Над чем работает логопед?

Отзыв на учителя – логопеда Шутову Лидию Владимировну

от родителей старшей логопедической группы

Для Лидии Владимировны характерны трудолюбие, любознательность, настойчивость, деловитость и, пожалуй, самое главное — влюблённость в свою профессию, чувство ответственности к своей работе.

Она доброжелательна, поэтому наши дети не боятся к ней обращаться, просить помощи и совета. Лидия Владимировна любит своё дело, которому отдаёт себя сполна. И эту любовь она всегда старается передать и нашим детям. Щедро делится с детьми теми знаниями, которыми владеет сама. На её занятиях всегда интересно и разнообразно. Это видно с каким желанием наши дети к ней на занятия. Педагог проявляет свою действительную любовь к нашим детям, находит к каждому индивидуальный подход.

Лидия Владимировна создаёт интересную и насыщенную жизнь нашим детям. Хотя мы, родители, прекрасно осознаём, как ей нелегко приходится с нашими детьми.

Много сил и времени уделяет Лидия Владимировна оформлению логопедического кабинета. Особо хочется отметить логоритмику, которую так любят дети.

Рядом с нашими детьми – настоящий друг, умный, добрый и мудрый учитель — логопед – Шутова Лидия Владимировна. Всегда улыбчивая и приветливая, беспокойная и неутомимая в работе, пользующаяся любовью детей и бесспорным уважением коллег, идет она по жизни, бережно неся в ладонях огонек добра, а огонек передает свое тепло окружающим.

Родительские собрания в нашем группе всегда проводятся на высоком уровне. Проходят они интересно и разнообразно благодаря большому опыту и умению. На родительских собраниях она очень тактично, корректно поднимает острые вопросы, при этом не ущемляет достоинство детей и родителей. Рассказывает о коррекционной работе с нашими детьми. Всегда готова внимательно выслушать, тактично и грамотно разрешить наши сомнения, дать умный и добрый совет, вселить уверенность.

Мы считаем, что нам очень повезло, что наши дети занимаются с Лидией Владимировной.

Родители группы «Колокольчик»

Отзыв на учителя – логопеда Шутову Лидию Владимировну

от воспитателей старшей логопедической группы «Колокольчик»

Лидия Владимировна — человек творческий, активный. С первых дней работы коррекционной группы ей удается организовать детей и родителей так, чтобы работа была с увлечением.

Лидия Владимировна развивает в детях такие положительные качества, как доброта, отзывчивость, умение радоваться не только за свои, но и за чужие успехи. Отмечет дни рождения «звука» это очень приятно детям.

Лидия Владимировна — эрудированный, всесторонне развитый, общительный педагог. С ней интересно и детям, и родителям и нам воспитателям. Мы обращаемся к ней за советом и часто получаем весомую помощь в воспитании наших детей. Лидия Владимировна не оставляет без внимания ни одного ученика, ни одну семью. Она может щедро похвалить и тактично указать на недостатки детей и родителей. И мы уважаем её мнение.

Её занятия всегда интересны и разнообразны. Нередко на занятиях Лидия Владимировна использует DVD-проектор, мультимедийные технологии и занятие становится ещё более увлекательными интересным что не мало важным является в детском саду.

Лидия Владимировна, не считаясь с трудностями, не жалея своего личного времени, отдаёт все свои знания, душевное тепло, заботу и любовь детям. Так же она помогает нам в оформление логопедического уголка в группе, информационного стенда для родителей. Её консультации интересные и разнообразные соответствуют возрасту детей и требованиям родителей Полностью руководствуясь её методическими указаниями по исправлению речи которые фиксируются в тетради взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы мы без особых усилий проводим логопедический час. Так же нам очень нравятся консультации на которых она помогает нам разобраться с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Благодаря составленным Лидией Владимировной различных видов картотек нам стало намного проще и удобней в подборе речевого материала.

Работая с детьми Лидия Владимировна не только исправляет дефекты речи детей но и обогащает лексику детей а так же делает их речь более грамотной, что способствует развитию и интереса к родному языку, раскрытию его многообразия и богатства.

Воспитатели группы

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Учитель-логопед: Голикова А. В.

Цель работы логопеда ДОУ: оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

— осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

— предупреждать нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;

— развивать у детей дошкольного возраста произвольное внимание к звуковой стороне речи;

— вести пропаганду логопедических занятий среди педагогов МКДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

— воспитывать у детей стремление преодолевать недостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

— совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

— интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи.

В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.

В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91%), 5–6 лет (85%). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей.

В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития невозможно оказание им коррекционно-педагогической помощи и только в рамках логопедических групп. Тем более возрастают роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.

Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных представителей), возможностями самой региональной системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы организации логопедического воздействия:

· Группы для детей с ФФН и ОНР;

· Логопедические пункты в ДОУ;

· Внутригрупповая дифференциация индивидуально-педагогической работы с детьми в ходе регламентированной и нерегламентированной деятельности (работа сводится к развитию речи детей, формированию у них связного, выразительного и логического высказывания).

Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.

При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:

— перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;

механизма зачисления;

— количества одновременно занимающихся в логопункте детей;

— рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;

— перечня документации учителя-логопеда.

Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.

Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.

1) Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

В отличие от специализированного ДОУ (групп), задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени , специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Логопед на логопункте для воспитателя все равно что повар, у каждого своя работа. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.

2) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.).

4) Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю).

5) Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Зачисление детей на логопедические занятия происходит через ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), которая ставит речевое заключение, дает родителям и логопеду официальный документ.

По количеству одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в логопедическом пункте в течение учебного года, целесообразно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда более чем 12 детей. В то же время при выявлении у большинства детей только легких недостатков речи можно проводить занятия и с 20 детьми. То же касается и сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой работы и частоты проведения занятий.

Основной формой работы с дошкольниками в логопункте детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:

· Необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;

· Различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;

· Различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;

· Индивидуальным темпом усвоения материала;

· Необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;

· Соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.

Эти и некоторые другие причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий: подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны.

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.

Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.

Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта во много раз превышает объём аналогичной работы в условиях группы компенсирующей направленности, особенно это заметно в дошкольных учреждениях с большим количеством групп. А распределение рабочего времени учителя-логопеда, отводимого на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, в разных положениях и методических рекомендациях отличается большой вариативностью. От «все 4 часа своего рабочего времени логопед работает непосредственно с детьми» до «недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15-16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, 4-5 часов – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями». Поскольку частота и объём консультативной работы выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, то в рабочем времени логопеда для этого, конечно, должно быть время, свободное от занятий с детьми.

С уважением ваш учитель-логопед : Голикова А. В.

Речь маленьких детей (приблизительно до четырех-пяти лет) всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако большинство детей со временем «научатся” правильно говорить.

Вот что по поводу неразборчивой речи у детей доктор Комаровский: «После 3—3,5 лет визит к грамотному логопеду может оказаться совсем нелишним. При проблемах с речью мы имеем реальные шансы, что эти проблемы решит время, но сплошь и рядом никто не хочет брать на себя ответственность, поэтому дети занимаются с логопедами.»

Ты можешь дома заниматься со своим малышом логопедическими упражениями, чтобы научить его правильно выговаривать все звуки. Главное — подавай все в форме игры.

Некоторым малышам к пяти годам так и не удается одолеть «упрямые” буквы, при чем все неправильности речи принимают характер стойкого дефекта. Это состояние называется дислалией (расстройство речи).

Прежде всего ты должна исключить механические факторы, которые мешают реенку хорошо выговаривать звуки и приводят ребенка к логопеду.

Это может быть:

  • укороченная уздечка языка (подъязычная связка);
  • дефекты строения челюстей: неправильный прикус, неправильное строение зубов;
  • неправильное строение неба;
  • толстые губы.

Обратись к детскому стоматологу, чтобы выяснить, нет ли у ребенка одного из перечисленных явлений.

Также обрати внимание на общение в семье.

Логопедические проблемы у ребенка могут быть связаны с тем что…

  • в семье с ним привыкли «сюсюкать”;
  • ребенок подражает людям с дефектами речи;
  • двуязычие в семье.

ЧИТАЙ ЕЩЕ: Действия родителей, которые обеспечат ребенку проблемы с речью

Логопед часто требуется ребенку при недоразвититии фонетического слуха. В этом случае ребенок плох различает разницу между близкими звуками.

Игры и упражения на развитие фонетического слуха.

Научить ребенка слушать разницу между сходными звуками можно при помощи полезных и занимательных игр.

Для начала нужно проверить какие именно звуки не достаточно хорошо различает малыш. Обрати внимание на: свистящие и шипящие (са-ша, са-за, ча-ща), звонкие и глухие (да-та, па-ба), сонорные (ра-ла, ри-ли), мягкие и твердые (са-ся, ла-ля). Поиграй с ребенком в такую игру. Попроси своего кроху хлопнуть в ладоши или топнуть ногой, когда он услышит, произнесенный вами слог (например, «ша”). Затем скажи малышу: «Этот маленький слог заблудился в компании других похожих слогов, помоги мне найти его”. Теперь малыш должен среди слогов «ца”, «ча”, «ща” услышать «ша” и при этом выполнить какое-нибудь действие.

ЧИТАЙ ЕЩЕ: Где берут начало проблемы с речью у ребенка? Советы логопеда, как избежать сложностей

Для того чтобы развить у ребенка слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие:

  1. умение узнавать неречевые звуки. Например, родители знакомят ребенка со звучанием разных предметов (удар мяча о пол, шелест газеты). Затем малыш должен отвернуться и, не видя предмет, сказать, что это звучит;
  2. различать высоту, силу и тембр голоса. Можно поиграть в такую игру, покажи малышу трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего и маленького. Затем расскажи ему сказку «Три медведя” (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики то низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребенок угадывает медведей;
  3. различать слова близкие по звуковому составу. Мама раскладывает картинки, названия которых звучат похоже: рак, мак, бак; дом, ком, сом; коза, коса. Затем она называет три-четыре слова, а ребенок отбирает нужные картинки и расставляет их по порядку называния;
  4. умение различать слоги. Тот, кто занимается с малышом, произносит несколько слогов, например, на-на-на-па. Ребенок должен сказать, какой из них лишний. Затем игра усложняется: на-но-на; ка-ка-га-ка и т. д.
  5. умение различать отдельные звуки. Можно дать крохе картинки поезда, девочки и птички. А затем сказать, как они «говорят”: «Поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птички поет и-и-и”. Потом ребенок берет картинки и по звукам ориентируется, какую из них нужно показать;
  6. формирование элементарного звукового анализа. Нужно изготовить для занятия несколько разноцветных кружочков. Дальше называть один два или три гласных (согласных) звука. Например, «а”, «ау”, «ауо”. Малыш откладывает столько кружочков, сколько звуков он услышал.

Развитие артикуляционного аппарата.

Вместе с развитием фонематического восприятия у ребенка, необходимо заниматься и артикуляционной гимнастикой.

Статические подготовительные упражнения.

  1. «Лопаточка”. Для выполнения этого упражнения попросите малыша высунуть язык и положить на нижнюю губу. Следи за тем, чтобы язык не дрожал. Пусть ребенок пробудет в таком положении 10-15 с.
  2. «Чашечка”. Ребенок широко раскрывает рот и широкий язык поднимает кверху. Попроси кроху потянуться язычком к верхним зубам, но не прикасаться к ним. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.
  3. «Иголочка”. Малыш открывает рот. Язык нужно высунуть далеко вперед и сделать его узким. Продержаться 10-15 с.
  4. «Горка”. Рот приоткрыть. Боковые края языка ребенок должен прижать к верхним коренным зубам. А его кончиком упереться в нижние передние зубы. Удерживать такое положение 15 с.
  5. «Трубочка”. Малыш высовывает широкий язык. Боковые края его загибает вверх. Попроси ребенка подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Каждое упражнение повторять по 8-10 раз четко и медленно.

Динамические подготовительные упражнения.

  1. «Часики”. Малыш высовывает узкий язык. При этом он тянется языком попеременно то к правому уху, то к левому. Проделать 15-20 раз.
  2. «Лошадки”. Это упражнение дети очень любят и выполняют с охотой. Нужно присосать язык к небу и щелкнуть им. Смотри, чтобы малыш тянул подъязычную связку. Сделать 10-15 раз.
  3. «Качели”. Ребенок высовывает узкий язык и тянется им попеременно то к носу, то к подбородку. При этом можешь проговаривать какую-нибудь веселую считалочку. Повторить 10-15 раз.
  4. «Вкусное варенье”. Попроси малыша высунуть язык, облизать верхнюю губу, а затем спрятать его в глубь рта. Делать 15 раз.
  5. «Змейка”. Ребенок широко открывает рот. При этом язык нужно сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Затем язык максимально выдвигать вперед и убирать внутрь. Двигать языком нужно в медленном темпе 15 раз.
  6. «Маляр”. Рот слегка приоткрыт, языком облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
  7. «Катушка”. Ребенок кончиком языка упирается в нижние зубы, боковые края при этом прижаты к верхним коренным. Широкий язык «выкатывается” вперед и убирается в глубь рта. Повторить 15 раз.

Для того чтобы ребенок с удовольствием выполнял все эти упражнения, постарайся превратить тренировку в увлекательную игру.

Придумай сказку о приключениях язычка.

Например, ты можешь начать так: «Жил-был на свете смешной и веселый язычок. Поскольку он все время находился внутри своего домика-ротика, ему было скучно. Однажды язычок решил пойти погулять (дальше применяя нужные упражнения язычок может скакать, как лошадь, дуть в трубу, как паровоз). Так же вы можете пригласить к язычку в гости кота (ребенок покажет, как котик лакает молоко), лягушку (она высовывает язык и ловит комаров)”. Для того чтобы было веселее и разнообразие, дай малышу зеркало, пусть он посмотрит на себя со стороны.

Должностная инструкция учителя-логопеда ДОУ

Общие положения должностной инструкции

1.1. Данная должностная инструкция учителя-логопеда в ДОУ разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Учитель — логопед детского сада относится к категории специалистов, считается педагогическим работником.

1.3. На должность учителя-логопеда ДОУ может быть принято лицо, которое

· не моложе 18 лет;

· имеет высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы;

· не лишено права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).

1.4. Учитель — логопед детского сада может быть назначен на должность и освобожден от занимаемой должности приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
1.5. Учитель – логопед дошкольного образовательного учреждения подчиняется заведующему детским садом, а в рамках психолого-педагогической службы её руководителю.
1.6. Учитель – логопед ДОУ, находясь при исполнении трудовых обязанностей, проходит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный – не реже одного раза в 6 месяцев, кроме того, при необходимости внеплановый – при нарушении безопасных приемов труда или целевой — при выполнении разовых заданий, которые не связаны с основной работой.

1.7. В свой деятельности учитель-логопед руководствуется следующими документами:

· Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Гражданским Кодексом РФ, а также Семейным Кодексом;

· Указами президента Российской Федерации, решениями Правительства РФ, нормативно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации;

· Конвенцией о правах ребенка;

· «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений»;

· Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения, Коллективным договором ДОУ;

· Локальными актами, которые регламентируют деятельность детского сада (Образовательной программой с учетом требований ФГОС ДО, внутренними приказами и распоряжениями, договором с родителями, режимом дня, учебным планом, другими локальными актами, которые не противоречат Уставу дошкольного образовательного учреждения).

Учитель-логопед также в своей деятельности руководствуется Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда в детском саду в соответствии с ФГОС ДО, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности, Федеральным законом от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29 июня 2013 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

1.8. Учитель-логопед ДОУ должен знать:

· аспекты приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации;

· законы и иные нормативно правовые акты, которые регламентируют образовательную и физкультурно-спортивную деятельность;

· возрастную и специальную педагогику и психологию;

· анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

· методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников;

· педагогические и гигиенические меры по профилактике и снятию нервно-психологического напряжения и утомляемости детей;

· нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

· программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими какие-либо отклонения в своем развитии;

· новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;

· современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

· основы экологии, экономики и социологии;

· трудовое законодательство;

· существующую педагогическую этику;

· методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

· технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

· психофизиологические особенности ребёнка;

· образовательную программу ДОУ с учетом требований ФГОС ДО;

· основы деятельности с текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, компьютером и мультимедийным оборудованием;

· основы трудового законодательства;

· основы доврачебной медицинской помощи;

· методы и приемы профилактики и исправления отклонений в речевом развитии детей;

· правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защиты;

· порядок действий в экстремальных ситуациях, которые угрожающих жизни и здоровью детей.

Учитель логопед детского сада должен знать положения должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ и строго соблюдать их в своей педагогической деятельности, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации.
1.9. Рабочим местом учителя — логопеда является кабинет учителя-логопеда.

Функции учителя-логопеда в ДОУ

2.1. Проведение углубленного логопедического обследования детей в возрасте от 4 до 7 лет по запросу родителей, либо законных представителей, который необходим для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта.
2.2. Осуществление профессиональной деятельности, которая должна направляться на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников дошкольного образовательного учреждения с нарушениями речи.
2.3. Взаимодействие с семьями детей и педагогами в области образования и логопедии.
2.4. Оказание консультативной и методической помощи воспитателям и родителям, либо их законным представителям по вопросам реабилитации имеющихся у детей отклонений в речи.
2.5. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в процессе образовательной деятельности.

3. Обязанности учителя-логопеда детского сада

Учитель-логопед ДОУ выполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществление деятельности, которая направляется на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников детского сада с нарушениями речи.
3.2. Осуществление обследования воспитанников ДОУ, определение структуры и степени выраженности нарушения речи, имеющегося у них.
3.3. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.4. Проведение групповой и индивидуальной НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций воспитанников.
3.5. Работа в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками детского сада, посещение НОД.
3.6. Консультирование педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.
3.7. Способствование формированию общей культуры личности, социализации воспитанников ДОУ.
3.8. Реализация образовательных программ с учетом требований ФГОС ДО.
3.9. Изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с целью создания условий для обеспечения их нормального развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя для этого разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки воспитанников, который соответствует федеральным государственным требованиям.
3.10. Проведение НОД, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.
3.11. Обучение родителей (законных представителей) основным приемам по исправлению нарушений звукопроизношения, по формированию фонематического слуха у детей.
3.12. Направление при необходимости воспитанников детского сада на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
3.13. Составление заключения по результатам логопедического обследования воспитанников ДОУ и доведение до сведения педагогов и родителей (законных представителей).

3.14. Разработка и использование:

· коррекционных программ, циклов занятий, которые направляются на устранение у дошкольников речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств;

· рекомендаций для родителей (законных представителей) по общему развитию речи воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

· рекомендаций по развитию речи в рамках психологической готовности детей к школьному обучению.

3.15. Использование соответствующих наглядных пособий и материалов для обследования речевого развития детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
3.16. Своевременное и четкое ведение документации по установленной форме, используя ее по назначению.
3.17. Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников детского сада в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям.
3.18. Самостоятельное планирование своей деятельности на учебный год с учетом Годового плана ДОУ и согласно образовательной программе дошкольного образовательного учреждения.
3.19. Представление отчетов о своей работе заведующему детским садом, а также руководителю логопедической службы за полугодие и по окончании года.
3.20. Участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической деятельности, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ.
3.21. Передача руководителю дошкольного образовательного учреждения, либо заместителю по воспитательно-образовательной работе информации, которая была получена непосредственно на совещаниях и семинарах.
3.22. Сотрудничество с семьями воспитанников детского сада в соответствии с Договором с родителями.
3.23. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации и педагогического уровня на курсах, семинарах.
3.24. Уважительное и заботливое отношение к каждому ребенку ДОУ, проявление стальной выдержки и педагогического такта в общении с детьми и их родителями.
3.25. Выполнение требований заведующего дошкольным образовательным учреждением, старшей медсестры, которые связаны с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
3.26. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников детского сада во время образовательного процесса.
3.27. Внимательное слежение за своим внешним видом. Учитель-логопед должен являться образцом для детей, их родителей и всего коллектива, служить образцом правильной, грамотной речи, способствовать формированию общей культуры речи.
3.28. Поддержание порядок на своем рабочем месте.
3.29. Обеспечение благоприятного эмоционально-психологического климата в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм и правил.
3.30. Прохождение обязательного медицинского осмотра в нерабочее время согласно существующему графику.
3.31. Бережное использование имущества учреждения, методической литературы и пособий.
3.32. Внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса в детском саду.
3.33. Соблюдение прав и свобод воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.34. Своевременное информирование руководителя логопедической службы и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
3.35. Своевременное донесение информации до руководителя, дежурного администратора обо всех чрезвычайных происшествиях в детском саду, которые связаны с жизнью и здоровьем детей.
3.36. Неукоснительное выполнение требований должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ, нормативно-правовых документов, которые регламентируют трудовую деятельность воспитателя дошкольного учреждения.
3.37. Обеспечение выполнения «Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников», «Инструкции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарно-гигиенических требований, неся при этом персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника ДОУ.

Права учителя-логопеда ДОУ

Учитель-логопед в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Принимать непосредственное участие в:

· разработке образовательной политики и стратегии дошкольного образовательного учреждения, в создании соответствующих документов;

· подготовке и деятельности совета педагогов, методических объединений;

· всех смотрах-конкурсах детского сада, города;

· инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;

· семинарах, тренингах, организуемых на базе дошкольного учреждения и других образовательных учреждениях города.

4.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников детского сада, а также их творческих способностей.
4.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4.4. Вносить грамотные предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы ДОУ.
4.5. Повышать свою квалификацию, постоянно заниматься самообразованием.
4.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по ВиМР и других узких специалистов детского сада.
4.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников дошкольного образовательного учреждения.
4.8. Другие права, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании в РФ», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *