Озаглавить текст это значит

1. Текст, заглавие

2-В класс
26.01.2016
Учитель: Грищенко И.С.

2. Дорогой друг!

На прошлом уроке ты познакомился с
признаками текста. Сегодня мы вспомним их
и остановимся на одном из признаков текста

3.

Как озаглавить текст

Тема урока:Заглавие текста.
Основные признаки текста

4. План урока

1.Вспомним о признаках текста.
2. Узнаем, что значит «озаглавить текст».
3.Познакомимся с правилом подбора
заголовка к тексту.
4.Проверим свои знания.

5. Вспоминаем то, что знаем

Текст – это несколько предложений, связанных по
смыслу.
Тема
Признаки текста
Основная мысль
Возможность заголовка
Смысловая связь предложений
Определённый порядок
предложений

6. Вспоминаем то, что знаем

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте
Основная мысль – это то главное, что хочет
сообщить автор. Это то, чему учит текст.
В тексте всё должно быть подчинено теме и
основной мысли

7. Основной вопрос урока

Что значит озаглавить текст?

8. Открываем новое

Прочитай текст.
Жила – поживала молодая, зелёная
гусеница. Хорошо ей жилось летом: лазила
по деревьям, лакомилась листочками,
нежилась под солнышком. Вот только дома
у гусеницы не было и она мечтала его
найти. Один раз гусеница заползла на
яблоню. Увидела красное большое яблоко и
начала его грызть. Яблоко было такое
вкусное, что гусеница не заметила, как
прогрызла его насквозь. Гусеница решила
остаться жить в яблоке. Гусеница
смастерила в своём жилище окошко и
дверцу. Получился чудесный домик.
О чем говорится в тексте?
Какая главная мысль текста?
Как можно озаглавить текст?
Совпал ли твой заголовок с
темой текста или главной
мыслью?

9. Открываем новое

Озаглавить текст – это значит кратко
назвать его тему или основную мысль.
Из заголовка можно узнать о чём будет текст.

10. Открываем новое

Чтобы правильно подобрать заголовок текста, нужно
следовать следующим правилам:
1. Прочитать и понять, о чём говорится в тексте.
2. Найти слова, которые передают тему или основную мысль
текста.
3. Соединить их и составить короткое сочетание или
предложение.

11. Работа с учебником

Упражнение 279, 280 – устно.
Прочитай правило, с. 90
Упражнение 283 — устно

12. Работа в тетради

С. 10-11

Русский язык. Текст, заглавие (2 класс)

English     РусскийПравила

Образование

Как озаглавить текст? Жанры, принципы, примеры и толкование

2 ноября 2017

Как озаглавить текст? Этот вопрос делит людей на две группы: одни считают, что это очень просто, а другие, что очень трудно. Тут все зависит от сложности текста, жанра и времени. Рассмотрим подробно вопрос. И не волнуйтесь: все сочинения обретут в итоге свои названия.

Жанры

В первую очередь, надо отталкиваться от жанра.

Начальная школа

Например, научную статью озаглавить проще, чем художественное произведение. Мы не будем погружаться в дебри, рассмотрим основные жанры, которые встречаются достаточно часто сейчас:

  • публицистическая статья;
  • научная статья;
  • художественный роман;
  • эссе.

Главное — определиться с тем, в каком жанре предстоит появиться сочинению на свет. Потому что от этого зависит точность или расплывчатость названия. Сначала кратко дадим определения каждому из жанров, чтобы понимать, как озаглавить текст.

  1. Публицистическая статья посвящена актуальным современным общественным проблемам широким ("Противостояние власти и оппозиции") или узким («Какое дать название школьному сочинению?»). Написано такое произведения должно быть хорошим литературным языком, но тут уж как повезет.
  2. Научная статья – это сочинение, в котором изложены конкретные результаты исследовательской деятельности автора. К примеру, человек изучает виды и типы бетона, и он об этом докладывает научному сообществу. Или, например, кто-то исследует тайные сплетения литературных судеб Ф.М. Достоевского и В.О. Пелевина, значит, сообщает об этом.
  3. Художественный роман – прозаическое произведение. В его центре судьбы героев в критический момент их жизни.
  4. Эссе отличает небольшой объем, субъективность оценки и свободная форма. Автор делится своим мнением по тому или иному вопросу.

Естественно, ответ на вопрос, как озаглавить текст, будет зависеть от того, какого именно жанра произведение. Разберем это далее

Принципы

Если статья публицистическая, то тут не стоит мудрствовать и выдумывать яркую метафору. Нужно писать строго и по делу. Если, например, автору захотелось проанализировать шансы Зюганова на будущее президентство, то он должен так и озаглавить свое сочинение — «Шансы лидера компартии на президентство». Можно еще придумать второе название, но в целом это лишнее.

Если научная статья, то там тоже должно быть все строго по делу. Автор исследует пересечения Достоевского и Пелевина. Соответственно, статья называется «Внутренний мир маленького человека в творчестве Достоевского и Пелевина».

Другое дело – художественный роман или повесть. Они могут называться как угодно. Рассмотрим возможности:

  1. По имени главного героя или его сути. Например: «Мартин Иден», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Петер Каменцинд».
  2. По ключевой фразе, например, «Почтальон всегда звонит дважды», чтобы понять, почему она ключевая, надо прочитать роман целиком.
  3. По основной теме. Например: «Война и мир», «Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка», «Война миров».
  4. Иногда место действия дает название – «Хроники Нарнии».

Можно еще придумать что-то, но для иллюстрации примера хватит и этих.

Авторы философских эссе тоже не выдумывают. Одно из самых знаменитых произведений в этом жанре названо просто «Опыты». Мишель Монтень всегда был оригинален. Он даже оригинален в простоте. Есть также замечательная книга Стефана Цвейга «Борьба с демоном», которая объединяет под одной обложкой новеллизированные биографии Гёльдерлина, Генриха фон Клейста и Ницше. Произведения фактически представляют собой эссе о судьбах великих мастеров, написанные блестящим литературным языком (переводчику особенная благодарность).

Видео по теме

Основная мысль в школьном сочинении

Вопрос, как озаглавить текст, нельзя представить без рассмотрения сложных материй. Но в школьном сочинении их нет. В школе от человека требуют вычленять из написанного основную мысль и выводить ее в заголовок. Например, учитель говорит, что сегодня тема «Осень». И каждый ученик может выбрать тот символ увядания природы, который ему наиболее по душе. Кто-то пишет про деревья, кто-то о плохой погоде, а кто-то о замечательной осенней листве. Значит, названия могут быть такими:

  • «Деревья осенью».
  • «Дожди и непогода осенью».
  • «Желтые и красные листья» (не хочется снова прибавлять «осенью»).

То есть, как видите, мы использовали тот же прием, что и при названии художественных произведений или эссе – сосредоточились на основной теме повествования. Если необходимо озаглавить каждую часть текста, то принципы все те же. Надо сначала написать, потом подумать, о чем вообще получилась «вещь», и назвать. Когда речь идет о школьных пробах пера, то это всегда проще, потому что учитель задает, как правило, тему, а в ее пространстве можно легко решить задачу, как точно озаглавить текст.

Младшие классы

Спускаемся еще на уровень ниже. В младших классах учителя не требует от детей чего-то сверхъестественного. Они просто хотят, чтобы ребенок научился проводить простейшие логические параллели. Допустим, в маленьком кусочке текста идет речь о том, как тает снег, распускаются цветочки, линяют звери, меняя «шубу». О каком времени года речь? И варианты:

Да, еще может быть вопрос, что такое заглавие. И тут тоже не надо мудрить, а сказать так: «Это название к тексту, которое отражает его основную мысль». Чаще всего так и бывает.

Но знание принципов и жанров, хотя бы примерное, поможет детям в дальнейшем. Надеемся, мы вполне ответили на вопрос, как озаглавить текст по русскому языку.

Искусство и развлечения
Как правильно подобрать приветственные слова. Пример и основные принципы

Правильно подобранные приветственные слова – это возможность завоевать внимание аудитории с первых же секунд общения или, наоборот, упустить свой «звездный» шанс. На основе первого впечатления очень …

Образование
Смазливый — это какой? Значение, примеры и толкование

Иногда можно слышать, что мужчина красив, а иногда говорят – смазливый. «Это какой» — спросят люди, которые не слишком опытны в лингвистических вопросах. Разберем значение слова и подберем пример.

Искусство и развлечения
Эпические жанры литературы. Примеры и особенности эпического жанра

Во всех видах искусства существуют сложившиеся исторически внутренние подразделения, крупные – виды, и составляющие эти виды более мелкие жанры.Литературные видыВся литература делятся на…

Компьютеры
Как выравнивать текст в "Ворде". Как выровнять текст по высоте, краям и по вертикали

Программа «Ворд» получила широчайшее распространение среди пользователей самых разных специальностей. По сути, это небольшая издательская настольная система. При работе с текстом программа предоставляет пр…

Компьютеры
Как выровнять текст в "Ворде". Как выровнять текст по вертикали, ширине и по краям

Пользователи компьютера имеют возможность облегчать свою работу с помощью различных программ. Одни могут использоваться довольно часто, вторые – намного реже, но есть программы, знание которых необходимо любому …

Образование
Какие сочетания слов называются фразеологизмами? Примеры и виды фразеологизмов

В современном мире люди учатся всячески развивать свою дикцию, а главным образом речь. Для того чтобы сделать свою речь красивой, яркой, интересной и легкой для восприятия, люди используют фразеологические обороты. Ка…

Самосовершенствование
Цикл Колба: описание, принципы, примеры и эффективность

Циклом Колба называют одну из моделей, которые используют в процессе обучения взрослых людей (тренинги, курсы, школы). Имя Дэвида Колба, специалиста по психологическим аспектам обучения, стало известно именно благодар…

Образование
Любостяжание — это что за слово такое? Примеры и толкование

Скоро может забыться смысл слова «любостяжание» (это вполне очевидный факт). Постараемся не дать этому произойти. Разберем сегодня значение слова, подберем синонимы и растолкуем примеры.Значение

Новости и общество
Пословицы с антонимами: примеры и толкование

Антонимия — не только противопоставление слов по смыслу, но и важный прием, придающий речи говорящего большую выразительность. Часто именно за счет противопоставления человек на более долгий срок и более качественно з…

Образование
Тень — это что такое? Значение, примеры и толкование

Сегодня поговорим о слове, которое, с одной стороны, довольно обычное, а с другой – весьма таинственное. В зоне нашего внимания "тень" – это многогранное понятие, которое нам предстоит раскрыть.Зна…

Текст.
Признаки текста.
1.Текст – это 2 или несколько предложений.
2. Предложения связаны по смыслу.
3. Предложения стоят в определённом порядке.

Тема текста -это то, о чём или о ком говорится в тексте.
Основная мысль – это мысль, которую хочет сообщить автор, это мысль, которой он хочет поделиться с читателем. Это то, к чему призывает текст, чему учит, ради чего написан.
Озаглавить текст — это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

Типы текстов

Текст повествование.

1. Отвечает на вопрос: Что произошло? Как это случилось?
2. В этом тексте есть развитие действия, т. е. рассказывается, в какой последовательности происходило событие.
3. К этому тексту можно нарисовать несколько картинок и между ними вставить слово «потом»

Строение текста – повествования.
I. Вступление — начало событий.
II. Основная часть — развитие событий.
III. Заключение — конец событий.

Текст описание.

1.Отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие?
2. В этом тексте назвал объект описания и перечислены его признаки.
3. Можно нарисовать только 1 картинку.
4. Нет развития действия, ничего не меняется.

Строение текста – описания.
I. Вступление – называет объект описания.
II. Основная часть – перечисляет его признаки. (какой?)
III. Заключение – передаёт отношение автора к объекту.

Текст рассуждение.

1. Отвечает на вопрос: Почему? Зачем? С какой целью?
2. В этом тексте утверждается и доказывается какая – то мысль.

Строение текста – рассуждения.
I. Вступление – тезис, мысль, которая будет доказываться.
II. Основная часть – перечисление доказательств.
III. Заключение – вывод перекликается с тезисом.

Схема текста – рассуждения.
I. Вступление. Почему…?
II. Основная часть. Потому, что…
Во- первых, …..
Во- вторых, ….
В третьих, ….
III. Заключение. Вот почему……..

Стили речи.

Разговорный стиль используется в разговоре, в дружеских письмах.
Предложения простые, короткие. Используются особые слова (братишка, глазёнки)

Научный стиль используется для точной передачи научных знаний в учебниках, справочниках, энциклопедиях, научной литературе. Предложения сложные.

Задания для подготовки к проверочной работе по теме "Текст" 2 класс

Используются научные термины.

Художественный стиль используется в художественной литературе для воздействия на чувства читателя. Это стихи, рассказы, повести… Автор рисует словами картины, образы. Для этого стиля характерны сравнения, эпитеты, образные выражения.

План анализа текста.
1.Докажи, что это текст.
2.Определи тему текста.
3.Определи основную мысль текста.
4.Озаглавь текст, если нет заглавия.
5.Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение
или смешанный тип речи. Докажи.
6.Определи стиль речи: разговорный, художественный или
научный. Докажи.
7.Раздели текст на части.
8.Составь план текста.

Текст.
Признаки текста.
1.Текст – это 2 или несколько предложений.
2. Предложения связаны по смыслу.
3. Предложения стоят в определённом порядке.

Тема текста -это то, о чём или о ком говорится в тексте.
Основная мысль – это мысль, которую хочет сообщить автор, это мысль, которой он хочет поделиться с читателем. Это то, к чему призывает текст, чему учит, ради чего написан.
Озаглавить текст — это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

Типы текстов

Текст повествование.

1. Отвечает на вопрос: Что произошло? Как это случилось?
2. В этом тексте есть развитие действия, т. е. рассказывается, в какой последовательности происходило событие.
3. К этому тексту можно нарисовать несколько картинок и между ними вставить слово «потом»

Строение текста – повествования.
I. Вступление — начало событий.
II. Основная часть — развитие событий.
III. Заключение — конец событий.

Текст описание.

1.Отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие?
2. В этом тексте назвал объект описания и перечислены его признаки.
3. Можно нарисовать только 1 картинку.
4. Нет развития действия, ничего не меняется.

Строение текста – описания.
I. Вступление – называет объект описания.
II. Основная часть – перечисляет его признаки. (какой?)
III. Заключение – передаёт отношение автора к объекту.

Текст рассуждение.

1. Отвечает на вопрос: Почему? Зачем? С какой целью?
2. В этом тексте утверждается и доказывается какая – то мысль.

Строение текста – рассуждения.
I. Вступление – тезис, мысль, которая будет доказываться.
II. Основная часть – перечисление доказательств.
III. Заключение – вывод перекликается с тезисом.

Схема текста – рассуждения.
I. Вступление. Почему…?
II. Основная часть. Потому, что…
Во- первых, …..
Во- вторых, ….
В третьих, ….
III. Заключение.

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Озаглавливание текстов"

Вот почему……..

Стили речи.

Разговорный стиль используется в разговоре, в дружеских письмах.
Предложения простые, короткие. Используются особые слова (братишка, глазёнки)

Научный стиль используется для точной передачи научных знаний в учебниках, справочниках, энциклопедиях, научной литературе. Предложения сложные. Используются научные термины.

Художественный стиль используется в художественной литературе для воздействия на чувства читателя. Это стихи, рассказы, повести… Автор рисует словами картины, образы. Для этого стиля характерны сравнения, эпитеты, образные выражения.

План анализа текста.
1.Докажи, что это текст.
2.Определи тему текста.
3.Определи основную мысль текста.
4.Озаглавь текст, если нет заглавия.
5.Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение
или смешанный тип речи. Докажи.
6.Определи стиль речи: разговорный, художественный или
научный. Докажи.
7.Раздели текст на части.
8.Составь план текста.

Текст.
Признаки текста.
1.Текст – это 2 или несколько предложений.
2. Предложения связаны по смыслу.
3. Предложения стоят в определённом порядке.

Тема текста -это то, о чём или о ком говорится в тексте.
Основная мысль – это мысль, которую хочет сообщить автор, это мысль, которой он хочет поделиться с читателем. Это то, к чему призывает текст, чему учит, ради чего написан.
Озаглавить текст — это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

Типы текстов

Текст повествование.

1. Отвечает на вопрос: Что произошло? Как это случилось?
2. В этом тексте есть развитие действия, т. е. рассказывается, в какой последовательности происходило событие.
3. К этому тексту можно нарисовать несколько картинок и между ними вставить слово «потом»

Строение текста – повествования.
I. Вступление — начало событий.
II. Основная часть — развитие событий.
III. Заключение — конец событий.

Текст описание.

1.Отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие?
2. В этом тексте назвал объект описания и перечислены его признаки.
3. Можно нарисовать только 1 картинку.
4. Нет развития действия, ничего не меняется.

Строение текста – описания.
I. Вступление – называет объект описания.
II. Основная часть – перечисляет его признаки. (какой?)
III. Заключение – передаёт отношение автора к объекту.

Текст рассуждение.

1. Отвечает на вопрос: Почему? Зачем? С какой целью?
2. В этом тексте утверждается и доказывается какая – то мысль.

Строение текста – рассуждения.
I. Вступление – тезис, мысль, которая будет доказываться.
II. Основная часть – перечисление доказательств.
III. Заключение – вывод перекликается с тезисом.

Схема текста – рассуждения.
I. Вступление. Почему…?
II.

Текст. Заголовок текста

Основная часть. Потому, что…
Во- первых, …..
Во- вторых, ….
В третьих, ….
III. Заключение. Вот почему……..

Стили речи.

Разговорный стиль используется в разговоре, в дружеских письмах.
Предложения простые, короткие. Используются особые слова (братишка, глазёнки)

Научный стиль используется для точной передачи научных знаний в учебниках, справочниках, энциклопедиях, научной литературе. Предложения сложные. Используются научные термины.

Художественный стиль используется в художественной литературе для воздействия на чувства читателя. Это стихи, рассказы, повести… Автор рисует словами картины, образы. Для этого стиля характерны сравнения, эпитеты, образные выражения.

План анализа текста.
1.Докажи, что это текст.
2.Определи тему текста.
3.Определи основную мысль текста.
4.Озаглавь текст, если нет заглавия.
5.Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение
или смешанный тип речи. Докажи.
6.Определи стиль речи: разговорный, художественный или
научный. Докажи.
7.Раздели текст на части.
8.Составь план текста.

Что в себе несет заглавие текста
Роль заглавия велика. Заглавие называет текст, ориентируясь на его тему, как бы отвечает на вопрос: о чем текст. Заглавие отделяет один текст от другого. Структурирует текст. Нередко мы понимаем заглавие только после прочтения всего текста. Примерами таких текстов могут стать «Мертвые души»,

Как писать рецензию на текст
Поводом к написанию рецензии на текст является желание выразить собственное отношение к прочитанному. Личное мнение в данном случае должно тщательно обосновываться глубоким и аргументированным анализом. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как писать рецензию на текст" Как написать рецензию для

Как анализировать литературное произведение
Анализ литературного произведения – довольно трудная работа. Единой схемы нет, потому что каждое литературное творение уникально и своеобразно. Несмотря на то, что четкого алгоритма нет, есть общие принципы и приемы, знание которых помогает при анализе и интерпретации художественного текста.

Как определить идею текста-1
Идею текста достаточно легко определить после того, как вы прочитаете или прослушаете текст. Либо перед написанием собственной работы на заданную тему. Несколько простых рекомендаций помогут вам без проблем справиться с заданием. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как определить идею текста"

Как отредактировать текст
Навыки редактирования текста необходимы любому человеку, так или иначе связанному с писательским мастерством. Однако, каким бы сильным не было искушение исправить в тексте абсолютно все, следует помнить главное правило редактора — необходимо по максимуму сохранить авторский текст. Переписывать или

Как выучить пересказ
Большое количество предметов, изучаемых в школе, предполагает большой объем усвоенной информации. И усвоена должна быть не только практическая часть, т.е. сформированы умения и навыки. Большое внимание уделяется и части теоретической. Формулы, правила, сведения о самых разных объектах и явлениях

Как научиться пересказывать
Пересказ – это одно из средств закрепления в памяти литературных фактов, сюжетов, образов, идей. Такой вид работы подготавливает учащихся к разбору произведения, а также помогает приобретать навыки логического мышления, связной и лаконичной речи.

Тема. "Текст" 2 класс

Но часто педагоги задают пересказ как домашнее

Как составить план произведения
Для чего составляют план произведения? Например, для того, чтобы потом можно было с легкостью восстановить в памяти прочитанный роман, пьесу или стихотворение. А при составлении плана за основу обычно берется сюжетно-композиционная структура текста. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как

Как составлять план текста
План текста – это последовательное отображение его ключевых частей в кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме и содержанию текста. Для того, чтобы составить качественный план, необходимо опираться на основные правила. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как

Как выучить текст по английскому быстро
Заучивание текстов – не рутинное задание, а очень эффективный прием быстрой постановки разговорной речи. Именно в чтении можно проследить особенности синтаксических конструкций языка. Как же запомнить в сжатые сроки любой английский текст? Вам понадобится — писчие принадлежности; — распечатанный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *