Содержание
- Учебные планы, рабочие программы
- Что значит коррекционная школа и какие классы есть?
- Чем отличается от обычной
- Список школ, подходящих для детей с ЗПР
- Как выбрать коррекционную школу
- Критерии выбора
- Классы для малышей, отстающих в развитии
- Особенности обучения в специальных ОУ
- Обучение по коррекционной программе 7-го вида
- Как обучают в школе 1 вида
- Как обучают в школе 2 вида
- Школа 3 и 4 видов
- Роль семьи в обучении
- Задачи и задания
- Общение в семье
- Есть ли плюсы у школы-интерната?
- Выводы
Учебные планы, рабочие программы
Учебные планы, программно-учебное обеспечение
Учебный план на 2019-2020 учебный год 1 — 4-е классы по 5-ти дневной рабочей неделе
Учебный план на 2019-2020 учебный год, 1 — 4-е классы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Учебный план 5 классы на 2019-2020 учебный год при 5-ти дневной рабочей неделе (обучение по ФГОС ООО)
Учебный план 6-9 классы на 2019-2020 учебный год при 5-ти дневной рабочей неделе (реализация ФК ГОС)
Программно — учебное обеспечение учебного процесса на 2019-2020 учебный год (начальная школа)
Программно — учебное обеспечение учебного процесса на 2019-2020 учебный год (основная школа)
Учебный план на 2018-2019 учебный год 1 — 4-е классы по 5-ти дневной рабочей неделе
Учебный план на 2018-2019 учебный год подготовительный, 1-4-е классы
Учебный план на 2018-2019 учебный год 1 — 4-е классы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Учебный план на 2018-2019 учебный год, 5-9 класс
Программно — учебное обеспечение учебного процесса на 2018-2019 учебный год (начальная школа)
Программно — учебное обеспечение учебного процесса на 2018-2019 учебный год (основная школа)
Учебный план на 2017-2018 учебный год 1 — 4-е классы по 5-ти дневной рабочей неделе
Учебный план на 2017-2018 учебный год при 5-ти дневной рабочей неделе. 5-9 класс
Программно — учебное обеспечение учебного процесса на 2017-2018 учебный год (начальная школа)
Программно — учебное обеспечение учебного процесса на 2017-2018 учебный год (основная школа)
Рабочие программы
2019 — 2020 учебный год
АООП НООП
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ 1 — 4 КЛАССЫ
АООП ООО
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ 5 КЛАСС РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ 6 — 9 КЛАСС РЕАЛИЗАЦИЯ ФК ГОС ООО
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2018 — 2019 учебный год
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Программно — учебное обеспечение учебного процесса 1-4 класс
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1 – 4 классов
Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 2 — 4 классов
Рабочая программа по математике для обучающихся 1 – 4 классов
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 – 4 классов
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 – 4 классов
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 классов
Рабочая программа по изобразительному искусству 2-4 классов
Рабочая программа по ритмике для учащихся 1 – 4 классов
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1 классов
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2-4 классов
Рабочая программа по музыке для учащихся 2 – 4 классов
Рабочая программа по музыке для учащихся 1 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающего направления «Развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающего направления «Формирование социально – коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающего направления логопедические занятия с обучающимися 1-4 классов с ОВЗ
Индивидуальный план коррекции и развития ребенка
Диагностические материалы
Материалы для оценки личностных результатов
- Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5- 9 классов
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 классов
Рабочая программа по литературе для учащихся 5- 9 классов
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа по математике для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа по информатике для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа по физике для учащихся 7 — 9 классов
Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 — 9 классов
Рабочая программа по географии для учащихся 6-9 классов
Рабочая программа по химии для учащихся 8-9 классов
Рабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов
Рабочая программа по трудовому обучению (обслуживающий труд) для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа по трудовому обучению (технический труд) для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 5-8 классов
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов
Дополнительные образовательные программы
- Социально-педагогическая направленность: рабочая программа деятельности ДООВО «Радуга Добра»
- Физкультурно-спортивная направленность:
- Рабочая программа «Безопасное колесо»,
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» для учащихся начальных классов
- Художественная направленность:
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская красок» для учащихся 1-4 классов
- Рабочая программа внеурочной деятельности «МАСКА» для учащихся 1-3 классов
- Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир бумаги» для учащихся 1-4 классов
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Домашний дизайн» для учащихся 5-8 классов
- Рабочая программа кружка «Янтарная бусинка» для учащихся 1-8 классов
- Туристско-краеведческая направленность:
- программа «Юные музееведы»,
- Рабочая программа кружка «Активисты школьного музея»
2017 — 2018 учебный год
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Программно — учебное обеспечение учебного процесса 1-4 класс
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1 – 4 классов
Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 2 — 4 классов
Рабочая программа по математике для обучающихся 1 – 4 классов
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 – 4 классов
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 – 4 классов
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 – 4 классов
Рабочая программа по ритмике для учащихся 1 – 4 классов
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1 — 4 классов
Рабочая программа по музыке для учащихся 1 – 4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающего направления «Развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающего направления «Формирование социально – коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающего направления логопедические занятия с обучающимися 1-4 классов с ОВЗ
Материалы для оценки личностных результатов
Дополнительные образовательные программы
- Социально-педагогическая направленность: рабочая программа деятельности ДООВО «Радуга Добра»
- Физкультурно-спортивная направленность:
- Рабочая программа «Безопасное колесо»,
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» для учащихся начальных классов
- Художественная направленность:
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская красок» для учащихся 1-4 классов
- Рабочая программа внеурочной деятельности «МАСКА» для учащихся 1-3 классов
- Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир бумаги» для учащихся 1-4 классов
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Домашний дизайн» для учащихся 5-8 классов
- Рабочая программа кружка «Янтарная бусинка» для учащихся 1-8 классов
- Туристско-краеведческая направленность:
- программа «Юные музееведы»,
- Рабочая программа кружка «Активисты школьного музея»
Татьяна Александровна, идет запись в школу. В электронной анкете диагнозы детей указывать не обязательно. Как родителям понять, какая школа для особенного ребенка будет лучше — обычная или коррекционная?
Татьяна Соловьева: Давайте сразу уточним, термины «коррекционная школа», «виды коррекционных школ» (их было восемь) больше не используются в документах. Есть общеобразовательные школы. В некоторых из них созданы необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, работают учителя-дефектологи, есть адаптированные образовательные программы. Чаще всего это школы-интернаты, перечисленный в особом перечне. Их 1664. Выбирая массовую общеобразовательную школу для своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родители имеют право получить у директора полную информацию об условиях обучения. Право выбора остается за родителями. Какой вариант лучше? Поможет понять психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Без заключения ПМПК ребенка не примут в специальную школу, а в массовой — не обеспечат необходимый объем специальных условий, включая занятия с учителем-логопедом или учителем-дефектологом.
А если родители не хотят идти на комиссию? Одни просто не могут допустить мысль, что у ребенка есть нарушения, а другие видят особенности, но считают, что обычная школа всех научит. Тогда как быть?
Татьяна Соловьева: Исходить надо, прежде всего, из интересов самого ребенка. Организация учебного процесса в специальной школе, специальном классе и в условиях инклюзии отличается.
Родителям надо понимать, что отличий в методике преподавания очень много. Отличается даже построение фразы в речи учителя. Например, в обычном классе в начальной школе педагог может спросить учеников: «В каком порядке нужно прочитать предложения, чтобы между ними была связь по смыслу и получился текст?». Учитель-дефектолог, занимаясь с детьми по адаптированной образовательной программе, отбирает слова и выражения так, чтобы донести смысл и научить порядку, алгоритму действий. Например, так: «Составь текст. Расставь предложения по порядку: что было сначала, что потом, чем все закончилось?»
Подскажите родителям, по каким признакам определить, сможет ли дошкольник с ограниченными возможностями здоровья пойти в обычный класс?
Татьяна Соловьева: По статистике половина родителей детей с проблемами речи, слуха, с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата предпочитает отдать своего ребенка в массовую школу. Рекомендую обратить внимание на следующее:
Проявляет ли ребенок интерес к общению, игре с новыми детьми и взрослыми, как активно он включается во взаимодействие с другими людьми, соблюдает ли основные простые правила культуры поведения, речевого этикета?
Посмотрите, насколько внимательно он слушает (воспринимает) чужую речь или, напротив, перебивает, не обращая внимание на сказанное собеседником: «А я вот где был! А у меня машинка!», тянет маму за рукав: «Не хочу. Давай пойдем домой!». У ребенка нет интереса к новому человеку, нет желания узнать что-то новое, незнакомое? Скорее всего, возникнут трудности.
Очень важный показатель — качество и темп выполнения задания за определенный промежуток времени. Если требуется значительная помощь со стороны, нужно контролировать каждый шаг, иначе ребенок бросает начатое, возникает риск формальной инклюзии, когда особый ученик помещается в слишком сложную для него среду обучения.
Что происходит с учеником с ограниченными возможностями здоровья, если он попал в обычный класс, но не готов к этому?
Татьяна Соловьева: Ребенок может вести себя по-разному: вертеться на уроке, мешать другим, не отвечать на вопросы учителя, отказываться выполнять задание… Ребенок «сигнализирует» взрослому о своем неблагополучии, но распознать эти сигналы, понять в чем причины и каковы механизмы трудностей по силам только подготовленному специалисту. К сожалению, часто бывает, что к 3-4 классу дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в инклюзии, «уходят» на семейное обучение. Хотя могли бы быть вполне успешными в специальном классе или школе.
В России примерно 14 миллионов слабослышащих. Детей с нарушениями слуха — около миллиона. Учителя обычных школ знают, как их учить?
Татьяна Соловьева: В 2017 году опрос пяти тысяч педагогов массовых школ подтвердил, что им требуется непрерывное методическое сопровождение. Учителя ищут ответы на их личные профессиональные вопросы, связанные с проблемами обучения конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом дети очень разные. Среди обучающихся с нарушениями слуха выделяют слабослышащих, глухих, кохлеарно имплантированных, тех, кто потерял слух, и тех, кто помимо проблем со слухом имеет дополнительные ограничения по здоровью…. Ко всем нужен разный подход. Сложности в школах есть.
Что касается нарушения слуха, то на 3-4 день после рождения или позже в роддоме или поликлинике может быть проведена процедура проверки слуха или аудиоскриннинга. Родители имеют право настаивать на оказании этой бесплатной услуги. При подозрении на снижение слуха процедура проводится повторно. Если риск нарушения слуха подтверждается, то ребенка направят в врачу-сурдологу. Важно своевременно обеспечить малыша индивидуальными слуховыми аппаратами, организовать предметную развивающую среду, занятия со специалистом дефектологом (сурдопедагогом). Слабослышащего или глухого ребенка можно научить словесной речи.
Слуховой аппарат усиливает звуковой сигнал? Ребенок лучше слышит обычную речь?
Татьяна Соловьева: Слуховой аппарат не работает как очки. Современные устройства — цифровые, настраиваются специалистами, позволяют различать окружающие звуки, речевые и неречевые, в разных условиях. Важно помнить, что при нарушенном слухе возникают неприятные болезненные ощущения в ухе при восприятии громких звуков. Это значит, что при общении со слабослышащим или глухим ребенком не стоит кричать, лучше говорить голосом нормальной громкости. Дело не столько в громкости, сколько в высоте звуков. В большинстве случаев люди с нарушением слуха способны воспринимать низкие звучания, шумы, такие как стук, гудок и другие.
Недавно в известной олимпиаде по иностранному языку впервые участвовала слепая девочка. На устной части ей пришлось отвечать в парах с обычными учениками. Многие из них опасались, что оценка может быть снижена. Девочке требовался тьютор, а время на устный ответ ограничено… Как проводить такие состязания?
Татьяна Соловьева: При организации командных соревнований должны учитываться интересы всех участников команды. В этом случае, думаю, были допущены нарушения. Если соревнуются пары, где условия сопоставимы, например, в обеих парах есть дети с ограниченными возможностями здоровья, такие состязания возможны, но оцениваться должны особым образом. Организаторам олимпиад нельзя об этом забывать. С другой стороны, включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во всероссийские конкурсы, фестивали, олимпиады — очень важное начинание.
По данным международного исследования PISA около 37 процентов подростков признались, что подвергаются буллингу. Пришел ребенок со слуховым аппаратом или очками на минус восемь в обычный класс. Его ведь и затравить могут!
Татьяна Соловьева: Все не так однозначно. Общение с директорами и педагогами массовых школ, родителями, чьи дети посещают инклюзивные классы, позволяет говорить об отсутствии общей тенденции. Буллингу подвергаются дети с ограниченными возможностями здоровья не чаще, чем их здоровые сверстники, в том числе вполне успешные дети, отличники, из благополучных семей.
Даня родился с ДЦП. Обожает приключенческую литературу и фильмы, но никак не может приручить математику. К своим 13 годам Даня едва ли соответствует уровню 2 класса. В 7-й его взяли с условием подтянуть математику с репетитором за пару месяцев.
Первое занятие ввело меня в замешательство. Число 350 мальчик пишет так: «30050», а «два с половиной» записывает как дробь «две пятых». Примеры не решает, а угадывает ответы. Кратковременная память. Дислексия. ЗПР. С чего начать, если он начинал уже много раз, но после каждого успешного шага вперед случаются три назад?
Итак, 7 вид обучения это дети:
— с различными нарушениями мышления, причина которым — медицинские диагнозы;
— с задержками психического или психоречевого развития;
— с серьезными сложностями в обучении, начиная от «провалов памяти», заканчивая искаженным восприятием логики, анализа и пр.
Обучение 7-го вида требует от педагога терпения и смекалки. Например, ребенок может делать успехи, освоить умножение чисел, решение уравнений, а потом вдруг забывает, как эти числа пишутся, не то что умножаются.
С Даней первым делом мы отложили тетрадки и ручки: в этом почерке он и сам не может разобрать свои закорючки, только мучается. Оказывается, учителя приучали его учиться на компьютере, чтобы не мучался с письмом, но минимально все же писал.
Смотрели друг на друга и решали простые задачки в уме: «50 умножить на 2», «25 умножить на 4», «100 разделить на 2», «100 разделить на 4». Провал. Целое занятие ушло на одни и те же примеры, и никакой логики в его вычислениях не прослеживалось — ребенок не чувствует, не может представить себе множество чисел. «100 разделить на 2» — это и «7», и «85», и «40». Важен был только довольный взгляд учителя в ответ на его заискивающий. Ребенок зрительный, звукового вектора у него нет.
Я не коррекционный психолог и не врач, как положено учить детей при 7 виде обучения — не знаю, но зато у меня есть сильное желание помочь в будущей социализации ребенку-инвалиду и знания природы человеческих желаний и способностей.
На поверхности — использовать зрительный вектор, точнее, богатое воображение таких детей и образное мышление. Это просто кладезь всего. Вместо «при раскрытии скобок умножаем общий множитель на каждое слагаемое в скобках» у нас — «этот капитан заходит на корабль, и ему нужно поздороваться с каждым матросом».
Все это сделало занятия интересными, а сухие формулы стали запоминаться. Угрозы учителей перевести ребенка на 8-й вид с 7-го вида обучения постепенно таяли. Но тем не менее с ощущением множества чисел оставались проблемы.
Написанное наглядно вызывало зрительные образы, и каждое арифметическое правило ассоциировалось со сказочной историей, но до сих пор не получалось вообразить числовую линейку или счеты, представить в уме как сорок яблок делится на две корзинки и т. д. Разучивание единиц и десятков раздражало ребенка, для него это не числа, а просто нарисованные закорючки на листе бумаги.
И тогда мы сделали следующее.
Раз на листе, то на листе. Попробовали геометрию: нарисовали квадрат и посчитали периметр. Без формул, без умножения одной стороны на 4, как это принято делать, а буквально — сколько клеточек нужно пройти по границе фигуры, чтоб обойти ее всю и вернуться в исходную точку. Я медленно показала, как это сделать, подсчитывая каждую клетку ручкой. Он повторил. Новый квадрат — повторил.
Прямоугольник, фигуры посложнее. Он считал клеточки. Заученные цифры стали приобретать содержание. Он быстрее и быстрее стал считать периметры новых фигур. На формулы мы не переходили, задача была — создать ребенку позитивный опыт. Он умеет, он понимает, что делает.
Дальше пошли на усложнение задачи, но сохранили подход — наглядно-действенный.
Взяли алгебраическое выражение, которое нужно упростить (раскрыть скобки, сложить-вычесть), и, используя «сказочные» наработки с матросами и кораблями, кое-как справились с одним примером. Взяли второй, едва отличающийся, практически повторили, взяли третий, повторили. Получилось, что мы решили целую страницу однотипных примеров. А потом еще одну и еще.
Обычному ученику достаточно показать один-два примера, чтобы дальше усложнять задачу. С ребенком 7-го вида обучения все иначе. Если в его голове и уляжется закономерность, которую можно использовать в других примерах, то очень небыстро; главное, на что мы нацелены, — приучить руку «соображать» быстрее головы.
Так работает мышечная память. Почему она самая надежная? Известны случаи, когда человек теряет память, но рука пишет номер телефона, адрес, свою роспись.
Мышечный вектор, а значит, мышечную память имеют 95 процентов людей. Ориентироваться только на нее в больших городах — значит быть неконкурентным: слишком маленькие возможности. При этом мышечность — суть живого вещества, та составляющая психики, которая наиболее устойчива к стрессам. Навыки, доведенные до автоматизма, «оседают» в основе психики, начале ее начал на уровне, близком к физиологии. Когда тело приучается к монотонно повторяющимся однотипным действиям, забыть такую реакцию невозможно.
Таким образом, ребенок набил руку, чтобы решать даже то, что он не понимает. Пока не понимает.
У Дани есть еще кожный вектор, и он очень пригодился нам при организации учебного процесса. Учителя при обучении детей 7-го вида часто совершают одну ошибку — начинают разжевывать предмет еще сильнее и подробнее, чем делают это обычно. Казалось бы, логично — ведь ребенок с трудностями мышления тяжелее понимает предмет, хуже соображает? Напротив, если кожного ребенка ввести в рамки времени, проводить урок динамично с постоянными переключениями хотя бы интонации, а лучше и задач, то он лучше схватывает. На память мы рассчитывали мышечную, кожный темп помогал держаться в тонусе, не раскисать, а зрительные образы сохраняли интерес и задавали ассоциации с формулами.
Что мы имеем на сегодняшний день?
Главный результат — Даня спорит со мной. Ему впервые не важно одобрение учителя, он может доказать свое решение, повторить его и даже объяснить. В нем появилась уверенность — он способен щелкать задачи! Как-никак, но сам и с минимумом ошибок.
Автор Екатерина Коротких
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Педагогика
Что значит коррекционная школа и какие классы есть?
Коррекционная школа — это образовательная организация, где обучают ребятишек с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии. Учебную программу таких заведений разрабатывают с учетом особенностей деток, чтобы они усваивали новые знания эффективно, в комфортном для себя темпе.
Чем отличается от обычной
Основное отличие коррекционной школы от обычной в том, что здесь учитывают особенности физического и интеллектуального развития ребенка:
- небольшие классы, от 6 до 15 человек;
- предметы ведут преподаватели со специальным образованием, прошедшие курсы и повышение квалификации для работы с особенными детками;
- ребенок не чувствует себя «белой вороной», он в среде таких же, как и он;
- часть предметов исключают из учебной программы, остальные предметы адаптируют и дают в объеме, комфортном для усвоения ребятишками.
Государство коррекционные школы относит к образовательным учреждениям, где создают условия для получения образования деткам с ограниченными возможностями здоровья. В понятие «ограниченные возможности здоровья» попадает и школа для умственно отсталых детей, и для глухих, слепых, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Какие бывают по форме обучения:
- специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
- коррекционная общеобразовательная;
- общеобразовательная школа-интернат.
В зависимости от патологии ребенка, его направляют в образовательное учреждение определенного вида. Всего есть 8 видов коррекционных школ:
- для глухих детей;
- для слабослышащих, но сохранивших остаточный слух и самостоятельную речь;
- для незрячих;
- для слабовидящих;
- для ребятишек с тяжелыми нарушениями речи;
- для деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой развития;
- коррекционная школа 8 вида принимает учеников с умственной отсталостью.
Список школ, подходящих для детей с ЗПР
Город | Название | Координатор по инклюзии | Адрес | Контактный телефон |
Москва |
Средняя образовательная «Школа здоровья» №50 | Самокиш Татьяна Хасановна | Кропоткинский переулок, д.10 | (499) 246-43-13 |
Средняя образовательная школа № 59 им. Н.В. Гоголя | Борисевич Надежда Анатольевна | Староконюшенный пер., д. 18 | (499) 241-56-62 | |
Центр образования № 2030 | Колодяжная Нина Афанасьевна | 2-ая Звенигородская ул., д. 8 | (499) 795-19-20 | |
Средняя образовательная школа №1060 | Алхазова Анна Андреевна | Стремянный переулок, д. 33/35 | (499) 236-52-14 | |
Средняя образовательная школа №661 | Потапова Таисия Николаевна | Ул. Покровка, д. 10 | (495) 624-98-27 | |
Новосибирск |
Коррекционная школа-интернат №12 | _ | Искитим, Центральный микрорайон, 17а | +7 (38343) 2‒49‒05 |
Специальная (коррекционная) школа-интернат №116 | _ | Новосибирск, Александра Невского, 40 | +7 (383) 271‒35‒22 +7 (383) 271‒35‒55 +7 (383) 271‒35‒53 |
|
Специальная (коррекционная) школа-интернат №37 | _ | Прибрежная, 2 | +7 (383) 209‒39‒51 | |
Ростов-на-Дону | Коррекционная школа-интернат №41 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья | _ | Днепровский переулок, 119 | +7 (863) 223‒42‒55 |
Ростовская специальная школа-интернат №42 | _ | Леваневского, 34 | +7 (863) 252‒97‒56 +7 (863) 254‒89‒33 |
|
Санкт-Петербург | Школа-интернат №28 | _ | Герасимовская, 5 — 1-4 этаж | +7 (812) 417‒53‒18 +7 (812) 543‒50‒26 |
Школа-интернат №9 | _ | Старцева, 7 | +7 (812) 417‒64‒71 | |
Омск | Адаптивная школа-детский сад №76 | _ | 50 лет ВЛКСМ, 4г | +7 (3812) 55‒33‒15 |
Адаптивная школа-интернат №7 | _ | Амурская 18-я, 1 | +7 (3812) 61‒12‒07 +7 (3812) 61‒30‒81 |
При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.
Как выбрать коррекционную школу
Принимаются дети школьного возраста при наличии письменного согласия родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В Москве и МО таких школ огромное количество, расположенных по разным районам и округам столицы.
Критерии выбора
Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:
- местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
- тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
- стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
- дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
- преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
- отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.
Классы для малышей, отстающих в развитии
Отставание в развитии – это не всегда патология или умственная отсталость. Некоторая задержка может быть связана с прохождением беременности или невниманием к младенцу. Маленький человек не отличается от своих сверстников: ну речь похуже или говорить стал позже. Основные проблемы начинаются в школе. Он катастрофически не справляется со школьной программой. Начинаются «двойки», возмущение педагогов и упрёки родителей. Малыш начинает чувствовать себя самым плохим. Порой, родители награждают маленького человека нелестными эпитетами: «тупица» и пр. На самом деле, малыш просто не в состоянии справится с программой, ему нужен корректирующий класс.
Психолог или педагог, разобравшиеся в ситуации могут предложить родителям перевести ученика в класс коррекции, но не все с этим согласны. Коррекционный класс – это не «класс дураков», а место, где ученику помогут освоить необходимые знания.
Преимущества такого класса:
- небольшое количество учащихся, что позволяет учителю уделить внимание каждому;
- профессиональная подготовка педагогов;
- возможность улучшить свои познавательные способности;
- возможность получить среднее образование в доступной форме;
- переход в обычный класс через 2-3 года работы в коррекционном.
Последнее показывает, что класс коррекции предназначен для здоровых учеников, которым что-то помешало сформировать вовремя свои способности. Впрочем, ученик может закончить своё обучение и в корректирующем классе, что не уменьшит его прав на поступление в вуз.
Получить достойное образование имеет право любой ученик, вне зависимости от особенностей его развития. Для каждой группы особенностей есть свои школы или классы.
Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе.
Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители.
Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.
Особенности обучения в специальных ОУ
По каждому предмету создается специальное тематическое планирование. Вспомогательная школа работает по программам коррекции и развития речи (5-го вида):
- в 1-2-м классе проходят уроки правильного произношения;
- в классах от 7 до 12 человек;
- в первой половине дня проводятся уроки, вторая часть посвящается психологическим и логопедическим занятиям;
- нет уроков иностранного языка, так как особым детям трудно одновременно осваивать программы по двум языкам;
- проводится интегрированный курс «Окружающий мир и развитие речи»;
- обучение осуществляется на индивидуальном подходе к каждому ребенку.
В рамках общеобразовательной школы часто создают специальные коррекционные классы, в которых учатся ребята, имеющие нормальное интеллектуальное развитие, но проблемы с речью. После успешного прохождения программы начальной школы такими малышами их отправляют в обычные классы.
Обучение по коррекционной программе 7-го вида
По ней обучается особый ребенок, зачисленный в 1-й класс. Вспомогательная школа особое внимание уделяет дополнительному образованию. Помимо уроков, воспитанникам таких ОУ предлагаются кружки и секции спортивного, музыкального, художественного направлений.
Характерна и вариативность в обучении. В частности, на некоторые основные темы педагог уделяет больше часов, чтобы закрепить практические умения и навыки детей. Существует определенный стандарт, разработанный для коррекционных школ каждого типа. Выпускники таких учебных заведений должны соответствовать всем требованиям, указанных в ФГОС.
Как обучают в школе 1 вида
Дети в школе 1 вида воспринимают все через зрение и осязание. Им трудно определять свойства, причины и следствия. Их мыслительные процессы основаны на образах и действиях, а не на речи. В обучении задействуют специальную акустическую аппаратуру, сурдоаппаратуру. С учителем и между собой дети общаются жестами и мимикой. В класс набирают не больше 6 человек.
Как обучают в школе 2 вида
Слабослышащие дети сохраняют остаточный слух, они накапливают словарный запас. Степень их развития зависит от того, как рано они потеряли способность хорошо слышать. Основной упор в обучении — научить детей зрительному восприятию, чтобы они умели читать по губам и научились читать самостоятельно книги. В классе обучаются не больше 6 человек.
Школа 3 и 4 видов
Незрячие и ослепшие ребятишки, дети с косоглазием, амблиопией воспринимают мир вокруг себя через слух и осязание. Обучение направлено на развитие полисенсорного опыта, чтобы опираться не только на слух и тактильные ощущения, развивать речь. Внимание у таких деток неустойчивое, учеба направлена на развитие концентрированности и памяти. В классы для слепых набирают в группу не больше 8 человек, в классы для слабовидящих и поздноослепших — до 12 человек.
Роль семьи в обучении
Ребенка направили в коррекционную школу. Теперь многое зависит не только от школы, но и от семьи. Родителям необходимо перестроить общение с малышом, выбрать другую тактику для того, чтобы помочь ему в социализации. Для детей этот момент особенно важен.
Задачи и задания
Родители не должны менять свое отношение к малышу. Перевод в специализированное учебное заведение еще не означает, что ваш ребенок умственно отсталый. Этот диагноз
является более серьезным, но проявляется гораздо раньше — еще в раннем детстве. А термин «отставание» означает, что ребенок развит нормально, просто ему требуется больше времени, усилий, концентрации для учебной деятельности. Возможно, страдает логическое мышление.
Дома вы можете ставить перед ним самые обычные задачи. Научите ребенка самостоятельно заботиться о гигиене, убираться в комнате. Для развития ситуационного мышления просто необходимо иметь обязанности. Давайте ему простые (разного уровня сложности) задания, которые нужно выполнять каждый день. Это помогает в волевом развитии личности, которое благотворно сказывается на психике.
Не стоит ограничивать детей в домашних
обязанностях. Необходимо комбинировать обучение, отдых, обязанности, тогда гармоничное развитие психики достигнет нужно уровня. Ограничивая ребенка, вы лишаете его важной части жизни. Стоит помнить, что речь идет о детях, мало отличающихся от остальных. Если вы сейчас оставите его исключительно на уровне «сделал уроки — поиграй», то выравнивания в развитии не произойдет. Такими действиями мамы и папы лишь усиливают разницу между детьми. Особенно если в семье несколько детей.
Общение в семье
Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.
Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка
можно будет вернуть в общеобразовательное учреждение. Зачем же пугать его мыслями о своей неполноценности дома? Общайтесь, проверяйте уроки, помогайте учиться. Развлекайтесь и отдыхайте вместе с детьми. Чем больше эмоций, новых впечатлений, чем интереснее станет жизнь малыша, тем проще ему адаптироваться.
Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.
Есть ли плюсы у школы-интерната?
Многое зависит от педагогического коллектива школы-интерната. Профессиональный и человечный, любящий детей персонал – от директора школы до уборщицы – может многое. В стандартный набор адаптационных процедур спецшколы входят:
- беседы педагогов-психологов с детьми (индивидуальные и в группах);
- диагностика отклонений в развитии (анкетирования, тестирования, наблюдение и прочие – причем отслеживаются как отставание, так и опережение в развитии);
- психокоррекционная работа с детьми;
- консультации родителей или опекунов;
- медико-психологические процедуры.
У ребят с ограниченными возможностями здоровья в таких заведениях есть возможность заниматься по специальной программе и получать регулярное медицинское обследование. Талантливый ребенок из маленького городка не получит у себя дома того объёма знаний и умений, который ему дадут столичные преподаватели, а затем будет возможность поступить в элитный профильный вуз. Трудному подростку дают шанс стать образованным человеком и занять достойное место в обществе.
Получится ли когда-нибудь сделать пребывание ребенка в школе-интернате полностью комфортным? На сто процентов вряд ли. Ну не будет ребенку (за редчайшими исключениями) житься в казенном заведении, лучше чем дома. Да, некоторые дети в спецшколе становятся морально сильнее, учатся преодолевать препятствия, которые появляются у них на пути. И всё же школа-интернат на сегодняшний день, скорее, трудная неизбежность для девиантных детей и неизбежная трудность для детей талантливых.
Выводы
Каждый гражданин России имеет право получить образование, и любой диагноз этому не проблема. Есть несколько вариантов мест обучения, которые зависят от типа школы. Также доступно домашнее обучение, однако оно противопоказано в тех случаях, когда дети в состоянии посещать школу.
Это связано с тем, что обучение на дому влечет за собой социальную изоляцию. В это же время работа с педагогами и контакт с другими детьми может помочь как можно быстрее избавиться от симптомов задержки психического развития.
Виды и рекомендации по коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)
Выделяется несколько видов
- Конституциональный
Если в семье были дети с ОВЗ (VII вида), то и ваш ребёнок может родиться с этим отклонением. Т.е. на развитие этого вида задержки влияет наследственность. Эти дети не выглядят на свой возраст, как по уму, так и по конституции. Они более хрупкие и мелкие чем их сверстники. Именно поэтому этот вид и называется конституциональным – от слова конституция. Над такими детьми сверстники издеваются, так как они внешне выглядят маленькими и беспомощными. Это приводит к тому, что такие дети перестаёт общаться с детьми своего возраста и в последствие нарушается нормальное развитие ребёнка.
- Соматогенный
Перенесенные детьми заболевания, которые затрагивают мозг ребенка, могут повлиять на развитие этого вида.
В школе дети данного вида испытывают серьезные трудности в адаптации. Они скучают по домашней обстановке и часто плачут вспоминая маму. Они не проявляют инициативы, пассивны и бездеятельны. Если на них постоянно оказывать руководящего воздействия, то эти дети будут более организованны и будут казаться не беспомощными.
- Психогенный
Этот вид развивается в процессе жизни. Рождаются абсолютно здоровыми детьми, но гиперопека или строгость в воспитании, а может, и полное его отсутствие приводит к плохой адаптации в коллективе. Такие дети тревожны, вялы и не проявляют инициативы. Многие не умеют подчиняться общепринятым нормам. Эти дети, как правило, не успевают в школе по многим предметам. Они необъективны, агрессивны или, наоборот, чрезмерно покорны.
- Церебрально-органического характера
Этот вид развивается в следствии повреждение головного мозга, которое может произойти, как в утробе матери, так и на раннем этапе развития.
Рекомендации по коррекции детей с ОВЗ (VII вида)
При корректировке ЗПР в первую очередь нужно обращать на внимание ребенка. Постоянно напоминайте ему, что он должен быть внимателен. Играйте с ребенком в различные игры на внимание. Покупайте ему различные раскраски. При раскрашивании постоянно контролируйте ребёнка, чтоб он сосредоточился и старался в силу своих возможностей не заходить за контур и выбирал правильные цвета. Рисуйте с ребёнком, в процессе развивается не только внимание, но и образная память потому, что ребенку нужно держать в уме образ того, что он хочет нарисовать. Так же развеваются психомоторика, восприятие и т д. А если при занятии обсудить с ребенком что он хочет нарисовать, что изображено на рисунке, каким образом еще можно изобразить то же самое, то развивается ещё мышление и речь.
Так же у таких детей часто страдает память. При коррекции памяти нужно с ребенком учить стихи, начиная с самых простых, состоящих из двух строк. Смотреть с ним различные мультфильмы, а потом заставляйте его пересказывать сюжет или читайте ему сами и просите тоже пересказать. Если ребёнку трудно справиться, то задавайте ему наводящие вопросы. Не забывайте объяснять ему новые и непонятные для него слова при чтении. Это расширит его словарный запас. Обыграйте самый интересный сюжет из произведения, которое вы с ребёнком прочитали. В игре ребенок подключает все свои психические процессы: мышление, воображение, восприятие и др. Чтобы попытаться передать настроение того или иного героя, его характер, когда разыгрывается определенный сюжет ребенку приходится прилагать немалые усилия. Можно нарисовать того или иного персонажа книги — это способствует развитию воображения, внимания и памяти. Обсудите литературное произведение — это способствует развитию речи и повышает коммуникативную компетентность ребенка.
Больше разговаривайте со своим чадом. Берите его на кухню, как самого главного помощника и учите его готовить, пусть даже ему 7 лет. Объясняйте для чего и почему надо сделать так, а не по – другому, повторяя по нескольку раз. Постепенно он начнёт сам задавать интересующие его вопросы, не забывайте на них отвечать. Этим вы разовьете у него жажду познания, которой и не хватает таким детям.
Возьмите на заметку, что проявление эмоций своего ребенка тоже нужно корректировать. Одёргивайте его, когда он бурно реагирует на естественные вещи. Если его отругали, он не должен обижаться, а должен понимать, почему это сделали. А вы должны, ему снова объяснить по какой причине вам не понравился его поступок. Это поможет ребёнку осознать его действия. Нужно учить таких детей самоконтролю, ведь именно его, как правило, и не хватает таким детям.
Правильно подойдите к коррекции своего ребёнка. Помогите своему родному и самому любимому человечку в развитии. Станьте педагогом для своего ребёнка. Ведь большую часть времени ваш ребёнок находится дома. А значит и развивается он дома. Ведь диагноз детей с ОВЗ (VII вида) надо не лечить, а корректировать, чтобы он пошёл в сторону исчезновения.
Знайте, если у вас в семье есть ребёнок с ОВЗ (VII вида), то неотъемлемой частью семейного воспитания должна стать коррекция недостатков развития такого ребёнка.