Методика обучения чтению дошкольников

Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.

Однако, чтение – это и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

Содержание

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Читаем по слогам — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Несколько советов родителям по методике слогового чтения

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с посещения Буквы А.

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга…

Еще про чтение смотрите и читайте:

Игры в обучении чтению. Как научить ребенка читать

Игры развивающие память и навыки чтения

Скорочтение — зачем и как?

Игры на развитие внимания у ребенка

Приятного обучения и игр!

С теплом,

Людмила Поцепун.

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.

Дети гордятся умением читать

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.

С первых дней надо заниматься с малышом над развитием речи

Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Дальше – больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.

Интерес к чтению развивается в игровой форме

Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения

Чтобы развить умение детей, им следует читать вслух сказки с дошкольного возраста. У малыша должен развиться не просто интерес к литературе – книга обязана стать символом психологического «удовольствия».

Семейное чтение развивает интерес к нему у детей

И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.

Первые книжки ребенка должны быть качественными и яркими

Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.

Надо развивать правильное произношение звуков

Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.

Научить ребенка быстро читать без специальной методики невозможно, как и без соответствующей (последовательной) систематики.

  • Выбирайте правильное пособие, по которому будут обучаться дети. В последнее время в продаже есть несколько вариантов букварей. Выбирайте тот, который будет интересен ребенку (за покупкой можно отправиться вместе с ним). Пусть там окажется меньше картинок, но в основе должны лежать именно логопедические методики (например, азбука Жуковой Н.С.).

    Магнитная азбука Н.С.Жуковой

  • Когда пособие будет куплено, начинайте пошаговое изучение звуков:

– сначала изучите все гласные;

– дальше переходите к освоению звонких твердых согласных, уделяя внимание правильному произношению;

– затем приходит очередь глухих звуков;

– шипящие оставьте напоследок.

  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» – эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.

Развитию речи способствует пропевание звуков

Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, – 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.

Надо убедиться, что малыш готов к обучению

  • Если дети уже разговаривают предложениями, они готовы к процессу обучения.
  • Развитие фонетического слуха – немаловажный фактор. Правильное восприятие звуков, их различие и умение ими оперировать поможет легко и быстро обучить малыша.
  • Неправильно говорящий ребенок не способен быстро обучиться чтению, т.к. плохо воспринимает те фонетические звуки, которые сам же и произносит.
  • Если у детей не развито образное мышление, их сложно будет научить быстрому чтению – процесс получится чисто механическим. И в дальнейшем сама процедура будет слишком утомительной и не интересной для малыша.
  • У ребенка должны быть основы логического умозаключения, позволяющего сопоставлять факты в процессе обучения.

    Обучение чтению методом сопоставления картинок и слов

Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность – например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения – похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.

Обучающие игрушки Никитиных

Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее изучать буквы.
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.

Кубики Зайцева

Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.

Обучение по методу Зайцева

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов – маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.

Запоминание букв по ассоциации

Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Различные методики обучения

В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику. А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.

Обложка книги Масару Ибуки

Например, девизом Масару Ибуки в воспитании является известная большинству фраза «После 3-х лет уже поздно». Японский педагог основывает свою методику на убеждении, что самые восприимчивые к обучению дети в возрасте до 3-х лет, на периоде формирования клеток мозга.

Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.

Метод Павла Тюленева

Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.

Мне нравитсяНе нравится

Чем младше ребёнок, тем не навязчивее должно быть его обучение. Как бы между делом, играючи, чтобы малыш не скучал и не переутомлялся. Особенно это касается обучения чтению. С одной стороны, дошколёнок обязательно должен научиться читать, с другой – он ещё не умеет подолгу концентрироваться и легче усваивает тот материал, который можно потрогать – пощупать, услышать и увидеть одновременно, а ещё лучше, если с ним можно поиграть. Получается, что больший эффект даст методика, когда ребёнок вообще не будет знать, что идет занятие, а будет думать, что играет. Что же нам предлагают на педагогическом рынке? Для начала две системы: система Домана и Зайцева.

Согласно Доману, мозг ребёнка запрограммирован на обучение. Обучение эффективно, пока продолжается рост мозга, то есть до 7–8 лет. Поэтому годовалого обучить проще, чем шестилетнего, а шестимесячного – легче, чем годовалого. Следовательно, начинать обучение нужно сразу после рождения, иначе драгоценное время будет упущено. Ведь слыша вокруг себя речь взрослого, любой здоровый малыш к году–двум начинает говорить. Но подобно тому, как ребёнок начинает говорить, не имея никакого представления о структуре языка, и читать надо учить не буквами, а сразу целыми словами. Почему именно целыми словами, а не буквами и слогами? Потому что читать буквы очень сложно, Буквы, составляющие слово «мяч” ни о чем не говорят, зато сам мяч можно потрогать, подбросить. Поэтому ребёнку легче выучить целое слово «мяч”, чем одну букву «М”.

На карточках белого цвета (размером 50 на 10 см) пишутся крупными красными буквами слова (высота букв 7,5 см, толщина шрифта 1,5 см). Картинки распределяются по темам (категориям): биология, история, география, математика, физиология человека и т.д. Каждая тема, в свою очередь, включает в себя более узкие подтемы. Например, в теме «биология” выделяются подтемы: «птицы”, «рыбы”, «деревья”… А птицы тоже бывают разные. Так что карточек должно быть очень много. Принцип обучения очень простой: показываете ребёнку карточки, а он смотрит на них и … умнеет.

Конечно, необходимо соблюдать некоторые «условия”, иначе не будет результата:

– поддерживать очень быстрый темп демонстрации: 1 карточка – 1 секунда;
– не ждать и не требовать от ребёнка ответной реакции;
– начинать обучение как можно раньше, почти с рождения.

Общая продолжительность занятий в течение дня: 12 категорий * 3 раза * 10 секунд = 6 минут.

Через 10 дней, когда количество категорий достигнет десяти, ежедневно нужно менять 1 карточку из каждой категории на новую. На обороте карандашом записывается дата демонстрации, чтобы знать, когда понадобится замена.

Количество карточек с каждым днём увеличивается с геометрической прогрессии. От слов нужно плавно переходить к словосочетаниям, а потом к целым предложениям, постепенно уменьшая размер букв. В конце концов, по мысли Домана, «количество переходит в качество”, и ребёнок, сам того не замечая, начинает читать, причём не только знакомые по карточкам слова, но и любые другие – в основном молча.

В методике Домана не предусмотрена «обратная связь” – не говорится об общении взрослого и ребёнка и вообще не приветствуется какая-либо активность со стороны ребёнка. Получается, что занятие сводится к односторонней подаче информации, а ребёнок из активного участника превращается в объект обучения.

Это очень трудоёмкая методика. Некоторых смущает и пугает процесс подготовки и демонстрации пособий. Действительно, показ карточек вырастает почти до бесконечности. Получается в течение дня только и приходится, что показывать старые карточки и «изготавливать” новые.

И еще, этот метод был разработан для английского языка, где система словоизменения не такая сложная, как в русском. В нашем родном языке всё гораздо труднее: дело в том, что, научив ребёнка читать слово «мама”, остаются в стороне его формы («маме”, «маму”, «мамой”) и т. д. Сделать такое количество карточек, чтобы охватить всю грамматику, просто нереально. Для английских же слов окончания не так существенны.

Следующим вариантом является советская система. Николай Александрович Зайцев занимает 2-е место в рейтинге педагогов-новаторов XX века. Больше всего из его пособий известны «кубики Зайцева”.

Если вы хотите познакомиться с методикой подробнее, запомните первое правило: во время занятий ребёнок должен чувствовать себя естественно, а для него нет ничего естественнее и желаннее, чем возможность поиграть.

Второе правило (основной принцип) – дать ребёнку «всё и сразу”. В этом и состоит отличие методики Зайцева от многих других: она основана на качественно новом подходе к обучению. Так, при обучении чтению ребёнок знакомится сразу и со всеми складами русского языка. Зайцев уверен, что дети обычно устают от примитивных развлечений, поэтому он не предлагает развивающие игры, а превращает игры в увлекательные занятия.

Представление о русском языке ребёнок получает, играя с кубиками и настенными таблицами, на которых написаны склады. С помощью кубика, на который нанесены буквы, малыш может «поиграть” в русский язык: рассмотреть, повертеть в руках, ощутить его вес, переставить, заменить. Всё это не только можно, но и нужно!

А в таблицах для обучения чтению самые сложные правила и законы благодаря оригинальной системе становятся понятными и легко запоминаются.

Кроме того, таблица – своеобразный тренажёр для улучшения остроты зрения и осанки. Чтобы найти нужное решение, к ней придётся подойти. Поэтому ребёнок в течение всего занятия двигается (и это ему очень нравится), а не сидит, сгорбившись, за партой.

Изучая таблицу, дети совершают небольшое путешествие. Таблица чем-то похожа на географическую карту: даже просто поводив по ней пальцем в поисках нужного ответа, можно сделать много открытий.

И, наконец, таблица всегда находится перед глазами, значит она «работает” каждый раз, когда ребёнок смотрит на неё.

Кубики Зайцева – это игра-пособие по обучению чтению. В комплект игры входят:

– кубики (точнее, их картонная развёртка, которую надо сложить в кубик);
– наполнители для кубиков;
– таблицы;
– книга-инструкция;
– аудиокассета с песенками, которые используются при обучении.

Эти необычные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу: большие и маленькие, «железные” и «деревянные” и два «золотых” кубика с гласными.

Большие – с «твёрдыми” складами.
Маленькие – с «мягкими” складами.
«Железные” – со «звонкими” складами.
«Деревянные” – с «глухими” складами.

5 двойных кубиков – это склады с теми согласными, которые сочетаются не со всеми гласными (например: «Ч”, «Ш”, «Ж”).

Итак, «золотые” кубики будут звенеть, «железные” – греметь, а «деревянные” глухо постукивать.

Почему Зайцев предлагает давать малышу сразу все кубики и таблицы? Во-первых, почти все кубики понадобятся для того, чтобы начать писать самые разные слова, и очень возможно, что это произойдёт на первом занятии. Во-вторых, что покажется удивительным, ребёнку проще играть с большим объёмом знаков-сигналов, сразу же манипулировать ими и запоминать их. А вот учить «маленькими порциями”, методично выдаваемыми взрослыми, и скучнее, и труднее.

Дети за партами сидеть не должны! На стенах обязательно должны быть развешаны таблицы, а для кубиков предназначаются специальные полки. Дети часто играют «в кубики” сами, без воспитателя. Они повторяют то, что делали вместе со взрослыми: сначала из кубиков складывают слова, потом пишут их указкой на таблице.

В основе системы обучения чтению по Зайцеву лежит очень простая идея: элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад. Склад – это аналог прямого слога, то есть за согласным обязательно следует гласный звук, хотя на письме это не всегда отражается. Соответственно, гласному обязательно предшествует согласный. Склады и складовой принцип обучения напоминают первые «слова”: ребёнок ведь не произносит отдельные буквы «М” и «А”, он говорит «ма”. Поэтому склады, написанные на гранях кубиков, малышу понятны и он воспринимает их легко и просто.

Склады прекрасно ложатся почти на любую мелодию. Зайцев воспользовался этим и предложил пропевать склады, а затем выпустил аудиокассету. Дети обожают забавную «абракадабру”. Как раз такие песенки и попевки, как правило, больше всего нравятся малышам.

Кроме того, произнесение складовых попевок для самых маленьких – прекрасная артикуляционная гимнастик. Запомнив попевки, со временем ребёнок легко отыщет любой склад, пропевая (проговаривая) его и водя пальчиком по таблице или переворачивая кубики, разыскивая нужную грань. Итак, с помощью попевок названия складов быстро запоминаются, при этом развиваются чувство ритма, память, фонематический и музыкальный слух.

Первым словом, которое ребёнок «прочтёт”, должно быть его имя. Начните игру со знакомства ребёнка с тем, как составляется его имя.

Ещё один «подводный камень”, как быть с безударными гласными в слове? Зайцев предлагает ограничиться такими ответами: говорится «ЛЕФ”, а пишется ЛЕ–В, потому что ЛЬ– ВЫ (это слово тоже надо написать), говорится КАТЁНОК”, а пишется КО–ТЁ–НО–К, потому что КО–Т (напишите слово). Постепенно, благодаря проговариванию и показу, ребёнок осваивает механизм проверки. Дошкольнику достаточно сказать, как произносится и как пишется слово, и обязательно показать правильное написание. Таким образом, ребёнок приобретает умение грамотно писать и тренирует свою зрительную память.

«Складовый принцип” обучения чтению очень интересен и эффективен. Ребёнку не нужно разбивать слова на слоги, и это очень важно. Слогов очень много, и не всегда их можно выделить безошибочно, с этим и у взрослых возникают проблемы.

Достоинством методики является включение в работу всех каналов восприятия информации, кроме обоняния, и ребёнок выбирать любой. Например, визуалы любят рассматривать кубики, буквы – трогать, крутить в руках, аудиалы – слушать и проговаривать (пропевать).

Некоторые учителя считают, дети, обученные чтению по методике Зайцева, впоследствии испытывают трудности в разборе слов по составу. Вследствие этого, утверждают скептики, дети затрудняются найти орфограммы, а раз они их не видят, не чувствуют, то и пишут с ошибками.

На карточках пишутся названия находящихся в комнате предметов: шкаф, стол, кровать, ковёр, дверь, окно. Карточки прикрепить скотчем к этим предметам. Регулярно нужно обращать внимание ребёнка на эти таблички и читать ему то, что на них написано. Малыш скоро запомнит, что такое-то слово означает «шкаф”, а такое-то «стол”. Произойдёт это, конечно, потому, что табличка, на которой оно написано, прикреплена к шкафу или к столу, а не потому, что он сумел прочесть это слово. Картинки нужны не для того, чтобы он научился их читать, а для того, чтобы подготовить ребёнка к чтению.

Чтение развивает мышление, речь и память. Поток информации о методиках педагогов-новаторов – Глена Домана, Сесиль Лупан, Зайцева и других – заставляет искать пути эффективного и быстрого обучения ребёнка. О.Жукова предлагает учить детей читать легко, без «чадомучения” в виде запретов на сладкое и удовольствия беззаботно погулять на улице. Её система придумана для любопытных детей и терпеливых любящих родителей и педагогов. В чём отличия этой системы обучения детей чтению? Последовательность изучения букв отличается от традиционной. Обычно при составлении букваря используется принцип «частности” буквы. Последовательность ознакомления с буквами строится от самой частотной (то есть чаще всего встречающейся буквы ) к наименее частотной. Составляя свой букварь О.Жукова придерживалась последовательности формирования звуков речи в процессе освоения ребёнком родного языка. Вспомните, какие звуки составляют звуковую основу речи малыша: это гласные и так называемые звуки видимой, простой артикуляции – м, п, б, д и т.д. Именно эти звуки составляют первые слова малыша: мама, папа, баба, деда, дать. В этом букваре, передающие звуки сложной артикуляции (ш,ж,щ,ч,ц,р,л), появляются позже. Такой принцип позволяет начать обучение чтению в младшем дошкольном возрасте.

Предлагая начать обучение чтению в дошкольном возрасте, О.Жукова говорит об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Поддерживая в ребёнке желание заниматься, кроме букваря нужно запастись игровыми пособиями, готовыми или сделанными своими руками, которые позволят разнообразить занятия: магнитные буквы, рамка-вкладыш «Алфавит”. «волшебный” экран, слоговые таблицы.

Чем интересна методика О.Жуковой? Это простые, понятные и конкретные рекомендации, для выполнения которых не требуется больших денежных затрат. Вы не будете связаны с необходимостью подыскивать свободное время и помещение для специальных занятий.

Основой обучения грамоте в нашей стране является звуковой аналитико-синтетический метод, разработанный Д.Б.Элькониным и доработанный Л.Е.Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста. Этот метод требует добуквенного, чисто звукового периода обучения.

И всё-таки, по какой системе лучше всего учить ребёнка читать? И стоит ли обучать ребёнка чтению с раннего дошкольного возраста или с рождения? Безусловно, авторы и последователи будут утверждать, что именно их способ обучения чтению уникален и стопроцентно эффективен в отличие от других. Некоторые родители впадают в крайность, постоянно экспериментируя то с карточками Домана, то с кубиками Зайцева, то забрасывают все пособия на антресоли. К выбору методики стоит относиться критически. Желательно заранее подробно ознакомиться сразу с несколькими вариантами.

В принципе, идеальных систем не существует, поэтому из каждой нужно выбирать то, что больше всего подходит ребёнку и приемлемо для вас самих.

Конспект занятия по обучению грамоте

Программное содержание:

  1. Совершенствовать навык проведения звукового анализа слов, упражнять в различении гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких.
  2. Уточнять и закреплять знание букв алфавита, правильное их название.
  3. Развивать у детей логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, память, самостоятельность в выполнении заданий.
  4. Фонематические представления: называть слова с заданными звуками, определять место звука в слове.
  5. Учить подбирать слова по заданной схеме, их чтению, чтению слов на карточках.
  6. Воспитывать чувство добра и взаимопомощи, отзывчивости к чужим несчастьям.

Предварительная работа:

  1. Занятия в кружке «АБВГДейка”.
  2. Занятия по обучению грамоте.
  3. Настольно-печатные игры: «Печатная азбука”, «Сложи и прочитай”, «Отгадай слово”.
  4. Работа с логопедом.
  5. Индивидуальные занятия.

Материал: письмо, наборное полотно, сигналы, карточки со словами, карточки-лепестки со слогами, картинки на определение местоположения звука в слове.

Ход занятия

Дети заходят в зал, собираются вокруг воспитателя, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад почтальон принёс письмо. Давайте я вам его прочту:

«Дорогие ребята! В нашей лесной школе случилась беда. Злой Гном испортил «Азбуку” и теперь мы не можем научить наших малышей читать. Помогите нам, пожалуйста!”

Дети, вы готовы помочь нашим лесным друзьям?

Дети: Да!

Воспитатель: Я так и знала! Вы очень добрые и дружные дети, и поэтому мы обязательно справимся с заданиями, которые нам приготовил Гном и восстановим «Азбуку”. За каждое выполненное задание Гном нам будет возвращать по одной букве.

Итак, мы отправляемся в путь к друзьям. Но, как же быть? Ведь к нам пришли гости! Давайте возьмем их с собой.

(Дети и воспитатель приглашают гостей и вместе отправляются в путь)

Дети садятся за столы.

Воспитатель: А вот и первое задание, а справиться с ним нам помогут ваша дружба, знания и умения.

Звуковой анализ слова ЛИСА (на доске и на местах)

Вопросы: Сколько слогов в слове ЛИСА?

Сколько всего звуков?

Назовите их (л, и, с, а)

Сколько гласных? Назови их! (и, а)

Сколько согласных? Твёрдых, мягких? Назови их.

Чем отличаются гласные от согласных?

Дети:

Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Какой ударный гласный?

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием и вот первая буква в награду. (Воспитатель показывает букву «А”).

Вопросы: Что вы можете сказать о букве «А”?

Дети: это буква-домик в нём живёт гласный звук «а”.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовил Гном.

Воспитатель читает: придумайте слова, которые начинаются на звук «л”.

Внимательно рассмотрите картинки и покажите местоположение звука «л” в словах (работа с сигналами).

Составьте предложение со словом «лиса”.

Вопросы: Сколько слов в твоём предложении?

Назови их.

Умницы! Получите ещё одну букву.

(Воспитатель вручает букву «Д”)

Вопросы: Что это за буква?

Какие звуки живут в домике-букве «Д”?

Ребята, вставайте парами мы пойдём дальше, чтобы выполнить следующее задание. (Дети встают парами и подходят к ковру, где разложены карточки с написанными словами с пропущенными гласными или согласными буквами в виде моста через реку)

Дети вставляют пропущенные буквы, читают слова и попадают в лес.

ФИЗМИНУТКА

В старом дереве дупло,это домик буквы О,
Рядом с нею на суку притаилась буква У,
В гости к ним издалека прибежала буква А,
Буквы стали веселиться, и смеяться, и кружиться.

Дети садятся на пенёчки-стульчики (звучит пение птиц).

Воспитатель читает следующее задание:

«Вы вернёте ещё по одной букве, если прочитаете слова на карточках и расскажете о животных, которые живут в этом лесу.

Дети читают поочерёдно слова и рассказывают о животном.(Волк, лиса, ёж, медведь, заяц, белка, лось, олень)

Воспитатель: А вот и лесная школа. Смотрите на фланелеграф, Гном выложил схему. Вам необходимо подобрать слова по заданной схеме и написать их буквами. (Выкладывают буквами).

(Получают буквы, называют их).

Воспитатель: Ребята, Гном испортил не только «Азбуку”, но и цветы. Давайте соберём лепестки цветов к их серединкам, так чтобы получились слова.

Игра «собери цветок”.

(Дети собирают цветы, читают слова).

Гном загадал вам загадку. Послушайте её внимательно.

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
А называется всё – …

(Алфавит)

Да, конечно же, это алфавит.
Вопросы: Из чего состоит алфавит?
Сколько букв в алфавите?
Чем отличаются буквы от звуков?

(Воспитатель вручает букву).

Воспитатель: Вот мы и вернули часть букв из «Азбуки”. А те, которые совсем испорчены, мы должны отремонтировать. Подойдите к пенёчкам и наклейте буквы. Дети конструируют буквы из элементов (элементы из самоклеющейся плёнки).

Воспитатель собирает страницы книги.

Входит белочка с корзинкой печенья (грибов и орешков). Дети дарят «Азбуку”, а белочка благодарит их за помощь и вручает гостинцы.

Ребёнок читает стихотворение:
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти”.
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо ждать,
Не надо звать,
А можно взять и прочитать.

Воспитатель: Ребята, мы помогли лесным друзьям, теперь пришла пора возвращаться в детский сад, нас ждут новые интересные дела.

Оптимальным периодом для знакомства с буквами и обучения чтению по слогам считается возраст от 5 до 6 лет. Если алфавит ребенок усваивает без особых проблем, то второй шаг — складывание букв в слоги — чаще всего является весьма затруднительным. Он требует усидчивости, внимания и помощи родителей. Как научить ребенка читать по слогам, какие методики можно использовать в домашних условиях, расскажем в нашей статье.

Алгоритм обучения ребенка чтению по слогам

План действий можно разбить на 3 шага:

  1. Знакомство с алфавитом.

Этот этап начинайте с 2-3 лет. Он не вызывает затруднений у детей, буквы запоминаются и заучиваются легко.

Advertisement

  1. Складывание слогов.

Требует от ребенка понимания звуков, а не букв. Раньше, чем 4-5 лет, к этому этапу приступать не нужно. Если складывание слогов из согласных и гласных дается тяжело, отбивает охоту к чтению, предложите малышу спеть вместе пару гласных. Например, АУ, ЭУ…

  1. Слитное чтение нескольких слогов.

Если ребенок хорошо усвоить слияние букв в слоги. Перейти к чтению простых слов будет несложно.

Таким образом, основным и самым сложным шагом для дошкольников будет 2 этап обучения чтению. Ему уделяйте больше времени, занятия проводите регулярно, чтобы навык не терялся. В помощь себе и ребенку выберите одну из признанных в педагогическом сообществе методик обучения слоговому чтению, представленных ниже.

Букварь Жуковой

В основу своей методики Надежда Жукова положила обучение складыванию слогов. Чтение простых слов начинает уже с третьего урока. Перед началом обучения дети должны быть знакомы с алфавитом, хотя все буквы учить сразу не нужно. На первых порах достаточно информировать ребенка о гласных, объяснить, что их поют.

Акцентируйте внимание на следующих моментах:

  • Ребенок должен помогать себе пальчиками.

В букваре Н.Жуковой есть специальные дорожки для соединения букв в слоги. По ним нужно вести пальцами и тянуть первый звук, соединяя его в конце бега со вторым звуком. Так ребенок визуализирует процесс чтения.

  • Обращайте внимание на артикуляцию.

Первый звук протяжный, второй — короткий.

  • Следите, чтобы малыш не разъединял звуки.

Например, ПэА вместо ПАААА. Произносить нужно не буквы, а звуки. Это может занять много времени, но обучение звукопроизношению является основой чтения.

  • В процессе урока давайте малышу дополнительные задания.

Подсчитай, сколько звуков ты прочитал? А сколько в этом слове букв? Какой звук первый, какой второй?

Advertisement

Не забывайте о личном примере. Читайте с ребенком вместе, одновременно, по очереди и друг за другом.

Видео обучение ребенка читать по слогам

Методика Бахтиной

Подходит для детей раннего возраста (с 3-4 лет), которые освоили метод беглого узнавания букв. Обучение по Бахтиной основывается на сочетаниях одной гласной с разными согласными. Например, сегодня вы знакомите ребенка с тем, как буква А подружилась с согласной М. Читаем МА, затем с Г — ГА и так далее. Для одного дня достаточно пары согласных. На следующем уроке действуйте по такой же схеме, не забывая повторить материал прошлого занятия.

Для уроков используйте самодельные карточки или купите демонстрационный материал в магазине. Практикуйте каждый день, но ориентируйтесь на индивидуальный темп приобретения навыка чтения малышом.

Чтение по складам

Подходит для детей, которым трудно складывать слоги, читающих буквы отдельно друг от друга. Для занятий родителям нужно подготовить следующий раздаточный материал:

  • Выписать в столбик на отдельный листочек все гласные.

Ребенок должен произносить их бегло. На этой уйдет 1-3 занятия.

  • Сделать еще одну карточку, присоединив к гласным одну согласную. Например, СА, СО, СУ и т.д. Слоги пишутся так же столбиком.
  • Приготовить на будущее карточки со слогами (использовать все согласные).

Когда материал готов, можно начинать учиться. Стройте процесс обучения так. Сначала отрабатывайте легкое узнавание и произношение гласных, затем читайте слоги с одной согласной, после хорошего усвоения материала с другой и так далее. Читать слоги нужно сверху вниз, через один, снизу вверх, слева направо, только первые на нескольких карточках и так далее. Это помогает автоматизировать навык.

После усвоения умения прочтения всех слогов переходите к складыванию простых слов. Если ребенок отказывается учиться, придумывайте игры с куклами, возьмите в помощь кубики Зайцева, показывайте пример сами. Занимайтесь каждый день по 7-15 минут, не больше. Большие перерывы между уроками делать нельзя, максимум 1-2 дня в неделю, иначе навык быстро потеряется, усилия будут потрачены зря.

Advertisement Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Виктория Мелентьева
Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №56»

«АБВГДейка»

Мелентьева Виктория Андреевна

воспитатель

«Раннее обучение чтению детей дошкольного возраста АБВГДейка»

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

(С. Я. Маршак)

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Психологи считают, что в 4 — 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 — 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, задача педагога придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно,имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

— читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение — это одна из разновидностей речи (письменная);

— читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

— чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

— многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

— чтение — это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни,взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Исходя из изложенных выше позиций, мной было разработано содержание курса занятий рассчитанных на двухлетний срок обучения (1-й год обучения — для детей 4-5 лет; 2-й год обучения для детей 5-6 лет) чтению в игровой форме.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Из опыта своей работы могу сказать, что некоторые дети так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. С такими детьми нужна дополнительная работа.

Считаю, главной задачей своей работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, тогда ставлю новую задачу запомнить знак, которым записывается на письме данный звук.Для более легкого запоминания графических элементов — букв в своей работе использую следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Стараюсь обучить чтению на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время провожу и целенаправленную работу по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Целью данной Программы Создание условий для осмысленного и осознанного обучения детей чтению в игровой форме.

Для реализации поставленной цели определены следующие:

Задачи Программы:

— Способствовать развитию умения работать с полным составом звуков и букв русского языка.

— Создавать условия для аналитико-синтетическому слияния слоговых сочетаний – чтению.

— Способствовать развитию мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

— Создавать условия для применения полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.

— Способствовать развитию воспитания культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Процесс обучения чтениюстроится на общедидактических и специфических принципах:

— принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

— принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

— принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.

Обучение чтению при возрастных особенностях для детей от (4-5 лет):

— подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

— учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

— запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения – слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме,которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние – «чтение» слога

К концу первого года обучениядети приобретают умения:

читать слоги:

сочетание двух гласных;

сочетание гласного с согласным в обратном слоге;

сочетание согласного с гласным в прямом слоге;

односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);

двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;

понимать прочитанное.

К концу второго года обучениядети приобретают умения:

читать односложные слова со стечением согласных;

простое двусоставное предложение без предлога;

простое предложение с предлогом;

доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);

отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;

Принципы построения программы:

— учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

— положительная оценка любого достижения ребенка

— проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

— занимательность

— наглядность

Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т. д.)

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми являются (занятия, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

— от 4-5 лет – 2 раза в неделю по 20 мин

— от 5-6 — 2 раза в неделю по 30 мин

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Структура занятия

Задание «Произнеси звук»

Задание «Опиши звук».

Игра — «Поймай звук»

Пальчиковая гимнастика

Игра «Кто дольше протянет звук»

Игра «Составь букву»

Рефлексия

Всего 72 занятия 32 часа в год.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Месяц № п/п Тема занятия Цель занятия Навыки чтения

ноябрь 1 «Знакомство: Слыш» развитие речевого и фонематического слуха дошкольников Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям

2 «Встреча Слыша и Буковки» совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

3 «Звук и буква «А»»

знакомство дошкольников с буквой «А» развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

4 «Звук и буква «У»» формирование у детей стойких представлений о букве «У».

5 «Сочетание «АУ»» развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний Чтение сочетания «АУ»

6 «Сочетание «УА»» Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза Синтез звуков и

7 «Звук и буква «О»» знакомство со звуком и буквой «О», совершенствование артикуляционной моторики

развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

8 «Звук и буква «И»» совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

9 «Сочетание «ИА»» развитие умений звуко — слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук

Синтез звуков и

Декабрь

10 «Звук и буква «Ы»» познакомить дошкольников с буквой «Ы» Развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков

11 «Звук и буква «Э» сформировать представления у детей о звуке и букве «Э»

12 «Звуки и , буква «М»»

научить дошкольников правильному произношению звуков и , различению буквы «М» Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм

Чтение слов: ум, мама, мимо, му-му

13 «Звуки и , буква «Б»»

сформировать представления дошкольников о звуках и , познакомить с буквой «Б»

Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би

Чтение слов: бум, бом, бам, бим

14 «Звуки и , буква «П»»

сформировать представления у детей о звуках и , их графическим обозначением

Чтение слогов: ап, оп, уп, ып, эп, ип.

Чтение слов: папа, пума, пимы

15 «Звуки и , буква «Ф»»

познакомить дошкольников со звуками и , с обозначаемой их буквой «Ф».

Чтении слогов: фа, фо, фу, фы, фэ, фи

Чтение слов: Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

16 «Звуки и , буква «В»»

научить дошкольников различению звуков и , познакомить с соответствующей буквой «В»Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

Синтез слов: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

17 «Звуки и , буква «Т»»

Чтение слов:: боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти

январь 18 «Звуки и , буква «Д»»

обучить детей различению звуков и , сформировать представления о букве «Д».

Чтение слогов: да, до, ду, ды, дэ, ди

Чтение слов: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

19 «Звук , и буква «Н»»

познакомить дошкольников со звуками и , буквой «Н»Синтез слогов: ан, он, ун, ын, эн, ин

Синтез слов: Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман

20 «Звуки и , буква «К»»

сформировать представления о звуках и , букве «К» Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик

Чтение слов: Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника

21 «Звуки и , буква «Г»»

научить детей различению звуков и , закрепить представления о букве «Г»Синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги

Синтез слов: гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

февраль 22 «Звуки и , буква «X»»

познакомить дошкольников со звуками и , с их графическим обозначением – буквой «Х» Чтение слогов: ах, ох, ух, эх, ых, их

Чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

23 «Звуки и , буква «С»»

сформировать представления детей о звуках и , об их графическом символе — букве «С»Синтез слогов: са, со, су, сы, сэ, си

Чтение слов: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси

24 «Звуки и , буква «3»

познакомить дошкольников с новыми звуками и , обозначаемой их буквой – «З» Чтение слогов: за, зу зо, зы, зэ, зи

Чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина

25 «Звук и буква «Ш»»

сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш»Синтез слогов: ша, шу, шо, шэ, ши

Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши

26 «Звук и буква «Ж»»

сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».

Чтение слогов: жа, жу, жо, жи, жэ

Синтез слов: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди

27 «Звук и буква «Ч»»

научить дошкольников верному произношению звука , синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук Чтение слогов: ач, оч, уч, эч, ич

Чтение слов: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

28 «Звук и буква «Ц»»

познакомить детей со звуком и буквой «Ц»Синтез слогов: ац, оц, уц, эц, ыц, иц

Синтез слов: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица

29 «Звук и буква «Щ»»

научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» Чтение слогов: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

Чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

30 «Звуки и , буква «Л»»

познакомить детей со звуками и , обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» Чтение слогов: ал, ул, ол, эл, ыл, ил

Чтение слов: лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш

март 31 «Звуки и , буква «Р»»

обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки и Синтез слогов: ра, ро, ру, ры, рэ, ри

Синтез слов: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск

32 «Звук и буква «Й»»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» Чтение слогов: ай, ой, уй, эй, ый, ий

Чтение слов: дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

Буква «Е» познакомить детей со звуком и буквой «Е» Буква для чтения: «Е»

Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.

34 Буква «Ё» познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё» Буква для чтения: «Ё»

Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.

35 Буквы «Я»

сформировать представления у детей о звуке и букве «Я»Буква: «Я»

Чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно,

няня, ястреб.

36 Буква «Ю» научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук. Буква для чтения: «Ю»

Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.

37 «Буквы и «

сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах и Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь

Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела

38 Обобщающее занятие закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения Чтение слов и коротких фраз.

Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *