Кто по национальности чурка

Многие слышали слово «хачик». Что это значит на самом деле, при этом знают далеко не все. И это несмотря на то, что в повседневной речи данное слово иногда употребляется относительно людей кавказской национальности, когда о них говорят в негативном контексте. Однако у слова «хачик» значений намного больше. Оно касается также и мужского армянского имени, и даже христианской веры. Об этом, а также о том, кого называют хачиками и почему, будет рассказано в статье.

В негативном контексте

Что это значит – «хачик»? Нередко представители одних народов дают другим негативные, насмешливые прозвища. Например, белорусов называют бульбашами, украинцев – хохлами, граждан США – янки, немцев – фрицами, русских — иванами. К таким относится и слово «хачик». Его употребляют в ироническом или негативном смысле, имея в виду представителей кавказских, а иногда и среднеазиатских народов.

Во множестве российских, белорусских городов, а иногда и за рубежом не самые вежливые местные жители используют это слово в качестве нарицательного. Так они называют любого темноглазого и темноволосого человека, который плохо говорит на их языке. Откуда пошло такое наименование? Начнем с этимологии.

Происхождение слова «хачик»

Оно пришло к нам из армянского языка и является уменьшительным вариантом имени Хачатур, которое очень распространено в Армении, как и фамилия Хачатурян. Дословное его толкование – «данный крестом». Слово «хач» обозначает «крест», а «хачик» – «крестик». От последнего происходит еще одна распространенная фамилия. Это Хачикян.

Как известно, на Кавказе армяне первыми приняли христианскую веру в 301 г. Неудивительно, что другие народы называли их «хачи», так как они носили на шее крестики. С давних времен в Армении создавали хачкары. Это небольшие каменные стелы, на которых вырезаны изображения креста. Термин «хачкар» – это «хач» плюс «кар», то есть «крест» и «камень». Хачик — это также и название села. Оно находится в Армении, в области Вайоц-Дзор.

Разбираясь в том, что это значит – «хачик», рассмотрим употребление этого слова в качестве сленга.

Современная трансформация

Таким образом, первоначально слово не несло в себе ироничного или пренебрежительного оттенка. Он появился уже в наше время. В силу уже упомянутой распространенности имени Хачатур среди армян в советской армии так стали звать представителей Кавказа.

Со временем слово «хачик» стало использоваться более широко, при этом иногда оно применяется в уничижительном контексте. Нужно отметить, что хотя оно не представляет собой прямого оскорбления, следует воздерживаться от его употребления, это невежливо.

Известные представители фамилии Хачикян

Среди них находятся следующие:

  1. Антон Миронович – представитель российской юриспруденции, судья ВАС РФ.
  2. Ани – армянская легкоатлетка, родившаяся в 1991 г.
  3. Артин Атомович – герой соцтруда, табаковод в советской Абхазии (1949).
  4. Вазген Юрьевич – политический деятель Армении (1972).
  5. Кеннет – спичрайтер двух президентов — Никсона и Рейгана (1944).
  6. Маргарит Левоновна – лингвист, специалист в области древних языков (1949).
  7. Яна Арутюновна – художница, занимающаяся росписью по камням (1986).

А также нужно упомянуть и еще о двух известных личностях:

  • Гурген-Хачик, годы жизни которого 983-1022. Он был соправителем Васпураканского царства.
  • Хачик Пол Чатер. Он был предпринимателем армянского происхождения из Гонконга (1846-1926).

В заключение рассмотрения вопроса о том, что это значит – «хачик», о последнем из них будет сказано ниже.

Сэр Чатер

Этот человек, родившийся в Калькутте, имел армянское происхождение и был предпринимателем и филантропом. Он сделал карьеру в Британском Гонконге. В этой стране ему довелось быть консулом в Высшем мировом суде, членом исполнительного и законодательного советов, советником губернатора, рыцарем орденов Британской империи, Святого Георгия и Святого Михаила. Сегодня в Гонконге, в районе Сайвань, находится названная в честь него улица, Хачик-стрит.

У него была большая коллекция, в которую входили картины, эскизы, гравюры, фотографии и книги. Многие из них посвящены южнокитайским пейзажам, сценам из жизни в китайских портах, деятельности британцев в Китае. Впоследствии она подверглась рассеянию и частичному уничтожению в период японской оккупации. Из нее сохранилось только 94 предмета, а первоначально было 430. Сегодня они выставляются в музее искусств в Гонконге.

Рядом с центральным районом Гонконга находится улица под названием Чатер-роуд, а также Чатер-Гарден, являющийся общественным парком. Эти объекты также названы в честь Хачика Пола Чатера. Они выстроены на тех землях, которые были отвоеваны им у моря.

Начиная с 1851 г. на месте, где сегодня располагается парк, находился крикет-клуб, а в 70-х гг. прошлого века вместо трибун и игрового поля здесь обустроили сад и искусственные водоемы. На Чатер-роуд стремится ввысь тридцатиэтажная башня, которая принадлежит компании, основанной Хачиком Полом Чартером. В холле находятся его бюст и посвященная ему мемориальная доска.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что, расширяя свой кругозор, человек может узнать много интересных вещей, которые стоят за обыденными понятиями. Так, за сленговым словом «хачик» при ближайшем рассмотрении видится история целого народа.

Чурки (ед.ч. — чурка, вариант — чуркестанец) — оскорбительное прозвище представителей народов Средней Азии, в более широком смысле — всех нерусских народов, в том числе уроженцев Северного Кавказа и Закавказья, этнофолизм. Распространено на всей территории России, однако наиболее часто употребляется в районах, граничащих с государствами Кавказа и Средней Азии. В настоящее время прозвище широко распространено среди молодёжи, причём часто оно употребляется в качестве замены реальных этнонимов (порой — при их незнании), обозначая негативный собирательный образ. Для подростков из малообеспеченных семей («детей улиц») этот образ зачастую становится образом врага.

Происхождение и значения

Оскорбительное прозвище произошло от обозначения короткого обрубка дерева, ещё в XIX веке, согласно словарю Даля, в большинстве случаев слово входило в русские говоры именно с этим значением. Однако уже у Даля приводятся значения «глупый, неповоротливый человек», «небрачно рожденный, жировой, пригульный». Подобное употребление (глупый, бесчувственный человек) бытует до настоящего времени, в частности, в декабре 2010 года режиссёр Юрий Любимов назвал чурками-табуретками департамент культуры правительства Москвы, имея в виду неспособность этого департамента грамотно управлять театром.

Параллельно слово «чурка» обретало и значение прозвища по национальному признаку. В былине, записанной в 1899 году, «чуркой неотесанной» называет Идолище Поганое богатырь Илья Муромец. В советское время чуркестаном называлась любая среднеазиатская республика Советского Союза, а чуркой — недалекий советский человек, плохо знающий русский язык. Этот процесс привёл к устойчивому закреплению прозвища за всеми выходцами из Средней Азии, а позднее и за уроженцами Северного Кавказа и Закавказья. Данное значение (национальное прозвище) вероятнее всего произошло из среды уголовных элементов, и изначально бытовало только в тюремном жаргоне, но возможно — и в армейском сленге, где чурками обозначались военнослужащие из средеазиатских республик. В Словаре русского арго В. С. Елистратова приводятся следующие оскорбительные выражения, связанные со словом «чурка»: чурка с ушами, чурка с глазами, чурка говорящая.

Альтернативная этимология пейоратива чурка связывает это слово с корнем тюрк- (ср. тюркский, Турция, Туркменистан и пр.). По-турецки слово турок звучит как «тюрк». Вполне возможно, что на каком-то этапе этнически-нейтральный пейоратив чурка (в значении «чурбан», «дурак») был переосмыслен под влиянием тюркских этнонимов.

Также известно, что в 70-х гг. в Сибири бытовало слово «чурек», которым называли выходцев из Узбекистана. Олег Тиньков в своей автобиографической работе «Я такой как все» пишет: «Каждое утро ходил на базар и покупал у узбеков (в Сибири их называли «чуреками») грецкие орехи, арахис, чебуреки, фрукты».

Современное бытование

В современной России пейоратив часто становится предметом судебного разбирательства. В марте 2010 года завершилось рассмотрение дела, в котором Бари Алибасов, помимо прочего обвинял интернет-сайт в ущемлении его прав по национальному признаку: в размещённой на сайте статье известный продюсер был назван «чуркой». Иск Алибасова был удовлетворён судом. В 2008 году житель Ухты обвинялся по статье УК возбуждении ненависти либо вражды за подвешивание за шею в общественном месте манекена с надписью «чурка» в преддверии празднование местной татарской диаспорой праздника Сабантуй. Что интересно, в Казахстане, одной из стран, граждане которой подвергаются оскорблению пейоративом «чурка», слово «чуркестан» осенью 2010 года постановлением суда было признано не носящим оскорбительного характера и соответствующим нормам русского литературного языка. В России слово «чурка» также не всегда используется в качестве грубого оскорбления, например, писательница узбекского происхождения Хаджарбиби Сиддикова иронично говорила о себе: «Как я, чурка, стала такой знаменитой, не понимаю».

В 2016 году 20-летний Евгений Корт из Зеленограда был приговорен к году лишения свободы в колонии-поселении по 282 статье (ч.1) за разжигание ненависти к нерусским из-за репоста ВКонтакте карикатуры на Тесака и Пушкина, на которой Тесак называет Пушкина «чуркой».

См. также

  • Лицо кавказской национальности
  • Хачи
  • Чучмеки
  • Кацап
  • Этнофолизм

Ссылки

  • РОССИЯ: СКОРО ЗА «ЧУРКУ НЕРУССКОГО» МОЖНО БУДЕТ СХЛОПОТАТЬ ШТРАФ // zabinfo.ru, 28 января, 2011 года.

Расовые, этнические, религиозные, региональные и социальные прозвища

Бывший СССР

Бульбаш • Вовчики • Дети фестиваля • Жид • Западенец • Кадровый • Кацап • Кулугур • Лицо кавказской национальности • Мамбет • Москаль • Муль • Нерусь • Пиндос • Рагуль • Раски • Русские свиньи • Рюсся • Сахаляр • Свидомые • Сох • Талапонец • Тибла • Хач/Хачик • Хохол • Чалдон • Чурки • Чучмек • Шикса

Остальной мир

Америкос • Белый • Бош • Весси • Гринго • Гук • Джон Булль • Киви (Кивос) • Кокни • Мумбо-Юмбо • Кули • Латинос • Манкурт • Негр • Осси • Пифке • Польский сантехник • Реднек • Рейнландский бастард • Фриц • Цветной • Шурави • Янки

Для чужаков

Варвар • Гаджо • Гайдзин • Гой • Фаранг

Бытовые

Байстрюк • Барыга • Бич • Лох • Поколение пепси • Шаромыга

Политические

Ватник • Ликующая гопота • Русульман • Совок • Фашист

Связанные статьи

Национальные прозвища • Этностереотип

Моим таджикским друзьям, Нажмеддину Зайниддинову, Сироджиддину Ибронову, Саиду Исаеву, Абдурасулу Локакову посвящается
На первый взгляд между двумя осколками почившей в Бозе империи больше сходных черт, чем различий.
Оба государства в девяностые годы прошли через братоубийство гражданской войны. Полное разрушение экономики привело к тому, что основным источником пополнения семейного бюджета стал труд гастарбайтеров. По количеству денег, переведенных в 2011 году из России в страны СНГ, таджики и молдаване занимают непочетные второе и третье места, пропустив вперед только узбеков.
Кроме «странных сближений» (А.С. Пушкин), порожденных крахом СССР, между Молдавией и Таджикистаном существует поразительное сходство и в давних исторических судьбах. Молдаване говорят на одном языке с румынами, делят с ними исторических героев и классиков литературы. Точно такая же общность языка, истории и культуры характерна и для таджиков с иранцами.
Сходные черты видятся и на большом расстоянии от Таджикистана. А вот отличия становятся заметны только лицом к лицу, при непосредственном знакомстве с этой замечательной страной.
24–26 мая сего года я имел честь принять участие во Второй международной книжной ярмарке в Душанбе, организованной Министерством культуры Таджикистана. В масштабном мероприятии, безупречно «срежиссированным» талантливым писателем и блестящим менеджером культуры Нажмеддином Зайниддиновым, участвовали издательства России, Молдавии, Армении, Казахстана, Турции, Ирана, Пакистана, Афганистана, Индии, Китая, а также более 30 (!) местных издательств. Все три дня работы книжного форума подробно освещались прессой. Но главное, что меня поразило – непрерывный поток школьников, мельтешивших среди выставочных стендов. Школам явно была спущена разнарядка продемонстрировать детям, что книга является неотъемлемым атрибутом успешного человека.
Ничего подобного у себя на родине не припомню. Хотя, допускаю, что по причине многолетнего гастарбайтерства я мог пропустить информацию о проведении международных книжных ярмарок в Кишиневе. Поправьте меня, если не прав.
Культурный шок перешел в стадию потрясения, когда гостей ярмарки подвели к только что построенному архитектурно-парковому комплексу, образующему смысловой центр таджикской столицы. Он начинается на площади Дружбы от памятника основоположнику государственности таджиков Исмаилу Самани (849–907). От исполинской фигуры древнего царя примерно на километр тянется аллея «версальских» фонтанов, подходящая к новому президентскому дворцу. Рядом с дворцом, располагающемся в центре молодого парка, стоит гигантский флагшток (более 100 м), на котором развевается флаг Таджикистана. Государственная «вертикаль» опирается на мощную «горизонталь» культуры. По левую руку от президентского дворца красуется только что сданное в эксплуатацию огромное здание Национальной библиотеки. По правую – строится грандиозный Национальный музей.
Какое разительное отличие от родного Кишинева, культурная жизнь которого скукожилась до неприличия под натиском бесчисленных торговых центров, моллов и супермаркетов!
Почему наша родина живет убогой исключительно желудочной жизнью?
Экономическими трудностями наше культурное ничтожество не объяснить. Таджикистан сталкивается даже с большими, чем Молдавия, социальными проблемами. Об этом можно судить хотя бы потому, что ни одного молла увидеть в Душанбе не довелось.
Ответ на животрепещущий вопрос я получил из общения с представителями таджикской интеллигенции. В отличие от преобладающих в молдавской культурной элите унионистов, раболепствующих перед «Великой Румынией», таджики не испытывают чувства неполноценности в отношении своих иранских братьев. Они убеждены, что единый язык и общее культурное наследие – это не повод для объединения их маленькой родины с региональным лидером Среднего Востока.
Таджики всячески стремятся подчеркнуть культурные различия с персами. Меня уверяли, что в сравнении с литературным языком современного Ирана таджикский вариант фарси ближе к языку Хайяма, Гафиза и Саади. Стремление сохранить национальную специфику отразилось и в отказе перейти от «советской» кириллицы к традиционному арабскому алфавиту, на котором пишут в Иране.
Создается и собственная историческая мифология. Свою родословную таджики принципиально ведут не от древней персидской державы Ахеменидов (558–330 до РХ), а от «среднеазиатских» Саманидов (819–999). Это при их дворе в Бухаре сформировался новоперсидский язык, образцом которого является написанный в то время знаменитый эпос Шах-наме великого Фирдоуси.
Видя наличие в Таджикистане столь радикального национального проекта, официальные представители Ирана даже не смеют заговаривать о возможной аннексии «младшего брата». Более того иранские участники книжной ярмарки в личных беседах усиленно, если можно так выразиться в отношении мусульман, открещивались от наличия у их страны «унионистских» планов в отношении Таджикистана. Они «по секрету» сообщали, что все обстоит наоборот – это сами таджики мечтают присоединиться к ядерной сверхдержаве. Такой фрейдовский «перенос» с больной головы на здоровую доказывает, что сталинское определение нации (общий язык, территория, история, культура), которым пользуются наши румыноунионисты, не соответствует действительности.
При этом в таджикско-иранских государственных отношениях нет никакой враждебности. Они основаны на доброжелательном прагматизме.
Наличие национального проекта приводит к тому, что в бедной стране находятся средства на грандиозное культурное строительство. Кроме упомянутых библиотеки и музея в Душанбе уже построен органный зал. Планируется возведение нового Национального театра. Правильный выбор приоритетов (не просветив людей, их невозможно накормить) обязательно вызовет положительные социально-экономические последствия.
И первые признаки грядущего роста уже заметны. Мы видели отличные горные шоссе, проходящие через многокилометровые тоннели. Грандиозная задача, нерешенная всей мощью СССР, решается сегодня страной, которая не мечтает жить за счет старшего иранского брата, а строит самостоятельное будущее.
Уверен, что моя статья в равной мере заденет за живое, как молдаван, так и бессарабских румын вместе с русофонами. Большинство молдавских граждан беспрекословно признают наше ничтожество сравнительно с процветающим западным миром. Среди потенциальных клиентов Костюжен есть и те, кто готов безоговорочно преклонить колени либо перед România, ţara-mumă, либо перед матушкой-Россией. Но признать культурное превосходство среднеазиатских «чурок»-таджиков – это свыше умственных сил наших людей-желудков.
В «каментах» наверняка возразят:
1). В Таджикистане, с его бессменным лидером, нет демократии.
Это так. Но моя статья посвящена культуре.
2) Уровень жизни в Таджикистане ниже, чем в Молдавии.
Это так. Я об этом упомянул. Но моя статья посвящена культуре.
3) Автор – «ж…овская морда».
Это так. Но моя статья посвящена культуре.
Удивлюсь, если обнаружу в читательских откликах более убедительную аргументацию.
Желудочные вы мои! Я хочу, чтобы вы осознали: пока в Молдавии будут развивать исключительно культуру потребления, у нашей страны не будет будущего. И даже изобильного потребления, которого вы алчете, не будет. Без культуры мы обречены на экономическое и социальное прозябание, выходом из которого станет политическое небытие.
Задумайтесь, пока не поздно. Если не поздно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Термин «кавказцы» — это общий термин.
Русские — это тоже кавказцы русского происхождения живущие на Кавказе.
Кавказцы — это все без исключения люди живущие на территории Кавказа. Ставропольский и Краснодарский край и даже часть Калмыкии — это Кавказ. Значит если житель Урала- уралец, а житель Сибири- сибиряк, то жители Кавказа — кавказцы.
Народы Кавказа :
Грузины (мегрелы, сваны, лазы)
Абазины, абхазы, адыги (кабардинцы, черкесы)
Бацбийцы, ингуши, чеченцы
Дагестанцы, аварцы, агулы, арчинцы, андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, бежтинцы, будухи, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, даргинцы, дидойцы, каратинцы, крызы, лакцы, лезгины, рутульцы, табасараны, тиндинцы, удины, хваршины, хиналугцы, цахуры, чамалалы,
азербайджанцы, балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы и турки-месхетинцы.
Горские евреи, курды, осетины, талыши и таты;
Армяне, греки, русские.
====================================================
С точки зрения межнациональных, межэтнических конфликтов термин «кавказцы» в России можно толковать как- нерусские люди с Кавказа, приехавшие после распада СССР с Кавказа на равнинную территорию РФ, туда где ранее они постоянно не проживали.
В основном это относится к 6 народам, выделеным жирным шрифтом в верхнем списке.
Они на чужой территории организуют диаспоры. В Москве более 250 тыс. чеченцев. Кавказские диаспоры есть по всему миру.
Ментальность жителей разных ландшафтов всегда будет разной. Африканец, северянин, индиец, россиянин, американец, японец имеют красную кровь, но разную ментальность сформированной тысячелетиями проживания в своей среде.
Житель высоких гор и больших равнин имеют разную ментальность и ценности.
«Кавказцы» с этой позиции, это люди с другими опорными ментальными позициями, отличными например от русских.
Поэтому издревле их центры мировозрения были малосовместимы. Конфликты были и до СССР.
Конфликт не по рассовости.
Кавказ — это сухопутный коридор на Ближний Восток и выход к морям. Это место перехода Евразии и Бл.Востока. Допускать туда НАТО (США) чревато. На Балканы они пришли и Югославия исчезла навсегда и наше влияние там.
Турция если объединится с Азербайджаном- это плохо,т.к. выйдет в Каспий и далее в Среднюю Азию. А турки с тюрками договорятся легко.
Иран тоже с нами давно воевал за влияние на Кавказе. Иран-тоже ранее был империей. Имеет выход в Каспий. Иран это 72млн чел. Турция в исламской экономике №1,а Иран №2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *