Некрасова материнская любовь читать

Анатолий Некрасов

Материнская любовь

Вступление

Я ехал в вагоне метро из театра после просмотра широко известного спектакля о материнской любви, точнее – о ее недостатке. Многими исследована тема: когда мать бросает ребенка. Да, эта драма встречается в жизни, но, на самом деле, это еще не самая страшная беда, гораздо чаще встречается другая драма, которая не так ярко выражена и поэтому на нее обращают внимания меньше: это когда материнская любовь проявляется с избытком. Вот она-то и приносит людям наибольшие проблемы, но об этом мало говорят и пишут. Именно об этом я думал, сидя в вагоне.

Поздний вечер, людей мало. На душе тяжелый осадок после просмотра спектакля из-за того, что тема по-настоящему не раскрыта, несмотря на то, что спектакль идет уже больше сотни лет и написан известным классиком. И здесь начала рождаться идея «альтернативного» спектакля. Именно идея – без каких-либо планов ее реализации. Во-первых, я никогда не считал драматургию своей сферой. Во-вторых, большая загруженность другими вопросами не позволяла углубиться в эту тему. Хотя я сразу почувствовал уверенность в том, что этот спектакль я смог бы написать, так как тема мне хорошо знакома, причем с другой, с более трагичной и более масштабной стороны.

И вдруг на остановке заходит женщина, как две капли воды похожая на мою давнюю пациентку! В такой же черной одежде, как много лет назад, когда ее привели ко мне. Та женщина потеряла сына и уже два года жила, погруженная в свое горе. Она не могла видеть радостные лица – как люди могут улыбаться, когда у нее погиб сын! Это был сложный случай – ее никто не мог вывести из этого состояния, а у меня было всего два часа времени до ее отлета. Мне удалось вернуть ее к жизни благодаря тому, что я понимал главную причину трагедии и смог донести ее женщине. И этот случай я запомнил на всю жизнь.

И вот она появилась в вагоне метро, чтобы подсказать мне, что тема жива и важна, и ее нужно раскрыть и донести людям. Конечно, это была не та женщина, но очень на нее похожая. Я уже давно не удивляюсь такому творчеству Мира. Это была явная подсказка мне, и я сел за работу. Так была написана глава «Материнская любовь» для книги «Живые мысли».

Прошло несколько лет, и все это время данная тема давала о себе знать. Накопилось много новых примеров, я исследовал этот вопрос еще глубже, а когда собрался писать очередную книгу серии «Мир во мне», пришли еще несколько знаков, которые не оставляли сомнений, о чем писать. Вообще-то примеров избыточной материнской любви встречается много. Буквально каждый день. Это поистине массовое явление, и когда вы прочтете эту книгу, вы будете видеть происходящее значительно глубже и сможете разглядеть эту проблему со всех сторон.

Ну, например, чем не знак – приходит журнал «Семь дней» и на обложке крупно написано: «Ольга Понизова: «Я живу только ради сына”». И это тиражом более миллиона экземпляров. Я уже знаю, какая будет жизнь у этого сына. Ну ладно, это ее личные проблемы, но ее такое мировоззрение выносится на огромную аудиторию, и оно может стать примером для многих. И ничего этому не противопоставляется, никто не скажет таким же миллионным тиражом, что она губит своего сына! Телепередача «Моя семья», собиравшая у телевизоров десятки миллионов человек, также не рассматривала губительное влияние избыточной материнской любви. Об этом почти никто не говорит, кроме, пожалуй, специальной психологической литературы, и то там исследуется недостаточно глубоко.

В тот день, когда я уезжал в «творческую командировку» для написания книги в город Озеры, я получил письмо из города С., в котором женщина рассказывает о том, что у нее погиб двенадцатилетний сын. Письмо пронизано горем этой женщины, и из этого письма становиться видно, что с отцом мальчика они разошлись пять лет назад, потому что «он начал злоупотреблять алкоголем». Из письма видна огромная любовь к сыну и большое единение с ним. Она во всех случаях говорит «мы»: «мы лечились», «мы поступали так…» и тому подобное. Налицо обычная картина избыточной материнской любви, которая и привела к трагедии.

Это письмо было последней каплей, а перед этим я получил знак другого рода. В Москве проходил Первый международный конгресс матерей. Проводился он в зале соборов храма Христа Спасителя. Все было очень солидно: и сам шикарный зал, и много зарубежных делегаций, и представительные гости, и серьезные темы выступлений, и высокий статус форума.

Меня пригласили выступить на этом конгрессе, и я решил заявить тему «Материнская любовь – обратная сторона медали». Как я и предполагал, все выступающие говорили только об одной стороне материнской любви, о великой роли матери и никто не сказал ни о женской роли, ни о роли мужчины и пары. Как будто вся жизнь заключается именно в материнстве, и оно существует как бы само собой, без единения мужчины и женщины, без их любви. Даже православный священник в своем выступлении сказал: «А мужчин-то вы куда дели?»

Профессор психологии, ведущая заседание, стала потихоньку отодвигать мое выступление, так как была знакома с моим докладом и, как я понял позже, не согласна с моей позицией. Я это заметил и напомнил ей о себе. Наконец она дает мне слово, предварив его такими словами: «Сейчас я предоставляю слово человеку, с мнением которого вы наверняка будете не согласны, но проявите терпение и выслушайте». Нет худа без добра. Таким предисловием она только вызвала интерес к моему выступлению и разбудила засыпающую аудиторию.

И что удивительно, мои слова об огромной вредности избыточной материнской любви, о том, что в системе ценностей на первом месте должна стоять любовь между родителями, а не к ребенку, вызвали понимание и положительную реакцию у большинства! Это меня обрадовало. Но ведущая не сдавалась. Она поставила на голосование (необычный случай!) основные постулаты моего выступления и оказалась в меньшинстве – всего два человека (она и ее помощница) в полуторатысячной аудитории проголосовали «против»!

Я получил подтверждение, что мои исследования идут в верном направлении, что в глубине сознания многие понимают другую сторону медали материнской любви, только нужно перенести это в практику жизни. Так рождалась эта книга.

Тема избыточной материнской любви имеет глобальный характер, только у одних народов она проявляется слабее, а у других сильнее, но она присутствует и порождает многие проблемы во всем мире: от мелких семейных неурядиц и разводов до гибели детей и сложных социальных проблем и войн – вот спектр ситуаций, где главной причиной является избыточная материнская любовь.

Не спешите отрицать! Прочитайте, подумайте, понаблюдайте за жизнью, и вы наверняка согласитесь со мной и сами найдете множество подтверждений сказанному. И это перевернет ваше мировоззрение, и вы станете мудрее. Ну а главное, если вы не будете отрицать и творчески подойдете к этой теме, то многое сможете изменить в своей жизни и в жизни своих детей в лучшую сторону.

Материнство и любовь

В поезде каждый раз происходят интересные встречи. В тесное пространство купе вагона на много часов, как в барокамеру, заключаются несколько человек, благодаря чему создаются прекрасные условия для глубокого общения. И Мир всегда дает мне различные ситуации для научения, набора опыта и для помощи людям. Я уже много раз описывал дорожные истории. Они, как правило, простые, обыкновенные, но несут в себе много мудрости. Вот и в этот раз в купе завязался разговор. Надежда (так звали мою попутчицу) ехала в Москву.

– К сыночку еду, он военное училище заканчивает.

– Судя по всему, «сыночку» уже года 22–23. Большенький «сыночек»-то, а вы называете его все еще так уменьшительно.

– А он для меня будет маленьким до конца моих дней! Ведь он мой ребеночек. Да к тому же он последний, я его так и зову – «мой маленький».

Проблематике воспитания детей сегодня посвящено огромное количество произведений, статей. Для современного общества в определенной степени характерен «культ детства», с которым периодически вступают в борьбу разные авторы. Среди них и психолог Некрасов: материнская любовь в его понимании является чувством переоцененным и уж во всяком случае способным принести не только пользу и любовь, но и вред.

Так ли свято материнство

В первой части книги «Материнская любовь» Некрасов говорит о материнстве и его социальной «репутации». Автор утверждает, что «святость» упомянутого чувства настойчиво насаждается с 13 века, и христианская религия всецело поддерживает такую установку (подтверждение тому – образ Богородицы).

А между тем многие матери проявляют собственническое, эгоистическое и даже извращенное отношение к своим детям. Они становятся самыми главными в жизни родительницы, «единственным светом в окне», основным смыслом существования – такое отношение калечит человеческие судьбы куда больше, чем недостаток материнской ласки.

Мужчина и женщина

Происходит это в ущерб отношениям в паре: муж и отец отодвигается на второй план, прекращает играть заметную роль в жизни семьи, как следствие, начинает болеть, находит другую женщину или спивается. Виной такому положению вещей – та самая, воспетая в веках материнская любовь. Некрасов отмечает, что после рождения ребенка отношения между мужем и женой почти всегда портятся. Под влиянием общественности и собственных инстинктов женщина ставит ребенка на первое место, ему уделяется максимум внимания и заботы, а между тем чрезмерная материнская любовь становится причиной многих жизненных неурядиц, болезней и даже смерти. По словам автора, главная причина преждевременной гибели детей – в избыточных чувствах со стороны родителей.

В основе этого мнения лежит понятие о том, что мир стремится к гармонии и в случае выявления перекоса изымает его как вредный фактор существования личности. Если где-то прибавится, в другом месте обязательно должно отняться.

Разрушительная родительская любовь

Редкое произведение так изобилует примерами из жизни, как книга «Материнская любовь». Некрасов, например, приводит такую ситуацию: обычная среднестатистическая семья, мать – волевая, характерная женщина, отец во всем ей потакает. Они обеспечивают, балуют и всячески оберегают единственного сына: дарят ему машину, определяют в институт.

В какой-то момент он просит более престижный автомобиль – и мать оформляет на себя кредит для покупки новенького «БМВ». На этой машине молодой человек разбивается насмерть, участвуя в неформальных гонках. Мать остается жить с чувством вины, вынужденная к тому же выплачивать кредит за уже разбитую машину, которая еще и стала причиной смерти ее единственного ребенка.

Рецепт успеха

Противоядие к такому положению вещей существует, как считает Анатолий Некрасов. Материнская любовь не должна препятствовать развитию отношений в паре: предназначение каждой женщины – духовно развиваться и создать свое «пространство любви». В нем чувства между мужчиной и женщиной первичны. От этого следует отталкиваться и больше времени уделять мужу. Тогда он не станет пить и гулять на стороне, а реализует свой творческий потенциал и поможет, в свою очередь, жене полностью раскрыть ее женственность. В этом, собственно, главная задача женщины и состоит.

Психологическое рождение

Вторая часть книги посвящена так называемому психологическому рождению. Автор утверждает, что многие даже в преклонном возрасте люди живут в «утробе» матери если не до конца своих дней, то до глубокой старости. Мир пытается исправить ситуацию, пользуясь уже знакомыми методами, и разорвать путы материнской любви. Некрасов говорит, что мир «убирает мать», то есть она умирает. Но даже ее смерть не всегда приносит сыну освобождение: иногда привязанность столь велика, что он создает себе кумира и в прямом смысле молится на покойную родительницу.

А. Некрасов указывает на то, что в стремлении сохранить власть над своим ребенком мать может использовать болезнь. Умирающая родительница держит сына или дочь возле себя, мешая жить собственной жизнью. В этом месте читателя может покоробить злокозненность чувства, о котором говорит Анатолий Некрасов. Материнская любовь в его интерпретации превращается в средство навредить собственным детям любой ценой.

Как правильно распределить ресурсы

В следующей главе книги выстраивается иерархия ценностей, при этом утверждается, что не существует правильных и неправильных систем, бывают работающие и не работающие. Эффективная иерархия для большинства людей, обладающих средним сознанием, выглядит следующим образом:

  • непосредственно личность – ее интересы, свободный творческий рост, раскрытие таланта и т. д.;

  • отношения в паре, т. е. создание уже упоминавшегося «пространства любви»;

  • дети должны находиться только на третьей ступени;

  • родители, отношения с которыми тоже достаточно важны;

  • работа, друзья и т. д. в системе жизненных приоритетов должны находиться на пятом и далее местах.

Любая дисгармония чревата многочисленными бедами. В третьей главе книги «Материнская любовь» Некрасов отдельно и много говорит о том, что современный человек слишком большое внимание уделяет работе и зарабатыванию денег. А между тем при построении правильной иерархии своей жизни средства к существованию обязательно найдутся – и не благодаря рабскому бессмысленному труду, а из-за раскрытия таланта, который есть в каждом человеке.

Важность отношений детей с родителями

Четвертая и пятая главы книги посвящены детству и отношениям с предками: психолог много пишет о недопустимости обид на родителей, процессе выстраивания нормальных отношений с ними, особенно с отцом, который во время детства и отрочества был незаслуженно «задвинут» — недостаток мужской энергии провоцирует неудачи в личной жизни, особенно у девочек. Говорит и о том, как важно обратить постаревших родителей на «путь истинный», показать, как важны отношения между ними и т. д.

Понятие зрелости

Важному понятию человеческой зрелости практически полностью посвящена последняя глава книги. Говорится о том, что ко времени выхода на пенсию гармоничного человека должен ожидать не столь распространенный возрастной кризис, а наоборот, роль старейшины семьи. Мудрость, приобретенная с годами, должна употребляться на пользу не только себе, но и потомкам. Например, утверждается, что роль бабушек и дедушек в воспитании внуков должна быть определяющей, поскольку это занятие – для зрелых людей, а зрелость, как правило, наступает не раньше сорока.

Уделяется место и рассуждениям о необходимости поддержания физического здоровья. В этом отношении большая роль отводится сексуальной активности, а также правильному распределению любви и построению оптимальной системы жизненных ценностей.

Реакция читающей общественности

Строго говоря, «Материнская любовь» (Некрасов), краткое содержание которой могло бы уместиться в нескольких абзацах, — произведение специфическое и вряд ли может считаться научным. Отзывы о книге сильно зависят от того, насколько положительно читатель относится к эзотерике и считает ли уместным разбавлять ею традиционную психологию. Публика, склонная разделять воззрения автора, отнеслась к произведению восхищенно. В рецензиях много говорится о том, насколько же прав Анатолий Некрасов. «Материнская любовь», отзывы о которой в основном оставляются женщинами (свыше 80%), признается книгой безусловно полезной. Некоторые не замедлили последовать советам автора и утверждают, что результат получили сразу: улучшились и отношения, и состояние здоровья всех членов семьи.

Следующую группу читателей можно охарактеризовать как сдержанных, но одобривших. Они отмечают, что в целом идея верна, и соглашаются с предложенной иерархией ценностей. Среди недостатков книги указывают на затянутость, большое количество «воды», а также не относящиеся непосредственно к теме книги рассуждения о старости, смысле жизни и т. д., которыми заканчивается произведение «Материнская любовь». Некрасов, как отмечают читатели, очень категоричен в суждениях о природе гомосексуальности, о причинах болезней, а также во многих других аспектах.

Суровая критика

Третья категория читателей отнеслась к произведению довольно скептически. Рецензии в этой группе варьируются от гневных до презрительных. Пишут, что разумные идеи автор позаимствовал у «нормальной» психологии, в которой исследуемый предмет называется гиперопекой, и разбавил их пространными рассуждениями о гармонии, свободе, развитии личности и прочих лишенных конкретики материях.

Книга, которую создал Некрасов («Материнская любовь»), отзывы получила суровые в основном от представительниц прекрасного пола. Это неудивительно, ведь главным виновником всех человеческих бед в произведении он провозгласил именно женщину. Она несет ответственность не только за судьбу своих детей, но и за судьбу всего мира. Мужчины в произведении (и мужья, и сыновья) в основном играют роль потерпевших. В глазах некоторых читателей такая диспропорция выдает автора как личность в известной степени инфантильную и далекую от проповедуемой им же самим гармонии.

Отдельно следует отметить, что ни одного отзыва, в котором читатель оспаривал бы справедливость утверждения, что чрезмерная любовь к детям – это зло, не нашлось. А ведь, по уверениям самого автора, проблема глубока и масштабна. Либо до этой части аудитории автору достучаться не удалось, либо она предпочитает не вступать в дискуссии на эту тему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *