Кто такой садист

Садизм – крайняя жестокость, агрессивность характера, при которой человек совершает агрессию и насилие не столько для того, чтобы добиваться каких-то целей, сколько как самоцель, как средство получения функционального наслаждения. Следовательно, садист – это такой человек, который получает удовольствие от того, что причиняет страдание другому человеку. И поскольку агрессия является источником удовольствия для такого человека, садист стремится причинить страдания другим людям, обесценивая и дискредитируя их, лишая их достоинства и гордости.

Еще французский исследователь П. Бове в начале 1920-х годов показал, что жестокость, которая независима от инстинкта драчливости, основывается на эгоистической потребности самосохранения. Отличающийся такой жестокостью человек избегает страдания и старается переложить его на другого, того, кто вызвал в нем страх.

Садизм, как потребность причинить страдания другому человеку и наслаждаться этим долгое время, считался сексуальным нарушением, принадлежащим к области психопатологии.

Однако расширение исследований этого явления показало, что садизм является общечеловеческим феноменом и должен изучаться в рамках психологии нормального человека. И в этом случае различие между нормой и патологией – скорее в степени, чем в качестве. Источником жестокости П. Бове считал инстинкт драчливости. Этот инстинкт как бы заставляет человека совершать агрессивные действия и наслаждаться созерцанием чужого страдания.

Эрих Фромм перечислил основные особенности садизма:

  • Страсть к приобретению абсолютной власти над живыми существами, стремление унижать, оскорблять их, превращая их в «вещь», собственность, а самому стать для них богом. Иногда садист действует в пользу другого, способствует его развитию, лишь бы иметь над ним власть. Но обычно садизм является недоброжелательным, оскорбляющим, издевательским. Римские императоры Калигула и Нерон, из наших современников – Гитлер, Сталин и многие другие большие и маленькие лидеры были садистами. Здесь достойно внимания то, что Э. Фромм прямо связывает садизм с властолюбием и применением власти.

  • Садизм является образом жизни, способом решения проблем существования, экзистенциальных задач.

  • Садизм приводит к изоляции человека от других, нередко это путь в безумие, поскольку абсолютная власть невозможна. Цели садистической установки недостижимы, и человек сходит с ума, оставаясь без близких людей.

  • Когда такие крайние садисты добиваются успехов, становятся полководцами или государственными деятелями, люди прославляют их как героев. А когда они терпят поражение, их объявляют преступниками и сумасшедшими.

  • Каждый даже скромный член общества имеет влияние над кем-либо, а, следовательно, и некоторую возможность проявлять садизм.

Садизм создает иллюзию всесилия: многим людям, особенно тем, кому не удалось жить продуктивной жизнью, кажется, будто садисты преодолевают ограниченность пределов человеческих возможностей. О Наполеоне говорили, что он «раздвинул границы славы». Но при этом не замечают, что мотивация садизма – низкого уровня, в ней нет сублимации. Потребности многих садистов тривиальны. Это люди, которые сумели преобразовать свое чувство бессилия в чувство всемогущества. Э. Фромм назвал садизм «религией психологических калек».

Крайние случаи садизма встречаются сравнительно редко. У каждого человека садистические и другие, так называемые «жизнеутверждающие» тенденции сбалансированы так, что ограничивают совершение жестоких действий. Поскольку садисты желают установить свою власть над людьми, им нужны подчиненные. Поэтому они сохраняют жизнь этих людей или части из них. Этим садист отличается от «простого разрушителя», который стремится уничтожить все живое.

Садист не любит сражаться с сильным противником. Его жестокие действия стимулируются тогда, когда он встречает слабых людей и животных. Он не любит соперничать с равными противниками, так как в этом взаимодействии не может переживать чувства превосходства и обладания властью над другим. Садист восхищается теми людьми, которые добились власти, уважает и даже любит их, а вот слабых презирает и желает подчинить своему контролю.

Садист, согласно Э. Фромму, боится всего нового и непредвиденного. Но поскольку «жизнь структурирована, но непредвидима и неупорядочена», он боится жизни.

Для садиста в жизни достоверна только смерть. Он не способен любить. Чтобы быть способным любить другого, человек должен, по теории Фромма, уметь любить себя и вызывать в других любовь к себе. Но при этом всегда имеется риск получить отказ и отпор. Возможность неудачи пугает садиста. Он может любить кого-либо только тогда, когда властвует над ним.

Садист – это одновременно ксенофоб и неофоб. Поскольку все чужаки являются новыми людьми, он их боится. Он подозрителен и тревожен, он не способен на спонтанные реакции на новизну.

Наконец, садист имеет характер подчиненного и трусливого человека. Он ощущает себя бессильным и стремится к власти, чтобы, образно говоря, из насекомого превратиться в бога. Но даже имея власть, он страдает от бессилия. Убивая людей, он еще больше лишается любви близких людей, становится изолированным и испуганным, ощущая потребность во внешней силе, которой можно было бы подчиниться. Гитлер подчинился Судьбе, а его сановники – своему фюреру.

Садизм в умеренных формах распространен во всех обществах и может считаться нормальной реакцией на фрустрацию. Четкую границу между нормальной и патологической формами садизма трудно провести. В психопатологии садизм по традиции, идущей от Р. Крафт-Эбинга, связывается с сексом. Однако более правильно, указать на двойственную мотивацию садистических действий:

  • они обусловлены сексуальным влечением и фрустрацией этого влечения;

  • но они обусловлены также влечением к господству, доминированию, стремлением к высоким социальным статусам.

В каждом конкретном случае одна из этих мотиваций становится преобладающей. Но в значительном числе случаев сексуальные и лидерские мотивы садизма выступают в тесном союзе.

Поскольку речь идет об истоках садизма как крайней формы жестокости человека, можно предположить, что садизм как черта или комплекс характера формируется благодаря многократному совершению агрессивных действий, которые поощряются. Жестоким делает человека также постоянное подавление возникающего в нем, как следствие многих фрустраций, желания совершить агрессивные действия

Условия появления садизма

Условия и закономерности формирования характера человека очень сложны, поскольку, по всей видимости, нет прямой связи между обществом и типами характеров. Для каждого индивида совокупность социальных стимулов, а также его ответов на эти воздействия, уникальны. И видно, что в разных обществах формируются сходные типы индивидуальных характеров. Садисты были всегда и повсюду, во все времена и во всех типах обществ.

Но в качестве общего условия формирования садистического характера Э. Фромм указал на такое явление, как власть одних людей над другими. По его мнению, если будет ликвидирована эксплуатация одних людей, групп и классов со стороны других, садизм исчезнет и садистами будут лишь отдельные больные люди.

Там, где существуют отношения эксплуатации – подчинения, с необходимостью возникнут тенденции уменьшения независимости, критического мышления и продуктивности подчиненных. Хотя людям предлагаются всевозможные развлечения, они не приносят им подлинной радости. В таких обществах средний гражданин имеет средний же уровень или, как предпочитает сказать Фромм, «среднюю дозу» садизма.

Садизм в индивидах усиливается под влиянием страха, террористического, то есть не ограниченного рамками закона, наказания, агрессивного произвола. Страх перед таким наказанием может с детских лет стать основным эмоциональным фоном жизни человека. Под влиянием этого постоянного переживания чувство целостности личности, если оно успело формироваться, разлагается. Снижается уровень ее самоуважения. Постоянно отказываясь от своей свободы, предавая самого себя, человек может потерять чувство обладания устойчивым «Я».

Иначе говоря, авторитарное правление в семье и обществе создает благоприятные условия для формирования полных страха и тревоги садистических личностей. Это исторически доказано опытом тоталитарных государств – Германии, СССР и других. Но поскольку даже в демократических странах Запада авторитаризм в семьях, на частных предприятиях, в армии и полиции сохраняет сильные позиции, производство и воспроизводство садистов везде идет весьма успешно.

Зависть является одной из причин садизма и соответствующих этому типу характера насильственных действий. Как сложный эмоционально-когнитивный комплекс и переживание, зависть включает сильный агрессивный компонент. Агрессия является ведущей составляющей зависти. Последняя – широко распространенное и, по-видимому, общечеловеческое явление. Завидуют друг другу коллеги по профессии, преследуют и терроризируют преуспевающих, с садистическим ликованием стремясь «истолочь их в ступе». Чрезвычайной интенсивности достигает зависть в области политики. Завидуя успехам друг друга, политики нередко совершают садомазохистические действия. Есть, по-видимому, и половые различия в зависти и по поводу предмета этого переживания. Женщины завидуют друг другу из-за любви, богатства и других ценностей, порой буквально уничтожая друг друга морально и физически. Зависть всегда вызывает соперничество.

Иррационализм поведения, субъективизм взаимооценок и самооценок, нежелание и неспособность понимать состояние другого человека и т. п. – широко распространенные явления. Систематические преследования даже без физической агрессии – настоящий психологический садизм. Многие охотно берут на себя роль преследователей-садистов.

Формированию садистов способствует также бедность психической жизни человека, отсутствие общения и простых человеческих радостей.

Когда социальная группа и ее лидеры не одобряют садизм ее членов, соответствующие черты характера и поведения могут временно подавляться. Поведение людей начинает детерминироваться другими мотивами.

Разновидности садизма

В исследовании садизма наблюдались две крайности. Одни исследователи, например Зигмунд Фрейд, объясняли садизм целиком и полностью только сексуальными причинами, другие же, более ранние авторы, наоборот, эту связь вообще не видели. Первая линия исследований идет, конечно же, от маркиза де Сада, который страдал этим нарушением и описал его в своих литературных произведениях.

Современную и, по-видимому, наиболее адекватную концепцию садизма разработал Эрих Фромм, который различал два основных вида садизма: сексуальный и несексуальный.

  • Сексуальный садизм является одной из наиболее часто встречающейся перверзией человека. Это извращение распространено во всем мире, среди всех народов. От своих агрессивных действий садист переживает сексуальное возбуждение и наслаждение. Когда данный тип садиста имеет дело с женщиной, то пытается причинить ей физическую боль и унижение, стремясь полностью подчинить своей воле.

У разных садистов доза жестоких действий, необходимых для сексуального возбуждения, различна. Иные же удовлетворяются уже только садистическими фантазиями.

Сексуальный садизм известен давно, но первое его научное описание дано немецким психиатром XIX века Р. Крафт-Эбингом. Любопытно, что крайние типы сексуальных садистов появляются вновь и вновь и во всех обществах, хотя не везде о них принято говорить открыто.

Известно, что в нормальной половой жизни мужчина удовлетворяет не только свои сексуальные, но и агрессивные желания. Действуя совместно и сочетая в своих действиях агрессию и секс, оба партнера получают удовольствие. Но если один из них является агрессором, а другой – неагрессивной жертвой, то удовлетворение получает главным образом агрессор. Крайним случаем этой разновидности половых отношений является взаимодействие сексуального садиста со своей жертвой.

Приведем несколько случаев сексуального садизма, о которых сообщения появлялись в печати в течение последних нескольких лет.

«Лишили людоеда и жизни, и обеда» – заметку под таким названием вместе с фотографией сексуального садиста опубликовала одна из газет. Вот эта коротенькая заметка.

«Голубоглазый блондин Джефри Дамер полтора года назад был приговорен к 15 пожизненным тюремным заключениям судом штата Висконсин. Дамер в течение 13 лет убил 17 человек, при этом предварительно истязал свои жертвы. Проходил он и по статье о каннибализме.

Однако Дамеру не удалось отсидеть за решеткой ни один из своих пожизненных сроков. Заключенные тюрьмы строгого режима насмерть забили Дамера деревянными дубинками».

Другой пример сексуального садизма: Карла Фей Таккер «…с малолетства стала проституткой и наркоманкой, как и ее мать. «Мы обменивались с мамой наркотиками, как губной помадой”, — говорила она. В июне 1983 года она вместе со своим любовником, неким Даниелем Райаном Гэрретом, находясь в состоянии наркотического дурмана, зверски убила киркой влюбленную парочку – Джерри Линна Дина и Дебору Торнтон. На суде она призналась, что, нанося удары несчастным, она «испытывала сексуальное удовлетворение”. Суд приговорил ее вместе с Гэрретом к смертной казни, а совершенное ими преступление вошло в историю Техаса как «одно из самых ужасных”, хотя Техас вообще трудно удивить преступлениями».

У определенного числа людей сексуальный садизм создает непреодолимое влечение к преступлениям против личности. О целой серии таких патологических случаев рассказал Леонид Млечин в заметке «Садовник-любитель, офицер полиции и другие маньяки».

Приведем отрывки из этого материала.

«Американский город Новый Орлеан в шоке. Полиция признала, что в городе действует так называемый серийный убийца. Считается, что он убил 24 человека. Причем полиции – редкий случай – известно имя подозреваемого. И это имя внушает страх, потому что подозреваемый – полицейский.

За последние четыре года в городе были найдены трупы 17 черных женщин, двух белых женщин, четырех черных мужчин и одного белого. В основном это проститутки или наркоманы. Все они были найдены голыми; их сначала задушили, потом утопили. Полиция пришла к выводу, что все это работа одного и того же убийцы.

Но доказательств у полиции пока нет, хотя несколько человек заявили, что этот полицейский преступник — Виктор Г. Причем в городе говорят, что Виктор и его друзья собирают дань с проституток и торговцев наркотиками в своем округе…

Серийный убийца – обычно это сексуальный маньяк. Это не обычный преступник.

Он не грабит своих жертв. Он как бы не корыстен. Ему доставляет удовольствие сам процесс совершения преступления. Когда их ловят, они обычно во всем признаются.

Сексуальные маньяки – это преступники, которых люди действительно боятся. Это те, кто нападает в основном на женщин и детей, насилует их и убивает. Он тщательно выбирает жертвы и почти никогда не попадается на месте преступления.

По мнению ФБР, в Америке одновременно действуют от 10 до 50 серийных убийц. Одного из них сейчас судят. Речь идет о некоем садовнике Джоэле Р., которого соседи знали как замечательного знатока растений. «Его арестовали случайно. Мущину остановила дорожная полиция. Во время осмотра автомобиля полицейские почувствовали странный запах и обнаружили труп женщины. Водитель – Джоэль Р. – не стал отпираться. Он признался, что это труп проститутки, которую он задушил». Этот человек с болезненным удовольствием говорил о своих преступлениях. Во время первого же допроса он рассказал полицейским, в каких районах Нью-Йорка лежат трупы тех 16 женщин, которых он убил за три года. Он любил оставить себе на память что-нибудь о каждой из своих жертв – кредитные карточки, водительские права, серьгу, лифчик и т. п. Но удивительнее всего то, что «он казался им обыкновенным и в высшей степени положительным человеком».

Это и есть самое страшное в историях с серийными убийцами. Обычный случай: преступник, который ведет тайную сексуально-уголовную жизнь, свершив преступление, ведет обычную жизнь, часто имеет семью и ничем себя не выдает.

Такие сексуальные маньяки существовали всегда и во всех странах…

В 1980 году американец Джон Уэйн Гэйси был обвинен в убийстве 33 человек. Его жертвами становились молодые мужчины и мальчики. Считалось, что это самый страшный убийца в истории США.

Но затем появился еще более изощренный серийный убийца, которого полиция штата Вашингтон именует «убийцей с Зеленой реки”. С 1982 по 1984 год он совершил, по данным полиции, 37 убийств. Затем преступления внезапно прекратились. Но полиция не знает, мертв ли убийца, уехал куда-то, или просто лег на дно».

Одно спорное утверждение о таких людях встречается не только у журналистов, но даже в трудах специалистов. Л. Млечин писал:

«До и после совершения преступления такой преступник почти ничем не отличается от нормальных людей. Поэтому сексуальных маньяков так трудно найти». Это весьма спорное утверждение, его неубедительность ясна и для автора, который продолжает:

«Да нормальный ли человек такой маньяк? Может быть, это сумасшедший? Может быть, но если такого преступника все-таки ловят, врачи-психиатры оказываются в трудной ситуации. С одной стороны, убийцы отдавали себе отчет в том, что они делали. Серийные маньяки хитры и изобретательны. Они не убивают на хорошо освещенной улице в присутствии свидетелей. С другой стороны, цепь бессмысленно жестоких убийств свидетельствует о том, что убийца явно умственно неполноценен. Признанных невменяемыми лечат в специализированных учреждениях. Признанных вменяемыми казнят».

Но стоит полагать, что у таких людей в познавательных процессах, ценностных ориентациях и эмпатии должны присутствовать тонкие нарушения, для обнаружения которых нужны специальные методики.

Жестокие действия являются источником удовольствия для садиста, но они угрожают его партнеру. Поэтому, обсуждая проблему садизма, Э. Фромм возражает маркизу де Саду и Г. Маркузе, которые были сторонниками свободного выражения сексуального садизма. Поскольку, как доказано в психоанализе, многие желания человека иррациональны, вряд ли целесообразно придерживаться принципа свободного удовлетворения всех желаний.

Наличие у личности сексуального садизма говорит о том, что у нее сформирована садистическая структура характера, то есть она имеет сильнейшее желание властвовать, контролировать, унижать других людей. Фромм, безусловно, имел в виду, что крайняя и самоценная жестокость является ведущей чертой характера такой личности, причем в такой степени, что остальные черты или подчиняются ей, или подавляются ею, или же обслуживают ее.

Приведем исторический пример сочетания жестокости с сексуальными извращениями. Султан Баязид I, правитель Османской империи, отличался крайней жестокостью. Известно, что его отец, Мурад I погиб в бою на Косовом поле, в Сербии. Там же, после победы, как старший сын умершего, государственным советом Баязид был провозглашен султаном. Первым его поступком в качестве правителя империи было умерщвление своего младшего брата Якуба путем удушения. А ведь этот брат командовал флангом во время сражения и пользовался уважением солдат. Затем Баязид организовал массовую резню христиан, истребив, в частности, всех сербских князей, участвовавших в бою.

Оказывается, он был одновременно сексуальным извращенцем. В труде одного историка-туркофила есть строки: «Между кампаниями он предпочитал предаваться чувственным наслаждениям, ничем не ограниченному обжорству и пьянству и не отказывал себе в различных формах разврата с женщинами и мальчиками из своего гарема. Двор Баязида, прославившийся своей роскошью, вполне мог соперничать с роскошью византийского двора в период расцвета. При всех этих эксцессах Баязид отличался глубокой религиозностью. Он соорудил для себя небольшую келью на крыше своей мечети в Бурсе и на долгое время погружался в состояние мистического уединения, затем беседовал с богословами из своего исламского окружения».

Эти факты показывают, что султан Баязид был сексуальным садистом, странным образом сочетая в себе также религиозность. Это выглядело бы парадоксом, если бы не человечество не знало, что ислам поощряет жестокость.

У султана Баязида были также акцентуированные черты характера:

  • он был слишком гордый;

  • слишком импульсивный;

  • слишком жестокий;

  • имел слишком высокое мнение о себе;

  • слишком ненавидел христиан;

  • был чрезмерно упрямым и т. п.

Человек с патологическим характером решал крупные политические вопросы, и последствия его преступных деяний до сих пор оказывают влияние на судьбы сербского и других славянских народов. Как ни странно, политические наследники деспота находят поддержку у руководителей ряда христианских государств.

Сильнейшие импульсы властвовать, подавлять и контролировать других влияют на сексуальные желания человека. Известно, что такие несексуальные мотивы, как влечение к власти и богатству, а также нарциссизм, возбуждают сексуальное желание человека. Фромм утверждает, что «ни в одной другой сфере поведения характер личности не проявляется так ясно, как в сексуальном акте», поскольку сексуальное поведение спонтанно, оно является результатом обучения в минимальной степени.

В сексуальном поведении выражаются любовь, нежность, садизм или мазохизм, алчность, нарциссизм, тревоги личности, фактически каждая существенная черта его характера.

Э. Фромм критикует ту точку зрения, согласно которой выражение садизма в сексуальных действиях уменьшает деструктивные тенденции людей. «Ну что же, подобные рассуждения вполне логично было бы завершить таким выводом, что надзиратели в гитлеровских концлагерях могли бы вполне благосклонно и дружелюбно относиться к заключенным, если бы у них была возможность получить разрядку для своих садистических наклонностей в сексе».

  • Несексуальный садизм – это уже крайняя форма агрессивности без ее связи с сексуальным желанием. С незапамятных времен жертвами людей с таким садизмом становились все слабые и незащищенные люди: пленники, рабы, дети, очень часто – также животные.

Приведем пример несексуального садизма, который хорошо иллюстрирует его природу. Во время Великой Отечественной войны против фашистской Германии и ее сателлитов сержант Советской Армии Артавазд Адамян попал в плен к немцам. Вот что он рассказал годы спустя писателю Зорию Балаяну: «Немцы, требуя от меня, попавшего к ним в плен, данных о расположении наших частей и не получив ответа, начали методично и, я бы сказал, со знанием дела, истязать меня. Они словно растягивали «удовольствие”. И я тогда подумал: слишком уж точно следовали немцы урокам своих учителей – организаторов геноцида армян, главарей Османской Турции. Так же поступали со своими жертвами и турки в пятнадцатом году, они действовали теми же методами. Меня даже не удивило, что у них не где-нибудь там в гестапо в тылу, а на фронте была специальная «заготовка”: железный прут со звездой на конце. Накалив его на огне, немец сначала приложил «форму” к предплечью правой руки.

Я молчал. Через некоторое время раскаленная добела звезда была приложена к другой руке. Потом уж – ко лбу. И лишь потом они стали острым ножом отрезать пальцы левой руки. Причем они заставляли меня непременно смотреть на процесс пытки. Стоило мне только отвернуться, как следовал удар по лицу. В одном я видел свое спасение. В смерти. Но судьба распорядилась иначе. В землянку вбежал немецкий солдат и что-то сказал офицеру. Тот стремглав выскочил на улицу. За ним выбежал и солдат-палач. Они были явно чем-то встревожены. И, конечно, были уверены, что я уже не то что полумертвый, а самый что ни на есть мертвый человек. Может, поэтому на миг забыли обо мне. И этого мига было достаточно. Схватил автомат. Две гранаты.

Дорога была открыта. После двух взрывов у входа в блиндаж я вскочил и, к счастью, ни одна вражеская пуля не достигла цели. Собственно, они слишком поздно спохватились… Вот такова история моя…».

Страшные примеры садизма зафиксированы в исторических трудах, описывающих захватнические войны тюркских и монгольских орд в завоеванных странах. В частности, армянская и византийская историография полны трагических описаний массовой резни детей, женщин и стариков, а также пленников во время походов турецких султанов. Этноцид армян, греков, ассирийцев и других наций и этнических групп, живших в пределах Османской империи – вопиющие примеры разгула садизма.

Садизм всегда был свойствен многим, в том числе тюркоязычным народам. Он проявляется в постоянных войнах с другими народами, но есть примеры того, что вожди этих племен использовали садистические методы и в борьбе друг против друга, во внутриэтнических отношениях.

Вот какой интересный пример приводит Л. Н. Гумилев в одной из своих книг. Предыстория этого случая такова: когда Темуджин был избран монгольским ханом и принял имя Чингисхан, у него сразу же появилось много заклятых врагов. Одним из них был Джамуха. Между ними возникла война, во время которой и совершались страшные садистические деяния, причем по отношению к сородичам, представителям той же этнической группы. Гражданские войны бывают особенно жестокими, феномен, который требует пристального внимания психологов и психоисториков. Л. Н. Гумилев пишет:

«У Чингисхана было тринадцать куреней, которые он тоже вывел в поле. Джамуха опрокинул строй чингисовцев, но те отошли в ущелье Изерен при Ононе. Джамуха не штурмовал ущелье, но безжалостно расправился с пленными. Семьдесят юношей из рода Чонос он велел сварить в котлах, а своему бывшему соратнику – Чахан-ува – отрубил голову и привязал ее к хвосту коня. После этих сомнительных подвигов он вернулся домой».

В последние десятилетия в США проводились специальные научные исследования с целью выяснения масштабов распространения различных форм садистических действий по отношению к детям. Оказалось, что жертвами садизма чаще всего становятся дети и подростки до 16-летнего возраста, то есть в том возрасте, когда они зависимы и беззащитны.

Несексуальный садизм, в свою очередь, бывает физический и психический. Психический садизм личности выражается в различных формах словесной агрессии. Это оскорбление личности словом – замечанием, критикой, некорректным и неуместным вопросом. Но такой садизм может выражаться и в невербальных формах коммуникации – в улыбке, смехе и различных экспрессивных выражениях.

Все эти разновидности психического садизма наиболее эффективно оскорбляют и унижают человека, когда применяются в присутствии других, публично.

Э. Фромм приводит ряд примеров из жизни Сталина, показывая, каким образом этот жестокий деятель применял физические и психические садистические действия к разным людям.

Об этом в настоящее время уже имеется обширная литература на русском языке.

До того как дать приказ об аресте человека, он обычно выказывал своей жертве знаки подчеркнутого внимания и даже симпатии, поэтому арест, в силу своей неожиданности, воздействовал особенно глубоко и болезненно.

Сталин приказывал арестовывать жен и детей высших партийных и государственных деятелей и держал их в тюрьмах и концлагерях, в то время как эти работники должны были «нормально» продолжать свою службу и даже встречаться с ним. И они работали, не рискуя что-либо просить ради своих родных и близких людей.

Например, жены Калинина, Молотова и Куусинена, а также сын последнего в 1937 году оказались в концлагерях. В присутствии других высших должностных лиц Сталин однажды спросил Куусинена, почему не хлопочет за освобождение сына? Этот «храбрый» деятель ответил, что, по-видимому, имеются веские основания для его ареста! Сталин ухмыльнулся и приказал освободить сына этого отважного партийного деятеля. Для психолога здесь интересно все, но особенно тот факт, что человек даже в самых трагических ситуациях сочиняет оправдания, чтобы сохранить свою положительную самооценку. В данном случае Куусинен сочинял рационализации в пользу Сталина. Если внимательно присмотреться к фактам, можно убедиться, что данный механизм психологической самозащиты очень широко используется во взаимоотношениях руководителей и подчиненных.

Сталин однажды приказал арестовать жену своего личного секретаря, который, тем не менее, должен был продолжить свою работу. Такие люди или имели очень низкий уровень личного достоинства и самоуважения, или же морально до такой степени были деградированы, что уже не сопереживали даже своим близким людям, ставшими жертвами Сталина и КГБ. Так, Лазарь Каганович не возражал против ареста своего брата Михаила, который, согласно сочиненной Берией и Сталиным версии, был связан с фашистами. При очной ставке с провокатором в кабинете А. И. Микояна Михаил Каганович вошел в туалет и выстрелом из пистолета покончил с собой.

Действия Сталина часто бывали неожиданными для других. Арестовав и некоторое время истязав человека, он мог затем освободить его и вновь назначить на высокую должность.

Эрих Фромм и другие исследователи считают Сталина несексуальным садистом. Но такой вывод нельзя считать окончательно доказанным. Когда Р. Медведев и Э. Фромм писали свои книги, многие факты личной жизни Сталина, его взаимоотношений с женщинами, не были еще известны. Новые исследования могут показать, что он, по-видимому, принадлежал к смешанному типу садистов: он был одновременно и сексуальным, и несексуальным садистом. Почему-то молчаливо предполагается, что названные разновидности садизма не могут сочетаться в одной личности. Такое предположение является недостаточно обоснованным. Теорию садизма надо развивать таким образом, чтобы она охватывала все больше фактов реальной жизни.

Он приложит все силы, чтобы только не допустить ничего, что могло бы оскорбить их чувства. Он будет интуитивно находить слова, чтобы сказать что-либо приятное, например, одобрительное замечание, которое поднимет уверенность в себе. Он склонен автоматически во всем винить себя. Если он должен сделать критическое замечание, он сделает в максимально возможной мягкой форме. Даже если его явно оскорбляют, он выскажет свое «понимание» состояния человека. Но в то же время он остается сверхчувствительным к унижению и мучительно от этого страдает.

Он будет избегать всего, что напоминает самоутверждение, агрессию или враждебные проявления. Он может впасть в крайность, противоположную порабощению других людей, и быть неспособным отдать никакое распоряжение. Он сверхосторожен в оказании влияния или высказывании совета. Но у него начинаются головные боли, или рези в желудке, или еще какой-нибудь болезненный симптом, когда дела идут не так, как он хочет. У него развиваются самоуничижительные наклонности, он не осмеливается выразить никакое жела-ние, он склонен считать ожидания или требования других людей более оправданными и важными, чем свои. Но в то же время он презирает себя за ненапористость. И когда его начинают эксплуатировать, он оказывается в тисках неразрешимого внутреннего конфликта и может отреагировать депрессией или другим болезненным симптомом.

Садистская игра на чувствах при глубоком вытеснении и запрете уступает место ощущению, что человек бессилен кого-либо привлечь к себе. Он может быть просто уверен в том, что он непривлекателен для противоположного пола, вопреки веским свидетельствам обратного.

Возникающая в результате картина личности обманчива и с трудом поддается оценке. Ее сходство с уступчивым типом, склонным к стремлению к любви, самоуничижению, мазохизму поразительно…

…Однако в этой картине имеются определенные элементы, которые опытному наблюдателю укажут на наличие садистских наклонностей

Обычно имеется заметное, хотя и бессознательное презрение к другим людям, внешне приписываемое их не очень высоким моральным принципам.

Один и тот же человек может мириться с направленным на него садистским поведением, проявляя явно безграничное терпение, а в другое время обнаружит крайнюю чувствительность к малейшему признаку давления, эксплуатации и унижения.

Такой человек в каждой мелочи усматривает для себя обиду и оскорбление.

Поскольку его выводит из себя собственная слабость, его действительно часто привлекают к себе люди открыто садистского типа, вызывая у него одновременно и восхищение, и отвращение, так же как и те, в свою очередь, чувствуя в нем добровольную жертву, тянутся к нему. Так он попадает в ситуацию эксплуатации, пресекания надежд и унижения. Однако он не получает от дурного обращения никакого удовольствия, а страдает от него. Это дает ему возможность переживать собственные садистские импульсы с помощью кого-то другого, избегая необходимости смотреть в лицо собственному садизму. Он может чувствовать себя невинным и жертвой, но в то же время надеяться на то, что когда-нибудь возьмет верх над партнером-садистом и испытает торжество победы над ним. А пока он тихо и незаметно провоцирует ситуации, в которых его партнер выглядит не лучшим образом»

Очень часто такие отношения наблюдаются между родителями и детьми. Здесь отношения господства и собственничества выступают, как правило, под видом заботы и стремления родителей защитить своего ребенка. Он может иметь все, что хочет, но лишь при том условии, что не захочет выбраться из клетки. В результате у выросшего ребенка часто развивается глубокий страх перед любовью, потому что для него любовь означает рабскую неволю.

Карен Хорни.
(Иллюстрация: Франсиско Гойя, «Тантал», серия «Capriccio», фрагмент)

История хранит ужасающие факты убийств и издевательств, виновниками которых были женщины.
Княгиня Ольга закопала целую делегацию
Княгиня Ольга жестоко отомстила за смерть князя Игоря. Когда древляне пришли к ней с предложением стать супругой их князя, Ольга ответила: пусть сватов несут ко мне в ладье. Древляне поверили, и их с почетом донесли до терема княгини. Во дворе уже была вырыта яма, куда сватов и сбросили. Яму закопали. На этом месть не закончилась. Ольга пригласила к себе важных древлянских мужей, ничего не знающих о смерти прежней команды.
Но перед разговором предложила помыться в баньке с дороги. Те согласились. Баню Ольга приказала поджечь вместе с послами. А потом решила поехать на могилу Игоря в древлянскую землю и устроить поминки. Устроила. После пира киевские дружинники истребили около 5 тыс. неприятелей. Но и это не все. Окружив Искоростень, возле которого и погиб Игорь, киевское войско так и не могло взять городок измором.
Хитрая Ольга пообещала жителям, что уйдет, получив пустячный откуп – по три голубя и по три воробья от двора. Горожане согласились. А Ольга приказала привязать к каждой птичке по кусочку серы. Серу подожгли, птицы вернулись домой, и город запылал.
Садистку «Салтычиху» засудила императрица
Когда в 1801 году умерла российская помещица по прозвищу «Салтычиха», одной кровавой фигурой на Земле стало меньше. Ибо Дарья Салтыкова за свою жизнь зверски замучила многих крепостных. С молодых лет она морила крепостных голодом, ошпаривала кипятком, держала на морозе голыми или поджигала им волосы.
Среди ее жертв были и мужчины, но садистка измывалась в основном над женщинами и девушками. Всего на ее совести не меньше 139 погубленных жизней. За что и попала под суд Екатерины Второй. Сначала «Салтычиху» приговорили к смертной казни. Потом приговор сменили, и кровожадную помещицу заключили под стражу. Она умерла в монастырском заточении в 71 год.
Фанатичка Изабелла уничтожала подданных во имя веры
Говоря о количестве смертей, в которых замешана испанская королева Изабелла І, невозможно не упомянуть о зловещей фигуре инквизитора Торквемады.
Именно он возглавлял «службу», пекущуюся о чистоте религиозных рядов – католический трибунал. За пятнадцать лет этот деятель приговорил к сожжению более 10 тыс. человек. Количество оставшихся в живых после пыток и наказаний – более 97 тыс.
А при чем же тут королева? Изабелла давала «добро», как она считала, на борьбу с ересью, а Великий инквизитор был, кроме того, ее духовным наставником. Именно Торквемада сделал из правительницы фанатку веры, и костры аутодафе в стране пылали намного чаще, чем в других странах. Обвинять только его одного в том, что Испанию заливали реки невинной крови, было бы несправедливо.
Кровавой Мэри не поставили памятник
У нее был знаменитый отец – основатель англиканской церкви Генрих VIII. Он не побоялся гнева Папы Римского за этот свой поступок.
Но судьба словно в отместку дала дочь, которая стала королевой Марией І Тюдор, хотя большую известность обрела как «Кровавая Мэри».
Девочка росла хлипкой (спасибо папе-сифилитику). Тем не менее, на зло ее хватало – за годы правления на инквизиторских кострах Англии сожгли почти 300 «оппозиционеров». Таковыми королева считала протестантов и всячески против них боролась. В результате еще масса народу просто бежала из-под ее царствующего гнета.
Причем даже родной муж Филипп не выдержал – уехал в свою Испанию. Королева заболела, не вынеся одиночества, и умерла. Смерть жестокой королевы в 1588 г. отмечали как национальный праздник, а среди достопримечательностей Англии вы не найдете памятников на ее честь. Не заслужила.
Графиня Батори принимала ванны с кровью
Может, это и вымысел, но он недалек от истины. Елизавета Батори, став супругой венгерского графа Недашдя, получила от него в свадебный подарок замок в Малых Карпатах.
Граф этот отличался жестоким нравом, но женушка оказалась достойной – на ее счету 650 жизней. Говорят, что началось все с сильной пощечины, которой графиня «наградила» свою служанку. У той пошла носом кровь, капля попала на графиню.
Ей показалось, что кожа в том месте стала свежее. Вот почему в подвалах замка появились несчастные женщины и девушки, истекающие кровью – эта кровь наполняла ванну для графини. Чудовищная жестокость Елизаветы Батори так и осталась безнаказанной – никто ее не осудил.
Мышьяк – «метод» Мэри Коттон
У Мэри Энн Коттон все время умирали мужья и дети. Но эта женщина не сдавалась – снова выходила замуж. И снова та же беда. После трех замужеств это выглядело уже подозрительно.
Оказалось, что к «бедной» женщине стоило присмотреться – она свела в могилу то ли 12, то ли 15 человек. Зверская технология была простой – отравление мышьяком всех, кого можно, а потом с прискорбным видом получение страховки.
Ее достойное поведение и милое лицо очень способствовали отведению всяческих подозрений. Но блеск денег, ради которых она шла на убийство, не только затмили разум, но и лишили элементарного приличия – однажды, отравив двух детей (от прежнего мужа), Мэри, не теряя времени, явилась в страховую контору. Кто-то вспомнил, как эта дама покупала в аптеке мышьяк, и началось следствие. Смертный приговор был приведен в исполнение в 1873 г.
Белль Гуннесс ради денег убивала родных
Американцы нанимали ее в горничные, не подозревая о ее страшной любви к деньгам и о том, что ради денег эта норвежка готова на все.
Даже на убийства. Больше двадцати человек, попавшихся на ее жизненном пути, лишились жизни. И это не обязательно незнакомые и чужие! Гуннесс расправилась со своими двумя мужьями, убила также трех дочерей.
Деньги она добывала простым путем – страховала мужей, а потом брала в руки или нож, или яд. Мол, погиб муженек, пожалуйте денежки! Свидетелей не оставляла.
Не остановилась даже перед поджогом дома с детьми. При этом пыталась инсценировать и свою смерть. В 1931 году, в Лос-Анджелесе арестовали некую Эстер Карлсон. Она убила мужа и пыталась получить страховку. Внешне эта женщина напоминала грузную 90-килограммовую фигуру Гуннесс. Убийцу не успели судить, она умерла в тюрьме во время следствия.
Илзе Кох «развлекалась» в концлагере
Еще до замужества она работала в концлагере Заксенхаузен. А когда мужа назначают начальником зловещего Бухенвальда, перед Илзе появляется огромное поле «деятельности» – любого попавшегося на глаза можно избить или замучить.
Прозвище «Бухенвальдская сука» как нельзя лучше характеризует наклонности жестокой немки.
Известно, например, что ее сумочка была изготовлена из человеческой кожи, а в комнате висела люстра из того же «материала»…
Но настал 1944 г. Мужа арестовали, позже казнили, а хитрая немка скрывалась несколько лет. Нашли. Судили американцы. Илзе нашла способ забеременеть, дожидаясь решения суда – чтобы к ней как-то помягче… Но прокурор посчитал, что беременность для такой садистки не оправдание. Странно, конечно, но судьи решили, что Илзе Кох не такая уж и виноватая. Что с нее взять – «слуга режима». И… отпустили. Несмотря на 50 тыс. жертв, к гибели которых она причастна. Но преступницу сразу же, в 1951 г. арестовали и судили уже немцы. Приговор – пожизненное заключение. В 1967 г. Илзе повесилась. Но раскаяния от нее никто не услышал.
Ирма Грезе смеялась перед казнью
Ирма Грезе в отрочестве пережила душевную травму – самоубийство матери. Возможно поэтому через несколько лет ее потянуло в девичий коллектив.
Оказалось, что это женский аналог «Гитлерюгенда», но немке он пришелся по душе. Ирма стала работать медсестрой, а потом пошла на службу в СС.
Был 1942 г. В лагере Аушвиц 20-летняя Ирма стала старшей надзирательницей и жестоким палачом. С кнутом и пистолетом она могла пройтись по территории и выбрать, кого отправить в газовую камеру, на кого натравить изголодавшихся овчарок, кого просто застрелить или выпороть.
Если таких «развлечений» садистке не хватало, Ирма высматривала жертву для сексуальных издевательств. Казалось, в ней поселилась сама смерть и ничего человеческого в этой женщине не осталось. Прозванная «красивой зверюгой», она закончила жизненный путь в 1945 на виселице по приговору трибунала. Ночь перед казнью провела, распевая песни и смеясь.
Беверли Аллитт: смерть приходит в белом
Медсестру Беверли раздражали лежащие в больнице дети. Некоторые постоянно хныкали, некоторые просто жаловались, что им плохо. И тогда к ним подходила «добрая» тетенька в белом халате и со шприцом.
Беверли делала маленьким пациентам уколы инсулина. Невинные дети умирали, и все это походило на естественную смерть.
Медсестра просто решила, что несносные дети просто скучали, желая, чтобы им больше уделяли внимания. Однако такое «внимание» медицинского работника убило четырех детей. Еще девять чуть не лишились жизней.
За серийные убийства медсестру приговорили к сорокалетнему заключению. Она и сейчас за решеткой. А убивать начала в 1991, когда ей было всего-то 23 года.
Преступления Миры Хиндли попали в кино
Возможно, эта дама сама не дозрела бы до ужасных преступлений, но на ее пути попался «достойный» спутник – некий Йен Бредли.
Сначала он научил ее многим сексуальным штучкам, а потом оба поняли: даже таких развлечений им мало. И Йен, с его извращенным восприятием мира, смекнул, как порадовать и себя, и подружку.
Эти изверги стали ловить детей и мучить их, фотографируя и радуясь крикам несчастных. Жестокая парочка записывала стенания умирающих. А потом детей убивали – незамысловато и тупо – проводом, лопатой… Да чем угодно, но с азартом. Но попав в руки правосудия, эта кровожадная блондинка стала вести себя хладнокровно, заявлять, что к преступлениям ее подтолкнуло разочарование в католичестве. В чем же виновны 11 зверски замученных детей? Ну, вот, мол, так случилось…
В 2002 г. Мира так и умерла за решеткой. Режиссеры посчитали злодеяния парочки достойными экранизации.
«На самом деле женщины не агрессивней мужчин»
Мнение психолога Владимир МИКОЛЕНКО:
– Мне не известна статистика жестоких преступлений, совершенных именно женщинами. Они, обычно, меньше демонстрируют открытую агрессию. Ведь так исторически сложилось: мужская часть общества по долгу службы воевала, устраивала различные жестокие развлечения.
Поскольку женщине чаще всего отводилась роль хранительницы домашнего очага, общество требовало от нее чуткости к окружающим. Впрочем, другая сторона этого качества – повышенная восприимчивость и психическая возбудимость. Острая реакция женщины при этом может вылиться в неожиданную форму. И когда нам такой поступок кажется чудовищным, то сама виновница происходящего может посчитать его «не хуже, чем у других».
Не следует забывать, что если столетиями женщины были довольно закрыты для социума, ограничены во многих правах, то сейчас ситуация другая. Это тоже повлияло на их поведение. Другими словами, развитие общества привело к тому, что представительницы прекрасного пола могут проявлять свою агрессию точно так же, как проявляют ее мужчины.
2-01-2011, 08:22 by ILIANAПросмотров: 72 819Комментарии: 74 +213

Ключевые слова: Женщина убийства садизм кровь

Другие, подобные истории:

  • Все досталось по наследству. Часть 5
  • Зубные протезы
  • Похититель душ
  • Странный дед
  • Виртуальная реальность
  • Зеркало
  • Домовой
  • Умерший муж
  • Положила голову на стол…
  • Атеисты, прочтите
  • Год Змеи в истории Руси
  • Долгожданная встреча
  • Любовь после смерти
  • Фотография
  • Брат…

В этой статье я приведу письма двух молодых женщин, описывающих свой опыт отношений с садистами.

Первая женщина — жертва физического и психического насилия в семье, вторая повествует о личном опыте сексуальных отношений с садистом.

А., 27 лет:

«Здравствуйте! Моё детство прошло рядом с отцом-садистом и даже воспоминания о нём рождают во мне самые неприятные чувства. Он был фанат порядка в доме и полного послушания. Если он приходил с работы и видел хоть одну неприбранную игрушку или книжку, он хватал меня за волосы и начинал бить и швырять по комнате, мог бросать в меня различные, даже тяжёлые, предметы, запрещал мне гулять во дворе. Я должна была следить за младшим братом и расплачивалась за каждую его провинность. Одним из наказаний было есть до наступления тошноты и рвоты. Он постоянно говорил обо мне что-то унизительное в присутствии подруг, одноклассников, часто меня обзывал, никогда не обращался ко мне по имени — у меня была кличка. Много раз он грозился меня убить и даже оставлял в лесу. Часто я была свидетелем их ужасающих ссор с матерью, когда он избивал её или душил. Он не хотел давать ей развод, прибегая к всевозможным угрозам. Отец оставил нас в покое только когда мать начала отношения с другим мужчиной — с ним он побоялся связываться. Сейчас я замужем, но чувствую, что мой муж тоже становится тираном — он полностью хочет подчинить мои интересы своим, контролирует меня во всём, диктует правила поведения, орёт на детей и бьёт их. Если я не следую правилам, он становится агрессивным, дело нередко доходит до драк и побоев — чаще всего он начинает меня душить или бьёт по лицу. Как мне выйти из этого заколдованного круга?»

Н., 34 года:

«Здравствуйте! На сегодняшний день я разведена и начала отношения с мужчиной, ему 37. Хочу знать Ваше мнение, насколько он может быть опасен? Приведу факты, которые меня настораживают:

1. он художник, рисует картины и их фото выкладывает на своей странице в соцсети для продажи. Этот факт, с одной стороны, меня радует, потому что я люблю творческих людей, но с другой, сюжеты его картин заставляют задуматься, т.к. переполнены агрессией: собака с оскаленной пастью, тигры с кровавыми мордами, сцены убийства и вообще много кровавых сюжетов.

2. В общении он чаще груб, всё время язвит и пытается унизить, но выдаёт это за шутку.

3. У него странные наклонности в сексе. Ему нравится меня щипать и не слегка, а сильно, так, что остаются синяки, ещё он любит кусать меня, когда целует — однажды он очень сильно, до крови, прикусил мне губу.

Первый секс у нас также произошёл при странных обстоятельствах: он попросил меня прийти в 12 часов ночи на железнодорожный мост без нижнего белья и ждать его там, сказал, что придумал отличную игру. Я пришла на мост и стала ждать — было страшновато (ночь, сильный ветер, вокруг ни души, гул поездов). Я задумалась, и в этот момент он ко мне подбежал, зажал ладонью рот, и занялся со мной каким-то диким сексом. Такой форсаж поверг меня чуть ли не в шок, к тому же всё время был страх упасть за перила моста. Когда я пришла в себя, он принялся меня убеждать, что скоро я войду во вкус и мне это понравится, что, если я хочу испытать максимальный оргазм, то должна довериться ему и согласиться на его эксперименты. Но меня не покидает страх, что однажды все это закончится очень плохо. Что мне делать — пойти всё же на его условия или завершить отношения? Есть ли шанс его переделать?»

Австрийский психиатр и криминалист Рихард фон Крафт-Эбинг, один из основателей сексологии, определяет садизм как ощущение полового удовольствия, доходящее до оргазма при виде жестокостей, совершаемых над другим человеком (животным), стремление причинять другим унижения и страдания, раны и боль с целью получения сексуальной разрядки.

Даже если садист не вступает с жертвой в половое сношение, он всё равно получает моральное наслаждение, подвергая её психологическим и физическим истязаниям. Без сцены насилия у сексуального садиста наступает психогенная импотенция.

Примеры морального и физического садизма по отношению к детям показаны в фильмах «Нелюбовь», «Похороните меня за плинтусом», в отношениях между супругами — в фильме «С меня хватит» с Дженнифер Лопес.

Примеры сексуального садизма можно увидеть в фильмах «Разоблачение» с Деми Мур, «50 оттенков серого», который, в сравнении с реальной жизнью с садистом, покажется невинной сказкой про Золушку.

Настоящего сексуального садиста не удовлетворят лёгкие удары плёткой или невинные игры с наручниками, т.к. он возбуждается и получает разрядку именно от вида мучений другого человека (своего партнёра), а не от вида получаемого им наслаждения. Садист получает удовольствие, если видит чужие страдания, боль и кровь. Если он бьёт плёткой, то до крови. При этом садист может войти в сладострастный раж, утратить над собой контроль и совершить убийство.

Эксперты сравнивают садизм (как и другие сексуальные парафилии) с наркотической зависимостью. Сначала садист начинает с малого, но постепенно потребность в дозе причиняемых другому страданий возрастает. Следует обратить внимание, что садисту важен не сам объект, а возможность реализовывать с ним свою тягу к жестокости.

Садист, чтобы реализовать свои фантазии, которые он долго и тщательно обдумывает, вступает в bdsm-сообщества, совершает это с проститутками, ищет партнёршу (партнёра), которые примут его правила игры, идёт на совершение преступления (изнасилования, убийства) или находит себе работу, где может в полной мере проявить свою потребность лицезреть человеческие страдания, унижения и беспомощность. В прошлом такие люди примыкали к инквизиции, выбирали работу в тюрьмах, концлагерях. На сегодняшний день также есть немало профессиональных сфер, где садист в буквальном смысле может получать удовольствие от своей работы. Садизм можно встретить среди полицейских, педагогов, врачей, в армии и т.п.

Психологические особенности садиста (описанные профессором психиатрии Ц.П. Короленко):

1. Жестокость по отношению к животным в детском возрасте; 2. Отсутствие привязанности к родителям; 3. Стремление причинить боль и унизить более слабых, младших по возрасту детей; 4. Садистские фантазии, выраженные в разговорах, творчестве, дневниках, положительно окрашенные воспоминания о прошлых сексуальных контактах с применением силы и т.п.; 5. Проявление агрессии в подростковом возрасте (изнасилования). Садист даже может не вступать с жертвой в половую связь, а испытать удовольствие уже от её унижения и нанесения ей побоев; 6. Флуктуирующая (плавающая самооценка); 7. Потребность в контроле, власти, агрессивность, деспотизм, мстительность; 8. Диссоциация гендерной идентичности; 9. Жертва сексуальной агрессии в прошлом, ищущая мазохиста, которому можно отомстить соответствующим образом.

Садист не просто получает удовольствие от причинения боли, но и считает это совершенно нормальным, пытаясь перестроить психику жертвы так, чтобы она не сопротивлялась его наклонностям.

Если в человеке развита самокритика и он осознаёт деструктивность своих влечений, то он может сублимировать свою агрессию в творчество, в экстремальные виды спорта, контролировать свои садистические импульсы в сексе, чтобы не выходить за черту дозволенного. Если же психика человека значительно нарушена, то отношения с ним могут быть опасны для жизни, либо полностью деморализуют жертву, уничтожают в ней личность, превращая в пассивное, запуганное существо.

Вход в отношения с садистом стоит «1 рубль», а выход, как говорится, «10». Когда жертва оказывается в паутине своего мучителя, он не хочет её отпускать, полностью подчиняя её жизнь себе, воздействуя на неё с помощью угроз, шантажа, страха.

На моей практике женщинам удавалось уйти от садиста только ценой подорванного физического и психического здоровья (бывали случаи, когда мужья выталкивали жён за дверь на мороз в одном халате, с детьми и без копейки денег), либо женщина находила себе покровителя в лице другого мужчины, который помогал ей уйти от садиста, а также путём подключения своих связей и ответного шантажа.

Какие обстоятельства затрудняют выход жертвы из паутины насилия?

1. Подорванная самооценка и высокий уровень тревоги на этом фоне, депрессия, заставляющие жертву думать, что её положение безвыходно, она никому не нужна, непомерный страх за свою жизнь или безразличие к ней. 2. Идентификация с агрессором, когда жертва начинает не только ненавидеть своего тирана, но и проникаться к нему состраданием (например, женщина себя убеждает: «он такой жестокий, потому что у него было тяжёлое детство, но он не всегда жесток — иногда он бывает хорошим» или «бьёт — значит любит» и т.п.). 3. Дезадаптивная модель воспитания в семье, сформировавшая мазохистские установки на жертвенность. Чтобы вырваться из этой опасной созависимой паутины, Жертве, во-первых, нужно совладать тревогой и страхом, чтобы найти в себе силы действовать, во-вторых, осознать, какая дезадаптивная модель воспитания и поведенческие паттерны приводят её к таким отношениям, в-третьих, не действовать в одиночку, найти союзников, в-четвёртых, агрессора может привести в чувство только страх последствий совершаемой агрессии. Если у агрессора не будет страха наказания, то он не прекратит своего преследования.

Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к моим статьям!

Подписаться на мои статьи можно

Чтобы получить мою консультацию, позвоните по номеру +7(919) 324-75-26 или

Как правило, мои клиенты чаще всего имеют ту или иную степень эмоциональной зависимости (со-зависимости).
И сегодня я хочу перечислить поведенческие маркеры, отличительные черты самого жестокого человека, имеющего комплекс садиста.
Небольшое вступление.
Большинство из нас, дорогие мои читатели, выросли в условиях дефицита родительской любви. На каком-то из периодов развития ребенка (до 19 лет), «Я» — система представлений о себе, оказывается надломлена или разрушена излишне отчужденным, или контролирующим, либо непоследовательным отношением родителей к малышу.
Вырастая, такой человек просто не может оставаться в одиночестве и начинает искать безбрежную любовь, чтобы заполнить пустоту внутри, причем встретив партнера, проявляет ее в нескольких формах:
1 вариант. Отказывается от своего суверенитета. «Моя жизнь без него — ничто. Я — никто, а он — Все»
Полное добровольное подчинение, «растворение» в партнере. Позиция Ребенка.
2. Полное лишение второй «половинки» самостоятельности.
«Я знаю, как лучше для Него. Я умнее. Он вообще не сможет жить без меня» Позиция Родителя. Полный контроль и руководство партнером.
3. Абсолютное разрушение личных границ партнера. «Он — раб, моя вещь. Я — его хозяин»
Агрессия. Партнера используют для повышения своей самооценки, ежедневно доказывая ему свою власть и контроль не только над поступками, но и над чувствами, позволяя испытывать даже короткую радость — лишь от поощрения «Хозяина».
4. «Заслужи мою любовь».
«Он должен доказать мне, что я — идеален». Человек готов унижаться и идти на любые жертвы — лишь бы получить знаки любви от партнера, но если тот «плохо старается» — найдет другой объект, восхищающийся им…
Таких — очень много в интернете! Они выбирают партнера, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а потом требуют проявления любви к ним! А затем резко исчезают…
Каждый из созависимых людей имеет «комплекс» — набор черт характера и поведенческих паттернов, который «вырос» в зависимости от поведения родителей.
Таких комплексов — 5. Это — комплексы самоуничижения, мученичества, садизма, нарциссизма, а также ненасытной любви (вечный Ромео).
Про «ненасытную любовь» я писала в статье » Любовная зависимость — синдром Ромео».
Большинстве комплексов уже освещали в своих статьях мои коллеги на б17, сегодня я лишь расскажу о наиболее частом сочетании — когда один из партнеров, обладающий «комплексом самоуничижения» (Красная Шапочка) добровольно передает себя полностью во власть человека с «комплексом садиста» (Серого Волка) — о том, что в молодости испытала сама…

Портрет человека с комплексом самоуничижения — выступающего в отношениях жертвой (чаще — это женщина)

Посмотрите на картинку — здесь жена не приступит к трапезе, пока не убедится, что ее ненаглядный оценил приготовленное блюдо и насытился. А он отнюдь не станет спешить выявлять благодарность: «Это — ее обязанность»…

Детство жертвы: семья, в которой не только не было принято выявлять любовь к ребенку, но и предъявлялись к нему завышенные требования. «Ты должна быть лучше других и соответствовать нашим ожиданиям. Вот, посмотри на…. Ах. ты не можешь быть лучше нее (него)? Значит — ты — ничтожество! Поэтому — сиди и не высовывайся, не позорь нас!»

А. выйдя замуж — как правило, за властного. подавляющего партнера: «Я — неполноценная (некрасивая). Буду благодарна ему за то, что обратил на такую, как я, внимание. Я недостойна другого отношения. Не имею права на любовь»…
Так женщина становится добровольной рабыней. И дочь в такой семье вырастает, как мама — жертвой, а сын — агрессором. Если. конечно. женщина не находит в себе силы, чтобы уйти от Серого Волка. Только тогда ее дети смогут получить пример другой модели женского поведения и узнают, что их мать — не покорная Красная Шапочка — а сильная, самостоятельная Женщина. И станут ее ценить и уважать…

Точно так получилось и в моей семье, и после развода с садистом-мужем я смогла воспитать своих детей сильными и успешными. Самостоятельными личностями.

Портрет садиста. В отношениях — агрессор (чаще это мужчина)
Детство: душевное одиночество и ощущение того, что мир вокруг — жесток и опасен.
Родители сурово и незаслуженно наказывают, часто они — алкоголики…
«Ты — моя собственность, никто, что хочу, то и сделаю с тобой». «Ты во всем виноват и недостоин любви».

Вырастая в такой семье, юноша считает:»Жизнь — вещь дешевая», «Чтобы выжить — буду заставлять страдать других», «Я заставлю других страдать и подчиняться мне — только так я смогу сам избежать страданий», «надо действовать на опережение — пусть боятся меня»…

У садиста есть одна отличительная черта (которую полезно знать молодым неопытным девушкам): они очень любят критиковать и высмеивать других людей.

Существуют как открытые, так и скрытые садисты. Оба этих типа стремятся к абсолютной власти над своей жертвой, порабощая ее. Но действуют разными путями.

Скрытые садисты встречаются наиболее часто в нашем обществе. Они одевают «маску любви», и не выказывают открыто свои наклонности. Они прикрываются беспомощностью и болезнью, показывая, как другие люди их обидели (врачи — вовремя не диагностировали болезнь, первая жена оказалась бессовестной стервой). Они требуют постоянного внимания и не выносят одиночества. Полностью эксплуатируют жертву.

Такие люди не отдают распоряжения и приказы, а любое давление (или просьба что-то сделать) может вызвать у такого человека реальный болезненный симптом (например, резь в желудке).

Но у скрытых садистов есть черты, которые все же можно заметить:
1. Презрение к людям («у других — низкие моральные принципы»).
2. Любая мелочь может вызвать у него обиду и чувство оскорбления.
3. Он восхищается лишь другими «сильными» садистами, но внутри мечтает, чтобы кто-то обрел верх и над ними. Тогда садист испытает удовлетворение.

Открытые садисты явно демонстрируют свое презрение к людям, при этом считая свое поведение — нормой .

Отличительные черты:
1. Постоянное «воспитание» — как партнера, так и детей. Жене: «Тебя дурно воспитали твои родители, ты — распущена. теперь я займусь твоим правильным воспитанием». Похвала — исключена, лишь постоянная критика (особенно — лучших ваших способностей). Ребенок — раб.

2. Любит играть чувствами партнера. Только он имеет право вызвать радость или огорчение жены. Другим это запрещено. И садист сделает все, чтобы жена, например, не испытывала радость от повышения по службе. «Это — не твоя, а моя заслуга. Ты обязана вносить вклад в наш семейный бюджет». Садист постарается и утешить, если жена страдает из-за других людей. Она примет его слова как «поддержку», а он будет упиваться абсолютной властью над ней и ее чувствами.

3. Использование партнера. Садисту невозможно угодить и он никогда не станет благодарить вас. Как бы вы ни старались — получите лишь критику. ведь он постоянно показывает, что вы никогда не станете ему равной (и часто садисты женятся на девушках намного младше себя).

4. Всегда бессознательно разрушают планы и надежды партнера. Принимают мрачный вид, если вы — радостны. Они не позволят вам получить удовольствие извне.

5. Постоянно унижает жертву и приписывает другим несуществующие недостатки. (например, если другой человек искренен и открыт — значит — он хитрый манипулятор)
Причем, садист верит, что он действует так жестоко именно из-за вашего поведения, ведь ему, «белому и пушистому» нужно вас «перевоспитывать».

6. Любитель «нервных встрясок» и может закатить скандал из-за пустяка. У него нет других чувств, кроме гнева и упоения властью над вами и ситуацией.

Садисты часто встречаются и среди мужчин, и среди женщин…Ко мне, психологу, совсем недавно обращалась женщина, которая стремилась «перевоспитать» мужа, виноватого лишь в том, что испытывает чувство привязанности к детям от первого брака. А не полностью подконтролен ей… И я была поражена — эта женщина даже не смогла назвать чувства, которые сама испытывает к мужу…

Партнеру, живущему с садистом, самому решать — Как жить дальше. Уйти или остаться…
Если решите изменить свою судьбу — прочитайте мою статью «Домашнее насилие. Что делать?», где я описала способы решения проблемы…
Всего доброго, уважаемые читатели! С вами была — Елена Ольхович

Статья — моя, и лишь немного дополняет материал, опубликованный здесь: https://zen.yandex.ru/id/5a6bfec39d5cb3e03df0e587

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *