Кубики зайцева таблицы

20 марта 2019 Аверьянова Света

Комплект для обучения чтению Н. А. Зайцева стоит внушительно. Выделить из семейного бюджета такую сумму получается не у всех. Если апробировать методику не терпится, а лишних средств нет, сделайте кубики Зайцева из подручных материалов своими руками.

Что входит в набор Зайцева по чтению

Обучающий комплект включает в себя 12 типов кубиков и настенные таблицы со складами. Чтобы читать слоги вне дома, можно дополнительно распечатывать небольшие карточки формата А4.

Основная часть времени по изготовлению комплекта для занятий уйдет на кубики. Помните, что они отличаются по весу, размеру, цвету и наполнителю.

Всего нужно сделать 52 штуки:

Важно! Николай Александрович Зайцев в качестве обозначения звука использует наименования: железный — это звонкие согласные, деревянные — глухие, золотые — гласные. При выборе наполнителя кубиков ориентируйтесь на эту авторскую классификацию.

Из чего сделать

Для изготовления самодельного набора Зайцева нужно использовать легкий материал. Это картон, пластик, фанера. Основной критерий — наличие полости внутри. Деревянные кубики в качестве основы для наклеивания разверток складов не подойдут. Они цельные, их нельзя наполнить звуковым материалом.

Пошаговая инструкция по изготовлению

Кубики Зайцева своими руками можно сделать за один–два дня. Сначала подготовьте материалы для основы, потом скачайте и распечатайте развертку по складам. Обязательно используйте цветной принтер, тон фона и шрифт для букв имеет большое значение при обучении чтению по слогам. После подготовительного этапа начинайте творить.

Из картона

Самый популярный и дешевый вариант самодельных кубиков. Для изготовления потребуется твердый картон белого цвета, раскладка по слогам, клей, ножницы.

  1. Напечатайте развертки по складам на обычной офисной бумаге.
  2. Приложите каждую к листу картона, приклейте с помощью ПВА.
  3. Оставьте заготовку под прессом, дайте высохнуть.
  4. Загните несобранный элемент по граням.
  5. Склейте куб так, чтобы одна сторона осталась открытой.
  6. Наполните выбранным материалом.
  7. Закройте последнюю грань и склейте до конца.
  8. Высушите собранные кубики в тепле. Стяните их резинкой от банкнот, чтобы картон лучше держал форму.
  9. Через день обклейте углы, грани скотчем, можно термопленкой.
  10. Похвалите себя за труды! Комплект Зайцева достался вам бесплатно.

Из картонных коробок

Коробочки объемом 0,2–0, 5 мл из-под сока, кефира облегчают задачу экономным родителям.

Клеить кубики не нужно. Остается подумать, где найти столько готовых форм. Когда наберете 52 коробки, можно приступать к созданию самодельного шедевра.

Вам понадобятся:

  • клей;
  • ножницы;
  • фломастеры;
  • наполнители;
  • скотч;
  • трафареты крупного шрифта.

Образец слогов для кубов из коробок печатать не имеет смысла, они наверняка не подойдут по размеру основы.

Склады напишите сами с помощью буквенного трафарета, раскрасьте фон или обклейте грани самоклеющейся бумагой.

Важно! Большие кубики делайте из бумажных коробок объемом 0,5 мл, двойные, маленькие — из тары емкостью 0,2–0,3 мл.

Из фанеры

Картонные кубики Зайцева подходят для детей старше 4 лет. Младенцы их быстро испортят, пытаясь попробовать на вкус, сминая в ладони. Чтобы усилия папы не прошли даром, сделайте кубики со складами из фанеры.

Понадобится:

  • фанера 0,6 см толщиной;
  • шурупы;
  • наполнители;
  • бумага;
  • скотч.

Начинайте творчество с подготовки деревянных деталей для кубиков. Распилите лист фанеры по размерному шаблону:

  • 88 штук – 54х48 мм
  • 50 штук – 60х60 мм
  • 80 штук – 44х38 мм
  • 44 штуки – 50х50 мм
  • 12 штук – 54х108 мм
  • 8 штук – 44х88 мм.

Сначала возьмите прямоугольники 44х38 — 4 штуки, соедините шурупами. Две грани останутся открытыми.

Накройте одну квадратом 50х50, вторую оставьте для заполнения полости. Так соберите 47 кубиков.

Наполните их по списку звенящим и шуршащим материалом.

Закройте оставшуюся грань еще одним квадратом 50х50.

Скрутите все стороны шурупами.

Теперь нужно напечатать схему складов на офисной бумаге, наклеить образцы на грани обычным клеем-карандашом или ПВА. Стандартная развертка, скачанная из интернета, подойдет по размеру кубиков.

Готовые изделия обклейте скотчем.

Из пластиковых кубиков

Это самый дорогостоящий вариант самостоятельного изготовления учебного материала по методу Зайцева. Купите набор для детского строительства из пластиковых кубиков разного размера, подготовьте острый нож для вскрытия одной грани, паяльник, скотч и образцы складов.

  1. Разрежьте одну сторону кубика ножом. Не обязательно вскрывать его с четырех граней, достаточно сделать небольшой зазор так, чтобы внутрь прошел наполнитель.
  2. Начините полость «фонетическим» материалом.
  3. Запаяйте грань.
  4. Напишите на бумаге склады фломастером по образцу.
  5. Наклейте на кубик с помощью двойного скотча.
  6. Сверху покройте защитным слоем прозрачного скотча.

На заметку! В магазинах встречаются пластиковые кубики с открывающимися гранями как на фото. Этот вариант основы гораздо удобнее, не требует вскрытия и запаивания.

Чем наполнить

Самодельные кубики наполняйте ненужными в доме материалами. Поищите что-нибудь из перечисленного в чулане или купите в хозяйственном магазине самые недорогие варианты. Наполнители подбирайте так:

Железные — звонкие

Кладите внутрь гайки, наперстки, монетки, металлические пробки, бубенчики. В маленькие железные кубы кладите 4 монеты (гайки, пробки), в большие — 8 штук.

Деревянные звучат глухо, шумно

Подойдут остатки картона, деревяшки, пластиковые пуговицы и бусины, крупы, спички, элементы мелкого конструктора, мелкая галька, разбитые ракушки.

Золотые можно петь, это гласные

Возьмите любой материал из списка для звонких кубиков.

Железно-деревянные шуршат, более тяжелые, чем железные, деревянные

Наполните их двумя видами материала. Например, гайки и бумага.

Белый — молчаливый

Заполните его кусками ткани плотно, чтобы ребенок ощущал вес.

Очень важно не использовать для кубов разного типа один наполнитель. Метод Зайцева основан на тактильных ощущениях, слуховой ассоциации. Если склады будут звучать одинаково, то обучение пойдет неправильно. В двойной и большой компонент самодельного набора кладите много наполнителя, в маленькие — в два раза меньше.

На заметку! Метод Зайцева эффективно применяется при изучении русского языка как иностранного у взрослых. Через 4–6 уроков студенты бегло читают по складам, четко проговаривают большинство слов.

Таблицы для чтения

Система обучения чтению по Зайцеву требует обязательного использования слоговых таблиц. Это большие настенные плакаты со складами формата А3. По ним ребенку легче освоить скорочтение и письмо.

Распечатать таблицу для чтения по методике Зайцева такого размера на домашнем принтере не получится, поэтому используйте мини-карточки или делайте картинки по частям.

Потом соберите плакат в единое целое скотчем и прикрепите к стене.

Не забудьте использовать диски с записями попевок при заучивании складов, указку, чтобы малыш мог дотянуться до любого элемента схемы.

Если скачивать, распечатывать, склеивать таблицы по кускам неудобно, сделайте их самостоятельно на ватмане:

  1. Расчертите плакат на одинаковые прямоугольники.
  2. Распечатайте образец складов.
  3. Приклейте на ватман.
  4. Готовый образец повесьте в комнате.

Система Зайцева по обучению детей чтению простая и эффективная. Воспользуйтесь нашими советами по изготовлению кубиков своими руками. Вложите в процесс немного веры и любви, занимайтесь с ребенком регулярно и обязательно получите результат.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/kubiki_zajtseva_svoimi_rukami.html

 ← 10 из 38 Тип работы Событие Техника Материал

Поделиться:

Добрый день! Наверное, многие слышали о методике Зайцева и его кубиках, по которым можно быстро научить ребенка читать. Захотелось и мне их приобрести. Окозалось, что стОят они достаточно дорого, поэтому решено было делать их самостоятельно. Спасибо моему мужу за помощь, я бы одна не справилась! Процесс был сфотографирован. Делюсь с вами своим опытом, может кому-то пригодится.

Решили делать кубики из фанеры, чтоб долговечней они были. Боюсь, что картонные придут в негодность до того, как ребенок научится читать. Итак…
Нам понадобится:
фанера толщиной 6 мм;
«лимонадные» крышечки;
маленькие деревяшечки;
шурупы;
Жестяная банка;
бумага;
Скотч;
много терпения.

Фанеру необходимо распилить на квадраты и прямоугольники:
54 * 48 — 88 штук;
60 * 60 — 50 штук;
44 * 38 — 80 штук;
50 * 50 — 44 штуки;
54 * 108 — 12 штук;
44 * 88 — 8 штук.
Все размеры указаны в миллиметрах для фанеры толщиной 6 мм.
Начинаем сборку кубиков: сначала скручиваем шурупами 4 прямоугольника 44 * 38 вот таким образом, как показано на фото.

Теперь с двух сторон закрываем кубик квадратами 50 * 50

Не забываем положить «начинку» в кубик. Подробнее о ней в конце блога.

Аналогично собираем остальные кубики. Всего 47 штук.

Теперь на кубиках нужно разместить склады. Можно для этого использовать арокал. Но я просто скачала их из Интернета, набрав в поисковике «Раскладка кубиков Зайцева, скачать». Точной ссылки, к сожалению, не сохранилось

Приклеиваем склады к кубику на обычный клей-карандаш

Сверху обклеиваем скотчем

Вот что получилось

Кубики в готовом виде.

Немного пояснений:

Для того, чтоб обучить ребенка чтению, нужно играть с ним в эти кубики. Конечно, не башни из них строить. В методичке Зайцева (ее можно найти в интернете) есть много игр, которые помогут вам в достижении цели.

1) «Большой золотой» А-0-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется обрезками консервной жести так, чтобы из кубика при встряхивании исходили «золотые» звуки.

2) «Маленький золотой» Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на жёлтом фоне. Заполняется как и предыдущий, но меньшим количеством наполнителя.

4) «Большой двойной железно-золотой» Ж-ЖЬ-ЖА-ЖЁ- ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ, склеенный из двух кубиков таким образом. что на больших плоскостях образовавшихся блоков размещаются по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ж и ЖЬ, ЖЕ и ЖО. Каждый из кубиков заполняете» так же, как и кубики предыдущего сорта.

6) «Маленький весь железный» Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняется восемью крышечками, чтобы кубик отличался от прочих сортов не только внешне, но и внутренне, по звучанию и весу.

11) «Большой железно-деревянный» БЪ-ВЪ-ДЪ-ЗЪ-ТЪ-СЪ с двумя железками и деревяшкой (четырьмя колобашечками) внутри.

12) «Маленький беленький» со знаками препинания: точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками, дефисом и знаком ударения. Плотно набейте кубик нарезанной бумагой.

Хорошо известно, что чем раньше ребенок начнет читать, тем ему легче вырасти умным, образованным человеком. Существует масса методик для того, чтобы быстро научить ребенка читать, но азы любой обучающей чтению программы — слоги. , достаточно трудоемкий процесс. Интересное решение — это поместить слоги в одну таблицу. Таким образом, зрительно, слоги воспринимаются лучше. Скачать такую слоговую таблицу бесплатно, можно с этой странички.

Скачать слоговую таблицу для Word

Если по каким-либо причинам нужно раскрасить слоги в другой цвет или поменять размер шрифта, то лучше всего воспользоваться версией в DOCx формате. Данный шаблон выполнен для распечатки на листе формата А4.

Скачать слоговую таблицу в PDF

Данную таблицу со слогами можно сразу распечатать на листе обычного формата A4 с PDF файла. Чтобы вашему ребенку было удобнее учиться по слоговой таблице, лучше распечатать следующий PDF на двух листах, чтобы получить А3 формат. Для того, чтобы напечатать слоговую таблицу А2 формата, воспользуйтесь функцией планшетной печати в программе CoralDraw.

Как правило, родителей и удивляет, и радует, когда в три-четыре года их дети знают все буквы. Такие родители полагают, что дети готовы к чтению. Перед ребенком появляется какое-нибудь простенькое слово, например, КОТ, и ребенок начинает читать: «КАОТЭ». — «Нет же! — начинают снова объяснять мама или папа своему ребенку, — буквы К и Т в словах читаются совсем не так, как на кубиках». Оказывается, что почти все читается не так, как раньше. Ребенку это уже непонятно. Частенько такая учеба кончается тем, что родитель «вскипает», а ребенок «остывает» к чтению и порой надолго. В первом, и даже во втором классе можно услышать, как дети слово МАМА читают: «ЭМАЭМА». — «Как же так, — восклицает «ЭМАЭМА», — он же в три года знал все буквы».

А нельзя ли обучать детей чтению иначе?

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕМУ ЧТЕНИЮ ПО СИСТЕМЕ ЗАЙЦЕВА.

Петербургский педагог-новатор Н. А. Зайцев предложил складовую систему обучения детей раннему чтению, которая сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта системность дает прекрасную возможность сделать процесс обучения чтению увлекательным и радостным для ребенка. Дети учатся читать не вымучивая слова по букве, а действительно складывая их из отдельных блоков-складов.

ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ-ПОСОБИЯ «СКЛАДУШКИ»

Игра-пособие «СКЛАДУШКИ» предназначена для обучения детей раннему (с 3—4 лет) чтению в складовой системе. В пособии 21 карточка, на которых склады представлены в виде вертикальных столбиков с правой и левой стороны каждой карточки. Два складовых столбика на каждой карточке образуют складовый домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.

Теперь представим некий город Складинск. В этом городе 20 домиков, которых живут песенки и про Борю, и про гусяток, и многие другие. Есть также солнечный домик (А О У Ы Э Я Ё Ю И Е). В этом домике также живет песенка. Начало сказки есть.

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ РОДИТЕЛИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ.

1. Виды складов и их произношение.

Правый и левый вертикальные столбики на каждой карточке — это и есть склады. Наибольшую трудность произношения вызывают склады, представленные в виде согласных букв (они расположены в левых столбиках сверху). Например, склад Б произносится звонко и отрывисто, как последняя буква в слове ЗУ — Б, а П — глухо и отрывисто, как последняя буква в слове СУ — П. Склады, представленные гласными (АОУЫЭЯЁЮИЕ— солнечный домик), произносятся как в алфавите, а все остальные склады так, если бы вы читали коротенькое слово из двух букв.

2. Склады и слоги.

Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове ЗИМА — два склада и два слога: ЗИ и МА, а в слове СЛОН — один слог, но три склада: С, ЛО, Н. В слове ВДРУГ — один слог, но четыре склада: В, Д, РУ, Г. Попробуйте теперь сами разбить слова ОН, ТЕТРАДЬ, КНИГА. У вас должно получиться два, четыре и три склада. Склад, на который падает ударение, называется ударным. В слове КНИГА ударный склад НИ. В стихах, приведенных на карточках данного пособия, ударные склады выделены красным цветом.

3. Смысловые и складовые песенки.

Смысловые песенки заданы стихом, приведенным на карточке. При пропевании смысловая песенка переходит в складовую. Например, поете: «Потерял котенок маму, пропищал котенок: «Мяу, мамочка, окликни, мамочка, мурлыкни» М МА МО МУ МЫ МЭ МЬ МЯ МЁ МЮ МИ ME». Склад М задает звучание складовой песенки, поэтому его всегда необходимо акцентировать четким произношением (как буква М в слове ГРОМ) и небольшой паузой перед дальнейшим пропеванием складов. Все остальные складовые песенки поются аналогично. Не беда, если вы не владеете музыкальным инструментом или считаете, что плохо поете. Для своего ребенка вы все равно лучший певец.

4. Как показывать склады.

Пропевая складовые песенки одновременно показывайте их ребенку сначала сами, а потом пальчиком самого ребенка. Для показа складов можно позвать на помощь оловянного солдатика или маленькую куколку. Помните всегда о том, что ребенку должно быть интересно.

5. Самое главное.

При обучении чтению необходимо добиться того, чтобы ребенок хорошо знал складовые песенки.

СКЛАДОВЫЕ ПЕСЕНКИ — ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ РЕБЕНКА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ОН ОВЛАДЕВАЕТ ЧТЕНИЕМ. ПЕСЕНКАМИ, РИСУНКАМИ, СТИХАМИ, СКАЗКАМИ, ИГРАМИ НУЖНО ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ОПРЕДЕЛЕННОМУ РАСПОЛОЖЕНИЮ СКЛАДОВ, ЧТОБЫ ПОТОМ ОН МОГ САМОСТОЯТЕЛЬНО, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ, НАХОДИТЬ НУЖНЫЙ ЕМУ СКЛАД.

ПРИМЕРНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.

1 ЭТАП: вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, например, про город Складинск, поете песенки. Складовые песенки пусть ребенок вам помогает подпевать и показывать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они достаточно быстро запоминают их. На этом этапе стоит обратить особое внимание на солнечный домик и на склады, которые определяют складовые песенки В, Л, Р, Г и т. д.)

2 ЭТАП: постарайтесь добиться, чтобы ребенок не только пропевал-проговаривал складовые песенки, но и правильно показывал их.

3 ЭТАП: ребенок из складовых песенок учится выделять отдельные склады. Например, скажите ребенку, что обещали знакомому коту сложить слово КОТ. На соответствующей карточке попросите ребенка найти склад КО. Ребенок еще не знает, где спряталось это КО, но он знает песенку К КА КО КУ КЫ и т. д. Может не с первого раза, но ребенок остановит свой пальчик на КО. Осталось найти Т. Сможет ребенок найти сам Т — очень хорошо, если нет — помогите. Две карточки можно приставить одна к другой — вот оно слово КОТ. Первые слова, которые составляет ребенок должны быть простыми, близкими и понятными ему.

4 ЭТАП: возьмите какую-нибудь карточку, ткните пальцем, например, в склад РА и попросите прочитать. Если ребенок теряется, то скажите волшебное слово — по песенке. Р РА — конечно же это РА. Ребенок скоро привыкнет к тому, что по песенке он может определить любой склад и сам будет пользоваться этим.

Итак, вы приучили ребенка к складовым песенкам-домикам и теперь начинайте потихоньку уводить от них. Давайте ребенку читать слова, написанные большими буквами на специальных карточках. Такие карточки могут содержать просто слово, а еще лучше — слово с соответствующей на обороте картинкой или рисунком

Склады на таких карточках можно разделить черточкой, ударный склад выделить красным цветом. Сделайте таких карточек побольше.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Практика показала эффективность обучения в группах по 5 — 7 человек. При групповом обучении желательно пользоваться помимо карточек общей таблицей, которую можно составить из карточек данного пособия как показано на рис.
  1. Назвать точный срок, за который ребенок научится читать, трудно: это зависит и от ребенка, и от педагога, но практика показывает, что трехлетние дети могут научиться читать за 5 — 6 месяцев, а 6-ти летние за месяц и быстрее, занимаясь по тридцать минут два раза в неделю.
  2. Игра «Складовое лото»: для каждой карточки делаются две полоски со складами,

размеры которых соответствуют размерам складов на карточках. Этими полосками по правилам лото закрываются складовые домики-песенки на карточках.

4. Для интересующихся методикой обучения детей раннему чтению автор проводит семинары на тему: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕМУ (С 3 ЛЕТ) ЧТЕНИЮ В СКЛАДОВОЙ СИСТЕМЕ. Справки по телефону: (812) 348-53-15, (05500) 1-86-55.

«Игра-пособие «Складушки» может быть использована как приложение к уникальному и широко известному пособию для обучения детей раннему чтению с двух лет «Кубики Зайцева», разработанному творческим коллективом АО «Мазай», г. Санкт-Петербург, под руководством Н. А. Зайцева.

Методика Зайцева — основы обучения детей чтению

2018-02-09 11:56:25 0 3836

Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и умным). Для организации помощи взрослым существует множество методик для обучения ребенка чтению и письму, чтению и математике. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многих других. Особое место здесь занимают кубики Зайцева – методика обучения чтению с самого раннего возраста.

Кто такой Николай Зайцев

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

  • Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.
  • Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.
  • Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

Общие принципы методики Зайцева

Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

С помощью игр с кубиками:

  • расширится словарь малыша;
  • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
  • речь ребенка станет более внятной;
  • можно исправить ряд логопедических проблем;
  • развивать логику и мышление ребенка;
  • научить кроху работать самостоятельно.

Комплектация

В стандартный набор входит:

  • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
  • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
  • 4 шт. картонных таблицы формата В3
  • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
  • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.

Что такое склад

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Описание методики

Создатель методики не предполагает авторитарного стиля общения педагога с детьми. Он говорит о том, что надо учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.

Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).
Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.
Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного. Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым. Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.
Знакомство начинающих учиться читать поначалу происходит только с кубиками, позже они знакомятся с таблицами.
Наборы могут быть различными:

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.
После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.
Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.
Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений. Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии. Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.

Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры.Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.

С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.

Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.
Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *