатым кулачком к плечу — «силач»)

    Будет сильной левая,

    Будут ручки у меня (пальчиками катать шарики)

    Ловкие, умелые!

    Пальчиковая игра «ЗАЙЧИК И УШКИ». (В. Цвынтарный)

    Ушки длинные у Зайки, (Пальчики собрать в кулачок.

    Из кустов они торчат. Выставить вверх указательный и средний

    Он и прыгает, и скачет, пальцы и шевелить ими в стороны и вперёд).

    Веселит своих зайчат.

    Массаж пальцев «ХОРЁК».

    Я – зверёк, (поочерёдно массировать пальцы на левой руке,

    И ты – зверёк, начиная с большого. При повторении –

    Я – мышонок, массировать пальцы на правой руке)

    Ты – хорёк,

    Ты хитёр,

    А я умён.

    Кто умён,

    Тот вышел вон!

    Пальчиковая игра «БЕЛКА». (русская народная детская песенка)

    Сидит белка на тележке, (сжимать пальцы в кулачки и разжимать их)

    Продаёт она орешки: (сжать все пальцы в кулак)

    Лисичке-сестричке, (поочерёдно разгибать пальцы,

    Воробью, начиная с большого)

    Синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому…

    Пальчиковая игра «ОРЕХИ».

    Мы научимся орехи (катать орехи между пальцами

    Между пальцами катать. сначала одной руки,

    Это в школе нам поможет потом – другой)

    Буквы ровные писать.

    Массаж пальцев «ОРЕШНИК».

    Наклонил орешник ветки – (поглаживание ладонью правой руки

    кисти левой)

    Дарит всем зверям орешки. (круговые движения собранными вместе

    кончиками пальцев правой руки по

    ладони левой)

    Вот орешек для бельчонка, (поочерёдное массирование каждого

    Вот орешек для мышонка, пальца левой руки, начиная с большого)

    Вот орешек хомячку,

    Вот орешек для меня

    Приготовил он, друзья! (потирание ладоней друг о друга)

    При повторении также массировать пальцы правой руки.

    Пальчиковая игра «ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ». (В. Цвынтарный)

    Птичка крылышками машет (обхватить все пальцы правой руки левой

    И летит к себе в гнездо. Ладонью и ими шевелить)

    Птенчикам своим расскажет,

    Где взяла она зерно.

    Массаж пальцев «ГРАЧИ».

    Мы лепили куличи, («лепить» пирожки)

    Прилетели к нам грачи. (помахать крыльями-ладошками)

    Первый грач испёк пирог, (поочерёдно массировать каждый палец,

    А второй ему помог, начиная с большого)

    Третий грач накрыл на стол,

    А четвертый вымыл пол,

    Пятый долго не зевал

    И пирог у них склевал. (постучать пальцами по коленям)

    Раз, два,три, четыре, пять, (поочерёдно загибать пальчики)

    Выходи грачей считать!

    Массаж пальцев «ЦЫПА». (русская народная приговорка)

    Цыпа, цыпа, (массировать большими пальцами остальные

    Гуль, гуль, гуль! От мизинцев к указательным.

    Я насыплю… Выполнять обеими руками)

    Ты поклюй!

    Пальчиковая игра «ПТИЧКА». (русская народная закличка)

    Птичка, птичка, («звать» птичку, помахивая кистью одной руки

    На тебе водички. к себе, другую ладошку сложить чашечкой)

    Спрыгни с веточки ко мне, («сыпать корм» одной рукой на ладошку

    Дам я зёрнышки тебе. Другой)

    Клюю-клю-клю… (стучать указательными пальцами по коленям

    в разных ритмах)

    Массаж рук «СКВОРЦЫ». (В. Степанов)

    Раз и два – звенят капели. («пробежаться» пальчиками от кисти

    к плечу)

    Три-четыре – мы запели. (погладить ладонью)

    Пять и шесть – летят скворцы, (пошлёпать ладошкой)

    К нам летят скворцы-певцы. (круговые движения кулачком)

    Семь и восемь – песни льются. (поколачивание кулачком)

    Девять-десять – все смеются. (поднять руки вверх и перебирать

    пальчиками)

    При повторении выполнить массаж другой руки.

    Пальчиковая игра «КРЯ! КРЯ! КРЯ!» (из английской детской поэзии.

    Перевод В. Егорова)

    Пять маленьких, худеньких, глупых утят (поднять ладонь с расправленными

    пальцами)

    За мамою-уткой угнаться хотят. (упражнение «Гусь»)

    Угнаться за мамою-уткой? (быстро поочерёдно опускать и

    поднимать кисти рук)

    Серьёзное дело! Не шутка! (погрозить пальцем)

    Но кратка прогулка. Близки берега. ( развести руки в стороны, затем

    приблизить ладони друг к другу)

    Четыре утёнка кричат: «кря, кря, кря!» (показать четыре пальца, затем

    3 раза прикоснуться ими к

    большому пальцу («Гусь»)

    Они ведь не куры – утята. (переплести пальцы («Замочек»)

    затем поочерёдно поднимать и

    опускать кисти рук)

    Они из воды не хотят ведь. (отталкивающие движения

    двумя руками)

    Качает утят на прибрежной волне. (волнообразные движения руками)

    А маленький самый с пятном на спине, (положить ладонь на плечо)

    Плывёт, говоря: «Кря! Кря! Кря!» (двумя руками имитировать «пловца».

    Потом «покрякать» («ГУСЬ»)

    Массаж кистей рук «МЫШКА».

    Мышка маленькая в норке (поскрести ногтями по коленям)

    Тихо грызла хлеба корку.

    «Хрум, хрум!» — (сжимать пальцы в кулачки и разжимать их)

    Что за шум?

    Это мышка в норке (потереть ладони друг о друга)

    Хлебные ест корки.

    Пальчиковая игра «ВЫШЕЛ КОТИК ПОГУЛЯТЬ».

    Раз, два, три, четыре, пять – (одновременно кончиками больших пальцев

    Вышел котик погулять, правой и левой руки поочерёдно касаться

    Вышел котик погулять, кончиков указательных, средних,

    Наши пальчики считать: безымянных пальцев и мизинцев)

    Раз, два, три, четыре, пять!

    При повторении игры загибать пальцы на правой руке.

    Пальчиковая игра «ДВЕ СВИНКИ». (И. Лопухина)

    Две свинки в загоне у фермера жили (кулачки стоят на столе, большие

    И между собою подружки дружили. пальцы поднять вверх)

    У каждой росло по четыре ребёнка, (положить ладошки на стол,

    Четыре весёлых смешных поросёнка. раздвинув пальцы)

    И вместе все восемь любили играть, (большие пальцы прижать к

    Плескаться в воде, кувыркаться, плясать ладошкам, остальные 4 –

    положить на стол и

    пошевелить ими)

    А вечер настанет – и к мамам бегут, (сжать пальцы в кулачок,

    Улягутся тесно и вместе заснут. положить руки на стол)

    Массаж рук «СТРОИМ ДОМ».

    Целый день тук да тук, (похлопывание ладонью правой руки

    по левой руке от кисти к плечу)

    Раздаётся звонкий стук. (похлопыванье ладонью по правой руке)

    Молоточки стучат, (поколачивание правым кулачком

    Строим домик для зайчат. по левой руке от кисти к плечу)

    Молоточки стучат, (поколачивание кулачком по правой руке)

    Строим домик для бельчат.

    Этот дом для белочек, (растирание правым кулачкомлевой руки

    круговыми движениями)

    Этот дом для зайчиков, (растирание кулачком правой руки)

    Этот дом для девочек, (быстро «пробежаться» пальчиками правой

    руки по левой от кисти к плечу)

    Этот дом для мальчиков. («пробежаться» пальцами по правой руке)

    Вот какой хороший дом, (погладить ладонью левую руку

    от кисти к плечу)

    Как мы славно заживём, (погладить ладонью правую руку)

    Будем песни распевать, (скользящие хлопки ладоней «тарелочки»)

    Веселиться и плясать.

    Пальчиковая игра «ТАНЕЦ МУХ».

    На паркете восемь мух, (поднять руки вверх и быстро-быстро

    Польку танцевали, перебирать пальчиками)

    Увидали комара, (резко уронить руки вниз)

    В обморок упали.

    Пальчиковая игра «Я – ХУДОЖНИК». (В. Кудрявцев)

    Я взял бумагу, (поворот ладони левой руки к себе,

    пальцы вместе «лист бумаги»)

    Карандаш, (указательный палец правой руки – «карандаш».)

    Нарисовал дорогу. ( Провести пальцем по левой ладони линию – «дорогу».)

    На ней быка изобразил, (руки сжаты в кулаки, большой палец и

    А рядом с ним корову. Мизинец — рога. Дети произносят: «Му-у!..»

    Направо дом, (указательный жест вправо,

    а затем пальцы складываются домиком)

    Налево сад… (указательный жест влево, а затем кисти рук

    скрещиаваются в запясьтьях(«деревья»), шевелить

    раздвинутыми пальцами («ветер раскачивает ветки»)

    В лесу двенадцать кочек. (указательным пальцкм правой руки рисуют

    точки на левой ладони)

    На ветках яблочки висят,

    И дождичек их мочит. (имитация капель дождя – встряхивание кистей)

    Потом поставил стул на стол, (левая рука сжимается в кулак и кладётся на

    приподнятую вверх ладонь правой)

    Тянусь как можно выше. (левый кулак медленно разжимается, пальцы

    с напряжением тянутся вверх)

    Уф! Свой рисунок приколол – (правая рука разглаживает воображаемый

    Совсем неплохо вышел! рисунок – поднятую в вертикальном

    Все работы хороши, положении левую ладонь. Улыбка

    Выбирай любую! удовлетворения на лице)

    Пальчиковая игра «БОЙЦЫ-МОЛОДЦЫ».

    Пальцы эти – все бойцы, (показать раскрытые ладони)

    Удалые молодцы.

    Два – больших и крепких малых (сжать пальцы в кулаки и поочерёдно

    И солдат в боях удалых. разжимать все пальцы на обеих руках

    Два – гвардейца-храбреца, одновременно, начиная с больших)

    Два – сметливых молодца,

    Два – героя безымянных,

    Но в работе очень рьяных!

    Два – мизинца-коротышки –

    Очень славные мальчишки!

    Пальчиковая гимнастика «ТОЛСТЯК». (И. Лопухина)

    — Тик-так, тик-так, (ладони на столе, каждый палец поочерёдно дважды

    Вставай, толстяк! стучит по столу, большой палец лежит без движения)

    Не спи, вставай,

    Играть давай!

    Встаёт толстяк, (плавно поднять со стола большой палец, остальные

    Стучит толстяк: прижаты к столу)

    — Тук-так, тук-так, (большой палец стучит в ритме стихе)

    Тук-так, тук-так.

    Пальчиковая игра «ПО КЛАВИШАМ СТУЧИМ».

    Играем, играем, по клавишам стучим, (стучать по бёдрам перебирая

    всеми пальчиками)

    Первый пальчик мой не сможет, (стучать по бёдрам большими пальцами

    Второй пальчик мне поможет. обеих рук, затем – вторым (указательным)

    Снова играем, по клавишам стучим. (повторять первое движение –

    Играем, играем, по клавишам стучим, всеми пальчиками)

    Второй пальчик мой не сможет. (стучать в соответствии с текстом)

    Третий пальчик мне поможет.

    Снова играем, по клавишам стучим. Далее все движения

    Играем, играем, по клавишам стучим, выполняются

    Третий пальчик мой не сможет, в соответствии с текстом

    Так четвёртый мне поможет. аналогично первым строчкам.

    Играем, играем, по клавишам стучим.

    Играем, играем, по клавишам стучим,

    А четвёртый мой не сможет,

    Пятый пальчик мне поможет.

    Играем, играем, по клавишам стучим.

    Играем, играем, по клавишам стучим,

    Если пятый мой не сможет,

    То ладошка мне поможет.

    Дружно ладошкой стучим, стучим, стучим.

    Ладошкой, ладошкой стучим, стучим, стучим,

    А ладонь моя не сможет,

    Кулачок мне мой поможет.

    Снова играем и кулачком стучим.

    Пальчиковая гимнастика «ГАРМОШКА». (И. Лопухина)

    Посмотри: моя ладошка, (положить руки на стол, ладонями вниз)

    Как весёлая гармошка!

    Пальчики я раздвигаю, (развести пальцы «веером», а затем

    А потом опять сдвигаю. сдвинуть обратно)

    Раз, два, три, раз, два, три, (кисти сжаты в кулачки, сводить вместе и

    Я играю, посмотри! разводить в стороны)

    Я ладошки раздвигаю, (соединять одноимённые пальчики)

    Я на кнопки нажимаю!

    Раз, два, три, раз, два, три,

    Я играю, посмотри!

    Пальчиковая игра «ПИРОЖКИ И ПЛЮШКИ». (В. Мирясова)

    Мама пироги печёт. («печь пирожки» — сверху то одна ладошка,

    Заинька не отстаёт, то другая)

    Пальчики стараются,

    Плюшки получаются.

    На дощечке нет уж места, (развести руками в стороны)

    Мама снова месит тесто. («месить тесто», сжимая пальцы в кулак

    то на одной руке, то на другой)

    — Отдохни, — сказала мама. (сделать «зайца» левой рукой)

    Заинька твердит упрямо: (сделать «зайца» правой рукой. «Зайцы»

    Пальчиковая гимнастика «Снежок»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Раз, два, три, четыре (загибают пальчики,

    Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок,

    Круглый, крепкий, очень гладкий

    (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую,

    И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).

    Раз – подбросим (подбрасывают,

    Два – поймаем (приседают, ловят,

    Три – уроним (встают, роняют,

    И…сломаем (встают, роняют, топают).

    Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Давай, дружок, смелей дружок (лепят снежок,

    Кати по снегу свой снежок (катят).

    Он превратится в толстый ком (показывают шар руками,

    И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).

    Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)

    Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).

    На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)

    Увы – и нет снеговика.

    (Пожимают плечами, руки в сторону.)

    Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Сколько птиц в кормушке нашей

    (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

    Прилетело? Мы расскажем.

    Две синицы, воробей,

    Шесть щеглов и голубей,

    Дятел в пестрых крылышках.

    Всем хватило зернышек.

    Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, прячься»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Пальчик прячется в ладошку.

    (Дети поколачивают сжатыми кулачками.)

    Вот так, вот так.

    Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)

    Вот так, вот так.

    Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)

    Вот так, вот так.

    Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)

    Вот так, вот так.

    Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Мы ладошки протянули.

    И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)

    Дай нам, солнышко, тепла,

    Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)

    Наши пальчики – малютки

    Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

    Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)

    Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

    Прыг – прыг, словно зайки,

    Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

    Пальчиковая гимнастика «Цветок»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Вырос высокий цветок на поляне (показывают руками цветок,

    Утром весенним раскрыл лепестки (разводят пальцы рук,

    Всем лепесткам красоту и питание (движение пальцами вместе – врозь)

    Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят).

    Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Здравствуй, полянка большая!

    Здравствуй, трава – мурава!

    Здравствуй, ягодка лесная!

    Ты поспела и вкусна.

    Мы лукошечко несём,

    Всю тебя мы соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.)

    Пальчиковая гимнастика «Прятки»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    В прятки пальчики играли (Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.)

    И головки убирали. (Усложнение: поочерёдно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.)

    Вот так, вот так,

    И головки убирали.

    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл,

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик всё доел,

    Оттого и похудел. (Загибать поочерёдно пальцы, начиная с мизинца.)

    Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)

    Будем пальчики считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

    Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)

    Вот такие нужные!

    На другой руке опять:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Пальчики быстрые,

    Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)

    Пальчиковая гимнастика «Зайка умывается»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)

    Видно, в гости собирается.

    Вымыл носик, вымыл ухо,

    Полотенцем вытер сухо.

    Пальчиковая гимнастика «Теремок»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Стоит в поле теремок (Ладошки домиком.)

    На дверях висит замок. (Переплетаем пальчики, делаем замочек.)

    Пришёл котик – коток, (Перекатываем руки, не расцепляя пальцы – как змейкой.)

    Трык- трок, трык- трок

    И открылся замок. (Расцепляем пальчики, трясём руками.)

    Пальчиковая гимнастика «Дом»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)

    Молоточками стучат, строят домик для зайчат

    Вот с такою крышей (Ладошки над головой.)

    Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.)

    Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.)

    Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.)

    И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.)

    Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)

    Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)

    Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)

    Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)

    Пальчиковая гимнастика «Умывание»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Льётся чистая водица, (Дети имитируют движения по тексту.)

    Мы умеем чисто мыться.

    Пасту для зубов берём,

    Крепко щёткой зубы трём.

    Моем шею, моем уши,

    После вытремся посуше.

    Пальчиковая гимнастика «Тесто»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнём тесто.)

    Сладкий тортик испечём,

    Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по плоскости стола.)

    А верхушку сладким кремом.

    И кокосовою крошкой (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук.)

    Мы присыплем торт немножко,

    А потом заварим чай («завариваем» чай.)

    В гости друга приглашай.

    Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)

    Золотое донышко,

    Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)

    Чтобы не погасло.

    Побежал в саду ручей, (показывают волну)

    Прилетели сто грачей, (машут руками)

    А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)

    А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)

    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

    Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

    Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

    Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

    Этот пальчик – я. (загните мизинец)

    Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны).

    Пальчиковая гимнастика «Зима»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)

    Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы правой руки)

    Катя саночки везёт (проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу)

    От крылечка до ворот,

    А Серёжа на дорожке (сложив пальцы «щепоточкой», делайте бросающие движения)

    Голубям бросает крошки.

    Девочки и мальчики

    Прыгают, как мячик. (помашите кистями правой и левой руки)

    Пальчиковая гимнастика «Солнышко – вёдрышко»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Солнышко – вёдрышко, (сделайте «солнышко» из пальчиков – соедините указательные и большие пальцы правой и левой руки)

    Выгляни в окошко,

    Твои детки плачут, (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой)

    По камушкам скачут.

    Дождик – дождик, полно лить, (ребёнок грозит указательным пальцем правой руки)

    Малых детушек мочить. (ребёнок «стряхивает воду» с правой руки, затем – с левой)

    Пальчиковая гимнастика «Замок»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)

    Кто его открыть бы мог?

    Потянули, (движения кисти к себе)

    Покрутили, (круговые движение кистью)

    Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)

    И открыли! (пальцы разжимаются).

    Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)

    Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)

    Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)

    Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).

    Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)

    Пришла весна ясная.

    Птицы громко поют, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средним – «птицы открывают и закрывают клюв»)

    Людям спать не дают.

    Пчёлы гудят

    В поле летят. (помашите кистями рук)

    С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а за тем левой руки «идут» по столу)

    Медок несут.

    Пальчиковая гимнастика «Дом на поляне»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    На поляне дом стоит, (сложите ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались)

    Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)

    Мы ворота открываем, (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)

    В этот домик приглашаем.

    Пальчиковая гимнастика «Улитка, улитка…»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Улитка, улитка! (сожмите все пальчики ребёнка в кулак)

    Покажите свои рога, (разжав пальчики ребёнка, переверните его руку ладонью вверх)

    Дам кусок пирога, (загните мизинец правой руки)

    Пышки, (загните средний палец)

    Ватрушки, (загните безымянный палец)

    Сдобные лепёшки – (загните мизинец)

    Высуни рожки. (помогите ребёнку выставить вперёд вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки»).

    Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Снег руками собирали,

    Наши пальчики устали. (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

    Мы их будем растирать,

    Мы их будем согревать. (энергично потирают ладонь о ладонь.)

    Чтобы стали горячее,

    Энергично разминать. (делают массирующие движения).

    Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Раз, два, три, четыре, (пальчики обеих рук «здороваются».)

    В лес идём погулять, (пальчики» шагают».)

    За черникой, (загибают по одному пальцу.)

    За малиной,

    За брусникой,

    За калиной.

    Землянику мы найдём

    И братишке принесём.

    Пальчиковая гимнастика «Мы рисовали»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Мы сегодня рисовали, (дети поднимают перед собой руки.)

    Наши пальчики устали.

    Наши пальчики встряхнём, (встряхивают кистями.)

    Рисовать опять начнём.

    Пальчиковая гимнастика «У меня пропали руки»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    У меня пропали руки, (прячем руки за спину)

    Может быть они от скуки

    Убежали в зоосад?

    Нет, нашлись мои беглянки, (показываем руки.)

    Они с джемом были в банке.

    Мои ручки просто клад.

    Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков, начиная с большого пальца.)

    Вышли пальчики гулять,

    Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики в кулачки начиная с мизинца.)

    В домик спрятались опять.

    Пальчиковая гимнастика «На лужок»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    (Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.)

    На лужок пришли зайчата,

    Медвежата, барсучата,

    Лягушата и енот.

    Приходи и ты, дружок!

    Пальчиковая гимнастика «Улей»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    (Пальцы сжимаем в кулак. Затем отгибаем их по одному.)

    Вот маленький улей, где пчёлы

    Спрятались, никто их не увидит.

    Вот они показались из улья.

    Одна, две, три, четыре, пять!

    Пальчиковая гимнастика «Надо спать»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).

    А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой «бок».)

    Такого не послушного

    Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

    Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Рыбки весело резвятся,

    В чистой тёпленькой воде.

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке.

    (Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).

    Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно.)

    Паровоз и два коня, (Загибают по одному пальчику.)

    Серебристый самолёт,

    Три ракеты, вездеход,

    Самосвал, подъёмный кран –

    Настоящий великан.

    Сколько вместе? (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками.)

    Как узнать? Помогите сосчитать.

    Пальчиковая гимнастика «Пирог»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Падал снег на порог. (Опускают ладони медленно.)

    Кот слепил себе пирог. («Лепят» пирог.)

    А пока лепил и пёк,

    Ручейком пирог утёк. (Пальчики «бегут».)

    Пирожки себе пеки («Пекут» пироги.)

    Не из снега – из муки.

    Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)

    Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)

    Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)

    Следом за ними весело бьют.

    Кулачки быстрее бьют,

    До чего стараются.

    А ладошки тут как тут,

    Так и рассыпаются.

    Кулачки давай сердиться,

    Громко хлопать стали,

    А ладошки – баловницы

    Тоже не отстали.

    Пальчиковая гимнастика «Покорми лошадку»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Одной рукой я травку рву, (хватательные движения левой рукой)

    Другой рукой я тоже рву (правой)

    Я травкой накормлю коня. (Руки вытягиваем вперёд ладонями вверх.)

    Вот сколько пальцев у меня. (Показываем.)

    Пальчиковая гимнастика «Дворник»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Дворник дверь

    Два дня держал, (Руки поочерёдно в такт «закрывают дверь» на себя.)

    Деревянный дом (Руки по швам, одновременно с приседанием в такт похлопываем по бёдрам.)

    Дрожал.

    Ветер дёргал (Волнообразные движения руками.)

    Эту дверь. (Руки описывают круг и смыкаются.)

    Дворник думал: (Руками берутся за голову.)

    Это зверь.

    Пальчиковая гимнастика «Погладим котёнка»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    — Киса, кисонька, кисуля! – (Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев.)

    Позвала котёнка Юля.

    -Не спеши домой, постой! –

    И погладила рукой.

    Пальчиковая гимнастика «Я сам»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Ложка – это ложка, (Сжав руку в кулак, подносят её ко рту)

    Ложкой суп едят. («едят суп».)

    Тряпка – это тряпка, (Вращая кистью руки, «вытирают стол».)

    Тряпкой вытру стол.

    Шапка – это шапка, (Двумя руками «надевают шапку на голову».)

    Оделся и пошёл.

    Пальчиковая гимнастика «Дружба»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Дружат в нашей группе (Обхватываем правой ладонью левую и покачиваем в ритме стихотворения.)

    Девочки и мальчики.

    Мы с тобой подружим (Обхватываем левой ладонью правую и покачиваем в ритме стихотворения.)

    Маленькие пальчики.

    Один, два, три, четыре, пять. (Соединяем пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединяем пальчики, начиная с мизинца.)

    Пять, четыре, три, два, один.

    Пальчиковая гимнастика «Помощник»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Топором дрова колю (Имитируем действия топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз.)

    А потом пилой пилю. (Имитируем действия пилы, двигаем вместе ладошками вперёд – назад;)

    Отнесу их бабушке, (Показываем ладоши.)

    Чтоб испечь оладушки. (Хлопаем ладонями друг о друга.)

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Белка»

    Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

    Цели:

    Расширить и уточнить знания детей о белках. Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями. Познакомить с загадкой о белке и пословицами: «Подальше положишь – поближе возьмешь», «У кошки котя – тоже дитя». Словарь: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная. Продолжать учить отгадывать загадки и изображать отгадки. Воспитывать интерес к природе родного края.

    Оборудование:

    Картинки и фотографии белки, оборудование для занятия аппликацией.

    Белка

    Белка

    Ход занятия:

    Звериных и птичьих кладовых осенью в лесу много. Каких птиц и зверей, устраивающих на зиму кладовки, вы знаете? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим как раз о таком зверьке. Послушайте о нем загадку:

    Загадка про белку

    С ветки на ветку,
    Быстрый, как мяч,
    Скачет по лесу
    Рыжий циркач.
    Вот на лету он
    Шишку сорвал,
    Прыгнул на ствол
    И в дупло убежал.

    Что в загадке навело вас на мысль о белке? (Ответы детей).

    Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей). С дуба.

    А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял. Мало ли по зимнему лесу шатается зверушек-побирушек. «Подальше положишь – поближе возьмешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

    Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу: ведь весной они пустят корешки и прорастут.

    Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».

    «Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох. Достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними. Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметрами, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»

    Давайте немного поиграем с пальчиками.

    Пальчиковая гимнастика «Белка»

    Белка прыгала, скакала,
    (Дети растопыривают пальцы)

    К зиме кладовки заполняла:
    (Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).

    Здесь – орешки, тут – грибочек
    Для сыночков и для дочек.

    В конце осени белка сменит шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? Кто еще меняет шубку к зиме? (Ответы детей).
    Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней.

    Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками. Сорвав шишку, белка устраивается где-нибудь в развилке среди веток. Шишку держит в передних лапках, скусывает зубами чешуйки шишки и губами достает жирные семена.

    Если зима выдалась суровая и длинная, белка ест кору, молодые побеги, почки. Срезает зубами веточку и, держа ее в лапах скусывает с нее кору и почки. Объест, сбросит вниз и за новую примется. Но эта еда не сытная, голодают белки при таком питании.

    Зато летом питание белки разнообразится личинками различных насекомых, муравьиными и птичьими яйцами, при случае и птенцами, а еще ягодами, плодами, сережками ив и осины.

    Пришло время поиграть. Дети изображают зверей, обитателей леса.

    Игра «Покажи отгадку»

    Нет у бедного берлоги,
    Не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода – кора.
    (Заяц)

    В птичник повадится –
    Жди беды.
    Рыжим хвостом
    Заметает следы.
    (Лиса)

    Кто по елкам ловко скачет
    И взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет,
    Сушит на зиму грибы?
    (Белка)

    Не зверь и не птица,
    Всего боится.
    Половит мух –
    И в воду – плюх.
    (Лягушка)

    Словно царскую корону,
    Носит он свои рога.
    Ест лишайник, мох зеленый,
    Любит снежные луга.
    (Олень)

    Вьется веревка,
    На конце головка.
    Ползет, извивается,
    На врага бросается.
    (Змея)

    Лесом катится клубок,
    У него колючий бок.
    Он охотится ночами
    За жуками и мышами.
    (Еж)

    Эта серенькая крошка
    Рада даже хлебной крошке,
    Потому что дотемна
    В норке прячется она.
    (Мышь)

    Лежит замарашка
    В щетинистой рубашке.
    Хвост крендельком,
    Рыло пятачком.
    (Кабан)

    Для жилья белка строит одно главное гнездо на зиму и 2-3 летних, запасных. Эти запасные гнезда как дачи, в них белка отдыхает, прячется от хищников, пережидает летнюю жару. Если вдруг бельчатам угрожает опасность, то перетаскивает их в эти запасные гнезда. Летние гнезда легкие, продуваемые ветром. А вот зимнее гнездо сплетено и выстроено искусно, утеплено. Бывают, правда не очень трудолюбивые белки, которые приспосабливают под гнездо сорочьи и вороньи гнезда, прогоняя из них хозяек.

    По характеру белка шустрая, задиристая, деловитая и скандальная. Давайте разберемся со значениями этих слов. Что значит «шустрая»? Задиристая? Деловитая? Скандальная? (Ответы детей).

    Свадьбы у белок бывают два раза в году – в конце зимы и в конце весны. Бельчата тоже появляются дважды в году. Рождаются бельчата крошечными, голыми, слепыми и некрасивыми. Но это на наш взгляд. Для каждой мамы, будь то ворона или белка, свой ребеночек краше всех. Про то и пословица: «У кошки котя – тоже дитя». Уже через месяц у бельчат открываются глазки, тело покрывается нежной шерстью. А совсем скоро они станут такими баловниками и так надоедают своей матери своими выходками, что она уходит в запасное гнездо и там отдыхает от своих неугомонных детишек. Но к ночи, передохнув, она возвращается к деткам. Ведь белка – заботливая мать.

    В случае нападения врага, белка старается его от гнезда отвести, убегая по стволам деревьев. Иногда прикидывается мертвой, падает на землю. Бывает так, что, спасая малышей, белка погибает.

    Как только бельчата-сыновья подрастут, они покидают родителей. Бельчата-дочки уйдут в самостоятельную жизнь чуть попозже. Старые белки живут на прежнем месте, а молодые устраиваются на новом.

    К сожалению, главный враг белки – это человек. И до того дошло, что перестреляли в Крыму всех белок. Спохватились, да поздно. Пришлось вылавливать белок там, где их много и завозить на наш полуостров. К счастью, этим белкам понравилось у нас, они хорошо прижились и размножились.

    Но всем людям нужно помнить: мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить малым и беззащитным.

    Сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию «Белка».

    Вопросы:

    1. Как белка готовится к зиме?
    2. Что запасает в своих «кладовочках»?
    3. Какую хитрость использует при сборе орехов?
    4. Зачем белка сушит мухоморы?
    5. Шишками какого дерева любит лакомиться зимой?
    6. Что ест белка в голодные зимы?
    7. Что добавляется летом в беличье «меню»?
    8. Как белки устраивают дома?
    9. Чьи дома занимают некоторые белки?
    10. Какой у белки характер?
    11. Какими появляются на свет бельчата?
    12. Как белка заботится о бельчатах?

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

    «Тики-так»

    Все пальцы собраны в кулачок. Педагог начинает упражнение.

    (Произносит высоким голосом):

    Тики-так, тики-так, Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими

    Так ходики стучат. вправо-влево.

    (произносит в среднем регистре):

    Туки-так, туки-так, Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к

    Так колёса стучат. другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе,

    не отрывая ладоней друг о друга (или широко раздвинув пальцы,

    покачать руками вправо-влево).

    (произносит низким голосом):

    Туки-ток, туки-ток, Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.

    Так стучит молоток.

    «Мы платочки постираем»

    Мы платочки постираем Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.

    Крепко, крепко их потрём,

    А потом повыжимаем, Выполнять движение «выжимаем бельё».

    Мы платочки отожмём.

    А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-

    Так встряхнём, так встряхнём. вниз.

    А теперь платки погладим, Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по

    Мы погладим утюгом. ладони другой.

    А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой.

    И все дружно в шкаф положим. Положить руки на колени.

    «Наша бабушка»

    Наша бабушка идёт Хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками.

    И корзиночку несёт. Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.

    Села тихо в уголочек, Положить руки на колени.

    Вяжет деточкам чулочек. Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.

    Вдруг котята прибежали Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».

    И клубочки подобрали.

    Где же, где ж мои клубочки, Развести руки в стороны.

    Как же мне вязать чулочки. Выполнять движение «вязание на спицах».

    «Кот Мурлыка»

    Вот кот Мурлыка ходит, Лёгкими, свободными кистями рук выполнять движение

    Он всё за мышкой бродит. «кошечка».

    Мышка, мышка, берегись, Погрозить пальчиком левой руки, затем правой.

    Смотри коту не попадись.

    «А-а-а-ам!» Сделать резкое движение пальцами обеих рук («кошечка») и

    Сжать пальцы в кулаки.

    «Семья»

    Этот пальчик – бабушка, Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого

    пальца правой руки.

    Этот пальчик – дедушка, Дотронуться до указательного пальца.

    Этот пальчик – мамочка, Дотронуться до среднего пальца.

    Этот пальчик – папочка, Дотронуться до безымянного пальца.

    А этот пальчик – я. Дотронуться до мизинца.

    А это вся моя семья! Выполнить движение «фонарик».

    «Овечки»

    На лугу стоят овечки, Указательные пальчики приложить к голове в области виска

    (сделать маленькие ушки) и покачать слегка головой.

    Шерсть закручена в колечки. Поочерёдно соединять с большим пальчиком указательный,

    средний и безымянный и мизинец (выполнять сразу двумя руками).

    А играет для овечек Имитировать игру на дудочке.

    На свирели человечек.

    «Побежали вдоль реки»

    Побежали вдоль реки Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру

    Дети наперегонки. и коленям (пальчики бегут).

    «Раз, два, три, четыре, пять»

    Раз, два, три, четыре, пять. Сжимать и разжимать пальцы.

    Вышли пальчики гулять. Выполнять движение «фонарики».

    Раз, два, три, четыре, пять. Сжимать и разжимать пальцы.

    В домик спрятались опять. Сжать руки в кулаки.

    Литература

    И. Каплунова, И. Новоскольцева. Праздник каждый день. Конспекты занятий. Младшая группа. Средняя группа.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *