Олигофрения у детей

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Содержание

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Дорогие читатели, сегодня поговорим о том, что собой представляет олигофрения у детей, симптомы данного состояния. Вы узнаете, что провоцирует развитие этого заболевания, какие его степени различают. Мы поговорим о методах лечения и способах профилактики.

Классификация

Различают три вида олигофрении.

  1. Дебильность. Является самой легкой степенью. Данное состояние удается диагностировать только после 10 лет. Наблюдается:
  • отсутствие восприятия сложных понятий и способа их изъяснения;
  • ребёнок не может мыслить абстрактно;
  • присутствует замкнутость, боязнь новой обстановки;
  • резкие перемены в характере;
  • малыш становится рассеянным;
  • наблюдается неадекватное поведение.
  1. Имбецильность. Является средней степенью. Характерна:
  • безынициативность;
  • мышление у ребенка примитивное;
  • малыш легко внушаем;
  • такой ребенок может понимать элементарную речь;
  • способен научиться считать, писать, а также читать;
  • ребенок воспроизводит короткие фразы;
  • они остро реагируют на похвалу и ругань.

Такие детки нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.

  1. Идиотия. Данное состояние является тяжелой формой олигофрении:
  • ребенок не в состоянии разговаривать;
  • эмоционально ограниченный;
  • не может освоить простые навыки;
  • продуктивная деятельность отсутствуют.

Таким малышам необходим беспрерывный уход.

На сегодняшний день данная классификация не пользуются спросом. Теперь заболевание разделяют по МКБ 10. В основу кладут интеллектуальный показатель, который является основным критерием определения стадии развития заболевания.

Олигофрению разделяют на:

  • дифференциальную — когда удается выяснить причину заболевания;
  • недифференциальную — когда этиология неясна.

В зависимости от прогрессирования недуга различают следующие виды:

  • легкая степень – от 50 до 70 баллов интеллекта;
  • умеренная степень – от 35 до 50;
  • тяжелая – от 25 до 30;
  • глубокая степень — интеллект ниже 20 баллов.

Существует классификация по Певзнеру. Выделяет следующие типы:

  • неосложненное;
  • присутствуют нарушения нейродинамики;
  • отклонения в работе анализаторов;
  • осложненное, с психопатической формой поведения;
  • умственная недостаточность.

Учитывая этиологию, различают олигофрению:

  • наследственный фактор;
  • последствия внутриутробного поражения ребенка;
  • родовые травмы;
  • отклонения в развитии.

Хромосомные нарушения чаще всего становятся причиной развития олигофрении Для этих состояний характерны структурные повреждения мозга впоследствии хромосомных мутаций.

Также сюда относят:

  • наследственные нарушения обменных процессов в организме;
  • нарушение обмена фенилаланина;
  • неонатальный тиреотоксикоз, который развивается вследствие дефицита йода;
  • гипераргининемия.
  1. Антенатальные причины:

  • токсическое отравление фенолом или свинцом;
  • гипоксия во внутриутробном развитии;
  • инфекции во время беременности;
  • плацентарная недостаточность;
  • преждевременные роды;
  • алкоголизм;
  • прием антибиотиков и некоторых медикаментов, в частности аспирина, во время беременности;
  • влияние радиации;
  • преэклампсия.
  1. Постнатальные причины:
  • асфиксия в момент родов;
  • ЧМТ при родовой деятельности вследствие наложения щипцов;
  • иммунная несовместимость ребенка с матерью (резус-фактор);
  • опухоль в мозгу;
  • менингит при рождении или энцефалит;
  • травма черепа;
  • осложнение скарлатины или кори, перенесенной до трехлетнего возраста.

Симптомы

Признаки олигофрении у детей могут различаться в разные возрастные периоды.

Самые яркие проявления наблюдаются в шестилетнем возрасте. Дело в том, что некоторые признаки можно наблюдать и в более раннем возрасте, однако родители могут их принять за особенности характера. Также стоит учитывать, что то, насколько сильно будет выражено заболевание, зависит от области поражения мозга. Поэтому признаки олигофрении могут возникать даже в первые месяцы жизни крохи.

  1. Для новорожденных характерны такие симптомы:
  • повышенная раздражительность;
  • склонность к судорогам;
  • мышечная слабость;
  • неправильные пропорции;
  • большой череп;
  • визуальные дефекты лица (например, заячья губа или приплюснутый нос).
  1. Для грудных детей характерно:
  • отсутствие любого интереса ко всему вокруг;
  • нет желания контактировать с ровесниками;
  • сложности в понимании разговора взрослых;
  • трудности с воспроизведением слов;
  • ребенок не способен повторить увиденное действие.
  1. Для малышей в дошкольном возрасте характерны:
  • сложности с выполнением простых задач, например, лепка;
  • наблюдаются однообразные действия.
  1. У школьников:
  • нарушенная способность распознавания предметов и их свойств;
  • дети имеют хаотичную активность;
  • искажается получаемая информация;
  • нарушаются речевые навыки;
  • снижается память;
  • возможно полное отсутствие образного мышления;
  • нет чувства сопереживания.

Диагностика

Чтоб с точностью установить наличие олигофрении, необходимо проведение специальных тестов (психологических). Врач оценит умственное и речевое развитие ребенка, словарный запас, отметит, как им воспринимаются окружающие, наличие абстрактного мышления. Важно, что данная методика подходит только деткам, начиная с 3 лет. Если заболевание подозревают у ребенка помладше, то используются следующие способы исследования:

  • МРТ головного мозга;
  • исследование кариотипа;
  • генетические тесты;
  • оценка памяти малыша;
  • скрининг крови на фенилкетонурию и гипотиреоз;
  • энцефалография;
  • пробы врожденных инфекций;
  • комплексное обследование.

Лечение

Полностью избавить малыша от олигофрении не удается. Однако, родителям и врачам под силу сделать коррекцию этого состояния при своевременном выявлении недуга.

Большую роль играют занятия со специалистами:

  • дефектологом, логопедом;
  • психиатром;
  • невропатологом;
  • ортопедом;
  • физиотерапевтом;
  • работникам социальной службы.

Может быть назначена симптоматическая терапия:

  • транквилизаторы, седативные средства, в частности Диазепам или Феназепам;
  • нейролептики, препараты антипсихотического действия, например, Релатин или Ноотропил;
  • гормональные средства, например, Тиреоидин или Гипофизин;
  • прием препаратов для нормализации деятельности центральной нервной системы, например, Пирацетам или Фезам;
  • витаминотерапия, в частности группа В;
  • глутаминовая кислота, которую принимают курсом с целью снижения симптоматики умственной отсталости;
  • психотерапия, психокоррекция, занятия с логопедом;
  • лечебная физкультура и массаж;
  • психомоторная гимнастика.

Воспитание

Таким деткам необходим уход и забота

Особенности детей с олигофренией таковы, что возникает острая необходимость в постоянном уходе и заботе о них.

Если обстановка будет неблагоприятной, то состояние ребенка будет только ухудшаться, причем довольно быстрыми темпами. Могут возникнуть агрессивность, ненависть к окружающему миру, и даже при наличии реабилитации — ее эффективность значительно снизится.

Родители, имеющие такого ребенка должны знать ряд правил и строго их соблюдать:

  • постоянный присмотр за малышом;
  • доброжелательное отношение к крохе;
  • оказание психологической помощи;
  • обучение элементарным навыкам;
  • наличие позитивной мотивации;
  • посещение профильных учреждений;
  • занятия со специалистами;
  • соблюдением всех рекомендаций.

Прогноз

При правильной и своевременной терапии ребенка может ждать практически нормальное будущее

О благоприятном прогнозе можно говорить только при ранней диагностики олигофрении и своевременной терапии. Также это касается легкой степени заболевания. У таких детей можно купировать заболевание, у них появиться возможность освоить некоторые профессии.

Неблагоприятный прогноз будет при запущенном состоянии или тяжелой степени заболевания:

  • инвалидность;
  • неполноценный интеллект;
  • психические расстройства.

Профилактика

Профилактика олигофрении у ребенка направлена на соблюдение всех правил будущей мамочкой

Меры предосторожности должны быть направлены на беременную женщину, когда она вынашивает своего ребенка.

  1. Своевременное постановление на учет.
  2. Регулярное посещение женской консультации.
  3. Выполнение всех необходимых анализов.
  4. Ежедневные прогулки не менее двух часов.
  5. Правильный дневной распорядок.
  6. Здоровый сон.
  7. Отказ от вредных привычек и пищи.
  8. Сбалансированное питание.
  9. Во время родов недопустимо использование щипцов.

Диагноз олигофрения действительно звучит очень страшно. Родители должны понимать, что своевременно отмеченные изменения в организме ребенка, позволят вовремя диагностировать заболевание и начать его лечение. Конечно, полностью избавиться от этого состояния вам не удастся. Однако, вы сможете значительно облегчить жизнь своему ребенку.

Дебильность относится к самой слабой форме умственной отсталости. При сохранности моторики отличается потерей способности к обобщению и абстрактному мышлению. Своевременно начатое лечение дебильности позволяет сохранить многие функции больного, позволяющие ему вести практически нормальный образ жизни, посещать учебные заведения, трудоустроиться.

Что представляет собой дебильность

Дебильностью называется самая легкая степень олигофрении, вызванная поражением головного мозга и задержкой психоэмоционального развития. Следующими этапами поражения становится олигофрения и идиотия. У больных отсутствует возможность к абстрактно-образному мышлению, не в состоянии строить сложные умственные заключения, легковнушаемы, безинициативны. Больные нуждаются с социальном воспитании и адаптации.

Среди причин, взывающих патологию:

  • наследственная предрасположенность;
  • болезни матери в период беременности;
  • курение и алкоголизма матери в период беременности;
  • сложные роды, недоношенность;
  • плохая социальная обстановка в семье ребенка в первые месяцы и годы жизни;
  • физические травм головы, с поражением мозга;
  • психологические травмы, связанные с криками родителей на новорожденного, неприятием ребенка с отсутствием тактильного и эмоционального контакта.

Больным требуется постоянный контроль психиатра, психолога и дефектолога. Может назначаться поддерживающая терапия. Эта патология является самой частой причиной снижения интеллекта, диагностируемого у детей. Она отмечается у порядка 75% пациентов, страдающих этим диагнозом. Больные легкой формой часто работают самостоятельно, успешно обслуживают сами себя, нуждаются в минимальной сторонней помощи.

Симптомы дебильности

Ребенок, у которого присутствует дебильность, уже в первые месяцы жизни начинает отличаться от ровесников. В перечень симптомов, показывающих присутствие патологии, входит:

  • отставание в развитии физических навыков, ребенок позже начинает переворачиваться, садиться, ползать, ходить;
  • первые слова произносятся на несколько лет позже, чем полагается по возрасту, у многих детей словарный запас на протяжении всей жизни не превышает 100-200 слов;
  • абстрактный тип мышления отсутствует, нет понимания понятия время и пространство;
  • способность к запоминанию снижена;
  • присутствуют проблемы с концентрацией внимания в работе или учебе;
  • люди с дебильностью легко подчиняются влиянию;
  • возможны вспышки агрессии, раздражительности и злости, способные стать причиной причинения физического вреда окружающим.

Полный перечень симптоматики редко присутствует одновременно у одного человека. Индивидуален и уровень выраженности каждого из симптомов.

Лечение дебильности

Данная патология требуется обязательного постоянного лечения, посещения профилактических осмотров, выполнение рекомендаций лечащего врача. Программы лечения разрабатываются для каждого пациента индивидуально в зависимости от возраста, пола, степени и сопутствующих диагнозов.

Дебильность у детей

Дебильность у детей становится заметна в самом раннем возрасте. Малыш начинает позже ровесников держать головку, переворачиваться, его движения заторможены или хаотичны. Полное излечение невозможно, но терапия, начатая на ранних этапах развития малыша, позволяет скорректировать развитие, подобрать программы адаптации. Маленьким детям рекомендовано проведение массажей, занятия с дефектологом и логопедом. Среди медикаментозных препаратов отдается предпочтение назначению ноотропных препаратов, которые улучшают работу головного мозга. Таких, как Глицин. Во время вспышек агрессивности могут назначаться успокоительные народные сборы или легкие антидепрессанты.

Дебильность у подростков

В подростковом возрасте дебильность требуется тщательного контроля медиков. В переходном возрасте симптомы патологии способны усиливаться. Половое созревание, изменение гормонального статуса часто повышает риск возникновения агрессии.

В этом возрасте у детей снижаются способности к абстрактному мышлению еще на большей стадии, чем в детские годы. Часто начинают забываться знания, полученные в школе. Новые навыки осваиваются все медленнее и сложнее. Моторика остается сохранной. Повышается уровень либидо, подростки без контроля родителей способны стать сексуально распущенными. Им сложно контролировать физиологические сексуальные позывы.

Дебильность у взрослых

В случае проведения лечения дебильности с раннего возраста эта патология у взрослых может быть нивелирована. Во взрослом возрасте коэффициент IQ варьируется при легкой стадии от 50 до 70. Большая часть пациентов имеют навыки чтения и письма. Способны писать простые слова под диктовку, в некоторых случаях выполнять несложные математические действия.

Большая часть взрослых, которым установлен диагноз, испытывают проблемы в самостоятельной жизни в виду отсутствия абстрактного мышления. Им бывает сложно самостоятельно распоряжаться финансами. Они способны выполнять несложную механическую деятельность, устраиваясь на работу, даже получать заработную плату. Но распоряжаться средствами, совершать покупки следует адекватному человеку, который проживает совместно с больным. Во взрослом возрасте пациенты с любой стадией дебильности испытывают проблемы в обслуживании себя.

Дебильность у женщин

У многих женщин такой вариант легкой степени умственной отсталости может внешне практически не проявляться. Женщины с низким показателем IQ успешно справляются с выполнением домашних обязанностей. Они могут выполнять обязанности нянечек и сиделок при контроле другого специалиста. Существенным минусом диагноза становится повышенная сексуальная потребность.

Дебильность у мужчин

Во взрослом возрасте мужчины, страдающие такой легкой степенью умственной отсталости, как дебильность, отличаются сохранной моторикой, но за счет отсутствия способности к абстрактному мышлению у них могут возникать проблемы с самообслуживанием. Риском становится присущая этому диагнозу повышенная сексуальная возбудимость. При неудовлетворении этого типа физиологической потребности пациенты становятся агрессивными и раздражительными. Требуется постоянная корректирующая терапия снимающая атаки агрессии и снижающая либидо.

Степени дебильности

В медицинской практике выделяется несколько степеней дебильности. Они устанавливаются после проведения тщательных исследований с установкой параметров коэффициента IQ.

Легкая степень дебильности

Устанавливается больным, чей коэффициент составляет 65-70. Такие пациенты способны овладевать простыми рабочими специальностями, обслуживать себя, причесываться, чистить зубы, ходить в туалет. У таких пациентов сохраняется способность вливаться в коллектив, поддерживать личные отношения. Такие больные часто создают семьи. Часто проявляется талант к творческим специальностям. Известным примером присутствия уникальных способностей становится пациент французской психиатрической клиники, не способный к абстрактному мышлению, но прекрасно считающий в уме. Вне зависимости от присутствия или отсутствия узконаправленных талантов, больные отличаются высоким уровнем внушаемости, не готовы принимать решения и отвечать за свои действия.

При отсутствии должного уровня контроля за состоянием ребенка, его успехами в учебе и социальном развитии легкая степень дебильности часто диагностируется уже при поступлении ребенка в школу. Такие дети не способны справляться с заданиями школьной программы первого-второго класса. Диагностика проводится школьным психологом. После обследования и предположения диагноза, ребенок направляется на прохождение медико-социальной экспертизы.

Средняя стадия (умеренная дебильность)

Ставится при IQ 60-64. Такие люди испытывают проблемы с исполнением бытовых обязанностей без посторонней помощи. Могут выполнять только заученные действия, например, расклеивать объявления, но способны быстро оставить занятия из-за отсутствия концентрации внимания. Отличаются косноязычностью. Возможности к творчеству практически отсутствуют. Нуждаются в постоянном контроле органами социальной защиты или родителями.

Тяжелая стадия

В такой ситуации уровень IQ составляет от 50 до 59 баллов. Отмечается у небольшого числа лиц, страдающих умственной отсталостью. Больные требуются в постоянной помощи. Отличаются эмоциональной торпидностью. При которой больной сохраняет одну и ту же эмоцию длительное время. В случае отсутствия контроля могут отправиться бродяжничать, склонны к наркомании и алкоголизму. В такой ситуации продолжительность жизни очень короткая. Внешне патология хорошо заметна даже без вербального общения, нарушена моторика, память и внимание.

Дебильность идиотия

Часто для обывателя, впервые столкнувшегося с умственной отсталостью, наименования поставленных диагнозов способны напомнить только ругательства. На самом деле слова «дебильность», «имбецильность», «идиотия» являются названиями стадий такого типа патологии, как олигофрения.

Пациенты, страдающие дебильностью, в большинстве ситуаций сохраняют способность к самообслуживанию. Они обучаемы. Проходят программ средней общеобразовательной школы, адаптированную для больных с умственным отставанием. Как правило, обучение проводится в специализированных школах VIII типа. По итогам обучения в зависимости от степени дебильности или получают нерабочую группу инвалидности, или направляются на дальнейшее обучение для получения навыков простых рабочих специальностей.

При умеренной стадии коэффициент IQ составляет 20-50 баллов. При имбецильности высшие функции головного мозга остаются на самых ранних уровнях развития. Часто таких больных называют вечными детьми. Как и при дебильности, они могут быть склоны к повышенной агрессии, возбудимости, страдают от повышенного уровня либидо. У таких пациентов часто изменена форма черепа, с проявлениями гидро- и микрофефалии. Часто изменен прикус, взгляд застывший, немигающий, мимика практически отсутствует.

Идиотия, с показателем IQ менее 20. При этой форме пациент остается вечным младенцем. Его психологический возраст не превышает трех лет. Исполняет только основные физиологические потребности, обслуживать сам себя не в состоянии. За счет низких физиологических показателей продолжительность редко превышает 20 лет.

Вне зависимости от стадии заболевания пациенты постоянно нуждаются в контроле со стороны родственников и врачей. Для улучшения качества жизни больные проходят социальную реабилитацию.

Они нуждаются в постоянно поддерживающей терапии. Своевременное обращение в клинику помогает сохранить и даже развить потенциальные возможности пациента, страдающего этой патологией умственного развития. Для сохранения полученных в детском и подростковом возрасте навыков и знаний взрослым людям, страдающим дебильностью, требуется постоянно проходить социальную реабилитацию, повторять выученные знания. Врачи корректируют физическое и эмоциональное состояние, устраняя возможные приступы агрессии и раздражительности. Заболевание хорошо поддается коррекции.

Отставание по умственным способностям от сверстников называется слабоумием. Проблема может быть как врожденной, так и приобретенной. Доктора предпринимают все усилия и новейшие методики, чтобы минимизировать дефект, дополнительно применяются игры для детей с умственной отсталостью.

При патологиях в структуре мозга возникают необратимые процессы, влияющие на умственные, интеллектуальные способности ребенка. Недоразвитость, отставание от развития доктора именуют олигофренией или слабоумием и относят в мкб 10 к коду F-70-79. Каждое из этих состояний представляет собой большую трагедию, а также проблемы в социальной сфере.

Игры для детей с умственной отсталостью могут быть частью лечебного процесса

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

При нормальном развитии, человек с момента рождения обретает навыки высших психических функций, к которым относится мышление, речь, восприятие реальности, память. Что касается лиц со слабоумием, то у них наблюдаются особенности высших психических функций. Они утрачены частично или полностью, все зависит от тяжести недуга. Болезнь встречается примерно у 3% из общего числа новорожденных, что говорит об актуальности проблемы. В зависимости от формы болезни, причин развития слабоумия, умственная недоразвитость может иметь различные степени.

Первая ступень — проблемы с восприятием, которой сопутствуют нередко плохой слух, зрение, скудность речи. Но даже если с анализаторами все в порядке, возникает расстройство обобщения восприятия, замедленность в понимании по сравнению со здоровыми детишками. При олигофрении, ребенок может охватывать только отдельные части предмета, прослушанного материала, не вникая в важные моменты.

Серьезное нарушение интеллектуальных способностей вызывает особенности речевого развития у детей с умственной отсталостью. Как правило, речь запаздывает, или наблюдается чрезмерный поток фраз, которые по неопытности можно воспринять за богатую речь. Главное прислушаться и будет понятно, это всего лишь набор фраз ничего не значащих, на уровне одной интонации и свидетельствующих о проблеме с психикой. Нередко, если у ребенка присутствует сложная форма умственной отсталости, что называется имбецилизм, речь может полностью отсутствовать, что свидетельствует о глубоком поражении мозга из-за гидроцефалии.

Примерно в 3-4-х летнем возрасте, речевое развитие немного улучшается — ребенок может улавливать интонации, мимику родителей, вникать в отдельные фразы, слова, что позволяет обогатить словарный состав, но состояние все же остается ограниченным.

Зачем нужны корректирующие игры

Ребенку трудно или совсем не дается обучение в общеобразовательных заведениях, он не способен адаптироваться в социуме. По этой причине, разработаны программы, называемые коррекционно-развивающими, так как болезнь не лечится, а только поддается корректировке интеллектуальная, умственная составляющая.

Игры помогают детям адаптироваться в социуме

Важно: не стоит ожидать мгновенных результатов от занятий, родителям придется набраться терпения и мудрости, чтобы добиться прогресса в развитии малыша.

Подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Игры на развитие двигательных способностей отлично развивают мелкую моторику, координацию, равновесие, позволяют концентрировать внимание на определенном объекте. Малыш осваивает простое представление о расстоянии, величине, весе предмета.

Водители

Встать рядом с малышом и повторять: Мы едем, едем на машинке, нажимаем ножками на педали, включаем газ, потом выключаем. Смотрим внимательно вперед. Идет дождь и дворники стирают капельки — то вправо, то влево. Теперь стекла без воды! Водители мы хоть куда! Во время инсценировки, детишки должны повторять за преподавателем движения ножками и ручками.

Мой танец

Детей нужно собрать в хоровод и напевать: Детки, нам навстречу летят красивые бабочки, они танцуют и кружат под музыку. Давайте повторим за ними и будем также кружиться. Под звуки ритма, учитель делает разные движения руками, ногами, а дети повторяют за ним. В определенный момент, преподаватель должен коснуться одного из ребятишек, он выходит в центр круга и танцует по своему, затем в игру вступает следующий участник.

Что там летает?

Учитель называет предмет, летающий в воздухе. Ребенок должен ответить, что это летает и махать руками как крыльями. Если преподаватель произносит слово, принадлежащее нелетающему объекту, малыш сидит спокойно.

Найди ухо и нос

Учитель должен дать команду — произнести слово «нос» и дотронуться до носа, затем «ухо» — прикоснутся к уху. Первая попытка должна совершаться вместе с ребенком, вторую малыш должен сделать сам.

Запрещенные движения

Учитель совершает движение, которое нельзя повторять детям, затем дополняет действия взмахами рук и ног, которые также нельзя воспроизводить. Тот, кто «ослушался» и повторил действия, выбывает из игры.

Есть или не есть

С произнесением слов, учитель бросает детям мяч. Слово может означать съедобный или несъедобный предмет. Если кто-то поймал мяч при «несъедобном» — выбывает из игры.

Игры, направленные на развитие речи у детей с умственным отставанием

Витрина магазина

Учитель ведет малышей к небольшой витрине, называя ее Лавкой Сказочника. Там расставлена яркая посуда, а дети становятся в очередь. Когда малыш подходит, учитель спрашивает, что ему продать и отпускает товар только тогда, когда «покупатель» назовет предмет, его цвет. Игру можно закончить с полной реализацией представленного товара.

Некоторые игры помогают развивать у детей речь

За что меня любят

Вместе с учителем, детки идут по дороге в Страну Сказок, на их пути встречается волк. Пока малыши не расскажут, за что его можно полюбить, прохода нет.

Выбери себе имя

Чтобы продолжить путь по дороге Сказок, малышам нужно придумать себе имя, которое им нравится. Преподавателю нужно задать вопрос — почему именно это имя выбрал тот или иной ребенок.

Разработка зрительной внимательности

Найди лишнее

На карточке нарисовано 6-10 объектов, из которых 2 совершенно одинаковых рисунка. Ребенку нужно найти их и озвучить.

Укажи лишнее

На картинке 5 одинаковых рисунков и один отличающийся. Малыш должен указать на лишний предмет.

Ищем отличия

На карточке нарисованы две картинки, у них есть несколько отличий, которые должен найти ребенок.

Строим узоры

Малышу нужно дать цветные палочки, мозаику, чтоб он выложил букву, узор, цифру и т.д.

Мастерим бусы

Нужно взять два цвета (или вида) бус и показать схему, по которой ребенку нужно их нанизать на нить.

Выходим из лабиринта

Представить карточку, на которой нарисован лабиринт. Дитя должно взглядом показать пути и выход. Если сложно сделать это только глазами, дать карандаш, палочку.

Есть игры, которые помогают развивать внимание

Пиктограмма — как способ общения

При тяжелой или умеренной степени болезни, для облегчения коммуникации разработаны пиктограммы для детей с умственной отсталостью. Малыш общается символом как письмом, который выражает его мысли. Пиктограммами пользуется весь мир, вспомним хотя бы дорожные знаки, спортивные символы и т.д. Метод был создан в Советском Союзе еще в 30-х годах 20-го века.

Каждая картинка должна быть простой, конкретной, соответствовать банальным желаниям ребенка. Всего система пиктографии для умственно отсталых состоит из шестидесяти картинок для 10-ти разделов:

  • общие символы, предназначенные для взаимосвязи;
  • качественные обозначения: плохо, хорошо, очень хорошо;
  • знаки, выражающие состояние ребенка, его здоровья;
  • знаки, обозначающие еду, посуду;
  • предметы быта;
  • знаки, указывающие на гигиену;
  • занятия, игры;
  • ощущения, чувства;
  • отдых, работа;
  • вера, религия.

Особенности развития детей с умственной отсталостью требуют от его родителей массу терпения, внимания, ответственности. Растить такого малыша нелегко, придется быть его верным спутником по ходу всей жизни. Не стоит зацикливаться на разработанных специалистами программах по развитию элементарных навыков, хотя они дают отличные результаты.

К развитию детей с умственной отсталостью следует подходить с особенным вниманием

Важно уделять любимому чаду больше внимания, совершать прогулки, лучше в красивых местах, начиная с ближнего расстояния, двора, улицы, затем на берегу реки, моря, в зеленой зоне. По ходу можно говорить с ним на доступные темы, пытаться вызвать у него реакцию на беседу, пусть это будет мимика, жесты, глухие звуки. Благодаря легкому променаду, у ребенка будет развиваться внимание, наблюдательность, память.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *