Кризис возраста у детей

Вашему ребенку 4-5 лет, и вы стали замечать за ним всплески агрессии, которых не было раньше? Он плохо стал вести себя на детской площадке? Ни с того — ни с сего может наброситься на малышей, с которыми еще недавно играл вполне мирно? А когда вы пытаетесь урезонить свое чадо, он кричит, что не любит вас, может ударить или укусить? Вы задаете себе вопрос: «Как с этим бороться и что делать?»

В 4-5 лет формируется внутреннее «Я», закладывается модель отношений с социумом. Поэтому «неудобное» поведение в этом возрасте- норма. Возможно, таким образом ребенок пытается отделиться от мамы и папы, почувствовать себя самостоятельным, выстраивает границы своей территории.

Очень важно, чтобы родители дали понять своему ребенку, что он любим, и что его чувства — любые чувства — прекрасны, и имеют право на существование. Другое дело — способы, которыми маленький человечек будет выражать свои эмоции. На данном этапе ваша задача — дать малышу возможность «прожить» свои чувства, испробовать разные варианты действий. Ребенок требует самостоятельности? Так предоставьте ее! Если ребенок не проявляет жестокости и чрезмерной агрессии, не травмирует других детей — не вмешивайтесь. Конечно, вы можете объяснить ребенку (только наедине), что кулаки — не лучший способ достичь желаемого. Однако, если ваши увещевания не возымеют эффекта, не старайтесь всеми силами сохранить мир на детской площадке. Позвольте ребенку совершать поступки и нести за них ответственность. Пускай он почувствует себя взрослым. Пусть он пожнет все плоды своей драчливости, почувствует, каково это — когда тебя не принимают в игру. Пусть узнает, какие условия необходимо приложить для того, чтобы помириться или попросить прощения. Так, методом проб и ошибок, ваша кроха научится выстраивать продуктивные отношения с окружающими.

Строгость с ребёнком 4-5 лет. Устанавливайте свои правила с ребёнком

Вместе с тем, сейчас малыш испытывает на прочность границы дозволенного. И тут необходимо дать ему понять: правила устанавливаете вы. Если вы видите, что ребенок становится неадекватным, что ситуация выходит из под контроля — вмешайтесь. Однако имейте в виду: для того, чтобы ваши слова и действия возымели эффект, вы должны внутренне оставаться совершенно спокойны. Если вы в этот момент будете клокотать от гнева или стыда за плохое поведение ребенка, то он неизбежно почувствует бушующую в вас эмоциональную бурю, и разойдется пуще прежнего. Как реагировать на обидные слова и физическую агрессию в адрес родителей? Главное — не принимайте это близко к сердцу. Возможно, таким образом он проверяет вас: сумеете ли вы любить его и принимать не только «хорошим», но и «плохим». Дайте малышу понять: вы по-прежнему любите его, однако его поступок вам не приятен. В качестве наказания вы можете лишить его просмотра вечернего мультика, покупки новой игрушки — но только не своего общества и тепла!

Психическое развитие дошкольника происходит неравномерно, скачкообразно. Между скачками в детской психике возникает момент, который называется кризис. В чем он проявляется?

Хотя в нашем постсоветском пространстве слово «кризис» окрашено в негативные тона, кризис психического развития не должен ассоциироваться с чем-то тотально плохим. В данной ситуации он носит абсолютно другой характер – это не кризис болезни, после которой идет выздоровление, этот кризис носит свой первоначальный смысл – перестройка, глобальное качественное изменение.

Что характеризует поведение ребенка в предкритическое время или в само критическое? Ребенок начинает вести себя непрогнозируемо с точки зрения родителей: был более-менее спокойный, послушный, управляемый, было понятно, как справляться с его особенностями, как с ним договариваться, как его поощрять. И в какой-то момент резко (люди могут подумать, что с ребенком произошла психическая травма), в одночасье все способы воспитания или их большая часть перестают работать: поощрение и наказание не действуют; то, на что ребенок раньше реагировал, не работает. Поведение сменилось на непонятное. Именно это делает ситуацию довольно тяжелой.

Примета кризиса – прекращение воздействия проверенных воспитательных мер. Вторая примета – увеличение скандалов, ссор, эмоциональных вспышек, если ребенок экстраверт, или усиление погруженных, сложных состояний, если ребенок интроверт. В основном дети-дошкольники ведут себя как экстраверты.

Какие существуют кризисы детского психического развития

Наиболее известные:

– Первый кризис активно выделяют только у нас в России, его не выделяют в зарубежной психологии. Это кризис года, вернее, того времени, когда ребенок начал ходить и это на него очень сильно повлияло – он перестал быть младенцем, перестал быть послушным.

– Следующий кризис раньше называли кризисом трех лет или «Я сам». Теперь кризиса трех лет не существует. За последние пятьдесят лет он помолодел на год. Кризис «Я сам» – это теперь кризис 2 – 2,5 лет, когда дети начинают говорить, незрело отвергать помощь взрослых, не понимая, зачем она нужна.

Чем старше ребенок, тем более «плавающий» момент наступления кризиса.

– В 5,5 лет наступает один из микрокризисов развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст.

С этого момента от ребенка можно требовать большего контроля за своим эмоциональным поведением. В этом возрасте начинаются процессы с осознанием пола, выстраиванием сценария вперед, происходит скачковое усложнение внутреннего мира, возникает максимальное количество страхов. Ребенок делает серьезные обобщения о мире, жизни, сильно расширяется поле действия его фантазий.

– Следующий кризис – 7 лет. Это кризис социального происхождения, это период начала обучения в школе. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет. Это тот момент, когда ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – перестройка доминирующего авторитета, появление авторитета школьного учителя и связанной с этим социальной позиции.

— Следующий кризис – подростковый. Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости. Самая интересная ситуация случается, когда в семье совпадает два и больше кризиса. Например, когда один ребенок в кризисе трех лет, другой – в подростковом кризисе, а папа – в кризисе средних лет. И у бабушки возрастная депрессия, связанная с кризисом старения.

Если у ребенка критический период длится от шести недель до трех месяцев, то у взрослых это могут быть месяцы и годы, хотя проявления кризиса у ребенка гораздо более яркие. Вы можете несколько месяцев только догадываться, что ваш спутник жизни находится в кризисной ситуации, а у ребенка вы увидите сразу на следующий день, что в нем что-то поменялось.

Что делать в период кризиса?

Не все можно разрешить ребенку в кризисный период. Нужно разрешить то, что нельзя запретить.

Как всякое сложное поведение, родители кризисные проявления ребенка часто пытаются просто подавить, сделать так, чтобы ребенок по-прежнему слушался, не кричал, был подчиняем.

Можно подавить проявления, но это то же самое, что давать сосудосуживающие препараты, когда у ребенка насморк. Когда ребенок попал в кризис, у него задача перестроить свои отношения с родителями и выйти на некоторую новую орбиту самостоятельности. Если мы просто подавляем эти негативные поведенческие проявления танковыми войсками (а у родителей обычно есть силы, чтобы подавить поведение ребенка) мы не даем ребенку решить эту задачу – обретение самостоятельности.

Ребенку не надо предоставлять всю самостоятельность, которую он просит, но нужно договориться с ним о том, в каких областях самостоятельность ему будет предоставлена больше, а в каких он не может ее проявлять. Не удовлетворять все требования, а договориться. Понять, что с ним происходит, что он хочет.

В полтора года все дети обычно хотят наливать себе в чашку сок из пакета. А мы прекрасно знаем, чем заканчивается наливание сока в чашку… Ребенок не знает, его задача приобрести этот опыт. Для нас этот опыт может быть травматичным: может быть, это последний сок, или мы не выносим грязи на кухне, или нам в детстве не разрешали никогда ничего наливать, эта модель на нас влияет, и нам сложно разрешить такое поведение. Но пока ребенок не приобретет такого вида опыт, он не отступит.

Поведение ребенка в кризисе отличается очень большой настойчивостью и настырностью, он будет бесконечно требовать удовлетворить эти свои требования. Не все можно разрешить, но разрешить все возможное для того, чтоб ребенок приобрел опыт, нужно. Это одна из базовых рекомендаций для поведения с ребенком в кризисе.

Незыблемыми остаются требования режима. Это то, что дети не решают никогда. Ответственность за режим мы передаем только подростку в 14-15 лет, а не в 12. И никогда ребенок не решает, как вести себя родителям.

Есть российская проблема – папы-трудоголики с ненормированным рабочим днем. Режим ребенка смещен, а дети, которые ходят на занятия, очень страдают, потому что либо не лягут вовремя спать, но увидят папу, либо лягут, но папу не увидят.

Нужно разрешить то, что нельзя запретить. Но разрешать не каждый раз, когда вас упрашивают. Как в «Маленьком принце», когда король издал законы: «Повелеваю тебе чихать. Повелеваю не чихать». Иногда приходится что-то узаконить, какое-нибудь требование ребенка, нужно издать соответствующий закон, договорившись с папой, чтобы решающая воля исходила от родителей. Может быть, требование ребенка справедливо.

Часто несколько минут общения с папой являются очень большой ценностью. Но сначала должен быть заключен договор между взрослыми, потом спущен к детям и объяснены обязательства по договору: если ты дожидаешься папу, то ты потом не скандалишь, когда тебя поднимают с утра. Общение с папой, особенно для мальчиков в определенный период времени, является сверхценностью. Но режим сдвигает не ребенок.

Есть одна важная составляющая режима дошкольника – дневной сон. Считается, что до 4-4, 5 лет сон необходим. После 5-5,5 лет многим детям уже спать не нужно. Если они спят, то потом не засыпают вечером. Общее правило – сохранять сон дневной нужно насколько возможно дольше. Но семья – это государство со своими законами. Есть небольшое количество семей, где дети не спят днем, и это нормально для них, но таких семей только 0,1 процента. В основном всем лучше бы спать. Дети, которые не спят, все равно нуждаются в дневном отдыхе, передышке – как дошкольники, так и некоторые первоклассники и второклассники. Нужна пауза, перебивка темпа и количества впечатлений.

И еще: родители обязаны следить за безопасностью ребенка. Техника безопасности должна быть развернута максимально в каждом случае. Есть у ребенка появилось желание положить котлету на раскаленную сковородку, надо прежде объяснить, что такое «горячо»: «Попробуй пальцем чашку, а там гораздо горячее. Когда горячо, это больно».

Когда ребенок экспериментирует с неодушевленными предметами, тут только одна сторона может пострадать – сам ребенок (мы сейчас не говорим о материальном ущербе). Сложнее ситуация, когда кто-то еще может пострадать. Такую ситуацию нужно лучше страховать. От экспериментов вашего ребенка живая природа не должна страдать. Все эксперименты для того и нужны, чтобы детям научиться просчитывать последствия. Родители за них должны знать последствия и должны хорошо уметь детей подстраховать. Потому что многие эксперименты с природой связаны потом с большим чувством вины. Нужно предупреждать заранее доступными способами, чтобы ребенок вас понял.

Раздраженный воспитатель не воспитывает, раздражает

Объяснение должно быть доступным — по возрасту, спокойным и сказанным в такое время, когда ребенок слышит.

Ребенок раздраженную речь слышит «не тем местом». Ребенок слышит только тон. Первым делом он считывает информацию, что мама сейчас злая. Бывает, что интонация полностью блокирует содержание. Бывает, что блокирует не на 100 процентов. Слышит что-то, но не то, что вы хотите сказать. Очень много сил он тратит на то, чтобы справится с эмоциональной окраской этой речи.

Иногда нужны жесткие меры (например, если машинку в голову брату кинул), надо говорить, если ты еще раз это кинешь, то она уйдет на шкаф. Можно забрать игрушку. Можно разработать семейное правило, как поступать, если ребенок ведет себя таким образом.

Если вы просто будете объяснять, то не значит, что объяснение сработает именно сейчас. Может, сработает пятое объяснение, может, сто двадцать пятое, может, ваш сын или дочка просто перерастут желание бросать.

Если объяснение в спокойной обстановке не приносит результата, нужно подумать, почему не работает такой правильный метод. К примеру, бросание и игра с палкой – одна из базовых потребностей мальчиков. Тогда ему нужно дать игрушки, которые можно швырять. Может быть, он не может словами выражать какие-то эмоции, поэтому швыряется. Его нужно пытаться научить объясняться словами, а не бросками. В любом случае, нужно разработать правила, которые обезопасят остальных от швыряния.

Раздраженный тон будет действовать в каком-то случае, но действовать будет именно раздражение, а не то, что вы хотите сказать. Если вы шлепаете ребенка и сильно на него кричите, то объяснения работать не будут. Потому что действует самая сильная эмоциональная мера.

Почему у родителей, которые кричат и бьют детей, дети хуже слышат? Потому что пока родитель не ударит и не закричит, он не отреагирует. Работает только самая сильная мера из используемых.

Критический период сложно преодолевается с нянями и бабушками. Родители, если не усталые, не истощенные, они готовы предоставлять ребенку большую самостоятельность, если они сообразили в чем дело, чего ребенок добивается, а няни и бабушки очень боятся ее предоставить. Няням и бабушкам нужно дать разрешение на взросление и подтолкнуть к этому. Если это няня, нужны должностные инструкции.

В кризисный период перестают работать воспитательные меры, которые работали прежде. Идея не в том, чтобы усиливать их, а в том, чтобы попытаться понять, что ребенок хочет, требует. Не с тем, чтобы целиком согласится на требования, а с тем, чтобы издать указ, который узаконил бы часть этих требований, увеличив дозу самостоятельности ребенка.

Внутренний смысл кризиса ребенка – повзрослеть. Взросление происходит не мягким, а резким способом. Взросление связано с самостоятельностью. Изначально мы вынашиваем малыша внутри живота, потом мы рожаем. Дальше ребенок начинает ползать, ходить, говорить. Он все больше делается от нас независимым. Давайте встречать это как данность и… с радостью!

Возрастные кризисы у детей

Разделение дорог – именно так переводится греческое слово krineo, от которого и образовалось понятие кризис, что значит поворотный пункт, революционный прыжок в развитии, тяжелый, но очень полезный, если он пройден правильно. Возрастные кризисы бывают и у взрослых, и у детей. На долю периода детства приходится львиная доля возрастных кризисов, что вполне объяснимо. Ведь детство само по себе – это динамическое состояние, несущее в себе необходимость перемен. Общая и нервно-психическая реактивность ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто весьма бурными и резкими. Принято выделять 5 основных кризисных периодов: кризис новорожденности, кризис раннего детства, кризис 3 лет, кризис 6-8 лет, пубертатный кризис.

Кризис новорожденности. Рождение – это, конечно, кризис, ибо родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы. Крик новорожденного – это его первый вдох, здесь еще нет никакой психической жизни. Переход от внутриутробной жизни к вне утробной – прежде всего перестройка 47 всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную, и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящие требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря в весе в первые дни после рождения. После первого вдоха аппарат дыхания ребенка начинает работать автоматически. Некоторые ученые полагают, что ребенок рождается с готовым механизмом питания. Нет, ребенок должен научиться сосать.

Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это незрелость не только высших регуляторных, но и многих нижележащих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации. В этот период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого. Сказанное чрезвычайно важно, ибо ребенок еще не обладает ни какими способами взаимодействия с взрослыми.

Психологическая позиция связана с определением конца этого периода через появление у ребенка хотя бы намека на его взаимодействие с взрослым.

Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшие психическое развитие ребенка есть, прежде всего, развитие средств его общения с взрослыми.

К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту, он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижений приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он неразрывно связан раньше. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш неожиданно для родителей может превратиться из спокойного и покорного существа в капризного, неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

Круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них – сфера предметной деятельности. Здесь резко вырастает самостоятельность активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, и главное – стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений. Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения с взрослыми. В этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с различными взрослыми, наблюдается неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым. И, наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Его явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляются и в повышенной обидчивости ребенка, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. Желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «я хочу». Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является по тому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя с взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они. В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Л. С. Выготский считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так как ходил раньше. Но в 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В этот период происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7 летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

Как отмечал Л. С. Выготский, главная причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. По внешнему поведению ребенка взрослые легко могут прочитать, что думает и чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо».

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой. По ее данным, на 7-м году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок без всяких проблем выполнял режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать, он никак не реагирует, как бы игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляются непослушание, споры с взрослыми, возражения по всяким поводам.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи, или стремится к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно по-взрослому рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то, при этом его логическая аргументация имеет характер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

У детей появляется интерес к внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемую одежду под предлогом «я не маленький».

Негативные проявления в поведении ребенка в этом возрасте (как и во всяком другом) переходном периоде является лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.

Возрастные психологические кризисы у детей – это периоды активного взросления и формирования новых психических функций (восприятия, мышления, воображения, воли). Такие изменения являются значительной нагрузкой для нервной системы, поэтому редко проходят гладко. Например, те несколько недель, когда малыш активно приучается к горшку, он меньше говорит. Примерно, то же происходит и в другие периоды психологических кризисов – проявляется повышенная утомляемость, раздражительность, упрямство, негативизм, излишняя эмоциональность.
После психологического кризиса ребенок, вооружившись новыми качествами, переходит из одного возраста в другой:
Кризис 1-го года – переход из младенчества в ранний детский возраст;
Кризис 3-х лет – переход из раннего детства к дошкольному возрасту;
Кризис 7-ми лет – грань между дошкольным и младшим школьным возрастом;
Кризис подросткового возраста в период между 11-ю и 15-ю годами – переломный момент, после которого наступает подростковый возраст.
Длительность кризисного периода в среднем составляет 6 месяцев, но неправильные действия родителей (слишком строгое воспитание или вседозволенность) могут его продлить.
В этой статье будет подробно описан кризис 3-хлетнего возраста, который дети переживают на этапе с 2,5 до 4-х лет. Это период «рождения» личности, когда ребенок осознает себя отдельным от родителей и его девизом становятся слова: «я сам». До этого времени связь с матерью у малыша была настолько тесной, что у него не было желания отделиться. Во время кризиса появляются новые потребности, стремления и сильные эмоции. Ребенок не понимает, что происходит и это его очень тревожит. А поскольку в этом возрасте нервная система очень не устойчива, то внутренний дискомфорт проявляется раздражительностью, гиперактивностью, приступами гнева и истериками.
Более 60% родителей трехлеток отмечают, что изменения в поведении появились внезапно, словно ребенка подменили. Причем малыш плохо ведет себя не со всеми. Так дома он превращается в капризного тирана, а в детском саду его поведение остается хорошим. Такая избирательность – отличительная черта кризиса 3-хлетнего возраста.
Психологический кризис трех лет – сложный период, но преодолев его, ребенок получает важные личностные приобретения, необходимые для дальнейшего развития:

  • воля;
  • независимость;
  • самостоятельность;
  • гордость за свои достижения;
  • умение преодолевать трудности;
  • готовность к предметной и познавательной деятельности, что являются основой обучения.

Особенности поведения детей в кризисный период

Некоторые трехлетки проходят кризисный период довольно гладко. Такая ситуация характерна для семей, где есть несколько детей и 3-хлетний малыш пользуется относительной свободой. Однако большинство детей и их родителей остро испытывают кризис трех лет, признаки которого подробно описал Л.С. Выгодский, назвав их «семизвездием симптомов».
1. Негативизм – является основным признаком этого кризиса и может проявляться в разных формах. Ребенок игнорирует требования и просьбы родителей, как будто не слышит их – это пассивный негативизм. Активный негативизм – ребенок возражает, отвечает отказом на все предложения, или целенаправленно делает наоборот. Негативизм очень осложняет общение с ребенком. «Давай оденемся и пойдем гулять», «Может, почитаем?» — малыш принципиально ответит «Нет!» на все предложения. Характерно, что предубеждение направлено, против определенного человека, чаще матери. При этом ребенок послушно выполняет все, что сказал отец или воспитательница.
2. Упрямство. Эта черта заставляет ребенка добиваться своего. Он продолжает настаивать, даже если передумал, если ему показали, что получить желаемое сейчас невозможно. Отличительным признаком детского упрямства является бессмысленность. Например, ребенок отказывается идти домой после прогулки. Он уже устал, понимает, что дома его ждут мультфильмы и игрушки, но все же упорно стоит на своем.
3. Строптивость. Склонность ребенка действовать против норм, правил и домашних порядков. «Мы все аккуратно складываем вещи» — говорит мама малышу, а тот в ответ высыпает все игрушки. В отличие от негативизма, строптивость проявляется со всеми взрослыми. Цель такого поведения – самоутвердиться, продемонстрировать свою силу воли, показать характер.
4. Своеволие. Ребенок не слушает советов, а действует согласно своей прихоти. Поступки основаны лишь на собственных желаниях, и малыша не остановят просьбы или угрозы. «Не иди в лужу, будут мокрые ноги, и мы пойдем домой» — но ребенок забежит в лужу. Его сиюминутное желание потоптаться по воде, испытать новые ощущения, оказывается сильнее отдаленного желания поиграть на площадке.
5. Бунт-протест. Ребенок постоянно конфликтует с родителями, хотя раньше такое поведение было ему не свойственно. Его протест часто проходит в форме истерик, которые сопровождаются криком, рыданиями, топаньем ногами, битьем головой о стену, падениями на пол.
6. Стремление к деспотизму. Проявляется капризностью, грубым обращением с родителями, физической агрессией. Ребенок требует не удовлетворения своих нужд, а беспрекословного повиновения окружающих. Брат должен освободить ему стол, несмотря на то, что он делает уроки. Мать должна сидеть радом с ним, при этом ей нельзя отвлекаться на беседу. Такая позиция чаще формируется в семье, где малыша чрезмерно балуют.
7. Обесценивание. Все что раньше имело ценность, резко теряет свою привлекательность. Ребенок начинает конфликтовать с родителями, ссорится с приятелями, ломает любимые игрушки, отказывается от блюд, которые предпочитал.
Симптомы кризиса развиваются на основе внутреннего конфликта – желания малыша не соответствуют его возможностям. Поясним: ребенок уже чувствует себя достаточно взрослым, ведь он уже многому научился. Это дает ему основание полагать, что со всеми задачами он справится не хуже родителей, а значит и относиться к нему надо как к взрослому. Ребенок хочет делать все сам, у него есть желание стать самостоятельным. Однако ему еще объективно не хватает знаний, умений и физической силы. Зная это, родители продолжают его поучать, контролировать и оберегать, что не нравится ребенку и вызывает появление описанных симптомов.
Для трехлетнего ребенка характерно:
Иметь завышенную самооценку – вера в свои силы помогает осваивать новые виды деятельности.
Неустойчивый эмоциональный фон, с чем связаны вспышки гнева по незначительному поводу. Сдерживать свои эмоции ребенок еще не умеет.
Низкий самоконтроль – ребенок имеет слабую волю и его поступки управляются сиюминутными желаниями.
Ребенок не может предвидеть последствий своего поступка, поскольку в его мозгу еще созрел для формирования причинно-следственных связей.
Данные особенности считаются нормой для всех детей 3-4-х лет и не являются свидетельством психологического кризиса.

Основные причины конфликтов

Конфликты между 3-хлетним ребенком и его родителями или няней могут возникнуть по самому незначительному поводу. Спровоцировать их могут и неправильные действия ребенка, и некорректное поведение родителей.
Со стороны ребенка конфликт провоцирует:
Стремление настоять на своем. Позиция «будет так, как я скажу» характерна для всех 3-хлеток. Это своеобразная тренировка настойчивости, силы воли, испытание своих возможностей в управлении людьми. Эти навыки очень пригодятся вашему малышу во взрослой жизни, и искоренять их не стоит. Задача родителей не сломать характер, показав кто в доме главный, а научить ребенка договариваться. Конечно, в быту быстрее разрешить ситуацию, если взрослый прикрикнет. Однако такое поведение губительно сказывается на характере ребенка. Он рискует стать тираном или принять позицию жертвы. Поэтому родителям придется набраться терпения, чтобы спокойно объяснять и искать взаимовыгодные решения.
Привлечение внимания. Ребенок стремиться привлечь внимание, используя для этого все средства. В ход идут слезы, крики, ребенок может нарочно портить вещи, обижать брата или сестру. Задача родителя, четко объяснить ребенку, когда вы сможете уделить ему время: «Сейчас я закончу и мы поиграем».
Попытки манипулировать. Ребенок стремится управлять действиями членов семьи. Для этого он может вызывать различные эмоции: страх – «сделай, как я сказал, иначе я устрою истерику», жалость – «я так устал, мне болит животик/голова», ревность – «папа хороший, а тебя я не люблю». Если ребенок не хочет сам есть или одеваться, он делает это нарочно медленно, чтобы родители ему помогли. Если малыш освоит такую модель поведения, то в дальнейшем вы рискуете получить маленького тирана, который угрожает бросить школу, убежать из дома или отравиться таблетками. Говорите малышу, что такими методами он от вас ничего не добьется. Если ему что-либо нужно, то он должен вежливо попросить об этом.
Игнорирование требований родителей. Ребенок словно не слышит обращенных к нему слов. Он может быть занят или сознательно игнорировать просьбы идти домой, собирать игрушки. Исправить ситуацию поможет зрительный контакт. Присядьте возле ребенка, посмотрите в глаза, дождитесь ответа.
Стремление получить желаемую вещь. Иметь желания – нормально, тем более для ребенка. Будьте готовы, что он потребует многое из того, что увидит в рекламе или у других детей. Но далеко не всегда родители могут удовлетворить это желание здесь и сейчас, да и не нужно – это только разбалует ребенка. Спокойно разъясните малышу, что сейчас дать/купить вы не можете: «Я понимаю, что ты этого хочешь, мне тоже это нравится. Давай купим в другой раз/подождем до дня рожденья». Такой подход сформирует у малыша полезную установку – желания исполняются, нужно только подождать.
Стремление к развлечениям. Дети любят мультфильмы, качели, игры с игрушками или с приятелями. Любая попытка прервать развлечение вызывает у ребенка негодование, и он проявляет его как умеет. С одной стороны он выплескивает эмоции. С другой стороны, малыш пытается криком переубедить взрослого, заставить его изменить решение.
Родители также могут провоцировать конфликт неправильными действиями
Строгий стиль воспитания. Строгость родителей и частые запреты – это рамки, которые ограничивают деятельность ребенка. В три года он чувствует необходимость изучать окружающий мир, проявляя фантазию (рисовать на стенах, переливать различные жидкости, пробовать на прочность предметы, ломая их). Относитесь с пониманием к его потребностям, не заставляйте все время сидеть смирно. Такой подход может привести к отставанию в умственном развитии. А недостаток похвалы за хорошие поступки и небольшие достижения мешает ребенку сформировать адекватную систему ценностей. Без похвалы он не поймет, что значит – хорошо себя вести.
Гиперопека. Ситуация, когда к ребенку приковано внимание всех членов семьи, все делается по его требованию, неминуемо заканчивается развитием кризиса. Такая атмосфера провоцирует малыша стать манипулятором, может сформировать у него истероидный тип акцентуации характера.
Недостаток внимания со стороны родителей. Находите время для общения с ребенком. В этом возрасте для нормального развития ему необходимо 14 объятий в день. Доброжелательное и спокойное общение – основа нормального развития и психического здоровья ребенка.
Родители должны помнить, что поведение ребенка значительно ухудшается, если он болен, голоден или не выспался. В такие моменты его поведение знак, что ему жизненно необходимы внимание и забота.

Как родителям вести себя в кризисный период?

В кризисный период 3-х лет основная цель ребенка – добиться признания его, как самостоятельной личности. Он требует, чтобы родители вели себя с ним, как со взрослым. При этом у него еще не достаточно умений делать и поступать «по-взрослому», родителям придется проявить терпение и помогать там, где малыш попросит.
Советы, которые помогут наладить общение с ребенком и постепенно преодолеть проявления кризиса
Сохраняйте спокойствие. Старайтесь не допускать слез, оскорблений и криков в адрес ребенка. Они демонстрируют вашу слабость и учат истеричной модели поведения. Родители не должны отстаивать свою позицию с помощью крика или физических наказаний, иначе ребенок рискует вырасти безвольным и безынициативным.
Соблюдайте режим дня. Кормите и укладывайте спать вовремя. Нервная система в этом возрасте легковозбудима, недосып или нехватка глюкозы делает ребенка раздражительным, склонным к капризам и конфликтам. Поэтому малыш должен соблюдать режим дня. У гиперактивных детей промедление с кормлением на 20-30 влечет за собой резкие вспышки гнева.
Пресекайте попытки манипулировать вами. Покажите, что истерикой вас не запугать: «мы поговорим, когда ты успокоишься». Ваша задача научить ребенка более цивилизованным методам решения проблем. Дайте понять, что с вами всегда можно договориться, если ребенок будет вести себя спокойно.
Отделяйте ребенка от его поведения. При каждом удобном случае повторяйте ребенку, что вы любите его безусловно, несмотря ни на что. Недовольство можно выражать его поступком или поведением, но не личностью. Используйте фразы, описывающие поведение: «мне не нравится, как ты себя ведешь», «ты поступил плохо». Таким образом, вы даете понять ребенку, что он не прав, не подрывая его самооценку. По той же причине нельзя навешивать на ребенка ярлыки – «ты непослушный, упрямый».
Научите слову «нельзя». Запреты – это маяки, по которым ребенок будет двигаться во взрослой жизни, уверено разделяя «хорошее» от «плохого». Разумные запреты с разъяснениями, что это делать нельзя для его же пользы, создают у ребенка чувство безопасности. Говорите четкими короткими предложениями, чтобы ребенок вас понял. Запреты должны соблюдаться в любой ситуации и с любым взрослым. Важно запрещать что-либо не часто, не более 5-ти раз в день, в остальных случаях лучше отвлечь ребенка.
Установите четкие правила. Создайте свод правил, которые нельзя нарушать. «Нельзя бить маму. Нельзя бросаться едой. Нельзя обижать младшего брата». Можете вместе с ребенком оформить его в виде яркого плаката и торжественно договориться соблюдать их. В случае нарушения напоминайте ребенку о вашей договоренности. Вы не должны отменять запрет в зависимости от настроения или ситуации. Такое поведение формирует в глазах ребенка образ слабых родителей, которые не способны защитить его в сложной ситуации.
Выполняйте свои обещания. Если вы пообещали выключить телевизор через 5 минут, то сделайте это. Если вы пригрозили лишить ребенка планшета, за целенаправленное непослушание, то выполните угрозу. В противном случае он поймет, что за вашими словами не следует никаких действий, и у него не будет мотивации вас слушаться. Если вы пообещали ребенку «пряник», например поход в зоопарк, то это обещание также необходимо сдержать.
Занимайте ребенка. Трехлетний малыш любознателен и энергичен, помогите ему пустить энергию в правильное русло. Длительные прогулки, активные игры на улице, интересные занятия, утомляют ребенка. После них малыш предпочтет спокойные игры, а не выяснения отношений.

Предлагайте «выбор без выбора». В ситуациях, когда вам требуется добиться послушания без споров, используйте хитрость – предлагайте на выбор два варианта, которые приемлемы для вас. В этом случае ребенок получает свою долю самостоятельности – к его мнению прислушались. А родитель сможет избежать негативизма. Лучше спросить: «ты будешь кушать ложкой или вилкой?», вместо — «будешь кушать?». «Ты наденешь курточку или пальто?», вместо — «сегодня нужно одеться потеплее». Не формулируйте вопрос так, чтобы на него можно было ответить — «Нет».
Отвлекайте. Если ребенок выражает свое недовольство, что грозит перерасти в истерику, попробуйте отвлечь его внимание. Говорите как со взрослым, не сюсюкайте, постарайтесь придумать интересный повод для беседы: «что бы ты хотел получить от Деда Мороза».
Пресекайте истерики. Хорошо, если вам удастся сделать это на первых порах, пока такая модель поведения не стала привычной. Спокойно сообщите ребенку, что он может вам рассказать о своих желаниях, когда успокоится. Отойдите, отвернитесь, но не упускайте ребенка из виду. Никак не реагируйте на его крики и плач. Когда приступ закончится, скажите, что вам было очень неприятно его поведение, и вы расстроены. Объясните, что криком он не сможет добиться желаемого результата. Но теперь, когда он хорошо себя ведет, можно подумать о его просьбе.
Выработайте четкую тактику поведения. Важно, чтобы ее придерживались все взрослые члены семьи. Случается, мама запрещает, а бабушка разрешает, и при этом упрекает мать за излишнюю строгость. Такая ситуация значительно усугубляет кризис и провоцирует ребенка на повторные истерики.
Демонстрируйте свои эмоции и называйте их словами. «Мне приятно, когда ты сам одеваешься», «я расстроилась, что ты не слушаешься». Таким образом вы учите ребенка, что эмоции можно выразить словами, а не плачем и криками. Второе преимущество такого подхода – вы даете ребенку ориентиры, «что такое хорошо и что такое плохо».
Уважайте стремление к самостоятельности – это единственный способ научиться делать что-либо. Конечно, навыки ребенка еще не позволяют сделать хорошо, то дело, за которое он взялся. Наберитесь терпения и не критикуйте. Будьте готовы доделать, убрать, исправить, помочь, когда вас попросят.
Спрашивайте совета и просите о помощи в незначительных делах. «Что ты хочешь на ужин?», «Какая кофточка тебе нравится?» Такая модель общения подчеркивает взрослость и значимость ребенка. Он понимает, что его уважают, и у него нет необходимости бунтовать.
Хвалите ребенка и говорите о ребенке хорошо в его присутствии. С восхищением расскажите папе или бабушке о его достижениях. Этот метод – мощная мотивация вести себя хорошо.
Используйте куклы перчатки, которые используют для домашнего кукольного театра. Трехлетний ребенок с большей охотой выполнит то, о чем его просит кукла, чем мамину просьбу. «Одушевить» можно любую любимую игрушку – дети с готовностью поддерживают эту игру. С помощью игрушки можно уговорить ребенка поесть, собрать вещи, одеться.
Дайте возможность ребенку выплеснуть эмоции. В этом ему помогут ролевые игры. Дайте возможность порычать в роли льва, побить подушку в роли супергероя, покричать на врагов в роли любимого персонажа. Сдерживаемые негативные эмоции требуют выхода, помогите малышу сделать это цивилизовано, чтобы предотвратить приступ гнева.

Когда нельзя уступать ребенку?

Случаются ситуации, когда проявление мягкости не идет на пользу ребенку.
Вопросы, касающиеся здоровья и безопасности. Если ребенок рискует выпасть из окна, его нужно решительно забрать с подоконника, а не уговаривать спуститься. Если нужно принять лекарство или закапать уши, то родители должны твердо стоять на своем. В этом случае излишняя мягкость может привести к развитию осложнений и лечению в стационаре.
Ущемляются желания других членов семьи. Малыш может управлять своими делами и временем, а не жизнью других детей или родителей. Ребенку позволено быть равным, но не старшим в семье.
Истерика – не повод для уступки. Позволив ребенку криком добиться своего, вы рискуете сформировать у него вредную привычку. Лучше спокойно переждите, истерический припадок длится не более 6 минут. Затем постарайтесь успокоить, объяснить, отвлечь. Похвалите ребенка, за то, что он успокоился.
Кризис трех лет, симптомы которого были описаны, проходит довольно гладко в семьях, где выстроены правильные отношения между ребенком и родителями. Если, несмотря на все ваши усилия, проявления кризиса ярко выражены, то просто наберитесь терпения, ведь возрастной кризис редко длится более полугода. Ваша основная задача в этот период – помочь ребенку стать уверенной в себе, творческой личностью, что обеспечить ему успех во взрослой жизни.

В наш Центр диагностики и консультирования «Диалог» часто обращаются родители детей дошкольного возраста с вопросами о том, почему ребенок в три года меняется: становится капризен, проявляет чувство негативизма, упрямство (не свойственное ему до этого возраста), хочет все делать сам, даже если у него ничего не получается. В семь лет взрослые видят, что ребенок вдруг начинает без всякой причины кривляться, манер­ничать, капризничать. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусствен­ное.

Что случилось? Что делать? Начиная беседовать с родителями, мы понимаем, что ребенок проходит очередной кризис дошкольного возраста.

Что такое кризисы, как они протекают и какое значение имеют для развития ребенка-дошкольника мы сейчас и будем говорить.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако именно этот период имеет очень важное значение для всей последующей жизни человека. В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:

— младенческий — с рождения до одного года;

— раннее детство — от года до трёх;

— дошкольное детство — от трёх лет до семи.

Переходы между периодами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отноше­ниях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребен­ка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии кризисами возрастно­го развития. Кризисы развития — это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Лев Семёнович Выготский ((1896–1934) – советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций) писал, что если бы периодов кризисов не было, то их надо было бы выдумать, т.к. в эти периоды ребёнок больше приобретает, чем теряет.

Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому

Новорожденность (от рождения до 2 месяцев).

Кризис новорожденности.

Сущность и значение кризиса новорожденности бы­ли подробно описаны Даниилом Борисовичем Элькониным ((1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии).

Он считал, что само рождение — это кризис, ибо родившийся ребе­нок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называют трав­мой и считают, что вся последующая жизнь человека но­сит печать пережитой им при рождении травмы. Новорожденность — совершенно своеобразный период жизни младенца. Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного физиоло­гического существования в относительно постоянной и ща­дящей среде он резко переходит в абсолютно новые условия внешнего мира. Поэтому период новорожденности считают кризисным периодом.

Младенчество (от 2 месяцев до 1 года).

Кризис 1 года.

В младенчестве жизнь и деятель­ность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта — взрослый человек.

К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

Что делать, когда у ребенка кризис одного года?

Необходимо дать ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть.

В год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до этого. Можно купить малышу пальчиковые краски, детскую дудочку, металлофон и т.д.

Нельзя потакать всем капризам ребенка. Поэтому для родителей годовалого малыша действуют следующие правила:

— запретов должно быть как можно меньше (лучше не запрещать, а отвлекать);

— отвлекайте не предметом, а действием: если ребенка не привлекла желтая пластиковая баночка вместо вазы, которую он хотел схватить – покажите действие, которое можно осуществить с этой банкой (постучать по ней ложкой, насыпать что-нибудь внутрь, засунуть в нее шуршащую газету и т.д.).

Раннее детство (от 1 года до 3 лет).

Кризис 3 лет.

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные же­лания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрос­лых.

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложне­ниям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психоло­гии получил название кризиса трех лет.

Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет.

Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто нано­сит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!».

Упрямство, которое сле­дует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не уп­рямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.

Строптивость. Этот сим­птом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От нега­тивизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоя­тельности там, где еще мало что умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второ­степенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них — бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающи­ми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрес­сивно. Другой симптом — обесценивание ребенком личности близ­ких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; вся се­мья должна удовлетворять любое желание ребенка, в против­ном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем го­ловой об пол, слезы, крики и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к млад­шему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его пе­реживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»).

Ребе­нок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действия и от взрослого, происхо­дит новое открытие себя и взрослого. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения, где главным источником оценки поведения и действий ребёнка является взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверж­дении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные ново­образования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», созда­ющая иллюзию благополучия, может быть обман­чивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность — демонстрация соб­ственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм — в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность — крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость — неадек­ватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором поло­жительных качеств, главная задача родителей и педагогов — не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям о детском уп­рямстве и капризности:

— Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев (1,5 года).

— Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 — 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная.

— Пик упрямства приходится на 2,5 — 3 года жизни.

— Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

— Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

— В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19 раз!

— Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского по­ведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокой­ствия.

Что могут сделать родители:

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего по­могает только одно — взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют кап­ризулю, он успокоится.

Дошкольный возраст (от 3-7 лет).

Кризис 7 лет.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Воз­раст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быс­тро вытягивается в длину) и достигает полуроста взрослого человека (полуростовой скачок) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Одна­ко главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Как мы отмечали выше, ребенок начинает без всякой причины кривляться, манер­ничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В 6 — 7 лет — это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немоти­вированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переход­ного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот пери­од получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6—7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и ка­жется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

В этот период возникают новые трудности в отношениях ре­бенка с близкими взрослыми. Ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Появляются непослушание, спо­ры со взрослым, возражения по всяким поводам.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена се­мьи (например, отца), или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет ха­рактер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с роди­телями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предла­гаемое платье под предлогом «Я не маленький».

Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода.

Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в дошкольном детстве, ребенок мог вести себя более или менее про­извольно только в игре или с непосредственной помощью взрос­лого, то в 6—7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятель­ности.

Прежде всего, ребенок начинает понимать и осознавать соб­ственные переживания. В семь лет возникает осмыслен­ная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впер­вые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень зап­росов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и явля­ются следствием осознания и обобщения своих переживаний.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Все более важными и слож­ными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в се­мье ребенок может вести себя непосредственно, и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.

Вхождение в новую, более широкую социальную общность ста­новится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобре­ние и признание, идущие от членов этой новой общности, выс­тупают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее.

Одним из глав­ных новообразований, которое возникает на рубеже до­школьного и младшего школьного возраста, является способ­ность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности. В совре­менных условиях стремление 6 — 7-летних детей занять соци­ально значимую роль обычно и наиболее естественно реализу­ется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.

Рядом с маленьким ребенком всегда должен быть добрый, заботливый, любящий взрослый. Который поможет малышу научиться жить в этом мире, справляться с трудностями, говорить о своих чувствах, переживаниях, успехах.

Литература.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *