Кто такая Магдалина

Содержание

Биография

Мария Магдалина – последовательница Иисуса Христа, упоминаемая как в католицизме, так и в православии и протестантизме. Ее именем называют приюты для падших женщин, с ней отождествляют образ кающегося грешника, а молитвы, обращенные к иконе Магдалины, даруют смирение, смелость, помощь в гонениях и вразумлениях иноверцев. Мария традиционно считается покровительницей социальных работников, проповедников и учителей. Также Мария Магдалина была излюбленным объектом у художников эпохи Возрождения.

Детство и юность

Биография Магдалины полна загадок и тайн, потому что единственный источник, указывающий на реальность жития легендарной последовательницы Иисуса Христа, это евангельский текст. Поэтому подтвердить или опровергнуть то, является ли Мария Магдалина исторической личностью, биографы и ученые не могут и по сей день.

Портрет Марии Магдалины

Информации о детстве и юности этой героини практически нет. Имя сторонницы мессии упоминается только в некоторых источниках – в Евангелии от Луки, где при повествовании о бытии Сына Божьего упоминается чудодейственное исцеление от бесов, а также в других трех рукописях — Иоанна, Матфея и Марка — имя женщины можно встретить лишь в нескольких эпизодах.

Равноапостольная Мария Магдалина родилась в израильском городе Магдала, располагающемся на берегу Геннисаретского озера, что в северной части Святой Земли.

О том, в какой семье росла и воспитывалась Мария, и кем были ее родители, остается только гадать, потому что священные писания об этом умалчивают. Хотя западноевропейские легенды гласят, что ее родителей звали Сир и Евхария, но другие источники указывают, что Магдалина была сиротой и работала на рынке.

Стоит обратить внимание на имя ученицы Иисуса Христа. Мария происходит от древнееврейского языка, а христианская традиция переводит это имя как «госпожа». Согласно традиционным библейским представлениям, так звали мать Иисуса Христа, в честь которой называли и другие почитаемые христианские фигуры. А прозвище Магдалина имеет географические корни и означает «уроженка города Мигдал-Эль».

Церковь Святой Марии Магдалины в Гефсимании

Топоним буквально расшифровывается как «башня», и на это есть свои причины. Дело в том, что в средние века эти постройки являлись феодальным рыцарским символом, а, следовательно, этот благородный оттенок перенесся на личностные качества Магдалины, которая была наделена аристократическим характером.

Но бытует и другое предположение касаемо прозвища равноапостольной девы: в многотомном религиозном своде Талмуде есть выражение «magadella», которое в переводе с иврита означает «завивающая волосы».

Встреча с Иисусом Христом

Исходя из Священного Писания, можно предположить, что первая встреча Иисуса Христа и Марии Магдалины произошла в доме фарисея Симона, где произошло помазание Спасителя миром. Миропомазание – это таинство, в котором верующему, вместе со специально приготовленным освященным маслом, передаются дары Святого Духа.

Мария Магдалина и Иисус Христос

По сказанию, женщина, явившаяся Христу, поливала из алавастрового сосуда голову Иисуса, а также омыла Его ноги слезами и волосами головы своей отерла. Судя по четырем Евангелиям, ученики Иисуса были недовольны тем, что пришедшая гостья нерационально тратила дорогое масло, которое можно было продать, а вырученные деньги раздать нищим. Также фарисей заметил, что прикасающаяся к Христу была грешницей, но Иисус, сопоставив негостеприимность Симона и старания Марии, сказал:

«А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи».

Но некоторые предполагают, что встреча Магдалины и Иисуса произошла раньше, чем в доме Симона. Христос сказал, что «возлюбила много», то есть Его самого, таким образом, можно предположить, что, возможно, Мария была в числе следовавших за мессией в Иерусалим. После прощения Магдалина стала числиться у Христа лучшей ученицей, но Марии не было среди 12 апостолов на картине «Тайна Вечеря».

Магдалина стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием, причем мессия доверял этой женщине даже самые сокровенные тайны, из-за чего Магдалина снискала нелюбовь учеников Христа, которые требовали убрать деву из Его окружения.

Мария Магдалина омывает ноги Иисусу Христу

По сказанию, эта женщина была единственной, кто не покинул Спасителя, когда того арестовали, тогда как Петр, самый преданный из апостолов, трижды отрекся от своего предводителя после заключения оного под стражу.

Известно, что Мария Магдалина присутствовала при казни Иисуса Христа вместе с Его матерью, сестрой матери и Марией Клеоповой. Последовательница Сына Божьего стояла возле Христа, разделяя великие материнские страдания Богородицы. Когда сердце Спасителя перестало биться, Мария оплакивала Спасителя, а далее сопровождала тело Иисуса к высеченному Иосифом гробу в скале.

Мария Магдалина — свидетельница распятия Иисуса Христа

Византийская литература указывает, что после распятия Мария Магдалина вместе с Богоматерью отправилась в древний город Эфес, к Иоанну Богослову, и помогала ему в трудах. Кстати, именно Евангелие от Иоанна содержит больше всего сведений о жизни Магдалины.

По легенде Мария Магдалина вернулась через сутки после смерти Христа в ту пещеру, чтобы показать свою преданность Спасителю, умастив Его тело ароматическими маслами и миром. Но, когда соратница Иисуса подошла к скалистой горе, она обнаружила, что камень, закрывающий вход в пещеру, сдвинут с места, а сама пещера пуста.

Мария Магдалина и воскресший Иисус Христос

Отчаявшаяся Мария в горе отправилась к Иоанну и Петру, дабы рассказать о том, что тело мессии исчезло из места погребения. Тогда апостолы вместе с Магдалиной вновь отправились к скалистой горе и увидели, что в пещере пусто. Ученики Христа в скорби покинули грот, тогда как Мария осталась рядом с гробом, плача и пытаясь понять причину исчезновения Иисуса Христа.

Мария Магдалина подняла заплаканные глаза и увидела, что перед ней сидят два ангела. Когда те спросили о причине страданий несчастной девы, та ответила, что ее мучает неизвестность. Тогда женщина подняла глаза и увидела Иисуса Христа, которого первоначально по ошибке приняла за садовника и попросила указать, где находится могила учителя. Но, когда пришедший произнес ее имя, она узнала Сына Божьего и бросилась к Его ногам. Исходя из евангельских сводов, Иисус ответил Марии:

«Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Далее Иисус поручил Магдалине рассказать апостолам новость о Его воскрешении.

Христианство

По библейским сказаниям, святая дева стала последовательницей Иисуса Христа после исцеления от злых духов и покаяния в грехах, поэтому у многих почитателей христианских традиций сложилось представление о том, что Мария Магдалина была великой блудницей и грешницей.

Такое отожествление Марии с безымянной евангельской женщиной, омывшей ноги Спасителя, можно встретить в католической традиции, однако о блуде последовательницы Христа не говорится ни в Минеи, ни в ее акафисте. Таким образом, в католицизме Магдалина принимает вид бывшей блудницы, а итальянский живописец Тициан сумел передать эмоции женщины в своей картине «Кающаяся Мария Магдалина».

Согласно католицизму, Мария Магдалина была представительницей древнейшей профессии, а встретив Сына Божьего, она отказалась от своего ремесла и стала его последовательницей.

Стоит отметить, что православные писания говорят только про одержимость Магдалины бесами, отрицая ее разгульное прошлое. Но жизнь Марии была несладкой, потому что дева не была замужем и не имела детей. В те времена на таких женщин смотрели подозрительно, и, чтобы защитить себя от приставаний мужчин, Марии приходилось притворяться одержимой.

Святая мироносица Мария Магдалина

В православной традиции Мария Магдалина предстает как равноапостольная святая мироносица (в протестантизме – исключительно как святая мироносица). Она сделала неоспоримый вклад в дело проповеди. Мария распространяла весть об Иисусе в Италии и однажды посетила языческого предводителя Тиберия.

Женщина протянула ему в подарок куриное яйцо, за неимением другой вещи, и сказала «Христос Воскресе!». Тиберий заявил, что воскрешение так же невозможно, как и то, что подаренное яйцо станет алого цвета. Однако яйцо стало кроваво-красным. Так родилась пасхальная традиция.

Мария Магдалина

Считается, что соратница Христа много трудилась в Риме, о чем свидетельствует книга Нового Завета, в которой хранятся своды посланий святого апостола Павла.

Что касается католицизма, то говорится, что вторую часть жизни Мария Магдалина провела в пустыне, где вела аскетичный образ жизни и каждый день каялась в грехах. Одежда святой девы истлела, поэтому наготу женщины прикрывали длинные волосы, а саму Марию возносили на небеса ангелы, дабы исцелять ее изнеможенное старое тело. Но стоит сказать, что этот сюжет заимствован из описания бытия христианской святой Марии Египетской, считающейся покровительницей исповедующихся женщин.

Любовные теории

Личная жизнь Марии Магдалины окутана ореолом тайны, поэтому неудивительно, что среди историков появляются различные любовные теории о равноапостольной святой. Например, некоторые считают, что Мария Магдалина была супругой Иоанна Богослова, тогда как другие уверены, что мироносица была женою Иисуса Христа, потому что эта женщина играет значимую роль чуть ли не в самом важном эпизоде Нового Завета.

Так как представители церкви старались избавиться от непарадных книг, известий о том, кем была возлюбленная Иисуса, практически нет, да и бытует предположение, что строки о семейной жизни мессии в Новом Завете были вырезаны специально.

Встреча Марии Магдалины и Иисуса Христа

Но большинство ученых склоняются в пользу Магдалины. В Евангелии показателен эпизод, когда ученики Сына Божьего приревновали Иисуса к Магдалине из-за поцелуя в губы.

Также в те времена незамужняя женщина не имела права сопровождать странников в дороге, в отличие от жены одного из них. Помимо прочего, ученые ссылаются на факт того, что после воскрешения Христос явился именно Марии, а не своим ученикам. Да и к тому же мужчины, не имевшие супруги, считались странным явлением, поэтому неженатый Иисус вряд ли смог бы стать пророком и учителем.

Смерть

В православии Мария Магдалина умерла тихо и спокойно, скончалась женщина в Эфесе, а ее мощи были перенесены в константинопольский монастырь Святого Лазаря.

По версии другой ветви христианского течения, в то время, пока Мария была отшельницей в пустыне, ее причастил случайно забредший в те края священник, который сначала смутился нагим видом женщины. По католичеству, останки равноапостольной святой хранятся в храме Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, в Провансе.

Смерть Марии Магдалины

В память о Марии Магдалине было написано множество красочных картин и снято документальных фильмов. Примечательно, что на полотнах ученица Христа изображается в отдельных сценах крайне редко, тогда как зачастую ее можно увидеть в образе мироносицы, с сосудом благовоний.

Память

  • 1565 – картина «Кающаяся Мария Магдалина» (Тициан)
  • 1861 – стихотворение «Мария Магдалина» (Николай Огарев)
  • 1923 — цикл стихотворений «Магдалина» (Марина Цветаева)
  • 1970 – рок-опера «Иисус Христос супер-звезда» (Эндрю Ллойд Вебер)
  • 1985 – песня «Maria Magdalena» (Сандра)
  • 2017 – фильм «Мария Магдалина» (Гарт Дэвис)

<strong>МОСКВА, 4 авг — РИА Новости</strong>. Православные христиане отмечают день памяти Марии Магдалины. В массовой культуре, пожалуй, нет более популярной святой. Сюжет о покаявшейся блуднице всегда привлекал художников, композиторов и писателей. Однако многие распространенные представления об этой равноапостольной последовательнице Христа неверны. Как возникли стереотипы и что сегодня известно ученым — в материале РИА Новости. «Из которой вышли семь бесов»Парадоксально, но Евангелия уделяют Марии Магдалине совсем мало места. В этой главной для всех христиан части Библии она упоминается всего шесть раз. Причем мельком.»После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов», — говорит евангелист Лука в восьмой главе, где описывает проповедь Христа в Галилее.»Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба», — пишет евангелист Матфей в 27-й главе своего Благовестия (как переводится «Евангелие» с греческого), где рассказывает о распятии и погребении Спасителя.Но куда больше внимания Магдалине уделено в повествовании о кульминационном моменте земной жизни Иисуса Христа — Его Воскресении. Именно она стала первым человеком, удостоверившимся в столь великом событии.»Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили», — свидетельствует евангелист Марк. Больше о Магдалине в Писании ничего не говорится. Что было с ней после, достоверно не известно. Однако существует церковное предание, основанное прежде всего на рассказах ее современников из ранней христианской общины. По нему, Мария отправилась вместе с другими следовавшими за Христом женщинами в Италию, где проповедовала новое учение. А однажды и вовсе удостоилась аудиенции у римского императора Тиберия. «Она поднесла ему, по общепринятому восточному обычаю, яйцо, окрашенное в красный цвет, сказав при этом: «Христос воскрес!» — гласит житие святой.Правитель сильно удивился: мол, как человек может воскреснуть. Тогда Мария Магдалина поведала ему о Спасителе и о том, что она видела его восставшим из мертвых. Тиберий, согласно преданию, сам уверовал в Христа и «царским указом грозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять верующих» в него.Есть и другая версия этой легенды. Мария поднесла монарху неокрашенное куриное яйцо. А когда произнесла пасхальное приветствие и Тиберий заявил, что воскрешение из мертвых невозможно, как невозможно и то, чтобы это яйцо вдруг стало красным, — оно чудесным образом покраснело. «Блудница» или неверно перевелиВпрочем, массовая культура интересуется не столько этим преданием о яркой проповеди, сколько противоречивым образом Магдалины до Воскресения Христова и даже до встречи с Ним. Многим она известна прежде всего как блудница. Из-за этого Католическая церковь, например, долгое время относила ее к низшему рангу святых. На общецерковном уровне западные христиане ее не почитали. Лишь в 2016 году папа Римский Франциск повысил святую в статусе. И неспроста.На самом деле, в Евангелии нет ни слова о том, что она была проституткой. Нет этого и в церковном предании. Клеймо блудницы на Марию Магдалину наложили спустя пятьсот лет после зарождения христианства.Римский папа Григорий Великий составил для верующих послание, где попытался разобрать один из евангельских эпизодов. Согласно Писанию, за несколько дней до распятия к возлежавшему в доме фарисея Спасителю пришла грешница. В ее руках был сосуд с миром — очень дорогим маслом.»И, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром», — гласит Евангелие.Христос простил женщине грехи. А звали ее Марией из Вифании. Папа Григорий отождествил ее с Магдалиной. «Термин «грешница» тогда почему-то перевели как «проститутка». Это неверно, ведь имелась в виду просто женщина, которая нестрого соблюдала иудейский Закон. Получилось, что Иисуса помазала якобы проститутка по имени Мария», — отмечает в исследовании про Магдалину известный американский библеист Барт Эрман. Кроме того, по словам ученого, в Евангелиях четко показано, что грешница из Вифании и Мария Магдалина — разные женщины. Почему их объединили в VI веке в один образ и приписали целиком Марии Магдалине — большая загадка.Однако сомнительность такого толкования не помешала спустя несколько столетий прочно закрепить в народном сознании этот стереотип о святой. Прижившийся в культуре образ возник, как обращает внимание Эрман, из «Золотой легенды» — очень популярного сборника рассказов XIII века. Именно там есть история о покаявшейся блуднице. Исследователи увидели в ней сходство с житием другой святой — Марии Египетской. Та жила в VI веке, торговала своим телом. Но во время поездки в Иерусалим она покаялась и удалилась в пустыню. «Жена Христа» или поддельный свитокЕще один миф о Марии Магдалине набрал силу совсем недавно — благодаря фильму «Последнее искушение Христа» и книгам Дэна Брауна. В них святая предстает женой Иисуса Христа.А в 2012 году этот вопрос принялись серьезно обсуждать в научном сообществе. Поводом послужила публикация небольшого папирусного фрагмента с надписью на коптском языке. Ученых привлекла в нем фраза, обрывавшаяся на полуслове: «Иисус сказал им: «Моя жена…»Некоторые исследователи заявили, что эти строки были переписаны примерно в 150 году нашей эры с более раннего текста на древнегреческом языке. По одной из версий, его авторы — гностики, адепты одной из многочисленных оккультных сект, пытавшиеся совместить учение о Христе с языческими восточными верованиями. По другой гипотезе, ранние христиане действительно считали, что Иисус был женат. Но шесть лет спустя выяснилось, что скандальный свиток — искусная подделка. Журналисты установили, что его владелец, бизнесмен Уолтер Фриц, банально хотел заработать на фальшивке.В течение XX века подобных «сенсаций» было немало. Однако ученые практически единогласно утверждают: никаких подтверждений версии о любовной связи Магдалины со Христом нет. «Людям почему-то хочется искать таинственные сюжеты в евангельской истории. Подобные мифы о святой были популярны и несколько столетий назад. Тогда тоже на знаменитой картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» вместо апостола Иоанна пытались разглядеть женщину», — поясняет РИА Новости доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.При этом обилие различных мифов о Марии Магдалине не отменяет того, что христиане особо почитают ее. По словам священника, верующие называют ее равноапостольной за то, что она внесла большой вклад в распространение Благой Вести и что следовала за Спасителем, несмотря ни на что.

Картина работы Перуджино, ок. 1500

Рубенс. «Пир в доме Симона Фарисея», ок. 1618 Магдалина омывает ноги Иисусу миром, вытирая их своими роскошными волосами. Поэтому у неё обычно нарисованы красивые длинные волосы. «Мария Магдалина», картина Рогира ван дер Вейдена. Традиционное изображение святого с каким-либо атрибутом, в данном случае — с флаконом благовоний (алавастром), знаком Магдалины и как омывшей ноги, и как жены-мироносицы. Типично и для православия, и для католичества.

Проникнувшись учением Божественного Учителя, она в горьком и страстном покаянии отреклась от прежней дурной жизни и скоро сделалась преданнейшей ученицей Иисуса Христа.

Тициан. «Noli me tangere», ок. 1512

Происходила из галилейского города Магдала в колене Иссахаровом, близ Капернаума. В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в нескольких эпизодах:

Bartholomeus Douven PENITENT MAGDALENE

Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.)

«Распятие», картина Симоне Мартини. Магдалина в красном платье с распущенными волосами обнимает основание креста «Оплакивание Христа», картина Уголино Лоренцетти. Плачущая Магдалина придерживает стопы Иисуса

После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.)

«Положение во гроб», картина фра Бартоломео

А также стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)

(Obra de Antiveduto Grammatica santamariamaddalenaalse. Santa Maria Maddalena al Sepolcro, inizi 1620 — Olio su tela) По Евангелиям, Мария входила в число женщин, которые пришли умастить тело Иисуса, но обнаружили пустой гроб и ангела, поведовавшего им об воскресении. «Noli me tangere», картина Александра Иванова

Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскрешении (Ин. 20:11-18).

Беллини. Святое собеседование (ок. 1490). Венеция, Галерея Академии Leonardo da Vinci — Mary Magdalene by José de Ribera

Но наибольший интерес для нас представляет, пожалуй, поучительный образ кающейся Марии Магдалины, ибо тут нам показан источник, начало и путь духовного обновления человека, его самосовершенствования.

Titian (Tiziano Vecellio) – Mary Magdalen Repentant Jan van Balen (attr) Mary Magdalene as a hermit Orazio Lomi Gentileschi – Penitent Mary Magdalene Jan Gossaert — Mary Magdalene

Атрибуты Марии Магдалины напоминают об отдельных эпизодах её жизни и характеризуют её как великую святую. Из стеклянного сосуда с благовониями она обмывала ноги Спасителя на пиру у Симона Фарисея.

Ambrosius Benson – Mary Magdalene

Другой постоянный атрибут Марии Магдалины — череп, символизирующий бренность человеческой жизни, говорит о том, что краткое земное существование надо посвящать совершенствованию души.

Alfred Stevens — Maria Magdalena Guido Reni – Penitent Magdalene Piero Di Cosimo – St Mary Magdalene Domenico Feti – The Repentant St Mary Magdalene Artemisia Gentileschi — The Penitent Mary Magdalen

Точно такое же состояние горького и страстного оплакивания своих постыдных поступков выражено в чудесном стихотворении А. С. Пушкина «Воспоминание»:

Domenichino (Assumption of Mary Magdalene into Heaven )

Кто способен на такой беспристрастный и беспощадный суд над собой, тот не может быть плохим человеком, и ему всегда открыты пути непрестанного нравственного роста.

Гверчино (1591–1666) «Saint Mary Magdalene and Two Angels» La Magdalena penitente (Luca Giordano) Mary Magdalene raised by angels. около 1430 года. Himmelfahrt der Heiligen Maria Magdalena im Fellkleid mit Engeln 1510 год (аукцион) TINTORETTO — Magdalena penitente (Musei Capitolini, Roma, 1598-1602) Paolo Veronese, Penitent Magdalene, 1583 Jean-Jacques Henner (FRENCH, 1825-1905) — MARY MAGDALENE Antonio Canova Maddalena Penitente

Вопрос:

У моей подруги возник вопрос о жизненной судьбе Марии Магдалины. Была ли она грешницей до того, как Иисус Христос изгнал из нее семерых бесов? На Западе ее образ трактуется как раскаявшейся грешницы, но нигде в евангельских текстах мы не нашли этому подтверждения. Только то, что Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, верно следующей за Христом вплоть до Его крестной смерти.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1–8). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей. Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина):

«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща».

О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36–50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.

Джотто. Сцены из жизни Марии Магдалины. Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы (sic!). Источник: wga.hu

Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей – Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю – часть Иерусалима, а Марфе – Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. В качестве источника этой части Яков представляет нам «какой-то трактат” Иосифа Флавия и «книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).

Деревянная статуя Марии Магдалины работы Донателло Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей – святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, – из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, – «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477–1576), Эль Греко (1541–1614), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), Гвидо Рени (1575–1642), Орацио Джентилески (1563–1639), Симон Вуэ (1590–1649), Хосе де Рибера (1591–1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593–1652), Франческо Хайес (1791–1882); скульпторов Педро де Мена (1628–1688), Антонио Канова (1757–1822) и других.

Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6).

Джотто. Сцены из жизни Марии Магдалины. Воскрешение Лазаря. Источник: wga.hu

В последние годы святая помогала в Эфесе апостолу Иоанну Богослову проповедовать Евангелие. Там же она скончалась. При Льве Мудром в 886 году ее святые мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь. Память ее празднуется 22 июля / 4 августа и в неделю жен-мироносиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *