Никому ничего не должен

Ощущение собственной ненужности и одиночества знакомо очень многим людям – и не только тихоням-домоседам, но и тем, у кого множество знакомых. Если и к вам приходила мысль «Я никому не нужна, как жить дальше?», sympaty.net подскажет, как с ней справиться.

Для чего быть нужной кому-то?

Это может показаться риторическим вопросом – ведь ясно, что без каких-то людей, с которыми можно постоянно взаимодействовать, человек одинок и ему, вроде как, должно быть плохо. И в качестве примеров «нужности» приводят обычно романтические отношения, семью, близкую дружбу. И, соответственно, имеющих все это людей априори считают более счастливыми.

Однако в жизни счастливы далеко не все, кто «нужны». Родители устают от детей, взрослые дети – от «токсичных», самоутверждающихся на них родителей.

В супружеских парах «нужность» гораздо чаще означает не любовь, а бытовое и эмоциональное обслуживание партнера.

Да и вне брака отношения часто являются просто набором удобств со стороны парня/девушки: есть с кем провести время, заняться сексом, появиться в обществе и т.д. Друзья нередко оказываются людьми, которые тоже занимаются «эмоциональной эксплуатацией» тех, с кем дружат.

Поэтому, прежде чем всерьез страдать, что «вот мне уже 18/ 20/ 30/ 40 лет, никому не нужна, что делать и за кого ухватиться?» — подумайте о том, а готовы ли вы к негативному сценарию «нужности»? Потому что идиллические мечты о взаимопонимании редко сбываются в полном объеме – к сожалению, гораздо чаще люди людьми просто пользуются. И ухватиться за какой-то «последний шанс», на самом деле, гораздо проще, чем потом этот «шанс» с себя сбросить!

Прежде чем искать кого-то, нужно реалистично представить – а на что вы конкретно готовы пойти, чтобы ощутить себя нужной? Например, думая о том, что делать, если никому не нужен, и даже родителям, подумайте – а готовы ли вы решать проблемы этих родителей до конца их жизни, готовы ли «подкармливать» их согласием на все их поучения, требования и капризы?

Желая стать нужной любимому человеку, представьте – сможете ли вы спокойно и с радостью находиться с ним в одном доме сутками напролет, готовы к его плохому настроению, болезням, ссорам, недопониманию, совместному быту?..

И после непредвзятого взгляда на эти вопросы может оказаться, что ваше желание быть нужной легко можно удовлетворить куда менее сложными способами и без риска попасть в зависимые отношения.

Как окружить себя людьми, которым вы будете нужны?

Совет «Красивой и Успешной»: не начинайте свою социализацию с поисков «того самого единственного». Если так сложилось, что у вас на данный момент нет друзей – то не кидайтесь на каждого нового знакомца с надеждой, что вот с ним-то и сложится то задушевное общение.

Начните с расширения круга знакомств – пусть вокруг вас станет больше новых людей, а потом, спустя какое-то время, с некоторыми вы наверняка сблизитесь.

Хорошие варианты, где найти новые компании для неформального общения:

  • Волонтерство. Любое волонтерство – отличный способ почувствовать себя нужной тем, кто нуждается в вашей помощи. Конечно, не все могут заниматься психологически тяжелым волонтерством (например, в хосписах), но если вы найдете ту сферу, где почувствуете себя на своем месте – то у вас появятся и соратники-единомышленники, и благодарные подопечные.
  • Волонтерство, связанное с поездками. Таких проектов много – поволонтерить и провести время с местными можно и в своей стране, и в других странах. Если вас не пугают путешествия, можете поискать такие варианты.
  • Общественный активизм, участие в общественных организациях. Опять же, хороший вариант оказаться среди единомышленников.
  • Творческое хобби. Почти во всех городах есть свои музыкальные, литературные, арт-тусовки, и если вам есть с чем туда прийти – очень скоро сугубо творческое взаимодействие обрастет приятельствами и дружбами. Кроме того, демонстрация своего творчества дает ощущение нужности зрителям/слушателям/читателям, то есть творческую реализованность.
  • Работа в команде. Не любая работа с людьми приводит к неформальному сближению, но в креативных командах, где сотрудников действительно объединяет то, над чем они работают, обычно находятся близкие по духу люди, с которыми есть о чем поговорить.
  • Сайты знакомств. Как ни банально, но да. Пусть даже вы не встретите любовь всей жизни, но, по крайней мере, общение, свидания и секс там найти можно без проблем (если, конечно, вы этого хотите).

И не думайте, что вот вам-то все это уже поздно (или «не возьмут», «не выберут», «не примут»). Если действительно где-то не примут – примут в другом месте и в другой компании. И не бывает людей «слишком взрослых», «совсем бесталанных», и т.д. – каждый может быть где-то кому-то нужен, главное – не бояться искать своё место и своих людей!

Как перестать выпивать «за компанию»? Что такое гостинг в отношениях? Что такое Self-partnering простым языком?

Не забудьте поставить 👍, если понравилось, а также подписаться на канал, чтобы быть в курсе новостей с Красивой и Успешной 🙌

Недавно, на просторах Интернета, я обнаружил статью, которая была обращена к читателю, приглашая его жить с такой мыслью: «Вам никто ничего не должен», «никто никому ничего не должен». Причем данные идеи были поданы как практика повседневности. И действительно, через СМИ, фильмы, журналы мы слышим подобные идеи, которые, якобы, помогают человеку, делают его жизнь комфортной. Если Вы не имеете ожиданий – то и разочарований не будет. А так ли это на самом деле? Может ли такое вообще быть в действительности?

Ниже, в данной статье, я хочу поразмышлять на эту тему, показать иной, альтернативный взгляд на данные идеи. Я исхожу из простого мотива: мне хочется, чтобы люди научились думать самостоятельно, невзирая на красочность и привлекательность тех либеральных идей, которые наводнили нашу жизнь. И если то, о чем я скажу ниже, подтолкнет читателя к размышлениям и действиям, то задача этой статьи будет решена.

Когда я слышу слова «никто никому ничего не должен», у меня возникает ощущение, что это говорит человек, не имеющий никакой социальной ответственности. В действительности, человек живет в обществе. И в рамках общественной жизни, у него есть обязательства перед другими людьми.

«Никто никому ничего не должен» и «не следует иметь ожидания от других людей» — эта идея ложна по своей сути и вредна, только по той простой причине, что в этой идее нет диалога, нет взаимодействия между людьми, нет договоренностей, отношений. Данная идея разрушает коллективную идентичность. Раз никто никому ничего не должен, получается человек может обойтись без другого. Идею, отраженную в названии статьи, можно смело назвать девизом общества эгоистов. Но в действительности, мы наблюдаем совершенно другое. Без себе подобного, человек перестает быть человеком, потому что только в диалоге с другим, человек сохраняет себя, свое человеческое. Даже Робинзону понадобился Пятница для того, чтобы остаться человеком.

Живя в обществе, невозможно не иметь ожиданий от других людей, поскольку наши ожидания – это одна из основ диалога, договоренностей. Социальная жизнь людей – это договоренности. Мы всегда с кем-то и о чем-то договариваемся. И не важно, формальные это договоренности (возведенные в законы, правила) или неформальные. Социальные нормы и договоренности, это как раз проявления человеческой культуры. У животных нет социальных норм. У них только инстинкты. Читатель, который разделяет идею в заглавии, Вы хотите жить одними инстинктами?

Люди, которые говорят, что у них нет ожиданий – глубоко заблуждаются и обманывают себя и других. Примеров этому масса: когда человек приходит к врачу, он ожидает, что ему помогут, что врач будет его лечить. Когда мы отдаем своего ребенка в школу, мы ожидаем от учителя, что он будет учить. От близких мы ожидаем как минимум, принятия, диалога, чувств. Даже в конце месяца мы ожидаем, что получим свою зарплату на работе. И это тоже ожидания. Человек, который ничего не может дать обществу – бесполезен для него. И общество от него избавляется.

Если следовать идее, что никто никому ничего не должен, то между людьми не будет договоренностей. На нарушение существующих договоренностей и границ люди, согласно этой идее, должны реагировать спокойно или, по крайней мере, равнодушно. Тогда откуда обиды друг на друга у людей? Обида – это замаскированное требование. Сколько существует человечество, эта социальная эмоция всегда была, а это значит, что люди всегда имели ожидания друг от друга. Если бы эта идея была жизнеспособна, люди бы давно убрали обиды из своей жизни.

Как Вам такая ситуация? Молодая женщина, у которой родился ребенок, скажет: «А я никому ничего должна и мне никто ничего не должен. И поэтому не буду жертвовать своим временем, карьерой ради ребенка». Многие из женщин скажут, что это недопустимо. Или представьте себе ситуацию, что во время Второй мировой войны люди бы сказали: «А мы никому ничего не должны, поэтому штык в землю». Последствия таких заявлений не трудно представить. Такое общество не жизнеспособно.

Диалектика

Наша жизнь полна противоречий, мы сами постоянно сталкиваемся с ними. Да что говорить – человек как сущность, сам противоречив. И не потому, что с ним что-то не так, а потому что жизнь так устроена. Возьмите любое социальное явление, процесс, сущность и Вы обнаружите, что в этом всегда есть противоречия. Это доказано математически. Любознательным рекомендую ознакомиться с теоремой о неполноте Гёделя.

В нас есть одновременно часть мужского и женского. Мы одновременно сильны и слабы. Про себя мы можем сказать, что у нас есть время и его нет. И таких примеров – масса.

Противоречие на уровне языка и смысла – это противоположные полюса. Любая проблема в жизни человека – это столкновение противоречий. Люди, когда сталкиваются с противоречиями в жизни, хотят взять и отбросить один из полюсов. Например: хочу быть сильным и не признаю свою слабость. Хочу всегда поступать правильно – и не признаю ошибок. Но поскольку диалектика жизни в том, что есть оба полюса, то полностью отбросить не получится. Противоречия можно только примирить (от слова «примирение»), найдя синтез. Если хотите, баланс одного и другого полюса.

Идея «никто никому ничего не должен» — это всего лишь один из полюсов. Второй, противоположный полюс – это идея «все кому-то чего-то должны» или очень часто люди говорят себе «все мне что-то должны».

Когда человек думает, что ему все должны, мы говорим о личной безответственности такого человека. А когда никто никому ничего не должен – это социальная безответственность. Получается, люди, которые предлагают нам жить в этой идее, предлагают нам из одной крайности перейти в другую. Жить социально безответственным индивидом. Хороший выбор. Страшнее другое, что такие предложения можно нередко слышать от некоторых коллег-психологов, которые транслируют это не только себе, но и своим клиентам, предлагая идеи эгоистического существования индивидов. Я специально подчеркиваю, индивидов, а не личностей, поскольку личность формируется только в диалоге. Как говорится в поговорке: «они не ведают, что творят».

Чем же эта идея привлекательна?

Отчасти, на этот вопрос я дал ответ выше. Некоторые из моих коллег предлагают эту идею и «стоят за нее горой», как универсальную рекомендацию тем, у кого есть проблемы с личной ответственностью, маскируя ее как «развитие личности», «ответственностью за собственную жизнь» и т.д. Но помимо личной ответственности есть еще ответственность социальная. И действительно, когда клиент приходит с идеей, что «все мне должны», на лицо – отсутствие ответственности за то, что происходит в его жизни. Он находится как маятник на одном из полюсов. И психолог предлагает ему другой полюс. По сути – такой же, но с другой стороны. В этом диалектическая особенность. И в чем тогда здесь «личностное развитие»? Смена шила на мыло. Может быть, для человека, кто тотально безответственен по отношению к собственной жизни и никогда не был в противоположном полюсе, переход в другой полюс, возможно, с натяжкой можно назвать «личностным развитием». Сомневаюсь.

С другой стороны, для обычных людей эта идея привлекательна еще тем, что она может выступать как очень мощный щит, чтобы не вступать в определенный опыт, чтобы не связывать себя долгом или обязательствами тогда, когда это не особо выгодно. В общем, та же картина безответственного поведения.

Брать и давать. Взаимообмен.

Живя в обществе, человек находится в диалоге и в ожиданиях относительно других людей. И в своих общественных отношениях, мы очень часто находимся в процессе взаимообмена. Диалог без этого невозможен. В этом плане мне вспомнились работы известного немецкого психолога и философа Б. Хеллингера, который описывал процесс взаимообмена «брать и давать». Давайте поразмышляем над этим с позиции взаимообмена и идей Б. Хеллингера.

Когда мне предлагают идею о том, что «мне никто ничего не должен», в этом есть здравый смысл, который призывает меня не строить излишних ожиданий и требований по отношению к другим людям и брать ответственность за свою жизнь. Отличная идея. Полностью ее разделяю. Но, как я уже говорил, есть другой полюс. Хеллингер пишет, что когда мы что-то даем другому человеку, обязательно нужно дать ему возможность отдать что-то взамен. Взяв что-то от другого, мы становимся ему должны (уходим в полюс «брать»), и для восстановления равновесия необходимо уйти в полюс «давать», чтобы не возникало чувства вины. Люди, которые говорят нам «ты мне ничего не должен», разрывают этот процесс, не дают человеку «отдать», восстановить этот баланс. Хелленгер пишет о том, что те, кто только отдают и при этом не берут (запрещают себе брать), в некотором смысле возвышаются над людьми, порождая чувство вины, у тех, кто давал. Нетрудно догадаться, что в вышеописанных строках – это ни что иное, как нарушение баланса и уход то в один полюс, то в другой. Но жизнь диалектична!

Заключение

«И что же предлагается?» — скажет читатель. Автор много наговорил, но ничего не предложил? Выход из противоречий, о которых шла речь – в их синтезе. Идея в том, что мы должны и не должны одновременно, что нам кто-то что-то должен и не должен одновременно. Мы должны и не должны. Одномоментно, в единстве этого «должен» и «не должен». Вопрос в контексте, месте, времени, ситуации, Мере – как единстве категорий количества и качества в своей цельности. Человек не может отделить себя от общества ни физически, ни психологически, ни культурно, иначе он перестанет быть человеком. Даже монах-затворник находится в диалоге с Богом! Без людей, но в диалоге, соответственно, психологически он уже в обществе. Каким образом культуру, как сущность, отнять у человека? Только если превратить его в животное (подобные удачные эксперименты были осуществлены нацистами), но, и в этом случае, оставалась частичка социального, а, следовательно, культурного взаимодействия между людьми.

И как же примирять эти противоречия? Ключ к этому находится в культурном опыте человека и человечества, в сказках, художественной литературе, историях, мифах, пословицах. Это источник, целая кладезь «решений» по синтезу непримиримых, на первый взгляд, вещей.

Мне хочется, чтобы читатель думал, думал самостоятельно, цельно, смог отделять или «размысливать» те идеи, которыми наполнена наша современная жизнь. А поскольку не все идеи одинаково полезны, то смог разобраться в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». В этом мои ожидания от читателя. Как сказал философ Мераб Мамардашвили «Дьявол играет нами, если мы не мыслим точно». А мне хочется, чтобы в большей степени нами играл не Дьявол, а Бог. А Вам?

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.

«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.

(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой*)

* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема поиска любви. (Почему каждый человек стремится обрести любовь?) Люди стремятся обрести любовь, чтобы уйти от одиночества и получить душевную опору, разделить с человеком свою жизнь: сделать общими не только радости, но и обиды, и огорчения.
2. Проблема отношения к любви. (Как нужно относиться к обретённой любви?) Обретённую любовь нужно сохранять, лелеять и бережно взращивать, а не разрушать, бездумно используя власть над любимым.
3. Проблема сущности любви. (Что такое любовь? Когда начинается любовь?) Любовь – это трудная душевная работа, которая не каждому под силу. Любовь начинается тогда, когда люди понимают, что всё выдержат и всё перетерпят ради любимых.
4. Проблема сохранения любви. (Нужно ли удерживать любовь? Как можно удержать любовь? Как можно использовать власть, которую люди обретают над теми, кто их любит?) В совете удерживать любовь заключается житейская мудрость. Чтобы удержать любовь, нужно разумно пользоваться той властью, которую человек имеет над тем, кто его любит, и не требовать от любящего невозможного, а постепенно приручать его и позволять ему приручать себя.
5. Проблема существования законов любви. (Существуют ли законы любви?) У любви есть свои законы, и главный и неоспоримый её закон – добровольность: люди делают для любимых что-то хорошее, потому что сами получают от этого радость, потому что они не могут жить иначе.

Это, мягко говоря, не так…

Откуда пошла в массы эта полюбившаяся многими фраза: «Никто никому ничего не должен”? Это отвратительное утверждение. Лживое по своей сути, ибо человек — социальное существо. А вступая в отношения любого рода, ты становишься должен. Потому что дал надежду, пообещал, скрепил печатью или словом. Потому что есть совесть, в конце концов.

Ты впустил человека в свое окружение, ты позволил ему войти в свою жизнь и вошел в его — этим ты взял на себя обязательства. Обязательства перед ним и перед собой. С какого-то момента тебе не все равно, что происходит с человеком — вы в связке. Представьте себя альпинистом, и как вы кричите своему напарнику, в сцепке с вами: «Эй, друг, я заколебался, устал. Отсоединяю тебя — я тебе ничего не должен”. Должен, сука, потому что в связке.

Мы должны своим детям, потому что они нас не просили. Мы должны своим родителям, потому что мы их не просили, но живем и наслаждаемся жизнью. Мы должны друзьям, потому что это мы их таковыми сделали. Мы должны тем, кому сказали: «Люблю”, и должны даже тогда, когда не сказали, но вошли с человеком в отношения.

И свободных отношений не бывает. Этот термин для тех, у кого с ответственностью плохо (сейчас или вообще). Само слово «отношения” предполагает, что ты с человеком не просто бегло соприкоснулся, ты вошел в тесный контакт, защитная оболочка растаяла — вот за оберег этой ранимости ты и отвечаешь.

Если ты — моя подруга, я отвечаю за то, чтобы ты не бросилась под поезд, если ты мне рассказала о своей беде. Ровно на пятьдесят процентов отвечаю. И буду отвечать на все сто, если скажу: «Не грузи меня, своих забот хватает”.

Если твоя женщина плачет, это может быть не потому, что она истеричка, а потому, что ты сделал ей больно. Ее вина, что она принимает эту обиду, твоя — что ты сказал или сделал.

Находясь в отношениях, мы неизбежно влияем друг на друга. Поэтому и должны отвечать за это влияние. «Мы в ответе за тех, кого приручили”.

А насаждаемая идеология индивидуализма ведет к разрушению отношений. Вместо друга — психоаналитик, вместо любви — секс, вместо подлинной близости — 148 каналов кабельного телевидения и Интернет.

Когда никто никому ничего не должен, жить проще. Долг и ответственность требуют душевной работы.

СТИХИ ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ

искать указывать скулить
скулу направо и неправо
не надо много говорить
а только слушать и скучать

кусаться треск определять
кого кого вы умывали
куда куда – но никогда
не станет тем-то и едва ли
вовне исчезнет навсегда

ремарки неясности или
помарки подарки часы
кого мне вчера приносили
повисли на вас навсегда

а как было ране – не помним
не помним как было потом
как не было смотрим но снова
не мыслим не мыслим не мы

ваше горе неуместно
рано равенство и смерть
рано раннее копыто
в точку можно посмотреть

ничего нам не приятно
неприятно но не нам
наверху по праву права
что-то станется опять

палач несёт пятнистый мяч
несётся ветер по старинке
ползёт по ветке враг рогач
вытягивается ночь по струнке

отныне на войне война
и паранойя непременна
вострепетать подобно нам
немедля испариться ввысь

цыц неприятное поход
приятен свет но где он
напомни песню аве демон
не смейся право в стороне

окно оно почти ничто
не прекращается не стонет
и песнь давидову поёт

* * *

как по рекам преисподним
шёл недобрый пароход
пассажиры кто в исподнем
кто до косточек раздет
бескозырки у матросов
капитан так вовсе бес
сер порой порою розов
а порою цвета без

* * *

краплёные карты отчизны
я здесь никогда не умру
я здесь не дождусь укоризны
имперская стонет дыра

однако зачем она стонет
когда там не будет меня
душа в захолустии вянет
и в доме погасли огни

* * *

отказной подписан лист
под названьем атавизм
человек не что иное
как дитятко паранойи

деньги плочены уже
и легка походка
мысль вертится ужом
выветрилась водка

* * *

Виются змеи средь меня,
Но не сдаюсь им в плен
Мой месяц ябрь, мой месяц раль
My love – канцероген

Пока витийствует любой –
Я всякий, и такой
Порядок жизни всем хорош,
К тому же не впервой

Но только мозг, тесало дней
Лежит и шебуршит
Течёт уставшая вода
И ветр над ней визжит

* * *

Телевизор, ты меня переживёшь
Я родился с дырою на боку
Я на ангела картонного похож
Вот возьму клюку и убегу

Холодильник, ты меня не поймёшь

* * *

вот в чём заинтересоваться
никак нельзя а коли льзя
пора б на части разлететься
и сделать пешкою ферзя
а коли всё-таки неможно
достойно плакать о себе
тогда лишь говорить натужно
о постклассической борьбе

* * *

кривые лица окружают
тебя в наземной толкотне
но коль останешься индифферентен в стороне
тоска тебя охватит злая
так в чём мораль, мой принц? не рыпайся, пацан –
тот отвечает закусывая после седьмой или восьмой
иди, дитя, домой
и не греши, не будь подобен стае диких обезьян

* * *

в основе пищевой цепи
лежит собака на цепи

* * *

плоть от плоти – такая штука – нашего языка
и вот же, гляди, поведение ниже среднего
бесполезно произносить красивые речи
надо молча подойти и дать по морде как следует

потому что – что? потакаешь им, потакаешь
и вот тебе на: лето, прекрасный уголок
где-то под наро-фоминском
ты стоишь, осматриваешься
раздаются птичьи голоса, шелест листвы,
словом – гомон, ну, лес
понятное дело, возникают предзаданные ожидания

но нет, ничего подобного ожиданию
они сидят у костра и о чём-то своём пиздят
ты подсаживаешься
мир всё-таки великолепен
он полн разнообразных красок, звуков
и до безобразия семантизирован
однако ж это значение не городское, а пригородное
и тем самым уже какой-то иной требующее оценки,
экологически скорректированной,
близкой по духу всем нам

и – дальше по тексту: родина русь
русский лес русский язык ВОТ ОНО!!!
какого вы тут бля мне нах материтесь?
вы кто ваще кто нах откуда вас сюда понаехало бля???
впрочем, как выясняется, надо было дать молча по морде

* * *

имхо готика всё-таки правильнее барокко
с этим тезисом мы заберёмся далёко
то есть типо зло-то будет покрасивей добра
яко злато важней серебра

мораль ясна: протри сосуды
и в темь гостеприимную пустися налегке
не требуй милости и ссуды
не лиходействуй в кабаке

ОТВЕТ КОЛЛЕГАМ, ИНТЕРЕСУЮЩИМСЯ,
ПОЧЕМУ Я ДО СИХ ПОР НЕ НАПИСАЛ РОМАН

нет не пишется проза и не только времени нет
или там типа в шкафу отдыхает скелет
или типа выдыхаешься на всякой херне
нет это всё не обо мне

обо мне знаете эпос какой гомер вергилий исаев егор
или желязны толстой толкиен вот это ближе уже разговор
в меру крутой чувак как мелетинский ему завещал
прёт сквозь говно ищет жизни причал

а какая проза позвольте спросить в процессе пути
ходишь то здесь то там а конца всё никак нетути
справа сон татьяны слева молодогвардейцев допрос
а впереди такое что ты читатель до него ещё не дорос

путевой дневник ещё куда ни шло рецензии там стишки
кому потаённый гроссбух а кому жэжэ
сено-солома сырое-варёное вершки-корешки
и почти не осталось провизии в багаже

нет тебе подавай ноутбук дневник писателя толстый том
редактор от жажды иссох но пока ещё помахивает хвостом
договор заключён на десять тыщ километров вперёд
так что давай мол пиши не открывай понапрасну рот

это я понимаю проза жизни как уж поспоришь тут
вот они братья по разуму как миленькие с ноутбуками прут
высунули языки но строчат строчат
со скоростью кроликов делающих крольчат

вот реалист вот постмодернист вот фантаст детективщик вот
вот мистик вот очеркист вот тонкий лирический обормот
вот нежная девушка как же это выдерживает она
а вот радикальный некто стрёмный на все времена

так идут они сквозь эпический кавардак
да и я в общем тоже иду по тем же местам
но увольте прозу не пишут так
ну а как я не знаю сам

* * *

ко мне приходит домовой
и говорит: знаешь, старик
мне это дело уже вот где
какое? спрашиваю и при этом делаю вид
будто не понимаю о чём речь
да ты не прикидывайся, отвечает
будешь дальше себя так вести – сдам, в натуре сдам

* * *

ходит-бродит по степи
непонятное тебе

* * *

ничейный сын, дитя «плейбоя»
не в ожидании прибоя
в тени воды, под лунным сном
безрезультатно занят злом

его лошадка безвозмездна
его лицо пылает и
кипит сомнение в крови.
о мальчик! совесть интересна!

* * *

есть сказка старая как достигают дна
а там на дне лежат оне и дремлют
поддерживают землю животами
какая право тутось глубина
и странники похрапывая внемлют
помимо храпа тьма и тишина
и рыбы хлещут по щекам хвостами

* * *

в погребке ауэрбаха
миметичное житьё
колыбель а рядом плаха:
всё своё

завсегдатаи не тужат
их не просто напугать
со своим подобьем дружат
видят в мире благодать

* * *

сколько раз я плакал и одновременно смеялся
но перед всякими там не извинялся
потому что мне за что перед этими извиняться
хотя есть причина плакать и есть причина смеяться

ты сидишь перед монитором окном автобуса не вполне белой бумагой
не работает рифма отвагой
работают рифмы навагой или салагой
но это не повод душевно разоблачаться

* * *

попить пивка
поесть снежка

* * *

неправы те кто о стекле
судили по стакану –
они теперь на ве́ртеле
подобные барану

стекло умеет отомстить
что твой обрез двуствольный
оно не хочет просто быть
а хочет жить достойно

* * *

на тусклом столе шевелится бесстрашная явь
поверь, ты был прав, совершенно прав:
нет дела никому, кто ты и что такое
каким известен ведомствам
чьей сотворён рукою
так что, того, держись и выговор исправь

а где-то за далёкою заставой
в засаде затаился лютый зверь ночной
он связан нитью четырёхсоставной
с таким унылым, краденым тобой
но по уставу не сочтёшь подставой
мерцающий средь комнаты
непропорциональный облик твой

* * *

гармодий с артистогитоном
лежат в лесу вечнозелёном
с одежд их капает роса
они легли на полчаса

вот скажем воздух он не знает
как режут горло инструментом острым
он сообщает ветрам: тает
отец ваш нежный воздух

* * *

«я проснулся знаменит»? –
ни хуя подобного!
вот, лежу, ваще убит
вроде, бля, животного

под колёсами истории
перемелетесь и вы
наподобие травы
в духе аллегории

* * *

видел карлсона только что выпущенного из дурки
он подбирал рядом с шаболовкой окурки
казалось: такой же, хоть и потрёпанный
близ него стояли беспризорники в ладоши хлопали

когда-то я думал: вот персонажи, а вот человек, а вот
нечто третье, настоящее, но когда не за пафос, а за живот
тогда уж не до таких мыслей не до этаких трансцендентных тел
карлсон харкнул мимо урны и улетел

* * *

      В.Нугатову

вот фурцева вскрывает вены
а вот гагарин пролетел
какие галлюциногены
тебе откроют сей предел
но нет давай вскрывай шкатулку
смотри чего там залегло
там просыпающийся Ктулху
там зеркало там стекло

когда за вскрытием таится
познание родильных тайн
никто не гадит не боится
поскольку выбор не случайн
так будь внимателен в победе
и в поражении суров
гагарин едет на победе
и фурцева пасет коров

* * *

по-над крышей лобачевской
ходит ветер молодой
мир устроенный нечестно
водит зряшный хоровод

из-под туч зияет сфера
самостийный организм
ну так здравствуй, ars chimaera
воплощай заветы в жизнь

МАЛЕНЬКИЙ ЦИКЛ ДЛЯ АНДРЕЯ СЕН-СЕНЬКОВА

*

святое письмо
послание человека, говорящего на вымершем языке

свежему хлебу предан запах паштета
ему кажется, что он чем-то вымазан

*

философ а, по рассеянности, забывает пожать руку философу б

встреча на эльбе не состоится

*

по улицам ходит писатель
просит окружающих: поверьте мне
я иногда говорю правду
я хочу, чтобы мне хоть изредка доверяли

*

суггестия мотыльков

малларме на бумажной лесенке

*

два дурацких слова:
глория и виктория

дебют пивовара

государственное зрение

обедня сирот

* * *

в голландии есть министр неизъяснимых дел
он ведает вкусами запахами тактильными ощущеньями тож
у нас в правительстве такой же точно сидел
но недавно был уничтож-
ен, и это на пользу ему пошло
он избавился от неизъяснимых забот
сребряно правое его крыло,
злато левое, он теперь неплохо живёт

* * *

      М.К.

девчонка любит мертвеца
утопшего мальчонку
ab ovo блин и до конца
айда клевать печёнку

у золотого у крыльца
в свою стучишься доску
не лучше ль скушать говнеца
чем выебать берёзку?

девчушка очень средних лет
не спи не спи паскуда
просрочен краденый билет
оттуда и до туда

вот юнош топлый уши трёт
но нетути водицы
всё наше рядышком плывёт
сверкают ягодицы

а наше всё ещё одно
пузырики пускает
на третий путь платформы дно
их дядько не пускает

три мудреца в одной бадье
на бережочке дева
не знает кто не знает где
направо ли налево

протей не спит нерей храпит
блядуют нереиды
трёх светлых гениев синклит
на них имеет виды

девчоночка на берегу
обкусывает губы
вот изогнулася в дугу
траблы её сугубы

не зыркай больше не туда
нетудеса скоромны
глядит железная елда
из-под мясной короны

у мёртвого на языке
что у живого в пузе
и шевелится на крюке
убогий в профсоюзе

кому-то в муках в мужичках
нацеживают юшку
а впрочем всяко на крючках
полюбите друг дружку

когда же девочка бултых
все трое по теченью
так будем экономить жмых
и в ножки бух растенью

* * *

а вам это и не может понравиться
здесь дело понимаете ли… ну, в этакой как вам сказать
в такой особенной если так можно выразиться
ну… сами понимаете… нет, не интонации, конечно, не интонации
да вы всё понимаете я вижу просто оба не можем
подобрать правильное слово для этого

ну то есть если это описать фигурально
то представьте такой себе значит пленэр
ну там какое болотце или… нет не дачный участок
именно болотце или берег реки или там нескошенный луг
стога сена природа в общем но типа того… окультуренная
это ну как вам точнее объяснить… в строгино были когда-нибудь?
вот там вот что-то вроде того о чём я говорю
там вот если идти по берегу ну мимо пляжа в сторону лесопарка
то вот где-то есть такая там точка вроде как и не в городе а далеко-далеко
и в то же время гудит трасса чуть видная за деревьями
это у антропологов зона перехода называется читали?
ван геннепа там эдмунда лича ну такие в общем дела теперь ясно?

нет ну хорошо я попробую сформулировать попробую
хотя кажется и так всё ясно ну да ладно уж
вот как бы некоторая вещь… ну или не вещь а субстанция там
короче нечто и оно… как мёд когда оно есть его уже нет
ну как электрон, да? это такая сложная штука для объяснения
простите если загрузил но хочется всё-таки объяснить
ну то есть само существование этого скажем так, нечто
оно мерцает вы помните про мышь у введенского
он там про время объяснял а я так вовсе и не про время
хотя конечно время к этому имеет самое прямое отношение
самое прямое прямее не придумаешь понимаете? то есть это нечто
оно как бы во времени но время здесь второй вопрос
ну как если говорить мол пушкин был лицом африканской национальности
носил бакенбарды и всякое такое
а про онегина взять да и не сказать, а? вот и тут примерно так
только тут эти самые бакенбарды играют довольно важную роль
но именно роль ну я хочу сказать представьте целостность
так просто целостность без уточнений
и вот эта целостность она как бы состоит из всяких мелких деталек
и каждая эта деталька сама по себе да ну чего я вас гружу
это же блин платон вообще или какие атомы нет
как-то надо это объяснять иначе не знаю

не знаю, да… но вам это не может понравиться
так что зачем забивать голову и так скажете потом: ёб вашу мать
столько разговоров а толку ну, без обид, а? не будем
ссориться из-за таких вещей о которых нам обоим
в общем-то и сказать особенно нечего

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *