Онр 3 степени

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это отклонение в развитии детей, которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение. ОНР у детей дошкольного возраста встречается чаще (40% от всего количества), чем другие речевые патологии. К общему недоразвитию речи стоит отнестись очень серьезно, так как без коррекции оно чревато такими последствиями, как дисграфия и дислексия (различные нарушения письма).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: виды дислексии

Содержание

Классификация

Недоразвитие речи может быть разной степени. Выделяются:

  • 1 уровень ОНР – полное отсутствие связной речи.
  • 2 уровень ОНР – у ребенка наблюдаются начальные элементы общеупотребительной речи, однако словарный запас очень скудный, ребенок допускает множество ошибок в употреблении слов.
  • 3 уровень ОНР – ребенок может выстраивать предложения, но звуковая и смысловая стороны еще недостаточно развиты.
  • 4 уровень ОНР – ребенок разговаривает хорошо, допуская лишь некоторые недочеты в произношении и построении фраз.

У детей с общим недоразвитием речи чаще всего выявляются патологии, полученные еще во внутриутробном развитии, либо во время родов: гипоксия, асфиксия, травмы при родах, резус-конфликт. В раннем детстве недоразвитие речи может быть следствием черепно-мозговых травм, часто возникающих инфекций, каких-либо заболеваний в хронической форме. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно откорректировать речь детей с заиканием?

Когда у малыша общее недоразвитие речи любой степени, разговаривать он начинает довольно поздно – в 3 года, некоторые – только к 5 годам. Даже когда ребенок начинает выговаривать первые слова, многие звуки он произносит нечетко, слова имеют неправильную форму, говорит он невнятно, и его с трудом понимают даже близкие люди (см. также: как ребенку научиться выговаривать букву Л?). Связной такую речь назвать нельзя. Поскольку формирование произношения происходит неправильно, это отрицательно сказывается на других аспектах развития – памяти, внимании, мыслительных процессах, познавательной деятельности и даже координации движений.

Недоразвитие речи корректируется после определения уровня. От его характеристики и диагноза напрямую зависит, какие меры понадобится предпринимать. Теперь приведем более подробную характеристику каждого уровня.

1 уровень ОНР

Дети 1 уровня ОНР не умеют формировать фразы и строить предложения:

  • Они пользуются очень ограниченным запасом слов, причем основную часть такого лексикона составляют лишь отдельные звуки и звукоподражающие слова, а также несколько самых простых, часто слышимых слов.
  • Предложения, которые они могут использовать, состоят из одного слова, а большинство слов являются лепетными, как у младенца.
  • Свой разговор они сопровождают мимикой и жестикуляцией, понятными только в данной ситуации.
  • Значения многих слов такие дети не понимают, часто переставляют слоги в словах и вместо полного слова произносят только его часть, состоящую из 1-2 слогов.
  • Звуки ребенок произносит очень нечетко и невнятно, а какие-то из них вообще не способен воспроизвести. Трудными для него являются и другие процессы, связанные с работой со звуками: различать звуки и выделять отдельные из них, соединять их в слово, узнавать звуки в словах.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько месяцев ребенок говорит первое слово и называет маму?

При 1 уровне ОНР у ребенка прежде всего необходимо развивать понимание того, что он слышит. Не менее важно стимулировать навыки и стремление самостоятельно выстраивать монолог и диалог, а также развивать другие умственные процессы, которые напрямую связаны с речевой активностью (память, логическое мышление, внимание, наблюдательность). Правильное звуковое произношение на этом этапе не так важно, как грамматика, то есть построение слов, словоформ, окончаний, употребление предлогов.

2 уровень ОНР

На 2 уровне ОНР у детей, помимо несвязного речевого лепета и жестикуляции, уже проявляется способность строить из 2-3 слов простые предложения, хотя смысл их примитивен и выражает, чаще всего, только описание предмета или действие.

  • Многие слова заменяются синонимами, так как ребенок плохо определяет их значение.
  • Он испытывает определенные трудности и с грамматикой – неправильно произносит окончания, неуместно вставляет предлоги, плохо согласовывает слова между собой, путает единственное и множественное число, допускает другие грамматические ошибки.
  • Звуки ребенок по-прежнему произносит нечетко, искажает, смешивает, заменяет одни другими. Различать отдельные звуки и определять звуковой состав слова ребенок еще практически не умеет, так же как и соединять их в целые слова.

Особенности коррекционной работы при 2 уровне ОНР заключаются в развитии речевой активности и осмысленном восприятии услышанного. Большое внимание уделяется правилам грамматики и лексики – пополнению словарного запаса, соблюдению норм языка, правильному употреблению слов. Ребенок учится грамотно строить фразы. Ведется работа и над правильным произношением звуков, корректируются различные ошибки и недочеты – перестановка звуков, замена одних другими, обучение произношению отсутствующих звуков и другие нюансы.

3 уровень ОНР

Дети 3 уровня ОНР уже могут говорить развернутыми фразами, но в основном строят только простые предложения, со сложными пока не справляясь.

  • Такие дети хорошо понимают, о чем говорят другие, но все же затрудняются воспринимать сложные речевые обороты (например, причастные и деепричастные) и логические связи (причинно-следственные отношения, пространственные и временные связи).
  • Лексикон у детей 3 уровня недоразвития речи значительно расширен. Они знают и используют все главные части речи, хотя существительные и глаголы преобладают в их разговоре над прилагательными и наречиями. При этом ребенок может по-прежнему ошибаться, называя предметы.
  • Также еще присутствует неправильное употребление предлогов и окончаний, ударений, неверное согласование слов между собой.
  • Перестановка слогов в словах и замена одних звуков другими уже встречаются крайне редко, только в самых тяжелых случаях.
  • Произношение звуков и различение их в словах хоть и нарушено, но уже в более простой форме.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка правильно говорить букву Р?

Недоразвитие речи 3 уровня предполагает занятия, развивающие связную речь. Лексика и грамматика устной речи совершенствуются, освоенные принципы фонетики закрепляются. Сейчас дети уже готовятся к изучению грамоты. Можно использовать специальные развивающие игры.

4 уровень ОНР

4 уровень ОНР или нерезко выраженное общее недоразвитие речи характеризуется уже довольно большим и разнообразным словарным запасом, хотя у ребенка возникают трудности в понимании значений редких слов.

  • Детки не всегда могут понять смысл пословицы или суть антонима. Проблему может создать и повторение слов, сложных по составу, а также произношение некоторых труднопроизносимых сочетаний звуков.
  • Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи еще плохо определяют звуковой состав слова и делают ошибки при образовании слов и словоформ.
  • Они путаются, когда приходится самостоятельно излагать события, могут пропустить главное и излишнее внимание уделять второстепенному, или повторять то, что уже сказали.

4 уровень, характеризующийся нерезко выраженным общим недоразвитием речи, является тем финальным этапом занятий по коррекции, после которого дети достигают необходимой нормы речевого развития дошкольного возраста и готовы к поступлению в школу. Все навыки и умения необходимо по-прежнему развивать и совершенствовать. Это касается и правил фонетики, и грамматики, и лексики. Активно развивается умение по построению фраз и предложений. Недоразвития речи на данном этапе уже не должно быть, а дети начинают осваивать чтение и письмо.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как лечится фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей? Первые две формы недоразвития речи считаются тяжелыми, поэтому их корректировка ведется в специализированных детских заведениях. Дети, у которых наблюдается недоразвитие речи 3 уровня, посещают занятия в классах коррекционного обучения, а с онр последнего уровня – общеобразовательные классы.

В чем заключается обследование?

Диагностирование недоразвития речи проводится у детей дошкольного возраста, и чем раньше это происходит, тем легче будет откорректировать данное отклонение. В первую очередь логопед проводит предварительную диагностику, то есть знакомится с результатами осмотра ребенка другими детскими специалистами (педиатром, неврологом, невропатологом, психологом и т. д.). После этого подробно выясняет у родителей, как протекает речевое развитие ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: дизартрия: особенности лечения у детей 5-6 лет

Следующий этап обследования – диагностика устной речи. Здесь логопед уточняет, насколько сформировались различные языковые компоненты:

  1. Степень развития связной речи (например, умение составлять рассказ по иллюстрациям, пересказывать).
  2. Уровень грамматических процессов (образование различных словоформ, согласование слов, выстраивание предложений).

Далее изучается звуковая сторона речи: какие особенности имеет речевой аппарат, каково звукопроизношение, насколько развита звуконаполняемость слов и слоговая структура, как ребенок воспроизводит звуки. Поскольку недоразвитие речи – очень сложный для коррекции диагноз, дети с ОНР проходят полное обследование всех психических процессов (в том числе слухоречевой памяти).

По данным обследования логопед делает окончательное заключение об уровне развития речи у ребенка и других психических процессов, тесно с ним связанных. Важно точно поставить диагноз, поскольку недоразвитие речи по признакам очень схоже с другим отклонением – задержкой речевого развития, когда недостаточно развит лишь темп, а формирование языковых средств протекает в пределах нормы (подробнее в статье: как лечится задержка речевого развития у детей?).

Профилактические мероприятия

Общее недоразвитие речи корректируется, хотя это не так просто и требует длительного времени. Начинают занятия с раннего дошкольного возраста, желательно с 3-4 лет (см. также: развитие речи у детей 3-4 лет). Коррекционно-развивающая работа проводится в специальных заведениях и имеет различное направление в зависимости от степени речевого развития ребенка и индивидуальных особенностей.

Чтобы предупредить недоразвитие речи, применяются те же приемы, что и при отклонениях, которые его вызывают (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Роль семьи также немаловажна. Родителям необходимо как можно более активно способствовать речевому и общему развитию своего ребенка, чтобы даже нерезко выраженное развитие речи не проявилось и не стало препятствием для полного освоения школьной программы в будущем.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лечение алалии у детей в домашних условиях

Многие родители сталкиваются с речевыми отклонениями у своих детей. Такой проблемой является и общее недоразвитие речи 3 степени. Чтобы понять, что это такое, следует разобраться и в том, чем примечательны другие степени, а уже после этого понять, как их отличать и какие речевые дефекты им свойственны.

Характеристика проблемы

ОНР – это такое речевое повреждение, при котором у деток с нормальным слухом и сравнительно хорошей памятью наблюдается плохое развитие синтаксических, грамматических и фонетических компонентов речевой системы.

Это обусловлено тем, что все составляющие речи развиваются в узкой взаимосвязи, и если какой-либо компонент не получил достаточного роста, то происходит сбой в прогрессировании всей речевой системы. Речь детей на 3 стадии ограничена, а формы слов, которые они употребляют в повседневной жизни – неправильные.

Дошкольники не сильно понимают, для чего необходимо проходить обучение разговорной речи, поскольку это даётся слишком трудно, а в некоторых моментах кажется скучным. Поэтому устная речь сильно нарушена, с ограниченным словарным запасом, включающим в себя малое количество прилагательных и слов определений. Зачастую она становится непонятной. Повествование от первого лица, без которого не происходит полного усвоения изучаемого материала, является трудной задачей, а иногда и невозможной.

В чем различия уровней?

Речевые дефекты 3 уровня являются одними из самых распространённых среди современных дошкольников. Это обуславливается тем, что зачастую такой диагноз ставят детям в возрасте 5 лет. В этот период развития малыш уже осваивает ходьбу и делает много самостоятельных движений, которые закрепились в памяти. Теперь приоритетом становится разговорная речь. Из-за нарушений ассоциативного ряда, а также по причине общего непонимания простых правил в речевой постановке, ребёнок часто говорит несвязно, с ошибками в построении словесных форм, и заменяя одно на другое.

ОНР 1 уровня значительно отличается от ОНР 3 степени. Первый стадия недоразвития подразумевает несвязную речь. Дети разговаривают исключительно лепетом, иногда проскальзывают несложные слоги. Он характеризуется маленьким словарным запасов, резерв которых составляет не более 20-25 слов. Понятия грамматики, синтаксиса и фонетики отсутствуют.

Второй уровень отличается от первого тем, что словарный резерв обогащается, становится значительно больше. Однако такие дети все ещё неправильно составляют слова, их формы. Из-за активного развития ассоциативного ряда, они заменяют одни слова другими так, как считают правильным. Помимо этого, замечается укорачивание слов, чаще всего профессий. Дети заменяют длинное, сложное для них слово родом деятельности. Например: доктор или ветеринар – лечит, учительница – учит, танцовщица – пляшет. Ещё плохо развиты грамматическое и синтаксическое построение речи, некорректно работает слуховое восприятие слов, в особенности незнакомых или сложных к пониманию. В отличие от ОНР 3 уровня, словарный запас ещё не располагает достаточным количеством существительных, глаголов, и, в особенности прилагательных – их меньше всех.

Причины

В период взросления и развития ребёнок начинает говорить свои первые слова. Они односложные, не всегда правильно построены, но даже этому молодые родители начинают радоваться. В силу возраста словарный запас ограничивается несколькими короткими фразами, состоящими из слов. Не стоит забывать, что помимо развития речевого аппарата, малыш осваивает навыки хождения. В процессе формирования это становится приоритетным заданием, поэтому разговорная речь отходит на второй план.

Поскольку ребёнок ещё маленький, для него многофункциональность в задачах является сложной. Поэтому то, что важно – переходит на первый план. И это не всегда общение. Из-за этого получается так, что малыш может длительное время молчать, уделяя своё внимание усвоению других навыков: ходить, самостоятельно кушать, и, главное, познавать этот мир. В таких случаях родители начинают паниковать, ведь раньше чадо, хоть и лепетом, но произносило слова, а сейчас молчит. Это вовсе не проблема.

Дети в раннем возрасте впитывают весь материал, который предоставляют им родные, но многое может быть сложным к осмыслению, поэтому такие слова уходят на второй план. Необходимо как можно чаще общаться с малышом, описывать действия, рассказывать о предметах и попутно называть их. Такая форма общения поможет ребёнку накопить определённый словарный резерв, которые в дальнейшем он станет использовать.

Чаще всего проблемы с речью появляются в четырехлетнем возрасте. Специалист проводит диагностику и выделяет основные проблемы речевого развития:

  1. Позднее развитие. Первые слова ребёнок начинает говорить к трём-пяти годам.
  2. Грамматический строй. В речи малыша наблюдаются большие ошибки в построении слов.
  3. Структура речи. Речь ребёнка плохо структурирована.
  4. Выражение своих мыслей. Малыш плохо выражает свои мысли, не может выстроить связной текст из-за непонимания поставленной темы или вопроса.
  5. Речь. В разговоре мало понятных слов, высказываний, часто ребёнок разговаривает невнятно.

Выделение основных проблем может служить причиной для установки диагноза. После такой проверки проводят уже более точную диагностику, во время которой определяется уровень недоразвития.

Существуют разные категории деток, у которых:

  • Отсутствует устная речь и ее восприятие;
  • Задержка в развитии речи из-за психических расстройств;
  • Нарушено произношение звуков;
  • Не выражены причины задержки в речевом развитии.

Часто такие проблемы могут быть из-за неправильного развития ещё в утробе матери, а также получены во время родов, из-за травм.

Коррекция речи

Коррекционное обучение деток, у которых наблюдается третья стадия речевых отклонений, предусматривает:

  • Дальнейшее улучшение речи, обучение лексике и грамматике;
  • Улучшение артикуляции;
  • Изучение фонетики;
  • Изучение слогов и ассоциативного ряда ребёнка;
  • Повышение грамотности речи.

Из-за появившихся в речи прилагательных, есть большие шансы на улучшение качества построения предложений и на их количественный состав с помощью определений. Ребёнку помогают в изучении стиля предложений, чтобы он при прослушивании мог выявить, какого рода прилагательные в тексте, а также отличить окончания в словах женского, мужского или среднего родов.

После занятий по конструкции обычных предложений, переходят к работе над построением сложных форм, в которых употребляются союзы «и», «а». Детей учат правильно определять последовательность событий и давать словесную формулировку. Во время занятий на составление сложных предложений рекомендуется делать задания по типу вопрос-ответ. Для более эффективного обучения можно использовать картинки и действия.

В материалах для работы должны находиться исключительно те глаголы, существительные и прилагательные, значения которых известны малышу. Дети учатся запоминать последовательность действий и применять полученные знания на практике, используя при этом ранее освоенные лексические и грамматические формы.

Для последующих занятий на улучшение разговорной речи путём повествования используются задания на составление разных рассказов. Если уровень развитости речи почти соответствует норме, то используются задания на разные пересказы: выборочный и краткий, а также даются творческие задания.

Во время обучения пересказу, рекомендуется давать различные задания на улучшения качества речи. К таким относят:

  • Повествование от первого лица;
  • Использование эпитетов в определенных формах слов;
  • Вести рассказ с учетом времени: будущего, настоящего или прошлого;
  • Использовать степень сравнения в прилагательных;
  • Использовать уменьшительно-ласкательные слова и другие словоформы.

Работа по повышению количества слов у ребёнка и обучению синтаксису и грамотному построению речи тесно переплетается с тренировочными заданиями по улучшению артикуляции, а также с работой в улучшении произношения звуков. Детей учат узнавать на слух слова разной длины, запоминать их и составлять слоги из правильно произнесённых звуков.

Упражнения для домашних занятий

Кроме занятий с логопедом рекомендуется практиковаться и на дому. С помощью небольших уроков можно значительно улучшить речь в небольшой промежуток времени. Важно не переутомлять ребёнка, поскольку в дошкольном возрасте он неусидчивый. Такие занятия помогут выработать терпение, которые пригодится при поступлении в школу.

Карточки и игры улучшают визуальное восприятие ребёнка, развивают речь. Лучше всего выбирать картинки с определениями конкретных действий, движений. Малыш должен научиться идентифицировать те или иные предметы по их признакам. Хорошо подойдут упражнения:

  1. Части моего тела. Ребёнок выучит новые определения, а также узнаёт, как называются части тела. Для лучшего понимания темы, родителям рекомендуется уточнять, для чего нужна каждая часть и какую функцию она выполняет.
  2. Предметы одежды. Малыш расширяет свой кругозор и узнаёт о том, какая есть одежда. Для развития темы, можно объяснять ребенку, на какую часть тела следует надевать тот или иной предмет одежды.
  3. Бытовые предметы. Ребёнок учит новые слова и запоминает предметы быта. Для того чтобы выстроить ассоциативный ряд, следует объяснять малышу, для чего предназначены те или иные вещи.
  4. Такие разные звери. Игра и карточки со зверями помогут запомнить ребёнку, какие звери существуют. Важно разделить игру на 2 группы: домашние животные, дикие животные.
  5. Все цвета радуги. Малыш сможет выучить цветовую гамму.
  6. Игра в «я, ты, мы, вы, он, она, оно, они». Помогает ребёнку выучить местоимения и правильно их употреблять.
  7. Что они делают? Ребёнок выучит новые глаголы, сможет корректно применять их в устной речи.
  8. Фрукты и овощи. Карточки с картинками помогут обогатить запас слов существительными и выучить фрукты и овощи. Ребёнок научится определять на вид, как называется тот или иной продукт.
  9. Веселая семья. Хорошо развивает речь и помогает запоминать членов семьи, а также выстраивать ассоциации со всеми родственниками.

ОНР 3 уровня – не проблема. Благодаря квалифицированным специалистам и индивидуальным занятиям на развитие речи, ребёнок сможет быстрее справиться с речевыми дефектами, избавится от них. Важно вовремя выявить отклонения и уделить лечению внимание.

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

Многие родители сталкиваются с речевыми отклонениями у своих детей. Такой проблемой является и общее недоразвитие речи 3 степени. Чтобы понять, что это такое, следует разобраться и в том, чем примечательны другие степени, а уже после этого понять, как их отличать и какие речевые дефекты им свойственны.

Определение и диагноз по МКБ 10

По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

По клинической картине проявления ОНР разделяется на три группы:

  • Неосложненная форма. Такие дети имеют минимальную мозговую дисфункцию, недостаточную регуляцию тонуса мышц, несформированности волевой и эмоциональной сферы.
  • Осложненная форма. Встречается у пациентов с рядом неврологических или психопатических заболеваний, судорожными, церебрастеническим и другими.
  • Грубое недоразвитие. Дети имеют поражения речевых отделов головного мозга, то есть при наличии алалии, дизартрии.

ОНР также имеет свои степени тяжести. Всего их четыре:

  • первая степень – безречевые, с отсутствием общеупотребительной речи;
  • вторая степень – имеются базовые элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, аграмматизм;
  • третья – наличие фразовой речи, с недоразвитостью звуковой и смысловой составляющих;
  • четвертая степень – некоторые проблемы в фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонах речи.

В зависимости от степени сложности определяется длительность коррекционной работы ОНР логопедом.

Таблица видов ОНР

Ниже представлена подробная таблица с классификацией и подробным описанием видов общего нарушения речи.

Таблица характеристики уровней ОНР.

Характеристика степеней

Каждая степень ОНР имеет определенное соотношение между первичными и вторичными речевыми дефектами, которые тормозят формирование ее компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется наличием новых речевых возможностей, изменениями ее активности. Самые стойкие проявления ОНР наблюдаются при моторной алалии, и реже – при заикании или ринолалии. Существует всего четыре степени ОНР.

ОНР первой степени

Такое нарушение характеризуется полным отсутствием речи, и такая степень обнаруживается сразу. Проявляется она в следующем:

  1. Словарный запас крайне ограничен. Для общения используются простейшие лепетные слова, отрывки слов, слоги либо звукоподражания. Малыш при этом любит общаться, но разговаривает с окружающими людьми на «своем» языке. То есть ребенок имеет в своей речи такие слова, как «гав-гав», «мяу-мяу», «ту-ту» и подобные.
  2. Дошкольник с первой степенью ОНР активно использует уместную мимику и жесты и несут в себе смысловую нагрузку. Ребенок использует эти приемы чтобы выразиться, а взрослый предпринимает все усилия чтобы их понять.
  3. В речи нет предложений или фраз, состоящих из нескольких слов. Наблюдаются только отдельные аморфные слова с общим смыслом, например, фраза «гав-гав ту-ту» означает что собачка поехала на поезде.
  4. Пассивный словарь значительно превышает активный. Малыш понимает речь, обращенную к нему, но не в состоянии что-либо сказать.
  5. Слова со сложным составом и структурой сведены к минимуму, длинные сложные слова им просто сокращаются, но понять их смысл можно. Например слово автобус может звучать как абус, или тубус.

ОНР второй степени

ОНР 2 типа отличается от первой степени наличием в речи ребенка малого количества общеупотребительных слов, произноситься они могут не вполне правильно. Также может быть заметно начало формирования связей между словами, но это еще имеет непостоянную основу. Для ОНР 2 степени характерны следующие симптомы:

  1. Ребенок употребляет одно слово, которым обозначает предмет или какое-либо действие, но в измененном виде. Например, слово «автобус» будет звучать как «абоус» в любом варианте контекста.
  2. Активный словарь весьма ограничен, при ОНР 2 не знают всех слов, обозначающие некоторые признаки предмета, например, описание его формы, цвета и других характеристик.
  3. Ребенок не имеет навыка объединять предметы в определенные смысловые группы, например столовые предметы – ложка, вилка, тарелка.
  4. Нарушено произношение многих звук, слов, фраз.

Также, характерными признаками ОНР 2 типа является наличие зачатков грамматических изменений в зависимости от сложности самого слова. Чем больше в слове букв, тем больше ребенок допускает в нем ошибок и нарушений. Он активно использует в своей речи слова, но не согласует их друг с другом. Так появляются фразы «мама купа» — «мама купается. Таким образом предлоги просто пропускаются или используются не совсем правильно. Пациент может составить небольшой рассказ по показанной картинке и активной помощи родителя. Однако этот рассказ получается крайне скромным. Обычно используются двух-трехсложные предложения. Сами слова при ОНР 2 сильно коверкаются, нарушена произношение слов с многосложной структурой.

ОНР третьей степени

Эта степень характеризуется задержкой грамматической и фонетической речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов. Проблемными точками речи являются:

  • общается только с родителями, с другими людьми только с «переводчиком»;
  • звукопроизношение сформировано не полным образом;
  • в самостоятельной речи, звуки могут звучать неправильно;
  • более сложные звуки заменяются простыми;
  • испытывает затруднения с шипящими, свистящими и сонорными звуками;
  • один и тот же звук может заменять несколько;
  • словарный запас расширяется, но используется лишь его незначительная часть.

Грамматика также при ОНР 3 степени имеет нарушения, но малыш пытается выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения, но может создать небольшой рассказ. Еще одной отличительной чертой является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет. Малыш может отставать в своих фонетических способностях, проявляющиеся в так называемых трудных словах. Все эти факторы задерживают процесс подготовку ребенка к школе.

ОНР четвертой степени

Для этой степени характерно наличие лишь некоторых сложностей и ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени овладеть речью, звукопониманием и произношением. Главное для родителей в этом случае, обратиться к специалистам логопедии, чтобы максимально быстро скорректировать все имеющиеся недостатки. Характерными признаками ОНР 4 типа являются:

  • нет явных нарушений звукопроизношения, сами звуки поставлены правильным образом;
  • речь невнятна с нечетким смазанным звукопроизношением;
  • присутствуют нарушения структуры слогов, выражающиеся в замене звуков на похожие;
  • неправильное использование некоторых слов, обозначающие признаки того или иного предмета;
  • ребенок может не понимать или путать фразы «длинный стол» и «высоки стол»;
  • трудности с подбором правильных суффиксов;
  • могут встречаться аграмматизмы, но их число минимально.

Нарушения, характерные для 4 уровня ОНР встречаются не столь часто. Для речи характерно наличие критичности, а сам грамматический строй приближен к своей норме.

Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:

  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода;
  • токсикоз;
  • родовая травма;
  • асфиксия, гипоксия;
  • несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • нарушения в центральной нервной системе;
  • травмы головы малыша в первые его годы жизни;
  • влияние никотина, алкоголя, наркотиков;
  • депривация.

Важны также и социальные причины. Это могут быть недостаточное общение с ребенком. Часто такая форма ОНР встречается у детей, проживающих вместе с родителями, имеющие проблемы со слухом. Заметно влияет на речевые навыки внимание взрослых к нему, должно уделяться много времени.

Патогенез

ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:

  • фонетико-фонематическую;
  • грамматику;
  • лексическую;
  • семантику.

ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.

Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.

Таким образом страдают речепроизношение и ее восприятие. Если имеются анатомические пороки, недостаточность развития речевого аппарата, происходит распад слоговой структуры слов, нарушается лексико-грамматическая основа высказываний.

Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом. Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований. Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.

Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.

При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов. В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи. После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.

Важно отличать недостаточную сформированность речи с иными формами, такими как безречье, аутизм, умственные отклонения, слуховые нарушения и прочее.

Рекомендованное логопедическое обследование

Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:

  • Подбор материала, разбитый по отдельным лексическим темам. Так определяется способность общения ребенка с окружающими его людьми.
  • Предлагаются картинки с объектами.
  • Используются картинки с названиями частей тела.
  • Подбор синонимов к выбранному слову.

В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.

Коррекция расстройства

Проводить коррекционную работу ОНР должен только квалифицированный специалист. Дети дошкольного возраста с первой степенью нарушения речи посещают специальные логопедические группы детского сада. Сюда они должны поступать в возрасте 3-4 лет, а сами занятия проводятся группами, подгруппами и в индивидуальном порядке. Цель коррекции – перевести ребенка на другую стадию речевого развития, компенсировать все имеющиеся отклонения.

Эта работа проводится одновременно по различным направлениям:

  1. Понимание речи. Эта задача лучше решатся проведением занятий в игровой форме. Малыш должен находить игрушки, которые ему называет специалист, показывать правильные картинки, расширять свой словарный запас, овладевать произношением фраз, словосочетаний, фраз из нескольких слов.
  2. Активация речи. Развитие у ребенка звукоподражания, например, голосам различных животных, музыкальных инструментов. Так стимулируется его речевая активность. В речь постепенно вводятся местоимения, глаголы, обращение ко взрослому.
  3. Неречевое развитие. Правильная речь невозможна без развития вспомогательных механизмов – концентрация внимания, развитие мышления, памяти. Большое внимание должно быть уделено интеллектуальному и психическому развитию ребенка. Вспомогательная методика — логоритмика, логопедический массаж, развитие мелкой моторики и артикуляции.

На последнем этапе, должно проведено постановка звукопроизношения с правильной грамматикой и оформлением речи. Лечение ОНР второй степени включает в себя развитие речевых навыков у ребенка, понимание им речи взрослых, тренировка лексико-грамматической составляющей. При третьей степени проводится формирование связной смысловой речи, улучшение лексики и грамматики, закрепление правильной артикуляции. Много времени должно быть уделено на усвоение необходимой грамоты.

Для детей с четвертой ОНР важно достичь ими своих возрастных речевых норм, что необходимо для успешной учебе в школе. Школьники с тяжелыми формами ОНР проходят обучение в школах, созданных для работы с детьми с речевыми нарушениями. Здесь ударение ставится на компенсацию всех сторон проявления недоразвитости речи1Архипова Елена Филипповна. «Если у ребенка общее недоразвитие речи» Современное дошкольное образование. Теория и практика, no. 2 (74), 2017, pp. 38-43..

Возможные осложнения

Для ОНР, как и для других речевых нарушений характерно наличие осложнений. В первую очередь это дисграфия, аграфия, алексия. По мере устранения ОНР (ее коррекции), необходимо проводить работу по устранению ее осложнений. Более большие риски есть у детей с первой и второй степенью ОНР, реже для 3 и 4 типа.

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе. Помощь логопеда онлайн Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн. Логопед по Skype Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи. Переподготовка на логопеда

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности2Алексеев И.А., and Сырьева А.В.. «Возможность преодоления общего недоразвития речи III уровня посредством развития психомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста» Вестник Шадринского государственного педагогического университета, no. 3 (39), 2018, pp. 96-102..

Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Все чаще от родителей можно услышать, что их ребенок страдает расстройством речевого развития. У детей наблюдается ограниченность лексического запаса, неверное произношение звуков, а иногда и полное отсутствие речи. В этом случае взрослым нужно побеспокоиться, соответствует ли речь малыша уровню его возраста. При необходимости должна быть проведена коррекционная работа со специалистом.

Почему речь затухает?

У детей иногда случается так, что они начинают говорить в раннем детстве, издают звуки, произносят односложные слова, но затем их речь затухает. Мнение о нарушении речевого развития часто бывает ошибочным, так как развитие речи ребенка происходит волнообразно. В периоды затихания накапливается пассивный словарь, формируются мыслительные процессы.

В это время родители не должны останавливаться, а продолжать читать ребенку стихи, сказки, беседовать с ним, рассказывать о явлениях окружающего мира. В определенный момент речь малыша восстановится и продолжит развиваться на новом уровне.

Беспокойство родителей должны вызывать нарушения, которые относятся не только к лексической стороне речи, но и ко всестороннему ее развитию. В этом случае страдает мышление, звукопроизношение. Заметны такие нарушения к трем годам.

Запоздалое развитие просматривается в том, что свои первые короткие слова малыш произносит только к трем годам. Выявляется несогласование грамматических форм, неспособность связно высказать свои мысли, малопонятная речь.

Коррекционная работа должна проводиться логопедом. При данных нарушениях ставится диагноз ОНР 3 уровня.

Навыки коммуникации

Дети с ОНР 3 степени мало общительны, менее контакты, чем их сверстники. Если они вступают в разговор, хорошо заметны нарушения:

  • звукопроизношения;
  • неправильная расстановка слогов в слове (как правило, усечение их количества);
  • недоразвитие фразовой речи.

Коммуникация усложняется тем, что окружающие не понимают речь этих детей. Такие малыши могут общаться свободно только с самыми близкими людьми, способными объяснить сказанное ими.

К сожалению, количество детей с ОНР растет. Причиной становятся неврологические нарушения, полученные в результате беременности, родов или травм, а также психологические изменения, стрессы.

Коррекционная работа специалиста будет направлена на то, чтобы сделать речь более понятной окружающим.

Специфика нарушений

Медики и логопеды не рекомендуют родителям самостоятельно ставить диагноз, так как он может быть ошибочным. Характеристика ОР должна проводиться специалистами. Даже если нарушения присутствуют, малыш может пытаться использовать в речи предложения с разной конструкцией (простые, сложные), однако отдельные компоненты этих предложений он может переставлять.

Дети с удовольствием учатся проговаривать сложные слова. Иногда в речи встречается аграмматизм, но ошибки бывают нерегулярными.

Лексический запас постепенно пополняется, однако ребенок не считает нужным затрудняться и произносить сложные слова. Ему легче будет высказать ту же мысль более простыми словами. Например, вместо «велосипедист» он может сказать «дядя», вместо «катается» — «едет». Иногда вместо названия всего предмета ребенок озвучивает название только его части, вместо отдельного представителя – обозначение вида («синичка» — «птичка»)

Такие дети идут по пути наименьшего сопротивления, так как им сложно произносить трудные и многосложные слова. Это может быть связано с неразвитостью мышц речевого аппарата, которые нужно развивать. В связи с этим и проводится коррекционная работа специалистом.

Такое явление называется дизартрия. Ребенок затрудняется произносить слова, так как речевой аппарат не двигается с нужной скоростью и не обладает мобильностью. Дизартрия развивается вследствие психологических и неврологических нарушений. Устанавливается диагноз «дизартрия» только врачом.

Как развивается речь при ОНР?

Характеристика ОНР 3 уровня проводится неврологами и логопедами. В школьном возрасте эти нарушения могут проявиться в неумении ребенком построить внятный логичный ответ, сформулировать свою мысль.

Довольно часто родители приводят детей к логопеду для коррекции звукопроизношения, однако упускают из виду построение речи. Нарушения в построении фраз выявить довольно легко: малышу сложно строить большие по объему предложения, он начинает путаться в конструкции. Его рассказ может прерываться, из него выпадают существенные смысловые элементы. Малышу с ОНР трудно перевести слова из пассивного запаса в активный, подобрать слова для описания предметов.

У детей с ОНР нарушен и фонематический слух. Это выражается в том, что они не могут подобрать слово с заданным звуком в названии. Например, коррекционная работа для улучшения фонематического слуха будет состоять в том, что ребенок будет учиться различать на слух в каждом слове конкретные звуки.

С детьми можно проводить игры «Поймай слог» или «Поймай слово». Малыш должен услышать в словах заданный звук или слог и назвать слово, в котором они есть. Немало усилий придется приложить для закрепления навыков различения гласного и согласного.

Работа по коррекции

Коррекционная работа для детей с ОНР должна проводиться на многих уровнях:

  • фонематическом;
  • грамматическом;
  • лексическом;
  • синтаксическом.

К лечению детей обязательно должен быть подключен невролог, который будет следить за ходом развития болезни. Чем раньше будут выявлены нарушения, тем быстрее получится откорректировать речь.

В чем будет состоять работа логопеда?

  • в коррекции звукопроизношения;
  • в играх на сопоставление грамматических форм;
  • в упражнениях на пересказ, составление рассказа по картинкам, описаний с заранее намеченным планом;
  • в тренировках на употребление слов в предложении и понимании их смысла.

Работа обязательно проводится вместе с родителями, которые закрепляют дома с ребенком полученные у специалиста навыки.

Работа по нормализации речи у детей неотъемлема от развития мелкой моторики. Для этой цели подойдут прописи для дошкольников, пальчиковые игры, которые может проводить логопед или родители дома. Отлично подойдет шнуровка, застегивание пуговиц, перебирание мелких предметов, мозаика, массажные мячики.

Все эти элементы работы направлены на всестороннее развитие детей. Не помешают занятия спортом или лечебной гимнастики. Развитие крупной моторики заставляет мозг работать быстрее и проявлять мобильность.

Довольно часто дети с ОНР ощущают психологический дискомфорт. Они общаются с узким кругом людей, которые их понимают и воспринимают такими, какие они есть. Во взрослом состоянии это может привести к развитию психологических комплексов, проблемами с трудоустройством и личной жизнью.

ОНР – серьезная проблема для детей и родителей. Чем раньше она будет замечена, тем лучше для ребенка. Не стоит избегать профилактического посещения невропатолога или логопеда. Они подскажут родителям, стоит ли беспокоиться, и как в дальнейшем проводить работу по коррекции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *