Куклы из войлока

Добрый день всем рукодельницам. Решила создать небольшой фотоотчет о создании куклы на каркасе в технике сухого валяния. Когда только начинала, было много вопросов как и что делать, как крепить, голову, руки, и как делать детали одежды, чтоб не использовать мокрое валяние, и разные другие тонкости. Набралась немного опыта, делюсь с вами. Не совсем мастер-класс, так как фото для такового маловато. Процесс разбираю на примере последней моей скульптуры «Лепрекона». Надеюсь кому-то информация станет полезной. Если что, не судите строго… надеюсь тапками не закидаете)))
Итак…
Для создания игрушки понадобилось приблизительно 150 грамм сливера, по 50 грамм коричневого, молочного, оливкового, бежевого, рыжего, немного красно-коричневого и белого, около 5 м, проволоки, 2 стразы черного цвета, клей супер-цемент, клей ПВА.

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Многие мастера используют для наполнения основы синтепон, я использую сливер (неокрашенная грубая шерсть, она намного дешевле цветной). Из сливера формируем приблизительный овал лица иглой № 36 до плотного состояния, после этого можно по болванке пройтись еще и 38 иглой для уплотнения волокон. После этого размечаем для себя зрительно, где будут находится глаза, делаем для них небольшие углубления подходящего размера и формы (кто-то предпочитает недовалять болванку и потом в процессе создания глазниц проваливать их внутрь, я предпочитаю основу довалять до состояния нерушимости))), а потом уже наращивать надбровные дуги, так больше гарантии, что и доваляно будет и пропорции лица сохранятся). Сначала полностью заполняю бежевым цветом лицевой участок (задняя часть не заполняется цветом, она еще будет наращиваться сливером до необходимой формы).
Формируем глазное яблоко, надбровные дуги, переносицу, при этом использую финишную звездочку, для проработки очень тонких деталей, таких как морщины и конечной обработки использую крученую № 40, после этой иглы почти не остается дырочек.

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Продолжаю формировать лицо постепенно добавляю объема в нужных местах (губы, подбородок, щеки) все части лица в процессе создания обрабатываю финишной 40, чтобы потом при шлифовке не поплыли черты лица, в итоге, по окончании работы с лицом финишная обработка нужна будет минимальная.

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Наращиваю нос, бородавку))) формирую затылочную часть и шею из сливера до естественных пропорций. Затылок также обрабатывается бежевой шерстью, сильно не шлифую, там еще будут волосы, правда не на всей голове, дедушка то лысенький)))

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Формирую ушки (для меня чуть ли не самая сложная деталь в скульптуре, деталь плоская, но делать нужно не на губке, а на руках, пальчики сразу дырявятся). Делала так: формировала из бежа овал Нужная часть овала наращивается дополнительно шерстью (формируется валик по краю уха), потом вогнутая часть уха вовремя обработки как бы на пальцах продавливается вглубь (как лепить), по краю вогнутого участка формируем валик. Со стороны крепления к голове оставляем необработанный край для приваливания к голове. Приваливаем ушки к голове. Ура))) голова готова)))

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Приступаем к формированию каркаса для туловища. К сожалению фото голого каркаса не сделала. Расскажу на словах. Отмериваем на глаз проволоку длиной с шею (эта часть уйдет в голову) Изгибаем на плечо, возвращаемся к шее, делаем второе плечо (если проволока тонка, то стоит сделать несколько повторов для прочности, не забываем шею и ту часть, которая будет внутри головы, от этого зависит устойчивость головы). Если руки без каркаса, как делала я, то на руку я проволоку не пускала, только плечевой участок сделала немного длиннее необходимого, чтобы потом на него как бы нанизать руку. Далее возвращаемся проволокой к шее и от нее делаем позвоночник (если тонкая проволока можно в несколько слоев, потом шерстью туловище, конечно уплотнится, но плотный каркас не помешает), на уровне бедер формируем как и плечи каркас для бедер и ног. Наращиваем объем сливером и начинаем обрабатывать цветной шерстью.

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Делаем туфли: сначала коричневым цветом на губке делаем подметку до каблука, сверху наращиваем молочным цветом верх туфля до середины стопы (так как внутрь нам нужно завести каркас стопы) Накладываем каркас на подметку продолжаем наращивать верх туфля до щиколотки, формируем каблук и задник, Пряжка формируется на губке из нескольких кусочков.

  • Поделиться

Открыть в полный размер

  • Поделиться

Открыть в полный размер

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Прорабатываются детали туловища, те участки, которые потом будут совсем недоступны (такие как горловина, подмышки, попа), стараюсь обработать окончательно.

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Крепим голову. В центре шеи толстой иглой проваливаем «тоннельчик» — место для проволоки, очень плотно сажаем голову, незаваляные участки шеи приваливаем к месту шеи на каркасе, очень хорошо обрабатываем сначала 36, 38 (чтоб уж точно крепко держалась), ну и потом уже красивости наводим 40 иглой. Делаем воротник, и все мелочи, которые будут под волосами.

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Формируем из бежевой шерсти кисти рук. Пальцы формируются из пряди шерсти обрабатываются по спирали (образуется колбаска, чтобы ее согнуть в нужном направлении, с внутренней стороны сгиба нужно обработать иглой, при этом сгибая заготовку пальца) В месте перехода пальца в ладонь оставляем необработанный участок шерсти. Делаем ногти и собираем пальцы в ладонь, наращивая постепенно в районе оставленных необработанных кончиков. Приваливаем большой палец. формируем кисть бежевой шерстью небольшой участок, который будет виден из манжета сюртука.

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Из сливера делаем основу для руки сразу изогнутой в локте, обрабатываем шерстью оливкового цвета, на сгибе локтя формируем складочки.
Манжеты. Делала сухим способом. Сначала шерсть оливкового цвета выложила на губке в два слоя площадью немного большего размера, чем необходимо, прошлась 36 иглой, потом на колене притерла ее ладонью для лучшего спрессовывания, потом финишной иглой под углом 45 градусов обрабатывала с обеих сторон (так волокна уходят как-бы внутрь полотнища), периодически притирала рукой на колене (больше не трение а как-бы вдавливание). В итоге получился довольно-таки крепкий кусочек полотнища, красно-коричневым цветом делала кусочек полотнища немного большего размера, так как она будет подгибаться внутрь. Потом, как в шитье, соединила два полотнища, с изнанки прошлась финишной иглой по длинному краю обработала аккуратно, вывернула на лицо, концы с другой стороны подвернула внутрь и аккуратно сваляла финишной, получился прямоугольник с одной стороны оливкового (изнанка) и кирпичного цвета. Изнаночной стороной нарушу соединила узкие части манжета, плотно сваляла шов, вывернула на лицо — манжет готов. Через плечо одеваем его на руку и аккуратно приваливаем.

Делаем в руке (часть которая будет крепится к плечу) толстой иглой дыру для каркаса, вводим каркас в отверстие и плотно приваливаем руку к туловищу, обрабатываем все огрехи, при необходимости наращиваем цветную шерсть. Аналогично поступаем со второй рукой.
Фалды сюртука валяла аналогично манжетам. Подходящие по размеру полотнища двух цветов приводила к нужной форме, потом приваливала к туловищу. + элементы декора и пуговицы.

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Пришло время лысому дедушке немножко обрасти волосами, Маленькими кусочками приваливаем брови и бакенбарды. Волосы. Сначала наращивала волосы просто нанесением объема до необходимых размеров, потом брала отдельные кусочки небольшой длины и приваливала, чтоб получилась лохматость.

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Трубка. валяется деталь в форме горшочка, полый внутри. Сначала формируется что-то вроде овала, потом толстой иглой утрамбовывается выемка. Стержень трубки сделан на проволочном каркасе. Необходимой длины проволока при помощи клея обматывается шерстью нужного цвета. Нужно дать высохнуть около часа, потом в самой трубке делается тонельчик, при помощи клея супер-цемент стержень крепится в трубку. На конце трубки (та часть, которая будет вставляться в рот, оставляется кусочек не обработанный шерстью, во рту делается толстой иглой углубление, в которое этой частью проволоки трубка крепиться во рту и дает возможность вынимать и вставлять ее).
Шляпа. Из сливера формируется цилиндр немного расширяющийся кверху, внутри цилиндра делаем полость для головы (уваливаем полукруг). Обрабатывается коричневой шерстью до окончательного состояния, чтобы при дальнейшей работе не деформировалось. После этого начинаем наращивать поля (можно свалять полотнище и привалять его к цилиндру, но такое полотнище будет вялым). Я валяла постепенно добавляя ширину полей плотно зажимая шерсть между пальцами и иголку пропускала тоже между пальцами, в это время приваливала это все к основе (цилиндру). Получились очень плотные прочные, но тонкие поля. После обработки краев полей (площадь полей обрабатывала под углом 45 градусов, чтоб была гладенькая). Вот дедуля уже и в шляпе.
Трость валяется без каркаса из двух частей, декорируется под дерево. Последние штрихи: кольцо на палец и серьга в ухо)))))
Теперь начинается процесс макияжа, для этого кто-то использует пастель, кто декоративную косметику. Я использовала косметику. Делаем дедушке синячки под глазами, красные щеки и нос. Тонируем ушки и немного бежевого на белок глаза Немного подкрашиваем губы.
В центр глаза вклеиваем на супер-цемент стразы.
Ну вот старичок леприкон и готов
Спасибо за Ваше внимание))))

Добрый день, уважаемые, приглашаю к творческому процессу. Наберитесь терпения, ближайшие дни мы будем делать куклу, и не простую, а шерстяную. Нашим героем станет звезда советской мультипликации страшный и ужасный Дядюшка Ау.

Сразу хочу предупредить, успех нашего предприятия гарантирован, только если вы уже обладаете тремя чудесными умениями — валяние иглой, вязание на спицах и валяние по-мокрому. Я не буду в своем МК объяснять зачем нужна шлифмашинка, когда менять иглу с 36 на 38 и как закрывать петли (подразумевается, что вы уже в курсе) Если же для вас это — лес густой, то советую проштудировать МК для начинающих, десятки отличных МК от замечательных умелиц доступны прямо здесь и сейчас, на Ярмарке Мастеров. А я, с вашего позволения, начну…

На игрушку ростиком 18-20 см нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

— Небольшое количество (15-30г) шерсти для валяния разного сорта и цвета:

бежевая или песочная, тонкая

черная тонкая

грубая «валеночная» любого натурального цвета

соль-перец, (с уклоном в «соль») для иммитации седых волос, если не удается найти, используйте белую

коричневая тонкая (меринос 16-18)

— Небольшой моток ниток для вязания (шерсть, акрил) цвет кирпичный или болотный, линялых оттенков или меланж

— Проволочные «Ершики для прочистки трубок», продаются в табачных отделах торговых центров по цене 100 руб за 100 штук (есть и мелкая расфасовка) За неимением ершиков — жесткая проволка.

— Любая пластика, с которой привычно работать (фимо, паперклей, фитоглина и пр.) для лепки глазок

— Акриловые краски для росписи, сухая пастель или тени для тонировки, лак для пластики

У Дядюшки Ау нестандартная фигура (короткие ножки и крохотное тельце при длинных руках и большой голове), поэтому рекомендую распечатать из интернета его изображение в полный рост и постоянно контролировать пропорции.

Изготовление игрушки начинаем с головы. Шерсть песочного цвета уваливаем довольно плотно, получая шар желаемого размера. Схематично намечаем расположение будущих глаз, добавляем дополнительный объем в нижней части лица (щеки, подбородок) Сразу извиняюсь за качество снимков — фотодело и фотошоп не входит в число моих «чудесных умений»

Следим, чтобы затылочная часть не была слишком плоской, а лоб — слишком маленьким, при необходимости добавляем объем.

Отдельно валяем из той же шерсти большой сливообразный нос. На его основании оставляем пучок нетронутой шерсти для крепления к лицу. Всю остальную часть уваливаем до окончательной плотности.

Аккуратно приваливаем нос к лицу, маскируя стыки кусочками распушеной шерсти. Немного шерсти добавляем в район переносицы, добиваясь плавного перехода от лба к носу.

На распечатке из интернета ушей не видно, но это не значит, что их нет! Наш Дядюшка древний старичок, поэтому уши у него должны быть большими, пельменеобразными. Из двух одинаковых кусочков бежевой шерсти формируем два симметричных «пельменя».

Уваливаем их до готовности, оставляя, как и в случае с носом, прядки нетронутой шерсти в местах соединения.

Приваливаем уши на их законное место, маскируя соединение кусочками шерсти.

Займемся глазами. Лепим из пластики плоские овальные глаза, сверяя форму и размер с распечаткой. Далее действуем по инструкции к вашему виду пластики — запекаем или даем затвердеть на воздухе. Я использую самоотвердевающую глину для реалистичной флористики, добавляя в нее масляную краску «Цинковые белила». Эта глина требует сутки для высыхания, прежде, чем ее можно будет расписать.

Советую приготовить сразу несколько пар глазок и потом выбрать самую удачную. К тому же, не так страшно будет ошибиться при росписи, можно даже сделать пробный вариант.

Выбрав самую удачную пару, прижимаем каждый глазик к его будущему местоположению и толстой иглой накалываем контур глазницы.

Равномерно углубляем глазницу внутри контура.

Веки у Дядюшки отутствкуют, как таковые, имеются только небольшие симпатичные «мешочки» под глазами. Берем две одинаковые шерстянные лепешечки, каждую слегка приваливаем в центре и складываем пополам, получая полукруглые детали. Скругляем толстый край каждой детальки и уплотняем, обрабатывая иглой.

Кому непонятен процесс — показываю на следующих фото подробнее, на примере одной крупной детальки (повторю, для Дядюшки Ау нужны две и помельче)

Приваливаем «мешочки» к краям глазниц.

Повторно выраниваем контуры и дно глазниц. Именно в этот момент из простого комка стриженной овечьей шерсти впервые проглядывает душа нашего будущего любимца ;)) не упустите момент — «Дядюшка Ау, приятно познакомиться!»

Расписываем глаза, благо делается это элементарно. Коричневым акрилом рисуем вытянутый овальчик радужки, черным — зрачок (тоже слегка вытянутый). Даем хорошо высохнуть и покрываем лаком для пластики.

Пока глазки сохнут, делаем окончательную увалку головы. Шлифуем часть лица, которая не будет покрыта бородой и волосами.

Вклеиваем глаза с помощью клея Момент-Кристалл.

Отложим голову в сторону и займемся ногами. Из двух проволочных ершиков формируем пару внутренних ножных каркасов. Длину контролируем нашей распечаткой. Верхний конец проволки отгибаем на 1,5-2 см, эта часть не будет покрываться шерстью, она понадобится для крепления ноги к туловищу.

Оборачиваем каркас прядками распушенной шерсти — от верха до середины черной, от середины до носка грубой валеночной. На границе двух цветов пряди шерсти будут перепутываться — пускай, позже мы декоративно оформим переход от черных штанишек к серым валенкам.

Если вы используете простую проволку, то первый слой шерсти закрепите на ней клеем. На ершиках клей не понадобится.

И еще раз напоминаю — на отогнутых концах ершика или проволки — шерсти нет!

Уваливаем ножку до нужной плотности. Сейчас наш валеночек больше похож на носочек, чем на зимнюю обувь.

Оформляем валенок. Длинную и широкую полоску грубой шерсти (длина = обхват ноги) уваливаем на щетке, складываем вдоль вдвое и снова уваливаем.

Если хочется видимости очень толстых валенок — подверните сгиб полоски еще раз.

Оборачиваем ножку подготовленной полоской, закрепляем и приваливаем. Проверяем плотность пятки и ступни, если они «жидковаты» — добавляем шерсти. Наводим окончательную красоту.

Формируем из бежевой шерсти пару кистей рук и пару больших пальцев. Уваливаем их до высокой плотности, оставляя распушенные концы.

На кисти руки толстой иглой прокалываем «пальцы». Действуем по принципу мультипликации — у мультгероев на руках всегда по 4 пальца (почему — ответ легко найти в интернете :)). Кисть слегка сгибаем, придавая ей естественное положение.

На обе руки нам понадобится один проволочный ершик. На его кончик капаем немножко клея для фиксации и прижимаем к «ладошке», чуть сдвинув в сторону от середины.

Поверх проволки кладем «пальчик»

Распушенной шерстью оборачиваем кисть руки и аккуратно уваливаем. Особенное внимание уделяем ссоединениям пальца и кисти, проволку не должно быть видно ни в коем случае!

Симметричную кисть руки выполняем на другом конце ершика.

С помощью сантиметра находим и отмечаем середину проволочки с ручками.

Оборачиваем свободные части проволки шерстью, оставляя примерно 1,5-2 см от центра.

Советую не впадать в безудержную экономию, оборачивая ручки сливером или «отходами творчества». Пускай они будут закрыты длинными рукавами, но все же, если кто-то заглянет под свитер и обнаружит там буро-зеленые плечи или бледный сливерный животик — поверьте, это будет грустно. Конечно, в крупных игрушках есть смысл обернуть «начинку» из бросовой шерсти верхним слоем качественной, но в такой мелкой работе, как наш Дядюшка, подобная «овчинка выделки не стоит».

Берем следующий проволочный ершик и скручиваем из него каркас тельца. Верхний конец отгибаем на 1,5 см и в будущем используем для крепления головы, вторым концом, загнутым внутрь, будем крепить ручки.

Берем ножки. Свободные от шерсти концы проволоки прикручиваем к каркасу тельца.

Оборачиваем черной шерстью нижнюю часть каркаса туловища. уваливаем, при необходимости добавляем объем.

Прикрепляем ручки к каркасу тела, прикручивая их свободным концом проволочного ершика.

Оборачиваем распушенной бежевой шерстью и уваливаем, оставляя в области шеи часть шерсти нетронутой.

Шилом прокалываем отверстие в голове, в точке соединения с шеей.

Капаем немного клея на «шейный» конец проволки и втыкаем его в проколотое отверстие.

Накрепко приваливаем голову к телу, используя незавалянную шерсть вокруг шеи, при необходимости добавляем еще.

Меняем род деятельности, беремся за спицы. Мне удобно пользоваться комплектом из пяти спиц (для вязки рукавиц-носочков) — использую три, вы можете взять любые спицы подходящего номера.

Вяжем свитер способом «реглан одним полотном от ворота». Можете вязать любым другим способом, но помните — крупная голова и кисти рук игрушки не позволят просто так надеть/снять одежку, продумайте заранее алгоритм сборки вашего свитера на кукле.

Мой свитер вяжется платочной вязкой (все петли провязываются лицевыми, первую кромочную снимаем, последнюю вяжем изнаночной). Прибавление петель — любым способом, каким умеете, я использую этот простейший

Итак, на спицы №3 или 4 набираем 14 петель.

1й ряд и все нечетные — лицевые петли

2й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

4й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 3 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

6й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 5 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

8й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 7 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

Сейчас на спицах 46 петель. далее общее полотно делится на 4 части и каждая вяжется отдельно, по очереди.

Спинка — на первых 13 петлях из общего полотна вяжем 10 рядов платочной вязкой, при этом в 4м и 8м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 17 петель.

Правый рукав — на следующих 10 петлях вяжем 16 рядов, при этом в 6м и 12м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 14 петель.

Перед — вяжем, как спинку

Левый рукав — вяжем, как правый.

Нить, оставшуюся после закрытия петель обрезаем, но не закрепляем намертво — возможно вам придется надвязать или распустить пару рядов после примерки, так как плотность вязания — дело индивидуальное 😉

Готовое полотно отпариваем.

Надеваем наш «мальтийский крест» на игрушку и вначале зашиваем шов по линии реглана сзади.

Свитер Дядюшки Ау выглядит довольно старым и поношенным, поэтому особо не прячьте шов, наоборот, я советую все узелки выводить наружу и даже прибавить два-три «декоративных», чтобы подчеркнуть его гранж-стайл 😉

Возвращаемся к шерсти. На «лысине» Дядюшки мысленно проводим три линии от уха до уха — это наши линии «роста волос»

От гребенной ленты цвета соль-перец аккуратно отделяем тонкие пряди (как в мокром валянии) и делаем «раскладку» шириной, равной длине первой пунктирной линии.

Поперек раскладки, посередине, помещаем небольшую, чуть скрученную прядь.

Всю раскладку аккуратно переносим на голову так, чтобы поперечная прядочка совпадала с первой воображаемой линией. Эту прядочку приваливаем к голове, одновременно закрепляя волосы.

Складываем волосы вместе. Он уже милашка ;)!

Аналогично наращиваем волосы вдоль двух оставшихся линий.

Тот же принцип у растительности на лице.

Усы:

Борода:

У Дядюшки Ау настолько густые усы, что зрителю предстает только нижняя губа. Валяем ее из небольшого кусочка бежевой шерсти и приваливаем под усами.

Можно добавить небольшую короткую прядочку седой шерсти прямо над губой, если лицо кажется «лысеватым».

Если какая-то прядь волос оказалась слишком длинной, ни в коем случае не обрезайте ее ножницами! Выщипните или подбейте пальцами. Дядюшка Ау не йорк, аккуратная стрижка — не его конек!!

А вот с косметикой старичку придется познакомиться. Тонируем жесткой кисточкой тертой пастелью коричневых оттенков (а можно и сухими тенями для век, будет не хуже). Сверяясь с картинкой из интернета оттеняем нос, область верхнего века, уши, губу, виски и пальцы на руках. Не бойтесь переборщить с тонировкой — в некоторых сериях мультфильма наш дядюшка такой чумазый, что нам с нашей пастелью за ним не угнаться.

Заметьте, по разному акцентируя темные тона на верхнем веке, можно добиться разного выражения кукольного лица. Я сдвинула тени ближе к переносице, получив сердитого старичка.

Итак, с сухим валянием закончено, приступаем к мокрому. В нем я не профессионал, особых секретов не ждите)

Рисуем выкройку шляпы — обычный простой колпак. Вырезаем шаблон из толстого упаковочного полиэтилена, его размеры в 1,5 раза больше размеров исходной выкройки.

Раскладываем на шаблоне тонкий меринос коричневого цвета (меринос — это чтобы избежать тех проблем со сваливанием, которые мы 100% получим, взяв недорогую троицкую полутонкую, например)

С каждой стороны шаблона выкладываем по 3, а потом еще по 2 слоя (по очереди — слой радиально, потом слой перпендикулярно первому)

Все как обычно — мыло, вода, трение под сеточкой, потом ВШМ, пупырка, бамбуковый коврик, жмакалки и прочее.

Не мучайтесь, выравнивая край шляпы — все неровности края нам только на руку. А вот качество войлока должно быть высоким (проверим на отщип), не зря же мы использовали такую чудесную шерсть, как меринос 😉

Под конец валяния наш колпак должен походить скорее на несуразный блинчик. Мы с вами такое точно не наденем, а вот нашему Дядюшке — самый кайф!

Вот, в принципе, и все. Наш Дядюшка Ау готов позировать вам для фотосессий, украшать камины или участвовать в домашнем театре. Он выступит более подходящим сувениром на новомодный Хеллоуин, чем носатые ведьмочки и летучие мышки, подаренные нам западной культурой ;)) Хотя это, как говорится, мое сугубое ИМХО

Удачного вам творчества и новых идей!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *