Наказывать ребенка или нет?

Ребенок игнорирует просьбы и требования родителей, капризничает и устраивает истерики, делает все назло?

Каждая мама сталкивается с этим время от времени. Кто-то чаще, кто-то реже.

Что делать?

Как наказать за плохое поведение и стоит ли вообще наказывать? Эти вопросы интересуют всех родителей.

Содержание

Почему дети не слушаются

Все родители хотели бы, чтобы дети были послушными и выполняли все требования родителей с первого раза.

Однако в реальности такое вряд ли встретишь. Почему же дети не слушаются родителей?

  • Любому малышу нужны определенные правила и порядок.
  • Так он будет чувствуют себя более спокойно и уверенно. Иногда он хочет проверить дозволенные границы и нарушает принятые правила.

  • Если запретов слишком много, то ребенок восстает и перестает слушаться родителей.
  • Поэтому количество слов «нельзя» стоит ограничить. Однако необходимо быть последовательным, иначе будет не понятно, почему сегодня можно, а завтра нет.

  • Бывает и такая крайность, когда малышу позволяется все, что он захочет.
    О дисциплине в таком случае говорить не приходится – он просто не знает, что можно делать, а что нет.
  • Иногда дети не слушаются, когда не могут понять, чего от них хотят.
  • Поэтому малышам (до 5 лет) важно показать нужные действия и выполнять их с ним, пока не запомнит.
  • Возникают моменты, когда ребенок начинает испытывать на прочность дозволенные рамки.
  • Это так называемые возрастные кризисы. Они бывают в год, в 3 года, 5-6 лет, подростковый период. Обычно они связаны со значительными переменами в умениях. Например, научился ходить, осознал себя и прочее.
  • В некоторых случаях дети перестают выполнять просьбы если хотят привлечь к себе внимание.

Если ребенок не слушается, то, прежде всего, необходимо обратить внимание на методы воспитания, обстановку в семье, требования к ребенку и его обязанности. Если родители не учитывают переживания своих детей, их эмоции, потребности и интересы, то наладить дисциплину будет сложно.

Доказано, что на поведение отрицательно влияет длительное пребывание его перед телевизором или компьютером.

Мозг просто не в состоянии усвоить передаваемый поток информации, и ребенок становится раздражительным и агрессивным, не реагирует на просьбы родителей.

Читайте также – за что стоит наказывать ребенка. Почему малыш отдает все свои игрушки?

Зачем это, и что будет если все позволять

Уже давно ведется спор среди педагогов и психологов, часть из которых считает наказания допустимыми в определенных ситуациях и даже необходимыми, и сторонниками «счастливого безоблачного детства».

В первом случае считается, что, не построив в нужное время систему наказаний и поощрений, родители столкнутся с неуправляемостью. Ведь у них нет рычагов влияния на своего ребенка.

Второе мнение основано на том, что родители обязаны создать ребенку условия для безопасного и счастливого детства.

Поэтому предлагается спокойно и доброжелательно относится ко всем поступкам ребенка, решать его проблемы, не ругать его и не наказывать.

Дети вырастут и сами поймут все нормы поведения принятые в обществе. Это направление руководствуется теорией американского детского врача Б. Спока.

Его принципами было отрицание любых наказаний.

Однако отказ от наказаний может сделать ваше чадо эгоистичным и неорганизованным. Он может так и не научиться уважать окружающих.

Да и реально ли много лет переносить все «шалости» своего чада и ни разу не сорваться? Нет. Накопленное раздражение рано или поздно вырывается наружу.

Это станет шоком для ребенка, который привык к вседозволенности. Он подумает, что родители его разлюбили.

Поэтому отказ от применения наказаний и потакание капризам не избавят от конфликтов. В таких детях еще чаще проявляется агрессия, особенно, когда они выходят из круга семьи и сталкиваются с реальным миром.

Чтобы правильно сформировать личность ребенка, должны быть установлены правила поведения и запреты. И если вашему ребенку 2 или 4 года нужно действовать совершенно по-разному.

О наказании в разном возрасте

Итак, наказание все-таки должно присутствовать при воспитании. Но стоит определиться, когда и как их наказывать.

Наказание должно происходить после совершения поступка.

Наказывать стоит в исключительных случаях, если ребенок сознательно совершил поступок, зная что это плохо.

Важно также учитывать возраст. Малыши до 2,5-3 лет плохо осознают, за какие действия их накажут. Поэтому им лучше просто каждый раз напоминать, что можно, а что нет. Нельзя наказывать, если малыш даже не понял, за что.

Стоит учитывать возрастные нормы психики. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.

Например, дети часто ревнуют своих родителей друг к другу, не хотят делиться игрушками и прочее. Наказывать за это не нужно.

Мнение эксперта Лисова Алина Викторовна – педагог Педагог-психолог частного развивающего центра

В раннем возрасте родители должны постоянно разъяснять малышу последствия его действий, помогать усваивать нормы поведения, принятые в социуме.

Дети до пяти лет часто повторяют действия взрослых. Поэтому необходимо следить за своими действиями и окружающих его людей. Объяснять что можно, а что нет. Особенно важно показывать это своим поведением. Если ребенку что-то запретить, а самим это продолжать делать, то вряд ли он будет понимать, что это на самом деле нельзя.

Также при выборе наказания необходимо учитывать характер конкретного ребенка, его темперамент, эмоциональность.

Ведь одно и то же наказание разные дети воспринимают по-разному.

Советы психолога – наказывайте без вреда для психики

Наказание не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.

Оно должно помочь маленькому человечку осознать последствия своего проступка, сделать соответствующие выводы, чтобы избежать ошибок в будущем.

Поэтому выбирая способ наказания нужно следовать таким правилам:

  1. Не наказывайте сгоряча
  2. Если эмоции на пределе, то необходимо срочно успокоиться: посчитать до десяти, выйти на пару минут в другую комнату и другое. Когда человек успокаивается, он более адекватно оценивает ситуацию.

  3. Наказывайте любя
  4. Самое страшное для малыша это не само действие, а то, что мама или папа его возможно разлюбили. Если он чувствует, что родители его все равно любят, то и наказание воспринимается как справедливое.

  5. Необходимо четко установить границы дозволенного, а потом уже применять наказание
  6. То есть ребенок четко должен знать, за что его накажут. Например, малыш в садике отобрал игрушку у товарища. Если родители ему не объяснили, что так делать нельзя, то и наказывать его неправильно. Сначала объясняем, в следующий раз наказываем.

  7. Наказывать нужно не ребенка, а его проступок
  8. Например, ударил соседского мальчика. Он знает, что так нельзя. Вы разобрались в ситуации и выяснили, что ваш ребенок действительно виноват. Наказывая его нужно говорить, что не он плохой, потому что ударил другого, а он совершил плохой поступок.

  9. При наказании необходимо четко определить временной интервал
  10. Например, «сядь и посиди на стуле 5 минут», «сегодня вечером останешься без просмотра мультфильма». Недопустимы фразы «Больше никаких мультфильмов», «никогда не получишь сладкого» и тому подобное.

  11. После наказания обязательно должно быть примирение

Хорошо, если есть свой собственный ритуал.

Когда начинать?

С какого возраста малыш должен нести ответственность за свое поведение?

Существует мнение, что наказывать детей до 3 лет нельзя.

Оно основано на том, что до этого возраста ребенок не умеет строить причинно-следственные связи.

Если сломалась игрушка, он понимает, что она не работает, но не осознает, что виновником стал он сам, какие-то его действия. Поэтому он не поймет, за что его наказывают.

Однако это не значит, что можно все позволять малышу. Просто в случае его проступков необходимо ему объяснять, что нельзя делать, чтобы это не повторилось.

Если маленький ребенок требует что-то, что делать нельзя, стараются переключить его внимание другое. Давать понять малышу что можно, а что нет нужно как можно раньше.

За что можно, а за что нельзя?

Слишком ограничивать запретами действия ребенка нельзя. Если все запрещать, то как он будет познавать мир? В таких случаях дети вырастают несамостоятельные и безынициативные.

Мнение эксперта Лисова Алина Викторовна – педагог Педагог-психолог частного развивающего центра

Тем не менее, за осознанное нарушение ранее установленных правил следует применить обговоренное наказание. Например, сказать «если ты будешь обзывать детей в садике плохими словами, то на ужин не получишь сладкое».

Ребенок нарушил это правило, значит, на ужин не даете сладости, как бы он ни просил. Остальные члены семьи также не должны нарушить наказание, иначе ребенок не поймет, что так делать нельзя.

С точки зрения многих психологов наказывать необходимо за:

  • Оскорбления, особенно в отношении старших.
  • Ложь.
  • Однако стоит различать ложь, используемую для достижения какого-либо результата, и фантазирование, к которому склонны дети. Фантазии уйдут по мере взросления.

    Важно, чтобы родители сами при этом не лгали и не учили лгать. Вранье поощрять нельзя.

  • Физическое насилие.
  • Вы часто наказываете ребенка? ДаНет

    Ребенок должен понимать, что такое поведение не допустимо, даже если родители ему это позволяют, то окружающие терпеть не станут.

    Важно, чтобы родители не поощряли применение силы в отношение более слабых детей или животных.

  • Демонстративное нарушение установленных правил поведения.
  • Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно. Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять.

  • Воровство. Оно должно быть строго наказано.

За что нельзя наказывать:

  • Когда ребенок гиперактивный, то он проявляет неусидчивость, не может долго сосредоточится на чем-то
  • Наказывать его в таком случае не стоит. Такова его особенность.

  • И наоборот – ребенок медлительный, все делает медленно, не успевает
  • Это часто раздражает родителей, но ни нужно его ругать и торопить, это не принесет пользы.

  • Ребенок познает мир, проявляет активность
  • Взрослых часто раздражает высокая активность детей: они много бегают, прыгают, шумят, балуются. Эти действия чаще всего связаны не с тем, чтобы позлить взрослых, а потребностью познавать окружающий мир. Это их естественное поведение.

  • Некоторые действия, вызванные физиологическими особенностями ребенка или заболеваниями
  • Например, ребенок не любит рыбу или молоко, не нужно его заставлять есть или наказывать за отказ. Или у ребенка энурез и он описал кровать. Если его ругать, это только усугубит проблему. Он сделал это не намерено.

  • Действия, вызванные неосторожностью. Например, случайно уронил и разбил чашку
  • Ребенок пока не может четко выполнять все действия, да и взрослые часто бывают неосторожны.

  • Проявление чувств – ревность, нежелание расставаться с родителями, неуверенность, нежелание делиться и прочее

Наказывать за это не нужно. Позже у них обязательно сформируется более зрелое самосознание, они научатся решать сложные социальные задачи, смогут управлять своими эмоциями.

Вы не знаете как научить ребенка разговаривать в 3 года? Или как воспитать у дошкольника любовь к природе? Или вы никак не можете научить малыша спать в своей кроватке Тогда советуем вам ознакомиться с материалами по нашим ссылкам, они содержат ответы на все эти вопросы.?

Как быть строгим, но не потерять доверие?

При использовании наказаний в воспитании главное не переусердствовать, чтобы не потерять любовь и доверие своего малыша. Для этого нужно соблюдать такие принципы:

  1. Не вводите слишком много запретов
  2. Оставьте ребенку простор для исследований

  3. Требования должны быть ориентированы на возраст
  4. Не требуйте то, чего он пока не может запомнить или сделать.

  5. Прежде, чем наказать, необходимо разобраться в ситуации
  6. Если ребенок был наказан, то после обязательно помиритесь с ним
  7. Объясните свою позицию, напомните, что любите его несмотря ни на что.

  8. Нельзя унижать и оскорблять детей

Мамам малышей важно знать – в каком возрасте ребенок держит голову?

Что делать если ребёнок нервный и непослушный, перестал слушаться в 2 года или становится неуправляемым в 3? Разбираемся вместе

Почему не рекомендуют шлепать?

Шлепать детей по попе или по рукам любят многие родители. Однако такое наказание редко бывает эффективным. Почему? Если шлепать ребенка слабо, то он скорее воспримет это как игру.

Мнение эксперта Лисова Алина Викторовна – педагог Педагог-психолог частного развивающего центра

Может даже специально будет напрашиваться на такое наказание, чтобы привлечь внимания. Ведь боли такой шлепок не приносит. Воспринимать его как запрет могут разве что совсем малыши в 1-2 года, если при этом сделать соответствующее лицо.

Если шлепать сильно, чтобы было больно – то это уже физическое насилие. Хотя некоторые родители применяют и такое наказание и даже жестоко наказывают непослушных детей ремнем.

Они обосновывают это тем, что иначе ребенок не понимает. Однако оправдывая физическое насилие в любой степени, родители расписываются в собственной беспомощности.

Насилие порождает ответную реакцию. Ребенок решит, что более сильный может обижать слабого, и будет вымещать обиду на том, кто слабее, например, другой ребенок или животное.

Кроме того постоянное ожидание физической боли наносит психологический вред малышу.

Поэтому, если родители не хотят потерять доверие своего ребенка, то стоит применять другие методы воспитания, нежели физическое наказание.

Правила для родителей

При выборе наказания рекомендуется следовать таким правилам для родителей:

    Вам удается оставаться спокойными во время наказания ребенка? НетДа

  • Не наносить ребенку физический и психологический вред
  • Наказывать только за совершенный проступок, а не для профилактики
  • За несколько совершенных сразу нарушений следует одно наказание за все сразу
  • Не лишайте ребенка ранее подаренных вещей или обещанных наград, если это не было обговорено сразу
  • Не шантажируйте, не манипулируйте его чувствами
  • Наказание должно быть заранее обусловлено
  • Наказывать необходимо сразу после совершения нарушения, а не через какое-то время

После наказания не нужно все время вспоминать ребенку его проступок.

Современные родителя все чаще сталкиваются с синдромом гиперактивности. Как ведется себя гиперактивный ребенок и что делать родителям читайте в материале по нашей ссылке.

Варианты наказаний

Рассмотрим несколько вариантов, как наказать ребенка за плохое поведение и непослушание.

  1. Лишить ребенка удовольствий
  2. В качестве наказания можно лишить на определенное время того, что ребенок любит: смотреть мультфильмы, играть на компьютере, есть сладости и другое.

  3. Посадить ребенка на специальный стул для наказаний на определенное время, чтобы он обдумал свое поведение
  4. Вариант этого наказания – поставить в угол. Однако такой вариант не желателен, потому что при этом мышцы ног и спины напряжены, и такое состояние не способствует размышлениям.

  5. Если ребенок не хочет собирать игрушки, уберите их так, чтобы он не смог их достать
  6. Не давайте какое-то время, пусть пообещает, что в следующий раз соберет. Обговорите наказание за нарушение. Например, не сможет играть в игрушки один день. Если нарушил правило, обязательно накажите, как договорились.

  7. Возможны шуточные наказания за небольшие провинности: присесть 10 раз, повторить несколько раз какое-то правило, для детей постарше – написать это правило несколько раз
  8. Главное давать реальные задания, которые ребенок сможет выполнить.

  9. Еще один из рекомендуемых способов подойдет не каждому родителю: позволить ребенку самому сделать выводы из нарушения правил
  10. Например, разрешить промокнуть в луже и простудится, не запрещать бить других детей и тогда с ним никто не захочет дружить.

  11. Игнорирование ребенка

С этим наказанием следует быть осторожным. Ведь длительное игнорирование может нанести ребенку психологический вред. Но, если вы какое-то время откажитесь играть с ним из-за плохого поведения, то это послужит ему уроком.

Как воспитывать своего ребенка, наказывать его или нет, и как именно, решает каждый родитель самостоятельно. Однако нужно учитывать, что ребенку необходимо уметь жить и адаптироваться в обществе. Поэтому придерживаться определенных принятых социальных норм необходимо всем детям. Как привить им эти правила решают родители.

Возрастное наказание: во сколько лет начинать

Наказание в возрасте до 2-2,5 лет не несет никого смысла. Ребенок, скорее всего, поймет лишь одно – родители перестали любить его, и не разрешают играть в обычные игры. В этот промежуток взросления малыш понимает, что его игрушка сломана, а постель испачкана карандашами или красками, но его мышление еще не достаточно развито для того, чтобы связать вместе от чего это получилось и кто в этом виноват. Поэтому, гораздо проще не наказывать ребенка в 2 года, а планомерно объяснять ему как обходиться с вещами и предметами, почему тарелка может разбиться, а машинка может лишиться колесиков.

Можно ли наказывать ребенка в 2 годика? Нет, скорее просто пожурить и собственным примером показать, какие поступки могут порадовать близких людей, а какие огорчить.

Умение управлять собственными поступками и поведением приходит к малышу в 2,5-3 года. Но и в этом возрасте наказывать непослушного ребенка нужно правильно. Прежде всего, не кричите, старайтесь рассказать малышу, что он не прав строго, но спокойно. Пройдет еще пол года или год, и кроха начнет отличать хорошие поступки от плохих. Однако боясь вашего гнева, скорее всего, не расскажет сам, что именно он натворил.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает чувствовать независимость и очень часто идет наперекор своим родителям не потому, что чувствует правоту, а потому, что старается показать, насколько сильно он уже может сопротивляться. Как наказывать ребенка в три года, если он начал показывать свое «я» и стоять на своем во что бы то ни стало?

Выбирая, как правильно наказывать ребенка в 3 года нужно учитывать и то, насколько вы сами можете управлять в данную минуту своими эмоциями, умеете ли выслушать малыша, уделить время для разговора и детального разбора его поступка. Ведь, как известно, этот возраст славится своим «Почему?», и может быть, вызвав интерес у крохи, вы сможете раз и навсегда остановить порчу обоев в прихожей или «игру за хвостик» с котенком.

Почему ребенок не слушается

Некоторые причины, по которым ребенок не слушается:

  • Перед тем, как искать методы наказания непослушного ребенка, сначала надо будет установить причину такого поведения. Важно помнить, что любое действие малыша является естественной реакцией на окружающий мир, и конечно, на родителей.
  • Многие дети просто не знают, кого из родителей слушать – отца или маму. Ведь очень часто бывают случаи, когда папа что-то запрещает, но мама это разрешает. Таким образом малыш начинает путаться, что сказывается на его поведении.
  • Ребенок может перестать слушаться родителей из-за того, что они начинают требовать слишком много, при этом не удосуживаются даже показать, что именно он должен сделать. В этом случае малыш просто не может понять, что от него хотят и почему на него постоянно ругаются.
  • Очень часто родители все запрещают своему сыну или дочке, при этом не объясняют, почему ему нельзя это делать. В результате это приводит к вполне объяснимой реакции – ребенок начинает противиться. Также малыш подобным поведением может пытаться показать, что ему просто не хватает внимания со стороны родителей. Поэтому мелкие шалости и капризы могут быть средством привлечь его к себе.

Когда нельзя наказывать

Существуют случаи, когда категорически нельзя применять наказание:

  • В случае, ребенок приболел и капризничает
  • Запретом удовлетворением физиологических потребностей едой, питьем, посещением уборной
  • Уроками, чтением и т.д. Иначе делание уроков превращается в наказание.
  • Сразу после полученной ребенком травмы, физической, или психологической. Дайте время пережить острый стресс;
  • Если проступок не осознанный, случайный по незнанию правил;
  • Если не успели разобраться в мотивах поступка ребенка;
  • Нельзя срывать злобу на детях. Если вы сами находитесь в нестабильном нервном состоянии (неприятности на работе, поссорились с мужем)
  • Важно, чтобы все члены семьи имели единые требования к ребенку, единое мнение и позицию по поводу наказания. Нельзя, чтобы один член семьи отменял санкции другого. Это приведет к снижению авторитета взрослых и развитию манипулятивного поведения ребенка.

Правила для эффективного наказания

Убедитесь, что все способы влияния испробованы и не один раз. Еще раз объясните правила и ваши требования, убедитесь, что правила ребенку понятны и известны.

  • Научитесь отделять ребенка от его поступков! Помните, что ребенок и его проступок это разные понятия, ребенка вы любите всегда, а вот его проступки, могут вызывать у вас разные эмоции: гордость, умиление, раздражение, гнев…
  • Нельзя наказывать ребенка, находясь в состоянии эмоциональной неуравновешенности. Помните – основная цель воспитание, а не наказание.
  • Дети, испытывающие на себе физическое насилие, могут передавать его по цепочке более слабому. Так же, существует риск проявления домашнего насилия в старшем возрасте в своих семейных отношениях.
  • Нельзя пропускать или не замечать проступки. Если есть проступок, обязательно должна быть ваша реакция.
  • Наказание должно быть соизмеримым проступку.
  • Воздержитесь от несоизмеримо длинных наказаний (лишение компьютера на 3 месяца, запрет гулять на улице все лето). Отменять наказания нежелательно! Пусть наказание будет коротким, но если уж пообещали, держитесь до конца, или не выбирайте наказание такой силы.

Лучшие варианты наказания ребенка без насилия

13 способов как лояльно наказать ребенка за непослушание:

  • «Штрафные» работы. Если ребенок сделает какой-то проступок, то должен выполнить домашнюю работу. Например, порисовал стены – вытирай, намусорил – убирай… Очень хорошо в семье установить определенные правила, в случае нарушения которых, любой должен выполнить наказание – вытереть окна, помыть посуду, убрать со стола и прочее.
  • Сказка в виде наказания. Я часто придумываю различные сказки на ходу, чтобы помочь детям освоить нормы поведения. В моих сказках главный герой делает те же самые проступки, что и мои дети. В конце каждой сказки герой осознает, что так делать нельзя и больше не повторяет свои ошибки. Есть уже всем известные готовые сказки такие как: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Что посеешь, то и пожнешь» или другие поучительные сказки.
  • Изоляция ребенка. Малыша ставят в угол или уводят в другую комнату, где нет игрушек, и просят подумать о своем поведении и успокоится. Для того, чтобы понять свою вину дается столько минут, сколько детям лет. Так 3-летнему чаду достаточно давать для раздумий 3 минуты.
  • Лишение приятного. Такой способ будет эффективным для большинства детей и не принесет морального и физического вреда. Например, если ребенок сделал намеренно шкоду, не дайте ему в этот раз обещанных сладостей.
  • Наказание посторонним человеком. Обычно этот метод работает очень хорошо. Дети остро воспринимают критику чужого человека. Так можно попросить прохожего пожурить малыша и поговорить о его плохом поведении.
  • Самонаказание. Если ребенок хочет попробовать горчицу, разрешите ему это сделать, при этом рассказав о том, что будет после того, как он это сделает. Так ребенок будет верить вашему слову и в следующий раз хорошо подумает, стоит ли игра свеч. Детям постарше можно предложить самому выбрать наказание за проступок.
  • Крик. С этим методом надо быть поосторожней и применять его нужно во время опасных моментов, когда необходимо, чтобы ребенок быстро прекратил какое-то действие. Так, если ребенок каждый день слышит крики в свой адрес, то в скором времени он реагировать на них не будет. Это, конечно, тяжело не сорваться на крик. Так как у детей есть особый талант- «играть на нервах». Иногда родители срываются на крик, используя оскорбления в адрес ребенка. В этом случае малыш не очень хорошо понимает всю суть претензий, но хорошо запоминает слова и стиль поведения. И вскоре вы сможете услышать все выученное в свой адрес. Так что не удивляйтесь.
  • Игнорирование ребенка. Это является серьезным наказанием особенно для ребенка дошкольного возраста. Ведь родители в этот момент – самое главное в их жизни. Психологи не рекомендуют устраивать байкот подолгу и часто. Когда ребенок выполнит ваше требование, поцелуйте и приласкайте его.
  • Исправительный стульчик. Это наказание очень распространенно в США и сейчас его внедряют во многих детских садах. Если ребенок перестает слушаться, его садят на непродолжительное время на стульчик, объясняя, за что наказали.
  • Запугивание. Многие мамы применяют такой способ наказания. «Вот прилетит злая фея и заберет тебя за непослушание..» Но этот метод нужно использовать с осторожностью. Так как у детей – меланхоликов на почве запугиваний может развиться внутренняя драма.
  • Строгий взгляд. Этот способ работает только с послушными детьми и мамами с «железными нервами». Маме довольно неодобрительно взглянуть на ребенка, чтобы он задумался о последствиях такого поведения.
  • Повышение голоса. Этот способ также является одним из самых лояльных и работает с более покладистыми детьми. Когда дети слышат, что мама немного повысила голос, сразу понимают, что так делать нельзя и перестают шалить.
  • Объяснение. Это очень лояльный способ наказания. Использовать его стоит также параллельно со всеми другими методами наказания. Если ребенок уже большой, чтобы рассказать, почему он нашалил, то прежде чем наказывать, расспросите о его мотивах. Так окажется, что часы он разобрал, не для того, чтобы досадить папе, а чтобы узнать, что там находится внутри. В жизни бывает всякое и иногда слегка шлепнуть ребенка просто необходимо.

Каких крайностей стоит избегать

Угрозы и запугивания. Не нужно ребенку угрожать и пугать его, если хотите ему здоровья. Родители, которые прибегают к этому, получают психически не здоровых детей. На этой почве часто возникает энурез.

Физические наказания. Многие считают нормой и прибегают к физическому наказанию детей. Но ведь это насилие, и если у Вас нормальная и полноценная семья, то этого не должно происходить. Вы не имеете права бить его. Неужели есть, что-то такое, за что надо избить своего малыша. Вы большой, а он маленький и беззащитный, не сможет Вам противостоять. У детей нарушается психика и запоминается жестокость, и неизвестно, что с ним будет в будущем – маньяк или убийца. Или, когда подрастет, так же будет издеваться над Вами.

Оставлять шалости без внимания. Реагировать на проступки ребенка необходимо, но и не перестараться с излишними запретами. Если малыш, поступил неправильно, Вы обязательно его должны наказать, и объяснить почему и за что. Только после этого он будет знать, что такое плохие поступки и какие хорошие.

Можно ли бить ребенка

Выпороть или помиловать? К чему приводит воспитание ремнем?

«Сейчас ты у меня получишь!», «Только попробуй — всыплю по первое число, сидеть не сможешь!» — кричат разгневанные родители своим чадам. И не только кричат, а иногда и исполняют обещанное…

Все мы понимаем: бить ребенка нельзя. «Да разве ж я бью? Я уму-разуму учу!» Это первое объяснение-оправдание. Кроме него, существуют еще несколько наиболее распространенных родительских аргументов в пользу подзатыльника (назовем этим словом любое физическое наказание).

«Меня тоже ремнем учили — и ничего, вырос не хуже других». После про¬веденных исследований психологи с уверенностью утверждают, что большинство людей, подвергавшихся телесному наказанию в детстве, если и смогли забыть обиду, то совсем не благодарны своим родителям за такое воспитание.

«Довел-таки своим поведением!» Вы правы, эти ангелочки способны вывести из себя кого угодно. И в некоторых семьях физические наказания постепенно входят в систему, потому что дети перестают реагировать на другие способы воздействия. Учащаясь, наказания постепенно усиливаются. Сначала вы шлепаете по «мягкому месту» от случая к случаю, бьете по рукам, потом появляется ремень. Вместо того чтобы уговорить ребенка, занять его чем-то, переключить внимание, показать свое недовольство строгим голосом, родители предпочитают отвесить хороший шлепок или подзатыльник. Так проще.

Чего добиваются родители, «распуская руки»? Послушания и дисциплины, вы-полнения определенных правил. Что получают в итоге? Только видимость послушания со стороны детей. Как говорила одна девочка: «Подумаешь, ремень! Пять минут потерпел, зато делай что хочешь».

Физическое наказание, как правило, не вызывает у детей раскаяния и желания исправиться, зато пробуждает совсем иные чувства. Это могут быть:

  • обида, стыд;
  • желание отомстить;
  • протест («Я сделаю назло!»);
  • изворотливость, лживость («В следующий раз постараюсь не попасться»);
  • снижение самооценки.

Нередко следствием физических наказаний становится упрямство ребенка. И это не проявление плохого характера, а своеобразная форма самозащиты и протеста. Ребенок не может противопоставить свою волю воле взрослых, он замыкается в себе, занимает позицию внутреннего, молчаливого сопротивления.

И еще одно тяжелое последствие физических наказаний: часто они приводят к отчуждению между ребенком и родителями. В итоге взрослые теряют всякую возможность влиять на своих детей. Телесные наказания могут привести ребенка к повиновению, но каким он станет в будущем? Слабые дети превращаются в трусливых и безответных; сильные — в жестоких и дерзких.

Наказание за вранье и воровство

За вранье

Для начала – причины детской лжи:

  • Вы показали ему пример;
  • Вы засмеялись, когда он соврал в первый раз;
  • он не понимает, что это плохо;
  • он старается понравиться (хвастает);
  • он фантазирует;
  • он боится наказания или унижения;
  • он ищет одобрения;
  • он старается быть вежливым;
  • он – «генетический лгун»;
  • он подражает сверстникам.

Как видите, вины ребенка тут капля, зато взрослого — полная чаша.

Тонкости наказания лгунов и лгунишек

Как наказать ребенка за вранье? А точнее – что делать, чтобы он перестал говорить неправду?

  • Разберитесь в чем причина детской лжи.
  • Объясните, что это плохо и почему честным быть хорошо.
  • Научите малыша быть честным, дайте ему право говорить любую правду.
  • Не давайте сыну и дочери непосильных поручений.
  • Не создавайте в семье атмосферу соперничества.
  • Умейте хвалить, поддерживать и дружить со своим ребенком.
  • Исключите дружбу с детьми, которые врут.
  • Никогда не наказывайте за ложь ребенка, который сам признался, что соврал. Если его проступок слишком серьезен – пусть это будет не страшное наказание, а что-то приемлемое: стояние в углу, ограничение, запрет. Причем, он должен понимать, что пострадал не за то, что признался, а за непослушание.
  • Подавайте правильный пример.
  • Помните, что перед Вами – ребенок.
  • Наказание должно быть адекватным проступку.
  • Ребенок не должен жить в постоянном страхе наказания.
  • Не казните дитя, не выяснив причины лжи.
  • Не позорьте виновника. Не жалуйтесь родственникам и знакомым. Отругав единожды, мысленно объявите лгуну амнистию.
  • Исключите из семейной практики жестокие и унизительные наказания.

Словами статистики – врут около 5% детишек, включая младших школьников и подростков. Жажда похвалы и страх наказания – вот наиболее частые причины вранья. Нужно ли наказывать ребенка? А вдруг из-за этого он станет лгунишкой?

До 4 лет детишки не врут, а фантазируют. Его истории – это полет в сказку, продолжение игры и мысленного приключения. После четырех малыши умеют взглянуть на мир глазами взрослого и попытаются соответствовать эталону.

Как наказать ребенка за непослушание, если детская психика столь хрупкая и изменчивая? Того и гляди, вместо пользы сложится ситуация хуже некуда. Как ни странно, но наказание и жестокость несовместимы. Родительская справедливость и понимание правил поведения ребенком лежат в основе правильного воспитания.

Мы не можем растить детей, взяв их под свое крыло. Влияние общества невозможно контролировать. Какие дети попадут в класс с Вашим ребенком? Что он может увидеть в интернете? О чем и в каких выражениях будут говорить его спутники в общественном транспорте? Родители должны уметь настоять на своем и повернуть воспитание в нужное русло. Из двух зол выбирают меньшее. Поэтому наказание может иметь место. Важно, чтобы оно было справедливым, своевременным и соответствующим проступку.

За воровство

  • Узнайте у него, почему он так сделал, чтобы понимать причины и попытаться устранить их, насколько это от вас зависит.
  • Спросите, что бы он чувствовал, если бы у него украли его любимую вещь.
  • Объясните, что так делают очень плохие люди, и что из-за того, что он так поступил, вам очень плохо. Расскажите, что отношение к нему окружающих, зависит, прежде всего, от того, как он сам себя ведет: если он не хочет, чтобы у него воровали, то сам не должен этого делать.
  • Когда ребенок не будет видеть, «украдите» у него его любимую вещь и спрячьте так, чтобы он не нашел ее. Когда ребенок увидит, что вещь исчезла, скажите ему, что ее кто-то украл из-за того, что он сам поступил однажды как вор. Если не увидите искреннее раскаяние, то продолжайте тайно забирать его вещи до тех пор, пока не увидите беспокойство в его глазах и искреннее сожаление.
  • «Сыграйте» на социальном факторе: скажите, что если он будет так делать, дети перестанут с ним играть, будут насмехаться и он попадет в тюрьму (для детей старше 10 лет). Если ребенок младше, скажите, что если он продолжит воровать, то попадет в такое место, из которого его очень долго не выпустят, где ничего нет, и находятся такие же злодеи, как и он сам, которые отбирают чужие вещи без спроса.

Источники:https://ladyspecial.ru/otnosheniya/semya/vospitanie/kak-nakazat-rebenka-za-neposlushanie-metod-knuta-i-pryanika-kak-primenyat-pravilno http://www.vse-dlya-detey.ru/sovety-roditelyam/919-kak-nakazyvat-rebenka-lyubov-i-laska-ili-preslovutyj-knut.html https://alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/kak-mozhno-nakazyvat-rebenka.html https://modnuesovetu.ru/psixologiya-i-razvitie/295-kak-nakazyvat-rebenka-ne-unizhaya.html https://sunny7.ua/semja/children/kak-nakazyvat-rebenka https://onethree.ru/vospitanie/nuzhno-li-nakazyvat-rebenka http://www.my-sunshine.ru/kak-pravilno-nakazyvat-rebenka http://mamrabota.ru/razvitie-i-vospitanie-detej/kak-nakazyvat-rebenka-za-neposlushanie.html

Воспитание ребенка – сложный процесс, требующий от современных родителей не только любви и соответствующей заботы, но и психолого-педагогической грамотности. Проблема наказаний ребенка в семье – это проблема насущная и непростая; она с трудом претерпевает изменения в течение жизни, т.к. выбор предпочитаемых методов наказания закладывается в будущих родителей еще в детстве, в родительских семьях.

Актуальность исследования этой «сферы» родительской практики обусловлена тем, что, несмотря на обилие информационных источников, родители все же нередко совершают ошибки в выборе адекватных мер наказания. Такой вывод подтверждают, в частности, ответы на проведенное нами анкетирование среди студентов.

Обратимся к словарям для раскрытия сущности понятия «наказание» и его значимых функций. «Наказание – мера воздействия, применяемая к кому-либо за какую-либо вину, проступок, преступление» . «Наказание – предъявление стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения» .

«Наказание – применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение. Наказание может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков. Цель наказания – побудить человека или животное не вести себя данным образом» .

Данные определения показывают, что наказание – это метод контроля за поведением, метод воздействия для корректировки поведения ребенка, когда взрослый помогает ребенку выработать внутреннюю дисциплину с помощью соблюдения социальных норм и правил, которые установлены в семье и обществе.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить две группы наказаний – активное и пассивное. Активное подразумевает физическое наказание и эмоционально отрицательное воздействие на ребенка, пассивное – это запреты и лишение удовольствий. В современной литературе описаны разные виды наказания и морального унижения:

— физическое наказание (порка, подзатыльники, шлепки, удары и др.);

— словесное наказание в грубой форме (крик, угрозы, оскорбления и обзывания и др.);

— наказание изоляцией (стояние в углу, сидение на стульчике, запирание в некоем ограниченном пространстве, отказ от общения и др.);

— наказание трудом (мыть, полоть, перебирать, читать, решать, исполнить дополнительный этюд на музыкальном инструменте и пр.);

— наказание лишением удовольствия и запретом желаемого (сладости, прогулки, общения, совместной деятельности, праздника и др.);

— запугивание (обещание побить, не купить, что-то отменить, не выполнить).

Целью настоящего исследования выступило изучение методов наказания в современных семьях и выявление рекомендаций от студентов – будущих педагогов – для родителей при воспитании детей в разные возрастные периоды.

Гипотезой послужило предположение о наличии сходства между применяемыми методами наказания в семьях испытуемых студентов и их рекомендациями родителям для каждого возрастного периода детства.

Исследовательскую группу составили студенты педагогического вуза 1-3 курсов в количестве 44 человек, в основном девушки в возрасте 17–21 года. Основным методом послужило анкетирование.

При обработке анкет применялся контент-анализ, сравнительный метод, методы математической статистики, позволяющие определить средние показатели и оценить рейтинг методов поощрений в разные возрастные периоды детства.

Анкетный опрос начинался с вопроса: «Нужно ли наказывать ребенка в процессе воспитания в семье?». Большая часть студентов дали положительный ответ. Лишь четверо ответили, что «нежелательно».

Следующий вопрос касался личного опыта наших испытуемых. Мы попросили ответить, как их наказывали родители на протяжении детства, подросткового возраста и ранней юности.

При обработке ответов были подсчитаны средние значения и установлен рейтинг в иерархии методов наказания студентов их родителями. По частоте встречаемости в современных семьях лидирует метод наказания «лишением удовольствия» и «запретом желаемого». Приведем высказывания студентов: «лишали общения, прогулки, похода в кино, не отпускали гулять, был запрет на телевизор и велосипед, лишали любимых игр и каких-либо удовольствий, домашний арест». На втором месте – «грубые словесные наказания»: «говорили грубые слова», «кричали», «ругали», «разговаривали сердитым и властным тоном». Третье место в иерархии – наказание «игнорированием»: «стояла в углу, пока не попрошу прощения», «не разговаривали со мной».

Реже применяются «физические наказания»: «били ремнем», «тапочкой по попе», «суп за шиворот и ложкой в лоб», «били ремнем и прутиком», «били веником», «получала ремнем за то, что долго гуляла». Несмотря на то, что применение розг давно ушло в прошлое, тем не менее родители демонстрируют разнообразные приемы физического унижения своих детей. Также редко встречаются «разъяснительные беседы»: «все ограничивалось воспитательной беседой», «делали замечания», «читали нотации», «был серьезный разговор с мамой», «были строгие разъяснительные беседы». Встречаются в современных семьях и наказания трудом: «заставляли копать картошку, полоть траву».

Также нас интересовал вопрос: «Какой метод наказания из вашего детства имел действенный результат?». Самым «работающим» оказался метод «лишения удовольствия» и «запрет желаемого»; для некоторых детей – «физическое наказание» и «разъяснительные беседы».

Далее мы решили спросить у студентов, как у будущих родителей и педагогов: «Какое наказание считаете самым неприемлемым (унижающим достоинства) в воспитании ребенка?».

Многие студенты ответили, что любое наказание в детстве переживается эмоционально тяжелее, если оно совершается прилюдно, при сверстниках, друзьях: «выставить ребенка перед всем коллективом и позорить его», «наказание при посторонних людях», «наказания при других детях». Многие студенты назвали физическое наказание: «бить по лицу», «применение силы», «поднимать руку на ребенка» и оскорбление: «обзывание ребенка неприличными словами», «нельзя говорить, что никчемный и ни к чему не приспособленный, никому не нужный, глупый».

Таким образом, анализ анкет показывает, что во многих современных семьях сохраняются неприемлемые методы и приемы обращения с детьми и подростками – запугивания, оскорбления, рукоприкладства.

Воспитание человека – длительный процесс. Он проходит беспрерывно и условно делится на этапы (возрастные периоды). Каждый этап – это шаг на пути социального становления и взросления личности.

Нами были выявлены содержательные аспекты наказания (за что наказывать?) и методы наказания (как наказывать?) ребенка в каждом возрастном периоде по представлению студентов – будущих педагогов и родителей.

Результаты представляем линейно: раннее детство (1-3 лет), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст, подростковый и ранняя юность – старшеклассники.

По мнению студентов, ребенка в раннем детстве (с 1 до 3 лет) следует наказывать «за непослушание, капризность, истерики, за плохое поведение, упрямство, за мокрые штаны, разбрасывание игрушек, агрессию по отношению к сверстникам и взрослым». Наказывать за подобное поведение большая часть студентов предлагает словесно.

В дошкольном возрасте (3-6 лет), по мнению студентов, ребенка нужно наказывать «за плохое поведение, за драку с младшим братиком, за разбросанные игрушки, вредность, за то, что сломал или разбил что-то, натоптал, порвал вещь, пришел с улицы грязный, за несоблюдение техники безопасности, агрессию по отношению к детям и взрослым, капризы, за хулиганство, драчливость, за дурные слова».

Распределение иерархии методов наказаний в дошкольном возрасте выглядит следующим образом: словесное наказание, далее метод запрета на просмотр телевизора, игру в компьютер, лишение сладостей, совместных игр, меньшее количество студентов предлагают наказывать ребенка за провинности «стоянием в углу» либо «сидением на стульчике», т.е. ограничение движений ребенка.

В младшем школьном возрасте детей следует наказывать «за невыполненные уроки, плохие оценки, сквернословие, воровство, хулиганство, плохое поведение, драки, нежелание учиться, за неряшливость, невыполнение своих обязанностей и требований взрослых».

Иерархия методов наказания выглядит следующим образом: запрет и лишение чего-либо (общения с друзьями, просмотра телевизора, компьютера, сладостей), словесное наказание, стояние в углу.

В подростковом возрасте наказывать следует «за дерзость в общении, курение, вредные привычки, плохие оценки в дневнике, непослушание, плохое поведение, за то, что не хочет учиться, нарушение правил, враньё, нарушение прав другого человека, за невыполнение обязанностей в школе и дома, за лень, за прогуливание школы».

В отношении подростков самым распространенным методом наказания является «лишение удовольствий» и «словесное» наказание, следующим методом является «уменьшение общения с друзьями», домашний арест («запрет на гуляние»), ограничение в деньгах.

В этот возрастной период от родителей требуется предельная осторожность при выборе слов и метода наказания, т.к. можно потерять доверие и контакт с ребенком на долгие годы.

Отдельным возрастным этапом мы выделили раннюю юность – период старших классов. В юношеском возрасте студенты считают, что следует наказывать «за гулянки, курение, употребление алкоголя, за грубость и повышение голоса на родителей, за халатное отношение к ЕГЭ, плохие отметки, за лень, оскорбление, за прогулы уроков, невыполнение оговоренных обязанностей, за то что «ушел гулять и не предупредил родителей», «не ночевал дома без предупреждения», «поздно вернулся домой с прогулки». Кроме того, был получен один ответ от студента, который нас удивил и порадовал: «Ругать и наказывать старшеклассника вообще не надо, он абсолютно самостоятельный человек». В подобных ответах можно наблюдать социальную зрелость выпускников школ.

Для старшеклассников основным методом наказания по-прежнему остается словесное, затем «запрет и лишение» удовольствий и ограничения в денежных средствах.

Таким образом, мы наблюдаем следующую картину: как студентов наказывали в их детстве, такие же наказания они «рекомендуют» и «советуют» родителям при воспитании детей в разные возрастные периоды. Исключение составляют «физические» наказания и оскорбления. Наверное, многие студенты на себе ощутили подобные методы унижения в детстве. Мы также не поддерживаем те методы воздействия на ребенка, которые вызывают страх, озлобляют и запугивают.

Анализируя полученные результаты, мы делаем некоторые обобщения: содержательный аспект наказания (за что наказывать?) зависит от возрастного периода, в котором находится ребенок. Например, в раннем детстве студенты рекомендуют наказывать за непослушание, в дошкольный – за драчливость и шалости, в период начальной школы – за небрежное отношение к учебе, в подростковый – за нарушение прав другого человека, не выполнение своих обязанностей, в юношеский – за повышение голоса на родителей, курение, употребление алкоголя.

Сравнительный анализ выявленных методов наказания в разные возрастные периоды показывает, что словесное воздействие занимает лидирующую позицию в иерархичной системе методов наказания. Причем в раннем, дошкольном и старшем школьном возрасте этот метод находится на первом месте, а в младшем школьном и подростковом возрасте на второй позиции после «лишения удовольствия». Студенты отметили, что для детей дошкольного возраста одним и методов наказания будет являться «стояние в углу» или «сидение на стульчике».

«Лишение удовольствий» и «запреты желаемого» также являются средством порицания действий и поступков, особенно в младший школьный и в подростковый возраст. В подростковом и юношеском возрасте, кроме запретов и словесных наказаний, появляется еще один метод – ограничение в денежных средствах. А в младшем школьном и подростковом одним из распространенных наказаний оказывается уменьшение общения с друзьями. Еще одним методом, часто используемым только в подростковом возрасте, является домашний арест.

Завершая анализ анкетного опроса о методах наказания в современных семьях, делаем некоторые выводы:

1) наказания применяются во всех семьях испытуемых студентов, но наблюдаются различия в их видах: в одних семьях чаще детей предупреждают и делают замечания, в других семьях позволительно «кричать», «бить по лицу», «пороть ремнем», т.е. практика устарелых методов наказания сохраняется и передается современным родителям;

2) список санкций (за что наказывать?) зависит от возрастного периода ребенка и увеличивается вместе с его взрослением;

3) стабильными и чаще применяемыми регуляторами действий и поступков детей являются словесное наказание, лишение удовольствия и запрет желаемого;

4) будущими родителями и педагогами осуждаются физические наказания и оскорбления детей; эти методы воздействия студенты исключают из рекомендаций для родителей.

Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования нашла подтверждение в том, что происходит перенос методов наказания из собственного детства в педагогическую практику – как поступали родители со студентами в их детстве, такие же рекомендации и советы они готовы дать другим родителям; исключение составили физические наказания и оскорбления детей, т.к. эти методы осуждаются студентами в воспитательной практике.

Родительскому мастерству матери и отцы часто учатся на собственных экспериментах, допуская при этом ошибки, которые можно избежать, если читать психолого-педагогическую литературу, пользоваться услугами консультаций специалистов образовательных организаций, не игнорировать советы педагогов и психологов, которые помогут развивать и находить эффективные стратегии поведения при общении и взаимодействии с детьми и подростками.

Список литературы:

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 240 с

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: Астрель, 2013. – 256 с.

3.Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают. – М.: Генезис, 2008. – 240 с.

4.Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Воспитание без ошибок. Книга для трудных родителей. – СПб.: Речь, 2008. – 223 с.

5.Современный толковый словарь русского языка / Гл.ред.С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2005. – 960 с.

В этой статье мы не будем рассуждать на тему наказаний, хорошо это или плохо.

Мы не будем агитировать вас наказывать детей или наоборот, убеждать что можно воспитывать без наказания.

Мы лишь приведем подборку из 50 способов наказать ребенка за непослушание, плохое поведение или умышленные нарушения договоренностей без применения физической силы.

Итак, поехали.

Для удобства мы разделили наказания на категории: компьютерные, денежные, учебные, наказания за столом и необычные.

«Компьютерные наказания»

  1. Лишить ребенка мобильного телефона
  2. Лишить интернета
  3. Забрать планшет
  4. Ограничить или лишить ребенка просмотра телевизора
  5. Заставить перепечатать текст из учебника в компьютер
  6. Закрыть доступ в социальные сети
  7. Удалить аккаунт
  8. Разбить планшет, выкинуть в окно и т.п.
  9. Удалить игру или сохранение

«Психологическая атака»

  1. Молчать и не разговаривать с ребенком
  2. Запретить называть «мамой»
  3. Звонить по телефону знакомым, родственникам и рассказывать о поступке ребенка
  4. Напечатать плакат с провинностью и прикрепить на окно (например, «здесь живет лентяй» или «в этой комнате живет неряха»)
  5. Заставить ребенка принести публичное извинение
  6. «Пиление» и долгое обсуждение ситуации
  7. Не обнимать, не целовать какой-то период
  8. Перестать называть ребенка по имени или называть строго по имени-отчеству
  9. Кричать на ребенка бранными словами

«Финансовые наказания»

  1. Лишить карманных денег
  2. Забрать деньги из копилки на возмещение понесенных расходов
  3. За каждый мат, например, забирать по 20 рублей
  4. Ограничить карманные деньги
  5. Позвонить родственникам и попросить не дарить на день рождения деньги
  6. Перестать покупать сладости
  7. Отказать в долгожданной покупке
  8. Купить в магазине игрушек игрушку другому ребенку (не своему)
  9. За каждую плохую оценку ребенок отдает определенную сумму из копилки (карманных денег)

Учебные наказания

  1. Прописать страницу букв
  2. Переписать тетрадь или упражнение, страницу текста
  3. Решить 1000 примеров (или меньше)
  4. Делать уроки стоя
  5. Выучить большое стихотворение не по программе или прозу
  6. Выучить 10 стихотворений
  7. При опоздании — выучить 10 притч про опоздания
  8. Заставить прочитать книгу
  9. Делать двойной объем работ

Наказания за столом

  1. Оставить без обеда
  2. Выворотить на голову тарелку с кашей или супом
  3. Ложкой в лоб
  4. Давать одно и тоже блюдо пока не съест
  5. Лишить десерта
  6. Перестать готовить. Хочешь есть — готовь сам
  7. Не пойти в кафе, Макдональдс и т.п.
  8. Моет за всеми посуду
  9. Чистит и режет кастрюлю лука

Необычные наказания

  1. Заставить перебрать смешанную гречу и рис (например)
  2. Отжиматься определенное количество раз (можно несколько подходов)
  3. Стоять на одной ноге определенное время
  4. Молчать 30 минут. Сказал слово — время обнулилось
  5. Тайм-аут или одиночество (сидеть в комнате)
  6. Сидеть определенное время на кровати, не вставать
  7. Лишить сказки или вечернего моциона
  8. Сделать «часы» сна, обратный отсчет. Изначально поставить время на 22.00, но каждая определенная провинность ребенка двигать стрелку на 15 минут назад, уменьшая время отхода ко сну. Если ребенок «в ударе», и стрелка добралась до 20.15, то ложится спать в 8 вечера.

Это была подборка из 53 способов наказать ребенка без применения физической силы.

Сколько из этих способ применяете вы?

Довольны ли вы полученным результатом?

Если нет, то есть хорошая новость.

На самом деле существуют способы конструктивно договориться с ребенком. Просто этому не учат ни в школе, ни в институте, ни даже на курсах по беременности и родам.

Что там, этого не расскажет даже учитель ребенка на родительском собрании!

А ведь можно применять более лояльные и действенные методы в том числе решая проблему домашних заданий или уроков.

О том, как усадить ребенка за уроки без криков и скандалов, как не орать на детей, и как сделать так, чтобы ребенок слышал что мы от него хотим со второго раза и делал это, мы поговорим уже в это воскресенье на однодневном тренинге

ВНИМАНИЕ!!! ТРЕНИНГ ПЕРЕНЕСЕН по датам на НЕДЕЛЮ!!!

«Техники эффективных звездюлей. Как не орать в период школы и за ее пределами»

На тренинге вы:

  • Сможете решить, наказывать или нет и узнаете 10 альтернатив наказанию
  • Получите алгоритм эффективных звездюлей и узнаете в чем его сила
  • Как правильно встроить домашние правила, чтобы они «работали» на автопилоте
  • Получите интеллект-карты по эффективной дисциплине и мотивации
  • Узнаете 7 приемов, которые помогли решить проблему с уроками многим родителям
  • Проработаете в прямом эфире главную проблему в отношениях с детьми
  • Получите 5 работающих стратегий, благодаря которым сможете НЕ орать
  • Получите 6 работающих практик чтобы контролировать свои эмоции.

Как итог, вы поймете, как без наказний и криков жить с детьми, не закипать вообще на детей или сразу гасить эту волну, как только ее почувствуете.

Вы научитесь находить лучшее решение в той или иной ситуаци, а самое главное научитесь деликатно разговаривать и при этом получать свое.

Причем вам не придется, когда внутри все кипит, снаружи натягивать улыбку.

Это мощная психологическая программа, которая пройдет в формате двух частей. Первая часть — тренингова, вторая — групповой коучинг.

Так же мы подготовили для вас шикарные практические материалы для отработки, которые закрепят полученный на тренинге эффект и сохранят его для вас.

Специальная уникальная система практической отработки полученных на тренинге знаний «Паттерны для родителей» позволит сразу по окончании занятия встроить новую модель общения с детьми в навык.

Это не будет очредной «прочитанной книгой», про которую забываешь в горячий момент или «набором знаний».

Это мощная программа трансформации, которая благодаря техникам эффективного обучения останется с Вами навсегда.

Тренинг пройдет в это воскресенье.

ВНИМАНИЕ!!! ТРЕНИНГ ПЕРЕНЕСЕН по датам на НЕДЕЛЮ!!!

Хочу перестать орать на ребенка из-за уроков и не только

Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей? Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако они должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если ребёнок не слушается. Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

С какого возраста можно наказывать детей?

Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Примерно в 3 года ребёнок вступает в кризисный период, поэтому родители сталкиваются с протестами, первыми истериками, нежеланием подчиняться общим правилам.

Отвлекать малыша не всегда получается, а наказанием выступают прекращение игры или отказ от приобретения требуемой игрушки.

С трёх до пяти лет вводятся первые наказания, поскольку именно в этот период устанавливаются основные правила и дисциплинарные меры. Именно в этом возрасте ребёнок начинает стоять в углу или сидеть на стуле для провинившихся.

После 6 — 7 лет следует отменять телесные наказания, если таковые применялись прежде, так дети начинают чувствовать унижение от этих мер. Напротив, родителям следует обсуждать проступки, объяснять на примерах мотивы человеческого поведения, развивать сочувствие.

Для подростка стоит выбирать совершенно другие методы наказания, поскольку тинейджеры крайне чувствительны к мнению окружающих, склонны к максимализму. Как пример – лишение привилегий или ограничение общения с приятелями.

Частые причины непослушания ребёнка

Многие родители убеждены, что их чада не слушаются из вредности, скверного характера или нежелания идти на компромисс. Однако мотивов и предпосылок для «недостойного» детского поведения на самом деле множество.

  1. Возрастной кризис. Психологи выделяют несколько кризисных периодов в жизни ребёнка: 1 год, 3 года, 7 лет, 11 — 13 лет (приблизительные сроки). В это время в психике и физиологическом развитии детей происходят перемены, в результате чего поведение может меняться в худшую сторону.
  2. Чрезмерное количество запретов. При многочисленных ограничениях ребёнок может протестовать, добиваясь большей свободы. Чтобы понять, насколько много запретов в семье, стоит подсчитать, сколько раз вы произносите слово «нельзя» в течение суток.
  3. Непоследовательность. Некоторые родители ведут себя непоследовательно, сегодня разрешая что-то, а завтра уже запрещая ровно то же действие. Естественно, что ребёнок теряется в ориентирах, совершает проступок, но не понимает, почему и за что его наказывают.
  4. Несоответствие слов и действий. Иногда дети ведут себя неправильно, поскольку родители обещают, к примеру, наказать за что-то, но не держат слово. В результате ребёнок игнорирует указания родителей и относится к ним несерьёзно.
  5. Различные требования домочадцев. Подобная причина возможна, когда в семье не установлено единое мнение насчёт запретов и разрешённых действий. Например, отцом предъявляется суровые требования к подростку, мама же, напротив, балует его. В таком случае ребёнок может преступать «закон» втихомолку, надеясь на защиту матери.
  6. Неуважение родителей. Ребёнок растёт, однако родители продолжают относиться к нему, как к несмышлёнышу, отказываются признавать в нём личность. Неудивительно, что подросток начинает протестовать, нарушать требования и запреты.
  7. Невнимание. Нередко дети ведут себя неправильно лишь для того, чтобы привлечь к себе родительское внимание. Их логика проста: пусть лучше мать накажет за проступок, чем вообще не замечает и игнорирует.

Маленькие дети от природы любопытны, поэтому нередко стараются выяснить, что произойдёт, если нарушить то или иное правило. Это также нужно учитывать.

За что нельзя наказывать ребёнка?

Специалисты рекомендуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет понять, за что не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно.

Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома.

Перед наказанием всё же следует выявить мотив проступка, чтобы удостовериться, что столь серьёзное деяние было совершено злонамеренно, а не по не знанию, случайно или из благих пожеланий.

Не рекомендуется наказывать ребёнка:

  • за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;
  • за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;
  • за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
  • за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
  • за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.

Рассмотрим распространённую ситуацию: ребёнок разбил чайник из дорогого сервиза. Однако при изучении этого случая выяснилось, что малыш собирался заварить чай и налить кружечку этого напитка любимой маме. Оправдано ли наказание в подобной ситуации?

Нет, ведь поступок изначально был положительным, а ребёнок исходил из самых добрых побуждений. Наоборот, малышу необходимо посочувствовать, поддержать и помочь, подсказав, как избежать подобных промашек в дальнейшем.

Мнение доктора Добсона

Автор нескольких популярных книг о воспитании детей Джеймс Добсон – известный христианский психолог из США.

Можно по-разному относиться к его взглядам (Добсон является сторонником физических наказаний), однако он сформулировал 6 принципов, которые заслуживают отдельного разговора.

  1. Прежде всего, нужно установить границы, а уже потом требовать их соблюдения. Лишь в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.
  2. Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого.
  3. Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания.
  4. Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить. К примеру, не следует наказывать детей за намоченную кровать или сломанную игрушку. Ведь это или особенность развития, или процесс познания, поэтому стоит отнестись к неудачам философски.
  5. Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость.
  6. После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить подростка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, рассказать, что вы его любите и испытываете негативные эмоции из-за необходимости его наказывать.

Таким образом, описанные Джеймсом Добсоном правила способны сократить область использования строгих «санкционных» мер, заложить в основу детско-родительских отношений любовь и тёплые чувства.

9 общих принципов «правильного» наказания

Ещё одна задача наказания – помочь детям разобраться в своих чувствах и в совершённом поступке, а также избежать повтора подобных ошибок в будущем.

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

  1. Соблюдайте последовательность. Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
  2. Учитывайте тяжесть проступка. Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
  3. Ограничивайте длительность наказания. Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
  4. Действуйте спокойно. Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
  5. Согласуйте решение с супругом. Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
  6. Демонстрируйте позитивный пример. Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
  7. Учитывайте особенности ребёнка. Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
  8. Наказывайте ребёнка наедине. Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
  9. Разработайте ритуал примирения. Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему нельзя кричать на ребёнка. Это нужно знать всем родителям! Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Запрещённые приёмы

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение. Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью. Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок. Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание. Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания. Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание. Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Допустимо ли физическое наказание?

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, почему нельзя бить ребёнка и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога. Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

  1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
  2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
  3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
  4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
  5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
  6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
  7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *