Методики раннего развития детей

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

Содержание

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Суть раннего обучения

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Методика Марии Монтессори

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

Согласно авторскому замыслу, помещение для занятий необходимо зонировать. Выделяют такие зоны, как:

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Вальдорфская школа

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Методика Глена Домана

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, что такое методика Домана, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога. Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Методика Зайцева

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Система Сесиль Лупан

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Автор рекомендует каждое слово писать крупными буквами и размещать на объектах, которые они означают. Например, «стол» будет находиться возле стола, а «кровать» – возле кровати.

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение грудничковому плаванию.

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Методика Никитиных

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Методика Тюленева

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В качестве вывода

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

В последнее время стало очень популярно развивать детей с самых первых месяцев. Поскольку есть спрос, открылось огромное количество центров раннего развития, в которых можно начать учиться с 6 месяцев. Выбрать можно любой из них, главное, чтобы понравилась программа обучения.

Приблизительное развитие ребенка

Также есть методики самостоятельного развития малыша до года. Если их освоить, можно избежать популярных ошибок в развитии и улучшить способности своего малыша. Главное – его не мучить. Необходимо подобрать под развитие ребенка методики, которые будут ему интересны. Ничто так не развивает, как игра (даже во взрослом возрасте).

Какие функции развиваются у ребенка до года

До года малыш очень стремительно развивается и превращается из маленького комочка, который может только кушать и плакать, в полноценного ребенка, который умеет ходить и даже может сказать несколько слов.

Младенец с развивающей игрушкой

Важно! Каждый ребенок индивидуален, некоторые функции могут развиваться в нестандартной очередности. Поэтому, если кроха не укладывается в нормативы, ничего страшного. Например, некоторые малыши учатся ходить, так и не научившись ползать.

Какие функции у малыша развиваются до года:

  1. Первый месяц – наличие лишь некоторых базовых рефлексов. Обычно дети в этом возрасте по большей части едят и спят, но также способны ощущать запах молока.
  2. Второй месяц – кроха учится фокусировать взгляд на игрушках, сосать пальчик и держать голову. В это время появляется комплекс оживления – позитивная реакция малыша на появление взрослого.
  3. Третий месяц – кроха уже умеет улыбаться, а также начинает гулить. То есть этот возраст – начало речевого развития. В этот период малыш также умеет опираться на ручки, держать голову в положении лежа. На третьем месяце жизни кроха уже может фиксировать взгляд на лицах взрослых, прислушивается к интонациям. Если его держать за ручки и поставить на ровную поверхность, он может даже пытаться делать первые шаги. От настоящих шагов это еще очень далеко. Этот рефлекс является важным признаком, что в будущем малыш научится ходить.
  4. Четвертый месяц. В это время эмоции становятся более разнообразными. К улыбке может добавиться смех. Кроме этого, ребенок может пробовать поддерживать грудь во время еды. Также малышу очень нравится играться погремушками. Если дать крохе подержаться за большие пальцы, тот может даже попробовать сесть из положения лежа.
  5. На пятом месяце младенец уже умеет отличать членов своей семьи от других взрослых людей, брать и отталкивать игрушки. Если поддерживать ребенка ручками, он может даже неплохо опираться ножками. Нередко в этом возрасте начинает формироваться первый лепет, который выражается в выговаривании отдельных простых слогов. Нет ни одной вещи окружающего мира, которая бы не смогла заинтересовать четырех-пятимесячного малыша.
  6. Полгода. Обычно дети к этому возрасту уже могут переворачиваться со спины на живот и пробуют ползать. Если ребенка кормить из ложечки, он способен так кушать. У некоторых младенцев появляется первый зубик.
  7. Седьмой месяц. Здесь ребенок открывает для себя новый способ познания мира – ползание. В этом возрасте можно давать малышу ходунки. Если семимесячный малыш услышит название знакомого предмета, он может даже повернуть голову в его сторону.
  8. На восьмом месяце дети могут самостоятельно стоять в кроватке, держась за стенки (или другую опору). В их арсенале любой предмет становится игрушкой. Собственно это время, когда можно младенцу подарить какую-то развивающую игрушку (например, пирамидку). В 8 месяцев от ребенка можно услышать первое слово (которое, впрочем, еще не будет осознанным).
  9. На девятом месяце малыш пробует ходить самостоятельно, держась за опору, или с помощью родителей. Вопросы, которые ему задаются, малыш способен понять, а также от него можно услышать, как он повторяет слоги за взрослыми.
  10. Десять месяцев. Время, когда малыш начинает активно подражать взрослым.
  11. В одиннадцать месяцев у малыша может быть небольшой словарный запас. Некоторые дети учатся самостоятельно ходить, одеваться и находить предметы в доме.
  12. Наконец, годовалый ребенок уже может знать 10 слов и учит новые. В 12 месяцев дети умеют самостоятельно пить с чашки, а также приносить разные предметы, если родители их об этом попросят.

Ребенок развивается

Важно! В этом возрасте уже можно начинать базовое музыкальное образование (слушать мелодии).

Что такое методика раннего развития

Методика раннего развития – это комплекс методов, приемов и упражнений, направленных на быстрое обучение ребенка до 1 года. Важно понимать, что ни одна подобная техника не способна сотворить чудо и заставить ребенка говорить в 4 месяца. Некоторые родители слишком увлекаются методиками раннего развития, вгоняя малыша в крайний стресс.

Стоит помнить! В первые месяцы жизни информационная перенасыщенность наступает очень быстро (особенно у детской психики до годика), из-за чего могут возникать проблемы со здоровьем, сном, потеря интереса к разным видам деятельности.

Основные методики

Существует огромное количество методик раннего развития ребенка до года. Ни одна из них не может применяться в 100 процентах случаев. Также не существует универсальной техники занятия с целью обучения младенца. Наиболее популярные следующие.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан являлась последовательницей метода Глена Домана, который заключался в целенаправленном систематизированном ознакомлении младенца с основными понятиями, изображенными в виде картинок на карточках. Сесиль Лупан внесла эмоциональность в этот метод, поскольку она считала, что обучение должно доставлять удовольствие малышу.

Развитие ребенка

Она разработала систему упражнений и игр, направленных на развитие разных навыков ребенка. Для ознакомления с ней необходимо прочитать ее книгу «Поверь в свое дитя». Эта методика предназначена для развития младенцев и детей до 7 лет.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – это японский инженер, который начал интересоваться возрастной психологией и методиками развития детей после того, как его сын перенес тяжелое заболевание, вследствие которого у него развилась умственная отсталость. Он долго консультировался со всеми возможными специалистами, как улучшить когнитивные функции своего чада, что в результате привело к созданию его собственной методики.

В ее основе лежит идея, что формирование мозга ребенка почти полностью завершается до 3 лет. Поэтому, если до этого времени не заложить фундамент, дальше будет значительно тяжелее (если не невозможно) наверстать упущенное. Поэтому он делает основной упор на всестороннем развитии малыша до 3 лет.

Основные принципы методики:

  1. Основное влияние на способности ребенка оказывают не генетические особенности, а окружающая среда, в которой он развивался. Поэтому труд родителей должен быть направлен на ее обеспечение.
  2. Цель этой развивающей методики – в развитии человека, который будет поистине счастливым. Она не ставит собой целью сделать человека вундеркиндом, а через ощущение внутренней гармонии способствовать росту в нем самого созидательного.
  3. Воспоминания из детства играют очень важную роль в формировании взрослой личности.
  4. Нельзя критиковать детей за негативные эмоции, особенно за гнев. Необходимо понять, что стоит за этими состояниями. То есть надо бороться не со следствием, а с причиной.
  5. Основной упор нужно делать на материнском воспитании в раннем возрасте, хотя отец также должен много внимания уделять малышу. По мнению Ибука, отец может вырастить гения, но только мать может сформировать в крохе нужные моральные качества.
  6. Поощряются присутствие в доме бабушек и дедушек, а также общение детей между собой. В более взрослом возрасте Масару поощрял ссоры между маленькими людьми, поскольку для них это первые уроки решения конфликтов.

Важно! Чтобы применять методику, нужно ориентироваться на интересы малыша. При этом Масару Ибука сам говорил, что универсальных рецептов воспитания ребенка не существует, найти индивидуальный подход ко крохе может только мама.

Этот метод является одним из самых популярных. Его базовая идея звучит так: нужно следовать за интересами малыша и помогать ему самостоятельно решать жизненные задачи. В свою очередь, взрослый старается заинтересовать кроху путем создания развивающей среды.

Советы по самостоятельному обучению

Природа уже в ребенка вложила механизмы, благодаря которым он будет становиться все более развитым. Задача родителей – не дать им угаснуть. Поэтому нужно стараться вовремя замечать все познавательные потребности малыша и быстро их удовлетворять.

Важно! Также важно обеспечить формирование развивающих условий, которые могут на 50% характеризовать развитие крохи.

Распространенные ошибки в домашнем обучении

Самая главная ошибка родителей в обучении малыша – попытки торопить события. Дети развиваются индивидуально. Нужно регулярно обследовать кроху у педиатра, который проверит не только физическое, но и психическое развитие ребенка.

Таким образом, ни одна из описанных выше методик не может применяться самостоятельно. Не стоит также действовать слепо. Все авторы указанных выше техник говорят, что только родитель может лучше знать, что сможет стимулировать развитие малыша. Обучать младенца – творческое умение, где нет готовых шаблонов и примеров.

Ошибочно полагать, что в младенчестве ребенку требуется внимание лишь в физиологических потребностях и родительской любви. Развитие начинается с первых минут жизни новорожденного, поэтому важно постоянно заниматься с малышом, начиная с первого месяца его появления на свет.

Занятия с детьми до года тренируют психологическую, умственную и физическую деятельность, помогают быстрее адаптироваться к внешнему миру, укрепляют взаимоотношения и приносят массу позитивных эмоций. Задача каждого родителя не ускорить естественный рост малыша, а стимулировать его интерес к окружающей среде и желание учиться новому.

Что такое раннее развитие

По сути, ранее развитие – это нормальное развитие, каким оно должно быть. Разумеется, каждый малыш индивидуален и развивается в своем темпе, но не стоит забывать о возрастных нормах. К ним в первую очередь относится время, когда ребенок должен уметь сидеть, стоять, ходить, бегать, а также рисовать, читать и писать.

Нужно помогать учиться малышу, приступая к занятиям своевременно, а не тогда, когда по возрасту ему уже нужно уметь, а он не умеет.

Если ежедневно уделять время на развивашки, подбирать их по возрасту, ребенок будет развиваться интенсивнее. В конечном итоге такие дети разительно отличаются от сверстников, с которыми не занимались, они сообразительнее, изобретательнее, лучше запоминают и контролируют свое тело. И речь идет о малышах в возрасте до 1 года.

Мифы о раннем развитии малышей до года

К сожалению, есть родители, которые избегают младенческих занятий из-за предубеждений и недостатка информации. Но на практике истинной причиной нежелания уделять время малышам в плане развивающих игр является чаще лень, и нежелание развиваться самим. Почему это так? Давайте сопоставим мифы с реальностью.

Стереотип

Реальная картина

Стандартные программы обучения переносятся на ранний возраст Младенческие занятия не имеют ничего общего со школьным или даже детсадовским обучением. Их задача – создать благоприятные условия для раскрытия потенциала малыша, двигательного и сенсорного развития, психологического и физического здоровья.
Западная «модная» концепция Новации в этой области применяются повсеместно по всему миру и доказали свою эффективность, внеся вклад в мировую систему образования.
Нет необходимости Практика показывает, люди, родители которых применяли методики раннего развития, более успешны, способны и приспособлены добиваться больше. Они опережают сверстников в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни.
Дорого Сейчас все качественные детские игрушки стоят денег, и лучше потратить их с толком. Кроме того, есть масса вариантов сделать развивающие игрушки самостоятельно и быстро, используя недорогие, безопасные материалы.
Дети лишаются детства Малыши любознательны и им нравится все новое. Ни одна из методик для новорожденных не строится на принуждении, наоборот, на интересе и позитивных эмоциях.
Нет идеальной методики, которой можно строго следовать Не всем подходит одна и та же, каждая методика – это общие рекомендации, а не неуклонная инструкция. Никто не запрещает использовать лучшие элементы разных методик, подбирая их индивидуально для своего ребенка.

Основные принципы занятий с детьми до года

Младенческие игры существенно отличаются от игр с детьми постарше, поскольку новорожденный еще не знает, что это и еще не имеет собственных предпочтений.

Он лишь откликается на инициативу родителей, поэтому следует придерживаться пяти основных принципов занятий с малышами до 12 месяцев, чтобы извлечь из занятий максимальную пользу.

Отсутствие инициативы от ребенка

Грудничок не может демонстрировать открытое желание поиграть, поэтому родители должны проявлять инициативу самостоятельно в первые месяцы его жизни. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.

Чтобы ребенку было интересно, занятия также должны соответствовать возрасту, то есть не должны быть сложными для понимания. Если у малышей нет интереса к игре, подбирайте разные варианты, пока не найдете то, что ему понравится.

# #

Учет возрастных особенностей

Особенно важный фактор. Неправильно думать, что новорожденный в месяц, 3 месяца, полгода – это одно и то же. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, это происходит каждый день.

Доказано, что за первый год жизни человек получает информации больше, чем сможет получить за всю дальнейшую жизнь. При этом новое усваивается в разы лучше.

Занятия следует подбирать строго по возрасту, учитывать каждый детский месяц, стимулировать развитие сенсорной сферы (обоняние, осязание, слух, зрение, тактильные ощущения). Если не учитывать возрастные особенности, большой риск психической и физиологической перезагрузки.

Личностные особенности

Помимо возраста, важны индивидуальные особенности каждого грудничка. Это нормально, когда кто-то начинает переворачиваться и садиться немного раньше или позже условных норм, например. Задача родителей – следить за тем, как малыш выполняет задания, чтобы вовремя заметить отставание в развитии и своевременно на это повлиять.

Также нормально, когда детям нравятся одни игры и не интересны другие. Поэтому для каждого месяца новорожденного есть несколько вариантов занятий.

Регулярность занятий

Играть с малышом важно ежедневно и желательно в одно и то же время. Занятия должны быть систематичными, а распорядок дня вводится с рождения. Это важно, поскольку младенец очень чувствителен к изменению режима и реагирует на него негативно, поскольку это сказывается на психологическом состоянии.

Лучше всего отводить время на игры утром и днем (то есть дважды в день), заранее планируя, какие упражнения и в какой последовательности будут идти.

Учет детского интереса

Заинтересованность ребенка – это то, без чего не будут работать четыре перечисленных выше принципа. Не начинайте занятия сразу после сна малыша, сразу после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.

Чем младше грудничок, тем меньше времени должно длиться упражнение, так как он быстро устает и не может поддерживать интерес долго. Это не тот случай, когда чем больше, тем лучше, наоборот, перегрузка психики сильно вредит.

Пробуйте разные варианты игр, следя за тем, что больше всего нравится малышу, а к чему у него нет интереса совсем. Не принуждайте делать то, что новорожденному не нравится, ищите альтернативу.

Игрушки для ребенка до 1 года

Кроха от 0 до 12 месяцев активно знакомится с окружающим миром, поэтому нужно подбирать игрушки, которые дадут малышу всестороннее представление.

Хорошая игрушка должна быть:

  • легкая и эластичная;
  • без острых углов;
  • привлекательная (для новорожденных не обязательно яркая);
  • разнофактурная (сделанная из разных на ощупь материалов);
  • без сменных и хрупких деталей;
  • достаточного размера, чтобы ребенок не смог ее съесть;
  • без резких пугающих звуков;
  • простая в уходе.

Чем старше становится грудничок, тем шире становится набор его игрушек. Имеется в виду не их количество, а разнообразность и сложность. Если в первые месяцы достаточно игрушек, которые дают представление о цвете, форме, ощущениях, звуках, то во втором полугодии должны быть простые решаемые задачи. Например, матрешки, наборные пирамиды, мягкие кубики, прочее.

Нельзя давать ребенку все игрушки за раз. Лучше всего сконцентрировать его внимание на одной-двух, заменяя их через несколько дней, чтобы поддерживать интерес к играм.

Развивающие упражнения от 0 до 3 месяцев

Первые три месяца жизни грудничка отличаются невысокой его активностью. Но и для этого возраста есть хорошие развивающие упражнения, которыми не стоит пренебрегать.

Первый месяц

Игрушки не требуются, внимание концентрируется на родителях.

Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса. Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука.

Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его. Удерживая внимание грудничка на себе, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок поворачивал за вами голову.

Наблюдение – привлеките внимание к игрушке, держа ее на расстоянии примерно 25 см от новорожденного, и неспешно водите ней в разные стороны.

Тактильные упражнения – осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультирования со специалистом.

Второй месяц

Малыш оживляется, что особенно заметно, когда приближается мама. Внимание уже концентрируется дольше.

Звон колокольчика – положив новорожденного на живот, позвените колокольчиком перед ним. Заинтересовавшись, малыш будет поворачиваться на этот звук, когда колокольчик будет звучать уже не перед ним, а в стороне.

Тактильные занятия – гладьте ладошки и пальцы ребенка разными на ощупь материалами для усовершенствования осязания. Хорошо подходят для таких упражнений грубая вязка, трикотаж, мех, шелк.

Наблюдение – игрушка перемещается быстрее, чем в упражнении из первого месяца. Для этого, например, можно привязать ее к резинке над постелью крохи, имитируя подпрыгивание интересного предмета.

Плаванье – придерживая аккуратно под спину или за плечи выполняется упражнение «восьмёрка». Особенно полезно при проблеме с гипертонусом мышц.

Третий месяц

Грудничок уже может сам удерживать голову, держать небольшие предметы в руках, следить за собственными руками. В этом возрасте возрастает интерес к окружению, поэтому малыш делает попытки переворачиваться.

Упражнения с фитболом (надувным мячом) – ребенка кладут животом на мячик и в разные стороны медленно покачивают.

Игра с погремушками – кроха на животе, перед ним на расстоянии несколько разных погремушек. Когда грудничок тянется к одной из них, создайте для его стоп своей опору рукой. Таким образом, ребенок попытается оттолкнуться, что важно для ползания.

Приучение к музыке – включите детскую песенку, хлопайте в ладоши в такт музыке, медленно кружите в танце.

Направление звука – поочередно вешайте на разные руки и ноги малыша трикотажный браслет с колокольчиками. Шевелясь, они будут звенеть, а малыш будет поворачивать голову, ища откуда звук.

Игры из предыдущего месяца можно также оставить, особенно массаж и интонации.

Занятия от 4 до 6 месяцев

Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.

Четвертый месяц

Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки. Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки).

Возьми-отдай – в руку малышу по очереди вкладываются разные по фактуре предметы. Дайте ему возможность изучить каждый из них, после чего осторожно забирайте, одновременно предлагая другой (обмен).

Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.

В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.

Пятый месяц

Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.

Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.

Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней. Это упражнение на внимание и эмоции – смех.

Попрыгун – поддерживая малыша в вертикальном положении, имитируйте прыжки. Но ни в коем случае не ставьте грудничка на ножки.

Реакция на визитеров – когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.

Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова

Шестой месяц

Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.

Имитация полета – новорожденного придерживают, в том числе под грудь, и раскачивают в воздухе на разной высоте.

В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.

Игры для малышей от 7 до 9 месяцев

Этот квартал отличается любопытством – дети уверенно ползают, а к 9 месяцам уже встают на ноги. Круг занятий тоже расширяется.

Седьмой месяц

Большинство ребят в 7 месяцев чаще сидят, поэтому задействовать нужно их руки.

Пальчиковая игра – знакомый всем стих «сорока-ворона», в которой детям по очереди загибают пальчик. Это нужно для моторики и подготовки к манипуляциям руками.

Мешочки с крупами – также для мелкой моторики в разные тканевые мешочки сыпят разные крупы. Мешочков должно быть несколько, например, с фасолью, с рисом, с гречкой, с горохом. Такое упражнение должно быть под присмотром родителя, если малыш начнет есть крупы, это не смертельно, но крайне нежелательно.

Молоток с пищалкой – им ребенок стучит по всему, до чего дотягивается. Это полезно для координации движений.

Тактильные книги – их можно делать самостоятельно, использую разные ткани, пуговицы, другие мелкие предметы, которые ребенок трогает пальчиками.

Еще в 2006 было доказано, что математические способности есть у детей 7 месяцев. Поочередно 2 или 3 женщины говорили одинаковое слово, после чего грудничку предлагали выбрать один видео кадр из двух – с двумя и соответственно с тремя женщинами. Дети безошибочно выбирали кадр с тем количеством женщин, которое совпадало с количеством голосов.

Восьмой месяц

Большой интерес к животным, поэтому нужно показывать ребенку картинки или игрушки, живность на улице, и показывать, какие звуки издает то или иное животное. Очень важно, чтобы игрушечные и нарисованные звери при этом внешне были больше похожи на настоящих, а не на фантастических несуществующих.

Изучение состояний – берется обычная пластиковая прозрачная бутылка, в которую насыпают крупу или наливают воду. Малыш трясет, переворачивает бутылку, крутит ее и рассматривает, как себя при этом ведет то, что внутри, и как это звучит.

Для тех, кто еще плохо ползает – недалеко от ребенка кладется яркая игрушка, до которой он должен доползти. В дальнейшем игрушка постепенно кладется все дальше и дальше. Вместо игрушки можно играть в прятки. Например, мама прячется за угол, ребенок видит это и ползет искать.

Девятый месяц

Игры в ванной с водными игрушками – уточки, кораблики, мельницы и фонтаны, сегодня выбор очень большой.

Матрешка, разборная пирамида с кольцами – развитие моторики, понимание разных размеров, синхронизация действий.

Коробка с отверстиями разной формы – суть такой игры, подобрать предмет той же формы, которой и отверстие, куда его нужно протолкнуть.

Для моторики хороши также любые игры, где нужно бросать или складывать разные предметы в одну емкость, коробку, бутылку. Избегайте слишком мелких предметов, особенно если оставляете ребенка без присмотра.

Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев

Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются.

Десятый месяц

Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.

Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.

Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.

Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.

С 10 мес. ребенок понимает социальную иерархию. Кто главнее, малыш определяет по размеру, выделяя самого большого человека или самый большой предмет особым вниманием.

Одиннадцатый месяц

В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.

Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.

Качели, лошадки-качалки – улучшают вестибулярный аппарат. Если вкратце, чтобы в будущем ребенка не укачивало.

Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко – это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.

Двенадцатый месяц

У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.

В 12 месяцев развивающие занятия более творческие, например, пальчиковые краски, лепка из пластилина или соленого теста. Речь не идет о фигурках, достаточно мять пластилин или тесто, работая над моторикой.

В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.

Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.

Какую методику раннего развития выбрать

Не забывайте, что требования к современным детям выше, чем были к малышам предыдущего поколения. Это еще один аргумент начать заниматься как можно раньше.

Помимо отдельных упражнений, разработаны целые методики. Но чтобы они были эффективны именно в вашем случае, внимательно наблюдайте, нравится ли выбранная методика вашему ребенку, как он на нее реагирует, к чему у него проявляется больший интерес.

Также стоит обратить внимание на различные развивающие занятия: Говорим с пеленок или Первые эмоции.

Метод Монтессори

Мария Монтессори – педагог-дефектолог, поэтому ее метод применялся в первую очередь к детям с проблемами развития. Она основана на тактильных ощущениях, мелкой моторике и образном мышлении. Малыш многому учится самостоятельно посредством специальных карточек, рамок, кубиков. С помощью метода Монтессори даже дети с умственными отклонениями учатся читать, писать и считать.

Но есть и свои недостатки – метод эмоционально скуден, поэтому больше подходит детям, которые лучше воспринимают информацию зрительно.

Буквы и цифры

Это метод обучения по кубикам, на каждой грани которого изображена одна буква или цифра. Все они разных размеров и цветов. Кубики дают общее понимание алфавита и цифр, а запоминанию способствует фотографическая память.

Насколько целесообразно начинать учить буквы и цифры в годовалом возрасте – зависит от индивидуального развития каждого малыша.

Игры с манкой

Польза сенсорных упражнений доказана многолетней практикой, и самый простой способ позаниматься в этом направлении – метод с манной крупой. Суть его прост – в контейнер нужно насыпать манку и предоставить грудничку возможность ее трогать, щупать, набирать в руку, сыпать, пересыпать из емкости в емкость, рисовать на ее поверхности. Если потереть в манку цветные мелки, игра станет еще интереснее. Занятие развивает усидчивость и координацию.

Глена Домана

Метод обучения с помощью черно-белых карточек, на которых изображены животные, растения, разные предметы, люди. Малышу показывают одну такую карточку в течение 5-10 секунд, что способствует быстрому визуальному запоминанию, тренирует мозг и расширяет интеллектуальный потенциал.

Из минусов – этот метод не очень хорош для совсем маленьких, так как запоминание происходит автоматически, без понимания смысла. Также родителям нужно вносить свою лепту, чтобы придать методу эмоциональности.

Методика рисования Марии Гмошинской

Главная цель – укрепление контакта малыша с родителем через творческую деятельность. Пальчиковое рисование позволяет развивать цветовосприятие, сенсорную сферу, мелкую моторику, развивает психоэмоционально.

Этот метод также служит профилактикой девиантной формы поведения в дальнейшем.

Сесиль Лупан

Главные принципы – тесное общение с ребенком, в результате которого родители могут точнее определить способности малыша и развивать их.

Принципы метода Лупана:

  • обучение по мере заинтересованности без навязывания;
  • использование материалов из окружающей среды;
  • отсутствие ограничений одной тематикой;
  • общение на равных.

Развитие происходит через органы чувств, гармонично с точки зрения психики, психологии и физического роста. В результате применения данного метода ребенок становится общительным и адекватно воспринимает окружающий мир.

Сегодня в книжных магазинах представлен огромный выбор развивающих пособий для детей — выбрать из них, порой, бывает нелегко. В помощь родителям — обзор лучших российских развивающих пособий для детей дошкольного возраста.

В данном обзоре мы собрали самые популярные и любимые российскими мамами комплексные авторские методики развития детей, которые продаются сериями по несколько книг или в наборах. Основное преимущество покупки комплекта пособий — это удобство. Приобретая серию или комплект развивающих пособий, вы получаете системный подход к развитию ребенка и готовые задания, рассчитанные на определенный возраст и сгруппированные по тематикам в отдельных брошюрах.

Ключ к успеху при выборе развивающих пособий для ребенка — это определение цели занятий и приоритетной тематики развития — ведь все современные развивающие методики имеют в своей основе определенный «стержень”, который и определяет авторский выбор дидактического материала и построение заданий. Например, целью занятий может быть всестороннее развитие ребенка и развитие представлений об окружающем мире, знакомство с природой, формирование творческих навыков, совершенствование речи или развитие мелкой моторики — каждый родитель интуитивно способен определить приоритеты развития для своего ребенка. Чтобы облегчить родителям выбор, пособия, которые вы найдете в этом обзоре, сгруппированы по тематикам.

Умные Книжки — Издательство «Махаон”. Автор — Ольга Земцова

Серия «Умные книжки» — достойная альтернатива популярной Школе Семи Гномов, и, при этом, более доступная по цене. Автор методики — Ольга Земцова — кандидат педагогических наук и заслуженный учитель России.

Веселые часы, Рисуем кулачками и пальчиками, Вправо-влево, вверх-вниз, Задачки для ума, Запомни картинки, Найди отличия, Ожившие буквы, От слова к рассказу, Послушные звуки, Послушный карандаш, Рисуем ладошками, Рисуем кулачками и пальчиками — система направлена на комплексное развитие памяти, мелкой моторики, интеллекта, представлений об окружающем мире, речи. Пособия рассчитаны на детей от 1 года до 6 лет, и делятся по возрастным категориям 1-2, 2-3, 3-4 года и так далее.

Помимо тонких книг с заданиями на отдельные темы в серии также представлены более толстые книги: Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей (128 страниц развивающих заданий) и тесты. Тесты в серии «Умные книжки» делятся на три типа:

  • Первые шаги (самые простые задания);
  • От простого к сложному (следующий уровень);
  • Что я знаю и умею (самый сложный уровень).

Дошкольная Мозаика — Издательство «Махаон”. Автор — Ольга Земцова

Еще одна серия развивающих пособий для дошкольников от Ольги Земцовой. Ее главные отличия от серии «Умные книжки” — более красочное оформление и, конечно, наклейки к заданиям. Четыре годовых курса пособий рассчитаны на детей от 2 до 6 лет.

Готовим руку к письму, Знакомимся с природой, Развиваем внимание, Развиваем интеллект, Развиваем мышление, Развиваем память, Развиваем речь, Учим буквы, Цвета и формы, Цифры и счет — 10 книг для каждого из возрастов плюс Тесты. Наклейки — это отличная находка для детей, которые не очень охотно занимаются. Наклейки помогают превратить процесс обучения в увлекательную игру, а также активизировать зрительное, слуховое и тактильное восприятие и повысить результативность занятий. Из-за красочного оформления эту серию часто приобретают в подарок.

Школа Семи Гномов — Издательство «Мозаика-Синтез”.

Школа Семи Гномов, пожалуй, самая известная российская система развивающих пособий, в создании которой приняли участие ведущие детские педагоги и психологи. Школа Семи Гномов — это комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу, включающая по 12 красочных развивающих пособий на каждый год жизни ребенка-дошкольника. Пособия можно приобрести по отдельности или купить сразу годовой курс, в который входят 12 красочных развивающих пособий, охватывающих весь объем знаний, необходимых ребенку соответствующего возраста, картонная вкладка с дидактической игрой или игрушкой, родительская страничка и диплом для ребенка обо окончании курса.

Знакомство с природой

Чудо наклейки, Издательство «Мозаика-Синтез”. Автор — Морис Пледжер

Еще одна серия развивающих пособий с наклейками, в которой много внимания уделяется изучению живой природы. Наклейки в пособиях этой серии — многоразовые! В каждой книге вы найдете 150-200 наклеек, которые позволяют экспериментировать в процессе обучения, и возвращаться к любимым заданиям снова и снова. В отличие от большинства развивающих пособий для детей-дошкольников Чудо-наклейки не разделены по возрастам, выбирать книги нужно исходя из уровня развития и интересов ребенка.

Все о животных, Динозавры, Кто живет в воде, Кто живет в лесу, Мир джунглей, Мир океана, Мир природы, Насекомые, Счет и цвет, Такие разные животные — акцент в данной серии сделан на изучение окружающего мира и живой природы.

Развитие творческих способностей

Новый Ребенок — Гений с Пеленок — Издательство «Эксмо”. Автор — Елена Янушко.

В этой серии пособий вы найдете многоразовые рабочие тетради для детей 1, 2 и 3 лет. Каждая брошюра содержит подробные рекомендации для родителей. Специальное покрытие страничек позволяет выполнять задания снова и снова. Автор серии — Елена Янушко — опытный практикующий педагог, логопед, психолог, признанный эксперт, автор более 200 книг и пособий для детей, а также один из авторов книг в популярной серии «Школа Семи Гномов».

Рисование, лепка, развитие речи, конструирование, аппликация — в данной серии основное внимание уделяется развитию творческих навыков и мелкой моторики. Также в этой серии есть брошюры, посвященные развитию речи и математических навыков. Пособия можно приобрести по отдельности, а можно заказать сразу полный годовой курс из 16 книг, к которому прилагается календарь достижений ребенка.

Это Может Ваш Малыш — издательство «Мозаика-Синтез».

Серия альбомов «Это может ваш малыш» предназначена для занятий с детьми от 1 года до 3 лет. Рисуем пальчиками, Волшебная бумага, Пластилиновые картинки, Наклей картинку, Учимся лепить, Рисуем ладошками, Учимся рисовать, Рисуем красками, Бумажные аппликации, Пластилиновый снежок, Рисуем карандашами, Волшебные палочки, Бумажные крошки — занятия с пособиями этой серии направлены на приобщение ребенка к творчеству, развитие чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса. Альбомы помогут организовать интересные творческие занятия для детей младшего возраста с учетом их возможностей.

Развитие речи

Говорим правильно — Издательство «Росмэн». Авторы — Светлана Батяева и Виктория Володина

Пособия альбомного формата с яркими цветными иллюстрациями. предназначены для всестороннего развития речи, начиная с самого раннего возраста. Упражнения, изложенные в пособиях направлены на развитие слуховой памяти, мышления, воображения, логики, фонематического восприятия, связного повествования.

С помощью пособий данной серии ребенок в игровой форме учится правильно строить свои высказывания, свободно составлять рассказы и пересказы, при этом расширяя свой словарный запас. Авторская методика успешно проверена на детях и популярна в российских дошкольных учреждениях.

Лучшие книги в этой серии серии:

  • Альбом по развитию речи для самых маленьких (для детей от 1,5 до 3 лет)
  • Альбом по развитию речи (для детей 3-6 лет)
  • Большой альбом по развитию речи (280 страниц увлекательных заданий)
  • Альбом по развитию речи для будущих первоклассников (для детей 6-7 лет)

Прекрасным дополнением к альбомам по развитию речи в этой серии являются Логопедические раскраски и задания, Речевые и пальчиковые игры, Стихи и скороговорки.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковые Занятия — Издательство «Росмэн». Автор — Елена Данилова.

«Пальчиковые занятия» – уникальная и эффективная методика, которая формирует опережающее и гармоничное развитие малыша в раннем возрасте. Пособия этой серии направлены на развитие речи, моторики рук и расширение словарного запаса у самых маленьких читателей — детей до четырех лет. Для самых маленьких предназначены пособия 0+, для тех, кто постарше — 2+. Автор пособий – известный психолог, педагог и методист Лена Данилова.

В легкой, естественной форме через игру с пальчиками, через простые подражательные движения ребенок быстро вовлекается в развивающую игру. Система построена таким образом, что с книгами можно работать в произвольном порядке, а занятия могут проводить даже совершенно неподготовленные родители. Игровой макет книг разработан с учетом психологических и физиологических особенностей детей. Пособия продаются как по-отдельности, так и комплектом из 12 книг в подарочной коробке с дипломом для малыша.

Современные пособия для развития детей — яркие, красочные, прекрасно иллюстрированные — превращают процесс обучения в увлекательную игру. Занятия по таким пособиям не требуют от родителей времени на поиск материала и специальных навыков, поскольку содержат правильно подобранные задания и подробные рекомендации относительно того, как развивать ребенка. Приятных вам занятий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *