Курочка ряба автор сказки

Начало не моё, слизано у подружки-БэбиРужки…

Все мы читаем сказку «Курочка Ряба» детям в обработке Успенского:
Обрезанный-переписанный вариант сказки «Курочка» — «Курочка Ряба»
* Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка Ряба яичко, да не простое яичко — золотое.
Дед бил яичко — не разбил.
Баба била яичко — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба, а курочка Ряба им куд-кудахчет:

— «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу я вам новое яичко, но не золотое, а простое!».

Но мало кто знает, как она выглядит в оригинале. Текст может вызвать некоторое недоумение и может даже шок. Потому что дед с бабой не собирались разбивать яйцо, а поставили его в кут, чтобы курица его высидела, но из-за мышки яйцо чуть треснуло (не разбилось), но даже из-за этого происходит катастрофа: вода стала кровью, поп и дочка покончили жизнь самоубийством, все побросали свои дела и начали убиваться с горя.
Из Википедии:
Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него Мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе древних славян, прибалтийских финнов, греков, у жителей китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.
Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.
По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, — сказка содержит в себе космогоническую модель Мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном — разрушительном.
—-
Теперь народные версии сказки
«Курочка»
А. Афанасьева, из сборника «Народные Русские сказки» №70-71
№70
Жили-были старик со старухою. И была у них курочка-тартарушка.
Снесла курочка-тартарушка яичко в куте под окошком — яичко: пестро, востро, костяно, мудрено!
Положила баба яичко на полочку.
Мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Идет мимо послушница просвирня, несёт поднос с просвирами, и спрашивает деда с бабой: «От чего вы так плачите?».
Дед с бабой ей и отвечают: «Как нам просвирня не плакать? Снесла курочка-татарушка яичко в куте под окошком — яичко: пестро, востро, костяно, мудрено!
Положила баба яичко на полочку.
Мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.». Послушница просвирня как услыхала про такое горе — поднос с просвирами на землю бросила и все просвиры изломала и потоптала.
Подходит к послушнице просвирне дьячок и спрашивает её: «Зачем ты все просвиры изломала и потоптала?»
Послушница просвирня ему и пересказала все горе: «Шла я мимо деда с бабой. Снесла у них курочка-татарушка яичко в куте под окошком — яичко: пестро, востро, костяно, мудрено!
Положила баба яичко на полочку.
Мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Дьячок как услыхал про такое горе — побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идет мимо поп и спрашивает дьячка: «Зачем ты колокола перебил?» Дьячок пересказал все горе попу: «Шёл я мимо просвирни. Просвирня была у деда с бабой. Снесла у них курочка-татарушка яичко в куте под окошком — яичко: пестро, востро, костяно, мудрено!
Положила баба яичко на полочку.
Мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Поп как услыхал про такое горе — побежал в церковь, все книги изорвал!
—-
№71
Как у нашей бабушки в задворенке была курочка-рябушечка.
Посадила курочка-рябушечка яичушко, с полки на полку, с осиновое дупёлко, в кут под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула — яичко приломала!
Об этом яичке строй нищих и калек стал плакать, баба рыдать, ве(ев)реи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть.
Сор под порогом закурился, двери побутусились, тын рассыпался.
Поповы дочери шли с водою, увидали какое горе случилось — ушат приломали, попадье сказали: «Ничего ты не знаешь, матушка! Ведь у бабушки в задворенке была курочка-рябушечка. Посадила курочка яичушко, с полки на полку, в осиновое дупёлко, в кут под лавку. Мышка бежала, Хвостом вернула — Яичко приломала! Об этом яичке строй нищих и калек стал плакать, баба рыдать, ве(ев)реи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом закурился, двери побутусились, тын рассыпался. Мы шли с водою — ушат приломали!». Попадья квашню месила — все тесто по полу разметала.
Пошла попадья в церковь, попу сказала: «Ничего ты поп не знаешь… Ведь у бабушки в задворенке была курочка-рябушечка. Посадила курочка яичушко, с полки на полку, в осиновое дупёлко, в кут под лавку. Мышка бежала, Хвостом вернула — Яичко приломала! Об этом яичке строй нищих и калек стал плакать, баба рыдать, ве(ев)реи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом закурился, двери побутусились, тын рассыпался. Наши дочери шли с водой — ушат приломали, мне сказали. Я тесто месила — все тесто разметала!». Поп стал книгу рвать — всю по полу разметал!
—-
«Дорогое яичко»
Сказки Саратовской области. Саратов, 1937г.
Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.
Попова дочь за водой пошла, увидала горе великое, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?». Она рассказывает: «Какое на меня горе, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!». Попадья с горя и выкинула пироги за окошко.

Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка-рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!». Поп разбёгся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
—-
«Про курочку Рябу»
Манжура И. И. Сказки, пословицы и т. п. записанные в Екатеринославской и Харьковской губ. Сборник Харьковского филологического общества. Т. 3, вып. 2 Харьков. 1890г.
Був соби дид та баба, а у йих — курочка Ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять.
Стоит дуб: «Двери, двери, що вы рыпите?».
— «Поспускай гилля, так скажу».
Дуб и поспускав гилля…
— «Як же, кажуть, нам не рыпыты: Був соби дид та баба, а у йих — курочка Ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав.».
Иде баран воды пыты: «Дубе, дубе, що ты гилля поспускав?».
— «Збый соби рогы, так скажу.».
Вин взяв и позбывав.
— «Як же мени не поспускаты: Був соби дид та баба, а у йих — курочка Ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля позбивав.
Баран рогы збыв.».
Прийшов баран до рички: «Баран, баран, щ ты рогы позбывав?».
— «А стань кривяною, так скажу.».
Ричка кривяною стала.
— «Як же мени рогы не позбываты: Був соби дид та баба, а у йих — курочка Ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче. Соломь яни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Ричка кривяною стала.».
Приходе до рички попова дивка тарилок баныты: «Ричка, ричка, чого ты кривяною стала?».
— «А побый отту посуду, так скажу.».
Дивка и побыла.
— «Як же, каже, мени кривяною не статы: Був соби дид та баба, а у йих — курочка Ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Ричка кривяною стала. Дивка посуду побыла.».
Прийшла дивка до дому, а попадя саме дижу ученила: «Чого ты, пыта, посуду побыла?».
— «А поразкыдайте цю розчыну по хати, так скажу.».
Поразкыдала попаддя розчыну, дивка и каже: «Як же мени не побыты: Був соби дид та баба, а у йих — курочка Ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Ричка кривяною стала. Дивка посуду побыла. Попаддя розчыну по хати поразкыдала.».
Приходе пип: «Що це ты наробыла?».
«А одриж косу, так скажу.
Пип узяв, так и одризав.
— «Як же мени не розкыдаты: Був соби дид та баба, а у йих — курочка Ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Матушка розчыну по хати порозкыдала. Пип косу одризав.».
—-
«Дид и Баба»
М. Борисполь, Переяславского у., Полтавской губ. Чубинский. Труды этнографически-статистической экспедиции в Зап.-Руск. край. М-лы и исл-ия, собранные Чубинским. Т.2 Малорусская сказка. СПб. 1878г. отд. 1, 2
Полтавская обл.
Був соби дид и баба
Мали соби курочку-рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Полетила сорока, сила на дубочку.
Питае дуб сороки: «Чого ты стрекочешь?».
— «Ей дубе, дубе. Коли б ты знав, то б и листья попускав:
Був соби дид и баба
Мали соби курочку-рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче
Дуб листье поопускав.».
Прийшов бычок.
Бычок питае: «Чого ты листья поопускав?».
— «Як бы ты знав, то ты б и рыужки позбывав:
Був соби дид и баба
Мали соби курочку-рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
бычок рыужки позбывав.».
Пошел бычок до воды.
Вода питае: «Чого ты рыужки позбивав?».
— «Ей водо, водо, як бы ты знала, то ты б кровавою стала:
Був соби дид и баба
Мали соби курочку-рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
Бычок рыужки позбывав.
Вода кровью стала.».
Прийшла наймичка попова по воду: «Водо, водо, чого ты кровью стала?».
— «Дивко, дивко, як бы ты знала, то ты б и видра побыла:
Був соби дид и баба
Мали соби курочку-рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
Бычок рыужки позбывав.
Вода кровью стала.
Наймичка видра побыла.».
Пришла наймичка до дому.
Пыуп питае: «На що ты видра побыла?».
— «Ей попе, попе, як бы ты знав, то ты б усе з церквы повыкидав:
Був соби дид и баба
Мали соби курочку-рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.

Дуб листье поопускав,
Бычок рыужки позбывав.
Вода кровью стала.
Наймичка видра побыла.
Пыуп усе з церкви повыкидав.».
Прийшов пыуп до поподди.
Поподдя пытае: «Попе, попе, на що ты з церквы повыкыдав?».
— «Ой попаддя, попадя, як бы ты знала, то ты б проскуры повыкидав:
Був соби дид и баба
Мали соби курочку-рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
Бычок рыужки позбывав.
Вода кровью стала.
Наймичка видра побыла.
Пыуп усе з церкви повыкидав.
Попаддя проскурыц повыкидав.».
—-
Разберём привычную укороченную сказку по образам…
Жили-были дед да баба (образ человека – мужчины и женщины).
И была у них курочка Ряба (образ Высшей непознанной Силы).
Снесла курочка Ряба яичко золотое (образ земной жизни человека).
Дед бил-бил яичко, не разбил. Баба била-била яичко, не разбила (образ проживания своей жизни человеком: труд, празднования, болезни… — обычное житиё человека).
Положили яичко на полку (образ наступившей старости и немощности пожилого человека).
Бежала мимо мышка (образ приходящей Богини смерти за духом пожилого человека).
Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось (образ наступления смерти — Богиня смерти прервала земную жизнь человека и забрала его дух…).
Дед плачет. Баба плачет (образ человеческого страха перед неизвестностью после смерти).
А курочка Ряба кут-кудахчет: «не плачь дед, не плачь баба. Я вам снесу новое яичко, но не золотое, а простое» (обещание Высшей Силы человеку вечной жизни после смерти, что смерть — далеком не конец…).
Отсюда и выходит, что то золотое яичко, из-за которого все рыдали, внучка удавилась, дуб с себя листочки посшибал, и т. д. это драгоценная земная жизнь каждого человека, ибо пока мы живы, мы можем всё, а там, мы всего лишь духи ожидающее нового перерождения…
* Обратите внимание, я сказала не душа, а именно дух! Ибо человек это дух живущий в теле, а душа это обитель духа, т. е. местечко в которое помещён дух, — вспоминайте нашу русскую матрёшку: самая большая матрёшка — аура человека; меньшая матрёшка — биополе человека; меньшая матрёшка — физическое тело человека; ещё меньше матрёшка — астральное тело; ещё меньше — ментальное тело; ещё меньше — душа; и самая маленькая матрёшка — дух. Наши предки при помощи матрёшки объясняли своим детям конституцию строения человеческой сущности.
Другая интерпретация укороченного варианта сказки…
Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».
Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость, которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмёшь.
Простое яичко — это простая информация. Т. е. поскольку дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости, курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т. е. даст им простую информацию.
Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»…, и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.
Ну а смысл сказки полного варианта «Курочка», думаю объяснять не надо, и так всё ясно… ))
* На сказку «Курочка Ряба» существует до 50 интерпретаций.
—-

Сказка лож, да в ней намёк, кто познал – тому урок!

Всем добра и крепкого здравия!

Когда я встречаю сказки, которые читал в детстве, или мультфильмы отснятые по ним, то я замечаю, что сейчас они вызывают у меня множество различных мыслей и ассоциаций, которых в детстве не возникало. Например, если вспомнить слова кота Матроскина: «Усы, лапы и хвост — вот мои документы!» в детстве у меня вызывали улыбку и недоумение, мол какие могут быть документы у кота. А вот сейчас эта фраза заставляет меня задуматься об устройстве общества, что я представляю из себя в социуме, допустим без паспорта. Я считаю, что цель литературы в конечном счёте состоит в том, чтобы человек вольно (или невольно) учился ставить перед собой вопросы, а от нас требуется стараться на них ответить. Дети мыслят несколько по-другому, у них в голове слова не столь связаны со смыслом и значением, как у взрослых, а более с образами, желаниями, интересами. Та же сказка про курочку Рябу в детстве для меня была просто интересной за счет переживаний. Мне было жалко золотое яичко, которое разбила мышка, причем непонятно почему, потому что в детстве золото не представляется большой ценностью, скорее всего потому, что дед с бабкой плакали. Таким образом автор учит ребенка сострадание, развивает в нем нравственность. А потом появляется добрый персонаж курочка, который успокаивает деда с бабкой, а заодно и ребенка, избавляя его от бессонной ночи. Мне кажется, что на детей сказки воздействуют именно так. Сейчас же, если я пробую разобраться в этой сказке, то золотое яйцо мне представляется символом, допустим хорошей и спокойной жизни в мечтах человека, но если вдруг она наступит, то рано или поздно часто случается такое, что нечто (какая-то мышка-норушка) толкает его ее испортить, например алкоголь, измены супругам, воровство и т.д., наконец когда хорошая жизнь заканчивается, человек приходит в норму, начинается уже простая жизнь, даже если восстановить прежние условия хорошей жизни, она для него будет не более чем обыкновенной. Мораль я вижу так — нужно ценить то, что делает нашу жизнь лучше, даже если кажется, что это чудо или обман, необязательно лезть в атомный реактор по незнанию, а коли уж полез, то пеняй на себя и довольствуйся тем, что стало. Конечно другие люди по другому расшифруют смысл для себя, но как-бы-то ни было, не сомневаюсь, что он останется в положительном ключе, что несомненно и должно быть присуще детской сказке. Вот так вот разнятся взгляды ребёнка и взрослого человека, которых сочетает в себе один и тот же человек:)

Если спросить: «С чего начинается чтение сказок?», одни скажут: с «Курочки Рябы», другие — с «Репки».
Все мы выросли на упрощённом варианте курочки Рябы, а архетипическая русская сказка изначально звучала так:
«Жили-были дед да баба, у них была курочка Ряба. Снесла курочка яичко: пестр;, востр;, костян;, мудрен;; посадила яичко в осиновое дупёлко, в кут(1) под лавку. Мышка бежала, хвостом вернула, яичко приломала. Об этом яичке дед стал плакать, бабка рыдать, вереи(2) хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом зак;рился, двери побутусились(3), тын(4) рассыпался, верх на избе зашатался…А курочка Ряба им говорит: «Дед не плачь, бабка не рыдай, куры не летайте, ворота не скрипите, сор под порогом не закуривайся, тын не рассыпайся, верх на избе не шатайся — снесу вам еще яичко: пестр;, востр;, костян;, мудрен;, яичко непростое — золотое.»
(1. Кут — угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур. 2. Вереи — столбы, на которые навешивались ворота. 3. Побутусились — выпятились, выгнулись, распузатились. 4. Тын — деревянный сплошной забор, частокол.)
По приведённому тексту видно, что произошло упрощение сюжета и изменение концовки ( в изначальном варианте сказки сначала было яичко простое, затем золотое).
И ещё. Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в славянском фольклоре, в фольклоре балтийских народов, таджиков, калмыков, абхазов, вепсов, карелов, турок, румын, венгров и даже у жителей Сардинии. Вот такая география.
Считается, сюжет «Курочки Рябы» содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца, судя по представлениям славян, финнов, древних греков, жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и. т. д., возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, и т. п.).
А сейчас эту сказку трактуют особо. Например, Зинкевич-Евстигнеева в книге «Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии», (СПб.: «Златоуст», 1998) рассуждает так:
«Сказкой про Курочку Рябу можно аргументировать мысль о том, что бывает с теми, кто не ценит своего шанса и использует стереотипные действия по отношению к нестандартным явлениям. Дед и Баба, вместо того чтобы исследовать Золотое Яйцо, не отнеслись к нему бережно – колотили по его драгоценной скорлупе, по той же схеме, по которой обращались с простыми яйцами. В результате – ни Золотого Яйца, ни содержимого обычного яйца они не получили. Также сказкой про золотоносную курочку можно проиллюстрировать идею о том, что любое желание человека, осознанное или неосознанное, обязательно исполнится. Поэтому нужно быть очень осторожным и внимательным к своим желаниям. Желание Деда и Бабки разбить яйцо осуществилось. Инструментом реализации желания явилась Мышь. История Курочки Рябы также подтверждает мысль о том, что к «божественному подарку” нужно быть готовым, иначе невозможно использовать его по назначению”.
Так какой же смысл в сказке о курочке Рябе?
Вариантов сказки «Курочка Ряба» много. Кому любопытно, можно заглянуть сюда http://ru.wikisource.org/wiki/
Интересный факт. В 20-е гг. ХХ сказку «Курочка Ряба» пытались запретить. Мотивировка была следующей:
Главлит обращает внимание Коллегии Наркомпроса на противоречия, наблюдаемые в оценке детской литературы Комиссией по книге при Главсоцвосе и Деткомиссией при ГУСе. Так, например, Деткомиссия при ГУСе высказывается против напечатания «Курочки Рябы», в то время, когда Комиссия при Главсоцвосе, наоборот, включает эту сказку в список «состоящей из лучшей», по словам Комиссии, одобренной литературы по темам ГУСа. Эти противоречия в оценке со стороны двух комиссий Наркомпроса затрудняют работу Главлита, о чем и доводим до Вашего сведения»
А. В. Луначарский, возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом:
«Сказка «Курочка Ряба» помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».
Авторский сайт Елены Янге http://eyange.ru/

Как-то попалось в сети обсуждение на тему, если ли вообще смысл в сказке о Курочке Рябе, и если есть, то какой? Сидят взрослые люди, и задают себе вопросы о смысле сказки, врезавшейся в память с детсадовского возраста… В детстве мы особо об этом не задумывались, но сказку запомнили накрепко. Я тоже задавалась этим вопросом, в сказках есть внутренняя логика, и обязательно должен быть смысл — случайный сюжет не сохранился бы в течении веков, а может быть, и тысячелетий.
* * *
Существует множество мнений относительно этой сказки — от того, что «Сказка о курочке Рябе» вообще не имеет ни смысла, ни логики, до подробного разбора мифопоэтического содержания в работах исследователей фольклора и мифологии. Мне встретилось даже мнение, что это память о космической катастрофе, произошедшей много тысячелетий назад (удар о Землю космического тела, и т.п.).
Я считаю, что в сказках отображается реальность высокого порядка, духовная традиция, которую люди должны были усваивать с детства, и случайных, или просто исторических сюжетов в волшебной сказке быть не может, она строится на основе наиболее значимых архетипов.
Волшебные сказки обладают смыслом несомненно. Были сказки — обрядовые тексты (отсюда многочисленные повторы, определенная структура), были календарные сказки, которые рассказывали в определенные периоды времени, или связанные с традиционными праздниками. Сказки — осколки некогда целостной Традиции, представлений о законах Вселенной, и смысл имеют глубинный и концептуальный.
Попробую «разобрать по косточкам» сказку, которую мы помним с самого раннего детства, но смысл её для нас был темен, так же, как и для наших родителей… Это лишь моя версия толкования сюжета этой сказки для самых маленьких. 🙂
Жили-были Дед и Баба… И была у них курочка Ряба.
Дед и Баба здесь — предки вообще, «деды». В беларусском языке предков называют «дзяды», есть и специальные обрядовые дни поминовения усопших предков, которые так и называются — Дзяды. Скорее всего, в сказке имеется в виду не столько возраст героев, сколько их значение, как отдаленных Первопредков.
В сказке даже не оговаривается типичное сказочное место и время — «в некотором царстве, в некотором государстве», «при царе Горохе», «давным-давно»… Зачин очень простой: «жили-были»… И всё. Мне видится, что это не случайность, так как сказочные формулы обычно соблюдаются строго и последовательно. Скорее всего, Дед и Баба (предки) жили в начале времен (возможно, в Золотом веке), когда царства ещё не существовали, а сказка описывает значимое мифическое событие катастрофического характера, определившее в дальнейшем судьбу людей.
Однажды Курочка Ряба снесла яичко, да не простое, а золотое.
В некоторых вариантах сказки яйцо не золотое, а пёстрое (что для куриного яйца тоже необычно, то есть, яйцо в любом случае необыкновенное, волшебное). Здесь надо остановиться немного подробнее. У многих народов мира имеются предания о Сотворении мира из яйца. Эта древнейшая мифологема сотворения мира известна, к примеру, у египтян: в египетском мифе мир возникает из яйца, которое снесла на холме, выросшем посреди первичного океана, священная птица Бену (Феникс). Таких примеров можно привести множество.
Часто в этих мифах, как и в нашей сказке, мир творится с помощью разбивания первичного яйца богом, или богами.
Дед бил-бил, не разбил, Баба била-била — не разбила.
Именно этот момент вызывает наибольшие сомнения и самые разнообразные толкования у тех, кто задавался вопросом о смысле сюжета… казалось бы, зачем бить такое чудесное яйцо? И почему потом дед и баба плачут, когда яйцо было разбито? Словом, ничего не понятно… Разве что, можно сделать совершенно бытовое предположение, что дед с бабой собрались банально приготовить яичницу (из золотого яичка, да), а мышка разбила его совершенно бездарно, и яйцо разбилось на пол, а не в сковородку. Как тут не плакать. 🙂 А почему его было не сварить, не запечь? Ну, например. Зачем яйцо нужно было именно разбивать?
В поступке героев есть определенная логика. Напрашивается предположение, что Деды-предки решили сами творить мир. Стать, как боги… Но то, что дано богам, не дано людям. То, что они никак не могли разбить волшебное яйцо, прямо говорит слушателям сказки, что эта божественная задача людям не по силам. Пытаясь грубо разбить золотое яйцо, овладеть целостным божественным, надмирным знанием, тайной миротворения, нарушили предки Закон, вышли за пределы своей человеческой сущности. За что и поплатились, и плачут…
Моё предположение — это сказка-предостережение, которую требовалось усвоить чуть ли не с младенчества, что-то вроде предельно краткого изложения древнеславянского предания о «грехопадении», о том, как предки людей решили стать равными богам. И о том, что следует помнить о пределах смертного человека, чьё волепроявление ограничено природой преходящего мира, в котором он живёт. В некоторых вариантах сказки за разбиванием яйца следует цепочка несчастий, которые нарастают, как снежный ком — обычно в мифе о нарушении людьми некого космического порядка так и происходит, мир начинает рушиться, прорываются силы Хаоса, и благоденствие людей уничтожается, например, происходит первая смерть. В череде несчастий в одной из версий сказки упоминается, что «внучка с горя удавилась», огонь в печи пылает, изба ходит ходуном, грозя обрушиться (ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается ), и хаос распространяется дальше — поповны разливают воду, попадья опрокидывает квашню, поп рвёт священные книги.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, и разбилось.
Мышка — существо хтоническое, подземное. И наделенное волшебной силой Нижнего мира, превышающей человеческую — по крайней мере, именно в этой сказке. Мышка часто выступает в мифах посредником, вестником, в сказках — оказывает помощь человеку в критической ситуации, обладая знаниями о законах потустороннего мира, сообщает ему, как правильно поступить, или какие слова следует сказать.
В данном варианте, Мышка сыграла негативную роль, вмешавшись в процесс творения, после чего дед с бабой плачут — случилась катастрофа, в которой они оказались виноваты (преступив закон), и затем происходят упомянутые выше несчастья. Мышка выбегает из подпола, из Нижнего мира, происходит прорыв инфернального, уничтожающего стройный изначальный Замысел, и, возможно, изначальное Знание.
Дед плачет, Баба плачет. Не плачь, Дед, не плачь, Баба, — говорит им курочка — я снесу для вас новое яичко, не золотое, а простое.
Этот наименее катастрофичный вариант концовки о многом говорит, и он с точки зрения мифа совершенно логичен. Из-за ошибки предков Золотой век закончился, сознание затемнилось, и возник тот мир, в котором могут жить и действовать смертные люди.
Возможно, сказка о курочке Рябе имела и более развернутое повествование (сказка лишь часть мифа), с какими-то важными деталями, которые со временем были утрачены. Моя реконструкция не претендует на истинность, это лишь попытка истолкования смысла сказки, основанная на знании древней мифологии, и уверенности, что волшебная сказка обладала глубоким и важным значением, и рассказывалась не только для развлечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *