Можно ли заниматься репетиторством в школе

Плюсы и минусы репетиторства на дому

Попробуем начать наш обзорный анализ с выявления преимуществ и недостатков данного вида деятельности. Причем, сделаем это как с точки зрения тех, кто предоставляет данные услуги, так и с точки зрения регулирующих государственных органов.

Плюсы

Итак, исполнители данных услуг имеют следующие преимущества перед получающими твердую зарплату россиянами:

  • Доход репетиторов ограничен только их свободным временем, которое они готовы тратить на данный вид деятельности.
  • Один и тот же интеллектуально развитый человек может быть специалистом сразу в нескольких дисциплинах (например, в английском языке и математике), а потому это весьма сильный аргумент для расширения рынка сбыта предоставляемых услуг.
  • Обучение на дому может являться весьма эффективным именно дополнительным заработком, помимо основного места работы самого репетитора. Ведь все потенциальные ученики (и взрослые, и дети) в рабочие часы также находятся либо на работе, либо в ВУЗах, либо в школе на занятиях, так что грех не использовать 8-часовой трудовой день для «подработки» по основному месту занятости.

Что касается плюсов с точки зрения государства, то здесь их также не одна позиция:

  • Во-первых, в обществе сокращается реальная безработица, люди перестают искать вакансии в органах государственной власти и на бюджетных предприятиях, а значит, с государственных «плеч» может быть снята избыточная социальная нагрузка.
  • Во-вторых, зарабатывающий дополнительные доходы гражданин является полноценным плательщиком налога на доходы.
  • И наконец, в-третьих, благодаря массовой занятости граждан в репетиторском ремесле растет реальный ВВП в государстве.

Минусы

А теперь разберем негативные стороны вопроса. И их также немало. Начнем с минусов для самих исполнителей работ:

  • Приработок на репетиторстве фундаментально ограничен физическими факторами: вечер каждого дня, кода могут предоставляться репетиторские услуги, не резиновый. Как правило, это вечера именно рабочих дней, потому что даже репетиторам нужно отдыхать (на выходных). И более 2 занятий за вечер провести не получится чисто физически.

Кратный рост могут продемонстрировать те, кто переключается на 100%-ную занятость по данной теме: они начинают усиленный поиск учеников, готовых заниматься не только по вечерам, используют для этого, в том числе, услуги посредников. Но и у них увеличить производительность более, чем в 2 раза, получается далеко не всегда.

  • Цена на репетиторские услуги определяется платежеспособностью населения в стране. Она падает, а дополнительное обучение – это, все-таки, не продовольственные товары, без которых никак. В итоге доходы даже качественного преподавателя жестко ограничены по обоим параметрам (и по стоимости услуг и по их возможному количеству).
  • Репетиторство находится в «серой зоне» экономики. Это нелегально предоставляемые услуги, которые приводят к выпадению доходов из бюджета страны. Как следствие, частные преподаватели постоянно живут, как на бочке с порохом. Любая утечка информации об их дополнительной коммерческой деятельности может привести к проблемам с фискальными органами или даже с правоохранительными.

В свете последней дискуссии в обществе на эту тему появился и был законодательно утвержден статус «самозанятого» гражданина. Это лицо, не оформившее себе никакой организационно-правовой формы, но по факту занимающееся оказанием услуг или осуществлением работ на коммерческой основе. А теперь разберем минусы от деятельности самозанятых, которые определяют для государства его администраторы.

Обращаем ваше внимание: это не объективные показатели, а именно то, как видят ситуацию отечественные чиновники (и разумеется, озвучивают свою позицию).

  • Лица, оказывающие услуги или осуществляющие работы частным образом, не выдают чеки, как следствие, заставить их платить налоги с их доходов практически невозможно (или крайне трудно осуществимо). А это означает, что такие люди имеют необоснованное преимущество перед легальными обучающими центрами.
  • Практически невозможно проконтролировать качество предоставляемых услуг. Равно как с позиции суда невозможно определить степень вины преподавателя, если, к примеру, недовольные родители ученика потребуют вернуть заплаченные за его подготовку деньги. Качество услуг, предоставляемых репетиторами, останется в «серой зоне» даже в том случае, если удастся массово легализовать их статус.
  • Реально самозанятые в репетиторстве граждане не торопятся регистрировать свой новый статус, так как это зачастую означает то, что они лишатся части дотаций, которые они получают от государства (например, пенсий или пособий). Как следствие, предоставление услуг обучения на дому частным образом, в итоге не приводит к уменьшению социальной нагрузки на государственный бюджет.

Можно ли заниматься репетиторством на дому − законно ли это?

Грань законности здесь тонка. Предположим, что вы – студент, и вас попросила «подтянуть» по линейной алгебре ваша сокурсница. (Какой же молодой человек откажется от частных занятий с девушкой, особенно, если она симпатичная?). Однако с точки зрения налоговых органов имеет место предоставление репетиторских услуг частным образом. А если число занятий у вас будет более трех, то еще и на профессиональной основе (то есть, уже на гране крупного размера). Смешно? А вот в арбитражном производстве до сих пор «висят» такие дела, которые были начаты по заявлению бдительных комендантов общежитий. Обвиняемые доказывают, что не имели цели извлекать доход из своих действий…

Вообще, конечно же, никто не может вам запретить обучать людей, в том числе, и за деньги. Однако для того, чтобы делать это легально, нужно обрести официальный статус самозанятого (то есть, встать на учет). Вот именно это действие и подлежит контролю со стороны правоохранителей.

С чего начать репетиторство на дому

Каждый видит для себя данный вопрос по-своему. Но объективно будет правильно заявить, что репетиторство по любой дисциплине должно начинаться с качественной подготовки самого преподавателя. Имеет смысл взять за правило готовить людей в рамках того материала, которым вы сами хорошо владеете. И речь здесь вовсе не о дипломах или других документах, подтверждающих вашу квалификацию, а о реальных знаниях, потому что именно за их качественную передачу вам и платят деньги.

Очевидно, что также нужно иметь и определенные педагогические навыки: репетитор обязан уметь:

  • захватывать внимание своих учеников;
  • удерживать его;
  • обладать острым умом, чтобы парировать каверзные вопросы;
  • и самое главное – обладать чувством юмора.

Где разместить объявление о репетиторстве на дому?

«Балом здесь правит» интернет. В советское время самым эффективным являлось сарафанное радио, а сейчас удалось этот процесс естественным образом формализовать. Сейчас существует большое количество интернет-ресурсов, посвященных тематике репетиторства, которые представляют собой, по сути, продвинутые «доски объявлений» с отзывами. Там можно разместить и собственное сообщение, а кроме того, можно попросить ваших студентов оставить на данном вашем объявлении положительный отзыв.

Кроме того, соответствующая рубрика присутствует и на таких национальных российских ресурсах, как Avito.ru или Profi.ru

Налоги

Какие же налоги обязан платить самозанятый в случае обретения им данного статуса?

  • Если его клиентами (учениками) являются физические лица, то заплатить нужно будет 4% от величины всех полученных доходов. При этом, подразумевается, что в данном доходе уже заложен этот налог, то есть, при расчете величины платежа базовую сумму нужно разделить на 104 и умножить полученное значение на 4.
  • Если же клиентами самозанятого являются лица юридические (ООО, ИП, АО и пр.), то с этих доходов заплатить нужно будет уже 6%. (Алгоритм расчета все тот же).

Платить налог нужно ежемесячно, до 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным.

Самозанятым можно не платить страховых взносов ни в ПФ РФ, ни в Фонд социального страхования, ни в Фонд обязательного медицинского страхования. Но в этом случае можно будет рассчитывать только на социальную пенсию (и, в соответствии с проведенной реформой – на 5 лет попозже).

Максимальный доход, который может получать самозанятый за 1 отчетный календарный год – 2,4 млн рублей. Если его заработок превысит указанную величину, то необходимо поменять статус (организационно-правовую форму) на ИП. Кроме того, самозанятому нельзя иметь в своем подчинении наемных работников, а также заниматься некоторыми видами деятельности, прописанными в ст. 4 и 6 Федерального закона №422-ФЗ от 27.11.2018.

Штрафы

Главные штрафные санкции налагаются на самозанятых, которые не оформили своего статуса. И если правоохранителям попадаются такие граждане, то штрафуют их нещадно − как ведущих предпринимательскую деятельность без регистрации и уплаты налогов. Придется заплатить:

  • НДФЛ в размере 13% от всех доходов, которые не были указаны. При этом обычно налоговики принимают к учету среднестатистические данные. В итоге платить придется, как правило, величину, кратно большую заработанным деньгам.
  • Штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ − до 40% от неуплаченной суммы налога.
  • Штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ за неподачу формы 3-НДФЛ − 5% от суммы налога (минимально − 1 000 руб., максимально − 30% от суммы налога).
  • Штраф в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ − за незаконную предпринимательскую деятельность − пока до 2 000 рублей.

В итоге обычно набегает величина, на порядок превышающая полученный за все время работы доход – люди продают квартиры, чтобы откупиться от «вполне законных» претензий налоговиков. Именно это и дает повод назвать данный закон самым коррупционно емким в современной истории законотворчества в России. Ведь для того, чтобы закрыть глаза на эти нарушения, участковый имеет слишком соблазнительные мотивы предложить самозанятому «договориться». И, как правило, на постоянной основе.

Резюме

Практика налогообложения самозанятых свидетельствует, что усилия на «укладывание» их в законные рамки не окупают себя – средств бюджет получает меньше, чем тратит на администрирование налогов и проведение контрольных закупок. Зато дополнительную «кормовую базу» (в лице тех, кто занимается репетиторством на дому) получают «правоохранители» на местах.

На носу начало учебного года, а это значит, что будущие выпускники в ближайшее время должны будут определиться с набором экзаменов, которые они планируют сдавать, и вузом. Свойкировский поговорил с преподавателем математики, репетитором по русскому языку и мамой студентки о том, что нужно сделать для сдачи ЕГЭ на максимальный балл.

О чем говорится в статье:

  • «Надо готовиться с 8 класса»
  • Мотивировать должны родители
  • «В школе не дают даже базовых знаний»

«Надо готовиться с 8 класса»

Учитель математики с 31-летним стажем преподавания Елена Попова отмечает, что знаний, предусмотренных школьной программой, хватит, чтобы сдать математику базового уровня на максимальный балл, а вот для профильного их будет уже недостаточно. Здесь должна быть как личная заинтересованность педагога, так и старание ученика.

– Мне всегда очень не хватает часов, которые отводятся в школе, потому что нужно дать большой обьём знаний, – отмечает Елена Игоревна. – Этого недостаточно, чтобы подготовить в полной мере к сдаче профильного ЕГЭ. Наверное, в классах с углублённым изучением, где часов на предмет в разы больше, это возможно. Многое зависит от способностей ученика – нужны от природы хорошая логика и абстрактное мышление. Хотя важнее всё-таки желание заниматься. Ну, и, конечно, сам преподаватель должен уметь преподносить материал и требовать от учеников погружения в предмет с головой.

Помощь репетитора может понадобиться, если у выпускника есть большие пробелы в знаниях за предыдущие классы или если школа даёт недостаточный уровень подготовки, считает учитель.

– Я всегда говорю и родителям, и ученикам, что за один год к ЕГЭ хорошо не подготовиться, – подчёркивает Елена Попова. – Надо начинать интенсивно готовиться с 8 класса, тогда есть возможность получить если не максимальный, то очень высокий балл без репетитора. Если подросток учился на 4-5, усваивал материал, то за 11-й класс можно набрать баллов 80 при подготовке без репетитора. Сейчас выручает то, что в некоторых школах есть дополнительные курсы, на которых готовят конкретно к экзаменам.

В завершение Елена Игоревна добавила, что её мнение достаточно оптимистичное на этот счёт: большинство преподавателей могут видеть ситуацию в более мрачных тонах. Да и родители с выпускниками, отмечает учитель, вероятно, считают, что школьной подготовки мало, так как зачастую даже очень сильные ученики занимаются с репетиторами.

Мотивировать должны родители

Отчасти с Еленой Поповой согласна и репетитор русского языка с семилетним стажем Мария Корякина. Она отмечает, что обычно к ней обращаются родители, которые ждут хороших результатов от своих детей. При этом просят заниматься как с теми учениками, у которых высокая успеваемость, так и с теми, у кого результативность в школе страдает.

– Приходят не только троечники, но и ударники, и отличники, – отмечает Мария. – Например, есть те, кто на пробных экзаменах получает по 70 баллов, но ставит задачу повысить уровень до 90. Не всегда причина обращения к репетитору – это низкая успеваемость.

По мнению Марии Корякиной, оптимальное время для подготовки к ЕГЭ – два года. Начинать нужно с 10 класса, когда ученики повторяют весь школьный материал: в это время проявляются все основные пробелы в знаниях. В 11 классе дети уже непосредственно готовятся к тестированию и сочинению. За этот год репетитор поможет «набить руку» и закрепить знания.

Однако, по мнению репетитора, вовсе не обязательно обращаться за сторонней помощью при подготовке к ЕГЭ. Эффективнее всего следить, чтобы ребёнок не отставал от программы и изучал весь материал постепенно. Но делать это нужно и в 1, и 5, и 10 классах.

– Я училась в 21-м лицее, даже в непрофильных классах готовили к экзаменам прекрасно: многие сдавали экзамены на высокие баллы без репетиторов, – рассказала Мария Корякина. – Вопрос, конечно, и в самом образовательном учреждении: результат на ЕГЭ зависит и от личности учителя, и от уровня требований, предъявляемым к ученикам.

При подготовке к экзаменам у учеников обычно есть мотивация поступить в лучший вуз из тех, которые они выбрали. Что касается 5-9 классов, то там уже преобладает желание родителей, чтобы их дети успешно окончили учебный год или четверть, получили хороший аттестат или справились с ГИА. По мнению Марии Корякиной, если подросток ленив и не заинтересован в хорошей сдаче экзаменов, то задача по его мотивации полностью лежит на родителях. Репетитор, в свою очередь, должен предоставить максимум знаний.

«В школе не дают даже базовых знаний»

Мама выпускницы одной из кировских школ Светлана Кротова смотрит на ситуацию с действующей системой образования совсем иначе. Её мнение о том, что репетитор нужен, укрепилось в тот момент, когда стали известны результаты ЕГЭ по обществознанию и литературе. Оба предмета её дочь «завалила».

– За экзамены изначально мы вообще не переживали, – отмечает мама выпускницы. – Моя дочь любит читать, хорошо ориентируется во многих предметах. Она умеет рассуждать и логично мыслить, сочинения всегда писала на «хорошо» и «отлично». Но в последние два года литературе, из-за которой сейчас расстраиваемся больше всего, совсем не уделялось внимания.

По словам Светланы Котовой, классный руководитель её дочери преподавала литературу и русский язык. Когда дети были в 10-11 классах, учительница сильно изменила вектор обучения. Фактически литература пропала из расписания.

– Эти два года учеников буквально натаскивали на ЕГЭ по русскому языку (этот предмет является обязательным для сдачи – прим. ред.), – отметила Светлана Кротова. – Учителю было важно, чтобы класс хорошо сдал этот предмет. Литература превратилась в факультатив: преподаватель давала список книг и для проформы опрашивала, что читали. Задним умом понимаю, что уже минимум в 9 классе надо было нанимать репетитора, тогда уже у ребёнка появилась мысль, что она станет филологом.

По темеБолее того, по мнению матери, если подросток проявляет наклонности к изучению каких-либо предметов, репетиторов можно нанимать и раньше – даже в 5 классе. Конечно, в это время посещать их надо не так часто, но всё же регулярно.

– В школе сейчас даже базовых знаний не дают, потому что все ориентируются на ЕГЭ, – поделилась мама выпускницы. – Сейчас уже понимаю, что знания ребёнка нужно контролировать, и репетитор – один из способов, если сам родитель не успевает за современным образованием.

По мнению Светланы Кротовой, при выборе репетитора следует сразу уточнять, какие результаты нужны ребёнку для поступления в учебное заведение. Кроме того, стоит обозначить, что родителю нужны регулярные отчёты о достижениях ребёнка. И самое главное – один репетитор должен «вести» будущего студента несколько лет, поэтому о выборе преподавателя стоит также задуматься заранее.

– Я понимаю, что провал на ЕГЭ – это и моя ошибка, – подчёркивает мама. – При современном подходе образованию учителя становятся заложниками указов, которые им поставили сверху. Им необходимо повышать средний по классу результат, а в развитии конкретной личности мало кто заинтересован.

И учитель, и репетитор, и мама выпускницы сошлись во мнении, что если ребёнок интересуется предметом, то стоит начинать брать дополнительные уроки как можно раньше. При этом навязывать изучение какой-либо дисциплины не стоит: если подростку она неинтересна, то ему вряд ли кто-то поможет. В таком случае, если экзамен обязательный и его нужно хорошо сдать для поступления, можно нанять репетитора, но лишь для того, чтобы «набить руку» для ЕГЭ. А большую часть усилий сосредоточить на профильном предмете. Тогда у выпускника будет больше шансов поступить.

Ситуация первая: Тебе наняли репетитора ради хороших оценок.

Предположим, ты заваливаешь физику, и мама наняла тебе репетитора. Совершенно постороннего человека, который никак не связан с твой школой, но все в городе его хвалят, поэтому, почему бы и нет? И тут у вас не срастаются отношения! Почему?

Вариант А: Ты ненавидишь физику. Тут ничего не поделаешь, хочешь хороший аттестат – терпи, а лучше постарайся найти в этом что-то забавное, почти каждый день фоточки в Инстаграме с забавными подписями и относись к ситуации с юмором. Очень часто нелюбовь к предмету мы переносим на преподавателя, и это неправильно. Старайся себя сдерживать и трезво оценивать ситуацию.

Вариант Б: Ты ненавидишь препода. Если мама по неосторожности наняла тебе в репетиторы твоего школьного учителя, вполне вероятно, что у вас не сложатся отношения по многим причинам: он почему-то ставит тебе плохие оценки, и ты его не любишь, а он почему-то не любит тебя, и ставит плохие оценки – замкнутый круг. Но подумай, разве стоит нервничать, только потому что тебе не нравится преподаватель? Взгляни на него не как на противного субъекта, который тебя достает и отнимает твое время, а как на человека и попытайся найти с ним общий язык.

Вариант В: Учитель действительно козел. Ну, да, будем честными, бывают ненормальные преподы, которые ведут себя совершенно неадекватно и тиранят учеников, только потому что могут. Если тебе попался такой, и он действительно ведет себя некорректно по отношению к тебе – оскорбляет, унижает, орет или что-то в этом духе – предоставь маме доказательства. Запиши ваше занятие на диктофон, а потом дай маме послушать, поверь, ни один родитель в мире не потерпит того, чтобы с его ребенком плохо обращались, и репетитора быстренько отправят восвояси.

Если в детстве у нас были вопросы вроде «почему трава зелёная?», то с возрастом наши «почему?» становятся серьёзнее. Например, почему детей плохо учат в школе? Наш блогер Кирилл Макеев постарался ответить на этот и другие вопросы об образовании в России. Он считает, что учить детей просто невыгодно.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Меня всю жизнь очень занимают два главных вопроса: «как?» и «почему?» И я всегда рад помочь себе и другим найти на них ответы. У многих родителей моих учеников всё чаще и чаще возникает вопрос, который так часто мучает и меня, один из двух самых важных вопросов для ученого: «Почему?». Это и «почему в школе семь контрольных в один день?», и «почему не готовят к экзаменам?», и «почему на олимпиадных кружках «Фрактал» не учат решать олимпиадные задачи?», и «почему на семейном обучении в организации ЦОДИВ тесты не отражают заявленную программу?», и, наконец, «почему бы мне не пойти работать в обычную школу?».

Или вот у учеников: «почему МарьИванна не объясняет, как уравнение решать?» или «почему на курсах подготовки к поступлению в ФТШ преподаватели только и делают, что называют задачки халявными, а решать их не учат?». Давайте попробуем разобраться.

На мой взгляд, любой ответ почемучке в случае, если он не понимает работу какой-либо социальной структуры, должен включать слова о том, кому и что выгодно. Ведь именно по причинам определённой прибыли или выгоды (будь она экономическая, эмоциональная или любая другая) каждый из нас осуществляет или не осуществляет какие-либо действия (так было установлено классическими экономистами, однако пару лет назад за открытия в области поведенческой экономики дали Нобелевскую премию, но не будем пока так сильно углубляться).

Глобально государственное образование работает так, как работает, потому что хорошее образование не выглядит сегодня выгодным

В первую очередь для бизнесменов и предпринимателей: они не видят применения высококвалифицированным кадрам в большом количестве в России, в чём можно убедиться после ознакомления с открытыми вакансиями. Государство подстраивается под нужды экономики и спонсирует образование в такой мере, чтобы предоставлять нам его на требуемом уровне и не больше. Всё пока весьма логично, как считаете?

Некоторые компании ситуация с неквалифицированными вчерашними студентами не устраивает, они создают свои аналоги вузов, но сильного вклада в общую ситуацию это пока не вносит.

Что же касается локальных «почему?», то вот мои соображения:

  • Семь контрольных в один день, потому что учителям некогда тратить силы на согласование распределения нагрузки, им и свой один предмет в школе с трудом удаётся вести с хорошей степенью организованности. Не платят им за услуги по согласованию количества контрольных работ с другими педагогами.
  • К экзаменам не готовят, потому что и за это учителям не платят. Нет и во ФГОСах пункта о подготовке к экзаменам.
  • На олимпиадных кружках не учат решать олимпиадные задачи, как, впрочем, и на курсах подготовки к ФТШ, потому что некому. Тот, кто умеет решать подобные задания, редко способен быть хорошим педагогом.
  • Тесты не соответствуют программе в школе ЦОДИВ, так как никто за это не поругает, можно и неадекватные задания оставить.
  • В школу не смог устроиться раньше, потому что с золотой медалью и красным дипломом Политеха меня не брали. А теперь не хочу и не могу работать по школьным стандартам, мне это невыгодно.
  • Ну, а МарьИванна не объясняет, как уравнение решать, ведь за три копейки раньше была хотя бы идея, а теперь вот такая современная экономическая ситуация.

Всех родителей призываю не забывать и почаще обращаться в РОНО в случае серьёзных нарушений со стороны школы. Нам с вами пора начать контролировать происходящее в образовании. Оно же для вас и ваших детей якобы делается!

С наступающими всех Новым Годом, зимними каникулами и до новых встреч!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *