Методики рисунок семьи

Тест «Рисунок семьи» — одна из самых популярных проективных методик, которую используют психологи в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Узнав, каким ребёнок видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем малыша и эффективно помочь ему при их разрешении.

Для ребенка весь мир — это семья. Каким видит себя ребёнок в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения? Как лучше узнать своего сына или дочь, посмотреть «глазами ребенка» на мир взрослых людей? В этом вам поможет несложная методика «Рисунок семьи».

Существует немало систем интерпретации результатов теста «Рисуем семью». И хотя все они дают достаточно точную картину отношений в семье, мы хотим предложить интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой. Символическое истолкование рисунка вполне доступно людям и без педагогического или психологического образования. Заметим лишь, что методика не предназначена для оценки интеллекта ребенка и не дает информации о его готовности или неготовности к школе.

С какого возраста можно применять тест «Рисунок семьи»?

До тех пор, пока изображенный ребенком человек напоминает шарик с ручкам и ножками, применять тест рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище ребенок начинает рисовать отдельно. Вот с этого моменты можно использовать методику.

Инструкция к тесту «Рисунок семьи»

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

  • Порядок заполнения свободного пространства.
  • Порядок появления персонажей рисунка.
  • Время начала и окончания работы.
  • Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).
  • Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.
  • Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.
  • По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.

Беседа с ребенком по рисунку

После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:

  • Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
  • Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
  • Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
  • Кто в семье самый хороший и почему?
  • Кто самый счастливый и почему?
  • Кто самый грустный и почему?
  • Кто больше всех нравится ребенку и почему?
  • Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
  • Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Интерпретация результатов теста «Рисунок семьи»

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым, и кого вообще не изобразил под предлогом «не поместилось».

Попросите автора подписать всех персонажей. Это тоже важный момент. Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата «Сашенька», а лежащую в коляске сестренку — «младшая сестра». Разница в эмоциональном отношении к ним сразу понятна. Информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков ( «Почему ты не любишь младшую сестричку?») Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, кого он нарисовал.

Обратите внимание и на неодушевленные предметы на рисунке. Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут даже вступать в своеобразные «отношения» между собой и персонажами рисунка. И ребенок здесь не так уж и не прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим «игрушкам». А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама — с телефоном, а сколько — с ребенком и друг с другом.

Если на рисунке много предметов и мало людей, то это не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь — символ стабильности.

1. Оценка общей структуры

Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.

  • Члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.
  • Два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.
  • Если какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.
  • Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.
  • Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально.
  • Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

2. Определение наиболее привлекательного персонажа

Его можно выявить по следующим признакам:

  • привлекательный персонаж изображается первым и помещается на переднем плане;
    выполнен с большей любовью и тщательностью;
  • он выше и крупнее остальных персонажей;
  • остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него.

Ребенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребёнка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

3. Ребенок о себе

Если ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.

Маленькая, слабая фигура, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

Ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей.

Если ребенок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

4. Дополнительные персонажи и детали

Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных – кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности.

Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

Расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому персонажу надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.

Папа изображен в виде удочки или компьютера. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они не обязательно означают отсутствие эмоционального контакта персонажа с членами семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.

Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на неодушевленные предметы. Вещь, наиболее близко расположенная к персонажу, как считает ребенок, наиболее интересна для него.

Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.

Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы деятельности для семьи. На рисунке одного ребенка было изображено три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.

Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.

Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.

5. Родительская пара

Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился.

Если же ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался.

Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребёнком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).

Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.

Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.

Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

6. Идентификация

В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.

Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.

Идентификация со старшим братом/сестрой, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребенок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

7. Отказ от изображения того или иного члена семьи

Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.

Если же ребенок отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.

Частое явление в детских рисунках – отказ рисовать младшего брата/сестру. Объяснения, такие, как «Брата я забыл нарисовать» или «Для младшего брата места не хватило» не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.

Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший брат/сестра просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.

Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего брата/сестру, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.

8. Прорисовка деталей

Глаза

Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи.

Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.

Если вы спросите ребенка, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ — «Чтобы слышать»! Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а прежде всего критические замечания и мнение о себе. Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот персонаж «без ушей» вообще может игнорировать то, что о нем говорят.

Рот

Рот для ребенка — символ нападения — чтобы кусаться, кричать, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими и (или) затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Но это не означает, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши — чтобы слушаться.

Шея

Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу.

Шея в графической интерпретации — способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). На рисунке появляется шея тогда, когда у ребенка появляется способность контролировать и управлять своими чувствами.

Тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет — не способен.

Встречаются рисунки, где у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребёнок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа — когда захочу! И конфет есть так много — как мама»!

Длинная и тонкая шея, говорит о конфликте в сознании автора между разумом и чувствами, который решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.

Голова

У того персонажа, чья голова больше, тот и умнее.

Если в рисунке что-то будет совсем непонятным (например, ребенок может изобразить так называемый «римский бюст» — фигуры людей будут изображены по пояс да еще обведены в рамочку) лучше не фантазировать, а вообще отказаться от интерпретации.

Литература:

  • Тест «Рисунок семьи» / Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.

Здесь собраны описания большинства наиболее известных профессиональных тестов. В данном случае под тестом подразумевается любая психодиагностическая методика. В описания тестов по возможности включен как стимульный материал, так и бланки ответов, предназначение, порядок проведения и обработки результатов и прочее. Также имеется некоторое количество тестов для непрофессионального психологического тестирования, тесты для самотестирования. Диагностика психических состояний Диагностика тревожных и депрессивных состояний. Диагностика настроения и функциональных состояний. Тесты на состояние стресса. Диагностика невротических состояний. Личностные опросники Самая распространённая категория психологических тестов. Состоят из списка вопросов или суждений. Благодаря тому, что в опроснике можно спросить про что угодно, существует много разных типов опросников разного предназначения. К личностным опросникам относятся и такие «монстры» как MMPI и 16-PF, и простые опросники, состоящие из 10-20 вопросов. Как правило личностные опросники диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферу. Проективные тесты Методики, направленные на исследование личности и разработанные в рамках проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Профориентационные тесты Профориентация помогает человеку определиться с выбором или сменой профессии. Зачастую хорошим инструментом для расширения кругозора человека о мире профессий и своём возможном месте в нём являются профориентационные тесты. Обычно в качестве предмета изучения в профориентации выступает направленность (интересы и склонности) и способности. В данном разделе подобраны в основном методики на направленность (см. также тесты способностей). Психодиагностика Психодиагностика (от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Разные тесты Прочие методики, не вошедшие в другие разделы. Диагностика когнитивных стилей. Анкеты и автобиографии. Ведущие репрезентативные модальности. Диагностика по почерку. И прочее. Семейные, гендерные тесты Совместимость с брачным партнёром. Отношения внутри семьи. Сексуальность. Созревание ребёнка и его воспитание. Тип характера, мужской или женский. Нормы поведения мужчины и женщины. Тест Фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий; тест — основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется диагноз психологический. Тесты для детей Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка. Тесты для самотестирования Здесь подобраны тесты для непрофессионального использования. Любой желающий может самостоятельно протестировать себя с помощью данных тестов. К результатам, получаемым по данным тестам, нельзя относиться слишком серьёзно. Однако они хороши для расширения «внутреннего кругозора», развития самокритики, источника идей для самосовершенствования. Тесты способностей Методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества.

«Рисунок семьи» (Л. Корман)

Цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.

Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

Наиболее продуктивно применение теста «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Материалы: для исследования необходимы лист белой бумаги размером 15х20 см или 21х29 см, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Ход исследования

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья». Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Даже если он задаст вопрос типа: «А бабушку рисовать надо?» — не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек.; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцирую ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). При этом, по возможности, следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).

После опроса ребенку предлагается решить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:

1) анализ структуры «Рисунка семьи»; 2) интерпретацию особенностей графических презентаций членов семьи; 3) анализ процесса рисования.

Анализ структуры рисунка семьи и сравнение составанарисованной и реальной семьи

Ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, как правило, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей крайне редко. За такими реакциями чаще всего кроются: а) травматические переживания, связанные с семьей; б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей); в) аутизм; г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности; д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

На практике приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех ее членов, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, таким образом ребенок «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. На вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, ответы бывают, как правило, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места», «Он пошел гулять» и т.д., а иногда и прямыми: «Не хотел – он дерется», «Не хочу, чтобы он с нами жил» и т.д.

Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях это говорит о несформированности у ребенка чувства общности. Отсутствие в рисунке «Я» более характерно детям, чувствующим отвержение, неприятие. Изображение в рисунке только «Я» может быть истолковано по-разному, в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если презентации только «Я» свойственна позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с отсутствием чувства общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предположить наличие чувства отверженности, покинутости, иногда – аутистических тенденций.

Информативным является и увеличение состава семьи. Это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных детей – они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Если дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседа и т.п.), — это отражение потребности в равноправных, кооперативных связях; если младше – желание занять охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.п.).

Расположение членов семьи

Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.

Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются показателями психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью за исключением тех случаев, когда близкое расположение фигур – это попытка ребенка объединить, сплотить семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенность членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.

Психологически интересны те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц – отдаленно. Если отдалено ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него, или малой значимости его для ребенка.

Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции.

На слабость позитивных межперсональных связей указывает также отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи.

Считается, что наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов.

Анализ особенностей нарисованных фигур

Особенности графического изображения отдельных членов семьи дают ценную информацию об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его полной идентификации и т.д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты:

3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности изображения. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать, наряду с негативным отношением к нему, также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

О восприятии других членов семьи и «Я-образе» рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур. Дети обычно самыми большими рисуют мать или отца, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение величин нарисованных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи, так как величина изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место занимают отношения с этим персонажем или предметом на данный момент в душе ребенка. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя, что связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, при котором ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента». Значительно меньшими, чем других членов семьи, рисуют себя дети, которые: а) чувствуют свою незначительность, ненужность и т.п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Вообще при интерпретации величин фигур психолог должен обращать внимание только на значительные искажения фигур.

Иформативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через вест лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности. Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний.

Следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела, поскольку отдельные части тела связаны с определенными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т.д. Проанализируем самые информативные части тела.

Руки являются основным средством воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предположить, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены, или он стремится компенсировать свою слабость, желая быть сильным, властвовать над другими. Последнее будет более достоверным, если ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще нарисует и широкие плечи или другие атрибуты, символы «мужественности» и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют. Интересны рисунки, в которых один из членов семьи нарисован с длинными руками, большими пальцами. Чаще всего это указывает на восприятие ребенком агрессивности этого члена семьи. Чем более могущественным воспринимается данный персонаж, тем больше у него руки. То же значение может иметь и изображение члена семьи вообще без рук – таким образом ребенок символическими средствами ограничивает его активность.

Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или соответствующего персонажа) более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке, то в сфере семейных отношений, если на правой, то в мире за пределами семьи: в школе, саду, во дворе и др.), если меньше, то более слабым, чем окружающие.

Ноги выполняют функцию опоры в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.

Голова – центр локализации «Я», интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо – самая важная часть тела в процессе общения. Уже дети с 3-х лет в рисунке обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части тела (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании пропускают голову, черты лица или штрихуют все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему. Предполагается, что самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, которого он наделил самой большой головой. Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако следует помнить, что дети склонны рисовать улыбающихся людей. Поэтому выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, изображают больше деталей. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию у девочек и на озабоченность физической красотой, стремление компенсировать свои физические недостатки, формирование стереотипов женского поведения – у мальчика.

Следует знать, что с возрастом рисунок человека обогащается все новыми деталями. Каждому возрасту характерны определенные детали, и их пропуск в рисунке связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасали. Персонажи с глазами «точечками» или «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи. Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят другие люди.

Шея символизирует способность к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами в восприятии автора рисунка, у кого же шеи нет – не способен. Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании рисующего конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Наоборот, если шея короткая и толстая, то у данного персонажа наблюдается гармония между разумом и чувствами.

Искажения ребенком изображения человека, идущие по правой стороне нарисованного персонажа, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми в сфере эмоциональных привязанностей. Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва.

Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

А) последовательность рисования членов семьи;

Б) последовательность рисования деталей;

В) стирание;

Г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

Д) паузы;

Е) спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса рисования требует практического опыта психолога, его интуиции. Часто именно этот уровень анализа дает наиболее содержательную, глубокую, значимую информацию, так как за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжение, конфликты.

Изображение зубов и выделение рта – признак оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Ребенок первым изображает главного или наиболее значимого, эмоционально близкого человека. Как правило, это мать. То, что дети первыми рисуют себя, указывает на их эгоцентризм как возрастную характеристику. Исходя из этого, последовательность рисования более информативна в тех случаях, когда ребенок рисует первым не себя и не мать, а другого члена семьи. Когда ребенок рисует мать последней, это связано с негативным отношением к ней.

Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графического изображения фигур. Если первая нарисованная фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то такое изображение указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако, если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похожим.

Обычно дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Некоторые же дети сначала рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Считается, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное для него задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть результатом плохого контакта ребенка с психологом. Есть другое мнение, что если на рисунке ребенка изображено много неодушевленных предметов и мало людей, то это говорит не об эмоционально бедных отношениях в семье, а о том, на что эти эмоции направлены. Изображения большого количества предметов, относящихся к одной и той же деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи. Например, обилие мягкой мебели и нахождение на ней взрослых персонажей означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтными отношениями и являются внешним проявлением внутреннего противоречия. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанных с негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисованного может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшему графическому изображению – можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

Спонтанные комментарии ребенка часто проясняют смысл рисуемого содержания, выдают наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Не исключено, что они могут помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.

* См.: Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., 2000. С.292-313.

** Другие исследователи рекомендуют использовать для рисования только простой карандаш (так лучше виден нажим) и ни в коем случае не разрешать пользоваться ластиком. «Если же ребенок сочтет, что его рисунок окончательно «испорчен», — отмечает В.К. Лосева, — то в крайнем случае предложите ему другой лист, а потом сравните отличие первого рисунка от второго» (Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М., 1995).

^

КРС – Кинетический Рисунок Семьи

Очень часто наблюдала как психологи проводили тестирование по методу КРС, а затем делали различные заключения. Давно хотелось научиться самой тестировать своих деток. И все таки нашла я этот тест…

Описание теста.

Тест «Кинетический рисунок семьи» направлен не столько на выявление тех или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

Процедура эксперимента следующая:

Инструкция испытуемому.

«Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, психолог должен просто повторить инструкцию.

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). При выполнении задания следует отметить в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 сек;
в) стирание деталей:
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции на их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать.

Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки).

При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.

Далее ребенку предлагается решить 6 ситуационных задач: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья стала играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;
б) состав его семьи, возраст его братьев, сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретация результатов теста «Рисунок семьи».

Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3 части:

1) анализ структуры «Рисунок семьи»;
2) интерпретацию особенностей графических изображений членов семьи;
3) анализ процесса рисования.

1. Анализ структуры «Рисунка семьи» и сравнение состава нарисованной и реальной семьи.

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:

а) вообще не изображены люди;
б) изображены только не связанные с семьей люди.

За такими реакциями чаще всего кроются:

а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости;
в) аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний);
г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми.

Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в символической ситуации «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей к нему.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию.

Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоционального общения.

В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие в рисунке «я» более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.
Презентация в рисунке только «я» может указывать на различное психологическое содержание в зависимости от других характеристик.

Если в образе «я» большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это указывает на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера.
Если же для рисунка себя характерны маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда – аутических тенденций.

Информативным может быть и увеличение состава семьи, включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями единственных детей в семье, желанием занять охраняемую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.).

Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие негативности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье.

2. Расположение членов семьи.

Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Анализ делает необходимым различать, что отражает рисунок – субъективно реальное, желаемое или то, что ребенок боится, избегает.

Сплоченность семьи, рисование семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.

Близкое расположение фигур, обусловленное замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.д.), может говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т.к. чувствует тщетность такой попытки).
В рисунках, где часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц – отдалены, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отдаления одного члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него.

3. Анализ особенностей нарисованных фигур.

Особенности графического рисования отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, о «я-образе» ребенка, о его половой идентификации и т.д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на:

Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим количеством деталей тела, декорированием, использованием разнообразных цветов.

Большая схематичность, неоконченность рисунка, пропуск существенных частей тела (головы, рук, ног) могут указывать наряду с негативным отношением к человеку также на агрессивные побуждения к нему.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности.

Некоторые дети самыми большими или равными по величине родителям рисуют себя. Это связано с:

а) эгоцентричностью ребенка;
б) соревнованием за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом «конкурента».

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые:

а) чувствуют свою незначительность, ненужность;
б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, во весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.

При анализе следует обращать внимание на рисование отдельных частей тела:

1. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей.

Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями.

Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные и покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты «мужественности» и силы.

Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.

2. Голова – центр локализации «я», интеллектуальной деятельности; лицо – важная часть тела в процессе общения.

Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи ребенок пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.

Выражение лица нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный «штамп» в рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.

Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки.

В рисунках девочек этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Каждому взрослому характерны определенные детали в рисунке человека, которые обогащаются с возрастом, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

У детей в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины – треугольной.

Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

4. Анализ процесса рисования.

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

а) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;
в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
д) паузы;
е) спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.

В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Часто первыми рисуют мать или отца. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Если первыми ребенок рисует не себя, не родителей, а других членов семьи, значит, это наиболее значимые для него лица в эмоциональном отношении.

Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней.

Если нарисованная пеервая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисовывание может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования.

Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? С 4-5 лет Вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».
Суть теста
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, стерку лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным.. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.
Прежде, чем приступать к рисованию

  • Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
  • Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
  • Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
  • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
  • Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
  • При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.

Интерпретация
В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания. Вот несколько примеров творений детей.
Рисунок 1.
На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама – глава семьи, у нее все большое – глаза, нос, а особенно рот. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто, рук нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (в восприятии ребенка) намного меньше мамы. По сторонам от мамы выписаны 12-летний брат с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но застегнутый на все пуговки сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого даже ушки есть, а вот у детей стойкое нежелание слышать родителей.
Рисунок 2.
На этом рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю…» Постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Цветовая гамма тоже грустная: преобладает серый цвет и немного зеленого на машине (это папа иногда его катает). А огромные «руки» – антенны на крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, которые подавляют чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, сразу понимаешь, что ребенку плохо, ему необходима помощь.
Рисунок 3.
А здесь все здорово! Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая. Ребенок любит всех и себя в том числе, много мелких деталей, яркие цвета. От рисунка веет радостью и свободой.

ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

  • Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает : «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
    2. На рисунке отсутствует сам автор.
  • Трудности в отношениях с близкими: » Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»
  • Ребенок «отторгается» от семьи : «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»
    3. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.
    4. Размер изображенных персонажей
    показывает их значимость для ребенка (см. рисунок 4).
    Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.
    5. Размер ребенка на листе.
    Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей (см. рисунок 5).
    6. Место расположения ребенка на рисунке
    отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.
    7. Расстояние между изображенными
    свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов ( мебель, вазы, …), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.
    8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).
    9. Расположение фигур на листе.
    Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи (см. рисунок 6).
    10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.
    11. Части тела.
    • Голова.
      Это – важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость – в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает с большой головой (см. рисунок 7).
    • Глаза.
      Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи (см. рисунок 8). Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).
    • Уши.
      Это – орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят (см. рисунок 9).
    • Рот.
      На рисунке рот – «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки – человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.
    • Шея.
      Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).
    • Руки.
      Функция рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения (см. рисунок 10).
    • Ноги.
      Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье (см. рисунок 11).

    12. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.
    13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в угу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.
    13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом (см. рисунок 12).
    14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.
    Ольга Анисимович,
    педагог-психолог,
    специально для детского портала «Солнышко».
    Опубликовано 11 декабря 2003 г.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *